Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7 (429). Экономические науки. Вып. 65. С. 23—29.
УДК 330.1 10.24411/1994-2796-2019-10703
ББК 65.012.3
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
И. В. Герсонская
Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Липецк, Россия
Государственный сектор экономики сегодня рассматривается как основной институт государственного управления, контроля и регулирования национальной экономики. Наличие данного сектора экономики обусловлено необходимостью производства общественных благ. Государственный сектор экономики необходим для ликвидации «провалов рынка», с которыми не могут справиться существующие рыночные регуляторы. В статье рассматриваются подходы к сущности и содержанию категории «государственный сектор экономики». Автор исследует определения государственного сектора экономики в отечественной и зарубежной литературе. Рассматриваются системный, ресурсный, управленческий, институциональный, воспроизводственный и социально-ориентированный научные подходы к категории «государственный сектор экономики». Автор предлагает использовать интегральный подход к исследованию сущности категории «государственный сектор экономики». Изучение различных подходов позволяет сформулировать основу научного исследования.
Ключевые слова: государственный сектор экономики, сущность, содержание, национальная экономика, государственная собственность, общественные блага, ресурсы, воспроизводство, институт, управление.
Возникновение государственного сектора экономики относится к далекой древности, когда с появлением на земле первых государств правителям приходилось решать возникающие в обществе проблемы. Любому правителю требовалась собирать с населения, землевладельцев и товаропроизводителей налоги для решения государственных задач, содержать армию и поддерживать обороноспособность, заниматься общественным строительством и удовлетворять необходимые общественные блага, а для этих целей правителю и приходилось содержать армию чиновников, то есть «государственных людей».
Современный государственный сектор экономики в любой стране мира функционирует практически на тех же самых принципах. Обществу нужна защита со стороны государства с военной точки зрения, а на современном этапе развития экономики — еще от возникновения информационных угроз и экологических катастроф. Население любой страны нуждается в образовательных и медицинских услугах, которые в первую очередь оказывает государство, а также в государственных гарантиях и социальной защите. А для выполнения таких задач государству нужны экономические ресурсы, и прежде всего в виде материальных и нематериальных объектов, земельных участков, специализированных фондов денежных средств и других видов государственных ресурсов. При этом все
государственное имущество необходимо эффективно использовать, для чего и создаются различные институты в рамках государственного сектора, которые и оказывают регулирующие влияние на национальную экономику.
На сегодняшний день смешанная рыночная экономика функционирует в тесной взаимосвязи двух секторов — частного и государственного. При этом такая взаимосвязь имеет двойственный характер. С одной стороны, частный бизнес, преследуя только коммерческие цели своей деятельности, не спешит производить общественные блага и осуществлять социальную защиту своих работников. И именно в этот момент в действие вступает государственный сектор экономики, который своими волевыми решениями защищает общественные интересы и не позволяет частному сектору нарушать права граждан. С другой стороны, рыночной экономике в силу ее цикличности присущи периодические «провалы рынка», которые характеризуются возникновением кризисных явлений и обострением социально-экономических проблем в обществе. И в этом случае именно государство приходит на помощь частному бизнесу, поддерживая важные отрасли национальной экономики с помощью предоставления льгот по налогам, дотаций, субсидий и прочего, тем самым сохраняя объемы производства и рабочие места.
В целях научного осмысления государственного сектора экономики необходимо обратиться к таким философским категориям, как «сущность» и «содержание». Сущность представляет собой «отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразного), а... содержание выражает единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс» [10. С. 81—82]. Поэтому, по нашему мнению, основной задачей исследования государственного сектора как экономической категории является изучение его сущности и содержания. В процессе исследования нужно выявить основной, неизменный (существенный или субстанциональный) признак предмета, явления или процесса, а также его свойство.
Любое толкование данной категории, заключается в том, что государственный сектор представляет собой основной и необходимый структурный элемент национальной экономики. П. А. Кошель дает определение: «Государственный сектор — часть экономики страны, полностью контролируемая государством, правительством» [8. С. 45].
