Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ ПОДСИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДСИСТЕМА / ПРОЦЕССНАЯ ПОДСИСТЕМА / РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромащенко Т. Д., Герсонская И. В.

Предмет. Исследование государственного сектора в условиях функционирования смешанной экономики, изучение его роли и места в обществе, компонентного состава и формирования его организационной структуры проводят многие зарубежные и отечественные ученые. Однако большинство актуальных вопросов еще недостаточно проработано, а многие из них носят дискуссионный характер. В экономической теории практически отсутствуют разработки, связанные с исследованием государственного сектора в качестве сложной социально-экономической системы, осуществляющей свое функционирование в составе национальной экономики страны. Поэтому изучение госсектора с использованием системного подхода позволяет обособленно выделить его из внешней среды и провести всестороннее исследование. Системный подход позволяет определить свойства системы, ее базовые элементы, выполняемые функции, структурные компоненты в виде подсистем, а также выявить институциональную структуру и хозяйственный механизм госсектора. Цели. Целью научного исследования является обобщение теоретических концепций государственного сектора экономики и их развитие на основе использования системного подхода, позволяющего идентифицировать его как социально-экономическую систему. Методология. В процессе исследования использовалась общенаучные методы: диалектический, познания объективной действительности, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции. Для обоснования полученных результатов применялись системный, институциональный и структурный подходы. Научное исследование проведено с использованием актуальных публикаций. Выводы. В результате проведенного исследования нами установлено, что государственный сектор экономики представляет собой самостоятельную, специфическую, открытую и сложную социально-экономическую систему. Такая система осуществляет свое функционирование в составе национальной экономики смешанного типа. Компонентная структура социально-экономической системы госсектора состоит из материально-вещественной, общественной, процессной, институциональной и регулирующей подсистем. Каждая из них имеет специфический состав субъектов и объектов, а также определенный характер взаимосвязи между ними. В процессе функционирования системы государственного сектора экономики возникает социально-экономический эффект, усиливающий инклюзивную компоненту экономического роста и повышающий общественное благосостояние. Научная новизна заключается в исследовании госсектора как сложной социально-экономической системы. Системный подход позволяет провести комплексное исследование государственного сектора, выполняемых им функций и формирования его элементной структуры, действия хозяйственного механизма и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE STUDY OF THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

Subject. Many international and Russian researchers study the public sector in terms of the operating conditions of a mixed economy, its role and place in the society, the component composition, and the formation of its organisational structure. However, most relevant issues have not been thoroughly studied yet and many of them have been debated a lot. The economic theory offers very few works on the study of the public sector as a complex social and economic system that operates as part of the national economy of the country. Therefore, the study of the public sector using a systematic approach allows isolating it from the external environment and conducting a comprehensive study. The systematic approach allows determining the properties of a system, its basic elements, functions performed, and structural components in the form of subsystems and it also helps to identify the institutional structure and the economic mechanism of the public sector. Objectives. The goal of this study was to generalise theoretical concepts of the public sector of the economy and develop them using a systematic approach that allows identifying it as a social and economic system. Methodology. The research involved using general scientific methods, including dialectical method, the cognition objective reality, analysis and synthesis, induction and deduction, and abstraction. To justify the obtained results, we used systematic, institutional, and structural approaches. The research was conducted using relevant publications. Conclusions. As a result of the conducted study, we discovered that the public sector of the economy is an independent, specific, open, and complex social and economic system. This system operates as a part of the mixed national economy. The component structure of the social and economic system of the public sector contains material, social, process, institutional, and regulatory subsystems. Each of them has a specific composition of subjects and objects which are interrelated in a certain way. The operation of the system of the public sector of the economy causes a social and economic effect that enhances the inclusive component of economic growth and improves public welfare. The scientific novelty is due to the study of the public sector as a complex social and economic system. The systematic approach allows conducting a comprehensive study of the public sector, its functions, the formation of its elemental structure, actions of the economic mechanism, etc.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. C. 5-19. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 5-19.

w

Вестник Воронежского государственного университета

Серия: Экономика и управление

Экономическая теория

Научная статья УДК 330.34

Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.1/10927 }БЬ: А12; О35

Системный подход к исследованию государственного сектора экономики

Т. Д. Ромащенко1, И. В. Герсонская2н

1 Воронежский государственный университет, Университетская пл., 1, 394018, Воронеж, Российская Федерация

2 Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. Интернациональная, 3, 398050, Липецк, Российская Федерация

Предмет. Исследование государственного сектора в условиях функционирования смешанной экономики, изучение его роли и места в обществе, компонентного состава и формирования его организационной структуры проводят многие зарубежные и отечественные ученые. Однако большинство актуальных вопросов еще недостаточно проработано, а многие из них носят дискуссионный характер. В экономической теории практически отсутствуют разработки, связанные с исследованием государственного сектора в качестве сложной социально-экономической системы, осуществляющей свое функционирование в составе национальной экономики страны. Поэтому изучение госсектора с использованием системного подхода позволяет обособленно выделить его из внешней среды и провести всестороннее исследование. Системный подход позволяет определить свойства системы, ее базовые элементы, выполняемые функции, структурные компоненты в виде подсистем, а также выявить институциональную структуру и хозяйственный механизм госсектора. Цели. Целью научного исследования является обобщение теоретических концепций государственного сектора экономики и их развитие на основе использования системного подхода, позволяющего идентифицировать его как социально-экономическую систему.

Методология. В процессе исследования использовалась общенаучные методы: диалектический, познания объективной действительности, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции. Для обоснования полученных результатов применялись системный, институциональный и структурный подходы. Научное исследование проведено с использованием актуальных публикаций. Выводы. В результате проведенного исследования нами установлено, что государственный сектор экономики представляет собой самостоятельную, специфическую, открытую и сложную социально-экономическую систему. Такая система осуществляет свое функционирование в составе национальной экономики смешанного типа. Компонентная структура социально-экономической системы госсектора состоит из материально-вещественной, общественной, процессной, институциональной и регулирующей подсистем. Каждая из них имеет специфический состав субъектов и объектов, а также определенный характер взаимосвязи между ними. В процессе функционирования системы государственного сектора экономики возникает социально-экономический эффект, усиливающий инклюзивную компоненту экономического роста и повышающий общественное благосостояние. Научная новизна заключается в исследовании госсектора как сложной социально-экономической системы. Системный подход позволяет провести комплексное исследование

© Ромащенко Т. Д., Герсонская И. В., 2023 ©® Материал доступен на условиях лицензии CC BY 4.0

государственного сектора, выполняемых им функций и формирования его элементной структуры, действия хозяйственного механизма и т. д.

