УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ, ИНВЕСТИЦИЯМИ И ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
УДК: 338.3
ББК: 65.050
Афоничкина Е.А., Михаленко Д.Г.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
AfonichkinaE.A., MihalenkoD.G.
MANAGEMENT OF INNOVATIVE CHANGES IN CORPORATE SYSTEMS OF
AUTOMOTIVE INDUSTRY
Ключевые слова: корпорации автостроения, тренды развития автостроения, корпоративные системы, управление инновационным развитием.
Keywords: autostructure corporations, trends of development of an autostructure, corporate systems, management of innovative development.
Аннотация:рассматриваются проблемы формирования методологии инновационного развития автомобилестроительных корпораций. Приведены тенденции развития отрасли на мировом рынке, выделены факторы конкуренции. Показаны базовые задачи управления инновационным развитием корпоративных систем, и сформирован комплекс дефиниций методологии управления инновационным развитием интегрированных экономических систем в сфере автомобилестроения.
Abstract:problems of formation of methodology of innovative development of automobile building corporations are considered. Tendencies of development of branch in the world market are shown, competition factors are allocated. Basic problems of management are shown by innovative development of corporate systems and the complex of definitions of methodology of management by innovative development of the integrated economic systems in the automotive industry sphere is created.
Введение. В современной экономике наблюдается тенденция усиления роли крупных сложноорганизованных компаний (корпораций) в экономическом росте стран и регионов. Современный рынок и межстрано-вые экономические отношения все в большей степени воздействуют на принятие экономических и финансовых решений, на уровень и темпы развития мировой экономики и отражают более сильную взаимозависимость (экономическую, инновационную и пр.) между экономиками разных стран, в том числе и экономически развитых.
Динамика внешней среды, усиление конкуренции на международных рынках заставляют такие корпоративные системы ускорять научно-техническое, инновационное и технологическое развитие, развивать сбалансированные цепочки создания стоимости (по странам и регионам), проводить
формализованный анализ и моделирование параметров развития, в том числе ассортимента, технологии, структурной организации.
Циклические тренды спада и развития только усиливают процессы интеграции корпоративных систем, что позволяет быстро и с минимальными затратами адаптироваться к динамике рынка и предпочтениям потенциальных потребителей. Для производственных корпоративных систем, работающих в секторе машиностроения, эти процессы являются наиболее важными и приоритетными для эффективной деятельности на рынке и отражают направления развития таких интегрированных экономических систем.
Для планирования и управления процессов развития сложноорганизованными интегрированными экономическими систе-
мами необходима стратегия экономического развития корпоративных участников такой системы, учитывающая существующие цели, уровень потенциала развития, приоритеты развития и возможности управления и трансформации ресурсов в продукцию через инструменты и механизмы реализации. При этом, наличие различных участников в структуре корпоративной системы предполагает необходимость учета их интересов и возможностей в достижении общих целей экономического развития. Тем самым предполагается формирование стратеги развития, учитывающей и процедуры интеграционного роста, предполагающие объединение активов, ресурсов и возможностей в единый комплекс совместных бизнес-цепочек.
Анализ процессов корпоративного управления экономических систем, действующих на мировых рынках и занимающих лидирующие позиции, показывает наличие «эффекта организационного рычага» (по аналогии с финансовым рычагом), т.е. системные и организационные конфликты и рассогласование внутрикорпоративных интересов, при приближении кризисных состояний, усиливаются ускоренными темпами за счет отрицательной синергии и внешних факторов.
Поэтому, без организации эффективного взаимодействия между различными направлениями корпоративного бизнеса, уровнями иерархии управления, между производством и управлением (производственными и управленческими бизнес-процессами), изменения в системе корпоративного управления могут привести не только к развитию, но и к существенному ослаблению своих рыночных позиций по основным направлениям деятельности.
Институциональные изменения в макроэкономике во-многом связаны с формированием различных видов производственных, финансовых и иных корпоративных объединений в виде различных типов интегрированных экономических структур. В работе проведена классификация
сложноорганизованных экономических
систем, выделены состав и структура элементов интегрированной системы, обобщены основные принципы и методы
процесса интеграции. Проведен анализ существующих подходов к классификации корпоративных систем, выделены и адаптированы признаки систематизации, отражающие форму и степень зависимости, структурно-функцио-нальные параметры, процедуры управления, устойчивость, зона хозяйствования и др. группирующие признаки.
