Научная статья на тему 'Системный подход к организации государственной поддержки малого предпринимательства'

Системный подход к организации государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / SOURCES OF FINANCING / ВТО / WTO / THE SYSTEM PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дивиченко Олег Игоревич, Шарова Т.Л.

Раскрыто содержание системного подхода к организации государственной поддержки малого предпринимательства, которое выражается в использовании различных видов поддержки, многоцелевой направленности поддержки, сочетании ее прямых и косвенных форм, использовании диверсифицированных источников финансирования, создании единой вертикали в сфере государственной поддержки малого предпринимательства. Дана характеристика видов поддержки малого предпринимательства: экономическая, финансовая, имущественная, административная, консультационно-методическая, информационная, образовательная, социально-психологическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system perspective to government support of small business

In this article on discuss the system perspective to government support of small business, that means different kinds of support, multipurpose orientation of support, combination of its direct and indirect forms, use of diversified source of funding, making of organic whole in the field of government support of small business. There can be find the description of small business`s supports: economic, financial, dominial, administrative, advisory and methodical, informational, educational and social-psychological.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации государственной поддержки малого предпринимательства»

О.И. ДИВИЧЕНКО аспирант кафедры социологии и управления'

Т.Л. ШАРОВА аспирант кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Системный подход к организации государственной поддержки малого предпринимательства

Успешное развитие малого предпринимательства в современной России, раскрытие его социально-экономического потенциала возможны при условии государственной поддержки. Эффективность самой этой поддержки зависит в свою очередь от ее системной организации.

Система государственной поддержки малого предпринимательства включает несколько ее видов:

- экономическая поддержка;

- финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- административная поддержка;

- консультационно-методическая поддержка;

- информационная поддержка;

- образовательная поддержка;

- социально-психологическая поддержка.

1. Экономическая поддержка. Данный вид поддержки малого бизнеса приобретает особо важное значение после вступления России во Всемирную торговую организации (ВТО).

В рамках полномочий органов власти федерального и регионального уровня ставится задача создания системы нетарифной защиты предпринимательства в форме установления льготных цен, тарифов на энергоносители, квотирования, государственных закупок, государственных гарантий, экологических норм, обучения кадров.

Продолжаются разработка и реализация совместных проектов правительства области и Минэкономразвития РФ по финансовой поддержке на условиях долевого софинансирования, способствующей техническому перевооружению, модернизации малых и средних предприятий и повышению конкурентоспособности продукции.

В целях ослабления налоговой нагрузки на малый бизнес в 2010 году принят закон Белгородской области, сокращающий с 1 января 2011 года в 2-3 раза ставки налогообложения для различных категорий плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, у которых объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Величина ставки уменьшена до 5-7% в зависимости от вида предпринимательской деятельности, против действовавшей ставки 15 процентов. (Эта мера явилась частичной компенсацией возросших расходов малого бизнеса в связи с повышением ставок страховых взносов);

Главной налоговой инициативой в качестве поддержки малого бизнеса является расширение патентной системы налогообложения, которая, по мнению экспертов, является для малого бизнеса самой простой и удобной. Патентная система налогообложения работает и сегодня. Новация же заключается в том, что с 2018 года она полностью заменит ЕНВД.

2. Финансовая поддержка. На финансовую поддержку малого бизнеса в областном бюджете ежегодно предусматриваются значительные средства. С 2005 года в рамках целевых программ развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства реализуются совместные проекты правительства области и Минэкономразвития России по финансовой поддержке предпринимательства на условиях софинансирования из федерального и областного бюджета. Объем федеральных субсидий, привлеченных за 2005-2011 годы по итогам ежегодно проводимых конкурсов Минэкономразвития России составил более 1,1 млрд. рублей.

Финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких формах.

