УДК 303.1
Н.П. Маюров*, И.Л. Миронов**
Системный подход к научным исследованиям в области профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
В данной статье рассмотрен системный подход как метод исследования в области профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел. Авторы используют основные положения теории биологических систем П.К. Анохина в педагогике профессионального воспитания. Материалы статьи могут быть полезны начинающим исследователям в области профессионального воспитания специалистов силовых структур.
Ключевые слова: системный подход, системообразующий фактор, компоненты системы, профессиональное воспитание.
N.P. Mayurov*, I.L. Mironov ** Systems approach to research in vocational education police officers. This article describes a systematic approach as a method of research in the field of vocational training of police officers. The author uses the basic trends of the theory of biological systems by P.K. Anokhin in pedagogy of vocational education. Proceedings of the article can be useful for beginners to researchers in the field of professional education of specialist of law enforcement agencies.
Keywords: system approach, system-factor, system components and professional education.
Выполняя решение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Департамент кадрового обеспечения МВД России последовательно реализует систему мер по модернизации и совершенствованию работы с личным составом в рамках реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации [9]. При этом, по заявлению начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-майора милиции В.Л. Кубышко, важной задачей реформы является создание «эффективной системы подготовки руководящих кадров снизу доверху» [9, с. 7]. Системность видится важным принципом реформирования всех видов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел [17], в т.ч. и морально-психологической подготовки [6].
Реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации обусловливает повышение требований к научному обеспечению процесса профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел. Системность в педагогической практике, безусловно, должна предваряться системностью в организации и проведении соответствующих научных исследований. Пренебрежение системной методологией снижает качество научных исследований в области педагогики профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел. Все это обусловило обращение авторов данной статьи к теоретическим основам системного подхода. Теория систем, получившая широкое развитие в науке в последнее время развивается в виде следующих тенденций: теоретический поиск и оценка; математическая формализация системы, или математическая теория систем [13]; изучение натуральных систем [2]; анализ социально-экономических систем на основе изучения натуральных систем [12, 14].
Первое направление разрабатывается преимущественно философами и историками применительно к социальным явлениям. Для него характерен исключительно теоретический метод, при котором трудно говорить о контакте с практическими запросами. Второе направление предполагает математическое моделирование систем. Последователи системного подхода, придерживающиеся третьего направления, считают, что теория систем должна вырасти из изучения натуральных систем и затем стать конкретным инструментом исследования. К последнему направлению примыкают и сторонники четвёртой тенденции, которые под этим углом зрения анализируют социально-экономические системы.
Существенный вклад в теорию педагогических систем внесли исследователи профессионального воспитания военнослужащих, использовавшие основные положения теории натуральных систем. Отправной точкой послужило учение о функциональной системе П.К. Анохина, который сформулировал одно из наиболее удачных определений системы: «Системой можно назвать только комплекс таких избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают
*Маюров Николай Петрович, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, полковник милиции. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 300-77-07. E-mail: [email protected].
**Миронов Игорь Леонидович, доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: [email protected].
* Mayurov, Nikolai Petrovich, Head of Department of Personnel and Educational Work of the St. Petersburg University, the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Juridical Science, professor, the police colonel. Russia, St. Petersburg, ul. Flyer Pilyutova, 1. Tel. 300-77-07. E-mail: [email protected].
**Mironov, Igor Leonidjvich, assistant professor of physical education and applied arts of the St. Petersburg University, the Russian Interior Ministry, PhD. Russia, St. Petersburg, str. Pilot Pilyutova, 1. Tel. 459-65-99. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 10 февраля 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Педагогика
характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата» [2, с. 72]. Наиболее полно, на наш взгляд, реализована идея системного метода в педагогике физического воспитания военнослужащих. Обобщение данного научного опыта позволит нам внести соответствующие коррективы в педагогику профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел. До исследования В.В. Брынцева определения системы физического совершенствования военнослужащих носили преимущественно метафизический характер и не включали в её структуру цель и задачи подготовки [4]. В.В. Брынцев [4] охарактеризовал систему физической подготовки войск как диалектическое единство элементов физического совершенствования воинов, соответствующих целям и задачам их воспитания. К структурным элементам системы физической подготовки военнослужащих им были отнесены: цели и задачи; содержание, программно-нормативные требования и формы физической подготовки; система организационно-методического руководства физической подготовкой и спортом; система организации и руководства спортивной работой в подразделениях, частях, соединениях и объединениях; система проверки физической подготовленности военнослужащих; система подготовки специалистов и общественных спортивных кадров.