Автомобильная промышленность является пока ведущей отраслью машиностроения и сосредоточена на небольшом числе транснациональных корпораций по производству автомобилей, наиболее глобализирована, а основными стимулами интеграционных процессов в отрасли можно считать: - общность глобальных целей совместного сотрудничества; - развитие межстрановой кооперации; -стимулирование развития регионального производства; - государственную поддержку международных проектов; - повышение уровня конкурентоспособности у
интеграционных образований; -
необходимость снижения затрат на разработку и производство; - преодоление ценовой конкуренции.
Автомобилестроение промышленно развитых стран является ведущим в машиностроении и одной из ключевых отраслей экономики, влияющей на стабилизацию процессов экономического и социального развития общества. Оно дает импульс развитию многих отраслей, стимулирует занятость населения, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. Доля автомобилестроения в общем объеме продукции машиностроения в Западной Европе достигает 38-40%, в США - 40%, в Японии - 50%, во внутреннем валовом продукте (ВВП) США и Франции составляет 5%, в Японии и Германии - 9-10%.
Предприятия автомобилестроения тесно связаны с другими отраслями и потребляют, например, в США 15% стали, 46% ковкого чугуна, 70% натурального и 59% синтетического каучука, более 30% продукции станкостроения.
Анализ мировой динамики деятельности корпораций мирового автомобилестроения за последние 3 года (2009-2011) дает следующий рейтинг стран-производителей
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1 (30) 2014 автомобилей по доле мирового рынка (таб- лица 1.
Таблица 1 - Ранжирование стран-производителей автомобилей по доле мирового рынка
Country Средний темп Удельная доля Доля страны Количество
прироста за темпа прироста в на мировом автомобилей
период общем приросте % рынке % на 1 чел
UNITED STATES OF -0,55 -2,3 17,816 0,04
AMERICA
JAPAN 2,46 8,7 16,059 0,085
GERMANY 2,26 4,2 8,562 0,07
CHINA 13,42 21,3 8,488 0,004
SOUTH KOREA 7,9 8,8 5,501 0,076
FRANCE -0,96 -1,2 5,278 0,058
SPAIN -4,6 -4,7 4,093 0,068
CANADA 2,68 2,3 3,998 0,081
BRAZIL 17,94 11,8 3,76 0,013
UNITED KINGDOM -1,17 -0,7 2,681 0,03
MEXICO 3,01 1,6 2,484 0,016
INDIA 18,88 7,8 2,419 0,001
RUSSIA 2,94 1,2 2,009 0,009
THAILAND 23,16 6,5 1,673 0,017
ITALY -11,33 -4,8 1,544 0,018
BELGIUM 1,37 0,4 1,381 0,09
TURKEY 30,57 5,8 1,307 0,012
IRAN 19,55 4 1,215 0,012
POLAND 45,34 5,1 0,93 0,016
CZECH REPUBLIC 18,21 2,8 0,9 0,059
MALAYSIA 28,28 3,7 0,838 0,023
SOUTH AFRICA 11,71 1,8 0,781 0,012
INDONESIA 23,95 2,9 0,735 0,002
TAIWAN 7,51 1 0,664 0,019
AUSTRALIA -2,25 -0,3 0,587 0,019
SWEDEN 2,42 0,3 0,503 0,038
ARGENTINA 38,36 2,5 0,475 0,008
AUSTRIA 39,95 1,9 0,377 0,031
PORTUGAL -4,31 -0,3 0,326 0,021
SLOVAK REPUBLIC -11,43 -1,1 0,325 0,04
UKRAINE 44,33 1,8 0,321 0,005
ROMANIA 43,86 1,7 0,29 0,009
NETHERLANDS -6 -0,6 0,269 0,011
SLOVENIA 23,28 1 0,265 0,089
PAKISTAN 73,96 1,8 0,232 0,001
HUNGARY 10,6 0,4 0,226 0,015
UZBEKISTAN 46,2 0,8 0,142 0,004
EGYPT 19,48 0,3 0,103 0,001
COLOMBIA 72 0,6 0,082 0,001
VENEZUELA(4) 115,69 0,6 0,073 0,002
PHILIPPINES -2,21 -0,1 0,067 0,001
VIETNAM 25,75 0,2 0,047
ECUADOR 370,81 0,4 0,038 0,002
BELARUS 15,57 0,1 0,034 0,002
FINLAND
29,7
0,032
0,004
MOROCCO
-7,71
-0,1
0,022
Продолжение таблицы 1
SERBIA 1,3 0 0,021 0,002
CHILE 6,02 0 0,01
SUDAN 87,05 0 0,004
NIGERIA -26,59 0 0,004
