Научная статья на тему 'Хозяйственный механизм системы государственного сектора экономики'

Хозяйственный механизм системы государственного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИИ / КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / PUBLIC SECTOR OF ECONOMY / MECHANISM OF SYSTEM / INSTITUTIONAL STRUCTURE / TECHNOLOGIES / KEY INDICATORS / INCLUSIVE ECONOMIC GROWTH / PUBLIC WELFARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герсонская Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются методологические аспекты функционирования хозяйственного механизма в системе государственного сектора экономики. Определены сфера применения и назначение механизма. Автор обосновывает организационную структуру хозяйственного механизма в государственном секторе. Предложены институциональная структура, методы, технологии, используемые механизмом государственного сектора экономики, основные инструменты и ключевые контрольные индикаторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герсонская Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Mechanism of the Public Sector System

The article discusses the methodological aspects of the functioning of the economic mechanism in the public sector of the economy. The scope and purpose of the mechanism are defined. The author substantiates the organizational structure of the economic mechanism in the public sector. The institutional structure, methods, technologies used by the mechanism of the public sector of the economy, the main tools and key control indicators are proposed.

Текст научной работы на тему «Хозяйственный механизм системы государственного сектора экономики»

УДК 330.8

Хозяйственный механизм системы государственного сектора экономики

Герсонская И.В.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматриваются методологические аспекты функционирования хозяйственного механизма в системе государственного сектора экономики. Определены сфера применения и назначение механизма. Автор обосновывает организационную структуру хозяйственного механизма в государственном секторе. Предложены институциональная структура, методы, технологии, используемые механизмом государственного сектора экономики, основные инструменты и ключевые контрольные индикаторы.

Ключевые слова: государственный сектор экономики, механизм системы, институциональная структура, технологии, ключевые индикаторы, инклюзивный экономический рост, общественное благосостояние.

В современных условиях государственный сектор является необходимым структурным элементом смешанной (гибридной) экономики и представляет собой специфическую подсистему в составе национальной экономики любой страны мира. Госсектор осуществляет государственное регулирование экономики, а также производит общественные блага и оказывает услуги, жизненно необходимые населению, которые не может, а часто и не хочет выполнять предпринимательский сектор в силу их низкой доходности. В частности, это образование, медицинское обслуживание, социальная защита, развитие инфраструктуры, обеспечение общественной безопасности и т.д.

Государственный сектор экономики, как и любая другая социально-экономической система, имеет свой хозяйственный механизм, который обеспечивает результативность деятельности самого государственного сектора и оказывает положительное влияние на развитие национальной экономики в целом. И.Т. Корогодин считает, что «хозяйственный механизм общества как структурный элемент экономической системы представляет собой совокупность конкретных экономических и социальных форм, методов и способов, правовых норм, используемых людьми при регулировании экономической жизни страны» [1, с. 44]. Мы полагаем, что это определение является актуальным и

для системы государственного сектора экономики.

Хозяйственный механизм представляет собой способ организации и функционирования системы государственного сектора экономики, а также регулирования происходящих в ней социально-экономических процессов. Он является интегрированным комплексом правовых, организационных и финансово-экономических форм, методов, технологий и инструментов государственной деятельности, институциональной структуры госсектора, а также способам воздействия и условиями трудовой деятельности человека, которые содействуют развитию данной социально-экономической системы.

По нашему мнению, сферой деятельности хозяйственного механизма государственного сектора экономики является процесс общественного воспроизводства, перераспределение национального дохода и ресурсов государства, а также устранение «провалов рынка» и регулирование внешних экономических эффектов. Мы считаем, что целью действия хозяйственного механизма в системе государственного сектора экономики является обеспечение предпосылок для инклюзивного роста, направленного на повышение уровня общественного благосостояния, так как «...способность к эффективному регулированию национальной экономики имеет только государство, и именно правительство страны сможет обеспечить устойчивый экономический рост.» [2,

с. 6]. Мы полагаем, что организационную структуру хозяйственного механизма государственного сектора составляют:

1. Институциональная структура.

