Научная статья на тему 'Функции государственного сектора экономики: теория и тенденции развития'

Функции государственного сектора экономики: теория и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНЩИИ ГОССЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / FUNCTIONS OF THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY / GOVERNMENT REGULATION / PUBLIC GOODS / INCOME REDISTRIBUTION / RESOURCE ALLOCATION / MACROECONOMIC STABILIZATION / INCLUSIVE ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герсонская Ирина Валерьевна

В последние годы отмечается усиление влияния государственного сектора в экономике, что связано в первую очередь с обострением социальных проблем. Данный фактор приводит к процессу трансформации функций госсектора, которые и обеспечивают стабильность социально-экономической системы. В статье исследованы функции государственного сектора в зарубежной и отечественной литературе. В результате исследования установлено, что функции государственного сектора экономики характеризуют его динамическое развитие и не являются постоянными. Поэтому в современной экономической теории отсутствует единая классификация функций государственного сектора экономики. Такие функции определяются сущностью государства и его общественным предназначением, а также отражают виды деятельности госсектора для достижения целей и практической реализации поставленных задач в конкретных условиях общественного развития. Любая функция обладает своим специфическим объектом и поэтому их неразумно соотносить с задачами самого госсектора, которые могут быть реализованы посредством нескольких функций. Предложены функции государственного сектора экономики, которые будут способствовать инклюзивному экономическому росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY: THEORY AND DEVELOPMENT TRENDS

The article argues that in recent years there has been an increase in the influence of the public sector in economy, which is primarily associated with growing social problems. This factor leads to the transformation of the functions of the public sector that ensure the stability of any socio-economic system. The article explores the functions of the public sector in Russian and international academic papers. The study finds that the functions of the public sector of economy characterize its dynamic development and are not constant. Thus, modem theory of economics does not have a uniform classification of the functions of the public sector of the economy. Such functions are determined by the nature of the state and its social purpose, as well as reflect the types of activities conducted to achieve goals and implement various tasks in specific conditions of social development. Any function has its specific object and it is, therefore, unwise to correlate them with the objectives of the public sector itself, which can be implemented by means of several functions. The functions of the public sector of economy that contribute to inclusive economic growth are identified.

Текст научной работы на тему «Функции государственного сектора экономики: теория и тенденции развития»

Irina Valeryevna Gersonskaya, Ирина Валерьевна Герсонская,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department доцент кафедры экономики и финансов,

of economics and finance, Липецкий филиал РАНХиГС

Lipetsk branch of the Russian Academy при Президенте Российской Федерации of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

УДК 332.012.332

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ТЕОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В последние годы отмечается усиление влияния государственного сектора в экономике, что связано в первую очередь с обострением социальных проблем. Данный фактор приводит к процессу трансформации функций госсектора, которые и обеспечивают стабильность социально-экономической системы. В статье исследованы функции государственного сектора в зарубежной и отечественной литературе. В результате исследования установлено, что функции государственного сектора экономики характеризуют его динамическое развитие и не являются постоянными. Поэтому в современной экономической теории отсутствует единая классификация функций государственного сектора экономики. Такие функции определяются сущностью государства и его общественным предназначением, а также отражают виды деятельности госсектора для достижения целей и практической реализации поставленных задач в конкретных условиях общественного развития. Любая функция обладает своим специфическим объектом и поэтому их неразумно соотносить с задачами самого госсектора, которые могут быть реализованы посредством нескольких функций. Предложены функции государственного сектора экономики, которые будут способствовать инклюзивному экономическому росту.

Ключевые слова: функции госсектора экономики, государственное регулирование, общественные блага, перераспределение дохода, распределение ресурсов, макроэкономическая стабилизация, инклюзивный экономический рост.

g3071971@ya.ru

FUNCTIONS OF THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY: THEORY AND DEVELOPMENT TRENDS

The article argues that in recent years there has been an increase in the influence of the public sector in economy, which is primarily associated with growing social problems. This factor leads to the transformation of the functions of the public sector that ensure the stability of any socio-economic system. The article explores the functions of the public sector in Russian and international academic papers. The study finds that the functions of the public sector of economy characterize its dynamic development and are not constant. Thus, modern theory of economics does not have a uniform classification of the functions of the public sector of the economy. Such functions are determined by the nature of the state and its social purpose, as well as reflect the types of activities conducted to achieve goals and implement various tasks in specific conditions of social development. Any function has its specific object and it is, therefore, unwise to correlate them with the objectives of the public sector itself, which can be implemented by means of several functions. The functions of the public sector of economy that contribute to inclusive economic growth are identified.

