Научная статья на тему 'Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания'

Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / EXPERIMENTAL WORK / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / THEORY OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / THE INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY / БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТА / THE BASE OF THE EXPERIMENT / СТУДЕНТЫ МАГИСТРАТУРЫ / GRADUATE STUDENTS / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / INNOVATIVE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Руденко Ирина Викторовна

В статье раскрывается опыт организации опытно-экспериментальной работы научно-исследовательского коллектива лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО (рук. Селиванова Н.Л.) Тольяттинского государственного университета по разработке актуальных проблем воспитания. Опытно-экспериментальная работа как комплексный научный метод, посредством которого осуществляется изучение реального состояния актуальной проблемы и её совершенствование, оказала позитивное влияние на развитие теории и практики воспитания в образовательных учреждениях г.о. Тольятти. На основе современных научных данных создана система научно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений, подготовлены научные кадры для высшей школы, открыта магистратура, осуществляется международное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Руденко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE EXPERIMENTAL WORK UNIVERSITY IN THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

This article deals with the experience of experimental work, the research team of the Institute of Laboratory theory of education theory and history of pedagogy RAO (Selivanovа N.L.) Togliatti State University on the development of actual problems of education. Experimental work as a complex scientific method, by which the study of the real state of the actual problem and its improvement, had a positive impact on the development of the theory and practice of education in educational institutions GO Togliatti. On the basis of current scientific evidence established a system of scientific and methodological support of the children's organizations, research staff prepared for high school, magistracy, to achieve international cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания»

педагогические науки

Л.В. Алиева, И.В. Руденко РОЛЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА ...

УДК 37.013

РОЛЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ

© 2015

Л.В. Алиева, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории

теории воспитания Институт стратегии и теории образования, Москва (Россия)

И.В. Руденко, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик преподавания

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье раскрывается опыт организации опытно-экспериментальной работы научно-исследовательского коллектива лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО (рук. Селиванова Н.Л.) Тольяттинского государственного университета по разработке актуальных проблем воспитания. Опытно-экспериментальная работа как комплексный научный метод, посредством которого осуществляется изучение реального состояния актуальной проблемы и её совершенствование, оказала позитивное влияние на развитие теории и практики воспитания в образовательных учреждениях г.о. Тольятти. На основе современных научных данных создана система научно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений, подготовлены научные кадры для высшей школы, открыта магистратура, осуществляется международное сотрудничество.

Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, теория воспитания, инновационная деятельность вуза, база эксперимента, студенты магистратуры, инновационный опыт.

В современных условиях качественного реформирования всей системы образования возрастает роль высших учебных заведений как научно-исследовательской базы, на которой разрабатываются актуальные проблемы общего, дополнительного и профессионального образования, общественного воспитания (от дошкольного до высшего профессионального); апробируется инновационный опыт; обновляются, развиваются новые научно-педагогические знания, формируется новый тип профессионала, педагога - воспитателя.

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) - комплексный научный метод, посредством которого осуществляется:

- изучение реального состояния актуальной проблемы;

-определение теоретико-методологических подходов к позитивному разрешению проблемы (преодолению противоречий, кризисных проявлений, эффективному использованию традиций и инноваций в практике);

-организация экспериментальной работы по выявлению условий, средств, эффективного разрешения проблемы (опытной базы экспериментальной работы);

- выявление адекватных проблеме исследования методов диагностирования (социологических, психологических, педагогических) результативности теоретического анализа и экспериментальной работы;

-оформление основных итогов опытно-экспериментальной работы, организация их трансляции и апробации в массовой практике.

Особо подчеркнем, что опытно-экспериментальная работа - не самоцель, а осознанная потребность «изменить» сложившуюся практику воспитания, придать ей социально-педагогическую динамику на основе органичного взаимодействия научного знания, опыта (позитивного и негативного, сложившихся противоречий). Опытно-экспериментальная работа ( в отличии от «эксперимента» - метода исследования) - комплексный метод, позволяющий, прежде всего, научно отрефлексиро-вать реальное состояние проблемы, экспериментально проверить действенность, результативность позитивного опыта, перспективы его эффективного использования в развитии детского движения

Опытно-экспериментальная работа является важнейшим направлением научно-исследовательской деятельности вуза, в содержание которой закладывается:

