Научная статья на тему 'Системный подход к проблеме формирования имиджа территории'

Системный подход к проблеме формирования имиджа территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ / РЕГИОН / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / REGION'S DEVELOPMENT STRATEGY / IMAGE / REGION / SYSTEM APPROACH / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / SYMBOLIC CAPITAL / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суханов Василий Иванович

В статье рассматриваются преимущества использования системного подхода к исследованию проблемы формирования и продвижения положительного имиджа региона, его место и роль в едином комплексе целей, задач, условий и принципов осуществления программы стратегии развития региона, его влияние на ценностное сознание и мотивацию поведения целевых групп общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the advantages of applying the system approach to the study of problem of forming and promoting the positive image of the region, its place and role in the united complex of goals, aims, conditions and principles of implementing the regional development strategy, its influence on the value consciousness and motivation of the public target groups` behavior.

Текст научной работы на тему «Системный подход к проблеме формирования имиджа территории»

Василий СУХАНОВ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ

В статье рассматриваются преимущества использования системного подхода к исследованию проблемы формирования и продвижения положительного имиджа региона, его место и роль в едином комплексе целей, задач, условий и принципов осуществления программы стратегии развития региона, его влияние на ценностное сознание и мотивацию поведения целевых групп общественности.

The article deals with the advantages of applying the system approach to the study of problem of forming and promoting the positive image of the region, its place and role in the united complex of goals, aims, conditions and principles of implementing the regional development strategy, its influence on the value consciousness and motivation of the public target groups' behavior.

Ключевые слова:

имидж, регион, системный подход, инвестиционная привлекательность, символический капитал, человеческий потенциал, стратегия развития региона; image, region, system approach, investment attractiveness, symbolic capital, human potential, region's development strategy.

СУХАНОВ Василий Иванович — начальник Управления по обеспечению деятельности главы города Нижнего Новгорода vsuhanov@yandex.ru

В ряду проблем современного этапа общественного развития весьма скромное место занимает поиск методологических оснований исследования проблемы формирования имиджа региона как системы, характеризующейся «совокупностью есте -ственных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико - географических, демографических и социокультурных особенностей»1. В условиях трансформации российского обще -ства все более очевидной становится необходимость преодоления недостатков фрагментарного подхода к исследованию особенно стей рассматриваемого феномена, его объективных и субъективных характеристик.

Имидж региона с точки зрения политического маркетинга рас -сматривается как хорошо себя зарекомендовавший, узнаваемый и вызывающий чувство доверия товар. Поэтому приходится гово -рить об очень высокой «стоимости» имиджа как символического капитала территориального образования в общественном мне нии внутренней и внешней общественности. Как особым образом сконструированный образ действительности, важнейшим призна ком которого является его оценочная и мотивационная нагрузка, имидж оказывает влияние на ценностное сознание и поведение целевых групп. Являясь вторичной, целенаправленно формируе -мой информационной структурой, имидж несет в себе желаемые позитивные черты реальных объектов действительности с целью придания последним социально значимой ценности и усиления их эмоциональной привлекательности. Конструирование имиджа региона является позиционированием его репутации. Как симво -лический капитал, имидж региона представляет собой целостный, целенаправленно формируемый образ территориального образова ния, информационный конструкт, функционально оказывающий мотивационное, эмоциональное и оценочное влияние на стратеги ческую линию поведения людей, их отношение к реальным собы тиям, экономическим, социальным и политическим процессам в регионе и стране в целом. Формирование и продвижение положи -тельного имиджа региона должно осуществляться в комплексе мер, направленных на позитивные сдвиги в области его экономических,

1 Симонян Р.Х. От национально -государственных объединений к региональным (проблема мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии, 2005, № 3, с. 20-29.

политических и социальных сфер с учетом исторического и культурного наследия территориального образования.

Возможные пути и методы решения ком плекса проблем, связанных с формирова нием и продвижением положительного имиджа региона, определяются, прежде всего, планами стратегического разви тия Российской Федерации. В этой связи инновационные процессы в области эко номики и наукоемких производств, пои ски возможных путей создания эффектив ной системы управления политическими и социальными процессами, инвестицион ной активностью в регионах требуют раз работки концептуальных основ практиче ской реализации политического влияния на данную сферу социальной реальности.