Ключевые слова: социально-экономическая система, материально-вещественная подсистема, общественная подсистема, процессная подсистема, регулирующая подсистема.

Для цитирования: Ромащенко Т. Д., Герсонская И. В. Системный подход к исследованию государственного сектора экономики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. С. 5-19. Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.1/10927

Введение

Взаимосвязь государства и экономики имеет глубокие исторические корни, уходящие вглубь веков. При любом общественно-политическом строе всегда ставились вопросы о первостепен-ности частной или государственной собственности, необходимости вмешательства государства в экономику, производстве общественных благ. Поэтому присутствие государственного сектора в национальной экономике вызвано объективной необходимостью. Но масштабы, границы его функционирования и виды деятельности государства изменяются во времени, имеют свои особые внутренние исторические закономерности, которые необходимы процессу эволюционного развития государственного сектора экономики. Сущность, содержание, функции и модели функционирования госсектора постоянно видоизменяются по мере развития общественных, политических и социально-экономических систем. Вследствие этого в ходе его концептуальной эволюции непрерывно вырабатывались и добавлялись в научный инструментарий специфические компоненты, а также активизировались качественно новые научные подходы к изучению государственного сектора как экономической категории.

В экономической теории вопросы исследования государственного сектора, а также проблемы его функционирования не перестают быть актуальными. Изучению сущности и содержания госсектора, его роли в обществе, природы возникновения и закономерностей развития, состава и структуры посвящены многие исследования современных ученых (см., например: Абрамов et а1., 2018; Курченков & Макаренко, 2020; Тамбовцев & Рождественская, 2021; Жи-галенко & Иммамиева, 2021; Санчес & Пупо, 2020 и др.).

В современной экономической теории приводится множество научных подходов к исследованию государственного сектора. В частности, В. В. Курченков и О. С. Макаренко

утверждают, что «государство... выступает основным агентом хозяйствования и основным собственником» (Курченков & Макаренко, 2020. С. 43). По мнению В. Л. Тамбовцева и И. А. Рождественской, «государство. не только обладает собственностью на различные производственные единицы (фирмы и некоммерческие организации), но и устанавливает правила действий и взаимодействий индивидов и частных организаций, а также контролирует исполнение ими этих правил» (Тамбовцев & Рождественская, 2021. С. 18). Е. В. Жигаленко и А. Р. Иммамиева связывают особенности организации госсектора экономики «.с крайне сложным и многоаспектным устройством государства как упорядоченного в механизм набора самостоятельных институциональных структур...». Р. В. Санчес и О. Я. Пупо настаивают на том, что «государственные услуги являются инструментом, с помощью которого органы власти усиливают свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества» (Санчес & Пупо, 2020. С. 54). А. Е. Абрамов, И. В. Аксенов, А. Д. Радыгин и М. И. Чернова подчеркивают, что «государственный сектор играет заметную роль в любой современной национальной экономике» (Абрамов et а1., 2018. С. 37).

Приведенные определения дают нам основания полагать, что государственный сектор экономики представляет собой многогранное, комплексное и довольно разностороннее социально-экономическое явление, характерное для общественной жизни. Однако, несмотря на существующий интерес научного сообщества к государственному сектору, его комплексное и системное исследование не проводится, поскольку авторы акцентируют свое внимание только на одном или нескольких наиболее важных, по их мнению, признаках. По нашему мнению, особого внимания заслуживает системный подход к исследованию государственного сектора экономики. В соответствии с этим подходом, госсектор можно представить

в качестве сложной и специфической социально-экономической системы, осуществляющей свое функционирование в составе национальной экономики страны.

Системный подход в экономике используется многими исследователями (Когпа^ 2017; Плискевич, 2022; Рязанова & Толкачев, 2020; Садыков & Ахметов, 2022; Викторова & Карпенко, 2021; Горбунов, 2018; Клейнер, 2021; Корогодин et а1., 2020; Тебекин, 2021).

В социально-экономических науках одним из видных исследователей системных явлений и процессов является Я. Корнаи, который разработал подход, направленный на выделение нескольких взаимосвязанных и тесным образом взаимодействующих между собой сегментов, т. е. «...несколько меньших частей образующих единое целое.» (Когпа^ 2017. С. 243). Я. Корнаи представляет общество как совокупность систем, осуществляющих свое функционирование на разных уровнях иерархии, имеющих собственную локализацию и стадии развития. Отметим, что системная парадигма позволяет изучать разнообразные виды систем в различных сферах: политической, экономической, экологической и др.

Г. Б. Клейнером разработана теория системной экономики, согласно которой национальная экономика страны рассматривается как множественная совокупность разнообразных социально-экономических систем. Г. Б. Клейнер характеризует такие системы с позиций: «.устойчивой и целостной части окружающего мира. комплекса элементов и отношений между ними.» (Клейнер, 2021. С. 77). Г. Н. Рязанова и П. С. Толкачев утверждают, что «национальная экономика - сложная система, внутренние элементы которой органично взаимосвязаны. Ее существование требует выполнения двух обязательных условий: сохранения системы как целого и одновременно каждого ее элемента в отдельности» (Рязанова & Толкачев, 2020. С. 86). По мнению Н. М. Плискевич, системная экономика - это «.институциональная структура, взаимодействие организационных форм разных уровней, комбинации разного рода сетей, программ, проектов.» (Плискевич, 2022. С. 551). Н. Г. Викторова и П. А. Карпенко подчеркивают, что «.социально-экономическая система определяется институциональным характером и синергией взаимодействия составляющих компонент.» (Викторова & Карпенко, 2021. С. 94).

Современная социально-экономическая система, как утверждает И. Т. Корогодин, «.должна быть рассмотрена структурированно в виде отдельных сторон, частей (подсистем), элементов, их взаимосвязях, образующих целостность и единство данной системы» (Корогодин et а1., 2020. С. 6). Системный подход в экономике, отмечает Ю. В. Горбунов, «.позволяет охарактеризовать исследуемый объект как совокупность компонентов, элементов, их характеристик, связей между ними и средой» (Горбунов, 2018. С. 20).

Мы соглашаемся с мнением этих авторов и считаем, что использование системного подхода позволяет обособленно выделить госсектор из внешней среды и провести его всестороннее исследование. Такой подход способствует более четкому определению роли и места государственного сектора в системе национальной экономики, выполняемых им функций, институциональной структуры, закономерностей развития, трансформационных изменений и т. д.