- анализ основной образовательной деятельности с учетом новейших научных данных и требований к высшему образованию как «завершающему циклу» системы непрерывного открытого образования (выявление «традиционного позитива», инноваций, актуальных проблем, точек кризиса);

- теоретико-методологическое обоснование научных

подходов к разрешению актуальных проблем образования, воспитания (концептуальные основы);

- разработка программ, проектов, модулей ОЭР и их апробация в практике социальных партнёров вуза;

- разработка системы мониторинга, диагностики результативности;

- оформление результатов; их внедрение в теорию и практику образования, воспитания, в совершенствование образовательной деятельности вуза, его партнеров в социуме (научно-методические пособия, монографии, рекомендации, инновационные программы, технологии и т.д.).

Иными словами, инновационная совместная деятельность педагогических работников и студентов; школа творческого научно-педагогического профессионального роста педагогических работников; пространство развития научного творчества студентов, закрепления позитивной мотивации выбора профессии; «выход» вуза в окружающий социум для решения проблем образования , воспитания, востребованных, особо актуальных для региона, города, что позволяет вузу расширить свое позитивное влияние в социуме, привлечь опытных педагогов, руководителей к решению общих насущных проблем.

Тольяттинский государственный университет с 2000 года стал базой по разработке проблем теории и практики воспитания во внеучебной деятельности образовательного учреждения и системе общественного воспитания детей и молодежи. Благоприятным фактором, определившим выбор проблем и конкретных тем опытно-экспериментальной работы стал творческий союз ТГУ с Институтом теории и истории педагогики РАО (ИТИП РАО), в котором разрабатывались современные теоретико-методологические подходы к обоснованию роли и места воспитания в системе основного и дополнительного образования и общественного воспитания, перспективные модели воспитания, воспитательные системы научным коллективом лаборатории теории воспитания (Л.И.Новикова первый руководитель, основатель научной школы воспитания; Н.Л.Селиванова, ученица Л.И.Новиковой, руководитель в настоящее время, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор).

Концептуальной основой опытно-экспериментальной работы стали результаты разработки проблем воспитания лабораторией теории воспитания ИТИП РАО, в частности современные теоретико-методологические подходы к познанию воспитания как закономерности развития человека и общества; социально-педагогической, конкретно-исторической реальности, целенаправленному процессу в системе образования. Выбор проблем воспитания для опытно-экспериментальной

Л.В. Алиева, И.В. Руденко педагогические

РОЛЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА ... науки

работы был не случайным. Кризис воспитания в системе школьного образования, в деятельности ранее действующих детских и молодежных общественных организаций требовал научно обоснованного пересмотра опыта, методической системы, теоретических подходов к организации процесса воспитания в новых условиях, подготовки нового типа педагога-воспитателя. Новые требования к педагогическому профессиональному образованию требовали осмысления значительного позитивного опыта образования и воспитания в регионе с целью его закрепления, творческого обновления и создания на его основе нового педагогического опыта воспитания детей и молодежи.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на решение комплекса задач, среди которых:

1. Разработка Концепции и программы опытно-экспериментальной работы с четким обозначением актуальности проблемы, научных подходов, понятийного аппарата, цели, задач ОЭР, прогнозируемых результатов.

2. Опора на изучение и анализ практики образования, общественного воспитания города, региона.

3. Активное привлечение к ОЭР вуза педагогической общественности, профессионалов города (представителей образовательных, общественных структур, органов управления, культурных учреждений).

4. Вовлечение в ОЭР студентов, учащихся города, детских общественных организаций и объединений.

5. Широкая практическая направленность и апробация полученных теоретических выводов и результатов.

ТГУ был инициатором проведения совместной научно-практической конференции «Диагностика и мониторинг в сфере воспитания» (2006 г.), в которой приняли участие педагоги вуза, школ, учреждений дополнительного образования города, которая стала определённым стимулом дальнейшего сотрудничества и способствовала выбору общих проблем и тем для разработки.

За основу определения приоритетных тем ОЭР были взяты:

- потребности воспитания молодежи и детей в системе базового и высшего образования в изменившихся социально-экономических условиях России;

- проблемы и опыт воспитания (традиции и инновации) в образовательной деятельности региона и города.

