Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ"'

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / NATIONAL ECONOMY / PUBLIC SECTOR OF ECONOMY / EFFICIENCY / PUBLIC REPRODUCTION / PUBLIC ADMINISTRATION / TARGET RESULTS / PUBLIC RESOURCES / INCLUSIVE ECONOMIC GROWTH / PUBLIC WELFARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герсонская Ирина Валерьевна

В статье представлено научное исследование сущности и содержания экономической категории «эффективность государственного сектора экономики». Проблема повышения эффективности этого сектора национальной экономики является приоритетной для центральных правительств многих стран мирового сообщества. Проблема повышения эффективности государственного сектора становится особенно актуальной при возникновении и в случае обострения кризисных явлений в социально-экономической системе страны и в обществе. Оценка эффективности государственного сектора экономики необходима для выявления «узких мест» в его работе и разработки мер на государственном уровне, направленных на повышение устойчивости социально-экономической системы, оптимальное формирование и использование всех видов государственных ресурсов, создание предпосылок и условий для инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста и повышения уровня общественного благосостояния. Рассмотрены и проанализированы основные определения эффективности в современной экономической теории, предложенные российскими учеными, а также дана их критическая оценка. Представлены и классифицированы научные подходы к категории «эффективность государственного сектора экономики». В данной работе мы выявили и проанализировали затратный, целевой, управленческий, институциональный и воспроизводственный подходы к экономической категории «эффективность государственного сектора». Изучены, обобщены и систематизированы основные характеристики каждого из рассмотренных научных подходов к рассматриваемой категории. Дано авторское определение экономической категории «эффективность государственного сектора экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND ESSENCE OF THE ECONOMIC CATEGORY "EFFICIENCY OF THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY"

The paper presents a scientific study of the essence and content of the economic category «efficiency of the public sector of the economy». The problem of improving the efficiency of this sector of the national economy is a priority for the Central governments of many countries of the world community. The problem of improving the efficiency of the public sector becomes especially urgent when there are and in the event of an aggravation of crisis phenomena in the socio-economic system of the country and in society. Assessment of the effectiveness of the public sector of the economy is necessary to identify «bottlenecks» in its work and develop measures at the state level aimed at improving the stability of the socio-economic system, optimal formation and use of all types of public resources, creating prerequisites and conditions for inclusive (socially-oriented) economic growth and increasing the level of public welfare. The basic definitions of efficiency in modern economic theory proposed by Russian scientists are considered and analyzed, as well as their critical assessment is given. Scientific approaches to the category «efficiency of the public sector of the economy» are presented and classified. In this paper, we have identified and analyzed cost-based, targeted, managerial, institutional and reproductive approaches to the economic category «public sector efficiency». The main characteristics of each of the considered scientific approaches to the category under consideration are studied, generalized and systematized. The author's definition of the economic category «efficiency of the public sector of the economy» is given.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ"»

УДК 330.88

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0025

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

© 2020

SPIN-код: 2025-3565

AuthorlD: 296933

Герсонская Ирина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и финансы» Липецкого филиала РАНХиГС Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (398050, Россия, Липецк, улица Интернациональная, 3, e-mail: g3071971@ya.ru)

Аннотация. В статье представлено научное исследование сущности и содержания экономической категории «эффективность государственного сектора экономики». Проблема повышения эффективности этого сектора национальной экономики является приоритетной для центральных правительств многих стран мирового сообщества. Проблема повышения эффективности государственного сектора становится особенно актуальной при возникновении и в случае обострения кризисных явлений в социально-экономической системе страны и в обществе. Оценка эффективности государственного сектора экономики необходима для выявления «узких мест» в его работе и разработки мер на государственном уровне, направленных на повышение устойчивости социально-экономической системы, оптимальное формирование и использование всех видов государственных ресурсов, создание предпосылок и условий для инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста и повышения уровня общественного благосостояния. Рассмотрены и проанализированы основные определения эффективности в современной экономической теории, предложенные российскими учеными, а также дана их критическая оценка. Представлены и классифицированы научные подходы к категории «эффективность государственного сектора экономики». В данной работе мы выявили и проанализировали затратный, целевой, управленческий, институциональный и воспроизводственный подходы к экономической категории «эффективность государственного сектора». Изучены, обобщены и систематизированы основные характеристики каждого из рассмотренных научных подходов к рассматриваемой категории. Дано авторское определение экономической категории «эффективность государственного сектора экономики».