Keywords: functions of the public sector of economy, government regulation, public goods, income redistribution, resource allocation, macroeconomic stabilization, inclusive economic growth.

В современных условиях развития экономики государственный сектор присутствует в любой стране мира и является основным необходимым элементом национальной экономики. Такой сектор выполняет важнейшие функции, а именно производство общественных благ и государственное регулирование экономики, что и обеспечивает стабильность социально-экономической системы государства в целом. В последние годы во многих странах мира отмечается усиление влияния госсектора на процессы, происходящие в национальной экономике, основными факторами которого «... являются: а) рост расходов на оборону; б) рост населения; в) решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; г) решение социальных проблем.» [8, с. 121]. Данное обстоятельство актуализирует проблему повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики, а также пробуждает интерес со стороны научного сообщества к изучению его функций, которые в процессе общественного развития подвержены трансформационным изменениям. По нашему мне-

нию, сущность государственного сектора экономики проявляется в первую очередь через присущие ему функции, которые в общем виде представляют собой «. совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, осуществляемых государством и его организациями» [9, с. 319].

Среди зарубежных ученых-экономистов, анализирующих функции государственного сектора экономики, можно выделить Р.А. Масгрейва, Дж.К. Гэлбрейта, Дж.Ю. Стиглица, Н.Г. Мэнкью, К.Р. Макконнелла, С. Л. Брю и др.

Американский экономист Р. А. Масгрейв видел главной задачей государства устранение «провалов» рынка и поэтому считал, что в госсекторе экономики важнейшее положение занимают государственные финансы, так как «.обеспечение общественными благами подразумевает государственное финансирование и свободный доступ потребителей к ним.» [14, с. 24]. Поэтому он классифицировал функции государственного сектора экономики на следующие группы:

- макроэкономическая стабилизация;

38 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 4 (78) -♦

- перераспределение национального дохода;

- распределение ресурсов, т.е. аллокация.

Р.А. Масгрейв также считал, что для госсектора

«... согласование и одновременное выполнение трех функций является ключевой проблемой.» [14, с. 38] в процессе разработки государственной экономической политики.

Научный интерес Дж.К. Гэлбрейта к проблемам государственного сектора экономики был обоснован тем, что в обществе потребления недостаточно средств направляется на производство общественных благ, а это приводит к возникновению дисбаланса в национальной экономике. По его мнению, планирование должно стать необходимой функцией, так как «государство играет дополняющую и регулирующую роль.» [3, с. 45]. При этом Дж.К. Гэлбрейт настаивал на целесообразности функции государственного управления, которая соответствовала общественным потребностям и стояла выше экономических интересов. Он также дает обоснование видоизменению экономической функции госсектора, так как государственное регулирование экономики начинает осуществляться в общенациональном масштабе, и использованию госсектором фискальной политики в целях поддержания баланса в национальной экономике.

Дж.Ю. Стиглиц главной целью государства видел «обеспечение юридических норм, в пределах которых происходят все экономические операции» [12, с. 31]. Он считал довольно важным участие государственного сектора в производственных процессах посредством государственного регулирования экономики, установления для бизнеса налоговых льгот, предоставления субсидий и т.д., так как государственные компании производят небольшой ассортимент товаров и услуг. Поэтому Дж.Ю. Стиглиц обосновал три функции государственного сектора экономики: «производство товаров и услуг, регулирование и субсидирование частного производства; продажа товаров и услуг.; перераспределение дохода.» [12, с. 31]. Под перераспределением национального дохода Дж.Ю. Стиглиц понимал осуществление трансфертных платежей населению и уделял внимание государственным закупкам, которые необходимы для «обеспечения национальной обороны, эксплуатации сети автомобильных дорог, обеспечения образования, полицейской защиты, пожарной безопасности и содержания парков» [12, с. 40].

