Научная статья на тему 'Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО «Камаз»)'

Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО «Камаз») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / КОРПОРАЦИЯ / ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЗОНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / MODERNIZATION / REGION / CORPORATION / FORMAT OF INTERACTION / ZONE OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матасов Михаил Владимирович

В России взаимоотношения с государством являются важным элементом бизнес-стратегии любой компании, особенно крупной корпорации. Цель статьи – анализ позитивного опыта взаимодействия бизнеса и власти в Республике Татарстан (на примере ОАО «КАМАЗ»).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nteraction with a state is an important part of a business strategy for any company, especially for a big corporation. The aim of this article is the analysis of positive experience of interaction between business and authorities in the Republic of Tatarstan (on the example of public corporation “Kamaz”).

Текст научной работы на тему «Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО «Камаз»)»

Бизнес и власть

Михаил МАТАСОВ

ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И КРУПНОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ (на примере ОАО «КАМАЗ»)

В России взаимоотношения с государством являются важным элементом бизнес-стратегии любой компании, особенно крупной корпорации. Цель статьи - анализ позитивного опыта взаимодействия бизнеса и власти в Республике Татарстан (на примере ОАО «КАМАЗ»).

Interaction with authorities is an important part of a business strategy for any company, especially for a big corporation. The aim of this article is the analysis of positive experience of interaction between business and authorities in the Republic of Tatarstan (on the example of public corporation “Kamaz”).

Ключевые слова:

модернизация, регион, корпорация, формат взаимодействия, зона территориального развития; modernization, region, corporation, format of interaction, zone of territorial development.

МАТАСОВ

Михаил

Владимирович — соискатель кафедры социологии и культуры МГУПИ; руководитель службы

по взаимодействию с органами государственной власти

ОАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны

matasov@kamaz.org

Сегодня решение политических задач становится неотъем -лемой частью экономического развития страны, проводни -ком которого является бизнес. Это порождает естественные основания взаимной заинтересованности и взаимной ответствен ности: государство становится непосредственным актором бизнес -процессов, а бизнес — заметным игроком в социальной и политиче -ской сферах.

Богатый и тяготеющий к автономии Татарстан отличается весьма замкнутой экономикой, что, учитывая достаточно высокий уро -вень ее развития, позволило региону стать основой формирования компаний федерального масштаба. Прежде всего, это «Татнефть», группа ТАИФ и КАМАЗ. Двадцатилетний эксперимент (и про -должающиеся поиски оптимальных модельных конструкций) не прошел для Татарстана даром. Уже сегодня это стабильный во всех отношения регион, в котором отношения бизнеса и власти явля -ются дополнительным источником роста экономики и социальной сферы, а разработанная стратегия развития — гарантией неизмен -ности курса на развитие и совершенствование моделей частно -государственного партнерства.

Формат взаимоотношений власти Республики Татарстан и кор -порации КАМАЗ — общероссийский (федеральный). В то же время в ст. 5 п. 2 Конституции РФ говорится, что республика в составе РФ тоже является государством и «имеет свою конституцию и законодательство»1. Кроме того, Республика Татарстан (наряду с Чеченской Республикой) имеет особые отношения с федеральным центром, поскольку власти Татарстана не подписали федеративный договор с республиками2. Таким образом, асимметричность феде -ративного устройства России привела к тому, что политический вес главных республик (Татарстан, Башкортостан, Саха), сделал их инициаторами бюджетной асимметрии. Республики не без успеха пытаются выстроить с центром отношения конфедеративного типа. Так, Татарстан имеет не зависящий от федерального центра бюджет, позволяющий ему самостоятельно осуществлять социально -

1 См.: Конституция РФ // http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

2 См.: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суве -ренных республик в составе РФ. — М., 1992, 31 марта.

экономическую и культурную политику на собственной территории1.

Политико-административный фактор

вытекает из федерального устройства го -сударства и содержит противоречие между интересами региональной и муниципальной власти и экстерриторальной траек торией развития бизнеса (он нацелен на выход за пределы конкретной террито -рии на общегосударственную и мировую арену).