BOTSWANA -0,06 0 0,002 0,001
0
Анализ представленных данных показывает, что сегмент автомобильной промышленности, включающей четверку ведущих стран, таких как: UNITED STATES OF AMERICA (17.9%), JAPAN (16%), GERMANY (8.6%), CHINA (8.5%),занимает более половины (50,93%) доли мирового рынка. Дополнив эту группу такими странами, как: SOUTH KOREA, FRANCE, SPAIN, CANADA, BRAZIL UNITED KINGDOM, получим сегмент рынка, который эти 10 стран обеспечивают в объеме 76,2% мирового производства автомобилей. Россия (19 место в рейтинге) обеспечивает 2% мирового рынка.
По количеству автомобилей на 1 чел. наилучшие значения у Японии и Бельгии -0,09 и 0,085 соответственно. Наихудшие значения - Индия, Колумбия, Филлипины - по 0,001. Россия имеет значение этого показателя - 0,009.
Автомобилестроение России занимает ведущее место в экономике страны (23% в общем объеме продукции машиностроения), обеспечивает занятость в различных отраслях промышленности и сфере услуг более 7% трудоспособного населения. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость более 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.
Анализ сегмента российского автомобилестроения показывает несколько корпоративных групп, интегрирующих различные активы и формирующие разные подходы к выработке стратегии развития автомобильного бизнеса.
Интегрированная система № 1: Группа АВТОВАЗ, входящая в состав государственной корпорации «Ростехнологии». С
2014 г. контрольный пакет акций находится у группы RENAULT-NISSAN. На 2011 год в состав производственного комплекса ОАО «АВТОВАЗ» входили: - металлургическое производство, - прессовое производство, - механосборочное производство, -сборочно-кузовное производство, -производство пластмассовых изделий, -энергетическое производство, - опытно-промышленное производство. На правах собственности ОАО «АВТОВАЗ» владеет акциями и долями в уставном капитале 84 обществ, из них:
- 15 обществ находятся за рубежом (в их числе 9 обществ в странах СНГ и Грузии), в том числе, 7 обществ являются дочерними по отношению к ОАО «АВТОВАЗ»;
- 69 обществ находятся на территории России, из них:
- 32 дочерних общества со 100% капиталом ОАО «АВТОВАЗ»;
- 18 дочерних обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 50% акций (долей) в уставном капитале;
- 11 зависимых обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 20% акций (долей) в уставном капитале;
- 8 обществ с участием ОАО «АВТОВАЗ» (20% и менее в уставном капитале общества). По итогам 2011 года доля ОАО «АВТОВАЗ» в объеме продаж автомобилей на рынке России составила 23,2%.
Интегрированная система №2: Крупный автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ», входящий в состав бизнес-группы «Базовый Элемент». Выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжелые грузовики, автобусы, легковые автомобили, дорожно-строительную технику, силовые агрегаты и автокомпоненты. ОАО «ГАЗ» является «материнской» фирмой и центром консолидации финансовых результатов «Группы ГАЗ». Его высший
орган управления - общее собрание акционеров, главный из которых - ОАО «Русские машины». «Группа ГАЗ» состоит из шести дивизионов, каждый из которых имеет собственную структуру управления, включает 17 предприятий в 10 регионах РФ. Занимает около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, 58% в сегменте средних грузовиков. Выручка в 2011г. составила 132,4 млрд. руб. (37% по сравнению с 2010г.), чистая прибыль составила 8,5 млрд.руб.