Ключевые слова: социально-экономическая система, национальная экономика, государственный сектор экономики, эффективность, общественное воспроизводство, государственное управление, целевые результаты, государственные ресурсы, инклюзивный экономический рост, общественное благосостояние

CONTENT AND ESSENCE OF THE ECONOMIC CATEGORY «EFFICIENCY OF THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY»

© 2020

Gersonskaya Irina Valeryevna, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of economics and finance of the Lipetsk branch of the RANEPA Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (398050, Russia, Lipetsk, street Internatsionalnaya, 3, e-mail: g3071971@ya.ru)

Abstract. The paper presents a scientific study of the essence and content of the economic category «efficiency of the public sector of the economy». The problem of improving the efficiency of this sector of the national economy is a priority for the Central governments of many countries of the world community. The problem of improving the efficiency of the public sector becomes especially urgent when there are and in the event of an aggravation of crisis phenomena in the socio-economic system of the country and in society. Assessment of the effectiveness of the public sector of the economy is necessary to identify «bottlenecks» in its work and develop measures at the state level aimed at improving the stability of the socio-economic system, optimal formation and use of all types of public resources, creating prerequisites and conditions for inclusive (socially-oriented) economic growth and increasing the level of public welfare. The basic definitions of efficiency in modern economic theory proposed by Russian scientists are considered and analyzed, as well as their critical assessment is given. Scientific approaches to the category «efficiency of the public sector of the economy» are presented and classified. In this paper, we have identified and analyzed cost-based, targeted, managerial, institutional and reproductive approaches to the economic category «public sector efficiency». The main characteristics of each of the considered scientific approaches to the category under consideration are studied, generalized and systematized. The author's definition of the economic category «efficiency of the public sector of the economy» is given.

Keywords: socio-economic system, national economy, public sector of economy, efficiency, public reproduction, public administration, target results, public resources, inclusive economic growth, public welfare

ВВЕДЕНИЕ

В экономической теории категория «эффективность» является довольно распространенной, поскольку с ней связана оценка результативности, производительности, доходности и выгодности процесса осуществления деятельности самых различных сферах жизни современного общества. Поэтому вопросы, связанные с ростом эффективности пронизывают любую социально-экономическую систему, все виды деятельности и сектора национальной экономики, а также стадии воспроизводственного процесса общества. Разнообразные методы оценки эффективности позволяют установить рациональность формирования и использования ресурсов, а также принимаемых управленческих решений, направленных на повышение общественного благосостояния. При этом оценка эффективности деятельности государственного сектора экономики не является исключением.

В современных условиях развития «государствен-

ный сектор экономики - понятие, которое используют многие экономисты для описания участия или присутствия государства в национальной экономике» [1, с. 96], а проблема повышения эффективности его функционирования на протяжении уже несколько десятилетий волнует лучшие умы отечественного научного сообщества и имеет приоритетное значение для органов государственной власти и управления. Сегодня данная проблема приобретает особую значимость для любой страны мирового сообщества, так как государственный сектор экономики является основным производителем общественных благ и главным регулятором всей социально-экономический системы, сосредоточивая свои усилия в стратегически важных отраслях национальной экономики и существенных сферах перераспределения общественного продукта. Государственный сектор «... является...частью общественного воспроизводства.» [2, с. 116], а так же создает предпосылки и обеспечивает

Герсонская Ирина Валерьевна СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ...

