Научная статья на тему 'Систематизация факторов интеграции транснациональных корпораций'

Систематизация факторов интеграции транснациональных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / CORPORATE POTENTIAL / INTEGRATION FACTORS / SYNERGY EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афоничкина Екатерина Александровна, Васильев Петр Владимирович

Рассматривается систематизация внешних и внутренних факторов, используемых для реализации стратегии интеграции транснациональных корпораций, оперделяются причины и стимулы способов интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordering of the external and internal factors used for realisation of strategy of integration of transnational corporations, оперделяются the reasons and stimulus of ways of integration is considered.

Текст научной работы на тему «Систематизация факторов интеграции транснациональных корпораций»

Афоничкина Е.А., Васильев П.В.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ ИНТЕГРАЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Afonichkina E.A., Vasilev P. V.

ORDERING OF FACTORS OF INTEGRATION OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS

Ключевые слова: транснациональные корпорации, корпоративный потенциал, факторы интеграции, синергетический эффект.

Keywords: transnational corporations, corporate potential, integration factors, Synergy effect.

Аннотация

Рассматривается систематизация внешних и внутренних факторов, используемых для реализации стратегии интеграции транснациональных корпораций, оперделяются причины и стимулы способов интеграции.

Abstract

Ordering of the external and internal factors used for realisation of strategy of integration of transnational corporations, оперделяются the reasons and stimulus of ways of integration is considered.

В работах по теории управления экономическими системами [2,3] одним из эффективных методов наращивания потенциала развития является интеграция производственных и управленческих потенциалов, создающих ценность экономических систем. Наличие синергии привлекает локальные предприятия к полной или частичной интеграции своего экономического потенциала, управленческих и производственных структур, ресурсов и рынков. Тем самым появляются различные виды интегрированных экономических систем, обладающих синергией и позволяющих получать дополнительные преимущества в темпах и стоимости развития.

Слияние (интеграция) ресурсов, активов, отдельных элементов экономического потенциала предприятий в единую интегрированную систему кардинально отличается от классических общепринятых методов управления.

Можно выделить следующие целевые состояния интеграции:

• завоевание олиго - или монопольного положения на своем сегменте рынка или в упрочении достигнутого положения;

• обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости полученной системы;

• повышение уровня инвестиционного потенциала за счет консолидации финансовых ресурсов;

• рациональное разделение обобщенных функций управления (производственных, снабженческих, сбытовых и пр. функций) между участниками интегрированной системы;

• увеличение возможностей по управлению себестоимостью производства, в том числе за счет минимизации внутренних издержек в корпоративных технологических цепочках;

• максимизация совокупного корпоративного дохода;

• оптимизация издержек по дочерним предприятиям, обладающими различными конкурентными преимуществами стран базирования.

Интегрированные системы в структуре международных экономических отношений обладают наиболее высоким потенциалом развития, т.к. объединение капиталов, инвестиционных ресурсов и страновых преимуществ позволяет получить дополнительные синергетиче-

ские возможности развития. Изменение уровня доходов, прибыли и капитала интегрированных систем обеспечивается рядом факторов, представленных в табл. 1 [14].

Таблица 1 - Факторы эффекта синергии корпоративной деятельности

Фактор синергии Описание структуры фактора

Операционная экономия Повышение эффективности деятельности предприятий за счет устранения дублирующих функций в каждой из объединенных компаний, централизация маркетинга, снабжения, управления финансовыми потоками

Экономия за счет масштаба Снижение средней величины издержек на единицу продукции по мере увеличения объема выпуска в результате распределения постоянных издержек на больший объем продукции

Комбинирование взаимодополняющих ресурсов Добывающие, перерабатывающие и производящие конечную продукцию интегрируются в целях снижения расходов на производство конечного продукта (трансфертное ценообразование)

Оптимизация налогообложения Возможность использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налоговых платежей

Повышение эффективности управления Используя принципы корпоративного управления, собственность от неэффективного менеджмента в результате интеграции перераспределяется в пользу эффективного. Чем хуже управление компанией, тем выше вероятность ее поглощения «захватчиками»

Диверсификация бизнеса Позволяет стабилизировать доходы компании за счет деятельности в разных сегментах рынка

Увеличение капитализации Слияние собственных капиталов отдельных предприятий и банков и использование его в единых операциях позволяет увеличить отдачу для акционеров

Кроме синергетического эффекта, важным достоинством интегрированных систем могут также быть:

1. Стабильность и имидж интегрированной системы дает преимущества в процессе привлечения дополнительных инвестиций.

