Научная статья на тему 'Влияние коррупции на развитие инвестиционной деятельности предприятий в России'

Влияние коррупции на развитие инвестиционной деятельности предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2213
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / CORRUPTION / BRIBERY / INVESTMENT / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алтухов Андриан Валентинович

Рассмотрены проблемы распространения коррупции и их влияние на инвестиционную деятельность российских предприятий. Исследован механизм преодоления барьеров, процедур согласования и принятия решений. Анализируется поведение коррумпированного чиновника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CORRUPTION ON DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITY IN RUSSIA

The problems of corruption and their impact on the investment activities of Russian enterprises. The mechanism of overcoming barriers, harmonization of procedures and decision making. The behavior of corrupt officials is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние коррупции на развитие инвестиционной деятельности предприятий в России»

12.7. ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Алтухов Андриан Валентинович, соискатель. Место учебы: Московская государственная академия водного транспорта.

Аннотация: Рассмотрены проблемы распространения коррупции и их влияние на инвестиционную деятельность российских предприятий. Исследован механизм преодоления барьеров, процедур согласования и принятия решений. Анализируется поведение коррумпированного чиновника.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, инвестиционная деятельность, предприятие.

THE IMPACT OF CORRUPTION ON DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITY IN RUSSIA

Altukhov Andrian Valentinovich, competitor. Place of study: Moscow State Academy of Water Transport.

Annotation: The problems of corruption and their impact on the Investment activities of Russian enterprises. The mechanism of overcoming barriers, harmonization of procedures and decision making. The behavior of corrupt officials is analyzed.

Keywords: corruption, bribery, Investment, enterprise.

Коррупция представляет собой один из наиболее деструктивных факторов общественной жизни, отрицательно воздействующих на экономическую безопасность государства, в целом, и инвестиционную активность субъектов хозяйствования, в частности. Деструктивное влияние коррупции заключается в разрушительных свойствах основ государственного устройства и правового регулирования жизни общества. Данное обстоятельство обусловлено тем, что активность коррумпированных государственных служащих ориентирована на сиюминутное обогащение, получение всевозможных личных и/или корпоративных (преимущественно материальных) благ, а не на обеспечение эффективного и устойчивого социальноэкономического развития государства. Коррупция приводит к снижению эффективности функционирования государства, противодействует государственным интересам в различных областях деятельности, а также создает прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства. Коррупционные процессы представляют угрозу для национальной безопасности государства в правовой, политической, экономической и социальной сферах общественной жизни.

В Российской Федерации проблема коррупции оказывает негативное воздействие на процесс восстановления экономики после мирового финансовоэкономической кризиса 2008 г. и активизацию инвестиционной активности предприятий. Согласно «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [1] сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере экономической безопасности. Таким образом, коррупция официально признана одной из системных угроз национальной безопасности.

Число зарегистрированных преступлений по виду «взяточничество» в России ежегодно увеличивается и составляет в 2000 г. - 7,0 тыс., в 2001 г. - 7,9 тыс., в 2002 г. и 2003 г. по 7,3 тыс., в 2004 г. - 8,9 тыс., в 2005

г. - 9,8 тыс., в 2006 г. - 11,1 тыс., в 2007 г. - 11,6 тыс., в 2008 г. - 12,5 тыс., в 2009 г. - 13,1 тыс. преступлений. Для сравнения, в 1990 г. было зарегистрировано 2,7 тыс. преступлений по виду «взяточничество», в 1995 г. - 4,7 тыс. [2]. Таким образом, в 2009 г. по сравнению с 1990 г. количество зарегистрированных преступлений в области коррупции, связанных с взяточничеством увеличилось в 4,5 раза. Однако даже эти цифры не отражают реальную действительность, так как коррупция как явление приняла в России огромные масштабы. Инвестиционная деятельность в стране без взяток практически не развивается.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Президента Российской Федерации подчеркивает, что «нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией», «угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников». Борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям, необходимо «внимательным образом анализировать исполнение уже принятых решений и двигаться дальше» [3].

В Указе Президента «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [4] Счетной палате рекомендуется при предоставлении палатам Федерального Собрания информации о результатах контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней. Более того, в качестве одной из основных сфер реализации данной Стратегии указывается «формирование и исполнение бюджетов всех уровней». В ней также рекомендовано Правительству совместно со Счетной палатой принять меры по усилению общественного контроля за использованием бюджетных ассигнований как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. В Стратегии говорится о необходимости «создания комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета».