условия для результативного функционирования всей социально-экономической системы страны. Поэтому ведение госсектором эффективной деятельности является основой благополучия и благосостояния всего общества. При этом проблема роста эффективности госсектора приобретает актуальное и первостепенное значение при возникновении кризисных экономических явлений или усилении негативных процессов в социально-экономической системе, в том числе в случае, когда государство испытывает острый недостаток всех видов ресурсов и бюджетных средств, а в обществе назревают социальные проблемы и проявляются конфликтные взаимоотношения, которые носят социально-экономический характер.

Поэтому в последние годы категория «эффективность государственного сектора» довольно обширно представлена в литературе по экономической теории. Методологией исследования эффективности госсектора и проблемами повышения эффективности его деятельности занимаются многие отечественные ученые, такие как Э.В. Алехин и И.А. Атяшкин [1], О.С. Макаренко [2], С.Н. Алексеева [8], А.В. Ревкуц, С.К. Демченко, В.Г. Подопригора и В.Н. Горев [13], Е.М. Самородова, Л.М. Марченкова и Л.М. Кузнецова [14], С.Р. Муравьев [16], А.М. Чернопятов, Л.А. Ахметов и Д.М. Джураев [17], О.В. Придыба [19], А.Е. Чичерин [20] и другие [23-24].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью нашего научного исследования является изучение категории «эффективность государственного сектора» в рамках экономической теории, а также разнообразных методологических подходов к сущности и содержанию данной экономической категории, которые предлагают ведущие отечественные ученые.

Задачами исследования являются выделение, обобщение и анализ затратного, целевого, управленческого, институционального и воспроизводственного подхода к категории «эффективность государственного сектора»; определение критерия и основных показателей для оценки эффективности функционирования такого сектора национальной экономики; разработка авторского определения данной экономической категории.

При проведении научного исследования мы использовали традиционные подходы к оценке эффективности функционирования государственного сектора национальной экономики и общенаучные методы, применяемые в экономической теории, в том числе наблюдение и диалектическая логика, индукция и дедукция, научная абстракция и познание объективной действительности, системное и комплексное научное исследование.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Экономическая категория «эффективность» отражает успешное ведение каким-то определенным субъектом финансово-хозяйственной деятельности, то есть «...достижение максимальных результатов соответственно поставленным (субъективным) целям, запросам, потребностям с одновременными минимизацией затрат, наращиванием пользы, отдачи, достижением выгод от осуществляемой деятельности» [3, с.73]. Данное положение является довольно значимым и в процессе функционирования государственного сектора экономики, миссия которого направлена на повышение уровня общественного благосостояния. Эффективная деятельность означает выполнение поставленных целей, максимизацию полезности для общества в целом, рациональное использование экономических ресурсов и достижение положительных социально-экономических эффектов.

В современной экономической теории категорию «эффективность» ученые часто ассоциируют с понятиями оптимальности, целесообразности, рациональности, результативности, экономичности, производительности, полезности, доходности и др. В частности, И.А. Слободняк и А.О. Таровых указывают на то, что «эффективность в широком смысле означает действенность, результативность, производительность и т.д.» [4, с.60].

С.С. Носова считает, что эффективность - это «.. .максимальная отдача при минимуме издержек» [5, с.35], а Е.И. Данилина, Д.В. Горелов и Я.И. Маликова характеризуют ее как «.отношение суммарного полезного эффекта или результата к совокупным затратам» [6, с.217]. При этом В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова и А.В. Болик настаивают на том, что для любого экономического субъекта «... итогом хозяйственной деятельности...является эффект, результат. В зависимости от его масштабов, направленности и степени воздействия на экономических агентов зависит экономическая выгода принимаемых решений» [7, с.364]. Как следует из рассмотренных определений данной экономической категории, эффективность отражает, в первую очередь, следствие определенных действий человека. Поэтому по нашему мнению, эффективность характеризует полезный итог, общественно значимый результат какого-то вида деятельности, в том числе и на уровне государственного сектора экономики. И этот итог, результат характеризует получение наибольшего положительного эффекта, который будет полезен не только для какого-то экономического субъекта, но и для общества в целом, при условии рационального и экономного использования экономических ресурсов.

