ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Шатохина Наталия Викторовна - преподаватель кафедры ЕиМД СОФ БелГУ
Аннотация. При исследовании профессионально-трудового пространства студенческой молодежи акцентировано внимание на том, что каждый 4-5 студент не удовлетворен избранной специальностью. Выделяется четыре группы студентов по показателю «отношение к избранной специальности»: «утвердившиеся», «стабильные», «сомневающиеся» и
«разочаровавшиеся». Проявляется тенденция роста числа «сомневающихся» и «разочаровавшихся» за время обучения в вузе. Половина студентов намерена работать по вузовской специальности, более 70% намерены остаться работать в своем городе.
Ключевые слова: профессия, профессиональный выбор, профессионально-трудовые ориентации, студенческая молодежь, трудовая миграция, «утечка умов».
Профессионально-трудовые ориентации имеют судьбоносное значение для студенческой молодежи, детерминации их жизненного пути. Сами же эти ориентации зависят во многом от правильности (оптимальности) сделанного студентами профессионального выбора.
Цель данной статьи - обобщение результатов социологических исследований о профессионально-трудовых ориентациях студентов Белгородской области, степени оптимальности их профессионального выбора.1
Респондентам, прежде всего, было предложено выразить степень удовлетворенности избранной специальностью. Их ответы распределились следующим образом: почти две трети опрошенных студентов (62%) заявили, что они удовлетворены выбором специальности, 21,9% -не удовлетворены этим выбором, 2,5% не задумывались об этом и 13,7% затруднились ответить. Показатель чувствительности к данному вопросу составляет 0,84 (при максимальном значении, равном 1).
Показатели удовлетворенности/неудовлетворенности избранной специальностью мало меняются за время обучения студентов в вузе, хотя проявляется тенденция понижения уровня удовлетворенности. Если на первом курсе этот показатель равен 72,5%, то к пятому курсу он опускается до 63,3%. Выбором специальности сравнительно больше удовлетворены студенты БГТУ им. В.Г. Шухова, Старооскольского филиала БелГУ, меньше удовлетворены студенты Старооскольского филиала МИСиСа.
В ходе проведенного исследования выяснялось также, как изменилось отношение студентов к избранной специальности за время их обучения в вузе. Позиции студентов по этому вопросу оказались диаметрально противоположными: 30% опрошенных заявили, что их отношение к избранной специальности никак не изменилось. Примерно столько же (30,5%) еще больше убедились в правильности сделанного выбора. У каждого четвертого-пятого студента возникло сомнение в правильности сделанного выбора. Имеются и «разочаровавшиеся» (10,6%). Небольшая часть студентов (6,6%) затруднилась с ответом на поставленный вопрос, и их можно отнести, скорее, к тем, чье отношение к избранной специальности не изменилось.
Таким образом, выделяются четыре группы студентов по показателю «отношение к избранной специальности»: «утвердившиеся», «стабильные», «сомневающиеся» и
«разочаровавшиеся».
Анализ динамики отношения студентов к избранной специальности показывает тенденцию роста числа «сомневающихся» и «разочаровавшихся». «Утвердившихся» сравнительно больше среди студентов БГТУ и Старооскольского филиала БелГУ, «стабильных» - опять же среди студентов БГТУ и филиала МИСиСа, «сомневающихся» - среди студентов БелГУ и БГСХА, «разочаровавшихся» - среди студентов БелГУ и старооскольских вузов.
Отношение студентов к избранной специальности выяснялось также посредством анализа их ответов на вопрос «Если бы Вам представилась возможность заново выбрать специальность,
1 Социологическое исследование «Жизненное пространство студенческой молодежи Белгородской области», проведено в течение 2009-2010 гг. в белгородских вузах - Белгородском государственном университете (БелГУ), Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова (БГТУ), Белгородской государственной сельскохозяйственной академии (БГСХА), Старооскольском филиале БелГУ, Старооскольском филиале Московского института стали и сплавов (МИСиС). Опрошено 650 респондентов (выборка многоступенчатая, гнездовая).
выбрали ли Вы свою нынешнюю?». Полученные ответы распределись следующим образом: «да» -37,6%, скорее всего, да - 18,6%, скорее всего, нет - 19%, нет - 15,8%. Затруднились ответить 9% опрошенных. Таким образом, большинство студентов (56,2%) вполне удовлетворено избранной специальностью и не собирается её менять. Вместе с тем, для четвертой части студентов их профессиональный выбор оказался неоптимальным.
