Научная статья на тему 'Профессиональное становление студента - гуманитария'

Профессиональное становление студента - гуманитария Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПОТЕНЦИАЛ / CAPACITY / КАЧЕСТВО / QUALITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG / СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERN / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONALITY / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / QUALITY CHARACTERISTICS / УСТРЕМЛЕНИЕ / ASPIRATION / ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИТАРИЙ / HUMANITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Лившиц Юрий Анатольевич

В статье авторы рассматривают процесс профессионального становления студента-гуманитария в Тольяттинском государственном университете и проблемы развития профессиональных устремлений молодежи. Раскрывается проблема выбора гуманитарных профессий среди молодежи и процесс профессионального обучения. В статье авторы анализируют условия современного российского общества, для которого огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, огромное значение приобретает выбор учебного заведения, что способствует усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. Из результатов исследования мы видим, что сегодня необходимо рассматривать инновационные социально-экономические подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности. Примером использования новых подходов в экономической социологии является разработка теории развития человеческого потенциала студента. Концепция развития человеческого потенциала ориентирована на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях. Именно развитие человеческого потенциала необходимо сегодня брать за основу оценки уровня развития молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FORMATION STUDENTS-HUMANITIES

The author considers the process of professional formation of students in the humanities at the Tolyatti State University and problems of professional aspirations of young people. Reveals the problem of choosing the liberal professions among young people and the process of professional training. The author analyzes the conditions of contemporary Russian society, for which great importance is the choice of direction and specialization of professional activity of each individual. As a result, the choice of paramount importance the institution that promotes more competition in the education market. From the results of the study we can see that today it is necessary to consider innovative socio-economic approaches to professional self-determination of youth. A measure of innovation potential, viability and vitality of society becomes its ability to provide educational space for constructive, creative activity of people, an adequate assessment of its product, making the results of this activity. An example of the use of new approaches in economic sociology is to develop a theory of human development of the student. The concept of human development is focused on improving the quality of life, the expansion of human capabilities in all areas. That human development is needed today to base assessment of the level of development of the youth.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление студента - гуманитария»

Ю.А. Лившиц,Т.Н. Иванова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ

УДК 159.9; 37.0

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ

© 2015

Ю.А. Лившиц, директор Гуманитарно-педагогического института Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье авторы рассматривают процесс профессионального становления студента-гуманитария в Тольяттинском государственном университете и проблемы развития профессиональных устремлений молодежи. Раскрывается проблема выбора гуманитарных профессий среди молодежи и процесс профессионального обучения. В статье автор анализирует условия современного российского общества, для которого огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, огромное значение приобретает выбор учебного заведения, что способствует усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. Из результатов исследования мы видим, что сегодня необХодимо рассматривать инновационные социально-экономические подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности. Примером использования новых подходов в экономической социологии является разработка теории развития человеческого потенциала студента. Концепция развития человеческого потенциала ориентирована на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях. Именно развитие человеческого потенциала необходимо сегодня брать за основу оценки уровня развития молодежи.

Ключевые слова: студент, профессия, потенциал, качество, молодежь, современность, родители, личностные качества, самооценка, взаимоотношения, общение, образование, качественные характеристики, устремление, обучение, гуманитарий.

В октябре 2014 года кафедрой социологии Тольяттинского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития гуманитарного образования.

Учитывая условия современного российского общества, огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, огромное значение приобретает выбор учебного заведения, и усиливает конкуренцию на рынке образовательных услуг.

В процессе исследования выявлялись факторы, влияющие на принятие решения о получении гуманитарного образования.

Объектом исследования были студенты 1 курсов (обоих полов) Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета, обучающиеся на следующих специальностях: социология, история, теория и практика преподавания иностранных языков и культур, журналистика, психология, перевод и переводоведение, филология. Размер генеральной совокупности составлял 1150 человек, величина выборки п = 612 человек.

Сбор эмпирической информации проводился путём группового (аудиторного) анкетирования студентов 1 курса Гуманитарно-педагогического института ТГУ по месту учебы в целевой аудитории. Анализ и обработка данных были проведены с использованием программного обеспечения «Детерминационный анализ. 5 версия». Простые распределения.