На сегодняшний день в базовых отечественных учебниках как по экономической теории, так и в целом по экономике нет единого определения экономической категории «государственный сектор экономики». Российские экономисты не дают однозначного ответа на вопрос, что же есть государственный сектор экономики, каковы его сущность, содержание и виды деятельности, а также в чем заключаются его основные функции. Например, А. С. Булатов дает следующее определение: «Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета» [15. С. 673]. По нашему мнению, такое определение довольно поверхностно, очень коротко и односторонне раскрывает сущность и содержание государственного сектора экономики.
Е. В. Пономаренко и В. А. Исаев дают более широкое определение: «Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых)» [12. С. 12]. Однако, по нашему мнению, приведенное определение также недостаточно полно
характеризует государственный сектор экономики. Любой вид государственных ресурсов нуждается в том, что бы им рационально и эффективно распоряжались, что входит в компетенцию органов государственной власти и управления. Поэтому субъекты государственного управления на всех уровнях законодательной и исполнительной власти также входят в состав государственного сектора экономики.
В экономической теории научное познание государственного сектора экономики предполагает использование разнообразных научных подходов с позиций достижения поставленной цели исследования. Существуют различные методологические подходы к определению категории «государственный сектор экономики». Поэтому проведем анализ основных подходов к исследованию данной экономической категории и установим на основе предложенных различными авторами дефиниций сущности и содержания государственного сектора экономики, а также отношений, которые он выражает.
В настоящее время существуют различные научные подходы к определению категории «государственный сектор экономики»:
1. Системный подход, на основе которого государственный сектор можно рассматривать как совокупность объектов, действующих в едином комплексе и выполняющих, таким образом, определенный набор функций. О. В. Кожевина рассматривает государственный сектор экономики как систему «предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах» [6. С. 2028], а Н. П. Кононкова считает, что «государственный сектор — это многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, который функционирует на базе объектов государственной собственности в разных сферах экономики» [7. С. 41]. Какими бы ни были определения государственного сектора на основе данного подхода, все они сводятся к тому, что он функционирует на основе государственной собственности, что позволяет раскрыть состав и структуру объектов.
2. Ресурсный подход предполагает, что в государственном секторе экономики производство общественных благ осуществляется с помощью различных видов экономических ресурсов, которыми распоряжается государство. Например, Э. Б. Аткинсон и Дж. Э. Стиглиц считают, что «государственный
сектор — это не только сфера государственной собственности, но также бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства» [1. С. 5]. Е. В. Пономаренко и В. А. Исаев утверждают, что «государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых)» [12. С. 12]. При этом А. А. Бочков, Д. К. Иваницкий и Т. А. Дудник настаивают на том, что в национальной экономике «ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни — это, с одной стороны, государственная собственность (запас ресурсов), а с другой стороны, доходы и расходы бюджета (поток ресурсов)» [3. С. 8]. В соответствии с этим методологическим подходом государственный сектор в процессе своего функционирования, а также выполнении поставленных перед ним задач распоряжается определенными видами экономических ресурсов, как производственных, так и финансовых.
3. Управленческий подход к государственному сектору экономики предполагает обязательное наличие нормативно-правовой базы в области сектора государственного управления, а также контроль и регулирование со стороны государственных органов. Е. И. Данилина считает, что «государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами» [4. С. 195]. В. Ф. Протас утверждает, что государственный сектор «объединяет в единое целое все органы государственного управления... и используется для описания полного влияния органов государственного управления на национальную экономику» [13. С. 7]. О. С. Макаренко указывает на то, что «государственный сектор формируется из сектора государственного управления, который включает органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения и государственных институциональных единиц, входящих в сектора нефинансовых и финансовых корпораций» [9. С. 117]. Данный подход предполагает, что государ -ственный сектор управляет национальной экономикой, всеми субъектами, входящими в ее состав, осуществляет государственный контроль и регулирование социально-экономических процессов.