Оценивая деятельность органов государственной власти по противодействию коррупции, следует отметить, что коррупция не только достигла опасно высокого уровня, но и стала привычным явлением в жизни граждан и общества. Многочисленные государственные службы нередко вымогают взятки у субъектов хозяйствования посредством спекуляции служебным правом приостановить деятельность.

Тем не менее, коррупция находит определенную поддержку в обществе, которое, довольствуясь мгновенными выгодами, подрывает основные принципы своего существования. Данная тенденция в первую очередь проявляется в тех странах, где проблемы безработицы и бедности остаются нерешенными. Коррупция происходит из сущности сложившегося в России бизнеса, из коррупционных отношений бизнеса и власти, социальной среды их существования.

Аналогичные случаи негативного воздействия коррупции на экономическое развитие государства имели место в континентальное Европе XV века. В этот период города, расположенные на берегах разных рек, независимо друг от друга брали плату за провоз товаров по собственной территории, в отличие от Англии, где подобных явлений не существовало. Данное обстоятельство позволило Англии эффективно обеспечивать столицу необходимыми товарами, в результате

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алтухов А.В.

чего г. Лондон стал мировым коммерческим центром [5].

Вместе с тем без поддержки борьбы с коррупцией широкими слоями населения достижение серьезных успехов в этой области невозможно.

Коррупция субъектов государственной власти приводит к неспособности государства эффективно регулировать рыночное взаимодействие и хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов. Так, предприятия, загрязняющие окружающую среду, готовы периодически платить взятки проверяющим чиновникам, но не устанавливать дорогостоящие очистные сооружения. Предприятия, желающие инвестировать в строительство здания в престижном районе города, также готовы участвовать в коррупционных схемах за соответствующее разрешение.

Значительная часть административных процедур и нормативно-правовых барьеров создаются с определенной целью - создать легальный заградительный механизм. В структуре заградительного механизма можно выделить: длительную бюрократическую процедуру принятия решения;

значительный пакет сопроводительных документов; бессмысленные справки, свидетельства и согласования;

минимизацию приемных часов по определенным вопросам и рассмотрению дел у чиновников; бесконечные бюрократические проволочки и др.

При этом в качестве альтернативы легальному механизму параллельно формируется коррупционный механизм преодоления барьеров и ускорения процедур согласования и принятия решений (рис. 1).

х =

I X суммарные затраты на мероприятия, свя-

г=1

занные с возможностью проводить инвестиционную деятельность; х, - размер взятки, которую требует п-й чиновник за выдачу необходимого документа.

Решим задачу максимизации доходов для чиновника п, при условии нулевых предельных издержек за выдачу взятки. Предполагая взаимодействие между взяточниками, получим функцию:

хр(х + X + ••• + X) ^ тах .

При этом функция спроса может иметь вид:

п п

р IX, =-х/Ъ X , в симметричном равновесии:

Рис. 1. Схема механизма преодоления барьеров, процедур согласования и принятия решений

Таким образом, для чиновников формирование неэффективных легальных процедур приводит к образованию схем получения дополнительных доходов (в виде взяток).

Далее модифицируем механизм преодоления барьеров, процедур согласования и принятия решений, приведенный на рисунке 1. Допустим, что не один, а множество государственных служащих п предлагают помощь в ускорении различных аспектов ведения бизнеса (органы местного самоуправления, внутренних дел, санэпидемнадзор и др.) из общего числа государственных служащих N. При этом предприятие не может осуществлять инвестиционную деятельность до получения разрешений из всех ведомств. Предположим, что официальная цена каждого разрешительного для предприятия документа Р на определенном этапе равна нулю, и каждый чиновник п, из множества чиновников п осуществляет свою деятельность независимо от остальных.

Пусть количество субъектов хозяйствования, желающих ускорить осуществление инвестиционной деятельности, определяется функцией спроса Г(х), где

X

X = —. п,

В результате получаем:

х р ( х)

п =------ —— ,

> р(х)

то есть чем больше п^таж, тем выше Р - цена разрешительного документа (эластичность спроса по цене в равновесии).

Однако более высокая эластичность спроса соответствует более высокой равновесной цене. То есть, если Г(х)=1-х, то равновесная цена Р и равновесное количество К предприятий, желающих осуществлять инвестиционную деятельность, зависят от численности коррупционных государственных служащих п следующим образом:

п 1

X = -----, к = р (X) = —.