Мы подвергли анализу общую характеристику эффективности, а теперь рассмотрим экономическую категорию «эффективность государственного сектора экономики». В научной литературе вопросы, связанные с особенностями взаимосвязи и взаимозависимости государственных корпораций и улучшения социально-экономических показателей общества в современных условиях активно исследуются [8, с. 11]. Однако в современной литературе не имеется общей трактовки данной категории, а также ученые-экономисты однозначно не отвечают на вопрос о сущности и содержании эффективности государственного сектора.

Например, О.А. Кокорина считает, что в госсектор эффективней «.может быть признана деятельность организации, имеющая инновационный характер, являющаяся доходной (с точки зрения максимизации общественного благосостояния) и поддерживающая благоприятные условия труда персонала» [9, с.83]. По нашему мнению, приведенное определение не достаточно полно отражает эффективность функционирования государственного сектора, поскольку результаты деятельности одной организации могут быть признаны эффективными, а многих других нет. Поэтому, в этом случае объективно, достоверно и комплексно дать оценку эффективности госсектора будет весьма проблематично. В качестве другого примера рассмотрим точку зрения Е.И. Данилиной, Д.В. Горелова и Я.И. Маликовой о том, что базовая концепция эффективности госсектора основана «.на двух положениях: а) государство, в целях сокращения своих расходов, должно сократить часть своих обязанностей, переложив их решение на другие субъекты; б) социальные выплаты...должны обеспечиваться не только за счет государства, а должны равномерно распределяться между всеми субъектами» [6, с.217]. С ними соглашаются Л.Б. Парфенова, И.Г. Кузьмин и Г.А. Бойко, которые видят основой функционирования госсектора эффективные государственные расходы, необходимые государству «.для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций спра-ведливости.расходы на материальные блага и услуги должны быть адекватны потребностям в общественных благах.» [10, с.28-32]. Однако мы полагаем, что такая точка зрения этих ученых связана с оптимизацией государственных расходов и экономном использовании средств государства, а также справедливого перераспределения национального дохода, то есть учитывает довольно ограниченный набор признаков, которые могут быть использованы в процессе оценки эффективности функционирования государственного сектора экономики. В частности, они не учитывают качественный фак-

тор произведенных общественных благ, степень удовлетворения общественной потребности в них и т.д.

Более широкое определение эффективности госсектора приводит О.А. Пучков, который утверждает, что «эффективность деятельности.оценивается путем анализа соотношения объема и качества предоставляемых общественных услуг, полученных результатов и связанных с этим издержек» [3, с.75]. По нашему мнению, и это определение довольно поверхностно характеризует эффективность государственного сектора, так как кроме предоставленных общественных благ, расходов в процессе их производства и конечных итоговых результатов, оценка эффективности такого сектора экономики должна отражать макроэкономическую динамику - изменение ВВП, национального дохода, производительности труда и т.д., а также изменение социальных показателей, которые характеризуют качество жизни и реальные доходы населения, демографическую ситуацию, развитие человеческого капитала, внедрение социальных инноваций и др. Мы полагаем, что перечисленные показатели оказывают существенное воздействие на степень общественного благосостояния.