4. Институциональный подход предполагает установление совокупности правил и норм, образующих социально-экономические границы вза-
имодействия различных институтов в составе государственного сектора экономики. Н. Р. Закирова считает, что государственный сектор «является мегаинститутом и представляет собой совокупность отдельных элементов — институтов, которые можно классифицировать в соответствии с определенными уровнями иерархии: макро-, мезо-, микро- и наноэкономическим» [5. С. 10— 11], то есть такой государственный институт характеризуется многоуровневостью в экономике. Д. Брюммерхофф относит к государственному сектору экономики «все институты, задачей которых является предоставление услуг особого характера для общества в целом и которые финансируются преимущественно за счет принудительных сборов» [2. С. 15]. Институциональный подход к категории «государственный сектор экономики» представляется нам довольно актуальным, так как именно только на уровне государства устанавливаются определенные правила взаимоотношений для всех субъектов национальной экономики.
5. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства общественных благ в государственном секторе экономики с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Так, Дж. Ю. Стиглиц под государственным сектором понимает «общественную собственность и деятельность государства в производстве, продаже и перераспределении, включая производство товаров и услуг, субсидирование производства, государственную деятельность на финансовых рынках, государственные закупки товаров и услуг» [14. С. 130]. При этом производство общественных благ не может рассматриваться обособленно от их распределения, обмена, потребления, так как эти процессы тесно взаимосвязаны между собой. Воспроизводственные отношения в государственном секторе экономики «возникают по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных и нематериальных благ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей» [11. С. 9]. В соответствии с таким подходом целесообразно изучение процесса воспроизводства в государственном секторе во взаимосвязи с общей методологией экономической теории и развитием экономических отношений.
6. Социально-ориентированный подход к государственному сектору экономики предусматривает социальную ответственность органов власти, включая защиту и повышение благосостояния общества. В современных условиях развития
национальной экономики со стороны государства является актуальным проведение эффективной социальной политики. Данный подход теоретически ставит качество и уровень жизни населения в зависимость от эффективности функционирования государственного сектора экономики. Он должен рассматривать государственный сектор национальной экономики не обособленно, а во взаимосвязи с различными факторами внешней среды, в том числе и с социальными. Однако в отечественной литературе государственный сектор экономики именно с позиций данного подхода фактически не рассматривается. По нашему мнению, именно такой подход должен стать одним из важнейших стратегических ориентиров процесса трансформации государственного сектора экономики. Таким образом, социально-ориентированный подход характеризует государственный сектор экономики как производителя необходимых обществу благ и услуг. С этих позиций, государственный сектор является экономической основой «модели социального рыночного хозяйства» и выступает гарантом неукоснительного выполнения государственных обязательств как перед отдельно взятым человеком, так и перед обществом в целом.
Таким образом, рассмотренные подходы к государственному сектору экономики, по нашему мнению, имеют в экономической теории определенную взаимозависимость и взаимосвязь, поэтому один подход может являться базой для другого,
а также осуществляться в рамках иного подхода, более значимого. Изучение различных подходов к государственному сектору экономики позволяют сформулировать методологическую основу научного исследования.
При этом различия в определениях экономической категории «государственный сектор экономики» позволили нам синтезировать основные научные подходы к определению сущности и содержания государственного сектора экономики, которые приведены в таблице ниже.
На основе изучения точек зрения отечественных и зарубежных авторов нами сделан вывод, что сущность государственного сектора экономики современными исследователями экономических явлений и процессов постоянно совершенствуется и детализируется, что дает нам возможность всесторонне изучить эту экономическую категорию. В своих определениях все авторы подтверждают тот факт, что государственный сектор как экономическая категория отражает прежде всего социально-экономические отношения в обществе.