Целью данного научного исследования является обобщение теоретических концепций государственного сектора экономики и их развитие на основе использования системного подхода, а также познание госсектора как социально-экономической системы. При условии применения системного подхода максимально полно происходит исследование объектов и субъектов государственного сектора, экономических отношений и противоречий в процессе функционирования социально-экономической системы госсектора, взаимосвязей и взаимозависимостей между его отдельными структурными компонентами. В связи с этим основными задачами исследования являются рассмотрение госсектора в качестве особой и сложной социально-экономической системы, осуществляющей свое функционирование в составе национальной экономики страны, предложение авторского подхода к возможным базовым компонентам такой системы и выделение основных системных элементов, составляющих структуру системы государственного сектора экономики.

Методы исследования

Методология научного исследования включает в себя совокупность общенаучных методов формальной и диалектической логики, познания объективной действительности, анализа

и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и аналогий, научной абстракции, а также изучение периодической литературы и приемы обобщения информации. Для обоснования результатов проведенного исследования нами использовались системный, институциональный и структурный научные подходы.

В процессе исследования были использованы научные достижения и передовые разработки отечественных и зарубежных экономистов в области государственного сектора экономики, особенностей формирования его структуры, компонентного состава и специфики функционирования. Однако многими авторами используется метод индукции, применение которого недостаточно полно охватывает все аспекты функционирования современного госсектора и дает преимущественно одностороннее представление о его деятельности, поскольку в этом случае акцент делается только на один или несколько наиболее важных признаков этой сложной категории. По нашему мнению, исследование государственного сектора экономики с применением метода дедукции и системного подхода позволяет представить его абстрактно в качестве сложной социально-экономической системы, обособленно выделив госсектор из внешней среды, то есть из системы национальной экономики. Такой подход способствует проведению комплексного исследования процессов функционирования государственного сектора, выполняемых им функций и формирования его организационной структуры, более четкому определению места госсектора в национальной экономике и его роли в обществе.

Результаты исследования

В современных условиях социально-экономического развития национальная экономика большинства стран мирового сообщества характеризуется многоукладностью и имеет смешанную или гибридную форму, в которой осуществляют свое функционирование и взаимодействие домашние хозяйства, государственный и предпринимательский сектора.

Присутствие госсекторе в системе национальной экономики страны вызвано необходимостью производства общественных благ, которые имеют первостепенное значение в жизни современного общества (оборона, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование, культура, экологическая

безопасность и др.). Также он производит и другие нужные обществу товары. При этом для госсектора характерно не только производство общественных благ, а также прочих товаров и услуг, которые не могут предоставить предпринимательские структуры, но и их распределение, обмен и потребление, что указывает на процесс общественного воспроизводства.

Под социально-экономической системой следует понимать сегмент национальной экономики, в данном случае госсектор, характеризующийся относительной устойчивостью, имеющий свои специфические особенности функционирования и подразумевающий возможность обособленного выделения с помощью индивидуальных признаков в экономическом пространстве страны.

Государственный сектор экономики, как и любая другая система, имеет материально-вещественную и общественную сторону, включает в себя структурные элементы (объекты, субъекты и возникающие между ними взаимосвязи), а также располагает особым хозяйственным механизмом регулирования экономических отношений. Госсектор участвует в общественном воспроизводстве и выполняет защитно-правовую, регулирующую, распределительную, предпринимательскую и стабилизационную функции. Миссия системы госсектора включает стратегические цели его деятельности и обращена на формирование предпосылок для инклюзивного экономического роста.

Основной функционирования системы госсектора экономики является государственная собственность на средства производства и доходы, полученные от ее использования, обеспечивающая как деятельность самого государственного сектора, так и регулирование системы национальной экономики страны. Объекты государственной собственности очень разнообразны. К ним относят основной капитал государственных компаний, интеллектуальную собственность, земельные участки, материальные ресурсы, необходимые для производства общественных благ и других товаров, бюджетные средства, принадлежащие государству ценные бумаги, специализированные финансовые фонды и т. д. Наличие государственной собственности приводит к возникновению в госсекторе специфических экономических отношений, т. е. отношений собственности.

Наряду с объектами одним из ключевых элементов социально-экономической системы

госсектора являются хозяйствующие субъекты. Этот сектор экономики, соединяет в себе множество государственных компаний, организаций и учреждений, которые предоставляют государственные услуги, осуществляют производство общественных благ и другой необходимой продукции. В государственный сектор входят субъекты государственного предпринимательства, ведущие свою хозяйственную деятельность в разных отраслях экономики, и бюджетные учреждения социальной сферы, предоставляющие населению общественные блага. В его составе также имеются и государственные управленческие структуры, координирующие работу отдельных экономических субъектов госсектора, организующие рациональное межведомственное взаимодействие между ними и осуществляющие регулирование всей системы национальной экономики. Все они имеют различные организационно-правовые формы хозяйствования, устанавливающие правовое положение конкретного субъекта, цель и задачи деятельности, методы управления собственностью (акционерное общество, государственное предприятие, объединение, казенное учреждение и т. д.).

Функционирование социально-экономической системы госсектора происходит путем разнообразных видов связей между ее элементами. Именно такие связи, по нашему мнению, и формируют правила функционирования системы, механизмы регулирования и закономерности развития, а также обеспечивают сохранение ее целостных свойств. В целом экономические связи отражают совместные поведенческие и деловые ограничения в процессе взаимодействия между отдельными элементами государственного сектора экономики, а также установление существенных взаимосвязей как между структурными компонентами такой системы, так и с внешней средой, и прежде всего с предпринимательским сектором и домохозяйствами.

Также госсектор характеризуют разнообразные экономические отношения (социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические). Эти отношения в госсекторе экономики являются основной его функционирования, распространяются на все государственные институты, отражают создание и дальнейшее развитие функционально-экономической системы, которая знаменует собой основу для тесного взаимодействия государственного сектора и рыночных отношений.

Такие отношения основаны на существующих формах собственности на ресурсы, средства производства и результаты хозяйствования. В предыдущих исследованиях мы подчеркивали, что «.государственному сектору экономики свойственны внутренние и внешние субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения, основой которых являются отношения собственности.» (Герсонская, 2021. С. 104). Отношения собственности во-многом обусловливают элементный состав и структуру государственного сектора экономики в качестве специфической социально-экономической системы, а также устанавливают соответствующие параметры ее функционирования. Поэтому именно отношения собственности преобладают в системе социально-экономических отношений госсектора и в них принимают участие все хозяйствующие субъекты страны.