Основными тенденциями, определяющими институциональный режим2 взаимодействия государства и бизнес корпораций в современной России, явля -ются:

— осуществление государственного контроля параметров развития бизнес сообщества;

— недостаточная эффективность обратной связи государства и крупного бизнеса (государственное управление зачастую осуществляется в отрыве от реальных потребностей бизнеса);

— слабая эффективность институтов, регулирующих взаимодействие корпора ций с органами государственной власти;

— разобщенность бизнес - сообщества (интересы отдельной компании зачастую являются приоритетными по отношению к интересам отрасли);

— сращивание власти и бизнеса, кото -рое выражается в том, что политическая система формирует состав субъектов эко -номической деятельности;

— зависимость устойчивого развития бизнеса от успешности прямого и косвен

1 См.: Салагаев А.Л. Сталинская модель рос -сийской этнофедерации как источник нынешних противоречий и грядущих конфликтов // Конфликты в социальной сфере. Материалы V Всероссийской научной конференции. 22—23 марта 2012 г. - Казань : КНИТУ, 2012, с. 37-46.

2 Говоря о режиме взаимодействия власти и бизнеса, мы имеем в виду реальную институциональную модель как совокупность сложившихся на определенной территории формаль ных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия. Режим предполагает социально организационный уровень взаимодействия власти и бизнеса. Этот уровень — открытый, легальный, тотальный, обезличенный (формальный). Само взаимодействие носит субъект- субъектный характер и происходит между первичными актора ми - органами власти и бизнес предприятиями. Баланс взаимоотношений на этом уровне может нарушаться в силу естественного конфликта инте -ресов субъектов взаимоотношений. Конфликт в этом случае может носить как латентный, так и открытый характер, но он всегда формальный, неперсонифицированный.

ного лоббирования его интересов в зако -нодательных и исполнительных органах власти всех уровней;

— слабость и недолговечность существу -ющих бизнес структур;

— ориентация власти преимущественно на отдельные крупные группы интересов большого бизнеса, а не на всю националь -ную экономику.

В разных регионах и муниципальных образованиях институциональный ком -промисс неизбежно различается по объему зафиксированных в нем взаимных обяза тельств. Обязательства бизнеса по дофи -нансированию и обязательства власти по гарантиям бизнесу определяются их пере говорными позициями, которые зависят от целого ряда факторов. В Татарстане пере -говорные позиции власти (прежде всего, региональной, поддерживающей своим авторитетом муниципальную власть) очень сильные. Это определяет широкое распро -странение практик деформализации взаи модействия власти и бизнеса, их складыва ние в общую систему норм.

Финансово-экономический фактор пред -ставлен общегосударственным форма -том регулирования взаимоотношений и содержит противоречие между налого -обложением (интерес власти) и получе нием прибыли (интерес бизнеса). Так, КАМАЗ заинтересован развиваться в обще -российском и мировом масштабе для мак симизации прибыли, а власть Татарстана и муниципалитет г. Набережные Челны

— максимально пополнить свой бюджет за счет городских предприятий.

Вопрос занятости населения явля ется существенным фактором во вза имодействии КАМАЗа и правительства Татарстана. КАМАЗ обеспечивает рабо чими местами более 40 тыс. трудоспособ -ного населения Набережных Челнов, т.е. примерно 20%.

Являясь крупнейшим работодателем, КАМАЗ активно использует возможности учебных заведений среднетехнического и начального профессионального образо вания для повышения образовательного и профессионального уровня своих сотруд ников. Создан и действует Корпоративный университет в сотрудничестве с Казанским государственным технологическим уни -верситетом. Сотрудники КАМАЗа имеют возможность не только регулярно повы шать свою квалификацию, но и получить высшее образование без отрыва от про

изводства. Кроме этого, Корпоративным университетом разработаны новые про фессиональные стандарты, изменения в профессионально квалификационных стандартах и, соответственно, изменения в образовательных стандартах.

Социально-инфраструктурный фактор (шире — социальная ответственность) предполагает определенные уровень и качество жизни населения. Он зачастую содержит противоречие между властью, которая стремится за счет бизнеса решить вопросы развития социальной инфра структуры, повышения уровня и качества жизни населения, и бизнесом, считающим это направление непрофильным для свой деятельности, поскольку платит налоги и обеспечивает занятость определенной части населения1.

В этой связи интересен опыт эффектив ного взаимодействия КАМАЗа и органов местной власти г. Набережные Челны. Для облегчения непрофильной нагрузки КАМАЗ передал значительное число соци -альных объектов и функций в муници -палитет. Однако для регулирования этих отношений между КАМАЗом и профсою зом заключен коллективный договор, в котором прописаны все основные точки взаимодействия между работодателем и работниками, а также роль профсоюза в этом взаимодействии.