По нашему мнению, исследование государственного сектора экономики целесообразно проводить с использованием интегрального подхода, который представляет собой синтез жизнеспособных научных концепций. В процессе использования интегрального подхода затрагиваются все аспекты функционирования государственного сектора экономики и взаимосвязи между его отдельными компонентами.
Научные подходы к сущности и содержанию экономической категории «государственный сектор экономики»
Методологический подход Сущность и содержание экономической категории «государственный сектор экономики»
Системный Система предприятий, организаций, учреждений в национальной экономике, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность на базе государственной собственности и подконтрольных правительственным органам государства
Ресурсный Государственный сектор экономики в процессе своего функционирования использует различные виды производственных ресурсов (имущественных, материальных и трудовых), а также осуществляет распределение финансовых ресурсов государства
Управленческий Наличие нормативно-правовой базы в деятельности государственного сектора экономики, а также регулирование национальной экономики и контроль социально-экономических процессов со стороны сектора государственного управления
Институциональный Государственный сектор экономики является многоуровневым институтом и устанавливает совокупность правил и норм, образующих социально-экономические границы взаимодействия различных государственных институтов в своем составе
Воспроизводственный Государственному сектору экономки присуще постоянное возобновление производства общественных благ, а воспроизводственные отношения в госсекторе возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления таких благ
Социально-ориентированный Установление социальной ответственности на уровне государства, включая защиту и повышение благосостояния общества, обязанность предоставлять качественные социальные услуги населению и производить жизненно-необходимые обществу блага
Источник: составлено автором на основе данных анализа научных подходов.
Приведем обоснование применения интегрального подхода к исследованию сущности государственного сектора экономики:
1. Государственный сектор экономики представляет специфичную социально-экономическую систему в составе национальной экономики, объединяющую различные государственные предприятия, организации и учреждения, что способствует становлению и дальнейшему развитию социально-экономических отношений в обществе.
2. Деятельность государственного сектора экономики строится на основе государственной собственности, которая имеет разные виды и принимает различные формы: земля, основные и оборотные фонды государственных предприятий, финансовые ресурсы государства и т. д.
3. Государственный сектор экономики определяет совокупность государственных институтов и образует границы их взаимодействия. Он является особым многоуровневым институтом, который в процессе регулирования национальной экономики устанавливает нормы и правила для всех экономических субъектов, осуществляет управление и реализует государственную социально-экономическую политику.
4. Функционирование государственного сектора экономики связано с воспроизводственным процессом и вызвано необходимостью производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, которые не может предоставить предпринимательский сектор.
5. Государство в лице правительства устанавливает порог социальной ответственности перед обществом, а государственный сектор экономики выступает гарантом выполнения социальных обязательств и повышения уровня общественного благосостояния.
По нашему мнению, категорию «государственный сектор экономики» можно отнести к национальной экономике, к административно-территориальным или местным государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а также государственным корпорациям и органам власти. Являясь неотъемлемым элементом экономики смешанного типа, такой сектор экономики всецело контролируется и регулируется со стороны государства, уполномоченными на то ответственными лицами, то есть различными органами государственной власти и управления. Государственный сектор во многом содействует решению глобальных экономических проблем, с которыми не справляются действующие рыночные регуляторы. Такой сектор экономики является одним из основных участников социально-экономической жизни любого государства и имеет свои характерные черты и национальные особенности.
Таким образом, наличие государственной собственности, производство общественных благ и обеспечение национальной безопасности, предоставление государственных гарантий и реализация мер по социальной защите населения, а также государственное регулирование экономики, направленное на устойчивое социально-экономическое развитие национального хозяйства, государственный контроль и непосредственное управление государственными экономическими субъектами со стороны правительственных органов, и являются отличительными характеристиками государственного сектора экономики. При этом государственный сектор экономики представляет собой часть смешанной экономики, включающий образование, здравоохранение, социальную сферу, различные государственные учреждения, а также государственные предприятия и корпорации.