Грантовая поддержка. Целью предоставления грантов субъектам малого предпринимательства является создание в регионе условий, обеспечивающих снижение напряженности на рынке труда, поддержка предпринимателей, начинающих свой бизнес, развитие малых форм хозяйствования на селе. Грант - это субсидия федерального и (или) областного

■ Дивиченко Олег Игоревич, e-mail: synergy7@mail.ru

бюджетов, которая предоставляется субъекту малого предпринимательства в размере, соответствующем потребностям бизнес-проекта, но не более 300 тыс. рублей.

Программа по предоставлению грантов была начата в кризисный 2009 год. За четыре года было выдано 723 гранта. Из них: 210 - за 2010 год; 245 - за 2011 год; 213 - за 2013 год. Это позволило в сложные годы создать 1830 новых рабочих мест.

Микрофинансирование. Одной из важных программ по поддержке малого бизнеса является микрофинансирование, которое также нацелено на поддержку начинающих предпринимателей.

На протяжении пяти последних лет основным банком-партнером Фонда является Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства. Под гарантию области предоставляются финансовые ресурсы с низкой процентной ставкой, что позволяет Фонду, в свою очередь, выдавать займы под льготные проценты и экономит бюджетные средства в части субсидирования процентной ставки. Благодаря грамотной работе Фонду второй раз предоставляются займы под залог права требования. В конце 2011 года область получила 60 миллионов рублей, что позволило без перерыва финансировать местных предпринимателей.

С 2003 по 2012 годы было выдано всего 2 млрд. 231 млн. руб., из них 1 млрд. 624 млн. руб. кредитных ресурсов коммерческих банков, 606,7 млн. руб. собственных средств Фонда. Выдано 8949 займов, создано 10056 рабочих мест, сохранено 22720 рабочих мест.

Льготное кредитование. Если бизнес - успешный, только микрозаймов для его развития -недостаточно, возникает необходимость обратиться в банковские структуры. Для этих целей в области функционирует Гарантийный фонд, облегчающий доступ к кредитным ресурсам путем решения проблемы залогового обеспечения.

В 2011 году Гарантийным фондом было предоставлено поручительство 30 субъектам предпринимательства в объеме 44 миллиона 460 тысяч рублей, что позволило привлечь 121 миллион 45 тысяч руб. финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов.

Следует отметить также то, что Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства в 2011 году были привлечены финансовые ресурсы в размере 200 млн. рублей в ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» с целью предоставления льготных целевых займов сроком до трех лет на реализацию инвестиционных проектов субъектами малого и среднего предпринимательства.

Субсидии. Широкое распространение получила такая форма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, как субсидирование, т.е. безвозмездное оказание финансовой помощи. Используется несколько форм субсидирования.

- субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на реализацию инвестиционных проектов;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по банковским кредитам на строительство зданий или приобретение оборудования для модернизации производства;

- субсидирование лизинговых договоров;

- субсидии на организацию детских садов дневного времяпровождения детей дошкольного возраста.

3. Имущественная поддержка. В регионе проводится систематическая работа по имущественной поддержке малого предпринимательства. Только за 2009-2010 годы с субъектами МСП было заключено 206 договоров купли-продажи муниципального недвижимого имущества общей площадью 9,1 тыс. кв. метров стоимостью 177,8 млн. рублей, с предоставлением предпринимателям рассрочки платежей до четырех лет. Около 1500 субъектов малого бизнеса арендовали в 2010 году помещения областной и муниципальной собственности общей площадью почти 128 тыс. кв. метров.

Как утверждают специалисты, для успешного развития малого предпринимательства необходимо совершенствовать механизм отбора собственников при передаче государственных объектов на баланс частных владельцев. Активизация передачи высвободившейся в ходе ликвидации, перепрофилирования и конверсии имущества малым предприятиям, окажет позитивное влияние на развитие финансового рынка, посредством ипотечного кредитования, то есть предоставления заемных средств под залог недвижимого имущества, земли, принадлежащей субъектам малого предпринимательства.