Л.А. Вейндер-Дубровин дал следующее определение: «Система физической подготовки войск — это совокупность компонентов, составляющих процесс физического совершенствования личного состава и обеспечивающих его функционирование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к физической готовности военнослужащих» [5, с. 65]. Компонентами системы физической подготовки войск он определил содержание, методику и управление. Недостатком данного определения системы физической подготовки военнослужащих является, на наш взгляд, исключение из её состава цели, задач и принципов. В дальнейшем теория системного подхода в педагогике физического воспитания военнослужащих разрабатывалась рядом специалистов [7, 10 и др.]. Основным недостатком приводимых в данных работах определений стало вынесение за рамки системы физической подготовки её системообразующего фактора.
Наиболее удачной с точки зрения методологии системного подхода является структурнологическая модель физического воспитания В.А. Шейченко [16], в которой требования боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих как системообразующий фактор включены в состав системы физической подготовки.
При определении системообразующего фактора в системе физической подготовки военнослужащих среди исследователей имеются некоторые разногласия. Представители первой группы, ориентирующиеся, как правило, на общую теорию функциональных систем П.К. Анохина, убеждены в том, что основным системообразующим фактором тех или иных систем является конечный результат их функционирования [10 и др.]. Ко второй группе примыкают исследователи, которые системообразующим фактором считают внешние требования или потребности общества в хорошо физически подготовленных людях, в т.ч. и военнослужащих [11, 16 и др.]. Разногласия авторов в определении системообразующего фактора, по-видимому, связаны с разными подходами к проблеме системности исследования. Одни авторы придерживаются натуралистической концепции в теории систем (анализ социальных систем на основе изучения натуральных систем), другие руководствуются отвлечённо теоретическими построениями. Возможен и третий вариант: авторы опираются на натуралистические концепции изначально, но затем отходят от выбранной тенденции в сторону субъективного теоретизирования. Отвлеченно теоретический подход и обусловливает такое многообразие мнений в рассматриваемой области.
Представители отечественной философии и методологии научного познания подчёркивают большое эвристическое значение научной рациональности, однако считают, что она является потенциальным носителем догматизма и авторитаризма [15].
Данное обстоятельство обусловливает оптимальность выбора авторами данной статьи в качестве методологической основы исследований в области педагогики профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел натуралистической тенденции теории систем, в частности, теории П.К. Анохина [1, 2, 3]. При этом системообразующим фактором является результат функционирования.
Что касается определения в качестве системообразующих факторов совокупности объективных потребностей (требований), вызывающих необходимость создания и активного действия той или иной педагогической системы, а также цели анализируемых систем, то, на взгляд автора, здесь нет никакого противоречия, если подходить к проблеме диалектически.
Требования оперативно-служебной деятельности к профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел, целевая установка как субъективное отражение этих требований направлены на достижение конкретного результата. Требования и цель соотносятся с конкретным результатом как сущность и явление. Явление выступает как самообнаруживающееся бытие, а сущность — как идеальное образование, программа к действию. Требования профессиональной деятельности и цель к действию формируют некоторую идеальную модель результата и, таким образом, обусловлены в конечном итоге этим результатом.
После определения системообразующего фактора уместно уточнить структурно-компонентный состав системы профессионального совершенствования сотрудников органов внутренних дел.
Понятие о структуре различных систем рассматривали многие учёные. В.А. Шейченко [16], например, в качестве составных частей системы выделяет: подсистемы — относительно самостоятельные части системы, которые наряду с решением задач, стоящих перед всей системой, могут решать и свои специфические задачи; компоненты — составные части той или иной подсистемы, элементы — отдельные звенья компонентов системы. В качестве подсистем системы профессиональной подготовки он выделяет концептуальные основы, процесс профессионального совершенствования и управление этим процессом.
На взгляд авторов, не совсем корректно выделять «подсистемы» в системе профессиональной подготовки специалистов силовых структур, т.к. в данном случае у них должны быть различные специфические для них системообразующие факторы. А поскольку все перечисленные элементы направлены на достижение единого результата, то и систему профессиональной подготовки можно считать первичной, т.е. не делимой на подсистемы.
Введение в научный обиход понятия «элементы» также вносит определённую терминологическую неясность. Поскольку выделение вышеперечисленных категорий в системе профессиональной подготовки не несет принципиальной смысловой нагрузки, то нет и необходимости отходить от выбранной в нашем исследовании классической методологии при структурировании педагогических систем [2, 3].