Рассматривая отношение респондентов к Гуманитарно-педагогическому институту, как «осознанность» учебного выбора можно рассмотреть следующие вопросы анкеты:

Отвечая на вопрос «рассматривали ли Вы возможность поступления в прочие учебные заведения» были получены следующие результаты: подобные возможности рассматривала почти половина респондентов (43.8%), ещё большая часть (55.4%) подобных возможностей не рассматривала. Это говорит о высокой популярности гуманитарного института в городе, для большей части респондентов (более половины выборочной совокупности) выбор был более чем очевиден.

Согласно субъективным оценкам респондентов, выбор учебного заведения респондентами был произведён сознательно, более % от общего числа респондентов (76.8%) ответили на поставленный вопрос категоричным утверждением. Респондентов, ответивших, менее категоричным утверждением было в 4.5 раза меньше

(17%), затруднившихся с ответом - 6.3%. Исходя, из этого можно говорить о высокой степени сознательности поступающих в ТГУ, что также может свидетельствовать о довольно высоком уровне удовлетворения институтом (и, как следствие, лояльности).

Следующим блоком вопросов в анкете был блок мотивации поступления. Из него можно сделать следующие выводы:

Главной причиной выбора Гуманитарно-педагогического института ТГУ как места обучения являлось стремление получить интересующую специальность; так на данный вопрос ответили 71.4% респондентов. Вариант ответа «чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность» выбрали более чем 2 раза меньшее число респондентов (32.1%). Прочие варианты ответа «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в ТГУ», «чтобы пожить студенческой жизнью» заметно менее популярны (25%, 18.8% и 14.3% соответственно). Это говорит, что поступающие в Гуманитарно-педагогический институт в большей степени заинтересованы в предмете обучения, статусом получаемой профессии, и в значительно меньшей степени заинтересованы материальными выгодами в профессиональной деятельности. Прочие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Отвечая на вопрос о факторах, повлиявших на выбор ТГУ в качестве места обучения, наиболее популярными вариантами ответов были связанные непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарно-педагогический институт на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности» отметили более 50% респондентов (64.3% и 58% соответственно). Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов (20.5%), отметивших большое значение развитой внеу-чебной деятельности.

Большинство респондентов твёрдо уверены в высоком качестве получаемого образования (65.2%), в 2 раза меньшее число респондентов испытывают не столь категорично, отвечали на данный вопрос (31.3%). Число респондентов, затруднившихся с ответом, было в 10 раз меньше (3.6%).

Основными источниками информации, откуда первокурсники узнали о Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ являются «знакомые и родственники» - 29.5%

Ю.А. Лившиц,Т.Н. Иванова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ

и «день открытых дверей ТГУ» - 24.1%. Меньшее число респондентов в качестве источника информации указали сайт ТГУ (17%) и печатные средства массовой информации, «газеты и журналы» - 10.7%. 7.1% респондентов отметили агитаторов ГумПи, варианты ответа «увидел (а) по телевизору», «был (а) на выставке ТГУ «55 на 5» », «был(а) на других выставках (презентациях) имеющих отношение к ТГУ» отметили менее 1% респондентов.

Наиболее значимым источником информации о Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ являются личные контакты со знакомыми и родственниками, «сарафанное радио». Как правило, в Гуманитарно-педагогический институт поступают сознательно, получив необходимую информацию из «первых рук», отсюда и высокое значение такого мероприятия как день открытых дверей. Наиболее популярным ответом

на вопрос, о том, «что вам больше всего понравилось на дне открытых дверей» был «подробная информация о специальностях в буклетах и на стендах» (25.9%). В полтора раза менее популярными вариантами ответов оказались «театрализованное представление в исполнении студентов» (17.9%) и вежливость и обходительность в общении работников и студентов ВУЗа (17%). Треть респондентов (33.9%) затруднились с ответом. Можно сказать, что день открытых дверей воспринимается в большей части как информационное мероприятие, прочие аспекты менее весомы (хотя также имеют большое значение).