А.С. Ахременко и Е.А. Юрескул считают, что эффективность деятельности госсектора целесообразно рассматривать с трех позиций: «во-первых, под эффективностью понимается наличие или функционирование института.во-вторых, предполагается, что эффективная организация выполняет поставленные перед ней задачи.в-третьих, организация может считаться эффективной, если совершает «хорошие» действия и не совершает «плохих».» [11, с.78-79]. Е.В. Балацкий отождествляет эффективность функционирования государственного сектора национальной экономики с его масштабами и организационной структурой и утверждает, что «даже если госсектор сам по себе высокопроизводителен, но его размер либо слишком мал, либо слишком велик, то это говорит о неэффективности построенной модели госсектора и, следовательно, о низкой общесистемной (макроэкономической) эффективности госсектора» [12, с.111]. Результаты функционирования госсектора, по мнению А.В. Ревкуц, С.К. Демченко, В.Г. Подопригоры и В.П. Горева, «.во многом определяют эффективность функционирования экономической системы страны, ее способность к прогрессивному развитию, интернационализации и обеспечению потребностей населения» [13, с.55].

В экономической теории эффективность государственного сектора экономики рассматривается с различных научных подходов. В частности Е.М. Самородова, Л.М. Марченкова и Л.М. Кузнецова полагают, что «... при оценке эффективности государственных предприятий должны быть применены системные подходы.» [14, с. 1954], а С.Р. Муравьев предлагает проводить научное исследование комплексной оценки «.относительной эффективности государственного сектора перед началом кризисных явлений.» [15, с.54]. Но мы предлагаем выделить и рассмотреть затратный, целевой, управленческий, институциональный и воспроизводственный подходы к рассматриваемой нами экономической категории «эффективность государственного сектора».

В основе затратного подхода к эффективности государственного сектора лежит принцип сопоставления затрат и результатов, полученных в процессе осуществления его деятельности. Например, А.М. Нагимова подразумевает под эффективностью «.относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [16, с.14]. Мы поддерживаем эту точку зрения, и полагаем, что оптимальность, экономия и рациональность расходов государства создают условия для роста эффективности в государственном секторе. Но, такая оценка деятельности госсектора не учитывает качество предоставляемых общественных благ и эффективность

государственного управления. При этом общественные блага производятся и предоставляются населению не только в государственном секторе, но и различными некоммерческими организациями, поэтому «с точки зрения эффективности экономики целесообразно проводить политику.. .гармоничного и эффективного сочетания в экономике различных форм собственности.» [17, с. 144], что требует иных подходов к оценке.

Эффективность государственного сектора экономики с учетом целевого подхода определяется по степени достижения приоритетных целей и задач, установленных для него государством. Целевая эффективность предполагает максимальный уровень достижения поставленной цели при минимально возможном вложении государственных средств или же с такими расходами, которые делают ведение деятельности целесообразной. Е.В. Балацкий и В.А. Конышев считают, что «.через постановку конкретных целей перед госсектором государство отстаивает свои стратегические интересы.со-циальные, экономические, технологические, экологические и т.п. Такой подход предполагает.. .сравнение ожидаемых и фактических результатов его деятельности» [18, с.53-54]. Мы согласны с представленной точкой зрения, но считаем, что также целевая эффективность государственного сектора экономики должна отождествляться с установленной для него миссией, которая состоит в создании предпосылок устойчивого инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста, направленного на повышение общественного благосостояния. При этом цели деятельности госсектора не связаны с коммерческими интересами, а производство общественных благ нередко оказывается убыточным. Именно в процессе исследования целевой эффективности государственного сектора обнаруживается и «.проявляется особая роль государства как основного регулятора экономики.» [19, с. 235].

