Научная статья на тему 'Системный характер коррупционных угроз экономической безопасности Российской Федерации'

Системный характер коррупционных угроз экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ УГРОЗА / CORRUPTION THREAT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / РЫНОЧНАЯ ОСНОВА / MARKET-BASED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еделев А. Л.

В статье рассматривается системный характер коррупционных угроз экономической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The systemic nature of corruption threats to economic security of the Russian Federation

The article considers the systemic nature of corruption threats to economic security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Системный характер коррупционных угроз экономической безопасности Российской Федерации»

Системный характер коррупционных угроз

экономической безопасности

Российской Федерации

А.Л. Еделев

кандидат юридических наук, заместитель министра внутренних дел РФ

Коррупция как системная угроза экономической безопасности находит свое выражение в формировании рынка теневых услуг, тесно взаимосвязанного с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. Современная коррупция в Российской Федерации характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных действий, определенных коррупционных проявлений, некоторые из которых представляют собой уже известные теневые схемы, экономические преступления, финансовые махинации, используемые преступниками для отмывания доходов, полученных преступным путем, а также другие уникальные в видовом отношении процессы.

О становлении коррупционных действий как регулярных и долговременных процессов и переходе на рыночную основу свидетельствуют следующие факторы:

- выполнение коррупцией ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, определенное регулирование экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;

- наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (продавец, предоставляющий коррупционные услуги, - покупатель, пользующийся коррупционными услугами), распределение социальных ролей (потребитель коррупционных услуг (например, взяткодатель); коррупционер (взяткополучатель); посредник);

- наличие определенных неформальных норм, регулирующих коррупционные отношения, известных субъектам коррупционной деятельности;

- сложившийся "этикет" коррупционных отношений (определенное поведение, например, некая символика в действиях, жесты);

- установившийся и известный заинтересованным лицам, в том числе при определенном участии средств массовой информации (СМИ), прейскурант цен на услуги. Например, публикуемые "таксы" поборов различных должностных лиц, размеры взяток за поступление в вузы, размеры платежей в сфере "правоохранительной деятельности", стоимость назначения на должность, в том числе федерального уровня.

Следует отметить, что теневая экономика одновременно является питательной средой для коррупции, способствует развитию теневой экономической деятельности. Предприниматели теневой сферы вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их услуги. Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, что в условиях объективной ограниченности предложений приводит к росту равновесной цены на данный вид услуг. Таким образом, повышается привлекательность данного коррупционного бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, например, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Тем самым они снижают конкурентоспособность предприятий легального сектора, стимулируя их к уходу в теневой сектор1. Таким образом, создается положительная обратная связь между коррупцией и теневой экономикой, которая делает неустойчивой всю национальную экономику.

Другим, не менее значимым корруп-циогенным фактором является терроризм. В свою очередь, так же, как и разрастание теневой экономики, живучесть терроризма тесно связана с коррупцией и в определенной мере обусловливается наличием приближенности террористов к властным структурам, использующим в своих политических или иных целях ту или иную террористическую орга-

1 Регионы России: основные социально-экономические показатели городов. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006; Россия в цифрах. - М.: Госкомстат России, 2001 ... 2006 гг.

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

П Ol

Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

низацию и не заинтересованным в реальном раскрытии своих технологий. Такой подход прослеживается, например, в докладе Международной организации по вопросам социальных наук и их роли в борьбе с насилием и экстремизмом в исламских обществах (Каир, 1998г.). Коррупция и некоторые проявления теневой экономики "создают благоприятную среду для разворачивания террористических операций"2, подчеркивается в 24-й Рекомендации, содержащейся в Письме Генерального секретаря ООН на имя Председателя Генеральной ассамблеи ООН и Председателя СБ ООН от 1 августа 2002 г.

Средства, получаемые в результате коррупционной деятельности (так же, как и средства, получаемые в теневой экономике), могут широко применяться в целях "политического инвестирования"3 для финансирования террористических операций. Коррумпированные чиновники (особенно в субъектах Федерации Южного федерального округа) расходуют часть средств, незаконно изъятых из казны или полученных в качестве взяток, на оплату полукриминальных групп, терроризирующих население.