Оценки информационного наполнения сайта Гуманитарно-педагогического института ТГУ в большинстве своём положительны: отрицательных оценок всего 1.8% и 17.9% затруднились с ответом. Более 80% респондентов отметили достаточность информации на сайте ТГУ, но большинство оценок не было категоричным: 38.4 % категорично положительных оценок к 42% «сомневающихся». В целом, наполнение сайта Гуманитарно-педагогического института ТГУ в оценках первокурсников можно признать приемлемым, но «нет предела совершенству».

Отвечая на вопрос о необходимости рекламы Гуманитарно-педагогического института ТГУ, большинство (почти двоекратное) первокурсников отвечают положительно. «Сторонников» рекламы - 47.3%, противников - 25.1%. 28.6% респондентов затруднились с ответом.

Наиболее приемлемым форматом рекламы Гуманитарно-педагогического института было назван «телевизионный ролик» - 40.2% респондентов. «Посещение школ студентами, целенаправленная агитация» - такой вариант ответа выбрали 32.1% респондентов. Менее популярны были варианты ответа: «реклама в Интернете» - 20.5%, «создание профориен-тирующих центров для школьников при Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ» - 18.8%, «газетная публикация» - 17.9%, «презентация или выставка»

- 14.4%. Наименее популярным вариант ответа - «радиоролик» - 5.4%. Можно отметить значительную популярность «контактных» методов («агитация», «создание профориентирующих центров»). Среди медийных форм значительно более популярен формат телевизионного ролика.

Среди рекомендуемых изменений в оформлении сайта ТГУ наиболее популярным вариантом ответа явился «добавление информации по отдельным факультетам»

- 22.3%. Со значительным отрывом идут варианты «изменить цветовую гамму и дизайн сайта» - 14.3%, «предоставить полную информацию о вакансиях» 13.4%, «выложить на сайт общее расписание» - 12.5%. Популярным был также вариант ответов «никаких изменений вносить не нужно» (18.8%). Почти 9% респондентов затруднились с ответом.

Выставки, подобные «ТГУ 55 на 5» большинством первокурсников предполагается сделать регулярными: «каждый год» - 39.3%; «раз в 5 лет» - 25.9% респон-

дентов. Варианты «раз в 10 лет» и «вообще не нужно проводить подобные выставки» были гораздо менее популярными (0.9% и 2.7% соответственно). 31.3% респондентов с ответом на вопрос затруднились

Оценки популярности Гуманитарно-педагогического института среди студентов-первокурсников по институтам ТГУ в большинстве своём положительные. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7.1%, «нейтральных» -11.6%, «положительных» - 77.7%. Затруднились с ответом 3.6% респондентов

Из ответов на данные вопросы можно видеть, что значительная часть студентов-первокурсников стояла перед выбором из нескольких специальностей Гуманитарно-педагогического института (42.9%), 53.6% респондентов перед подобным выбором не стояли. Можно проследить тенденцию: значительная часть абитуриентов, определившись с направлением и (даже) местом обучения (Гуманитарно-педагогического института), испытывают некоторые сомнения в выборе конкретной специальности. Можно предположить, что у большинства студентов гуманитарного образования присутствует желание изучать специальности смежных гуманитарных направлений, в рамках факультативов (или, возможно, в рамках второго высшего образования).

Наибольший интерес для студентов представляют следующие специальности: журналистика (19.6%), и, со значительным отрывом, психология (12.5%), перевод и переводоведение (9.8%). Прочие варианты ответа значительно менее популярны

При изменении формулировки вопроса, «Если бы сегодня учебная часть предложила Вам перевестись или получить второе высшее образование» результаты значительно изменяются: популярность «журналистики» остаётся на прежнем уровне (19.6%), а популярность ответов «психология» и «перевод и переводоведение» резко увеличивается, почти в полтора раза. Также значительно увеличивается популярность ответов «социология» и «теория, и методология преподавания иностранных языков и культур» - почти в 2 раза. Это объяснимо тем, что на предыдущий вопрос не отвечали 38.4% респондентов в возможном поступлении на другую специальность Гуманитарно-педагогического института, а в данном вопросе затруднилось с ответом всего 8.9% респондентов.