Управленческий подход основан на оценке эффективности системы государственного управления. Однако многие авторы в этом случае придерживаются целевого подхода, особенно с позиций оценки социально-экономической эффективности данной системы. А.Е. Чичерин, в частности, полагает, «.что главной задачей управления любой экономической системой.. .становится достижение цели ее развития с помощью имеющихся ресурсов. Соответственно, о том, насколько хорошо функционирует управление, судят по тому, насколько успешно оно позволяет достигать целей, стоящих перед его объектом» [20, с.189]. По мнению А.М. Нагимовой «.эффект от государственного управления представляет собой способность субъекта государственного управления целенаправленно воздействовать на объект с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях» [16, с.14]. Мы соглашаемся с точками зрения этих авторов, однако считаем, что целевой и управленческий подходы по своей сущности характеризуют многие аналогичные параметры, критерии и показатели, то есть эффективность деятельности в государственном управлении по принципу соотношения установленных целевых ориентиров с достигнутыми результатами в процессе общественного развития. Поэтому эффективность государственного управления, по нашему мнению, характеризуется четким выполнением государственных целей и поставленных задач, достижением максимально возможных общественных результатов и заданных параметров развития социально-экономической системы национальной экономики, при установленных на уровне государства затратах и оптимальном расходе всех ресурсов.

В соответствии с институциональным подходом эффективность государственного сектора отражает степень влияния его деятельности на общественное развитие и взаимоотношения, складывающиеся внутри данного сектора экономики, а также социально-экономические отношения между структурами госсектора и другими

Герсонская Ирина Валерьевна СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ...

экономическими субъектами. Многие ученые-экономисты связывают институциональную эффективность с трансакционными издержками, под которыми подразумеваются расходы, возникающие в процессе организации взаимоотношений между субъектами национальной экономики, а также по заключению между ними разного рода контрактов, в том числе социально-значимых для общества. В частности, в соответствии с мнением О.С. Сухарева, «количественное измерение институциональной эффективности обычно осуществляется при помощи оценки...трансакционных издержек» [21, с.9]. По нашему мнению, изменение трансакционных издержек оказывает влияние на изменение институциональной эффективности государственного сектора экономики, однако, мы полагаем, что существенными показателями в процессе такой оценки являются качество жизни населения и уровень развития человеческого капитала, положительная динамика которых необходима для устойчивого инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста. При этом эти показатели свидетельствуют о степени удовлетворения потребности населения в качественных общественных благах, которые производят разнообразные институциональные единицы государственного сектора экономики. Е.В. Балацкий и Н.А. Екимова в процессе оценки институциональной эффективности такого сектора предлагают использовать «индекс эффективности социальных институтов. индекс эффективности экономических институтов. индекс эффективности политических институтов.» [22, с.162], взаимосвязь которых во многом отражает уровень социально-экономической стабильности в стране. По мнению А.С. Ахременко и Е.А. Юрескул, такая эффективность представляет собой «достигнутый уровень результатов работы государственных институтов или соответствие результатов работы установленному уровню...соответствие структуры организации определенным формальным критериям.соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов.» [11, с.79-80]. Таким образом, институциональная эффективность государственного сектора национальной экономики связана не только с трансакционными издержками, но и также характеризует степень устойчивости всей социально-экономической системы и общественное благосостояние.

А.В. Ревкуц, С.К. Демченко и Е.П. Васильев обосновали воспроизводственный подход к оценке эффективности государственного сектора экономики, так как результативность деятельности которого не всегда можно оценить по принципу «соотношения затрат и результатов». Это связано с тем, что общественные блага (медицина, социальная защита, образование и др.) предоставляются населению, как правило, бесплатно. При этом госсектору свойственно воспроизводство общественных благ, все стадии которого - производство, распределение, обмен и потребление, между собой взаимосвязаны. Также одной из основных функций такого сектора является государственное регулирование экономики, оказывающее комплексное воздействие не только на социально-экономическую систему страны в целом, но на существующие экономические отношения и общественное воспроизводство. При этом «модель государственного регулирования экономики.в масштабах государства способствует осуществлению процесса общественного воспроизводства.» [23, с. 6]. В связи в вышеизложенным, мы считаем верным утверждение А.В. Ревкуц, С.К. Демченко и Е.П. Васильева о том, что такой «воспроизводственный подход к оценке эффективности функционирования государственного сектора позволяет оценить позитивное или негативное воздействие.. .на рост национальной экономики» [24, с.113], а «.методика оценки эффективности функционирования госсектора.может послужить основой для формирования системы мониторинга в зависимости от динамики показателей воспроизводственных процессов, реализуя цели и задачи функ-

