14.2. КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНАЯ УГРОЗА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хабибулина Алена Аликовна
Контакты автора: alena.h1988@mail.ru
Аннотация. В работе обобщены взгляды ученых на определение коррупции и сделано научное заключение, представляющее коррупцию как социальное явление имеющее определенную структуру, которая включает в себя совокупность неких противоправных установок и определенных принципов при взаимоотношении субъектов социальной деятельности. Автором классифицированы факторы, способствующие существованию коррупционно-криминальных финансов, которые предлагается рассматривать с административно-управленческой и социальноэкономической позиций.
Ключевые слова: коррупция, финансовая безопасность, коррупционно-криминальные финансы, должностные лица, государственные органы, финансирование терроризма, социально-экономическая поляризация
CORRUPTION AS SYSTEM THREAT OF FINANCIAL SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Habibulina Alena Alikovna
Annotation: The article summarized the views of scientists on the theoretical definition of corruption and make a scientific conclusion, that represents the corruption as a social phenomenon has a definite structure, which includes the collection of certain illegal plants and certain principles for the relationship between the subjects of social activities. The author classified the factors contributing to the existence of corrupt, criminal finance, which is proposed to consider the administrative, managerial and socio-economic positions.
Keywords: corruption, financial security, corruption, criminal finance officials, government agencies, the financing of terrorism, socio-economic polarization
Коррупция как социально-опасное явление посягает на основы государственного управления всеми сферами жизнедеятельности страны и на всех уровнях. За последние годы преступления коррупционной направленности в финансовой сфере приобрели угрожающе масштабный характер.
Согласно положениям Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы1 необходимым условием развития России является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. С принятием на федеральном и
1 Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» / "Российская газета", N 79, 15.04.2010, "Собрание законодательства РФ", 19.04.2010, N 16, ст. 1875
региональном уровнях политических и программных документов в области противодействия коррупции возникла необходимость разработки и реализации специальных мер, направленных на решение задач обеспечения безопасности Российской Федерации и, прежде всего, в основных коррупционно-опасных сферах формирования и использования бюджетных средств, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности.
Понятие «коррупция», как один из важнейших элементов организованной преступности, было сформулировано на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979г. и определено как «выполнение должностным лицом каких-либо действий (бездействия) в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения». В Конвенции оОн против коррупции 2005г. проявления коррупции подразделяются на две группы:
- коррупция в публичном секторе (подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение);
- коррупция в частном секторе (подкуп и хищение имущества).
Несколько нестандартный подход к решению проблемы нормативного определения понятия коррупции применен Советом Европы в Конвенциях «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 27 января 1999 г.)2 и «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (ETS N 174) (Страсбург, 9 сентября 1999 г.) . В этих международно-правовых актах вовсе отсутствует общее определение понятия коррупции, вместе с тем, данный «пробел» компенсируется подробным перечислением разнообразных форм и способов коррупционного поведения.
В России законодательное закрепление понятия «коррупция» впервые осуществлено в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии
м4
коррупции" как:
«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
2 Конвенциях «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 27 января 1999 г.) / Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. N 20. Ст. 2394. Бюллетень международных договоров. 2009. N 9. - С. 15 - 29. Совет Европы и Россия. 2002. N 2. С. 46 - 55.
3 Документ не был опубликован. Источник: Правовая система «КосультантПлюс».
4 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" / "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228, "Российская газета", N 266, 30.12.2008, "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
Такое определение понятия «коррупция» не вскрывает сущности рассматриваемой категории в полном объеме, поэтому оно (определение) было и остается достаточно широко обсуждаемым в научной литературе и, как результат, имеет неоднозначные трактовки.
Так, например, известные в этой области ученые А.И. Долгова и Б.В. Волженкин под коррупцией понимают социальное явление, характеризующееся «разложением власти», «подкупом-продажностью» государственных (муниципальных) служащих, которые во имя личных или групповых корыстных интересов используют свои официальные служебные полномочия. Причем допустимыми ради обогащения, по мнению А.И. Долговой, признаются любые средства и способы «путем слома всех социальных регуляторов поведения»5. Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей6. В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использова-ния»7
В.Л. Римский представил дифференцированное понимание коррупции с точки зрения права, экономики и социологии. Согласно его модели, юридическое понимание коррупции отличается тем, что коррупционные проявления считаются правонарушением, заключающимся в использовании служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления к тем или иным вариантам получения или дачи взяток; предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.); выгодами имущественного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.