Интегрированная система №3 : Крупная автомобилестроительная группа «Соллерс», которой принадлежат производства по выпуску внедорожников УАЗ, корейских SsangYong, японских грузовиков ISUZU, двигателей ЗМЗ. Имеет явно выраженный вид ФПГ, в состав входит 9 компаний, в том числе финансовый холдинг. В 2011 году продажи автомобилей составили 115,7 тыс. шт. (в 2010 году - 98,1 тыс. шт.), чистая прибыль - 4,2 млрд руб. (в 2010 году чистый убыток - 1,2 млрд руб.).
Основные тренды трансформации отечественного автомобилестроения связаны с преобразованиями и реструктуризацией производственных и управленческих процессов, исследованием потребительских предпочтений и интеграцией с ведущими международными автомобильными компаниями. С учетом государственной политики в части поддержки автопроизводства, это дает дополнительный стимул к эффективному управлению в данной сфере.
С учетом вышеприведенных групп национального автостроения, большое влияние в России оказывают следующие международные автомобильные корпорации. В 2011 г. продажи этих групп составили: - АВ-TOBA3-RENAULT-NISSAN-K® - 800000 шт.; - HYUNDAI-KIA - 240000 шт.;
- HYUNDAI - 120000 шт.; - KIA - 120000 шт.; - VW Group - 170000 шт.; - GM Group -170000 шт.; - P & A PEUGEOT CITROEN -75000 шт.; SOLLERS Group - 70000 шт.;
- Группа ГАЗ - 15000 шт.; - другие группы -660000 шт.
Вне зависимости от стимула изменений корпоративной среды отрасли, сама процедура управления изменениями должна учитывать реорганизацию таких элементов, как:
- организационной системы управления,
- производственной структуры,
- механизмов целеполагания,
- корпоративной стратегии управления изменениями, и др.
В современных экономических условиях большинство производственных корпораций организованы именно в виде слож-ноорганизованных интегрированных экономических систем, имеющих тесные формальные (технологические, управленческие, финансовые, материальные и пр.) и неформальные связи (владения, власти, административных возможностей) с другими бизнес-единицами, структурами регионального, отраслевого, федерального или мирового уровня.
В современной литературе исследуются базовые категории теории интегрированных экономических систем (ИЭС), в основе которой лежит понятие сложнооргани-зованной экономической системы корпоративного типа с возможностью активного взаимодействия между участниками системы и уровнями иерархии структуры управления, позволяющая решить широкий спектр задач управления конкурентными преимуществами и повышения капитализации и прибыльности. Такая система получается в процессе интеграции участников в структуру разных бизнес-цепочек и дает возможность участвовать в получении синергетического эффекта, являющегося также стимулом интеграции. Именно здесь механизм интеграции является инструментом создания синер-гетического эффекта, достигаемого через эффект «экономии» за счет выполнения технологических операций и управленческих процессов.
Реализация тесной взаимосвязи и объединении отдельных активов, ресурсов, экономического потенциала и др. акцентирует следующие стимулы интеграции и ресурсы:
- географические или продуктовые рынки;
- технологические процессы, оборудование и материалы (комплектующие, материалы, производственная технология, ноу-хау, инструмент, оснастка и пр.);
- виды экономических субъектов участвующих в бизнес-цепочках
(производители, поставщики, логистика, сбытовые сети, закупочные организации, специализированное производство сопутствующих компонентов, сервисные услуги, финансовые институты и др.).
В зависимости от наличия и степени развития таких факторов, могут формироваться разные типы и виды ИЭС.
Интеграционный подход стратегии управления организационными изменениями позволяет своевременно решить глобальные задачи организационного развития интегрированных систем, формировать стратегию изменений на базе формирования вектора роста такой системы.
Разработка указанных проблем вызывает необходимость формирования новой конкурентоспособной концепции интегрированного развития, которая обеспечит рост корпоративных ценностей.
Эффективность же управления во многом определяется организационной структурой органов управления, в особенности это важно в условиях неопределенности среды окружения.
Актуальность проблемы возрастает для организационных структур крупных производственных комплексов, к которым относится и ОАО «АВТОВАЗ», характеризующийся по сути как интегрированный многоотраслевой комплекс и требующий согласованного механизма управления множеством вспомогательных производств, обслуживающих структур, поставщиков и эффективного взаимодействия между различными направлениями бизнеса.