Можно отметить, что единственной специальностью, на которой не произошло изменений, стала «журналистика». Это говорит о том, что именно на эту специальность хотят перейти, более осознано задумываются об этом; эта специальность нераспространенна в невынужденных, случайных ответах.

Подавляющее большинство респондентов считают специальности Гуманитарно-педагогического института интересными, актуальными для города (67.9%). Сомневаются в этом 16.1% респондентов, 16.1% респондентов затруднились с ответом.

Чаще прочих, наименее актуальной дисциплиной называлась история (15.2%), значительно реже - социология (5.4%), филология (3.6%) и прочие дисциплины (2.7% и реже). 69.6% респондентов затруднились с ответом

Наиболее перспективной специальностью ТГУ была названа «журналистика» (42.9%), значительно реже встречался ответ «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (25.9%), в связи с огромным количеством желающих изучать иностранные языки. Прочие специальности назывались с примерно одинаковой частотой, 15.2% - 17.9%.

Значимой для города считают свою профессию более % респондентов (75.9%), незначимой - 3.6%, более чем в 20 раз меньшее число респондентов. Что можно признать характерным результатом, ведь выбор собственной профессии зачастую продиктован её значимостью. Более 20% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.

Ю.А. Лившиц,Т.Н. Иванова педагогические

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ науки

Сложной для освоения считают свою профессию более половины (55%) респондентов, примерно равное количество (немногим более 20%) считают свою профессию (обучение) несложной или затруднились с ответом.

Ответы на вопрос «считаете ли Вы, что по окончанию университета сможете работать по специальности» были получены в целом оптимистичные. Почти 70% респондентов ответили на этот вопрос утвердительно. Отрицательных ответов значительно меньше (4.5%), затруднились с ответом немногие, более 25% респондентов.

Отвечая на вопрос о важности и перспективности работы в сфере получаемой специальности, наиболее распространённым (как и следовало ожидать) оказался вариант ответа «очень важная и перспективная» - 46.4% респондентов. Не важной и неперспективной считают свою профессию 4.5% в 10 раз меньшее число студентов респондентов. Затруднилось с ответом 23% респондентов.

Большинство студентов (почти 80%) твёрдо уверены в выборе своей профессии, и даже при наличии шанса «начать всё с начала» ничего бы не стали менять. 7.1% затруднились с ответом, и 6.3% хотели бы что-то изменить.

В ходе исследования выяснилось, что основными причинами поступления на обучение в Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ являлось стремление получить интересующую специальность; вторым по популярности был вариант ответа «чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность». Прочие варианты ответа «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в Гуманитарно-педагогическом институте », «чтобы пожить студенческой жизнью» заметно менее популярны. Это говорит, что поступающие в Гуманитарно-педагогический институт в большей степени заинтересованы в предмете обучения, статусом получаемой профессии, и в значительно меньшей степени заинтересованы материальными выгодами в профессиональной деятельности. Прочие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Отвечая на вопрос о факторах, повлиявших на выбор гуманитарного образования в качестве места обучения, наиболее популярными вариантами ответов были связанные непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарно-педагогический институт ТГУ на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности». Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов, отметивших большое значение развитой внеучебной деятельности.

Основными источниками информации первокурсники узнали о Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ, являются «знакомые и родственники» и «день открытых дверей ТГУ». Меньшее число респондентов в качестве источника информации указали сайт ТГУ и печатные средства массовой информации, «газеты и журналы». Респонденты отметили агитаторов Гуманитарно-педагогического института, варианты ответа «увидел (а) по телевизору», «был (а) на выставке ТГУ «55 на 5» », «был(а) на других выставках (презентациях) имеющих отношение к ТГУ» отметили менее 1% респондентов.

Наиболее значимым источником информации о Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ являются личные контакты со знакомыми и родственниками, «сарафанное радио». Как правило, в Гуманитарно-педагогический институт поступают сознательно, получив необходимую информацию из «первых рук», отсюда и высокое значение такого мероприятия как день открытых дверей.