2. Диверсификация деятельности корпоративных систем по странам базирования позволяет более эффективно использовать национальные ресурсы, гибко ими маневрировать, направлять в наиболее рентабельные бизнес-процессы.

3. Возможность финансирования крупных инвестиционных проектов в результате наличия существенного залога в виде крупных материальных основных и оборотных фондов, контролируемых участниками интегрированной системы. Основой интеграции в любых ее проявлениях, несомненно, является инвестиционное развитие и привлечение стратегических инвесторов.

4. Потенциал интегрированной системы позволяет в большинстве случаев обходиться без государственного регулирования и финансовой поддержки, действовать на рынке и обеспечивать расширенное воспроизводство на собственной финансовой основе, на принципах самофинансирования, что позволяет вести более гибкую бизнес-политику и эффективнее инвестировать все имеющиеся ресурсы.

5. Интегрированная система, благодаря доверию к ней со стороны рынка и его агентов, позволяет мобилизовать в производство те капиталы, которые в противном случае аккумулируются в сфере спекулятивных операций;

6. Форма организации производства и бизнеса в виде интегрированной системы различных предприятий сегодня представляется наиболее подготовленной и наименее рискованной к привлечению и эффективному применению инвестиционных ресурсов.

С макроэкономической точки зрения создание организация и функционирование интегрированных экономических систем дает возможности для решения ряда задач:

- концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;

- обеспечения финансовыми ресурсами промышленности, научных, исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;

- повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производства;

- осуществления прогрессивных структурных изменений в промышленности;

- формирования долгосрочных хозяйственных связей;

- улучшения инвестиционного климата и стабилизации производства;

- снижения рисков;

- долгосрочного отвлечения финансовых ресурсов с гарантией их сохранения и целевого использования.

В силу ряда бизнес-факторов именно крупные интегрированные объединения (корпорации) определяют экономическое развитие любого развитого государства, а результаты их деятельности предопределяют его будущее. Исследования практики создания и функционирования интегрированных систем в различных странах показали, что создание таких систем обусловлено различными социально-экономического причинами.

Процесс интеграции хозяйствующих субъектов происходит различными путями, в частности, некоторые компании, сливаясь, создают новую экономическую систему, некоторые поглощаются и входят в состав одной из интегрируемых, а некоторые - не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать в достижении общих целей с одними и собственных целей - с другими предприятиями. Такая интеграция обеспечивает возникновение принципиально нового вида экономических систем, объединяемых на базе различных интеграционных принципов обобщения ресурсов, интересов, технологий и др. интегрирующих факторов.

Деятельность многих ИЭС осуществляется при участии кредитно-финансовых, сбытовых, торговых институтов. Так, например, из 200 крупнейших банков России 48 вошли в интегрированные системы или сами создали такие группы, а из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками интегрированных систем [13]. В России среди наиболее крупных системообразующих элементов - участников транснациональных корпоративных объединений можно отметить такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский металлургические комбинаты, ОАО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», «УАЗ» и др. В целом такие интегрированные объединения характеризуются достаточно широкой диверсификацией деятельности, охватывающей более 100 видов производств во многих отраслях народного хозяйства [6,7]. При этом в деятельности этих корпораций участвуют и зарубежные активы.

В области создания транснациональных корпораций важным фактором является фактор экономических затрат и близость к рынкам сбыта. Совокупность преимуществ крупных фирм в конкурентном соперничестве в значительной степени связана с так называемым эффектом усреднения колебаний конъюнктуры. К этому следует добавить, что отличительным моментом современного развития корпораций является глобализация их деятельности.

В условиях резкого сокращения ресурсной базы развития крупные и средние хозяйствующие субъекты стоят перед дилеммой интеграции или реинтеграции своих усилий и возможностей в целях повышения эффективности производства. С одной стороны, чем меньше предприятие, тем меньше его потребности в ресурсном обеспечении своего производства, тем более оно мобильно в выборе направлений деятельности. С другой стороны, нарастание уровня и сложности потребительских предпочтений выдвигает жесткие условия по координации деятельности на всех этапах разработки, производства, сбыта и сервисного обслуживания продукции. Кроме того, повышение научно-технического и технологического уровня экономики предполагает завершенное построение цепочек создания стоимости в одной

структуре на основе не только распространения новейших технологий, но и усложнения связей в самих цепочках, включая платежеспособных потребителей продукции.