Обобщая различные взгляды можно заключить, что коррупция как социальное явление представляет определенную структуру и включает в себя совокупность неких противоправных установок и определенных
5 Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 1997. - С. 501; Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000. - С. 25; Волженкин Б.В. Коррупция / Серия: современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. - СПб.: 1998. - С. 44.
6 Шершнев Л.И. Путь из «болота всеобщей коррупции» / Информационный сборник «Безопасность». - М.: 2003. - № 3 - 4. -С. 64.
7 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Коррупция: политические, эко-
номические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / Под. ред. В.В. Лунеева [Corruption: political, economical, organizational and legal problems. Collected Materials of International Scientific Practical Conference (Moscow, 9-10 September 1999) / Ed. by V. Luneev]. - М.: Юрист, 2001. -С. 22.
принципов при взаимоотношении субъектов социальной деятельности. Коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социальноэкономического явления, поскольку она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности в частности.
На основе изложенных дефиниций и общений можно заключить, что одной из основных слагаемых сущности коррупции, как социально-экономического явления, представляются противоправные в своей основе денежные отношения по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных лиц, полученные преступным путем (например, путем получения взятки) и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных задач.
Совокупность таких денежных отношений, исходя из объективной сущности и содержания, можно также рассматривать как криминальную составляющую финансов или как сектор криминальных финансов , который можно называть «как коррупционно-криминальные финансы» или, более компактно - «коррупционные финансы». В качестве социальных признаков коррупционно-криминальных финансов могут быть названы следующие:
- объективный и неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
- нелегитимность использования участниками коррупционных отношений денежных ресурсов, принадлежащих обществу и государству;
- применение всевозможных противоправных средств для достижения целей участников коррупционных отношений.
Сформулированные положения позволяют рассматривать коррупционно-криминальные финансы, отличающееся деструктивным характером в своей основе, с одной стороны, как финансы «рынка теневых и криминальных услуг», и, с другой стороны, как денежные отношения реализуемые в деяниях, охватывающих ряд составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в частности:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- незаконное предпринимательство (ст. 289);
- получение взятки (ст. 290);
- дача взятки (ст. 291);
- служебный подлог (ст. 292);
- незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300);
- присвоение или растрата (ст. 160), а также иные преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК Российской Федерации) и т.д.
Причины существования коррупционно-
криминальных финансов, как и самой коррупции, довольно разнообразны. Наиболее распространенными из них представляются следующие:
- большие бюрократические заслоны малому бизнесу, вынуждающие быстрее и эффективнее «решить вопрос с чиновником» взяткой;
8 Хабибулина А.А. Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы). / Вестник АЭБ МВД России № 9, 2010 г.
- этнические факторы, объясняемые традиционными устоями и привычным образом поведения представителей отдельных этнокультур и географических регионов;
- профессиональная некомпетентность представителей части российского чиновничества;
- неконтролируемая, по существу разрушительная, текучесть кадров в органах исполнительной власти;
- криминализация бизнеса и пр.
Из вышеизложенного можно заключить, что факторы, способствующие существованию коррупционнокриминальных финансов, далеко не однозначны, тем не менее, они поддаются определенной систематизации. В частности, все множество факторов, способствующих существованию коррупционно-криминальных финансов, можно рассматривать с позиций административно-управленческой и социально-экономической.
Административно-управленческая классификация может осуществляться по следующим видам детерминантов:
- правовые факторы;
- политические факторы;
- морально - этические и идеологические факторы.
Указанный блок детерминантов отражает отсутствие
эффективного общественного и государственноправового контроля над отношениями и деятельностью должностных лиц в структуре государственного управления и администрирования, отсутствие соответствующих норм и этических кодексов.
Правовые факторы проявляются через несовершенство правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, как следствие - в невысоком качестве законов. Противоречивость, неполнота правовых актов, изобилующих пробелами, двусмысленностями, многочисленными отсылочными нормами позволяет чиновникам создавать себе необходимые условия для вымогательства и шантажа граждан в целях незаконного получения денежных средств. При таком несовершенстве правовой системе может иметь место и ситуация, когда меры борьбы с коррупционнокриминальными денежными отношениями, обличенные в нормативную форму, могут быть сами по себе коррупциогенными.
