Научная статья на тему 'Системный подход к оценке эффективности деятельности интегрированных бизнес-групп'

Системный подход к оценке эффективности деятельности интегрированных бизнес-групп Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БИЗНЕС-ГРУППА / ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенкова Марина Владимировна

Рассматривается сущность интегрированных бизнес-групп, анализируются преимущества и предпосылки интеграции. Предлагается методика системного подхода для оценки процесса интеграции на каждом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к оценке эффективности деятельности интегрированных бизнес-групп»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).

Экономика. Вып. 22. С. 162-166.

М. В. Никитенкова

системный подход к оценке эффективности деятельности интегрированных бизнес-групп

Рассматривается сущность интегрированных бизнес-групп, анализируются преимущества и предпосылки интеграции. Предлагается методика системного подхода для оценки процесса интеграции на каждом этапе.

Ключевые слова: интегрированная бизнес-группа, интеграция, системный подход, оценка.

В настоящее время интеграционные процессы наблюдаются во всех отраслях экономики, что вызвано рядом экономических факторов: концентрацией капитала и производительных сил, сосредоточением собственности, укрупнением производства, вытеснением с рынка мелких предприятий.

Интегрированная бизнес-группа (ИБГ) — совокупность экономических агентов (иначе — совокупность юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность), которая обладает следующими характеристиками:

1. Хотя бы часть агентов, образующих эту совокупность, являются коммерческими организациями, деятельность которых определяется критериями экономической эффективности.

2. Между агентами существуют регулярные взаимосвязи, более тесные, чем просто рыночные. Данная совокупность в некоторых существенных экономических или управленческих аспектах постоянно или периодически выступает как единое целое. При этом характер взаимосвязей может быть абсолютно различным — от наличия у всех предприятий единого собственника и одновременного вхождения в одну технологическую цепочку до простой координации ценовой, маркетинговой и технической политики.

3. Существует некоторый центр принятия клю -чевых решений, обязательных для всех агентов ИБГ. Этот центр является важнейшим элементом интегрированной бизнес-группы [1. С. 120].

Причинами интеграции двух или нескольких предприятий прежде всего являются ее преимущества:

- дифференциация производимого продукта [2. С. 432];

- эффективность управления и контроля за объемами, качеством и сроками производства необходимых материалов и сырья;

- эффективное управление объемами сбыта и устранение рыночной власти конкурентов;

- снижение себестоимости производимого продукта;

- неразглашение конфиденциальной информации о характеристиках производимого продукта;

- уменьшение зависимости от внешних поставщиков и сбытовых организаций;

- рост отраслевых входных барьеров.

Среди предпосылок интеграции можно выделить следующие:

1) экономическая политика региона, направленная на активизацию интеграционных процессов в различных отраслях промышленности;

2) территориально близкое (удобное) расположение будущих интегрированных предприятий;

3) необходимость восстановления разрушенных производственно-технологических и торговых цепочек;

4) необходимость снижения трансакционных издержек;

5) необходимость повышения конкурентоспособности;

6) потребность в диверсификации коммерческих рисков;

7) финансовая несостоятельность интегрируемого предприятия;

8) участие в смежных или аналогичных отраслях производства;

9) наличие долгосрочных и периодичных производственно-, торгово-сбытовых связей;

10) долгосрочное и неоднократное финансирование совместных инвестиционных проектов.

Более подробно рассмотрим каждую из предпосылок.

1. В плановой экономике региональные власти могли напрямую, через властные полномочия, либо косвенно, посредством рыночного и правового инструмента, способствовать формированию ИБГ в регионе.