4. Административная поддержка. В рамках данного направления государственной поддержки малого предпринимательства ведется работа по кардинальному сокращению административного давления на бизнес. Решение многих проблем, отмеченных участниками проведенного нами социологического опроса, находятся в рамках полномочий федеральных органов власти. Вместе с тем, на региональном уровне предполагается усилить защиту интересов бизнеса, продолжится работа с контролирующими организациями с целью упорядочения контрольно-надзорных мероприятий, взаимодействие с предпринимателями в формате «Одно окно» через создаваемые многофункциональные центры. В области создаются льготные условия для преимущественного развития производственно-инновационного сектора предпринимательства на базе промышленных парков, бизнес-инкубаторов, обеспеченных всей необходимой инженерной

инфраструктурой. В каждом муниципальном районе определен перечень производственных площадок, где может развиваться бизнес.

5. Консультационно-методическая поддержка. Заблаговременные профессиональные консультации помогут разобраться во всех нюансах и тонкостях, а также в полной мере оценить перспективы. Профессиональные консультации позволяют оперативно решить ряд задач, в которых простому обывателю сложно ориентироваться.

Консультации, предоставляемые в Белгородском областном фонде поддержки малого и среднего предпринимательства - это помощь профессионалов в решении задач, связанных с организацией и дальнейшим развитием бизнеса. Ежемесячно за консультациями по различным вопросам предпринимательской деятельности обращаются около 100 человек, в числе которых не только субъекты малого и среднего бизнеса, но и безработные граждане, студенты высших учебных заведений области1

Консультируемых чаще всего интересуют вопросы, касающиеся открытия предприятия, последовательности регистрационных действий, выбора видов деятельности, поиска помещения; форм господдержки, включая финансовую поддержку, программу субсидирования по лизинговым договорам, участия в конкурсе на грант, а также защиты прав предпринимателей и юридических лиц. Все консультации фиксируются в электронном журнале.

6. Информационная поддержка. В российских регионах разработаны и реализуются целевые программы предоставления информационно-образовательных услуг для субъектов мелкого и среднего предпринимательства региона. Особо важное значение придается устранению «узких мест» в информационном обеспечении. Так, информация о проведении конкурсов по государственным заказам часто не доходит до субъектов малого предпринимательства и курирующих их организаций, весьма серьезные проблемы связаны с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

7. Образовательная поддержка. В Белгородской области уже семь лет успешно реализуются ежегодные программы предоставления информационно-образовательных услуг для потенциальных и действующих предпринимателей. Организуются курсы для начинающих предпринимателей, профессиональные и тематические семинары, в том числе выездные бизнес-тренинги, индивидуальные консультации специалистов по различным аспектам ведения бизнеса. За прошедшие годы комплексом образовательных услуг воспользовались более 5 тысяч человек. Количество обученных предпринимателей в 2012 году составило 1359 человек, в том числе 59 % из г. Белгорода и Белгородского района.

8. Социально-психологическая поддержка. Данный вид поддержки связан, прежде всего, с повышением мотивации субъектов малого предпринимательства, их социального и социально-психологического статуса.

Как показывают результаты проведенных исследований, основу шкалы мотивации малого предпринимательства составляют материальный интерес, потребность в безопасности, желание повысить статус, стремление к повышению социальной роли и самовыражению. В практике трудовой мотивации используются разнообразные и многообразные стимулирующие факторы: участие в делах фирмы (на это указали 12,3% опрошенных); безопасность труда (11,9%), личное признание (11,7 %), публичное признание (7,4 %), похвала (29 %), критика (9,7 %), продвижение по службе (17,9 %).

Важную роль в повышении мотивации предпринимательской деятельности играет региональная система конкурсов предпринимателей, поощрения их победителей. Лучших представителей бизнеса выбирают по широкому спектру номинаций, отражающих все стороны успешно развивающегося в Белгородской области малого и среднего предпринимательства. Отдельно организуется конкурс среди молодых предпринимателей «Молодой предприниматель России». Целью данного конкурса является популяризация предпринимательства как эффективной жизненной стратегии в молодежной среде.