Список литературы
1. Аткинсон, Э. Б. Лекции по экономической теории государственного сектора / Э. Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиц ; пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова. — М. : Аспект-Пресс, 1995. — 832 с.
2. Брюммерхофф, Д. Теория государственных финансов / Д. Брюммерхофф ; под общ. ред. А. Л. Кудрина, В. Д. Дзгоева ; пер. с нем. Е. М. Макаровой, А. М. Кокоева. — Владикавказ : Пионер-Пресс, 2002. — 458 с.
3. Бочков, А. А. Экономика общественного сектора : учеб. пособие / А. А. Бочков, Д. К. Иваницкий, Т. А. Дудник ; под общ. ред. П. Ф. Парамонова. — Краснодар : КГАУ, 2014. — 190 с.
4. Данилина, Е. И. Экономика государственного и муниципального сектора : учеб. для бакалавров / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова. — М. : Дашков и К°, 2015. — 218 с.
5. Закирова, Н. Р. Государственный сектор как экономический институт в современной России: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук / Н. Р. Закирова. — Казань, 2006. — 21 с.
6. Кожевина, О. В. Зарубежная практика использования организационных моделей управления эффективностью в государственном секторе экономики / О. В. Кожевина // Фундамент. исследования. — 2014. — № 11 (ч. 9). — С. 2027—2031.
7. Кононкова, Н. П. К вопросу о государственном секторе экономики / Н. П. Кононкова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. — 2011. — № 2. — С. 37—45.
8. Кошель, П. А. Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки / П. А. Кошель ; под общ. ред. В. Л. Малькевича. — М. : О-во сохранения литератур. наследия, 2012. — 344 с.
9. Макаренко, О. С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О. С. Макаренко // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. — 2016. — № 1 (34). — С. 115—122.
10. Некрасова, Н. А. Тематический философский словарь : учеб. пособие / Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. — М. : МГУ ПС (МИИТ), 2008. — 164 с.
11. Подрезова, Ю. А. Государственный сектор и его эффективность в российской экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ю. А. Подрезова. — Тамбов, 2008. — 23 с.
12. Пономаренко, Е. В. Экономика общественного сектора : учебник / Е. В. Пономаренко, В. А. Исаев. — М. : КНОРУС, 2018. — 320 с.
13. Протас, В. Ф. Государственный сектор экономики России: структура и влияние на национальную экономику / В. Ф. Протас // Науч. обозрение. Сер. 1: Экономика и право. — 2015. — № 3. — С. 7—12.
14. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора : пер. с англ. / Дж. Ю. Стиглиц ; науч. ред. д-р экон. наук, проф. Г. М. Куманин. — М. : Изд-во МГУ : ИНФРА-М, 1997. — 720 с.
15. Экономика : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / под. ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. — М. : Экономисть, 2004. — 896 с.
Сведение об авторе
Герсонская Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Липецк, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Рp. 23—29.
TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE CONCEPT "PUBLIC SECTOR OF ECONOMY"
I.V. Gersonskaya
Lipetsk Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, Russia
The public sector of economy is considered today as the main institution of public administration, control and regulation of the national economy. The presence of this sector of the economy is caused by the need for the production of public goods. The public sector of economy is necessary for liquidation of "market failures" with which the existing market regulators cannot cope. The article deals with the approaches to the essence and content of the category as «public sector of the economy». The author studies the definitions of the public sector of the economy in the domestic and foreign literature. The author considers the system, resource, management, institutional, reproductive and socially-oriented scientific approaches to the category of «public sector of economy». The system approach considers the public sector of the economy as a set of objects operating in a single complex. The resource approach assumes that the production of public goods is carried out with the means available to the state. The management approach to the public sector of the economy requires a regulatory framework. The institutional approach establishes a set of rules for the interaction of various institutions within the public sector of the economy. The reproductive approach is focused on the constant resumption of public goods production in the public sector of the economy. The socially-oriented approach provides for the responsibility of public authorities to society. The author proposes to use an integral approach to the study of the essence of the category «public sector of the economy». The integral approach is a synthesis of viable scientific concepts. The study of different approaches to the public sector of the economy allows us to formulate a methodological basis for scientific research.