В рыночной экономике косвенный метод активизации формирования интегрированных

предприятий заключается в формулировании и принятии региональной политики развития корпоративных структур. Одним из примеров формирования такой политики может послужить опыт Иркутской области, которая сделала попытку вовлечения интегрированных корпоративных структур в реализацию региональных программ социально-экономического развития. В регионе в конце 90-х гг. остро стояли проблемы резких диспропорций между сырьевыми, обрабатывающими и инфраструктурными сферами, кризиса неплатежей, падения инвестиционного потенциала и т. п. В принятой Концепции социальноэкономического развития Иркутской области на 1998-2003 гг. интегрированные структуры (ИС), прежде всего финансово-промышленные группы и холдинги, прямо рассматривались в качестве механизма межотраслевой кооперации хозяйствующих субъектов. Сама Концепция не включает исчерпывающей программы формирования интегрированных корпоративных структур, но при этом содержит важные положения по созданию организационно-экономических условий для концентрации регионального ресурсного потенциала на приоритетных направлениях. В качестве примера можно привести создание крупного регионального инвестиционного банка на основе укрупнения более мелких банков [3. С. 31].

Свердловская область содействует развитию интегрированных структур не прямо, а косвенно через создание механизмов активизации промышленности в целом [3. С. 31]. Политика Свердловской области в большей мере ориентирована на содействие развитию внутрирегиональных, межотраслевых, а также транснациональных хозяйственных связей, на установление стратегических альянсов предприятий. Таким образом, в рамках этого региона создаются экономические условия для постепенного реструктурирования региональной промышленности с использованием интегрированных структур различного типа.

Также ярким примером, хотя и не в полной мере реализовавшимся, является опыт Москвы. Ее власти в начале 90-х гг. попытались соединить социально-экономические приоритеты с формированием финансово-промышленных групп (постановление Правительства Москвы № 488 от 14 июня 1994 г.). Суть данного постановления состояла в определении узкого ряда региональных приоритетов и реализации системы господ-

держки создаваемых финансово-промышленных групп при условии концентрации их усилий на этих приоритетах.

Формы поддержки касаются:

- передачи долей акций, принадлежащих Правительству Москвы, в доверительное управление предприятиям — участникам групп;

- предоставления правительственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов;

- безакцизной продажи или безвозмездной передачи в состав финансово-промышленной группы объектов незавершенного строительства производственного и социального назначения;

- приоритетного размещения городского заказа на производство товаров (работ, услуг) среди предприятий групп;

- снижения арендной платы за нежилые помещения, используемые участниками финансовопромышленной группы, и др. [3. С. 33].

Таким образом, можно выделить несколько направлений региональной политики, которая способствовала бы активному развитию интеграции в регионе:

- создание социально-экономических условий для привлечения инвестиций, концентрации финансового и промышленного капиталов;

- создание социально-экономических условий для развития кооперационных и интеграционных связей, концентрации регионального ресурсного потенциала;

- предоставление налоговых и иных льгот интегрированным предприятиям;

- развитие внутрирегиональных, межотраслевых, транснациональных хозяйственных связей.

2. Территориально близкое (удобное) расположение будущих интегрированных предприятий. Данная предпосылка является чрезвычайно распространенной и часто реализуется на практике. Действительно, очень удобно включать в группу предприятия, которые не только работают в смежной отрасли, но и характери-зируются удобным территориальным расположением. Выгодное территориальное расположение позволяет более эффективно отслеживать и контролировать деятельность предприятия, снижать транспортные расходы на поставку сырья и оборудования, а также сокращать цикл оборачиваемости оборотного капитала и т. п.

Однако данная предпосылка не является ключевой. Предприятия могут успешно работать и

вблизи друг от друга, не имея необходимости проводить интеграцию. Это может быть связано с отсутствием более важных мотивов для интеграции.

3. Необходимость восстановления разрушенных производственно-технологических и торговых цепочек. С момента перехода от административной экономики к рыночной многие предприятия пострадали от разрыва производственнотехнологических и торговых связей. Это было вызвано рядом причин: нарушением денежного обращения, высокой инфляцией, отсутствием заказов на продукцию, снижением спроса, развитием бартерных операций и т. д.