В качестве методологической основы исследования проблемы формирования имиджа региона наиболее продуктивным, на наш взгляд, является системный метод, имеющий ряд неоспоримых преиму ществ:

1) регион в совокупности его объективных и субъективных связанных между собой составляющих представляет собой систему, отличающуюся структурно функциональными особенностями каж дого из образующих ее элементов, взятых в отдельности, и вместе с тем характер ными для нее в целом;

2) эти составляющие систему элементы находятся в определенных взаимных отно -шениях друг с другом, что способствует сохранению целостности региона;

3) системность рассматриваемого феномена проявляется и в том, что его составляющие находятся во взаимосвязи не только друг с другом, но и с внешней средой, без чего в современных условиях невозможно осуществление стратегии развития региона;

4) каждая из составляющих региона является, в свою очередь, подсистемой, характеризующейся своими качествен ными и количественными параметрами их события в составном целом региона как системы;

5) сама проблема формирования имиджа региона носит системный характер, прояв -ляющийся в неразрывной связи и взаимо действии экономических, политических, социальных и культурных составляющих территориального образования, а также информационно коммуникативных меха низмов, обеспечивающих эти связи.

Использование системного метода при изучении возможностей улучшения менеджмента территориального образо -вания, его инвестиционной привлека тельности способствует разработке про граммы снижения уровня влияния рисков на экономические, политические и соци альные процессы в регионе. Очевидно, что системный подход к проблеме влия ния политических факторов на процессы формирования и продвижения имиджа региона имеет большое значение и для совершенствования законодательной базы инвестиционной деятельности. В контек сте конкретных условий экономического, политического или социокультурного плана, которые характеризуют особен ности территориального образования, формирование и продвижение имиджа региона рассматриваются как важнейший элемент экономической политики.

Но при этом системный подход к про -блеме формирования имиджа региона в наибольшей степени соответствует целям и задачам стратегического развития тер риториального образования с учетом его геополитических и историко культурных особенностей. Данное направление исследования позволяет выявить сильные и слабые позиции в укреплении и разви тии рыночных отношений в регионе, что дает возможность разработать критерии оценки инвестиционной привлекатель ности региона и стимулировать органы регионального управления к более рацио нальному использованию и перераспре делению имеющихся ресурсов в соответ ствии с планами стратегического развития территории. В единый комплекс проблем, связанных с формированием и продвиже нием имиджа территории, входят меры по повышению уровня жизни в регионе, раз витию инфраструктуры инновационной деятельности, осуществлению националь ных проектов, соответствующих приори тетным направлениям стратегии иннова ционного развития страны.

На основании системного подхода фор мируются и основные принципы социаль ной и инвестиционной политики регио нов, эффективность реализации которой зависит от целого комплекса внутренних и внешних условий реализации планов стратегического развития территории. К внутренним условиям можно отнести сле дующие факторы:

— стабильность социально-поли-

тической и экономической ситуации в стране в целом и регионе в частности;

— достаточность финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционного спроса в экономической, социальной и культур ной сферах региона;

— развитость механизмов политического влияния на инвестиционные процессы и формирование инвестиционной привлека тельности территориального образования;

— развитость институтов граждан ского общества и уровень эффектив -ности использования информационно коммуникативных механизмов, обеспе чивающих связь между органами власти и общественностью региона;

— наличие системы управления инно вационными процессами, сочетающей в себе механизмы государственного регу лирования и свободу выбора приоритет ных направлений деятельности на уровне регионального менеджмента и способной обеспечить переход от прямого государ ственного распределения инвестицион ных ресурсов к использованию рыночных механизмов привлечения инвестиций в регионы;

— возможность создания условий для кадрового обеспечения и развития инно вационных процессов в сфере науки, про изводства и управления;

— достаточные резервы для использо вания интеллектуального потенциала в радикальном обновлении базы научных исследований с целью формирования инвестиционной привлекательности тер ритории, совершенствования механизмов управления инновационными процес сами;

— наличие стабильно функционирую щей законодательной и нормативной базы, регламентирующей сферу инвести ционной деятельности.

Что касается внешних условий, то здесь следует, прежде всего, отметить следую щие факторы:

— существование долговременных парт нерских отношений с зарубежными пар -тнерами, связи с которыми строятся на взаимовыгодных условиях;

— заинтересованность зарубежных инвесторов во вложении своих капиталов в развитие российской экономики, произ водства, науки и т.д.;

— законодательное обеспечение гаран тий безопасности, честного ведения дело вых отношений в сфере бизнеса;

— традиционные культурные, деловые или родственные связи с российскими предпринимателями.