Продолжая анализ системного подхода к организации государственной поддержки малого предпринимательства, отметим, что суть данного подхода заключается не только в использовании различных видов поддержки, но и в обеспечении многоцелевой направленности.

Многоцелевая направленность поддержки. Актуальность данного требования связана, прежде всего, с расширением спектра предпринимательской деятельности. Дело в том, что малые предприятия сосредоточены преимущественно в сфере торговли и общественного питания. На их долю приходится почти половина всех предприятий.

1 Белгородское бизнес-обозрение, 2011, № 14.

Отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности для предпринимательства по-прежнему является более привлекательной, нежели производственная. Причины такого положения дел лежат на поверхности. Реализация бизнеса в производственной сфере требует другого уровня финансовых вложений, в том числе и привлеченных ресурсов; производственная фаза, как правило, более продолжительна; необходим более высокий уровень менеджмента и т. д. Таким образом, доля субъектов малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность по социально-значимым для области направлениям развития, производящих конкурентоспособные товары, в том числе импортозаменяющие, переработку и производство сельскохозяйственной продукции, остается незначительной и неадекватной сегодняшнему потенциалу экономики области.

В долгосрочной перспективе будет реализовываться комплекс мер, направленных на активизацию развития предпринимательства в неторговом секторе экономики, увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции, поддержку деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями, сокращение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности за счет обеспечения перехода на преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращения количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого и среднего бизнеса. В результате сфера малого и среднего предпринимательства станет более диверсифицированной в отраслевом разрезе и более равномерно распределенной по территории области, займет существенное место в экономике.

Следует заметить, что в кризисные и послекризисные годы в Белгородской области были поддержаны многие программы, в частности, проекты:

- «Семейные фермы Белогорья» - пчеловодство, овощеводство, овцеводство, козоводство;

- Белгородская грибная компания по выращиванию шампиньонов, которая способна обеспечить грибными продуктами не только область, но и соседние регионы;

- развития ремесленничества, что позволило поддержать талантливых мастеров, изготавливающих кованые изделия, изделия из стекла, дерева, лозы;

- программа развития сельского туризма и др.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»2 отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:

- сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 20%;

- рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука - до 50%;

- рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, - в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний)3

Государственная поддержка малого предпринимательства обеспечивается с помощью прямых и косвенных форм воздействия. Прямые направлены непосредственно на малое предпринимательство, косвенные - на условия и ближайшее окружение малой предпринимательской деятельности. Эффективность и результативность государственной поддержки достигается совмещением этих форм. К прямым относятся организационно-административные, к косвенным - социально-экономические формы воздействия. Государство принимает и корректирует соответствующие законодательные акты и постановления, проводит социально-экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной и кредитно- денежной политики.

При этом, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровни, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот,

2 Намысов С.В., Муняев О.С., Чупрова Т.В. Государственная политика развития малых предприятий промышленности на мезоуровне // Российское предпринимательство, 2008, № 5, Вып. 2 (111), с. 50-54.

3 Завгородний С.Г. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в России // Проблемы современной экономики, 2007, №2 (22).

устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными

4

услугами и др.

Справедливости ради надо сказать, что эти тенденции набирают силу и в современной России. Органами власти всех уровней в последние годы принимались важнейшие решения, направленные на решение проблем предпринимательства, по формированию благоприятного делового климата: совершенствовалось федеральное и региональное законодательство, внедрялись эффективные механизмы финансовой и имущественной поддержки предпринимательства, устранялись избыточные административные барьеры. В рамках известного Федерального закона №294-ФЗ систематизированы контрольно-надзорные мероприятия органов государственной и муниципальной власти за деятельностью субъектов предпринимательства, получил развитие уведомительный порядок открытия бизнеса.