Назовем некоторые темы.

Системный подход к воспитанию определил актуальную проблему ОЭР «Становление и развитие воспитательной системы образовательного учреждения» как социально-педагогического механизма выявления и оптимальной реализации воспитательного потенциала учреждения». Данная проблема включала комплекс взаимосвязанных конкретных тем, которые и стали основным содержанием опытно-экспериментальной работы университета на протяжении последних 10 лет, определив, в том числе, направление магистратуры «Педагогика и психология воспитания», открывшейся в 2010 году.

Результаты совместных исследований позволили выявить и апробировать на практике роль и место основных субъектов воспитательной системы в ее эффективном функционировании. В работе активно участвовали студенты магистратуры Ухаткина Е., Куценко Е., Шавалиев Р., Изгарская С., Андреева Е.

По результатам разработки темы: «Становление и развитие личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя - субъекта воспитательной системы» была определена новая многофункциональная позиция педагога-воспитателя (в ДОУ, УДО), а личностно-про-фессиональная позиция как показатель реализации этой позиции в конкретной профессиональной образовательной деятельности; разработаны критерии и показатели личностно-профессиональной педагога-воспитателя; разработана и апробирована программа повышения квалификации педагога-воспитателя. Особым достижением 12

явилась защита в 2010 году диссертации Тумаковой О.Е. «Становление личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации» (н.р. д.п.н. Руденко И.В.)

Теоретически и практически значимой стала проблема организации опытно-экспериментальной работы по актуальным проблемам развития детского движения в городе. Темы «Роль детской общности в создании и функционировании воспитательной системы», «Детское общественное объединение - специфический субъект образования и социального воспитания» существенным образом повлияли на содержание работы центра по поддержке детского движения МБОУ ДОД ЦВР «Диалог», где была создана и признана на областном конкурсе «Лучшее учреждение» (2011г.), инновационной, система методического сопровождения деятельности детских общественных учреждений. В процессе сотрудничества лаборатории теории воспитания, ТГУ Центра «Диалог» были:

- обоснованы принципы взаимодействия детских общественных объединений с образовательными структурами в создании воспитательных систем и воспитательного пространства города;

- определена роль общественных объединений в гуманизации и демократизации системы школьного образования, развитии ученического самоуправления;

- разработаны критерии, система мониторинга и диагностирования воспитательной результативности деятельности детских объединений.

- подготовлен опытный вариант программы педагогической подготовки студентов ТГУ к работе с детскими общественными объединениями;

- разработана и апробирована система научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагога-руководителя детского общественного объединения; дифференцированная программа повышения педагогического мастерства руководителя детского общественного объединения.

Одним из значимых результатов сотрудничества стала защита кандидатской диссертации Муравьевой Л.А. по теме: «Подготовка педагогов к работе с детскими общественными объединениями в системе повышения квалификации» (2011 г., н.р. д.п.н. Руденко И.В.).

Апробация и внедрение результатов опытно-экспериментальной работы проходило в процессе проведения систематических тематических учебных семинаров; представления методических материалов на профессиональных конкурсах; публикаций в периодической педагогической печати; организации совместной практической работы с детскими общественными объединениями (экологической, пионерской, краеведческой направленности); выбора тем выпускных работ студентами магистратуры. Основные результаты опытно-экспериментальной работы были представлены в серии научно-методических публикаций: пособий, монографий, рекомендаций, статьей, программ, проектов. Эти публикации (более 100) составили новую научно-методическую базу организации процесса воспитания образовательных организаций; внесли определенный вклад в теорию и практику внешкольного воспитания.

Опытно-экспериментальная работа стала базой творческого профессионального роста преподавателей, кураторов, педагогов-воспитателей, организаторов детских общественных объединений. На базе гуманитарно-педагогического института ТГУ создан педагогический отряд «Успех», в котором на протяжении 11 лет студенты в процессе волонтёрской деятельности осваивают под руководством методиста отряда Ксенофонтовой И.Н. современные формы организации воспитательной работы с подростками. Возрос интерес и потребность к научно-исследовательской работе в педагогических коллективах. Защищенные диссертационные работы по проблемам воспитания Руденко И.В. (докторская 2008 г., н.р. д.п.н. Алиева Л.В.), Бейлиной Н.С. (кандидатская, 2014

педагогические науки

Л.В. Алиева, И.В. Руденко РОЛЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА ...