На основании и в соответствии с требо -ваниями системного подхода определя ются ключевые звенья формирования бла гоприятных условий для развития инно -вационных процессов, разрабатываются критерии их эффективности. Очевидно, что усиление экономической и социокуль -турной составляющих имиджа террито -рии в глазах широкой общественности на местном, федеральном и международных уровнях способствует улучшению инве стиционной привлекательности региона, формированию социально ответственного бизнеса как «серьезного капиталообра -зующего фактора»1. Важнейшим момен -том при этом становится использование кадрового потенциала и его интеллекту альных возможностей в решении вопро сов, связанных с инновационными преоб разованиями территории. Использование потенциальных возможностей человече ских ресурсов необходимо рассматривать во взаимодействии с другими состав ляющими региона как системы, в силу чего становится очевидной актуальность поставленной государственной политикой задачи вложения инвестиций в человека.

Характерной особенностью современ -ных процессов интеграции и глобализа -ции является выравнивание во всемир ном масштабе стандартов потребления, что вместе с тем ужесточает требования, предъявляемые к человеку, к уровню его профессионализма, качеству знаний. Одной из характерных особенностей нашего времени становится необходи -мость вложения инвестиций в человека, в создание качественно новой среды его обитания, где определяющими становятся факторы социокультурного плана — нали чие транспортной инфраструктуры, школ, средних и высших учебных заведений, учреждений здравоохранения и культуры, бытового обслуживания и жизнеобеспе чения. Словом, для создания привлека -тельного образа региона среда обитания человека в современных условиях должна быть такова, чтобы там сохранились обра зованные и профессионально подготов

1 Квиткина Л.Г., Гриднева Е.Н. Особенности воздействия тенденции глокализации на сферу брендинга // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 2008, № 1, с. 124—134.

ленные кадры, чтобы туда стремились приехать специалисты, сам факт пребы вания которых способствовал бы форми рованию в общественном мнении имиджа региона как благополучного, достойного внимания центра научной, творческой, комфортной жизни.

В методологическом плане очевидна необходимость дополнения систем ного подхода к исследованию проблемы формирования и продвижения региона структурно - функциональным. Только в этом случае возможно получить реальную картину взаимосвязи и взаимозависимо сти всех звеньев системы объективных и субъективных характеристик привлека тельности региона, а также механизмов и каналов связи между ними. Данный под ход дает возможность определять основ ные направления и инструментарий поли тического влияния на процессы, способ ствующие формированию и продвижению имиджа территориального образования с целью привлечения инвестиционных вли ваний в экономику региона, усиливая тем самым его конкурентоспособность.

Подводя итоги сказанному выше, хоте лось бы отметить, что системный подход раскрывает возможности исследования всего комплекса условий, определяющих содержание и направленность развития региона и формирующих его привлека тельность.

Использование системного подхода позволяет установить иерархическую структуру факторов социальной среды, оказывающих непосредственное воздей ствие на привлекательность региона под углом зрения потенциала человеческих ресурсов, создания условий для полно ценного развития человека. Важнейшими факторами, способствующими формиро ванию привлекательности региона, явля ются:

1) эффективное политическое руковод ство осуществлением планов стратегиче ского развития региона, которое способ ствует тем самым взаимодействию мезо и микроуровней в организации обществен ных систем;

2) укрепление законодательной базы региона с целью обеспечения правопо рядка и сохранности инвестиций;

3) создание соответствующих мировым стандартам условий для полноценной жизнедеятельности людей и эффектив ного использования человеческих ресур -сов (развитая сеть образовательных, научных и медицинских учреждений, центры культурного досуга, магазины и сфера бытового обслуживания, транс портная инфраструктура) — всего того, что обеспечивает комфортные условия социальной среды обитания человека;

4) наличие успешно функционирующей системы механизмов политической ком муникации, обеспечивающих информа ционную поддержку реализации планов стратегического развития региона.

Сложившийся в массовом сознании населения устойчивый имидж региона содержит в себе большие возможности эмоционального воздействия на обще ственность, выступая мотивом пове дения, а также являясь одной из самых эффективных форм позиционирования территориального образования в глазах отечественных и зарубежных политиков, инвесторов, ученых, специалистов, биз несменов.

Социальными механизмами и техно логиями формирования имиджа инве стиционной привлекательности региона являются средства массовой информа ции, связи с общественностью, реклама, маркетинговые технологии, брендинг. В совокупности своей они составляют инструментарий, обеспечивающий высокий уровень эффективности поли тического влияния на реализацию стра тегии развития территориального обра зования. С их помощью осуществляется выстраивание эффективной коммуни кации между властными структурами и общественностью как необходимое условие формирования положитель ного имиджа территориального образо вания.

Таким образом, использование систем ного подхода позволяет рассмотреть формирование имиджа инвестиционной привлекательности территориального образования в едином комплексе целей, задач, условий и принципов осуществле ния программы стратегического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.