Государственная поддержка инвестиционных проектов в секторе малого и среднего предпринимательства осуществляется из диверсифицированных источников в форме займов и грантов, поручительств и субсидий по банковским кредитам, а также компенсации затрат малых инновационных компаний.

На реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013 годы» в 2011 году использованы средства по всем источникам финансирования в объеме более 1,6 млрд. рублей. Значительные средства были предоставлены из областного бюджета - почти 190 млн. рублей, а также государственная гарантия области в объеме 200 млн. рублей. По итогам конкурса Минэкономразвития РФ на поддержку этого сектора область привлекла в прошлом году около 349 млн. рублей.

На условиях софинансирования из областного и федерального бюджетов планируется реализовать ряд новых эффективных мероприятий, предусматривающих субсидирование программ энергоэффективности, возмещение затрат предприятий-резидентов промышленного парка на выкуп земельных участков и объектов недвижимости. Будет продолжена поддержка лизинговой деятельности малых и средних предприятий, развитие экспорто-ориентированных предприятий. При условии выделения в текущем году федеральных субсидий планируется создание центра молодежного инновационного творчества в г. Белгороде, ориентированного на обеспечение деятельности молодежи в научно-технической сфере. Будет оказана приоритетная поддержка малым и средним предприятиям, размещающим свои производства на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Продолжит работу Гарантийный фонд, который обеспечит более широкий доступ предпринимательству к банковским ресурсам.

В завершение отметим важность создания единой вертикали в сфере государственной политики и поддержки малого предпринимательства5.

Взаимодействие между федеральными и региональными уровнями регулирования целесообразно наладить, прежде всего, в следующих областях:

- в законодательной сфере;

- в определении приоритетов и разработки прогнозов развития малого предпринимательства и форм его государственной поддержки;

- в институциональной политике;

- в предоставлении целевых финансовых средств депрессивным регионам6.

Таким образом, системный подход к организации государственной поддержки малого предпринимательства выражается:

- в использовании различных видов поддержки;

- в многоцелевой направленности поддержки;

- в сочетании прямых и косвенных форм поддержки;

- в использовании диверсифицированных источников финансирования;

- в создании единой вертикали в сфере государственной поддержки малого предпринимательства.

Дивиченко О.И., Шарова Т.Л. Системный подход к организации государственной поддержки малого предпринимательства. Раскрыто содержание системного подхода к организации государственной поддержки малого предпринимательства, которое выражается в использовании различных видов поддержки, многоцелевой направленности поддержки, сочетании ее прямых и косвенных форм, использовании диверсифицированных источников финансирования, создании единой вертикали в сфере государственной

Калинин А.В. Малый и средний бизнес России: численность и отраслевое распределение // Российское предпринимательство, 2011, № 4 Вып. 1 (181), с. 46-51; Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право, 2011, № 4 (4), с. 3-12.

5 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ред.от 28.12.2013 414-ФЗ: [федер. закон: принят ГД РФ 19.12.2008 № 294-ФЗ] // Российская газета, 2008, 30 дек., с. 50-54.

6 Казаков М.Ю. Особенности взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе // Российское предпринимательство, 2008, № 2, Вып. 1 (105), с. 34-39.

поддержки малого предпринимательства. Дана характеристика видов поддержки малого предпринимательства: экономическая, финансовая, имущественная, административная, консультационно-методическая, информационная, образовательная, социально-психологическая.

Ключевые слова: системный подход, малое предпринимательства, государственная поддержка, источники финансирования, ВТО.

Divitchenko O.I., Sharova T.L. The system perspective to government support of small business. In this article on discuss the system perspective to government support of small business, that means different kinds of support, multipurpose orientation of support, combination of its direct and indirect forms, use of diversified source of funding, making of organic whole in the field of government support of small business. There can be find the description of small business's supports: economic, financial, dominial, administrative, advisory and methodical, informational, educational and social-psychological.

Key words: the system perspective, small business, government support, sources of financing, WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.