H.Г. Мэнкью считал, что государственное регулирование рыночной экономики целесообразно тогда, «когда оно направлено на обеспечение эффективности и обеспечение равенства, то есть когда основная цель правительственных программ состоит либо в увеличении экономического пирога, либо в изменении способа его дележки» [7, с. 37], и выделил функции госсектора:

I. Компенсация внешних эффектов, в том числе так называемого «фиаско рынка». Н.Г. Мэнкью утверждал: «внешний эффект (экстерналия) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого» [7, с. 219].

2. Производство общественных благ, а именно обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и борьба с бедностью населения.

3. Правительственные (государственные) расходы - трансфертные платежи пожилым и малообеспеченным гражданам, национальная оборона и т.д.

4. Фискальная функция, так как эффективная государственная фискальная политика уменьшает затраты налогоплательщиков и налоговое бремя, но в то же время потери в налоговых доходах бюджета не являются существенными.

5. Распределение и перераспределение национального дохода через госсектор путем реализации эффективной государственной экономической политики, так как «невидимая рука» рынка эффективно распределяет ресурсы, но отнюдь не гарантирует справедливость полученных результатов [7, с. 426].

К.Р. Макконнелл и С. Л. Брю считают, что госсектор имеет большое значение, так как «некоторые экономические функции правительства усиливают и облегчают действие рыночной системы; другие дополняют и модифицируют чистый капитализм» [6, с. 89] и определяют его функции следующим образом:

1. Правовая база и социальная структура, которая придает законный статус экономическим субъектам национальной экономики, определяет отношения собственности, предоставляет государственные гарантии, устанавливает нормы взаимоотношений между поставщиками и потребителями, способствует повышению эффективности распределения материальных и трудовых ресурсов, расширению рыночной конъюнктуры и улучшению качества продукции.

2. Поддержание конкуренции, которая является главной движущей силой рыночных отношений и «.подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителей.» [6, с. 89]. Но для рыночной экономики характерно наличие компаний-монополистов, которые существенно влияют на предложение и завышают цену товара. Поэтому государство должно ограничивать власть монополий и обеспечивать предпосылки здоровой конкуренции.

3. Справедливое перераспределение доходов. К.Р. Макконнелл и С. Л. Брю считают, что «.рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении денежного дохода. бедность среди общего изобилия.» [6, с. 90]. Более справедливое перераспределение доходов может быть осуществлено с помощью трансфертных платежей малоимущим, организации рационального налогообложения и государственного регулирования национальной экономики.

4. Перераспределение ресурсов вследствие возникновения дисбаланса в рыночных процессах, а именно «когда конкурентная рыночная система: 1) либо производит "неправильные" количества определенных товаров или услуг; 2) либо вообще не способна выделить какие бы то ни было ресурсы для создания определенных товаров или услуг, производство которых экономически оправданно» [6, с. 90]. Поэтому К.Р. Макконнелл и С. Л. Брю выделяют следующие функции:

- переливы ресурсов или побочные внешние эффекты;

- обеспечение общественными товарами и услугами;

- распределение ресурсов на производство общественных благ;

- стабилизация экономики, а также снижение инфляции и безработицы.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю указывают на то, что «. государство обязано обеспечивать общественные блага., государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованы для стабилизации экономики» [6, с. 94].

Таким образом, по результатам анализа зарубежной экономической литературы можно утверждать, что ученые выделяют такие функции государственного сектора, как государственное регулирование экономики, производство общественных благ, перераспределение дохода, распределение ресурсов, компенсация внешних эффектов и макроэкономическая стабилизация.

Отечественные ученые-экономисты (Е.В. Балац-кий, Л.И. Якобсон, И.Т. Корогодин, Т.Д. Ромащен-ко, Н.М. Добрынин, Ю.А. Подрезова, Н.С. Волост-нов и др.) в своих исследованиях также акцентируют внимание на функциях государственного сектора экономики. При этом одни авторы полностью соглашаются с мнением зарубежных коллег, вторые - изучают функции госсектора более система-тизированно и детализированно, третьи - стараются рассмотреть данные функции через призму современных российских реалий и т.д.

