Бизнес в законе
2’2014
16.4. КОРРУПЦИЯ КАК РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тенгизова Жанна Адальбиевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры ОПД
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарский университет МВД России
Аннотация: Статья раскрывает общие характеристики и тенденции опыта регулирования системы и противодействия коррупции. В рамках статьи рассматриваются, вопросы правового регулирования системы противодействия коррупции и основное внимание автор акцентирует на том, что основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, организованная преступность, международный опыт противодействия, регулирование, национальная безопасность
CORRUPTION AS A REAL THREAT TO NATIONAL SECURITY
Tengizova Jeanne Adalbievna, PhD, assistant professor of HPD
Work place: North-Caucasus Institute for Advanced Studies (branch ) of Krasnodar University Affairs of Russia
Annotation: The article reveals the common characteristics and trends of regulatory experience and fighting corruption. As part of the article discusses , the legal regulation of anti-corruption system and focuses on the author emphasizes that the main danger of corruption and anti-state as a socially dangerous phenomenon lies in its devastating impact on the foundations of government and the constitutional foundations of the legal regulation of social life
Keywords: corruption, anti-corruption expertise , organized crime, international experience in controlling , regulating , and national security
Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности и терроризму.
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества.
Прежде всего, это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства.
Для реализации ФЗ «О противодействии коррупции» Государственной Думой Федерального Собрания рос-
сийской Федерации 3 июля 2009 года был принят ФЗ Российской Федерации от 17 июля 2009 года №172-ФЗ (редакция от 21.11.2011 г.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативно - правовых актов и проектов нормативно- правовых актов»
Как в России, так и в других странах мира масштабы коррупции, возрастающая степень ее негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена в современных условиях.
Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом, «подпитывает» их и «питается» от них.
Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия на правовую систему.
Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства [5].
Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни.
По оценкам специалистов годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны; взяточничеством «охвачена» значительная часть бизнесменов, бизнес без взяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия как система отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти, является серьезным препятствием на пути социально-экономического развития страны и успешного выполнения стратегических национальных программ.
Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения средством подкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России.
Специфика национальной коррупции заключается в:
- наличии мощной широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов значительная часть которых -основной источник финансирования коррупционеров;
- неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванном высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;
- неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;
- запутанности сложности противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм;
- наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;
- слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;
- отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля;
- минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание помилование по амнистии и т.д.);
256
Тенгизова Ж. А.
КОРРУПЦИЯ КАК РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
- исключительной по сравнению с другими демократическими государствами монополии чиновничества на принятие решений;
- большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично;
- широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;
- вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;
- постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений;
- коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий;
- международной направленности российской коррупции;
- беспрецедентном развитии бытовой коррупции [1].
Эксперты выделяют коррупционный потенциал отдельных регионов Российской Федерации. Коррупция наиболее распространена в тех регионах, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества субъектов хозяйственной деятельности.
К числу наиболее коррумпированных территорий относятся: крупные города транспортные узлы прибрежные и приграничные города порты.
Анализируя причины и условия коррупции, на первое место часто ставят недостатки действующего законодательства, предлагая в качестве основной меры по предупреждению коррупции его совершенствование. Такое совершенствование законодательства, представляется, должно осуществляться по двум направлениям: разработка, принятие, уточнение собственно антикоррупционных норм, то есть правовых норм, основная цель которых и заключается в противодействии коррупции, и совершенствование всего текущего законодательства, пробелы и неточности которого часто играют роль условий существования и развития коррупции.
На региональном уровне перечень объектов правового мониторинга варьируется в зависимости от субъекта РФ. Нормативными правовыми актами большинства из них предусмотрено, что объектом правового мониторинга может быть любой нормативный правовой акт субъекта РФ.
На федеральном уровне нормативные правовые акты, подлежащие правовому мониторингу, определяются на основе Плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утверждаемого ежегодно Правительством РФ [2].
В 2012 г. правовому мониторингу подлежали нормативные правовые акты в сфере гражданской обороны, консульской деятельности, исполнительного производства, труда и занятости населения, социального обеспечения, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения торговой деятельности, связи и др.
В 2013 г. объектами мониторинга выступают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы службы в органах внутренних дел, социальной защиты инвалидов, туристской и градостроительной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, защиты здоровья населения от последствий потребления табака и др. [3].
Согласно указанной Методике к нормативным правовым актам не относятся также правовые акты рекомендательного характера.
Для упорядочения правотворческой и экспертной деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимы законодательное закрепление понятия и обязательных признаков нормативного правового акта либо разработка единой методики определения нормативности правового акта на федеральном уровне.
Кроме того, представляется правильным в случае возникновения сомнений в нормативности того или иного правового акта подвергать его антикоррупционной экспертизе в установленном порядке как нормативный акт. Следует также отметить, что законодатель разделяет антикоррупционную и правовую экспертизу правового акта.
Под правовой (юридической) экспертизой понимается контроль за соответствием, как внешней формы нормативного правового акта, так и его содержания актам, вышестоящим по юридической силе, действующему порядку и юридической технике.
Исходя из анализа требований действующего законодательства к качеству правовых актов, можно выделить следующие дефекты муниципальных нормативных правовых актов, являющиеся предметом правовой, а не антикоррупционной экспертизы:
1) внутренние противоречия муниципального нормативного правового акта;
2) несоответствие положений муниципального нормативного правового акта другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
3) издание правового акта органом или должностным лицом с превышением своей компетенции;
4) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования и вступления в законную силу правового акта;
5) нарушение установленной формы правового акта;
6) нарушение требований юридико-технического качества правового акта [4].
Познание свойств элементов необходимо для того, чтобы понять закономерности их соединения в рамках целого.
По результатам независимой экспертизы на корруп-циогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой. В последующем направляется федеральному органу исполнительной власти - разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде.
Список литературы:
1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М.: Научный эксперт. 2007.
2. Государственная политика России в сфере противодействия коррупции: Сб. научных трудов / Отв. ред. А.Н. Суха-ренко. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 2009.
3. Правовой мониторинг. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010. 105 - 106 с.
4. Ж.А.Тенгизова. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов в механизме правового мониторинга: Материалы международной конференции «Современные тенденции и направления оптимизации борьбы с преступностью в новейшей России.- Нальчик: ООО «Полиграфсер-вис и Т», 2013. - 452 с.
5. А. Г. Хабибуллин. Коррупция как угроза международной безопасности: методология, проблемы, пути решения. / Российское право. №3. 2007. 87 с.
257