Развитие коррупции в России вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации - организованных преступных сообществ, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Участники таких сообществ объединяются не только для извлечения прибыли из своей противоправной деятельности, но и для эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Коррупционная деятельность при этом превращается в бизнес, когда коррупционер относится к своей должности как к бизнесу, пытаясь максимизировать "доход".

В составе коррупционных сетевых структур можно выделить три характерных элемента:

- группы государственных чиновников, обеспечивающих принятие выгодных для "заказчиков" решений;

- коммерческие или финансовые структуры ("заказчики"), реализующие получае-

мые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;

- группы защиты коррупционных сетевых структур деятельности, которую осуществляют должностные лица из числа представителей правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных органов.

От единичных разрозненных сделок коррупционеры переходят к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества, образующие коррупционные сети. "В последние годы наметился переход коррупции на более высокий уровень, когда именно коррупционные сети и являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок. Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления, ... а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Эти взаимосвязи и взаимозависимости направлены на систематическое совершение коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, повышения прибылей, их максимизации, или получения конкурентных преимуществ финансово-кредитными и коммерческими структурами, входящими в коррупционную сеть. Руководителями коррупционных сетей часто являются самые высокопоставленные российские чиновники и политики"4.

Хорошо известно, что часть средств, получаемых в результате экспорта нефти, газа и металлов, функционирования транспорта, связи, энергетики, лесного хозяйства, от оптовой торговли и финансирования оборонных заказов, экспорта вооружений, -там, где это связано с теневым воздействием на принятие важнейших государственных экономических решений в области цен, тарифов, квот, таможенных пошлин, инвестиций, недр, земли, недвижимости - также распределяются по коррупционным сетям.

В отличие от нормального рыночного хозяйства, где коррупция является инородным элементом, для советской системы кор-

S ф

ч:

п

X <

X S X н

и ф

со

2 Письмо Генерального секретаря от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности. ООН. ГА. СБ. Л/57/273-Б/2002/875.

3 Гевелинг Л.В. (зам. директора ИСАА при МГУ, доктор полит. наук, профессор). Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / под ред. С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фи-туни. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.

4 Крюков С. Декриминализация действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сайт NARCOM.ru.

рупционные отношения были естественны. Именно они являлись основным источником благосостояния значительной части людей в условиях запрета на обычную рыночную деятельность и господства "социальной уравниловки". Служебное положение в рамках этой системы ценилось именно за предоставляемые им дополнительные возможности влияния и теневого обогащения.

Деньги не играли в советской системе роли всеобщего эквивалента. Важнее было наличие "блата", властных привилегий, "особо статуса". Повышение уровня жизни было неотделимо от продвижения по служебной лестнице.

Многие эксперты, в первую очередь зарубежные, подчеркивают, что расцвет коррупции в России в современных масштабах был бы невозможен без влияния "зарубежной" и "международной" коррупции.

Ослабление государства при переходе к рынку, превращение экономики страны в гигантский рынок по распродаже бывшей государственной собственности СССР превратили сферы публичной политики в масштабный рынок услуг по лоббированию принятия "нужных" законов и политических решений, что объективно создало на старте экономических реформ новые мощные предпосылки для укоренения в России международной коррупции, проникновения в нее международной преступности и их давления на органы государственной власти. В 90-х годах процветала широкомасштабная и фактически бесконтрольная со стороны российского государства раздача иностранными государствами и организациями средств по линии международной экономической и гуманитарной помощи в форме грантов, в виде кредитов "технической помощи", иностранных инвестиций на невыгодных для страны условиях (например, на условиях раздела продукции), трата которых не контролировалась государством, хотя и ложилась бременем на его бюджет и увеличивала внешний долг. Значительные средства направлялись группам чиновников и политиков, которых на Западе считали своими политическими союзниками и партнерами по интересам и которые фактически являлись агентами влияния иностранных государств и спецслужб.