Оценка деятельности Гуманитарно-педагогического института среди студентов-первокурсников по ин-62

статутам ТГУ в большинстве своём положительные. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7.1%, «нейтральных» - 11.6%, «положительных» - 77.7%. Затруднились с ответом 3.6% респондентов. Для более подробных результатов исследования, есть необходимость проведения качественного исследования, а именно проведение нескольких фокус-групп (глубинное интервью) с участием не только студентов первокурсников Гуманитарно-педагогического института ТГУ, а также будущих абитуриентов.

Из результатов исследования мы видим, что сегодня необходимо рассматривать инновационные социально-экономические подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.

Примером использования новых подходов в экономической социологии является разработка теории развития человеческого потенциала студента. Концепция развития человеческого потенциала ориентирована на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях. Именно развитие человеческого потенциала необходимо сегодня брать за основу оценки уровня развития молодежи. Критериями оценки при этом являются:

1) продолжительность жизни;

2) уровень образования;

3) валовый внутренний продукт.

Эти критерии в совокупности и образуют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Профессиональное становление молодежи детерминировано процессом глобализации. За последнее время жизненный путь каждого человека оказался накрепко связан с судьбой мира и планеты. Наша планета «уменьшилась» благодаря развитию транспорта и средств коммуникаций через системы электронной связи, спутникового телевидения и Internet [1; 2; 3; 4].

Следующим важным фактором выступает общественное устройство, так как любое общество имеет свою идеологию, которая накладывает отпечаток на процессы социализации, показывая образцы исполнения социальных ролей. Условия социализации зависят не только от уровня экономического развития, но и от особенностей его социально-профессиональной структуры. Одной из характеристик развитого общества является вертикальная социальная мобильность, которая определяется возможностями различных членов общества для перехода из одного социально-профессионального слоя в другие, более высокие по социальному статусу [5-8]. Немаловажным для личности в процессе профессионального становления является реальная оценка возможности перехода благодаря повышению своего образовательного и профессионального уровня, а также инициативы в реализации личностных качеств [9-16].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.

2. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

3. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 51-54._

Ю.А. Лившиц,Т.Н. Иванова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ

4. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011

5. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

6. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.

7. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

8. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

9. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

10. Иванова Т.Н. Социально-трудовой потенциал молодежи как стратегический ресурс современного общества (на примере самарской области) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 114-116.

11. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.

12. Иванова Т.Н. К вопросу создания кластерной образовательной непрерывной профессиональной системы самарского региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 58-60.

13. Горбачева Н.Б. Выбор трудовой и профессиональный деятельности современной молодежи (на примере г. тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 107-109.

14. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 60-63.

15. Варфоломеева Т.П. Социально-психологические аспекты изучения профессий системы «человек-человек» // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 49-52.

16. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере г.о.тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 60-61.

PROFESSIONAL FORMATION STUDENTS-HUMANITIES

© 2015

Y.A. Livshits, director of the Institute of Humanities and Education T.N. Ivanova, Doctor of Social Sciences, Professor of «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The author considers the process of professional formation of students in the humanities at the Tolyatti State University and problems of professional aspirations of young people. Reveals the problem of choosing the liberal professions among young people and the process of professional training. The author analyzes the conditions of contemporary Russian society, for which great importance is the choice of direction and specialization of professional activity of each individual. As a result, the choice of paramount importance the institution that promotes more competition in the education market. From the results of the study we can see that today it is necessary to consider innovative socio-economic approaches to professional self-determination of youth. A measure of innovation potential, viability and vitality of society becomes its ability to provide educational space for constructive, creative activity of people, an adequate assessment of its product, making the results of this activity. An example of the use of new approaches in economic sociology is to develop a theory of human development of the student. The concept of human development is focused on improving the quality of life, the expansion of human capabilities in all areas. That human development is needed today to base assessment of the level of development of the youth.

Keywords: student, profession, capacity, quality, young, modern, parents, personality, self-esteem, relationships, communication, education, quality characteristics, aspiration, education, humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.