Политические факторы обусловлены, прежде всего, динамичностью и реформированием политического устройства общества на всех уровнях, что также влияет на существование и развитие коррупционнокриминальных денежных отношений в обществе.
Одной из главных социально - экономических причин существования коррупционно-криминальных денежных отношений в органах государственной власти является резкая социально-экономическая поляризация в обществе, глубокие различия в экономическом положении различных субъектов Федерации, краев и областей, дифференциация населения по уровню доходов. Экономическое неравенство и отсутствие равных экономических возможностей для всех граждан страны порождают мотивы и стимулы к обогащению любой ценой, в том числе, и в обход закона.
Колоссальные разрывы в уровне доходов в коммерческом секторе экономики и в сфере государственного управления, в бюджетной сфере не могут не стимулировать коррупционно-криминальные денежные отношения, как в среде органов государственной власти, так и в среде хозяйствующих субъектов. Также стимулирует коррупционно-криминальные денежные отношения и слабость региональных и муниципальных бюджетов там, где отсутствуют особые условия, свя-
занные с наличием природных ресурсов, хорошо развитой промышленной и транспортной инфраструктурой. Следствием этого является неспособность государства платить чиновникам региональных администраций и органов местного самоуправления, сотрудникам местных контрольных и правоохранительных органов зарплату, обеспечивающую нормальный уровень жизни. «Провозглашение частной собственности в реформируемой России и проведение обвальной приватизации общенародной собственности привело к колоссальному неравенству, когда значительная масса народа оказалась за чертой бедности, а небольшой слой бывшей номенклатуры и криминальной среды, захвативший общенародное достояние, обеспечил себе беспрецедентно высокий уровень жизни. Многократный разрыв между массовой бедностью и богатством детерминирует самые дикие формы корыстной преступности»9. Низкая заработная плата большой части людей, её несопоставимость с их реальными потребностями, уровнем зарплат и доходов в коммерческом секторе экономики, - основной экономический фактор, вынуждающий государственных служащих продавать свои услуги тем, кто в них нуждается, что порождает массовую «низовую» или, так называемую «бытовую» коррупцию для неимущих и малоимущих граждан - представителей наемного труда и деловую коррупцию для тех, кто вынужден «проплачивать» чиновникам принятие необходимых для нормального ведения бизнеса решений.
Следует также отметить, что коррупционнокриминальные денежные отношения в социуме весьма неоднозначно зависят от динамики макроэкономического цикла в стране: нестабильность экономики, вне зависимости от своей направленности, влияет на рост коррупции - как значительный экономический рост, так и стремительный экономический спад могут сопровождаться интенсивным развитием коррупционнокриминальных денежных отношений.
Коррупционно-криминальные финансы являются историческим феноменом. Их современные основы были заложены еще в советское время, а традиции мздоимства и лихоимства имеют более глубокую историю. В то же время, оставаясь традиционно опасным социальным феноменом, в современных условиях коррупционно-криминальные финансы приобретают качественно новые черты и новые функции, среди которых можно выделить формирование коррупционнокриминальных финансов бизнеса и организованной преступности экономической направленности с сетевой формой организации.
В настоящее время развитие коррупции в России находится в стадии создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации - организованных преступных сообществ, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Участники таких сообществ объединяются не только для извлечения прибыли из своей противоправной деятельности, но и эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Коррупционная деятельность при этом превращается в бизнес, когда коррупционер относится к своей должности как к бизнесу, пытаясь максимизировать доход.
9 Криминология: Учебник /Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунеева. М.: 2004. С.386.
В составе коррупционных сетевых структур можно выделить ряд характерных элементов:
• множество кредитно-финансовых организаций, осуществляющие легальную деятельность и обеспечивающие формально на законных основание придание внешне законного вида совершаемым в коррупционных целях финансовым операциям;
• множество предприятий, осуществляющих фиктивную финансово-хозяйственную деятельность в целях обеспечения финансовых операций в коррупционных целях;
• государственные чиновники, обеспечивающие принятие выгодных для «заказчиков» решений и функционирование предприятий, осуществляющих фиктивную финансово-хозяйственную деятельность;
• коммерческие или финансовые структуры («заказчики»), являющиеся источниками коррупционных средств, для осуществления подкупа должностных лиц и реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;
• должностные лица из числа представителей правоохранительных, контрольно-надзорных, судебных и других органов власти, обеспечивающие защиту деятельности коррупционных сетевых структур.