Наличие отношений собственности приводит к возникновению экономических интересов, которые отражают для собственника имущества получение дохода, эффекта или определенной выгоды, направленной на удовлетворение его потребностей в процессе владения, распоряжения и использования собственности. При этом сам процесс реализации интересов подвержен внешнему воздействию со стороны правительства страны, устанавливающего «правила игры», прежде всего в виде налогов, взимаемых с полученных собственниками доходов. А несовпадение экономических интересов государства, предпринимательского сектора и домохозяйств порождает возникновение особых противоречий, требующих разрешения путем разработки механизмов на государственном уровне.

Сущностную основу государственного сектора, как показано на рис. 1, составляют экономические отношения, характерные для общественного воспроизводства, а также выполняемые им функции. Его содержательную сторону составляют субъекты, объекты и отношения собственности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что совокупность объектов и субъектов государственного сектора, а также возникающих между ними взаимосвязей, образует материально-вещественную подсистему исследуемой социально-экономической системы. Тогда как совокупность отношений и связей между всеми хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики образует в структуре такой системы общественную подсистему.

Государственный сектор национальной экономики

Общественная сторона, отражающая сущность государственного сектора

Экономические отношения, т. е. определенные взаимосвязи, в которые

вступают субъекты национальной экономики в процессе общественного воспроизводства

Социально-экономические

Технико-экономические

Организационно-экономические

Защитно-правовая, распределительная, регулирующая, предпринимательская, стабилизационная

Функции

Материально-вещественная сторона, характеризующая его содержание

Субъект

Экономические

интересы и противоречия

Объект

Органы государственного управления, государственные предприятия и компании, социальные учреждения и организации

1 г

Отношения собственности

; к

Государственная собственность,

т. е. все производственные и финансовые ресурсы, которыми распоряжается госсектор экономики на благо общества

Рис. 1. Общественная и материально-вещественная стороны системы государственного сектора экономики (составлено авторами)

Процесс воспроизводства общественных благ, а также прочих товаров и услуг через государственный сектор экономики осуществляется непрерывно. Производственные, распределительные, обменные и потребительские отношения, характерные для этого процесса, создают в госсекторе систему воспроизводственных отношений. Человек, управляя с помощью особых механизмов всеми стадиями процесса воспроизводства, осознанно и целеустремленно влияет на всевозможные элементы данной системы отношений, а также на всю систему воспроизводственных отношений одновременно. Поэтому в структуре социально-экономической системы госсектора можно выделить процессную подсистему, отражающую процесс общественного воспроизводства, в котором участвуют все хозяйствующие субъекты, входящие в его состав. Она характеризует разнообразные виды деятельности, свойственные госсектору экономики, т. е. государственное управление, государственное предпринимательство и государственную социальную сферу. Процессную подсистему госсектора образуют те же самые элементы, характерные для его материально-вещественной и общественной подсистем.

При этом деятельность государственного сектора организуется на основе взаимосвязанных между собой процессов, функционирующих в условиях скоординированной системы управления. На входе в эту подсистему находятся экономические ресурсы, а выход из системы характеризуется произведенными общественными благами, прочими товарами и услугами. По нашему мнению, основными структурными компонентами такой подсистемы госсектора экономики являются стадии общественного воспроизводства, а именно процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессная подсистема государственного сектора отображает виды его деятельности как совокупности процессов, позволяет установить связь между полученными результатами и использованными экономическими ресурсами, направлена на повышение эффективности управления этими процессами.

Государственный сектор присутствует на различных уровнях системы национальной экономики или отдельно взятой географической территории, а также отдельных административных образованиях. Отметим, что госсектор «.характеризуется многоуровне-

востью и сложной иерархической структурой» (Ромащенко & Герсонская, 2021. С. 9). Он представляет собой особый многоуровневый государственный институт, состоящий из множества институциональных единиц, осуществляющих свое функционирование на макро-, мезо- и микроуровне страны. Госсектор образует единый и целостный комплекс всех государственных институтов, а также устанавливает их взаимосвязи и определяет границы взаимодействия между ними. В таком институте управление всеми субъектами госсектора и регулирование социально-экономических процессов осуществляются посредством органов государственной власти. Данное обстоятельство позволяет нам выделить в составе системы государственного сектора экономики институциональную подсистему, которая характеризуется целостностью и множественной совокупностью отдельных институциональных единиц (субъектов, ведущих разнообразную деятельность в государственном управлении, государственном предпринимательстве или социальной сфере) и видов государственной собственности (объектов), внутренними и внешними отношениями между ними с целью согласования экономических интересов всех субъектов национальной экономики, которые реализуются на всех уровнях иерархии.

Институциональная организация госсектора, прежде всего в структурах государственного управления, позволяет устанавливать определенные « правила игры», государственные стандарты и нормы, которые обязаны соблюдать все субъекты национальной экономики. Поэтому мы поддерживаем мнение Д. В. Ермолаева в том, что «целью институционального механизма является обеспечение функционирования экономической системы в соответствии с функциями и правилами, определяемыми институтами» (Ермолаев, 2018. С. 174). В данном случае государство устанавливает определенные правила поведения для всех экономических агентов страны, государственные стандарты и нормы, разрабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику. Социальная ответственность государства включает правовую и экономическую защиту, повышение качества жизни населения и рост уровня общественного благосостояния. С этой целью на государственном уровне разрабатываются социальные нормативы, предоставляются гарантии для населения, нуждающимся гражданам

оказывается финансовая поддержка и т. п., что приводит к решению периодически возникающих проблем в обществе и снижению степени социальной напряженности. Таким образом, в составе системы госсектора целесообразно выделить институциональную подсистему, характеризующуюся множественной совокупностью разнообразных государственных институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в разных отраслях экономики и расположенных на разных ступенях иерархии. Поэтому функционирование системы государственного сектора экономики следует рассматривать одновременно как на уровне государства (макроуровень) и на уровне отдельно взятого региона страны (мезоуровень), так и на уровне отдельной институциональной единицы (микроуровень).