Механизмы государственно частного партнерства КАМАЗ старается применять максимально полно. Это связано не только с ограниченностью собственных ресурсов для развития общедоступной инфраструк туры, но и с четким пониманием взаимной с властью заинтересованности в развитии благоприятной среды обитания и про-изводственных мощностей. Примерами эффективного взаимодействия в рам ках государственно частного партнер ства могут служить созданный и успешно функционирующий Камский индустри -альный парк «Мастер» и готовый к реали -зации проект Камского инновационного территориально - производственного кла -стера.

Помимо этого, КАМАЗ, будучи соци -ально ответственной компанией, само стоятельно реализует множество значи мых для населения г. Набережные Челны и региона в целом проектов, среди которых

1 Иногда бизнес идет на предоставление допол нительных социальных услуг для своих работни ков.

помощь больным детям, компьютериза -ция и оснащение медицинских учрежде ний современным оборудованием, рекон струкция сети медицинских учрежде -ний, строительство объектов социальной инфраструктуры и др.

КАМАЗ плодотворно сотрудничает с профессиональными союзами, благотво рительными и спортивными организаци ями, объединениями ветеранов войны и труда, спортивными и культурными орга низациями.

Фактор инновационного развития. Включенность социального пространства бизнеса в многообразие социальных полей современного общества посредством его сопряженности с институтами публичной власти является необходимым условием продуцирования экономических иннова ций. Инновационная экономика сегодня является главным приоритетом государст венной политики в России, а для бизнеса использование современных технологий — это значительные конкурентные преи мущества. Инновации выступают:

— как показатель эффективности системы взаимодействия бизнеса и вла сти, выражающийся в экономическом росте муниципального образования, рай она, города, субъекта федерации;

— сфера управления в системе взаимо действия власти и бизнеса (сюда относится конструктивное сотрудничество по выра ботке и реализации региональной инно -вационной политики, целенаправленное внедрение инновационной деятельности, новых моделей принятия инновационных решений, инновационных рисков);

— база идеологического единства в сис теме взаимодействия власти и бизнеса;

— маркетинговый инструмент в PR-продвижении успешного взаимодей -ствия власти и бизнеса (благоприятный инновационный климат и инвестицион ная среда оказывают большое влияние на продвижение имиджа региона и под держку местных производителей);

— инструмент конкурентной борьбы системы взаимодействия власти и бизнеса на международных рынках;

— основа государственно частного пар тнерства в реализации совместных инно вационных проектов2.

2 См.: Райхлина А.В. Инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса // Ярославский педагогический вестник, 2010, № 4, т. I (Гуманитарные науки), с. 107—111.

Эффективность всех вышеперечислен ных видов инноваций в системе взаимо действия власти и бизнеса во многом зави сит от состояния государственно частного партнерства, организации социального диалога органов управления и бизнеса с привлечением научных и некоммерческих организаций. Применение и разработка инноваций — это универсальный рецепт успешного взаимодействия государства и бизнеса. Следовательно, данное сотруд ничество всегда будет взаимовыгодным и успешным. В свою очередь, инновацион ный ресурс региона может быть исполь зован только в том случае, если стороны, задействованные в инновационном про цессе, будут настроены на выработку общих правил.

Примером эффективного сотрудниче ства бизнеса, органов государственной вла -сти и местного самоуправления в рамках общественно значимых инновационных инициатив является создание Камского инновационного территориально производственного кластера, реализуемое в настоящее время при непосредственном участии ОАО «КАМАЗ»1.

Запуску проекта способствовал при нятый 3 декабря 2011 г. Федеральный закон № 392 - ФЗ «О зонах территориаль -ного развития»2. Закон нацелен на сокра -щение различий в уровне социально экономического развития субъектов РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику и касается отдельных террито рий в субъектах РФ (зон территориального развития — ЗТР). Зона располагается на территории нескольких муниципальных образований и действует 12 лет. Документ содержит нормы о господдержке рези -дентов таких зон. Безусловным преимуществом этого закона является то, что понятие ЗТР гораздо шире понятия осо бой экономической зоны (ОЭЗ). В ОЭЗ

1 16 декабря 2011 г. было подписа-

но соглашение между ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг», ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», городским округом Набережные Челны, муниципальными районами Республики Татарстан: Елабужским, Нижнекамским,

Менделеевским, Заинским, Тукаевским «О созда нии Камского инновационного территориально производственного кластера».

2 Российская газета, федеральный выпуск,

№ 5654, 2011, 9 дек.