Keywords: public sector of economy, essence, content, national economy, state property, public goods, resources, reproduction, Institute, management.
References
1. Atkinson E.B., Stiglitz J.E. Lekcii po ekonomicheskoj teorii gosudarstvennogo sektora [Lectures on economic theory of the public sector]. Moscow, Aspect-Press Publ. 1995. 832 p. (In Russ.).
2. Brummerhop D. Teoriyagosudarstvennyhfinansov [The Theory of public Finance]. Vladikavkaz, Pioneer Press, 2002. 458 p. (In Russ.).
3. Bochkov A.A., Ivanitckii D.K., Dudnik T.A. Ekonomika obshchestvennogo sektora [Economics of the public sector]. Krasnodar, 2014. 190 p. (In Russ.).
4. Danilina E.I., Gorelov D.V., Malikova Ya.I. Ekonomika gosudarstvennogo i municipal 'nogo sektora [Eco-nomics of the state and municipal sector]. Moscow, Dashkov and C° Publ., 2015. 218 p. (In Russ.).
5. Zakirova N.R. Gosudarstvennyy sektor kak ekonomicheskiy institut v sovremennoy Rossii [The Public sector as an economic institution in modern Russia. Abstract of thesis]. Kazan, 2006. 21 p. (In Russ.).
6. Kozhevina O.V. Zarubezhnaya praktika ispol'zovaniya organizacionnyh modelej upravleniya effektivnost'yu v gosudarstvennom sektore ekonomiki [Foreign practice of using organizational models of performance management in the public sector]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 11 (pt. 9), pp. 2027-2031. (In Russ.).
7. Kononkova N.P. K voprosu o gosudarstvennom sektore ekonomiki [On the question of the public sector of the economy]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin Of Moscow University. Series 6. Economics], 2011, no. 2, pp. 37-45. (In Russ.).
8. Koshel P.A. Slovar'-spravochnik: ekonomika, vneshnyaya torgovlya, vystavki [Dictionary: Economics, foreign trade, exhibitions]. Moscow, 2012. 344 p. (In Russ.).
9. Makarenko O.S. Struktura i perspektivy razvitiya gosudarstvennogo sektora rossijskoj ekonomiki [Structure and prospects of development of the public sector of the Russian economy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya [Bulletin of the Volgograd state University. Series 3: Economics. Ecology], 2016, no. 1(34), pp. 115-122. (In Russ.).
10. Nekrasova N.A., Nekrasov S.I., Sadikova O.G. Tematicheskij filosofskij slovar' [Thematic philosophical dictionary]. Moscow, 2008. 164 p. (In Russ.).
11. Podrezova Yu.A. Gosudarstvennyy sektor i ego effektivnost' v rossiyskoy ekonomike [The Public sector and its efficiency in the Russian Economica. Abstract of thesis]. Tambov, 2008. 23 p. (In Russ.).
12. Ponomarenko E.V., Isaev V.A. Ekonomika obshchestvennogo sektora [Public sector Economics]. Moscow, KNORUS Publ., 2018. 320 p. (In Russ.).
13. Protas V.F. Gosudarstvennyj sektor ekonomiki Rossii: struktura i vliyanie na nacional'nuyu ekonomiku [State sector of Russian economy: structure and influence on national economy]. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika ipravo [Scientific review. Series 1: Economics and law], 2015, no. 3, pp. 7-12. (In Russ.).
14. Stiglitz J.J. Ekonomika gosudarstvennogo sektora [Economics of the public sector]. Moscow, MSU Publishing house, INFRA-M Publ., 1997. 720 p. (In Russ.).
15. Bulatov A.S. Ekonomika [Economics]. Moscow, Economist Publ., 2004. 896 p. (In Russ.).