Непосредственные результаты интеграции проявляются не только в снижении транзакционных издержек, повышении рентабельности производства, но и в прогрессивных структурных сдвигах, укрупнении бизнеса, повышении его конкурентоспособности. Выход на этот уровень предполагает консолидацию усилий отдельных предприятий в борьбе за рынок, концентрацию ресурсов, ограничение уровня конкуренции на промежуточных стадиях производства товаров и снижение внутренних издержек.

Таким образом, речь идет об оптимизации производства и бизнеса посредством интеграции интересов предприятий в горизонтально- или вертикально-интегрированные бизнес-группы с соответствующей финансово-инвестиционной и торгово-сбытовой инфраструктурой. При таком подходе результативность объединения хозяйствующих субъектов достигается не простым суммированием потенциалов участников, их рыночных долей, а имеет место эффект синергизма. Именно такими принципами руководствуются большинство транснациональных корпоративных систем, формирующих свои подразделения в странах с низкими трудовыми издержками.

Для анализа структуры и содержания процесса интеграции [2, 3, 5] была дана дефиниция таким категориям, как «процесс интеграции», «интегрированное объединение», «интегрированная система», «интегрированные экономические системы.

Кратко приведем основные значения категорий корпоративного управления, которые могут употребляться в литературе в нескольких значениях.

В российском законодательстве с юридической точки зрения некоторым аналогом корпорации является открытое акционерное общество. Этого мнения придерживаются такие исследователи, как С.В. Авдашева, В.М. Гальперин, И.Ю Храброва [1, 8, 16].

В [1] под интегрированной бизнес-группой (ИБГ) или бизнес-группой понимается совокупность предприятий и организаций (промышленных, торговых, кредитно-финансовых и т.д.), координация действий которых выходит за рамки обычных контрактов на рынках товаров и капитала, но происходит при сохранении статуса партнеров по группе как отдельных хозяйственных субъектов и одновременном выделении центрального элемента, выполняющего функции координации.

Однако особенный интерес в современных условиях вызывают интегрированные экономические системы, или корпоративные структуры, как особая группа объединенных хозяйствующих субъектов, характеризующиеся собственными закономерностями развития. Под интегрированными экономическими системами (ИЭС) будем понимать различные виды корпоративных экономических систем в виде промышленных, финансово-промышленных, промышленно-сбытовых объединений, выступающих как сложное высокоорганизованное интегрированное формирование разнородных предприятий и организаций, удачно сочетающее собственные интересы, позволяющее более эффективно использовать возможности каждого участника в достижении общих целей [3]. Транснациональные ИЭС - это такие экономические системы, которые объединены единой технологической цепочкой, где под такой цепочкой будем понимать создание и движение инвестиций, конечного продукта, услуг, сегментов рынка, инноваций, производственных цепей.

Тем самым здесь мы заменяем термин «корпоративная система» на интегрированную систему, имея в виду любые экономические объекты различной степени сложности. Для адекватной интерпретации данного термина необходимо сформулировать и дать дефиницию понятию «интеграция». Ранее мы говорили о процессе интеграции, понимая объединение ресурсов предприятий для совместного функционирования. Теперь необходимо дать подробное определение и видам интеграции, присущим экономическим системам.

В экономической литературе [11, 13, 16] под интеграцией понимается организационноэкономическое слияние двух или более элементов (компонентов, частей) в единое целое, приобретающее по сравнению с простым суммированием элементов более высокое качество. Объединяющиеся элементы свое существование в прежнем виде, как правило, прекращают

полностью или частично.

В [4] под интеграцией понимается консолидация их промышленного, научнотехнического, технологического, кадрового, финансового, интеллектуального и потребительского потенциалов (капиталов) на основе единства стратегических целей их функционирования и системы управления ими, учета интересов каждого предприятия, соблюдения правил корпоративного поведения, распределения ответственности.

Исследования представленных дефиниций объединенных экономических систем позволило сформулировать некоторые собственные определения, далее используемые в контексте данной работы:

1. Под интеграцией хозяйствующих субъектов будем понимать процессы объединения субъектами своих ресурсов, активов, технологий, факторов производства, информации, сбытовых сетей, долей рынка и др. ценностей для достижения общих целей и удовлетворения своих интересов на период действия этих целей. Одной из важных целей объединения является получение синергетического эффекта от интеграции ценностей экономических объектов.

