управления базами данных СУБД. Студенты должны получить представления
о формировании баз данных мониторинга, построении выборок объектов анализа. методах иерархического регрессионного анализа и корреляционного анализа, рассматриваемых на примере работы с данными с помощью статистических пакетов (например, 5Р88, НЬМ и др.).
В целом, предлагаемые инновации приводят к существенной перестройке
содержания дисциплины. Хотя это означает немалую работу для преподавателей по освоению новой информации для чтения подобного курса, но она имеет смысл. Опыт введения отдельных инновационных разделов в дисциплину «управление качеством», накопленный в ГУУ, говорит о значительном повышении мотивации студентов к изучению обновленной дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Звонников В. II. Измерения и качество образования. М.: Логос, 2006. 312 с.
2. Звонников В. II., Нефедов В. А. и др. Современные модели разработки и совершенствования систем менеджмента. М.: Изд. дом ГОУВПОГУУ, 2010.
3. Зорин II. В. Феномен туризма: избр. соч. М.: Наука, 2005. 552 с.
4. Система управления качеством профессионального туристского образования
Г. II. Зорина, II. А. Лоншакова, В. П. Мочёное, А. II. Сесёлкин. М.: Советский спорт, 2008. (Профессионачьное туристское образование).
5. Тиле М., Егоров В. Н. Стратегическое значение и полезность эффициентности для экономической эффективности Научные труды Вольного экономического общества России. 2008. Т. 93. № 3.
6. Montana P. J., Charnov В. Н. Management. Barron's Educational Series, Inc. 2008. 536 p.
H. П. КУЩЕВ, В. П. МОЧЕНОВ, H. А. ЛОНШАКОВА
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
УДК 378:338.48
Определена актуальность проблемы сближения образовательною процесса с практикой профессиональной деятельности. Социологический мониторинг определен как инструмент обеспечения качества образовательного процесса. Рассмотрен системный подход к оценке качества профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, системный подход, оценка качества, профессиональная подготовка, образовательный процесс, социологический .мониторинг.
Topicality of rapprochement bettveen educational process and professional activities practice is determined Sociological monitoring is defined as a tool to supply the quality of educational process. A system approach to quality enduation of students' professional training is considered.
Key words: tourism, professional education, system approach, quality evaluation, professional training, educational process, sociological monitoring.
Одной из актуальных проблем преобразований в современной высшей школе является сближение образовательного процесса с практикой профессиональной деятельности, адаптация образования к новым требованиям общественного развития.
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в выступлении на IX съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года поставил перед вузовским сообществом первостепенную задачу по преобразованию профессионального образования: «...мы обязаны максимально приближать образовательные программы и специальности к перспективам развития рынка труда, ориентировать работу всей высшей школы на самые современные, самые передовые модели развития экономики и социальной сферы»1.
Переход вузов на новые формы работы требует серьезного анализа всех компонентов организации учебного процесса, постоянного наблюдения за динамикой параметров внутренней и внешней среды системы образования, а также общего социального контекста, в рамках которого функционирует сегодня высшая школа как социальный институ т.
В настоящее время многие вузы для обеспечения качества образовательного процесса в рамках организации менеджмента качества используют социологический мониторинг. Суть этого метода сбора. обработки и анализа социологической информации состоит в том. что с его помощью можно получать оперативную информацию о различных параметрах
1 Выступление Д. А. Медведева на IX съезде Российского союза ректоров. URL: htip://kremlin.ru
образовательного процесса, о запросах работодателя, о мотивации студентов по отношению к учебному процессу и к будущей профессиональной деятельности, о степени компетентности профессорско-преподавательского состава и его готовности к переходу на новые формы работы, о степени влияния на систему образования внешних воздействий (экономических, политических, культурных и других факторов) и т. д.
□ В Российской между народной академии туризма (РМАТ) с 2007 г. в рамках системы менеджмента качества образования организован социологический мониторинг. В течение трех лет проводятся регулярные социологические опросы среди абитуриентов, студентов (1-го, 3-го и 5-го курсов) и их родителей, преподавателей и работодателей (работников туристских фирм). Исследования проводятся также и в филиалах РМАТ, расположенных в 25 регионах Российской Федерации.
