Научная статья на тему 'Роль государственного сектора в экономике, основанной на знаниях'

Роль государственного сектора в экономике, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2347
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА / СФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPT OF POSTINDUSTRIAL SOCIETY / THEORY OF PUBLIC SECTOR / EDUCATIONAL SERVICES / SECTOR OF STATE EDUCATIONAL SERVICES / STATE REGULATION OF EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кухтинова Людмила Георгиевна

В современных условиях перспективы экономики, основанной на знаниях, во многом зависят от успешности решения задачи координации науки, образования и производства на основе получения и использования новых знаний. Определена роль государственного сектора для обеспечения соответствия образования потребностям инновационного развития экономики. Государственные образовательные услуги предоставляются согласно принципам экономической теории общественного сектора. Рассматриваются основные выводы теории общественного сектора. Обосновывается, что по мере движения к экономике, основанной на знаниях, будет усиливаться роль государственного сектора, возрастать потребность в государственном регулировании и управлении сферой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственного сектора в экономике, основанной на знаниях»

УДК 33

Л. Г. Кухтинова

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Аннотация. В современных условиях перспективы экономики, основанной на знаниях, во многом зависят от успешности решения задачи координации науки, образования и производства на основе получения и использования новых знаний. Определена роль государственного сектора для обеспечения соответствия образования потребностям инновационного развития экономики. Государственные образовательные услуги предоставляются согласно принципам экономической теории общественного сектора. Рассматриваются основные выводы теории общественного сектора. Обосновывается, что по мере движения к экономике, основанной на знаниях, будет усиливаться роль государственного сектора, возрастать потребность в государственном регулировании и управлении сферой образования.

Ключевые слова: концепция постиндустриального общества, теория общественного сектора, сфера образовательных услуг, сектор государственных образовательных услуг, государственное регулирование сферы образования, модернизация образования.

Abstract. In the present day conditions the prospects of the knowledge-based economy largely depend on successful solution of coordination of science, education and production on the basis of obtaining and application of new knowledge. The article determines the function of the government sector providing compliance of education with innovative economic development requirements. State educational services are rendered according to the principles of public sector economics. The article examines main conclusion from the public sector economics. The author substantiates that as we progress towards the knowledge-based economy the function of the government sector will grow, the necessity of state regulation and management of education will increase.

Key words: concept of postindustrial society, theory of public sector, educational services, sector of state educational services, state regulation of education, modernization of education.

Классическая теория постиндустриализма выделяет источник производительности и роста, который находится в знании, распространяемом на все области экономической деятельности через обработку информации [1, с. 201].

Один из основателей теории постиндустриальной экономики Д. Белл в концепции постиндустриального общества выделил пять компонентов [2, с. 18]:

- переход от производства товаров к экономике услуг;

- доминирование профессионального и технического класса в структуре занятости;

- центральное место занимают теоретические знания как источник нововведений и формулирования политики;

- будущая ориентация на особую роль технологии и технологических оценок;

- создание новой «интеллектуальной технологии» в принятии решений.

Функционирование государственного сектора осуществляется в соответствии с теориями общественного благосостояния, общественного выбора, спроса и предложения. Существование общественного сектора обусловлено несовершенством рынка и возникающим в результате необходимости предложением общественных благ.

К основным теоретическим вопросам функционирования общественного сектора относятся следующие:

- оптимальный объем общественного товара;

- механизмы выбора обществом оптимального решения (анализ «издержки - выгода», принятие решения на основе голосования);

- превращение индивидуальных предпочтений в коллективные посредством голосования;

- влияние на принимаемые решения личных интересов участников голосования.

Рассмотрим основные выводы теории общественного сектора.

Для общественных товаров рыночный спрос определяется путем вертикального суммирования индивидуального спроса. Оптимальное количество общественного товара соответствует ситуации, когда наблюдается равенство предельных выгод и предельных издержек.

Теория общественного выбора предусматривает существование механизма принятия решения с использованием политических институтов на основе добровольной совместной деятельности. Она исходит из принципа, что поведение людей не зависит от того, какие функции они выполняют, частные или общественные. Поэтому при принятии решения они могут ориентироваться на свои личные выгоды. К механизмам выбора обществом оптимального решения относятся анализ «издержки - выгода» и принятие решения на основе голосования.

Особенностью первого метода является учет интенсивности предпочтений людей, сколько готовы они платить за различные варианты решений. Наряду с достоинствами, этот метод имеет и недостатки. Они обусловлены возможностью непринятия в результате голосования решения, общие выгоды от которого превышают общие издержки, а предпочтения решения, в котором общие издержки превышают общие выгоды.

Механизм голосования с учетом большинства голосов позволяет за некоторым исключением сделать выбор, соответствующий основным предпочтениям в обществе. В этом случае он будет чаще всего отражать мнение усредненного участника голосования. Вместе с тем такая ориентация не всегда приводит к лучшим результатам.