Условия и принципы объединения могут быть различными и включают временное равноправное и неравноправное объединение, правовые и неправовые методы, различные регуляторы управления объединением, в том числе и на международном уровне, и т.д.

2. Интеграционный процесс - это совокупность организационно-экономических операций по осуществлению интеграции ценностей хозяйствующих субъектов.

К базовым причинам проведения интеграционного процесса можно отнести различные стимулы и мотивы оперативного или стратегического развития компании.

3. Под интегрированной экономической системой (ИЭС) (integrated economic systems (IES)) понимается совокупность экономических объектов, играющих особую роль в цепочке создания ценности и объединяющие формально или неформально стратегические ресурсы на некоторый период времени (постоянно) для достижения общих целей синергетического уровня и удовлетворения своих интересов. Если управляющая компания такой системы имеет резкие особенности и выделенные функции по работе с отдельными активами и локальными цепочками различных сегментов, то такие системы можно отнести к транснациональным (ИТЭС).

Такие ИТЭС эффективно работают в самых различных отраслях и секторах международной экономики. В то же время они характеризуются двумя важнейшими тенденциями: ростом инвестиции; расширением сферы деятельности, в основном за рубежом; интеграцией промышленных и кредитно-финансовых учреждений в рамках инвестиционного развития; четким выделением функций инвестиционно-финансового управления конъюнктурной привязкой активов локальный системных цепей.

Основным конкурентным фактором интегрированных структур является синергетический эффект от взаимодействия отдельных автономных экономических систем. В [9] указывается, что объединения хозяйствующих субъектов, существующих в виде корпоративных структур, в бизнес-направления и бизнес-портфели позволяют достичь более стабильных и высоких экономических показателей, чем в иных структурно-организованных экономических системах.

Этапы становления корпоративных интегрированных структур определяются разными экономическими периодами и экономическими отношениями [2, 3].

Анализ эволюции факторов, обеспечивающих необходимость и стимулирующих процесс объединения локальных ценностей организаций в виде ресурсного, производственного, инвестиционного, функционального потенциалов в сложную экономическую систему, позволяет объединить их в следующие группы:

- наличие общих базовых целей взаимовыгодного сотрудничества;

- развитие международной кооперации в мировой промышленности;

- стимулирование регионального развития;

- государственная поддержка совместных (международных) проектов;

- повышение конкурентоспособности интеграционного образования.

Рассмотрим подробнее базовые стимулы интеграции в промышленном секторе отечественной экономики на примере автомобилестроения, являющейся наиболее капиталоемкой и высокопотенциальной отраслью, как в России, так и в зарубежных странах, занимающей значительный удельный вес во внутреннем валовом продукте этих стран. Так, например, доля продукции автомобилестроения США, основные производства которых интегрированы в виде корпоративных систем, в структуре мирового производства составляет 23,3 %, доля ее ВВП - 25,3 %, доля России - соответственно 2,3 и 1,5 %. Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, а сама отрасль сосредоточена на относительно небольшом числе транснациональных корпораций по производству автомобилей.

В настоящее время развитие автомобильной промышленности России имеет основные тенденции, ориентированные на интеграцию крупных автомобилестроительных компаний в единую структуру. К числу объединенных компаний можно отнести группу "Сибирский Алюминий", целенаправленно созданную для решения задач автомобильной промышленности, объединение "РусПромАвто" (ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, УМЗ и др.), металлургическую компанию "Северосталь" (УАЗ, ЗМЗ). Группа компаний "СОК" является владельцем АО "РосЛа-да", контролирует ДААЗ и ряд других предприятий. Эти компании-инвесторы обладают значительным финансовым капиталом и способны эффективно решать текущие проблемы автомобилестроения. Кроме того, транснациональные автомобильные компании участвуют в процессе интеграционного роста.

К основным стимулам транснациональных интеграционных процессов в отечественной автомобилестроительной отрасли являются:

Общность глобальных целей совместного сотрудничества. Основным мотивом для зарубежных участников интеграционных автомобильных альянсов в России стало открытие емкого потребительского рынка, далекого от насыщения. Исследования рынка показывают, что российский рынок является развивающимся в сегменте бюджетных моделей автомобилей.

Реальные производственные возможности российского автопрома сегодня существенно ниже, чем потенциал рыночного спроса. В свою очередь российские автозаводы остро нуждаются в привлечении новых инвестиций для модернизации своей продукции и улучшения ее качества, однако они испытывают существенные трудности с мобилизацией необходимых инвестиционных ресурсов.