Показатель оптимальности профессионального выбора несколько меняется за время обучения в вузе, причем меняется в негативную сторону. У первокурсников он составляет 60,7%, а у студентов 5-го курса - 47,6%, т.е. уменьшается на 13,1 процентных пункта. Сравнительно выше показатели оптимальности профессионального выбора у студентов старооскольских вузов, ниже -у студентов сельскохозяйственной академии (45,4%).
Как показывают данные исследований В.В. Буркова, показатели оптимальности/неоптимальности профессионального выбора связаны с гендерными различиями студентов, их успеваемостью, курсом обучения и формой обучения (бюджетной или платной). Показатель оптимальности профессионального выбора сравнительно выше среди юношей и, соответственно, ниже среди девушек [1, 78-79]. Если принять во внимание данные об успеваемости студентов, то показатель оптимальности профессионального выбора оказывается выше среди «хорошистов», несколько ниже среди «отличников» и ниже всего - среди «троечников» (36% из них ответили на поставленный вопрос «нет» против 16-22% из других категорий опрошенных). Вместе с тем, среди «отличников» оказалось сравнительно больше затруднившихся с ответом на рассматриваемый вопрос. Ощущение оптимальности профессионального выбора ослабевает у студентов по мере их перехода на более старшие курсы. В оценке студентов 1-го курса показатель оптимальности равен 65%, 2-го курса - 53%, 3-го курса
- 48% и 4-го курса - 29%. Обратим внимание также на данные об оптимальности профессионального выбора в зависимости от формы обучения студентов. Показатель оптимальности профессионального выбора у «платников» составляет 63%, тогда как у «бюджетников» он равен всего 39%.
Оптимальность профессионального выбора связана непосредственно с намерением студентов работать по специальности. Судя по полученным данным, почти половина опрошенных студентов (45,8%) намерена работать по вузовской специальности. Не намерена работать по вузовской специальности 9,5% опрошенных, т.е. почти каждый десятый из белгородских студентов. Значительная часть опрошенных (35,2%) пока не задумывалась над этим вопросом, а 9,5% затруднились ответить.
Намерение работать по специальности, к сожалению, ослабевает за время обучения студентов. Причем, своего рода «критической точкой» оказывается третий год обучения. Среди первокурсников 58,9% опрошенных выражают намерение работать по вузовской специальности, среди студентов третьего курса этот показатель падает до 39,9%, и он сокращается до пятого курса. За время обучения в вузе, как это ни парадоксально, увеличивается количество студентов, не определившихся со своей будущей работой, т.е. с работой по вузовской или иной специальности (см. таблицу 4п в Приложении).
Показатель готовности работать по вузовской специальности сравнительно выше среди студентов филиала МИСиСа (54,4%) и ниже среди студентов БелГУ. «Неопределившихся» относительно больше среди студентов технологического университета и сельскохозяйственной академии. Твердое намерение не работать по вузовской специальности выразили 15,7% студентов БелГУ и 18,4% студентов МИСиСа.
В ходе социологического исследования выяснялось также, где предпочли бы работать студенты - на государственных или частных (акционерных) предприятиях. Оказалось, что 27,5% опрошенных студентов предпочли бы работать на государственном предприятии, почти столько же - на частном (акционерном). Четвертая часть опрошенных затруднилась с определением собственных предпочтений, а каждый пятый заявил, что «лучший вариант - выезд за границу».
За время обучения в вузе происходят следующие изменения в профессионально-трудовых предпочтениях студентов. Во-первых, становится больше определенности в самих предпочтениях. Во-вторых, заметно сокращается количество ориентированных на работу за границей (с 27,3% на первом курсе до 16,1% на пятом курсе). В-третьих, соответственно увеличивается количество ориентированных на работу на отечественных предприятиях - как на государственных, так и на частных.
Государственные предприятия как потенциальная сфера деятельности привлекают сравнительно больше студентов сельскохозяйственной академии и Старооскольского филиала
БелГУ, частные (акционерные) предприятия - студентов БелГУ и МИСиСа. Желание работать за границей проявляется примерно одинаково - на уровне 20%. Отклонения заметны только в БелГУ (14%) и его Старооскольском филиале (23,4%).
Обратимся также, для сравнения, к данным опроса студентов московских вузов. На вопрос: «Какие Ваши планы после окончания вуза?» московские студенты ответили следующим образом (в % к числу опрошенных): работать по специальности, полученной в вузе - 58,4%; поступить в аспирантуру, заниматься наукой - 10,9%; получить новую специальность, квалификацию - 18,9%; уехать за границу на время для работы по специальности - 11,8%. Заметим, что на получение новой специальности ориентируются прежде всего студенты государственных вузов, обучающиеся бесплатно, а менее всего - студенты негосударственных вузов, что свидетельствует о более правильном выборе профессии и соответствующего вуза [2, 59-60].