Двухступенчатое голосование на основе избрания групп для принятия решений может иметь результаты, отличающиеся от голосования с учетом большинства голосов. Такой механизм позволяет более полно учесть интересы отдельного избирателя.

В теории общественного выбора рассматриваются проблемы манипуляции относительно порядка голосования, поиска ренты. Проблема поиска ренты возникает в результате того, что небольшие группы добиваются решений в своих узких целях. В результате выгоды концентрируются у небольшого количества индивидуумов, а затраты осуществляет значительно большая масса людей.

Погоней за рентой К. Макконнелл и С. Брю называют стремление получить через правительство материальные выгоды за счет общества или отдельного лица. Такие политические деятели, стремящиеся завоевать избирателей, не будут объективно, в соответствии с требованиями экономической рациональности, взвешивать все издержки и выгоды от различных программ, решая, какую из них поддержать, а какую отклонить, они будут выступать за программы, которые повлекут за собой немедленные ощутимые выгоды, с одной стороны, и неясные, с трудом определяемые или отложенные издержки -с другой. В итоге будут отклоняться экономически оправданные программы и приниматься нерациональные с экономической точки зрения программы [3, с. 214].

Формирование экономики, основанной на знаниях, неразрывно связано с развитием системы образования, особенно высшего образования, рассматриваемого как источник и средство распространения новых знаний, в большей степени определяющих возможности экономического роста и конкурентоспособность национальной экономики. В современных условиях перспективы экономики, основанной на знаниях, во многом зависят от успешности решения задачи координации науки, образования и производства на основе получения и использования новых знаний, обеспечения соответствия образования потребностям инновационного развития экономики. Это, в свою очередь, предполагает изменение роли государственного сектора в сфере образования, методов управления образовательной деятельностью, наполнение их новым содержанием.

Государственные образовательные услуги предоставляются согласно принципам экономической теории общественного сектора:

- в связи с несоперничеством в потреблении и неисключаемостью государственных образовательных услуг; ни производитель, ни потребитель не могут повлиять на их потребление;

- виды и объемы государственных образовательных услуг определяются в соответствии с групповыми или коллективными интересами;

- в демократическом государстве используются политические методы (голосование) при формировании государственной экономической политики;

- финансовые ресурсы для производства государственных образовательных услуг обеспечиваются за счет налогообложения, в результате которого уменьшается совокупный спрос и высвобождаются необходимые для производства государственных образовательных услуг ресурсы.

Проведенное исследование показало, что теория общественного сектора указывает на следующие сложности в функционировании сферы образовательных услуг:

- показатели рыночного спроса на образовательные услуги не отражают действительную потребность общества в образовательных услугах;

- голосование с учетом большинства голосов не всегда приводит к эффективным результатам, так как существует сложность в определении обществом своих приоритетов, и принимаются усредненные решения без ориентации на конкретного потребителя;

- общественный выбор является в некоторой степени диктаторским, это затрудняет получение рационального решения, хотя и не исключает его;

- существует объективная причина ограничения до определенных размеров государственных образовательных услуг в результате имеющихся несовершенств государственного сектора (административная неэффективность, ограничение конкуренции, погоня за рентой).

Оказание государственных образовательных услуг базируется на принципах предоставления общественных благ на основе налогообложения и государственного финансирования в государственных некоммерческих организациях или на основе государственного заказа муниципальному или частному секторам образовательных услуг. Механизм функционирования сектора государственных образовательных услуг - это механизм сознательного формирования индивидуальных и общественных предпочтений, а также объема и качества государственных образовательных услуг посредством планирования.

Экономическая теория рассматривает специфику предоставления местных общественных товаров. Обоснование муниципального управления образовательными услугами основывается на недостатках механизма выбора общественных товаров.

Приводится пример выбора услуг здравоохранения. «Одни люди искренне убеждены в том, что общество должно заботиться о здоровье каждого человека и сохранять его, другие также искренне убеждены в том, что каждый человек должен сам заботиться о собственном здоровье. В результате наличия подобных разнородных предпочтений часто принимается некоторое компромиссное решение о частичной поддержке обществом здоровья человека, не удовлетворяющее ни одну группу участников голосования» [4, с. 675]. Такие компромиссы можно избежать путем создания сообществ людей, имеющих одинаковые склонности, и организации местными властями различного уровня производства общественных товаров:

- заинтересованные в высоком уровне производства общественных товаров могут объединиться в сообщества, поддерживающие высокие налоговые ставки, необходимые для финансирования этого уровня производства;

- поддерживающие более ограниченный ассортимент общественных товаров и услуг могут создать собственные группы и бороться за более низкие налоговые ставки.

Теоретическим обоснованием соотношения между государственным и частным обеспечением товарами является равенство между предельной нормой замещения и предельной нормой трансформации [5, с. 132-133].