предусматривается ведение деятельности по кластерному или специализирован ному принципу. Зона же территориаль ного развития предусматривает комплекс ное развитие территории, включая разви тие транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Еще в апреле 2008 г. Министерство эко -номики Татарстана представило на сове щании в Минэкономразвития России концепцию Камского экономического района как зоны опережающего развития3. В преддверии принятия нового специали -зированного закона кабинет министров Республики Татарстан совместно с бизне сом территории начал проработку концеп -ции в соответствии с условиями норматив -ного правового акта. Не будет преувеличе нием сказать, что ОАО «КАМАЗ» явился «локомотивом» процесса со стороны бизнеса, взяв на себя не только основную работу по подготовке необходимых доку -ментов, но и организационную работу.

В результате напряженной работы воз -никла концепция кластера, включающая в себя как дальнейшее развитие пред -приятий нефтехимического и автомобилестроительного комплекса, в т.ч. на основе укрепления кооперационных свя зей и производственной инфраструктуры (транспортной, коммуникационной), так и развитие социальной инфраструктуры, ориентированной на внедрение иннова ций в сферах ЖКХ, образования (в пер -вую очередь, начального профессиональ ного и среднетехнического) и здраво охранения.

В качестве приоритетных были постав лены следующие задачи развития кла -стера:

— наращивание производственного, научно образовательного и инновацион ного потенциала;

— подготовка, переподготовка и повы шение квалификации кадров для пред приятий кластера;

— развитие инфраструктуры (инженер ной, социальной,транспортной, энерге -тической);

— развитие малого и среднего бизнеса;

— привлечение инвестиций;

3 См.: сайт Министерства Республики

Татарстан // http://mert.tatarstan.ru/rus/index. htm/news/l5844.htm?ЫgЫight=%D1%80% D0% B0%D0%B7% D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%

B8%D0%B5

— обеспечение экологической безопас ности;

— обеспечение эффективной занятости населения;

— стимулирование притока квалифици рованной рабочей силы.

Справедливо будет отметить, что по всем указанным направлениям сам КАМАЗ ведет большую работу (за исключением инфраструктуры, которая является пред метом ведения федеральных, региональ ных и местных властей).

И хотя соглашение заключено между бизнес единицами и органами местного самоуправления, его реализация с самого начала предполагала непосредственное участие органов государственной власти Республики Татарстан — президента республики и кабинета министров.

Так, Министерство экономики при ступило к подготовке проекта постанов ления правительства республики о мерах по стимулированию спроса на инноваци онную продукцию, привлечению средств федерального бюджета на развитие моно городов (Набережные Челны — автомоби лестроительный моногород, Нижнекамск

— моногород нефтехимии и нефтеперера ботки). Кроме этого, решено совместно с другими органами исполнительной власти республики внедрять Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению бла гоприятного инвестиционного климата и определить критерии для отбора проектов необходимой для инвесторов инфраструк туры по всем направлениям социально экономического развития.

В протоколе совместной коллегии трех министерств есть и прямое пору чение органам исполнительной власти, образовательным учреждениям, пред приятиям и организациям обеспечить подготовку заявки Татарстана для уча стия в конкурсе пилотных проектов раз вития территориальных кластеров с целью получения Камским инновационным территориально - производственным кла -стером официального статуса уже на феде ральном уровне.

Министерству промышленности и тор говли поручено активизировать интегра -цию научно - образовательных учреждений и крупных промышленных предприятий республики с российскими и зарубеж ными научно техническими центрами в целях внедрения научных разработок и подготовки квалифицированных кадров, отвечающих требованиям работодателей. Кстати, при участии кабинета министров компании КАМАЗ и «Соллерс» (торговые марки — «УАЗ», «Форд», «Сузуки») подго -товили и представили в заинтересованные министерства РФ изменения в профес сиональных образовательных стандартах с целью приближения образовательного процесса к реалиям современного про мышленного производства и реализации продукции.

Министерству энергетики дано поручение продолжать работу по формиро -ванию и актуализации плана развития топливно - энергетического и нефтехи -мического комплексов Татарстана, а также продолжить работу по формиро ванию инфраструктуры обеспечения газом промышленных предприятий республики.

Импульс этот процесс получил после решения правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30.01.12 обеспечить рассмотрение воз -можности участия госкомпаний в дея -тельности существующих или формиро вании новых высокотехнологичных кла -стеров.

Как нам представляется, работа по под готовке и реализации проекта Камского кластера являет собой пример высоко эффективного взаимодействия между региональными органами власти (каби нет министров Татарстана) и бизнесом (в первую очередь — КАМАЗ) при непо средственном участии органов местного самоуправления. Несмотря на различные подходы на стадии целеполагания про екта, в процессе его реализации победили политическая воля и взаимоприемлемые инструменты сотрудничества бизнеса и власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.