В частности, Л.И. Якобсон, поддерживая мнение американского экономиста Р.А. Масгрейва, видит главным элементом государственного сектора экономики «.государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы» [13, с. 24] и выделяет три функции: «алло-кационную, распределительную (дистрибутивную) и стабилизационную» [13, с. 27].

И.Т. Корогодин, напротив, видит основной функцией государственное регулирование экономики и поэтому считает, что современный государственный сектор должен выполнять для этого «три вида экономической активности: а) закупает общественные блага, удовлетворяющие потребности населения; б) взимает налоги, образующие доходную часть государственного бюджета для финансирования своей функциональной деятельности; в) предлагает деньги в форме инвестиций, кредита, субсидий, трансфертов и др.» [9, с. 43].

Развивая мысли И.Т. Корогодина, Т.Д. Рома-щенко аргументирует, что «государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах: во-первых, как собственник и "главный предприниматель"; во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг» [9, с. 317]. Поэтому она утверждает, что, осуществляя предпринимательскую деятельность, государственный сектор экономики ставит задачу извлечения прибыли. При этом Т.Д. Рома-щенко считает, что основными «функциями государства являются:

1. Правовая.

2. Протекционистская (защитная).

3. Стабилизационная...

4. Хозяйственная.

5. Перераспределительная.

6. Социальная...» [9, с. 319-320].

Особого мнения относительно функций государственного сектора экономики придерживается Е.В. Балацкий, который относит к его характерным свойствам наличие государственной собственности и использование бюджетных ресурсов с целью устойчивого развития экономики и считает, что госсектор способен «преодолевать свойственные национальному частному предпринимательству границы накопления, концентрации и централизации капитала, функционировать при пониженной норме прибыли и даже убыточности отдельных предприятий и производств, значительно меньше зависеть от рыночной конъюнктуры» [1, с. 53]. Поэтому Е.В. Балацкий выделяет следующие функции госсектора:

1. Организация капиталоемких и малодоходных отраслей экономики, «... которых частный капитал на себя взять не может или не хочет» [1, с. 53].

2. Модернизация в процессе национализации «застойных» предприятий и обновление основного капитала в технически отсталых производствах.

3. Создание государственных предприятий на слаборазвитых территориях для роста национальной экономики и привлечения частного бизнеса.

4. Создание государственных предприятий и корпораций позволят ограничивать власть монополий, которые образованы частным бизнесом.

5. Присутствие государства в стратегических отраслях национальной экономики с целью предотвращения участия в них иностранного капитала.

Таким образом, Е.В. Балацкий уверен, что, «реализуя перечисленные функции, госсектор активно влияет на историю развития экономических отношений и направленность развития национальной экономики» [1, с. 54].

H.М. Добрынин классифицирует функции государственного сектора экономики на две группы, а именно внутренние и внешние. К внутренним он относит следующие «функции: экономическая., социальная., политическая., общественная., правовая., образовательная., культурная., экологическая.» [4, с. 40-41]. К внешним функциям, по его мнению, «относятся:

1) оборона страны;

2) интеграция в мировое сообщество;

3) обеспечение мира и поддержание мирового правопорядка;

4) сотрудничество с . государствами, борьба с . терроризмом» [4, с. 41].

Ю.А. Подрезова еще больше расширяет перечень функций государственного сектора в современных условиях развития, углубляет и детализирует его, а также соотносит функции госсектора с фактически сложившейся социально-экономической ситуации российской экономики и поэтому считает, что такому сектору национальной экономики характерны «следующие основные функции:

I. Обеспечение институциональной среды.;

2. Распределение и перераспределение экономических ресурсов .;

3. Обеспечение стабилизации экономики и стимулирование. роста;

40 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 4 (78) -♦

4. Производство общественных благ;

5. Наполнение доходной части бюджета.;

6. Материальное обеспечение национальной безопасности;

7. Обеспечение развития образования и НИОКР;

8. Поставка потребителям дешевых товаров и услуг.;

9. Обеспечение устойчивого воспроизводства общественного капитала.;

10. Обеспечение функционирования капиталоемких отраслей.;

11. Устранение чрезмерного социального неравенства в обществе;

12. Обеспечение. функционирования социальной сферы» [10, с. 47].