В структуре системы государственного сектора целесообразно выделить хозяйственный механизм, являющийся регулятором происходящих в ней социально-экономических явлений и процессов. Его основой являются экономические законы, а сила действия подчинена важнейшим закономерностям системного развития. В целом хозяйственный механизм госсектора отображает способ упорядочения и регламентации при ведении субъектами хозяйственной деятельности, т. е. совокупность использования разнообразных форм, методов, управленческих технологий и инструментов. Особый статус государства позволяет оказывать регулирующие воздействие на национальную экономику и тем самым влиять на воспроизводственные процессы, связанные со структурной перестройкой. Данный механизм характеризуется совокупностью упорядоченных и взаимосвязанных элементов, а его действие направлено на государственное регулирование национальной экономики и дальнейшее развитие общественного воспроизводства. При этом хозяйственный механизм создает условия для эффективного функционирования субъектов, входящих в состав госсектора, а также способствует развитию социально-экономической системы страны в целом и инклюзивному экономическому росту. Все названные обстоятельства дают нам основание для выделения в составе социально-экономической системы госсектора регулирующей подсистемы.

На рис. 2 покажем схему предлагаемой нами элементной структуры социально-экономической системы государственного сектора.

Рис. 2. Компонентная структура системы государственного сектора экономики (составлено авторами)

Таким образом, функционирование системы государственного сектора направлено на инклюзивный экономический рост. Компонентная структура исследуемой нами социально-экономической системы госсектора состоит из материально-вещественной, общественной, процессной, институциональной и регулирующей подсистем. Каждая из них имеет свои индивидуальные объекты и субъекты, а также определенные взаимосвязи между ними. По нашему мнению, элементам государственного сектора экономики присущи прямые и обратные связи, характеризующие тесное взаимодействие субъектов и объектов. Прямая связь отражает непосредственное воздействие одного элемента госсектора на другой, а обратная связь осуществляет воздействие на совокупный результат функционирования всей системы. В этом процессе возможно возникновение специфического эффекта, который образуется путем взаимодействия структурных компонентов системы госсектора и проявляется на всех стадиях

общественного воспроизводства. Данный эффект характеризует социально-экономическое развитие и рост общественного благосостояния.

Обсуждение результатов

Проведенное научное исследование системы государственного сектора экономики позволило нам сделать ряд важных выводов.

1. В современных условиях госсектор является необходимым и важным компонентом системы национальной экономики, а вопросы исследования его функционирования не теряют своей актуальности как в отечественной, так и зарубежной экономической теории. Посредством экономических субъектов, входящих в состав государственного сектора, осуществляется производство общественных благ для населения страны, других нужных обществу услуг, происходит государственное регулирование всей системы национальной экономики, что предполагает значимость научных исследований в этой сфере.

Деятельность правительственных структур, по мнению Р. М. Садыкова и В. Я. Ахметова, направляется на «.достижение высокого качества жизни, преодоление социальных различий, интенсификация прогресса всех сфер жизнедеятельности общества.» (Садыков & Ахметов, 2022. С. 15). А. В. Тебекин отмечает: «одним из ключевых вопросов развития нашего общества на современном этапе является формирование стратегии социально-экономического развития.» (Тебекин, 2021. С. 123). Но такая стратегия разрабатывается и реализуется на уровне государства, что предполагает активное участие государственного сектора в хозяйственной деятельности и общественной жизни, эффективность процесса внедрения инновационных технологий и сохранения экологии. Р. В. Санчес и О. Я. Пупо утверждают: «формирование и развитие государственного сектора. требует значительных реформ, которые должны проводиться системно и охватывать политические, экономические и социальные направления» (Санчес & Пупо, 2020. С. 54).

Несмотря на значимость государственного сектора для национальной экономики и граждан, его важность для общественного развития, системное исследование госсектора не проводится, поскольку авторы акцентируют свое внимание только на одном или нескольких наиболее важных, по их мнению, признаках, характеризующих такой сегмент социально-экономической системы страны.

2. Нами установлено, что разнообразные и порой противоречивые, взгляды авторов приводят к «размытости» столь сложной экономической категории, как госсектор, в то время как комплексный методологический подход до сих пор не сформирован. Поэтому мы полагаем, что особого внимания заслуживает системный подход к исследованию государственного сектора экономики.

По нашему мнению, госсектор можно представить в качестве сложной и специфической социально-экономической системы, осуществляющей свое функционирование в составе национальной экономики страны. Госсектор осуществляет свою деятельность на основе государственной собственности на условия и результаты производства, а также используется им в процессе общественного воспроизводства и перераспределения национального дохода. Государственная собственность имеет разные виды и принимает различные формы, обеспе-

чивает деятельность субъектов государственного сектора экономики в процессе исполнения основных функций. В государственном секторе экономики функционирует множество экономических субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере государственного управления, государственного предпринимательства и социальном секторе государства. Функционирование субъектов госсектора происходит путем разнообразных видов связей между ними. При этом госсектор в качестве главного распорядителя объектов государственной собственности осуществляет государственное регулирование всей системы национальной экономики и участвует в воспроизводственных процессах, производит общественные блага, ведет активную хозяйственную деятельность и вносит свой вклад в создание валового внутреннего продукта, в развитие системы национальной экономики, создание предпосылок инклюзивного экономического роста, обеспечивающих равенство возможностей для каждого и стабильные условия для жизни всего общества. Для этого государство устанавливает уровень социальной ответственности для экономических субъектов перед населением и обществом в целом, а государственный сектор является гарантом своевременного и полного исполнения обязательств.

3. Мы предположили, что государственный сектор экономики является особой, сложной и самостоятельной социально-экономической системой, осуществляющей свое функционирование на базе государственной собственности в составе национальной экономики страны. Этой системе присуще наличие в госсекторе разнообразных объектов, экономических субъектов и тесных взаимосвязей между ними, которые и способствуют организации механизма ее функционирования, процессов системной эволюции, экономических отношений, формированию институциональной структуры государства, инструментов регулирования и закономерностей развития, а также обеспечивают сохранение ее целостных свойств. В компонентной структуре такой системы нами были выделены материально-вещественная, общественная, процессная, институциональная и регулирующая подсистемы, каждая из которых имеет индивидуальные объекты, субъекты и связи между ними. В процессе функционирования такой социально-экономической системы возможно возникновение специфического

эффекта, который образуется путем тесного взаимодействия всех структурных компонентов государственного сектора экономики и проявляется на стадиях процесса расширенного общественного воспроизводства. Этот эффект характеризует социально-экономическое развитие, инклюзивный рост и повышение общественного благосостояния.