Подавляющее большинство опрошенных студентов Современного гуманитарного университета (76,3%) намерено связать свою профессиональную карьеру со специальностью, получаемой в СГУ. Только 21,43 % студентов после его окончания собираются работать на государственном предприятии, 12,14 % решили посвятить себя малому бизнесу, 17,14 % стремятся попасть в крупную негосударственную корпорацию, 12,86 % хотели бы открыть свое дело. Одна треть респондентов, в основном это первокурсники, еще не определилась со своим будущим профессиональным выбором. И лишь каждый двадцатый студент не собирается работать в ближайшее время после окончания вуза в силу различных объективных причин (уход за ребенком, продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре СГУ и т.д.) [3, 123-127].
В народе говорят: «где родился, там и пригодился». Это имеет отношение и к выбору будущего места работы, к профессионально-трудовому «патриотизму». Студентам было предложено выразить свое отношение к данной поговорке - согласие или несогласие. Каждый пятый из опрошенных выразил согласие, 27,5% - несогласие, большинство (51,8%) предпочло уклончивый ответ «не совсем». Сравнительный анализ полученных данных показывает тенденцию понижения уровня профессионально-трудового «патриотизма» студентов за время их обучения в вузе (см. таблицу 6п в Приложении). Относительно более высокий уровень профессиональнотрудового патриотизма выражают студенты филиала МИСиСа, более низкий уровень - студенты БГТУ и особенно БелГУ.
При проведении социологического опроса выяснялось также, где (территориально) намерены работать студенты после окончания вуза? Для возможных ответов были предложены варианты: 1) в своем городе, 2) в своем регионе, 3) в другом российском регионе, 4) в ближнем зарубежье, 5) в дальнем зарубежье. Таким образом, ответы были предложены с учетом тенденции «расширяющегося» пространства. Сравнительно больше предпочтения было отдано первому варианту: 70% опрошенных студентов намерены остаться работать в своем городе. Далее идет второй вариант (15,2% респондентов намерены работать в своем регионе). Довольно много затруднившихся с выбором ответа - 21,3%. Остальные участники опроса ответили так: «в другом российском регионе» - 10,7%, «в ближнем зарубежье» - 2,4%, «в дальнем зарубежье» - 9,6%.
Если не брать во внимание количество затруднившихся с ответом на вопрос о предпочтительном месте работы, а принять к сведению только определенные ответы (варианты 1,
2, 3, 4, 5), то можно рассчитать показатель профессионально-трудового патриотизма по формуле
П. = Еп1 +п2 ,
ГД' ІПі + П2 + Пз + ҐІ4 + тов, выбравших первый вариант ответа, п2 - количество
респонден____,____р__________р_____риант ответа и т.д. Искомый показатель будет равен 56,0 ~
0,71 (при максимальном значении, равном 1).
Анализ социологических данных в разрезе курсов обучения и отдельных вузов показывает:
- во-первых, тенденцию усиления профессионально-трудового патриотизма студентов за
время их обучения в вузе: на первом і ' " показатель составляет 0,69, на третьем курсе - 0,74 и на пятом курсе - 0,75; 78,7
- во-вторых, существенные различия в уровне профессионально-трудового патриотизма в отдельных вузах: в филиале МИСиС он равен 0,85, в филиале БелГУ - 0,74, сельскохозяйственной академии - 0,75, но, вместе с тем, в БелГУ он составляет 0,58, а в БГТУ - 0,60. Таким образом, показатель профессионально-трудового патриотизма сравнительно выше у студентов периферийных вузов и у студентов сельскохозяйственного профиля.
Литература
1. Бурков В.В. Воспитание студентов средней профессиональной школы в социокультурных условиях современной России. - Белгород: Изд. центр «Логия», 2004.
2. Ильинский И.М., Бабочкин П.И., Черняева В.А., Ушакова М.В. Студенты о высшем образовании в московских вузах. - М.: Изд-во МГСА, 2002.
3. Черненкова М.В. Социально-трудовые ориентации учащихся и студентов (по данным социологического опроса) // Социальные структуры и процессы: Всеросс. науч.-практич. (заочная) конф., декабрь 2007 / Белгор. гос. технол. ун-т; редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев.
- Белгород: Изд-во БГТУ им В.Г. Шухова, 2007.