Представляется целесообразным при построении системы профессиональной подготовки использовать только понятие «компоненты». При этом концептуальные основы, управление и процесс профессионального совершенствования могут выступать в качестве компонентов высшего уровня. Компонент «концептуальные основы», например, при этом будет включать подчинённые компоненты: «цель», «задачи» и «принципы». Компоненты «задачи» и «принципы» будут подразделяться на первичные компоненты — конкретные задачи и принципы. Аналогичный подход представлен в определении системы профессиональной подготовки военнослужащих (на примере физической подготовки) Л.А. Вейндер-Дубровина [5], который использует только понятие «компоненты». «Всякая функциональная система обладает регулятивными свойствами, присущими ей как целому. Регулятивные свойства функциональной системы заключаются, прежде всего, в том, что при любом дефекте в одной из её частей, приводящем к нарушению полезного эффекта, происходит быстрая перестройка составляющих её процессов» [3, с. 158].
Как и любая натуральная (биологическая) система, педагогическая система должна обладать свойством мобияизуемости, под которой понимается «возможность моментального построения любых дробных комбинаций, обеспечивающих функциональной системе получение полезного приспособительного результата» [2, с. 80]. «.. .Все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем» [2, с. 84]. В связи с тем, что мы имеем дело не с самоуправляемой биологической системой, где управляет сам результат функционирования [3], а с социальной — управляемой, то и приспособление системы к внешним неблагоприятным факторам должно осуществляться через субъект управления. Одним из компонентов управления является руководство, которое направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям. В нашем исследовании это связано с уточнением концептуальных основ профессионального воспитания, поскольку именно они являются в данном случае системонаполняющим, а вместе с тем и системорегулирующим фактором, т.е. обеспечивающимустойчивость (приспосабливаемость) системы к внешним воздействиям, сохранение её целостности до необходимых пределов.
В.А. Шейченко [16] подчёркивает важность обеспечения необходимой устойчивости системы к внешним меняющимся условиям. Система сохраняет свою целостность до тех пор, пока связи между её элементами оказываются сильнее, чем их связи с окружающей средой, с системой более высокого порядка.
Гуманизация социокультурной среды предъявляет к системе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел определенные новые требования. Кроме того, новые общественные условия предполагают наличие новых дестабилизирующих систему факторов. Возникает проблема устойчивости системы, противодействия этим факторам, сохранения ее своеобразия.
При разработке инновационных моделей профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел важно учитывать, что современные педагогические технологии непосредственно обусловлены системной методологией. Так, О.Ю. Ефремов под технологией обучения понимает «процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей» [8, с. 207].
Эффективность функционирования, сохранения и развития системы зависит не только от её внутренних ресурсов, но и в немалой мере от окружающей среды — суперсистемы.
Суперсистемой для любых культурных объектов общества, в т.ч. и системы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел, является социокультурная среда. Общая культурная динамика, безусловно, будет определять основную тенденцию в изменении подчиненной системы. В связи с этим исследователям профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел при построении своих научных моделей необходимо учитывать и внешние социокультурные факторы, влияющие на педагогический процесс.
Вышесказанное позволят сформулировать некоторые выводы, полезные начинающим исследователям процесса профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел.
1. Системная методология позволяет оптимизировать процесс построения инновационных моделей профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел.
2. Построение системы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел необходимо начинать с конкретизации целей и задач данного процесса, выполняющих роль системообразующего фактора.
3. Управление процессом профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел, его содержание и методика как компоненты педагогической системы должны быть обусловлены системообразующим фактором — целевой установкой.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Педагогика
Список литерятуры1
1. Анохин, П .К. Общая теория функциональных систем организма / П.К. Анохин // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. — М.: Наука, 1974. — С. 52.
2. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды / П.К. Анохин — М.: Наука, 1978. — 400 с.
3. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин - М.: Наука, 1980. - С. 158.
4. Брынцев, В. В. Место и роль физического воспитания в формировании личности воина социалистической армии (социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. философ. наук. — М., 1974. - 24 с.
5. Вейднер-Аубровин, Л. А. Теория и организация физической подготовки войск : учебник / Л.А. Вейндер-Дубровин и др. — Л.: ВДКИФК, 1980. — С. 64-66.
6. Аерешко, Б. Ю. Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности / Б.Ю. Дерешко // Вестник кадровой политики МВД России. — 2010. — № 3. — С. 20-26.