Таким образом, для функций государственного сектора экономики, по нашему мнению, характерны динамичность и их видоизменение по мере развития как рыночных отношений и национальной экономики страны, так и инновационных процессов, происходящих в мировом сообществе. Поэтому единая классификация функций государственного сектора экономики в научной литературе до сих пор отсутствует. Периодически учеными-экономистами обосновываются новые функции и модифицируются уже существующие.

Н.С. Волостнов в современном госсекторе видит следующие функции: «исключительная (приоритетная), связанная с производством ряда товаров (например, ядерного оружия.); стратегическая, обусловленная конкуренцией государств.; региональная, диктующая необходимость оптимального размещения производительных сил по территории страны.; социальная.; компенсаторная, устраняющая сбои в результатах деятельности частных структур; фискальная.; интегративная, обусловленная необходимостью обеспечения целостности национальной экономики., включающая в себя. и производство общественных благ, воспроизводство потребляемых ресурсов.» [2, с. 272]. Н.С. Волостнов обосновывает « новые функции государственного сектора как: омодативная.; волюнтативная.; коммуникативно-информативная.» [2, с. 272].

Таким образом, каким бы образом зарубежные и отечественные ученые-экономисты ни классифицировали функции госсектора, их все можно свести к трем направлениям экономической активности -создание законодательной базы для эффективного функционирования национальной экономики, реализация государственной социально-экономической политики и ликвидация «провалов» рынка. Мы также соглашаемся с мнением С. С. Носовой, которая считает, что «. в конечном итоге государство в смешанной экономике решает три задачи:

1) способствует повышению эффективности экономики;

2) обеспечивает справедливость в распределении доходов;

3) поддерживает макроэкономическую стабильность.» [8, с. 124].

Таким образом, проведя анализ точек зрения зарубежных и отечественных авторов, мы сделали вывод, что систематизация функции государственного сектора экономики обусловлена объективной

потребностью существования и дальнейшего развития общества, а также предметной направленностью социально-экономической деятельности государства на определенном историческом этапе. Другими словами, можно сказать, что функции государственного сектора экономики характеризуют его поступательное и динамическое развитие. Они отражают виды деятельности государственного сектора экономики для достижения поставленных целей и практической реализации поставленных перед ним задач общественного развития в конкретных исторических условиях.

Любая функция государственного сектора экономики обладает своим специфическим объектом, т.е. характеризует обусловленную социально-экономическую область или конкретное направление общественного развития, а также имеет свое содержание, т.е. отражает действия определенных субъектов государственного сектора экономики, направленные на достижение поставленных перед ними в настоящее время общественных целей и задач. При этом функция отражает согласованные действия всего хозяйственного механизма государственного сектора экономики, тогда как цель отражает перспективу его развития, а задача - возможные способы достижения цели. По нашему мнению, функции государственного сектора нецелесообразно соотносить со стоящими перед ним целями или задачами, так как они могут быть реализованы посредством нескольких функций. Поэтому, на наш взгляд, не стоит излишне детализировать функции государственного сектора экономики.

Мы считаем, что в современных условиях развития экономики функции государственного сектора могут быть классифицированы следующим образом:

1. Защитно-правовая функция призвана обеспечить охрану существующих социально-экономических отношений в обществе (защита прав собственности, свобод граждан, обеспечение общественной безопасности, охрана окружающей природной среды и предотвращение техногенных катастроф и т.д.).

2. Регулирующая функция предусматривает комплекс корректировочных мероприятий, реализуемых субъектами госсектора, направленных на создание благоприятных факторов для развития национальной экономики, а «государственное регулирование экономики позволяет обществу эффективно решать многие социально-экономические проблемы» [11, с. 10]. Она включает макроэкономическое планирование, разработку и реализацию государственной экономической политики, правил организации и ведения бизнеса, регулирование внешнеэкономической деятельности и организацию контрольных мероприятий.

3. Предпринимательская функция направлена на эффективное использование государственной собственности, а также получение определенного эффекта от ее владения или распоряжения. Государственное предпринимательство ставит своей целью извлечение прибыли и осуществляется посредством деятельности государственных предприятий и корпораций, а некоммерческая деятельность госсектора связана с производством общественных благ.