Сравнивая полученные в нашем исследовании результаты с опытом зарубежных стран (Abdeldayem & Al Dulaimi, 2022), необходимо отметить, что функционирование государственных предприятий менее эффективно, чем частных компаний, осуществляющих аналогичные виды деятельности, что вызывает необходимость трансформационных изменений в госсекторе и его организационной структуре. В частности, Р. Ваврек полагает, что основными «.факторами, влияющими на размер и структуру государственного сектора, являются. политическая структура общества. функционирование рыночной системы. конкурентная среда в госсекторе, созданная государственной администрацией. финансирование секторов и организаций государственного сектора на основе их результатов и предоставляемых ими выгод» (Vavrek, 2018. С. 8-9). Дж. Б. Читэм и Ф. Левер утверждают, что в государственном секторе экономики крайне необходимо создать условия «.для предоставления общественных услуг новыми и новаторскими способами.» (Cheetham & Lever, 2021. С. 244). Для госсектора Н. Кляйном, Т. Б. Рамосом и П. Дойцем «были определены как технические методы, направленные на достижение традиционной ресур-соэффективности, так и ориентированные на человека методы, направленные на сокращение потребления и совместное использование ресурсов» (Klein et al., 2022. С. 759). Исследование зарубежного опыта по направлениям возможной трансформации государственного сектора свидетельствует о целесообразности его изучения как социально-экономической системы.

Таким образом, использование системного подхода позволяет провести всестороннее и комплексное научное исследование государственного сектора экономики, обособленно выделив его из внешней среды, т. е. из системы национальной экономики. Данный подход способствует более четкому определению роли государственного сектора в обществе, выполняемых им функций, участия госсектора в процессе общественного воспроизводства,

его институциональной структуры, действия хозяйственного механизма и т. д.

Заключение

Как видим, государственный сектор экономики представляет собой динамическую социально-экономическую систему. Такая система включает в себя целый комплекс подсистем (материально-вещественной, общественной, процессной, институциональной и регулирующей), т. е. компонентов госсектора, которые характеризуются определенными взаимосвязями как между собой, так и с внешней средой. Выделение этих подсистем в составе системы государственного сектора обусловлено следующими причинами:

- множественная совокупность объектов, которые принадлежат на праве собственности государству, используемых государственным сектором в своей деятельности экономических ресурсов и хозяйствующих субъектов в составе госсектора экономики, а также возникающих между ними взаимосвязей и взаимозависимостей, образует материально-вещественную подсистему;

- совокупность экономических отношений, свойственных госсектору, и прежде всего отношений собственности, возникающих в общественном воспроизводстве, а также тесных связей между хозяйствующими субъектами, реализующими эти отношения и решающими разные задачи (управленческие, коммерческие или социальные), образует общественную подсистему;

- активное участие хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики в процессе общественного воспроизводства (выпуск необходимых товаров, прежде всего общественных благ, предоставление государственных услуг и др.), их присутствие на всех его стадиях (производство, распределение, обмен и потребление) позволило нам выделить процессную подсистему;

- выделение институциональной подсистемы обусловлено тем, что госсектор включает множество институциональных единиц, выполняющих разные виды деятельности (в сфере государственного управления, оказания социальных услуг и ведения предпринимательства) и расположенных на разных уровнях, образует единый и целостный комплекс институтов, устанавливает их взаимосвязи и определяет границы взаимодействия между ними;

- функционирование всей системы государственного сектора экономики происходит под воздействием силы действия объективных экономических законов и посредством особого хозяйственного механизма, включающего используемые субъектами госсектора специфические методы, технологии и инструменты, что позволило нам выделить регулирующую подсистему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому такой подход, на наш взгляд, позволит углубленно исследовать госсектор во взаимосвязи всех его основных элементов. Системное изучение предполагает более полный охват взаимоотношений в государственном секторе экономики и его отдельных элементах, всех его внутренних и внешних связей, а также оценку степени удовлетворения госсектором целого комплекса общественных

Список литературы

1. Абрамов, А. Е., Аксенов, И. В., Радыгин, А. Д. & Чернова М. И. (2018) Современные подходы к измерению государственного сектора: методология и эмпирика. Экономическая политика, 13 (1), 36-69. [Abramov, A. E., Aksenov, I. V., Radygin, A. D. & Cher-nova, M. I. (2018) Modern approaches to measuring the state sector: Methodology and empirics. Ekonomi-cheskaya Politika. 13 (1), 36-69. (In Russian).] https:// doi.org/10.18288/1994-5124-2018-1-02

2. Викторова, Н. Г. & Карпенко, П. А. (2021) Генезис понятия «региональная социально-экономическая система». Естественно-гуманитарные исследования. 36 (4), 92-95. [Viktorova, N. G. & Karpenko, P. A. (2021) Genesis of the concept «regional socio-economic system». Natural-humanitarian studies. 36 (4), 92-95. (In Russian).] https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-11275

3. Герсонская, И. В. (2021) Государственный сектор национальной экономики: теория и методология. Москва, Наука-Юнипресс. [Gersonskaya, I. V. (2021) The State sector of the national economy: theory and methodology. Moscow, Nauka-Unipress Publ. (In Russian).]

4. Горбунов, Ю. В. (2018) О понятии «механизм» в экономических науках. Экономика. Профессия. Бизнес. 2 (2), 17-21. [Gorbunov, Yu. V. (2018) On the concept of «mechanism» in economic sciences. Economy. Profession. Business. 2 (2), 17-21. (In Russian).] https:// doi.org/10.14258/201819

5. Ермолаев, Д. В. (2018) Сущность институтов и институциональных механизмов в современных экономических системах. Вестник Челябинского государственного университета. 3 (413), 173-179. [Ermolaev, D. V. (2018) The essence of institutions and institutional mechanisms in modern economic systems.

потребностей - экономических, социальных и экологических.

Практическая значимость результатов исследования заключается в их применимости для дальнейшего анализа государственного сектора как в качестве сложной социально-экономической системы, так и важного сегмента национальной экономики. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в области госсектора, государственного экономического регулирования и в процессе общественного развития.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 3 (413), 173-179. (In Russian).]

6. Жигаленко, Е. В. & Иммамиева, А. Р. (2021) Управление инновациями в государственном секторе экономики. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 9, 161-166. [Zhigаlenko, E. V. & Imamieva, A. R. (2021) Management of innovations in the public sector of the economy. Humanities, socio-economic and social sciences. 9, 161-166. (In Russian).] https://doi.org/10.23672/ t9145-1625-1592-g

7. Клейнер, Г. Б. (2021) Системная экономика: шаги развития. Москва, Научная библиотека. [Kleiner, G. B. (2021) System economy: steps of development. Moscow, Scientific Library. (In Russian).]