Цель проводимых исследований — выявление факторов, влияющих на процесс получения профессионального образования. соответствие стратегии подготовки специалистов реальным запросам рынка труда; изучение мотивационной структуры студентов и их отношения к различным параметрам организации учебного процесса, оценка сферы будущей профессиональной деятельности, готовность профессорско-преподавательского состава использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, перспективы трудоу стройства выпускников ту ристских ву зов и т. д.
Социологическая информация, полученная в результате проведения монито-
ринга, позволяет смоделировать системное представление обо всем процессе функционирования образовательного учреждения по трем крупным блокам.
□ 1. На входе в систему образования рассматриваются проблемы первичного отбора и селекции контингента студентов. поступающих в РМАТ. Анализ социологической информации по этому блоку позволяет выработать стратегии повышения качества контингента обучающихся и увеличить количество поступающих в РМАТ.
□ 2. На этапе процесса обучения изу чается мотивация студентов к учебному процессу, организация самостоятельной работы студентов, способность и готовность к переходу на новые инновационные образовательные технологии, место научно-исследовательской деятельности как среди студентов, так и среди преподавателей, организация студенческих практик и стажировок, степень освоения методов инновационной педагогики, близость учебных программ к содержанию профессиональной деятельности и т. д. Анализ информации по этому блоку позволяет оптимизировать учебный процесс и повысить качество обу чения.
□ 3. На выходе из системы образования анализируются степень соответствия качества подготовки выпускников запросам работодателей, модельные требования рынка труда, перечень качеств специалиста, востребованных современным производством. Социологическая информация по этому блоку дает возможность разрабатывать модели специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.
Методология социологического мониторинга предусматривает целостное вос-
произведение всего образовательного процесса в высшем учебном заведении и системное вйдение всех проблем, возникающих в ходе обучения студентов. Полученные материалы социологических исследований позволяют выявлять критические точки роста качества профессионального обучения как в отдельном звене системы, так и в образовательной структуре в целом.
Сегодня на рынке образовательных услуг обостряется конку ренция за контингент учащихся. Приток абитуриентов зависит от грамотной информационно-пропагандистской работы. В нашем исследовании были изучены источники информации о РМАТ и его возуюжностях обучения, а также их место в мотивационной стру ктуре при выборе вуза.
Самой эффективной формой привлечения абиту риентов в вуз является открытие профессиональных классов в школе и формирование высокого имиджа вуза. Среди студентов РМАТ и 20 филиалов РМАТ, в которых проводилось исследование, на предварительную подготовку в профессиональных классах у казало от 7 до 36 % опрошенных сту дентов. Это свидетельствует о том, что РМАТ и его филиалы проводят целенаправленную работу по формированию своего контингента.
Надо отметить, что такая форма работы позволяет значительно повысить образовательный уровень контингента студентов и их мотивацию к учебе, и, как следствие, — качество выпу скников вуза. При опросе профессорско-преподавательского состава 57,5 % опрошенных отметили, что студенты с дову зовской подготовкой имеют больше знаний и лучше относятся к учебе (23,2 % отметили, что практически нет никакой разницы). Примечательно также, что почти 40 % опрошенных
преподавателей (39,4 %) в числе главных факторов повышения качества образовательного процесса в РМАТ видят «поступление в РМАТ более подготовленных абитуриентов».
На привлечение абитуриентов большое влияние оказывает репутация вуза. Это предмет особой работы по формированию положительного имиджа ву за.
В нашем исследовании подавляющее большинство первокурсников на вопрос «Имели ли Вы информацию о том, что в РМАТ можно получить качественное профессиональное образование?» ответило утвердительно (70 %). Такой информации не было только у 8 % респондентов. Это свидетельствует о высокой репутации РМАТ и о хорошо поставленной информационно-рекламной деятельности.
Для анализа проблемы качества контингента на входе в систему образования имеет значение социологический портрет родителей студентов. По результатам нашего опроса почти половина родителей студентов относит себя к среднему классу (47,1 %), к высокообеспеченным -4,7 % и к малоимущим 35,3 %. Никто из родителей наших студентов, принявших участие в опросе, не отнес себя к категории богатых людей. По размеру месячного дохода на одного члена семьи респонденты распределились следующим образом: от 16 до 30 тыс. руб. в месяц -
45.0 %; от 31 тыс. руб. и более - 5,0 %; до
15.0 тыс. руб. - 50,0 %.