ционирования государственного сектора» [24, с.116]. Мы считаем эффективным такое функционирование госсектора, которое способно качественно и максимально полно удовлетворить потребности общества в условиях ограниченности экономических ресурсов. Поэтому эффективность, по нашему мнению, является основным фактором расширенного воспроизводства, поскольку отражает результативность процесса общественного производства и в только этом процессе возможно провести комплексное исследование целевой, ресурсной, социально-экономической, институциональной, а также общественной эффективности функционирования государственного сектора национальной экономики.

Таким образом, в процессе проведения научного исследования, нами установлено, что экономическая категория «эффективность государственного сектора» рассматривается многими учеными-экономистами с учетом разнообразных научных и методологических подходов. В современной экономической теории приводятся различные определения и понятия эффективной деятельности государства, предлагаются различные показатели для оценки эффективности государственного сектора и разнообразные методы для проведения такого научного исследования. Однако мы считаем, что оценка эффективности госсектора в соответствии с принципами определения итогов государственной деятельности и отношения полученных результатов к величине использованным государственным ресурсам, является довольно ограниченной. Также мы полагаем, что современные определения сущности эффективности государственного сектора национальной экономики, которые приводят многие авторы, являются не совершенными, так как не полно отражают содержание данной экономической категории. Многие свойства эффективной деятельности госсектора, по нашему мнению, также характеризуются довольно ограниченно. Тоже самое относится и к формам ведения государством эффективной деятельности и способам возникновения самых разнообразных видов эффектов, и прежде всего, социально-экономических, в процессе функционирования государственного сектора. Поэтому, мы полагаем, что для государственного сектора экономики необходима комплексная оценка эффективности его функционирования, анализ рациональности и действенности реализуемой государственной социально- экономической политики, а также постижение основ принятия на государственном уровне управленческих решений, которые оказывают положительное влияние на социально-экономическую систему и уровень общественного благосостояния.

ВЫВОДЫ

По нашему мнению, основным признаком эффективного функционирования государственного сектора являются выполнение поставленной миссии, связанной со справедливым перераспределением, ростом качества жизни населения, всесторонним развитием человеческого капитала, устойчивого инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста и повышения общественного благосостояния. Также в процессе оценки эффективности государственного сектора важно учитывать стабильность социально-экономической системы национальной экономики, оптимальное использование государством всех видов экономических ресурсов и деятельность государственного управления, ориентированная на достижение целевых результатов. Довольно существенными свойствами эффективности государственного сектора являются целостность такой социально-экономической системы, системность и динамичность происходящих в ней явлений и процессов, а также институциональная структура госсектора и взаимосвязи между ее основными компонентами. Мы полагаем, что сущность эффективности функционирования государственного сектора определяется условиями обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и стабильности социально-экономических отношений, которые

позволяют ему динамично развиваться и удовлетворять необходимые общественные потребности. Оценку эффективности функционирования государственного сектора экономики, по нашему мнению, можно определить как процесс исследования реализованных объективных возможностей достижения им наиболее целесообразного фактического или допустимо возможного социально-экономического эффекта, направленного на повышение уровня общественного благосостояния, на определенном промежутке времени и при условии ограниченности государственных ресурсов, то есть эффективность государственного сектора национальной экономики отражает целостную оценку выгодности и полезности всех видов государственной деятельности.