г.) стали реальным вкладом в развитие теории и практики воспитания. Магистерские диссертации Дружининой М.А., Борзакова Д.Ю., Волковой А.А., Тимченко С.В., Беловой Е.В. и др. способствовали обновлению практической деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений г.о. Тольятти. Всего за 4 года в магистратуре подготовлено 35 человек, которые в ходе исследований разрабатывали актуальные проблемы теории воспитания.

Совместная опытно-экспериментальная работа оказала влияние на совершенствование взаимодействия образовательных и общественных структур в воспитании молодого поколения города, возрождение отечественных традиций социального воспитания в обновленных детских организациях города, создание новых детских общественных объединений в социуме и образовательных учреждениях («Волгарята»); обновление воспитательной деятельности ДОУ (разработка перспективной модели воспитательной системы ДОУ №206 «Сударушка»). На основе современных научных данных создана система научно-методического обеспечения эффективности и результативности воспитания: научной и методической базой взаимодействия стало инновационное учреждение дополнительного образования ЦВР «Диалог» (директор к.п.н. Муравьева Л.А.).

Разработана система мониторинга и диагностики воспитания в образовательных учреждениях. Опытно-экспериментальная работа повлияла и на профессиональное развитие преподавателей вуза; способствовала внедрению новых технологий в организацию учебной и внеучебной воспитательной деятельности; позитивно повлияла на исследовательскую позицию студента - субъекта образовательной деятельности, активного участника общественной жизни. В 2013 году в ТГУ был создан НОЦ «Международный исследовательский центр современных проблем воспитания», который позволил организовать сотрудничество с преподавателями

Великотырновского университета им. Св. Кирилла и Мефодия (Болгария). Совместно с болгарскими коллегами выпущено три сборника научных трудов, посвященных актуальным проблемам воспитания и внедрению современных методов и технологий воспитания в работу с детьми и молодёжью.

Результаты опытно-экспериментальной работы вуза, его вклад в развитие теории и практики воспитания была предметом обсуждения на заседаниях лаборатории теории воспитания ИТИП РАО, заслушивались на проводимых научно-практических конференциях в Воронеже, Новосибирске, Твери, Тольятти, Москве. Позитивный опыт организации опытно-экспериментальной работы в ТГУ заключается и в том, что она не ограничилась рамками университета, её базой стали: структуры университета, образовательные учреждения города (ДОУ, школы, учреждения дополнительного образования), ресурсный центр, детские и молодежные общественные организации и объединения, что придало содержанию, результатам опытно-экспериментальной работы значительную социальную, педагогическую значимость. Опытно-экспериментальная работа оказала и практическое и теоретико-методическое позитивное влияние на организацию воспитательной практики в образовательных учреждениях г.о. Тольятти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования / под ред Л.В. Алиевой, О.В. Озёрской.- М.,2013 - С.8

2. Руденко, И.В. Студенческие общности как субъекты внеучебной работы в вузе / И.В. Руденко // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2013. - №6 -С.106-110

Исследование осуществляется при поддержке РГНФ, проект № 12-06-00031

ROLE EXPERIMENTAL WORK UNIVERSITY IN THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

© 2015

L.V. Alieva, Doctor of Education, Professor, Senior Fellow at the Center of the theory of education

Institute of Theory and History of Pedagogy RAO, Moscow (Russia) I.V. Rudenko, Doctor of Education, Professor

Togliatti State University Togliatti (Russia)

Abstract. This article deals with the experience of experimental work, the research team of the Institute of Laboratory theory of education theory and history of pedagogy RAO (Selivanova N.L.) Togliatti State University on the development of actual problems of education. Experimental work as a complex scientific method, by which the study of the real state of the actual problem and its improvement, had a positive impact on the development of the theory and practice of education in educational institutions GO Togliatti. On the basis of current scientific evidence established a system of scientific and methodological support of the children's organizations, research staff prepared for high school, magistracy, to achieve international cooperation.

Keywords: experimental work, the theory of education, the innovative activities of the university, the base of the experiment, graduate students, innovative experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.