Большинство родителей студентов
РМАТ постоянно находятся в курсе учебы своих детей и обсуждают процесс обучения, они активно участвовали в выборе вуза, и в целом довольны про-цессоУ1 обучения. Родители удовлетворены атмосферой в вузе и считают, что учеба позитивно влияет на формирование
профессиональных и личностных качеств их ребенка. На вопрос: «Посоветовали ли Вы своим друзьям РМАТ в качестве учебного заведения для их детей?»: однозначно посоветовали - 29.7 %; посоветовали бы, но с оговорками - 42,9 % и однозначно не посоветовали бы - 19,8 %.
□ Анализ социологической информации по блоку 1 входа в систему' образования позволил выработать эффективные стратегии формирования качественного контингента учащихся. Главная из этих стратегий состоит в том, что основные усилия в работе по привлечению контингента следует приложить на ранних подсту пах к высшему образованию. Необходимо усилить и разнообразить формы работы со старшеклассниками близлежащих школ и, учитывая привлекательность сферы туризма на современном рынке труда в целом, систематически осуществлять информационно-рекламную деятельность, направленную на формирование интереса не только у старшеклассников, но и у их родителей, поскольку сегодня родители принимают активное участие в выборе места учебы своего ребенка.
Вместе с тем важнейшим направлением работы по привлечению абитуриентов в РМАТ является своевременное исправление недостатков в самом процессе обучения, поскольку при опросе родителей были выявлены претензии родителей к организации учебного процесса (42,9 % родителей посоветовали бы своим друзьям РМАТ. но с оговорками).
На этапе процесса обу чения в рамках социологического мониторинга мы получили обширную информацию о различных параметрах учебного процесса. В систематизированном виде эта информация распределена по таким разделам: отношение к учебному процессу, планы на
будущее, мотивация к обучению, организация самостоятельной работы, готовность к современным формам обучения, отношение к профессиональной деятельности в сфере туризма, ценностные ориентации студенческой молодежи, представление о качестве туристского образования. оценка значимости читаемых предметов для будущей профессиональной деятельности, соотношение теоретической и практической подготовки, оценка профессиональных и личностных качеств.
□ По результатам нашего мониторинга на этапе самого процесса обучения (как и по блоку 1) выявился целый ряд общих черт, характерных для современного этапа развития отечественного высшего образования. Прежде всего в РМАТ, как и во многих вузах страны, студенты дневных отделений часто совмещают процесс обучения с работой.
В РМАТ это обусловлено целом рядом причин, но доминирующей является потребность приобретения опыта работы. Туриндустрия сегодня представляет собой в первую очередь коммерческий сектор экономики, и многие турфирмы отказываются брать выпускников вузов без опыта работы. Для того чтобы сту дентам иметь шанс у строиться на работу по специальности. они заблаговременно ищут работу, еще находясь в стенах вуза. Так, на вопрос: «С какого курса Вы совмещаете работу с учебой?» выпускники ответили следу ющим образом: с 1-го курса -
11,4 %; со 2-го - 12,6 %; с 3-го - 35,4 %; с 4-го - 17,7%; «не совмещаю, только учусь» - 22,9 %. Из этого распределения видно, что большинство совмещений работы с учебой начинается с 3-го ку рса, когда студенты уже предметно задумываются о будущем трудоустройстве.
Анализ влияния совмещений работы с учебой на уровень успеваемости выявил общие закономерности, многократно подтвержденные резу льтатами многочисленных социологических исследований в системе высшего образования: работающие студенты хуже посещают лекции и семинары, что, в свою очередь, отрицательно влияет на их академическую успеваемость.
В рамках мониторинга изучалась степень удовлетворенности процессом обучения путем выявления изменений в позиции студентов по отношению к будущей профессии в процессе учебы и реализации ожиданий, которые были у студентов при посту плении в РМАТ. Результаты опроса показали, что выпускники РМАТ выразили удовлетворение учебой; среди третьекурсников 79,4 % считают, что их ожидания при поступлении в РМАТ оправдались полностью или в основном, а 18,1 % ответили, что при посту плении у них не было определенности с будущей профессией, но к третьему ку рсу появилось желание работать в сфере туризма. Это значит, что сам процесс образования в РМАТ формиру ет интерес к буду щей профессии.