Таким образом, мы находим, что эффективность государственного сектора целесообразно рассматривать как комплексную экономическую категорию, которая характеризует уровень фактического достижения целей, поставленных государством на определенном этапе социально-экономического развития. Под эффективностью деятельности государственного сектора экономики мы понимаем его способность к процессу непрерывного функционирования, действенному выполнению установленной для него миссии, а также достижению поставленных целей и получению максимально возможных результатов, направленных на повышение общественного благосостояния, при установленном объеме государственных ресурсов. При этом госсектор осуществляет свою деятельность в соответствии с общественными интересами и в целом не подвержен влиянию действия рыночных механизмов. Поэтому основным критерием эффективности, по нашему мнению, является выполнение его миссии, которая заключается в качественном удовлетворении потребностей общества и обеспечении устойчивого инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста, при условии рационального использования государственной собственности и минимально возможных расходах государства. Эффективная деятельность госсектора состоит в его способности получать результат за определенный период времени, а именно, периодически возникающий положительный социально-экономический или общественный эффект, с учетом условий оптимальности использования довольно ограниченных ресурсов государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехин Э.В., Атяшкин И.А. Государственный сектор Российской Федерации как особый институт хозяйственной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2017. № 1. С. 96-98.

2. Макаренко О.С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 1(34). С. 115-122.

3. Пучков О.А. Эффективное государство: постановка проблемы //Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 2(3). С. 73-76.

4. Слободняк И.А., Таровых А.О. К вопросу о сущности категории «эффективность» //Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18(312). С. 59-68.

5. Носова С.С. Экономическая теория: учебник. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2017. 792 с.

6. Данилина Е.И., Горелов Д.В., Маликова Я.И. Экономика государственного и муниципального сектора: Учебник для бакалавров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 218 с.

7. Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В. Общая экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов. Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2017. 603 с.

8. Алексеева С.Н. Государственные корпорации как инструмент социально-экономического развития //Азимут научных исследований: экономика и управления. 2018. Том 7. № 1 (22). С. 11-13.

9. Кокорина О.А. Эффективность государственного сектора экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 1. С. 75-83.

10. Парфенова Л.Б., Кузьмин И.Г., Бойко Г.А. Экономика государственного и муниципального сектора: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 112 с.

11. Ахременко А.С., Юрескул Е.А. Эффективность государственного управления: политологический и экономический подходы // Общественные науки и современность. 2013. № 1. С. 77-88.

12. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора: монография. М.: Капитал страны, 2013. 159 с.

13. Ревкуц А.В., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Горев В.П. Теоретические основы оценки эффективности функционирования го-

сударственного сектора // Экономические науки. 2019. № 12 (181). С. 55-59.

14. Самородова Е.М., Марченкова Л.М., Кузнецова Л.М. Особенности управления предприятиями государственного сектора экономики: совершенствование организационно-экономического механизма // Российское Предпринимательство. 2017. Том 18. № 12. С. 1949-1964.

15. Муравьев С.Р. Государственный сектор российской экономики: оценка масштабов и эффективности производства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 7. С. 54-60.

16. Нагимова А.М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения: монография. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 188 с.

17. Чернопятов А.М., Ахметов Л.А., Джураев Д.М. Государственный сектор в экономике Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2018. № 4. С. 138-145.

18. Балацкий Е.В., Конышев В.А. Российская модель государственного сектора экономики: монография. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. 390 с.

19. Придыба О.В. Структурно-функциональная характеристика государственного сектора в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 234-238.

20. Чичерин А.Е. Теоретические аспекты исследования эффективности государственного управления экономикой региона // Регион: системы, экономика, управление. 2018. № 4(43). С. 188-193.

21. Сухарев О.С. Теория эффективности экономики: организационный, институциональный и системный ракурс проблемы // Экономика и предпринимательство. 2010. № 6(17). С. 5-17.

22. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Оценка институционального развития России: монография. М.: «Перо», 2016. 263 с.

23. Ромащенко Т.Д., Герсонская И.В. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики: границы применения в российских реалиях //Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 2. С. 5-10.

24. Ревкуц А.В., ДемченкоС.К., Васильев Е.П. Воспроизводственный подход как методологический инструментарий исследования эффективности функционирования государственного сектора // Modern Economy Success. 2019. № 5. С. 111-118.

Статья поступила в редакцию 13.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.