Громоздкая организационная структура такого комплекса не позволяет оперативно решать вопросы инновационного развития, что приводит к снижению конкурентных позиций по основным направлениям как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Именно к таким сложно-организованным производственным комплексам можно отнести уникальное предприятие ОАО АВТОВАЗ.
Эффективная реализация процесса инновационного развития в таких системах предполагает решение целого комплекса задач по инновационным изменениям производственной и организационной структур комплекса, совершенствованию форм и ме-
тодов управления и четкого мониторинга динамики эффективности инновационного управления «на ходу», без остановки производства в условиях жесткой конкуренции мирового рынка автомобилестроения и требований корпоративного управления.
Развитие компаний такого типа обеспечивается обычно согласованной деятельностью по нескольким инновационным стратегических направлениям. Причем неадекватная система корпоративного управления, изменение которой слабо отражает динамику нарастающих проблем во внешней и внутренней среде, зачастую приводит к потере конкурентных позиций по основным направлениям бизнеса.
На фоне прогрессирующих в мировой экономике кризисных тенденций, проблема инноваций в системе корпоративного управления стоит чрезвычайно остро и становится все более значимой для крупных производственных комплексов, снижающих свою долю мирового рынка.
Методологии управления развитием корпоративных систем посвящены многие отечественные и зарубежные публикации, охватывающие общие проблемы корпоративного управления и организационного моделирования. Значительный вклад в теорию организационных изменений (changemanagement - управление
изменениями, organizationdevelopment -организационное развитие) внесли также Курт Левин, Н. Тичи и М. Деванна, М. Хаммер и Дж. Чампи,
Ф. Гуияр, Дж. Келли.
Однако, методология управления инновационными изменениями в интегрированных экономических системах требует обоснования корпоративных инновационных изменений, позволяющих увеличить эффективность и повысить конкурентные преимущества интегрированных экономических систем.
Систему задач, отражающих данную цель, можно представить в следующем виде (рисунок 1).
Базой данного комплекса задач является формирование методологии интегрированных экономических систем (задачи 1,2,4). Содержание инновационных изменений развития экономических систем определяется
задачами 3,4, разработка модели ИЭС - задачами 5,6. Обоснование факторов, ресурсов и их значений для анализа требуемого уровня состояния инновационного развития требует
решения задачи 7, а модель оценки эффективности инновационных изменений формируется в задаче 8.
Цель - управление инновационными изменениями в интегрированных экономических системах
Задачи
1.Уточнить содержание основных категорий теории интегрированных экономических систем, выделить принципы, механизмы и стимулы интеграции, условия и ограничения интеграциионных процессов, выделить тренды интеграции в автостроении
2. Систематизировать принципы построения и виды ИЭС, выявить особенности корпоративного развития автомобилестроения в мировом и национальном автостроении, оценить процессы интеграции в автостроении
3. Сформировать направления инновационного развития ИЭС, определить факторы развития и механизмы реализации инноваций в управлении и производстве, с учетом этапов жизненного цикла развития ИЭС и стратегических зон хозяйствования
4. Выявить основные виды и классы ИЭС, особенности, преимущества и угрозы возможных направлений инновационного развития
5. Обосновать концепцию, модель и механизмы формирования сбалансированных бизнес-цепочек (функционального и технологического типа) в структуре ИЭС
Рисунок 1 - Система задач управления инновационными изменениями в интегрированных
экономических системах
Теоретическое обоснование методологии является весьма важной составляющей процесса управления, поэтому рассмотрим задачу 1 более подробно. При решении задачи 1 показано, что инновации в области интеграционного развития экономических систем обеспечивает большую эффективность за счет факторов снижения затрат и получения синергии, что позволяет увеличить потенциал развития за счет получения
дополнительных сегментов доли рынка, привлечения потребителей, налаженных производственных процессов и инновационной технологии. Данный тип развития является наиболее рациональным при отраслевых барьерах, инвестиционных, административных или социально-культурных ограничений.