2. Методы и технологии.

3. Инструменты.

4. Ключевые контрольные индикаторы.

Рассмотрим предлагаемые нами элементы организационной структуры хозяйственного механизма государственного сектора экономики:

1. Институциональную структуру хозяйственного механизма составляют субъекты, объекты и функции. Субъектами выступают институциональные единицы госсектора экономики, к которым относят органы государственного управления, государственные предприятия и корпорации, государственные учреждения и организации социальной сферы. Объекты характеризуются государственной собственностью, которой владеют, распоряжаются и используют в процессе своей деятельности отдельные институциональные единицы. При этом государственный сектор экономики в процессе своего функционирования выполняет защитно-правовую, предпринимательскую, регулирующую, распределительную, перераспределенительную, социальную и стабилизационную функции. Институциональной структуре характерны экономические отношения, в которые вступают в процессе общественного воспроизводства все экономические субъекты национальной экономики, а именно домохозяйства, государственный и предпринимательский сектора.

2. Методы и технологии хозяйственного механизма составляют процесс государственного управления и зависят от «...ценностей политической власти, социально-экономических потребностей, степени технического оснащения.» [3, с. 96]. К ним относят административные меры, финансовые методы, налогообложение, перераспределение доходов, распределение ресурсов, поддержка конкуренции, стимулирование бизнеса, корпоративное управление и т.д. Также используются технологии, то есть экономические методы управления, а именно бюджетное планирование, мониторинг, оценка и государственный контроль, стандартизация и т.д., ориентированные «на создание. условий, побуждающих объект управления действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных... задач.» [4, с. 47].

3. К инструментам хозяйственного механизма госсектора можно отнести государственную экономическую политику, систему макроэкономического прогнозирования и государственное регулирование экономики.

Государственная экономическая политика является связующим звеном всего хозяйственного механизма госсектора. «Экономическая политика - это деятельность государства по созданию определен-

ных правил.» [5, с. 37], которые направлены на достижение устойчивого экономического роста. В современных условиях такой рост должен быть инклюзивным, то есть прежде всего социально-ориентированным. Элементами государственной экономической политики являются денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, социальная и внешнеэкономическая политики, а также политика в области общественной безопасности и инвестиционно-промышленная политика. При этом «структурная, инновационная, антикризисная деятельность органов власти являются. определяющими.» [6, с. 166]. Элементы государственной экономической политики должны быть взаимосвязаны между собой.

Макроэкономическое прогнозирование является перспективным планом национальной экономики, базируется на анализе социально-экономического развития и представляет собой основу для разработки государственной экономической политики. Макроэкономические прогнозы разрабатываются в структурах госсектора экономики, как правило, на долгосрочной основе, что «помогает добиться экономического роста в стране через государственный аппарат.» [7, с. 12-13]. Они могут рассчитываться также на среднесрочный или даже краткосрочный период, особенно при использовании программно-целевого метода, в частности, при разработке и реализации комплексных целевых программ. Макроэкономическое прогнозирование «отвечает интересам экономических агентов, органов государственного управления и является актуальным в современной экономике.» [8, с. 78]. Ежегодно макроэкономические прогнозы подвергаются корректировке на фактическое социально-экономическое состояние и развитие национальной экономики.

Государственное регулирование через структуры госсектора устремлено на определение основных процессов в системе национальной экономики и возможности их корректировки. Государственный сектор экономики несет ответственность за реализацию государственной экономической политики, прежде всего фискальской и монетарной политики, а также осуществляет контроль в процессе распределения национального дохода. Государственное регулирование экономики основано прежде всего на принципе законности, а его субъектами «.выступают органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенной по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк» [9, с. 28]. К его основным методам относят государственную поддержку стратегических отраслей национальной экономики, государственные закупки и государственный заказ, меры по ограничению монопольной власти и содействию конкуренции, приватизацию, национализацию и др. В процессе регулирования национальной экономики госсектор использует как методы прямого воз-

действия - государственное предпринимательство, введение государственных стандартов, проведение антимонопольной политики, распределение государственных ресурсов и перераспределение национального дохода и т.д., так и методы косвенного воздействия - регулирование денежного оборота и уровня налогообложения, контроль величины доходов, предоставление социальных трансфертов и т.д.