В настоящее время восстановление и развитие производственно-сбытовых отношений продолжаются, в т. ч. за счет формирования интеграционных отношений, которые являются более крепкими и надежными по сравнению с рыночными. Руководство многих компаний полагает, что в условиях транзитивной и пока еще неустойчивой экономики часто выгоднее иметь собственного поставщика сырья, материалов, чем быть зависимым от внешних поставок и уровня цен. Именно по этой причине получили развитие интеграционные процессы в экономике.

4. Необходимость снижения трансакционных издержек. В качестве трансакционных издержек понимаются затраты, возникающие при обмене прав собственности на экономические активы между индивидами, а также при обеспечении своих исключительных прав. Снижение трансакционных издержек является одним из ключевых мотивов интеграции. Предприятия стремятся повысить конкурентоспособность своей продукции за счет снижения себестоимости либо повысить уровень прибыли опять же за счет снижения себестоимости, тем самым повысив свою инвестиционную привлекательность для будущих акционеров. В условиях интеграции при эффективном управлении снижение трансакционных издержек наблюдается всегда.

5. Необходимость повышения конкурентоспособности. За счет интеграции можно значительно повысить конкурентные преимущества группы фирм. Вопросу повышения конкурентоспособности посвящено немало научных трудов, в том числе и работы М. Портера. Он указывает, что одним из методов повышения конкурентоспособности является интеграция, но в разумных пределах. Основной критерий ее целесообразности — низкая величина издержек инте-

грации по отношению к совокупным издержкам деятельности фирм в одиночку.

6. Необходимость диверсификации коммерческих рисков. Любая деятельность, как известно, предполагает наличие рисков. Предпринимательская деятельность прежде всего связана с коммерческими рисками, которые в свою очередь можно разделить на производственные, торговые и имущественные. Диверсификация производимого продукта как результат интегрирования смежных производств способствует и диверсификации вышеперечисленных рисков.

7. Финансовая несостоятельность предприятия нередко подталкивает его к интеграции с более крупными и финансово устойчивыми фирмами. Это чаще всего выражается в форме слияний и поглощений, но существуют и другие варианты: присоединение в качестве дочернего (зависимого) общества или же филиала. В данном случае у интегрируемой организации есть шанс выжить на рынке, пусть и в составе более крупной структуры.

8. Смежные или аналогичные отрасли производства. Желание фирмы не зависеть от внешних поставщиков и дилеров подталкивает ее к поиску других фирм из смежных или аналогичных отраслей производства, фирм, способных войти в единую ИБГ в качестве последующих или предыдущих этапов производства.

9. Долгосрочные и периодичные производственные, торгово-сбытовые связи часто становятся причиной интеграции, особенно когда эти связи взаимовыгодны и останутся такими еще достаточно длительное время. Как правило, тесные налаженные связи между компаниями плавно перетекают в долгосрочные контракты с отлаженными механизмами действия, а затем возникает идея объединиться, тем самым сократив трансакционные издержки на передачу прав собственности.

10. Долгосрочное и неоднократное финансирование совместных инвестиционных проектов также может способствовать объединению предприятий. Данная предпосылка близка к предыдущей, однако такая структура будет отличаться четко выраженной финансовой направленностью взаимодействия участников структуры. Например, финансово-промышленная группа, банковский холдинг и т. п.

Нужно сказать, что предпосылки создания ИС, сущность ИС, преимущества и недостатки,

прочие вопросы деятельности ИБГ многосторонне изучены многими исследователями. Однако остаются аспекты, которым уделено недостаточно внимания, хотя они порой имеют важнейшее значение для деятельности ИС. К таким вопросам можно отнести оценку эффективности деятельности ИС в процессе ее формирования и развития. Сложность здесь заключается в том, что нельзя точно сказать, какой критерий (или набор критериев) является наиболее адекватным измерителем эффективности деятельности ИС. В этой связи оптимальным методом оценки может быть системный подход, который будет учитывать совокупность интересов участников структуры в многокритериальном аспекте.