Важным фактором развития здесь является метод консолидации ресурсов за счет интеграции нескольких предприятий в еди-
ную интегрированную систему (сложноор-ганизованную экономическую систему). Именно это и привлекает предприятия к полной или частичной интеграции своих структур, ресурсов, рынков, возможностей и позволяет осуществлять непрерывную инновационную деятельность на длительную перспективу, создавать прогрессивные технологические процессы, обеспечивают снижение затрат и высокий экономический потенциал развития.
Инновационные факторы интеграции обеспечивают следующие преимущества и возможности: - доступ к ценным нематериальным активам (лицензиям, патентам, передовым разработкам); - увеличение объединенных бюджетов инновационного развития; - формирование устойчивых конкурентных преимуществ на рынке.
Для выявления базовых дефиниций и определений, отражающих деятельность и процессы управления в сложных экономических системах, проводится анализ подходов в рамках корпоративного управления, что позволило обобщить структуру таких систем в виде интегрированной экономической системы. Исследование процессов корпора-тивизации позволило дать следующие определения.
Определение 1. Под интеграцией хозяйствующих субъектов понимаем процессы объединения субъектами своих ресурсов, активов, технологий, факторов производства, информации, сбытовых сетей, долей рынка и др. ценностей для достижения объединенных целей и удовлетворения своих интересов на период действия этих целей. Одной из важных целей объединения является получение синергетического эффекта от интеграции ценностей экономических субъектов.
Условия и принципы объединения могут быть различными и включают временное равноправное и неравноправное объединение, правовые и неправовые методы, различные регуляторы управления объединением и т.д.
Определение 2. Интеграционный процесс - это совокупность организационно-экономических операций по осуществлению интеграции ценностей хозяйствующих субъектов. К базовым причинам проведения интеграционного процесса можно отнести раз-
личные стимулы и мотивы оперативного или стратегического развития компании.
Определение 3. Под интегрированной экономической системой (ИЭС)
(integratedeconomicsystems (IES)) понимается совокупность экономических субъектов, создающих в её структуре систему цепочек создания ценности, и играющих в них особую роль. В рамках ИЭС объединяются формально или неформально стратегические ресурсы участников, на некоторый период времени или постоянно, для достижения общих целей и удовлетворения собственных и общесистемных интересов.
Для уточнения базовых определений корпоративного управления проводятся анализ и систематизация различных подходов и трактовок понятий корпоративного управления и даны следующие дефиниции.
Определение 4. Управление интегрированными экономическими системами - это процессы управления, включающие в себя определенные принципы и механизмы согласованного воздействия на состояние сложноорганизованной экономической системы для придания всем элементам системы требуемых (целевых и устойчивых) свойств с лучшими конкурентными преимуществами. Эти цели сбалансированы и удовлетворяют общесистемным интересам и интересам отдельных участников системы.
Определение 5. Под процессом управления интегрированной экономической системой будем понимать совокупность методов, механизмов, условий и ограничений, а также правил и стимулов, используемых для организации её эффективной деятельности.
Специфика управления интегрированным объединением говорит о нескольких видах участников в структуре системы (это производственные, коммерческие, финансовые и др.). Задачей управления ИЭС является координация всех управленческих процессов элементов структуры и формирование согласованных механизмов в интересах достижения единой цели развития интегрированной экономической системы.
В связи с различием роли и задач, выполняемых каждым из составляющих элементов в интегрированной системе, в работе представлены и рассмотрены способы
управления каждым из них. Выделяются особенности экономической стратегии развития ИЭС, исследуется структура стратегии. Проводится систематизация и типология корпоративной стратегии и обобщается её понятие.
Определение 6. Под корпоративной стратегией ИЭС понимаем программу управления ростом базовых видов деятельности, согласованную по уровням и элементам структуры управления для развития приоритетных сфер деятельности, выбора реализационных механизмов, согласования интересов и системы бюджетов для стратегической и операционной деятельности.
Каждый участник применяет в своей деятельности определенные виды экономических стратегий развития, которые группируются по признакам: уровень системы и вектор целей развития. Такая группировка позволяет выбрать сектор стратегий в рамках достижения единой цели интеграционного объединения. Для этого участникам ИЭС необходимо координировать и согласовывать свои механизмы и инструменты управления. В этой связи необходимо исследовать структуру участников ИЭС, принципы, на которых интегрируются компании-участники, уровни управления полученной системы и распределение функций и полномочий управления, степень активности участников в базовых управленческих и технологических процессов, выделить факторы внешней среды, тренды изменения структуры.