8. Корогодин, И. Т., Дайнеко, В. Г., Яреско, И. И. & Кисова, А. Е. (2020) Цифровая экономика, исследование ее содержания и направлений развития: монография. Воронеж, Издательский дом ВГУ. [Korogodin, I. T., Daineko, V. G., Yaresko, I. I. & Kisova, A. E. (2020) Digital economy, research of its content and directions ofdevelopment. Voronezh, VSU Publishing House. (In Russian).]

9. Курченков, В. В. & Макаренко О. С. (2020) Эволюция развития государственного сектора экономики: отечественный и зарубежный опыт. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 22 (2), 40-49. [Kurchenkov, V. & Makarenko, O. (2020) Evolution of the Development of the Public Sector of Economy: Domestic and Foreign Experience. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ekonomika. 22 (2), 40-49. (In Russian).] https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.4

10. Плискевич, Н. М. (2022) Место человека в системной экономике. AlterEconomics, 19(3), 547562. [Pliskevich, N. M. (2022) Man in G. Kleiner's theory of economic systems. AlterEconomics. 19 (3), 547-562.

(In Russian).] https://doi.org/10.31063/AlterEcono mics/2022.19-3.8

11. Ромащенко, Т. Д. & Герсонская, И. В. (2021) Институциональная структура государственного сектора экономики на современном этапе развития. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2, 5-14. [Romaschenko, T. D. & Gersonskaya, I. V. (2021). The institutional framework for the public sector of economy at the current stage of its development. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2, 5-14. (In Russian).] https://doi.org/10.17308/econ.2021.2Z3462

12. Рязанова, Г. Н. & Толкачев П. С. (2020) Структурные уровни национальной экономической системы: аспект управления. Управление, 7 (4), 84-89. [Ryazanova, G. N. & Tolkachev, P. S. (2020). Structural levels of the national economic system: management aspect. Upravlenie. 7 (4), 84-89. (In Russian).] https:// doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-84-89

13. Садыков, Р. М. & Ахметов, В. Я. (2022) Социализация экономической системы территории как фактор развития общества. Вестник Университета, 1, 14-12. [Sadykov, R. M. & Akhmetov, V. Y. (2022). Economic territory system socialisation as society development factor. Vestnik Universiteta, 1, 14-20. (In Russian).] https:// doi.org/10.26425/1816-4277-2022-1-14-20

14. Санчес, Р. В. & Пупо, О. Я. (2020) Анализ процессов управления развитием государственного сектора услуг на основании классических и современных концепций. Общество: политика, экономика, право. 8, 53-57. [Sanchez, R. V. & Pupo, O. Ya. (2020) Analysis of management processes for the development of the public service sector on the basis of classical and modern concepts. Society: politics, economics, law. 8 (85), 53-57. (In Russian).] https://doi. org/10.24158/pep.2020.8.9

15. Тамбовцев, В. Л. & Рождественская, И. А. (2021) Эффективность в государственном секторе: иллюзия понимания и ее последствия. Terra Economicus. 19 (1),

17-35. [Tambovtsev, V. L. & Rozhdestvenskaya, I. A. (2021) Effi ciency in public sector: Illusion of comprehension and its consequences. Terra Economicus. 19 (1), 17-35. (In Russian).] https://doi.org/10.18522/2073-6606-2021-19-1-17-35

16. Тебекин, А. В. (2021) Взгляд «назад» как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2 (54), 123-137. [Tebekin, A. V. (2021) The «backward» view as the foundation of strategic development of managed socio-economic systems. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2 (54), 123-137. (In Russian).] https://doi. org/10.26456/2219-1453/2021.2.123-137

17. Abdeldayem, M. M. & Al Dulaimi, S. H. (2022) Public sector reform in emerging economies: Does privatisation matter? Human Systems Management. 41 (1), 73-85. https://doi.org/10.3233/HSM-211204

18. Cardoso, A., Silva, T. F. B. da, Takagi, N., Silva, C. & Micelli, A. (2022) A value chain development model for the public sector. Business Process Management Journal. 28 (5-6), 1229-1250. https://doi. org/10.1108/BPMJ-09-2021-0619

19. Cheetham, F. & Lever, J. B. (2021) People, power and politics: Developing a public sector sharing economy. Geoforum. 126, 244-252. https://doi. org/10.1016/j.geoforum.2021.08.003

20. Klein, N., Ramos, T. B. & Deutz, P. (2022) Advancing the Circular Economy in Public Sector Organisations: Employees' Perspectives on Practices. Circular Economy andSustainability. 2 (2), 759-781. https:// doi.org/10.1007/s43615-021-00044-x

21. Kornai, J. (2017) The System Paradigm Revisited. Revue d'études Comparatives Est-Ouest. 48 (1), 239-296. https://doi.org/10.3917/receo.481.0239

22. Vavrek, R. (2018) Efficiency and inefficiency of public administration. Journal of Economic Development, Environment and People. 7 (1), 6-14. https://doi. org/10.26458/jedep.v7i1.569

Ромащенко Татьяна Дмитриевна, д-р

экон. наук, профессор кафедры экономики, маркетинга и коммерции, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

E-mail: taroma-vrn@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-1485-0244

Герсонская Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал, Липецк, Российская Федерация Е-шаП: g3071971@ya.ru ОИСГО ГО: 0000-0003-1099-0477

Поступила в редакцию 05.12.2022 Подписана в печать 16.01.2023

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. C. 5-19. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 5-19.

Proceedings of Voronezh State University

Series: Economics and Management

General Economics

Original article UDC 330.34

DOI: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.1/10927 JEL: A12; О35

A systematic approach to the study of the public sector of the economy

T. D. Romashchenko1, I. V. Gersonskaya23

1 Voronezh State University, 1 University sq., Voronezh, 394018, Russian Federation

2 Lipetsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, 3 Internatsionalnaya str., Lipetsk, 398050, Russian Federation

Subject. Many international and Russian researchers study the public sector in terms of the operating conditions of a mixed economy, its role and place in the society, the component composition, and the formation of its organisational structure. However, most relevant issues have not been thoroughly studied yet and many of them have been debated a lot. The economic theory offers very few works on the study of the public sector as a complex social and economic system that operates as part of the national economy of the country. Therefore, the study of the public sector using a systematic approach allows isolating it from the external environment and conducting a comprehensive study. The systematic approach allows determining the properties of a system, its basic elements, functions performed, and structural components in the form of subsystems and it also helps to identify the institutional structure and the economic mechanism of the public sector.

Objectives. The goal of this study was to generalise theoretical concepts of the public sector of the economy and develop them using a systematic approach that allows identifying it as a social and economic system.