Для обеспечения развития автомобилестроение нуждается ежегодно в инвестициях на уровне 2 млрд долл., в то время как ее собственный инвестиционный потенциал не превосходит 600 млн долл., что обеспечивает объективные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий в российскую автомобильную промышленность.

Развитие межстрановой кооперации. Исследование тенденций международной кооперации на примере автомобильной промышленности показывает, что основной организационной формой международных альянсов в автомобильной промышленности России сегодня является создание совместных предприятий («GM-АВТОВАЗ», АвтоФраМос и др.). Степень финансового участия в них зарубежных партнеров может варьировать в достаточно широких пределах от минимального до преобладающего. Наряду с этим работают и другие организационные формы интеграции в виде экономического сотрудничества, например заключение контрактов на осуществление сборочных операций («БМВ» и «АВТОТОР»).

Стимулирование развития регионального производства. Успех организации альянсов и их деятельность во многом зависят от степени участия региональных органов власти. Интерес таких проектов видится в том, что рабочее место в автомобильной промышленности создает 10-12 рабочих мест в смежных отраслях экономики, что влечет за собой снижение уровня безработицы, а следовательно, снимает социальную напряженность в регионе. Многие российские автозаводы являются градообразующими предприятиями, которые не только пополняют местные бюджеты за счет налогов, но и строят социальную инфраструктуру ре-

гиона, финансируют социальные программы. Так, доля АВТОВАЗа в бюджете Самарской области оставляет около 40 %, а в ВВП страны - 3 %.

Государственная поддержка международных проектов. Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей национальной экономики и, естественно требует регулирования деятельности в рамках некоторого правового поля. Государство оказывает влияние на процесс формирования международных стратегических альянсов в автомобильной промышленности через ряд нормативных актов, направленных на стимулирование иностранных инвестиций в отрасли.

Повышение конкурентоспособности интеграционного образования. Интеграция технологических процессов в виде передачи технологий и ноу-хау, совершенствование технологии управления и организации бизнес-процессов, повышение квалификации персонала и его ресурсного обеспечения в производстве и управлении также являются важнейшими факторами повышения конкурентоспособности такой интегрированной системы.

Необходимость снижения затрат на разработку и производство: интеграция сопровождается эффектом «масштаба», когда увеличение объемов производства влечет за собой снижение постоянных издержек на единицу продукции, кроме того, объединение финансовых и технологических ресурсов различных предприятий позволяет обойтись без дополнительных внешних инвестиций, в то время как стоимость разработки новой модели в среднем для мировых автопредприятий, составляет около 3 млрд долл. США.

Преодоление ценовой конкуренции: качество и уровень сервиса увеличивают потребительские предпочтения на фоне снижения цены.

Библиографический список

1. Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. - 2000. - № 1. - С. 14.

2. Афоничкин А.И., Гусев М.Г., Бубликова Н.Я., Андреев А.В. Стратегия формирования технологических цепочек в интегрированных экономических системах: Монография. -Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2008. - 460 с.

3. Афоничкин А.И., Журова Л.И., Ягодин Н.В. Управление развитием интегрированных экономических систем на базе инструментария стратегического зонирования: Монография. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2006. - 330 с.

4. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Тенденция и роль интеграционных процессов в промышленности России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 4. - С. 3-22.

5. Васильев П.В., Афоничкина Е.А., Управление портфелем развития интегрированных экономических систем: Монография. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2009. С. 408.

6. Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. - 1998. - № 11-12.

7. Газин Г., Манаков Д. Наука поглощений // http://www.vestnikmckinsey.ru

8. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Горбунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. Т.1 - М.: Экономическая школа, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2002. -ХХ,332 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

10. Драчева Е.Л., Либман А.М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 4.

11. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2001. - 244 с.

12. Российский рынок легковых автомобилей - 2006. Аналитический отчет. - М.: ABARUS Market Research, 2007.

13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 412 с.

14. Тюрина А.В. О формах интеграции капитала в финансово-промышленных групп-пах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3.

15. Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

16. Храброва И.Ю. Корпоративное управление: Вопросы интеграции. - М.:

АЛЬПИНА, 2000.

17. wwwЛadaonUm.ru - официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ».

18. www.oar-info.ru - официальный сайт НП «Объединение автопроизводителей России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.