В этой связи, стратегия, направленная на развитие интеграционных процессов при формировании и управлении ИЭС, может быть определена как стратегии интеграции и вытекает из того, что в процессе развития экономическая система встает перед решением задач интеграции в то или иное бизнес-пространство. И основной задачей процесса реализации стратегии интеграции является создание необходимых предпосылок для успешной её реализации, усиления ключевых компетенций, развития динамических способностей и нейтрализации слабых сторон деятельности.
Определение 7. Под стратегией интеграции будем понимать корпоративную
стратегию, направленную на развитие интеграционных процессов по базовым цепочкам создания ценности, обеспечивающую усиление ключевых компетенций и сбалансированный рост ИЭС.
При изменении своей структуры, ИЭС приобретает соответствующую пространственную, временную, функциональную и процессную структуру под воздействием внутренних и внешних факторов. Способность экономических систем к самоорганизации позволяет обеспечивать качественно иной уровень формирования новой структуры, а сам механизм изменения определяет стратегию развития ИЭС, элементами которой являются:
- вектор роста, который определяет масштаб и направление будущей сферы деятельности организации;
- конкурентное преимущество, которое организация будет стремиться достичь в соответствующих областях деятельности;
- синергизм, который будет возникать между различными сферами деятельности организации;
- эластичность вектора развития.
Выводы. Таким образом, тренды развития автостроения показывают, что пятерка развитых стран определяет более половины мирового рынка автостроения. Для сохранения и увеличения темпов развития сегмента автостроения России необходимо переходить к управлению инновационным развитием, включающим не только обновление технологии и ассортимента, но и управленческой корпоративной структуры. Все это требует учета новых направлений и подходов к развитию сложных корпоративных производственных систем, применения интегрированных инновационных преимуществ, в том числе в сфере корпоративного управления и выделения стимулирующих факторов инновационного развития отрасли.
Формирование такой политики позволит проводить целенаправленный рост в автомобилестроении и использовать его в качестве фактора синергетического развития страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Февраль 2012г. // ЕрнстэндЯнг [сайт]: URL: http ://www.ey.com/ru/ru (дата обращения: 8.06.2013).
2. Афоничкин, А.И., Журова, Л.И. Процесс формирования стратегии развития интегрированных корпоративных систем [Текст] / А.И. Афоничкин, Л.И. Журова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4; URL: http://www. science-education.ru/104-6830 (дата обращения: 06.08.2013).
3. Афоничкина, Е.А., Диденко, Н.И., Принципы формирования транснациональных интегрированных экономических систем [Текст] / Афоничкина Е.А., Диденко Н.И.// Тати-щевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы социально-экономического развития: Территориальные и отраслевые аспекты. Ч.2. Матер. 7-ой Междун.науч.-практ. конфер. г.Тольятти, ВУиТ, 14-17 апреля 2010г.- 318 с. - С. 59-73.
4. Афоничкина, Е.А., Васильев, П.В. Методы и критерии оценки эффективности инвестиционной стратегии интеграции [Текст] /_ Афоничкина Е.А., Васильев П.В. // Вестник Волжского ун-та им.В.Н.Татищева. Сер. Экономика. Вып.19. - Тольятти: ВУиТ, 2009.-183с. -С.147-158.
5. Мировая автомобильная промышленность. Основные показатели // Международная организация производителей автомобилей: [сайт]. URL: http://oica.net/category/economic-contributions/facts-and-figures/ (дата обращения: 24.03.2011).
6. Михаленко, Д.Г. Управление структурными изменениями производственного комплекса. Принципы проектирования и оценка эффективности [Текст] / Михаленко Д.Г., Афо-ничкин А.И. / Волжский ун-т им.В.Н.Татищева. - Тольятти, 2004. - 139 с.
7. Управление развитием бизнес-цепочек в интегрированных экономических системах [Текст] / Михаленко Д.Г., Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А./ Издательство LambertAcademicPublisching, Germany, Saarbrucken, 2011. - 456с.