Международный бизнес зачастую использует коррупцию как инструмент проникновения на рынок и закрепления на нем. Так, многие государства позволяют своим корпорациям выводить расходы на подкуп зарубежных чиновников из-под налогообложения, рассматривая их как столь же необходимые для производства средства, как и за-

траты на приобретение сырья и материалов.

Экономические потери от коррупции колоссальны. Прямые экономические потери от этого вида противоправной деятельности, по оценкам различных специалистов и организаций, составляют от 20 до 40 миллиардов долларов США в год. Косвенные экономические потери и вовсе не поддаются точным оценкам, однако в реальности масштаб их, безусловно, также велик.

Негативное воздействие коррупционной угрозы на экономику проявляется в том, что она обусловливает:

- расширение масштабов криминального сектора теневой экономики, коррупция - один из основных механизмов его воспроизводства;

- взаимодействие коррумпированной власти с криминальным бизнесом, организованной преступностью, которые взаимодействуя с коррумпированными группами чиновников, усиливаются еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для "отмывания грязных" денег;

- нарушение конкурентных механизмов рынка, снижение эффективности рыночных механизмов. Зачастую в выигрыше оказывается не тот, кто объективно конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, как результат -возникновение монополий и недобросовестной конкуренции в экономике, соответственно - снижение эффективности ее функционирования;

- замедление появления эффективных частных собственников, особенно среднего уровня;

- неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, как результат - воспрепятствование эффективной реализации правительственных программ;

- рост цен за счет издержек, связанных с "платными услугами чиновников". Коррупция поднимает не только стоимость товаров, увеличивается стоимость инвестиций и инвестиционных проектов. Из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта увеличивается на 10-20% за счет взяток, а иногда и на все 100%, когда решается проблема по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту;

- падение доверия экономических субъектов, в том числе и субъектов Федерации к способности государства контролировать ситуацию, уменьшение эффективности государственного управления и бизнеса, стимулов к инвестициям, снижение инвестицион-

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

П Ol

Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

ной привлекательности страны в целом. Коррупция - один из социально-политических факторов государственного риска, высокий уровень коррупции снижает конкурентоспособность страны на мировой арене;

- порождение социального неравенства, "расслоения доходов", вызывающих очень серьезное ухудшение жизни населения и социальное напряжение. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране;

- дискредитация права как основного института регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед преступностью и перед лицом власти, а это прямая угроза правовому государству, демократическому устройству страны, правам и свободам граждан, и, в конечном итоге, стратегической стабильности и национальной безопасности страны.

В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, способствуют ее политической и экономической изоляции и пр.

Результаты влияния коррупции на социальную сферу выражаются, прежде всего, в существовании резкого различия между официально декларируемыми и фактическими, т.е. реальными ценностями. Это приводит к укоренению двойных стандартов; всеобщим критерием в обществе становятся деньги; значимость человека определяется размером его личного благосостояния независимо от способов его приобретения; происходит девальвация и слом моральных регуляторов поведения людей.

Коррупция в связке с организованной преступностью превращается в устойчивую систему, способную развиваться и самовоспроизводиться. Она вырабатывает и создает механизмы, делающие ее живучей в условиях противодействия со стороны контрольных, надзорных, правоохранительных и правоприменительных органов. Пораженная коррупцией часть чиновников смыкается с преступным миром, чтобы сообща и целенаправленно разлагать, подкупать и подчинять как раз те органы государства и общества, которые должны обеспечивать их безопасность - судебную систему и прокуратуру, органы госбезопасности и представительную власть. Для этих целей используются

и средства массовой информации, которые скупаются или подкупаются, а в случае несговорчивости, подвергаются физическим и иным мерам негативного воздействия. Коррупция в связке с организованной преступностью способна не только разлагать устои государственности, но также и физически устранять тех, кто мешает их криминально-коррупционным альянсам. В подобной ситуации возникает особо опасная неформальная теневая власть со своими теневыми законами и правилами, теневыми охранными структурами и карательным аппаратом. Коррумпированные политики и чиновники на верхних уровнях власти могут формировать международные коррупционные сети, также становящиеся частью международной организованной преступности.