1 + п 1 + п

Таким образом, увеличение численности коррумпированных государственных служащих приводит к росту затрат на инвестиционную деятельность, а, следовательно, к снижению численности предприятий, занимающихся инвестированием.

Необходимо отметить, так как максимальный суммарный объем сборов обеспечивается с помощью монополии (п=1), то вход на рынок новых взяточников снижает суммарный коррупционный доход хГ(х). При этом:

хF (X) =

хF (х) =

п

(1 + п)2

п

^ тах , если п=1;

^ тт , если п^таж.

(1 + п)2

Когда коррупционеры получают возможность свободно входить на рынок и вводить новые «правила игры», наблюдается постепенное увеличение численности чиновников п, вымогающих взятки у предприятий за право осуществлять инвестиционную деятельность. Данное обстоятельство негативно воздействует на инновационное и экономическое развитие государства, так как развитие инвестиционной деятельности предприятий затруднено, и значительная часть перспективных инновационных проектов не реализуется.

Общий ущерб, характеризующий масштабы коррупции, предлагается определять посредством суммированием затрат в, наносимых взятками множеству государственных служащих:

х

п

* = !>,•

,=1

Ущерб по компонентам в,- складывается из элементов в^:

к

*=!■%■

1=1

где к - количество взяток /-му чиновнику.

Ущерб по компонентам формализуется в результате анализа совокупных затрат на инвестиционную деятельность.

Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

При этом в нестабильных институциональных условиях стремление к получению взятки является естественным желанием чиновника, который стремится извлечь выгоду из собственного служебного положения. Как справедливо отмечают В.И. Авдийский и В.А. Дадалко, коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.) [6].

Поведение коррумпированного чиновника соответствует рентоориентированному рыночному поведению, так как он затрачивает усилия на то, чтобы присвоить часть чужого капитала.

Одним из важнейших направлений противодействия коррупции является снижение административного давления, которое оказывают на экономику контролирующие органы.

Российские сырьевые ресурсы привлекают различных заинтересованных субъектов (как внутри страны, так и за рубежом), в том числе транснациональные и международные корпорации. Для достижения целей указанные структуры используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы:

воздействие через органы государственной власти на правительственном и дипломатическом уровнях (включая заказную оценку и критику тех или иных решений высшего российского руководства);

образование организованных преступных сообществ и специальных служб (в том числе международных), террористических организаций, банковских структур, некоммерческих и неправительственных организаций, субъектов криминальной и теневой экономики и др.

При этом коррупция тесно взаимосвязана с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом. Данное обстоятельство обусловливает необходимость рассмотрения явления коррупции не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения подкупом представителей органов государственной власти, а как развивающуюся систему, которая является реальной угрозой экономической безопасности государства.

Таким образом, в Российской Федерации противодействие коррупции является важнейшей стратегической задачей. Коррупция отрицательно влияет на темпы экономического роста, инвестиционную активность предприятий.

В основе механизмов возникновения и развития коррупции лежат экономические отношения и экономика в

целом, а ее фундаментом выступают экономические преступления, так как объектом коррупционной деятельности являются свободные, неучтенные (в том числе приобретенные незаконным путем) денежные средства, которые возникают в результате совершения экономических преступлений. Так, в России в 2009 г. в сфере экономики было зарегистрировано 292,7 тыс. преступлений, из них 59,3 тыс. - совершены в крупном и особо крупном размере [2]. Для сравнения, в 2008 г. количество преступлений составило 307,6 тыс. и 55,9 тыс. соответственно.

Еще одним системным коррупционным нарушением являются схемы по уклонению от уплаты НДС. Налоговые вычеты по НДС за период 2005-2009 гг. увеличились с 84 до 93 %, что существенно уменьшает федеральный бюджет [6]. Одной из основных причин коррупции здесь является несовершенство существующей системы регистрации налогоплательщиков, которая допускает создание и деятельность предприятий «однодневок». Указанное обстоятельство обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правового механизма создания, функционирования и ликвидации юридических лиц, а также обеспечения достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Следовательно, для эффективного противодействия коррупции необходимы мероприятия по контролю объемов оборота наличных денег в хозяйственной деятельности; борьбе с экономическими преступлениями и пресечению незаконных финансовых потоков.

Список литературы:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. - М., 2010. С. 311.

Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г.

О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.

Shleifer A., Vishny R. Corruption, Quartely Journal of Economics. - 1993. v. 108. p. 599-612.

Авдийский В.И., Дадалко В.А.Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие. 2-е изд., доп. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.