4. Распределительная функция представляет собой разделение созданных материальных благ между субъектами экономических отношений, а также распределение ресурсов между субъектами государственного сектора экономики для производства общественных благ. Первичное распределение в госсекторе, как правило, осуществляется путем реализации права собственности в процессе создания определенного вида материального блага, а также разделения ресурсов, необходимых государству в процессе производства общественных благ.

5. Перераспределительная функция заключается в передаче финансовых ресурсов или материальных благ от одних субъектов национальной экономики к другим. Такое перераспределение на уровне государственного сектора экономики происходит с помощью различных видов социально-экономических механизмов (налоги, социальные трансферты населению, оказание финансовой помощи бизнесу, национализация, приватизация, благотворительность и т.д.).

6. Социальная функция направлена на обеспечение качественного уровня жизни населения, внедрение социальных инноваций и развитие человеческого капитала, так как «.государство. обязано решать в первую очередь проблемы социального характера.» [5, с. 336]. Ее реализация предполагает установление минимальных социальных стандартов и финансовую поддержку населения, создание условий по обеспечению полной занятости, развитие пенсионного обеспечения, образования, медицины, осуществление инвестиций в человеческий капитал и т.д., т.е. повышение общественного благосостояния.

7. Стабилизационная функция призвана поддерживать и развивать рыночные отношения, проводить антимонопольную политику и создавать условия для нормального функционирования национальной экономики, а также своевременно принимать меры по ликвидации «провалов» рынка. При этом госсектор должен не только поддерживать стабильный уровень цен и низкий уровень инфляции, но и способствовать инклюзивному экономическому росту, который является социально ориентированным и направлен на развитие человеческого капитала и предусматривает равные возможности для всех членов общества.

По нашему мнению, функции государственного сектора экономики во многом определяются сущностью самого государства и его общественным предназначением, т.е. не только обеспечением условий для устойчивого социально-экономического развития страны, но и удовлетворением жизненно необходимых потребностей каждого человека, проживающего на ее территории. Содержание функций госсектора в каждой конкретной стране мира имеет свою национальную специфику и подвержено трансформационным изменениям. Оно во многом определено уровнем общественного развития, ролью и местом государства на международной арене, конкурентоспособностью страны, а также рядом внешних и внутренних факторов, т.е. совокупно-

стью политических, социально-экономических, экологических и других общественных проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что функции государственного сектора экономики в современных условиях развития характеризуют необходимую деятельность в наиболее важных сферах национальной экономики и общественной жизни страны. Они выполняются скоординированными действиями всех субъектов государственного сектора экономики и всем его хозяйственным механизмом. Но функции госсектора нецелесообразно сопоставлять с функциями отдельных его институциональных субъектов вследствие отраслевой специфики деятельности каждого из них. При этом функции госсектора экономики не являются постоянными, для них характерна эволюция и динамическая изменчивость в зависимости от конкретных целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его социально-экономического развития.

1. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора: курс лекций. М.: Капитал страны, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ВолостновН.С. Государственный сектор в рыночной экономике России: сущность и функции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3 (1). С. 269-273.

3. ГэлбрейтДж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ.; под общ. ред. и с предисл. Н.Н. Иноземцева, А.Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1979.

4. Добрынин Н.М. Государственное управление: теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник. Т. 1 / науч. ред. А.Н. Митин. Новосибирск: Наука, 2010.

5. КисоваА.Е., ГерсонскаяИ.В. Необходимость осуществления социальных инноваций в России на современном этапе развития экономики // Финансовая экономика. 2019. № 1 (ч. 3). С. 334-338.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. Н.Н. Барышникова, Е.В. Вышинской, В. Д. Мед-винской, Л.А. Минца. М.: ИНФРА-М, 1999.

7.МэнкьюН.Г. Принципы Экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999.

8. Носова С.С. Экономическая теория: учебник. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2017.

9. Общая экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И.Т. Корогодина. 2-е изд, перераб. и доп. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.

10. ПодрезоваЮ.А. Функции государственного сектора экономики // Территория науки. 2006. № 1 (1). С. 43-48.

11. Ромащенко Т.Д., Герсонская И.В. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики: границы применения в российских реалиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-10.

12. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ.; науч. ред. д-р экон. наук, проф. Г.М. Ку-манин. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.

13. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

14. Musgrave R.A. The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy. New York, Toronto, London: McGraw-Hill Book Company Inc., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.