Серьезную угрозу стратегической стабильности и экономической безопасности субъектов федерации представляет сращивание коррупции с крупными хозяйствующими субъектами в регионе и фактическое возникновение на этой основе своего рода государственных монополий.

Одной из современных особенностей проявления коррупции, и прежде всего в субъектах Федерации, является создание крупных коммерческих структур при органах региональной власти, фактически представляющих собой региональные монопольные бизнес образования, которые подавляют всякую конкуренцию в сфере своей деятельности. Сам по себе монополизм, когда он складывается по естественным законам рынка и является следствием концентрации и централизации капитала, хоть и несет в себе угрозы ограничения конкуренции, все-таки является объектом антимонопольного регулирования, и, в принципе, находится под контролем соответствующих антимонопольных органов государства.

Вместе с тем, там где монополизм возникает как государственная монополия, хозяйственные структуры, осуществляющие свою деятельность при органах исполнительной власти, что особенно характерно для региональных и муниципальных органов власти, там всегда есть место для монопольных злоупотреблений и произрастания коррупции.

В последние годы участились случаи появления крупных хозяйственных структур в сфере региональных систем жизнеобеспечения, городского транспорта, ЖКХ и других, как правило, ведущих свою хозяйственную деятельность при органах исполнительной власти, а зачастую наделенных функциями органов государственной

власти. Такие коммерческие организации наделяются эксклюзивными правами по производству, распределению товара в определенной сфере (работы, услуги) и/ или доступа к ограниченному ресурсу. Подобная деятельность при всесторонней поддержке органа исполнительной власти не поддается контролю со стороны соответствующих антимонопольных органов, хотя и однозначно расценивается как ограничивающая конкуренцию на товарных рынках. Региональная коррупция обеспечивает административное сопровождение и поддержку создаваемым под эгидой власти предприятиям монополистам и, соответственно, получает часть выгоды от реализуемых монопольных сверх доходов.

Большинство исследователей коррупции считают, что одной из важнейших причин ее распространения является "излишнее" государственное вмешательство в экономику, то есть различные необоснованные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, накладываемые на свободных экономических агентов. Необходимо особо оговорить, что само по себе государственное вмешательство в регулирование экономики еще не ведет автоматически к коррупции. Однако в тех субъектах Федерации, где отсутствует четкое законодательство и нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность институтов государственного регулирования, государственной службы, а также жесткое антикоррупционное законодательство, институты государственного и гражданского контроля, правоохранительный и судебный контроль, там действительно постоянно сохраняются угрозы чрезмерного вмешательства государства в экономику, ограничения рынка и рыночной конкуренции и возникновения и расползания коррупции как формы злоупотребления государством, конкретно представителями его аппарата, возложенными обществом на него функциями и данными ему компетенциями.

Таким образом, коррупция превратилась в системную угрозу экономической безопасности, стала нормой соответствующих практик в политике, экономике и общественной жизни, поскольку:

- государственная политика прямо диктуется частными и корпоративными интересами олигархических групп;

- теневые доходы составляют основную и необходимую часть доходов большей части чиновников;

- повсеместно чиновниками не соблюдаются нормы законов, происходит систематическое уклонение от их соблюдения, отдельные нормы законов используются в антисоциальных целях;

- исполнительная власть активно использует неформальные и нелегальные ("теневые") формы мобилизации доходов и стимулирования граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников для достижения желаемых результатов;

- как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества;

- коррупция проявляется на всех уровнях управления государством, бизнесом и обществом;

- фактически коррупция в России стала частью образа жизни общества. Чаще к участию в коррупционной деятельности людей вынуждает власть, но нередко и сами граждане с готовностью используют коррупционные способы решений своих проблем.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов России, как федеративного государства, наряду с обеспечением экономической безопасности муниципальных образований, общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан, является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики государства.

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.