Частный сектор сферы социальных услуг формируют коммерческие и некоммерческие организации, находящиеся в частной собственности и предоставляющие социальные услуги. Эти организации, являясь субъектом экономических отношений по поводу формирования и развития человеческого капитала, выступают в роли инвестора процесса предоставления социальных услуг, пользователя человеческого капитала в производственном процессе и продуцента социальных услуг. Заинтересованность государства в увеличении социально значимых услуг отражается в предоставлении частному производителю статуса некоммерческой организации.

Остановимся на выводах экономической теории о предоставлении благ посредством использования рыночного механизма. Доказано, что конкурентный рынок позволяет приводить к распределению частных благ, эффектив-

ному по Парето, такого нельзя сказать о рыночном предоставлении общественных благ.

Условием использования рыночных отношений в сфере образовательных услуг является возможность интернализации потребителем внешних эффектов. Функционирование сектора частных образовательных услуг базируется на удовлетворении рыночного спроса на образовательные услуги как частного общественного блага, свободе потребительского выбора и платности образовательных услуг.

В результате проведенного исследования следует сделать вывод, что граница между общественным и частным сектором сферы образовательных услуг размыта, существует объективная основа их взаимодействия. Взаимодействие осуществляется посредством государственного регулирования на основе налогообложения и субсидирования производства образовательных услуг через заключение контракта с частным производителем, проведение стимулирующей политики или субсидирование потребителя образовательных услуг.

В сфере образовательных услуг проявляется тенденция увеличения предложения образовательных услуг, их коммерциализации в связи с требованиями сокращения государственных расходов и возможности повышения экономической эффективности деятельности образовательных организаций. Услуги покупаются на рынке, изменяется их качество, развивается конкуренция. Коммерциализация сферы образовательных услуг, усиление рыночных факторов в развитии ее отраслей приводят к новым видам хозяйственных отношений и требуют обоснования роли государства в этих новых условиях.

Первостепенное значение для успеха проводимых реформ имеет установление общих принципов и модели государственного регулирования. Анализ реализованных и предлагаемых преобразований в сфере образовательных услуг позволяет сделать вывод, что использование либеральной модели, как и иной модели государственного регулирования развитых рыночных отношений, не всегда представляет лучший путь развития для стран с переходной экономикой, например Российской Федерации. Поэтому целесообразно ставить вопрос о создании адаптированной к российским условиям модели, обеспечивающей переход к развитым рыночным отношениям с как можно низкими потерями в социальной эффективности и повышением экономической эффективности использования ресурсов национальной экономики.

Характерным для образования является наличие внешних эффектов в результате оказания услуг, таких как прогресс общества, его консолидация, снижение риска противоправных действий. Важная роль образования в достижении устойчивого экономического роста, формировании и развитии человеческого капитала позволяет рассматривать инвестиции в эту сферу как основное направление социальной политики государства. Значимость человеческого капитала как фактора экономического роста возрастает, если учесть положительные экстерналии, положительные внешние воздействия образования. Рассмотренная проблема заставляет государство искать механизмы, использующие положительные эффекты и нейтрализующие ситуации их недополучения.

Деятельность государства распространяется на производство следующих видов образовательных услуг:

- бесплатные образовательные услуги с добровольным использованием;

- бесплатные образовательные услуги с обязательным использованием;

- платные (полностью либо частично) образовательные услуги с государственным регулированием цен.

Роль государства в отношении предоставления образовательных услуг зависит от их вида. Так, потребление бесплатных социальных услуг с добровольным использованием (например, высшее образование) государство регулирует, используя методы контроля потребления, его нормирования, а также выводы теории очередей.

Дж. Ю. Стиглиц, соглашаясь с тем, что нуждающиеся в медицинской помощи готовы ждать в приемной у доктора и что деньги - нежелательная основа для дозирования медицинских услуг, считает очереди далеко не лучшим способом определения, кто именно нуждается в медицинской помощи [5, с. 131]. Безработные и пенсионеры имеют больше возможности ждать в очереди, даже если не испытывают острой нужды в медицинском обслуживании, чем служащий корпорации либо низкооплачиваемый рабочий, имеющий две работы.

Бесплатные образовательные услуги с обязательным использованием (например, начальное образование) требуют усилий государства по созданию условий гарантированного предоставления населению таких услуг, обеспечивая одинаковый уровень потребления. Такие услуги жизненно необходимы для существования общества.

Рынок регулирует потребление платных образовательных услуг, позволяет приобрести дополнительные услуги к предлагаемым бесплатным, но более высокого уровня качества. На предоставление таких услуг оказывает влияние и государство, регламентируя цены. Распределение образовательных услуг на основе цены предоставляет альтернативу тем потребителям, у которых нет времени ждать в очереди.