□ Помимо мотивационной структуры было исследовано отношение студентов к учебному' процессу, к набору1 изучаемых дисциплин, к будущей профессии, представление о качестве туристского образования, требованиях к специалисту в сфере туризма и др.
В свете реформирования системы высшего образования в рамках Болонской декларации в исследовании было предусмотрено изучение степени самостоятельности студентов. Известно, что принципы организации обучения в рамках Болонского процесса предусматривают значи-
тельную самостоятельность студента при планировании своей учебы и повышение ответственности за конечный резу льтат.
Кроме того, предметом исследования стало выявление соотношения теоретического и практического курсов обучения, достаточности объемов изучения тех или иных дисциплин, акту альность и полнота читаемых сту дентам ку рсов, организация практических занятий и т. д.
Анализ оценки выпускниками РМАТ прочитанных им учебных дисциплин показывает, что в целом набор дисциплин. включенных в учебные планы, соответствует представлениям студентов об общем наборе знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, учитывая диверсификацию профессионального образования в туризме, при анализе значимости учебных дисциплин следует более предметно подходить к наборам дисциплин и учитывать конкретные направления специализации. в также профессиональные ориентации студентов. В связи с переходом на бакалавриат и сокращением общего объема часов особую актуальность приобретает пересмотр набора учебных дисциплин с позиции сохранения высокого качества подготовки специалистов и с учетом требований рынка тру да.
Результаты опроса, посвященного набору необходимых дисциплин, показали, что. по мнению преподавателей и студентов. лидируют востребованные сегодня рынком труда знания в области современных концепций турбизнеса, иностранные языки и информационные технологии. Значительное место преподаватели отвели психологическому тренингу по выработке личностных качеств (34,3 %).
□ Сегодня в высшей школе жизненно необходимым является переход на принципы инновационного образования, цель которого - не наращивание объемов знаний и умений, а формирование базовых компетенций, позволяющих специалисту в дальнейшем свободно овладевать новыми знаниями. Смена педагогической парадигмы теснейшим образом связана с использованием компетентностного подхода, позволяющего преодолеть разрыв между образованием и социальной практикой и рассматривать знания не только с точки зрения их наличия, но и с точки зрения их применимости в конкретных ситуациях на практике, связывать разнопредметные знания в новые образования - компетенции.
В системе высшего профессионального образования постоянно дискутируется вопрос о том, какая образовательная стратегия в современном профессиональном образовании является наиболее эффективной: утилитарная профессионализация образования, сокращение объемов общей подготовки, узкая нацеленность на профессиональные знания специалиста или сохранение базового объема общей гуманитарной и общеобразовательной подготовки. Эта дискуссия обусловлена проблемой су шествующего разрыва между требованиями рынка труда и реальным уровнем подготовки специалистов. Как правило, сторонники у зкой профессионализации высшего образования выступают против излишней «теоретизации» подготовки специалистов.
Мнения преподавателей и студентов РМАТ по вопросу соотношения теоретических и практических дисциплин в общей учебной программе не были однозначными. Вопрос о содержании туристского образования достаточно сложный. Он связан не только с непосредствен-
ным запросом практики на ту или иную компетенцию, но и с общими требованиями к будущему работнику. В этой связи проблема содержания образования должна сочетаться с представлениями о качестве профессионального образования работодателей, преподавателей и студентов.
Комплексный анализ полученной социологической информации по этому' блоку позволил нам приступить к разработке гибкой системы подготовки туристских кадров, сочетающей фундаментальную базовую подготовку с подготовкой по узкоспециализированным направлениям профессиональных знаний.
□ В заключение следует отметить, что использование социологического мониторинга при анализе системы развития профессионального образования позволяет реализовать системный подход к оценке качества профессиональной подготовки сту дентов, поскольку у нас появляется возможность одновременно анализировать весь образовательный процесс - от набора студентов до трудоустройства выпускников.
На базе получаемой социологической информации мы можем своевременно выявлять и оперативно реагировать на отклонения в учебном процессе, тем самым существенно повышая качество управленческих решений при организации учебного процесса.
В. А. КАЛЬНЕЙ, С. В. МАТВЕЕВА
ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
УДК 378
Перечислены основные соспшв:ииощие понятии компетентностного подхода Определена проблема внедрении компетентностного подхода. Рассмотрен вариант нримене-