4. Ключевые индикаторы содержат экономические и общественные индикаторы, а также отражают интегрированный социально-экономический результат функционирования всей системы государственного сектора.

Экономические индикаторы характеризуют базовые макроэкономические показатели. К ним можно отнести ВВП, доходы и расходы государственного бюджета, государственный долг, дефицит или профицит бюджета, уровень инфляции и ставки рефинансирования, объем государственных инвестиций, результат внешнеэкономической деятельности, степень внедрения инноваций в процесс общественного воспроизводства, производительность труда, конкурентоспособность национальной экономики и т.д. Положительная динамика представленных экономических индикаторов и будет являться результатом эффективности деятельности государственного сектора.

Общественные индикаторы отражают фактическое состояние социальной сферы национальной экономики и включают совокупность экономических показателей, имеющих социально-ориентированную направленность, то есть демографическая и экологическая ситуация в стране, уровень безработицы, реальные доходы населения, производство общественных благ, качество жизни населения, внедрение социальных инноваций, уровень развития человеческого капитала, степень социального неравенства и общественной напряженности. Положительная динамика этих индикаторов будет указывать на повышение уровня общественного благосостояния и оказывать влияние на результативность деятельности государственного сектора экономики.

Таким образом, мы полагаем, что хозяйственный механизм социально-экономической системы государственного сектора экономики способен «обеспечить эффективное расширенное общественное воспроизводство» [10, с. 14] и сформировать предпосылки для устойчивого инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста. При этом должны быть созданы благоприятные условия для эффективного функционирования и слаженного взаимодействия всех структурных элементов хозяйственного механизма государственного сектора экономики. Действие хозяйственного механизма позволит создать реальные условия социально-экономической стабильности, обеспечения общественной безопасности и повышения уровня общественного

Экономика

благосостояния. Мы считаем, что действие такого механизма так же во многом будет способствовать усилению конкурентоспособности национальной экономики и адаптации рыночных механизмов к различным негативным тенденциям, периодически возникающим в жизни общества.

Литература:

1. Общая экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. И.Т. Корогодина. - 2-е изд, перераб. и доп. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 392 с.

2. Ромащенко Т.Д., Герсонская И.В. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики: границы применения в российских реалиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 2. - С. 5-10.

3. Guta A.J. Characteristics of public sector management // Annals ofthe University of Petrosani, Economics. - 2012. - № 12(4). - Р. 95-102.

4. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учеб. Т. 1. Науч. ред. А.Н. Митин. - Новосибирск: Наука, 2010. - 407 с.

5. Экономическая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.Н. Лякина. - М.: Изд-воЮрайт, 2017. - 432 с.

6. Воробьева И.П. Пределы и проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 2(17). - С. 164-170.

7. Public Economics / Editors Dr. Subhash A. Jadhav, Prof. Subhash D. Dagade. - Delhi: Shivaji University Press, 2013. - 289 р.

8. Григорьева Н.С. Макроэкономическое прогнозирование: некоторые методологические аспекты // Социальные явления. - 2013. - № 1(2). - С. 78-83.

9. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / Под ред. И.Е. Рисина. - М.: КНО-РУС, 2014. - 240 с.

10. Гончарова Е.Ю. Государственный сектор в российской экономике и его хозяйственный механизм: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Воронеж, 2008. - 20 с.

Economic Mechanism of the Public Sector System Gersonskaya I.V.

Lipetsk branch Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration

The article discusses the methodological aspects of the functioning of the economic mechanism in the public sector of the economy. The scope and purpose of the mechanism are defined. The author substantiates the organizational structure of the economic mechanism in the public sector. The institutional structure, methods, technologies used by the mechanism of the public sector of the economy, the main tools and key control indicators are proposed.

Key words: public sector of economy, mechanism of system, institutional structure, technologies, key indicators, inclusive economic growth, public welfare.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.