Важнейшей задачей государства является обеспечение доступа к качественным социальным услугам для всех социальных и имущественных слоев населения. Поэтому соотношение между рассмотренными видами образовательных услуг изменяется. В процессе воспроизводства человеческого капитала развитые страны решают задачи повышения гарантируемого государством уровня образования, реализации принципа равенства возможностей в получении образования, создания условий для непрерывного образования в целях обеспечения формирования и обновления накопленного человеческого капитала.

Необходимость участия государства в образовании обусловлена также следующими причинами:

- существуют несовершенства рынка образовательных услуг, которые ограничивают реализацию принципа эффективности по Парето, приводят к неэффективной аллокации ресурсов;

- функционирование сферы образовательных услуг базируется на перераспределительных процессах, без которых невозможно возмещение затрат на предоставление образовательных услуг;

- несовершенство рынка социальных услуг проявляется в асимметрии информации у потребителя образовательных услуг, что затрудняет его правильный выбор;

— необходимым условием функционирования рынка образовательных услуг является наличие рыночной инфраструктуры.

Проведенное исследование доказало важность включения вопросов развития образования, инвестирования в человеческий капитал, достижения на этой основе устойчивого экономического роста в социальную политику государства.

Задачей социальной политики в первую очередь является обеспечение доступности гарантированного минимума социальных услуг для всех граждан. В соответствии с Европейской социальной хартией гарантированы следующие права граждан в области образования:

— запрещение работы лиц, не достигших 15-летнего возраста;

— бесплатное начальное и среднее образование;

— бесплатные службы профессиональной ориентации;

— профессиональная подготовка и переподготовка;

— доступ к высшему и университетскому образованию исключительно на основе личных способностей.

Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. На конкурсной основе предоставляется возможность бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Государство принимает активное участие в функционировании сферы образования, обеспечивая бюджетное финансирование деятельности организаций, предоставляющих государственные образовательные услуги, финансирование государственных закупок у частных продуцентов образовательных услуг, взаимодействует с сектором частных образовательных услуг, осуществляя налогообложение, сертификацию и стандартизацию, лицензирование.

Целью государственного регулирования сферы образовательных услуг является достижение максимальной в данных условиях эффективности использования ограниченных ресурсов общества, обеспечение гарантий конституционных прав граждан в области образования. Учитывается, что увеличение расходов на социальные цели может привести к снижению активности частного сектора, уменьшению экономической эффективности, доходности бизнеса и в итоге к снижению налоговых доходов бюджетов.

Важно преодолеть несоответствие направлений образовательной деятельности существующей и будущей ситуации на рынке труда на основе постоянного исследования рынка труда, укрепления связей с бизнес-сообществом, взаимовыгодного взаимодействия с предпринимательством, на основе партнерства между учебными заведениями и работодателями, укрепления ресурсной базы образования. Преобразования в сфере высшего образования особенно необходимы для РФ, где значительно отставание по уровню коммерциализации инноваций. Так, если в России он составляет около 20 %, то в странах Европы достигает 80 %, США, Японии - 90 %.

Следует отметить, что проблема модернизации высшего образования актуальна для многих стран. Используя общемировые тенденции развития

высшей школы, необходимо изыскивать новые подходы, обеспечивающие конкурентоспособность образовательных услуг в условиях усиления конкуренции за ресурсы и потребителя. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что необходимым условием для формирования экономики, основанной на знаниях, инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Модернизация высшего образования направлена на повышение качества образования, профессиональной компетенции выпускников вузов в соответствии с требованиями рынка труда, на рост инновационной активности преподавателей и, как следствие этого, рост доходов вузов от инновационной деятельности, увеличение инвестирования со стороны предпринимательства. Реформирование высшего образования направлено на повышение качества образовательных услуг, подготовку специалистов и управляющих для инновационной деятельности, объединение образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы”».

Таким образом, по мере движения к экономике, основанной на знаниях, будет усиливаться роль государственного сектора, возрастать потребность в государственном регулировании и управлении сферой образования.

Список литературы

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура : [пер. с англ.] / М. Кастельс ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : [пер. с англ.] / Д. Белл. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Academia, 2004. -CLXX. - 788 с.

3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : в 2 т. : [пер. с англ. 11-го изд.] / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. - М. : Республика, 1992. - Т. 2. - 400 с.

4. Франк, Р. Х. Микроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 696 с.

5. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора : [пер. с англ.] / Дж. Ю. Стиглиц. - М. : Изд-во МГУ : ИНФРА-М, 1997. - 720 с.

Кухтинова Людмила Георгиевна доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет

E-mail: lgk-penza@mail.ru

Kukhtinova Lyudmila Georgievna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management,

Penza State University

УДК 33 Кухтинова, Л. Г.

Роль государственного сектора в экономике, основанной на знаниях /

Л. Г. Кухтинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 200-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.