Методика системного подхода наиболее актуальна, поскольку позволяет рассмотреть ИС как совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены и действуют для достижения одной цели. ИБГ отвечает всем принципам системного подхода:

1) ИБГ представляет собой сложную целостную систему, которая является частью общей системы и при этом имеет ряд подсистем нижнего уровня. ИС, например, является подсистемой производственной сферы и включает такие подсистемы нижнего уровня, как дочерние и зависимые предприятия;

2) деятельность ИС осуществляется для достижения определенной единой цели, но в рамках ИС выделяется множество локальных целей, которые могут противоречить как друг другу, так и общесистемным целям;

3) в рамках ИС каждый элемент системы обладает определенными свойствами и взаимодействует с другими элементами. При взаимодействии элементов в рамках ИС может проявляться эмерджентность, сущность которой сводится к появлению новых свойств, присущих ИС в целом, но не ее элементам в отдельности;

4) ИС является динамической, «живой» системой и постоянно изменяется при влиянии на нее внешних и внутренних факторов;

5) целью применения системного подхода является рассмотрение производственной интегрированной структуры как целостной системы в рамках региональной надсистемы. При этом важно учитывать интересы и локальные цели предприятий, входящих в интегрированную структуру, общесистемные цели, а также интересы надсистемы — региона и региональной экономики.

Разработка критериев оценки эффективности деятельности ИС возможна в нескольких вариантах, в зависимости от целей и условий формирования ИС.

Первый вариант основывается на том, что предприятие-интегратор проводит интеграцию предприятий с целью максимизации прибыли и выгод (не только экономического, но и социального, политического характера). Интеграция в данном случае вполне оправдана желанием центрального звена повысить собственную конкурентоспособность, увеличить объемы реализованной продукции, расширить ассортимент продукции и воспользоваться прочими преимуществами интеграции. В данном случае для предприятия-интегратора целесообразнее предложить методику оценки, учитывающую экономико-социальные результаты только центрального звена.

Второй вариант основывается на взаимнодобровольной интеграции и учете интересов всех сторон при формировании ИБГ. В данном случае рассматривается интеграция, которая способна реализовать свои преимущества в рамках каждого интегрируемого предприятия. Интеграция, скорее всего, будет осуществлена на основе соглашения или долговременного сотрудничества двух и более фирм. При этом целесообразнее применять методику оценки эффективности деятельности, учитывающую социально-экономические показатели каждого из звеньев интегрированной структуры.

Третий вариант тоже предполагает добровольное соглашение двух и более предприятий, а также заинтересованность региона в лице представителей региональной власти в интеграции данных предприятий. Такой вариант возможен при форсировании регионом процесса интеграции в целях защиты ряда нестабильно работающих предприятий. В ситуации, когда посредством интеграции можно повысить конкурентоспособность и эффективность деятельности производственно взаимосвязанных предприятий, регион может и должен способствовать данному процессу, поскольку результаты деятельности отдельных предприятий напрямую влияют на результаты деятельности регионов. В этом случае необходимо применять систему оценки, учитывающую социально-экономические показатели деятельности интегрированной структуры и региона. Данную систему оценки целесообразно разработать, принимая во внимание критерии,

Показатели оценки эффективности деятельности региона, коррелирующие с показателями оценки эффективности деятельности ИБГ

которые положены в основу оценки социальноэкономического развития региона.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов Российской Федерации» (2002-2010 гг. и до 2015 г.), принятой постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г., и содержащейся в ней методикой используется ряд показателей, на основе которых оценивается развитие каждого из регионов. На рисунке представлены показатели, зависящие от показателей оценки отдельного предприятия или группы предприятий. Таким образом, получив положительную динамику данных показателей ИБГ по итогам интеграции, можно гово-

рить о положительном влиянии интеграции на развитие региона.

Данные показатели целесообразно использовать при построении системы оценки процесса интеграции на всех этапах.

Список литературы

1. Паппэ, Я. Ш. Олигархи. Экономическая хроника / Я. Ш. Паппэ. М. : Проспект, 2000. 196 с.

2. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 546 с.

3. Якутин, Ю. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений / Ю. Якутин // Рос. экон. журн. 2000. № 9. С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.