Methodology. The research involved using general scientific methods, including dialectical method, the cognition objective reality, analysis and synthesis, induction and deduction, and abstraction. To justify the obtained results, we used systematic, institutional, and structural approaches. The research was conducted using relevant publications.

Conclusions. As a result of the conducted study, we discovered that the public sector of the economy is an independent, specific, open, and complex social and economic system. This system operates as a part of the mixed national economy. The component structure of the social and economic system of the public sector contains material, social, process, institutional, and regulatory subsystems. Each of them has a specific composition of subjects and objects which are interrelated in a certain way. The operation of the system of the public sector of the economy causes a social and economic effect that enhances the inclusive component of economic growth and improves public welfare. The scientific novelty is due to the study of the public sector as a complex social and economic system. The systematic approach allows conducting a comprehensive study of the public sector, its functions, the formation of its elemental structure, actions of the economic mechanism, etc.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: social and economic system, material subsystem, social subsystem, process subsystem, regulatory subsystem.

For citation: Romashchenko, T. D., Gersonskaya, I. V. (2023) A systematic approach to the study of the public sector of the economy. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 5-19. DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2023.1710927

Conflict of Interest

The authors declare the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.

References

1. Abdeldayem, M. M. & Al Dulaimi, S. H. (2022) Public sector reform in emerging economies: Does privatisation matter? Human Systems Management. 41 (1), 73-85. https://doi.org/10.3233/HSM-211204

2. Abramov, A. E., Aksenov, I. V., Radygin, A. D. & Chernova, M. I. (2018) Modern approaches to measuring the state sector: Methodology and empirics. Eko-nomicheskaya Politika. 13 (1), 36-69. (In Russian). https://doi.org/10.18288/1994-5124-2018-1-02

3. Cardoso, A., Silva, T. F. B. da, Takagi, N., Silva, C. & Micelli, A. (2022) A value chain development model for the public sector. Business Process Management Journal. 28 (5-6), 1229-1250. https://doi.org/10.1108/ BPMJ-09-2021-0619

4. Cheetham, F. & Lever, J. B. (2021) People, power and politics: Developing a public sector sharing economy. Geoforum. 126, 244-252. https://doi. org/10.1016/j.geoforum.2021.08.003

5. Ermolaev, D. V. (2018) The essence of institutions and institutional mechanisms in modern economic systems. Bulletin of Chelyabinsk State University. 3 (413), 173-179. (In Russian).

6. Gersonskaya, I. V. (2021) The State sector of the national economy: theory and methodology. Moscow, Nauka-Unipress Publ. (In Russian).

7. Gorbunov, Yu. V. (2018) On the concept of «mechanism» in economic sciences. Economy. Profession. Business. 2 (2), 17-21. (In Russian). https://doi. org/10.14258/201819

8. Klein, N., Ramos, T. B. & Deutz, P. (2022) Advancing the Circular Economy in Public Sector Organisations: Employees' Perspectives on Practices. Circular Economy and Sustainability. 2 (2), 759-781. https:// doi.org/10.1007/s43615-021-00044-x

9. Kleiner, G. B. (2021) System economy: steps of development. Moscow, Scientific Library. (In Russian).

10. Kornai, J. (2017) The System Paradigm Revisited. Revue d'études Comparatives Est-Ouest. 48 (1), 239-296. https://doi.org/10.3917/receo.481.0239

11. Korogodin, I. T., Daineko, V. G., Yaresko, I. I. & Kisova, A. E. (2020) Digital economy, research of its content and directions of development. Voronezh, Voronezh St. University Publ. (In Russian).

12. Kurchenkov, V. & Makarenko, O. (2020) Evolution of the Development of the Public Sector of Economy: Domestic and Foreign Experience. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ekono-mika. 22 (2), 40-49. (In Russian). https://doi. org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.4

13. Pliskevich, N. M. (2022) Man in G. Kleiner's theory of economic systems. AlterEconomics. 19 (3), 547-562. (In Russian). https://doi.org/10.31063/alter-economics/2022.19-3.8

14. Romaschenko, T. D. & Gersonskaya, I. V. (2021) The institutional framework for the public sector of economy at the current stage of its development. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2, 5-14. (In Russian). https:// doi.org/10.17308/econ.2021.2/3462

15. Ryazanova, G. N. 7 Tolkachev, P. S. (2020) Structural levels of the national economic system: management aspect. Upravlenie. 7 (4), 84-89. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-84-89

16. Sadykov, R. M. & Akhmetov, V. Y. (2022) Economic territory system socialisation as society development factor. Vestnik Universiteta. 1, 14-20. (In Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-1-14-20

17. Sanchez, R. V. & Pupo, O. Ya. (2020) Analysis of management processes for the development of the public service sector on the basis of classical and modern concepts. Society: Politics, Economics, Law, 8 (85), 53-57. (In Russian). https://doi.org/10.24158/ pep.2020.8.9

18. Tambovtsev, V. L. & Rozhdestvenskaya, I. A. (2021) Efficiency in public sector: Illusion of comprehension and its consequences. Terra Economicus. 19 (1), 17-35. (In Russian). https://doi.org/10.18522/ 2073-6606-2021-19-1-17-35

19. Tebekin, A. V. (2021) The «backward» view as the foundation of strategic development of managed socio-economic systems. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2 (54), 123137. (In Russian). https://doi.org/10.26456/2219-1453/2021.2.123-137

20. Vavrek, R. (2018) Efficiency and inefficiency of public administration. Journal of Economic Develop-

ment, Environment and People. 7 (1), 6-14. https://doi. org/10.26458/jedep.v7i1.569

21. Viktorova, N. G. & Karpenko, P. A. (2021) Genesis of the concept «regional socio-economic system». Natural-humanitarian studies. 36 (4), 92-95. (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-11275

22. Zhigаlenko, E. V. & Imamieva, A. R. (2021) Management of innovations in the public sector of the economy. Humanities, socio-economic and social sciences. 9, 161-166. (In Russian). https://doi.org/10.23672/ t9145-1625-1592-g

Tatiana D. Romashchenko, Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Economics, Marketing and Commerce, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation

E-mail: taroma-vrn@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-1485-0244

Irina V. Gersonskaya, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Economics and finance, Russian presidential Academy of national economy and public administration, Lipetsk branch, Lipetsk, Russian Federation E-mail: g3071971@ya.ru ORCID ID: 0000-0003-1099-0477

Received 05.12.2022 Accepted 16.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.