7. Евстафьев, Б. В. Система физической подготовки войск и её компоненты // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1983 год. — Л.: ВДКИФК, 1984. — С. 19-22.
8. Ефремов, О. Ю. Педагогика: Краткий курс /О.Ю. Ефремов. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
9. Кубышко, В. Л. О ходе реализации системы мер по модернизации и совершенствованию работы с личным составом / В.Л. Кубышко // Вестник кадровой политики МВД России. — 2010. — № 3. — С. 4-12.
10. Аобжа, М. Т. Теоретико-методологические аспекты обеспечения физической готовности и эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих / М.Т. Лобжа // Теория и методика физической подготовки. — № 1. — СПб.: ВИФК, 1994. — С. 96-104.
11. Пономарёв, Н. А. Гуманизм, духовность и физическая культура / Пономарев Н.А. // Теория и методика физической подготовки. — № 1. — СПб.: ВИФК, 1994. — С. 117-126.
12. Пономарёв, Н. И. Опыт системного анализа спорта / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 2. — С. 50.
13. Раппопорт, А. Математические аспекты абстрактного анализа систем / А. Раппопорт. - М.: Прогресс, 1969. — С. 83-105.
14. Ханике, Ф. Новые идеи в области управления / Ф. Ханике. — М.: Прогресс, 1969. — 125 с.
15. Швырёв, В. С. Рациональность как ценность культуры / В.С. Швырев // Вопросы философии.
— 1992. — № 6. — С. 91-94.
16. Шейченко, В. А. Сущность и структура системы физической подготовки войск / В.А. Шейченко // Современный бой и физическая подготовка войск. — Вып. 3. - СПб.: ВДКИФК, 1992. — С. 3-16.
17. Юдин, А. В. О состоянии и мерах по модернизации профессиональной подготовки кадров / А.В. Юдин // Вестник кадровой политики МВД России. 2010. — № 3. — С. 27-34.
Literature
1. Anokhin, P. K. The general theory of functional systems // Progress of Biological and Medical Cybernetics. — Moscow, 1974.
2. Anokhin, P. K. Philosophical aspects of the theory of functional systems: Selected Works. — Moscow, 1978.
3. Anokhin, P. K. The central questions of the theory of functional systems. — Moscow, 1980.
4. Bryntsev, V. Place and role of physical education in shaping the personality of a warrior of the socialist army (Sociological Analysis): Abstract. Dis. ... candidate philosopher science. — Moscow, 1974.
5. Weidner-Dubrovin, L. A. Theory and organization of physical training of the troops. — Leningrad, 1980. — P. 64-66.
6. Dereshko, B. Y. About the organization of the moral and psychological support of operational activity // Bulletin of personnel policies the Russian Interior Ministry. — 2010. — № 3. — Р. 20-26.
7. Yevstafyev, B. V. The system of physical training of troops and its components Proc. Proceedings. outcome. Scient. Conf. in 1983. — Leningrad, 1984. — Р. 19-22.
8. Efremov, O. Pedagogy: A short course. — St. Petersburg, 2009.
9. Kubyshko, V. L. About implementation of measures to modernize and improve the work with the personnel // Bulletin of personnel policies the Russian Interior Ministry. — 2010. — № 3. — Р. 4-12.
10. Lob%ba, M. T. Theoretical and methodological aspects of physical fitness and emotional stability of a strong-willed military // Theory and methods of physical training. — № 1. — St. Petersburg, 1994. — Р. 96-104.
11. Ponomaryov, N. A. Humanism, spirituality and physical education // Theory and Methods of physical fitness. — № 1. — St. Petersburg, 1994. — Р. 117-126.
12. Ponomarev, N. I. Experience in systems analysis of Sports // Theory and Practice of Physical Culture.
— 1977. — № 2. — Р. 50.
13. Rappoport, A. Mathematical aspects of abstract systems analysis. — Moscow, 1969. — Р. 83-105.
14. Hanike, F. New ideas in management. — Moscow, 1969.
15. Shvyrev, V. S. Rationality as the value of culture // Problems of Philosophy. — 1992. — № 6. — Р. 91-94.
16. Sheichenko, V. A. Essence and structure of the physical training of the troops // Modern combat and physical training for troops. - Vol. 3. — )St. Petersburg, 1992. — Р. 3-16.
17. Yudin, A. V. About the status and measures to upgrade vocational training / A.V Yudin // Bulletin of personnel policies the Russian Interior Ministry. — 2010. — № 3. — Р. 27 - 34.