Следует отметить, что возникающие в процессе осуществления деятельности таких образований отношения образуют свой, относительно самостоятельный сектор сетевых криминальных финансов.
По оценкам специалистов российских правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы) тратят до 50% прибыли на подкуп должностных лиц. Реализации криминально-коррупционных финансов в рамках различных коррупционных схем в России во многом способствует то, что решение большинства экономических вопросов находится в руках чиновников и зависит от них.
Негативное проявление угрозы криминальнокоррупционных финансов на экономику выражается в том, что она обуславливает:
• расширение масштабов криминального сектора теневой экономики, коррупция - один из основных механизмов его воспроизводства;
• взаимодействие коррумпированной власти с криминальным бизнесом, организованной преступностью, которые, взаимодействуя с коррумпированными группами чиновников, усиливаются еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для «отмывания грязных» денег;
• нарушение конкурентных механизмов рынка, снижение эффективности рыночных механизмов. Зачастую в выигрыше оказывается не тот, кто объективно конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, как результат - возникновение монополий и недобросовестной конкуренции в экономике, соответственно - снижение эффективности ее функционирования;
• замедление появления эффективных частных собственников, особенно среднего уровня;
• неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов, как результат - воспрепятствование эффективной реализации правительственных и программ и приоритетных национальных проектов;
• рост цен за счет издержек, связанных с «платными услугами чиновников». Коррупция поднимает не
только стоимость товаров, увеличивается стоимость инвестиций и инвестиционных проектов. Из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта может увеличиваться на 10-20% за счет взяток, а иногда и на все 100%, когда решается проблема по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту;
• падение доверия экономических субъектов, в том числе, и субъектов Федерации к способности государства контролировать ситуацию, уменьшение эффективности государственного управления и бизнеса, стимулов к инвестициям, снижение инвестиционной привлекательности страны в целом. Криминальнокоррупционные финансы - один из социальнополитических факторов государственного риска, их распространенность снижает конкурентоспособность страны на мировой арене;
• порождение социального неравенства, «расслоения доходов», вызывающих очень серьезное ухудшение жизни населения и социальное напряжение. Криминально-коррупционные финансы способствуют несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране;
• дискредитация права как основного института регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед преступностью и перед лицом власти, а это прямая угроза правовому государству, демократическому устройству страны, правам и свободам граждан, и, в конечном итоге, стратегической стабильности и национальной безопасности страны.
В политической сфере отрицательные последствия действия криминально-коррупционных финансов проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, в создании предпосылок к ее политической и экономической изоляции и пр.
Криминально-коррупционные финансы, которые сформировались как системный феномен, обслуживают рынок теневых услуг, тесно взаимосвязанный с другими общественными отношениями - политическими, экономическими, культурологическими. Современные криминально-коррупционные финансы характеризуются наличием регулярных и долговременных социальных отношений, которые реализуются в различных теневых схемах, схемах преступной экономической деятельности и финансовых махинаций, используемых преступниками для отмывания «грязных денег», а также осуществления других противоправных деяний.
О становлении криминально-коррупционных финансов как регулярных, устойчивых и долговременных общественных, в своей основе денежных отношений, образующих экономическую основу коррупции свидетельствуют следующие факторы и проявления:
• выполнение ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, специфическое регулирование экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;
• наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (продавец, предоставляющий коррупционные услуги, - покупатель, пользующийся коррупционными услугами), распределение социальных ролей (потребитель коррупционных услуг (например, взяткодатель); коррупционер (взяткополучатель); посредник);
• наличие неформальных норм, регулирующих коррупционные денежные отношения, известных субъектам коррупционной деятельности;
• сложившийся «этикет» коррупционных отношений (определенное поведение, например, некая символика в действиях, жесты) и др.
Исследования И. Клямкина, А. Олейника, В. Радае-ва, Л. Тимофеева, Т. Шанина и др., позволяют утверждать, что коррупция, наряду с теневой экономикой, теневой политикой, теневым правом и т.п., сформировавшимися в России еще в годы советской власти и сохраняющимися по сей день (в трансформированном виде), образуют институционализированную теневую реальность. Криминально-коррупционные финансы, образуя единое целое с теневой экономикой, находящейся в тесном переплетении с организованной преступностью, «работая», в том числе и на «экономику террора» представляет собой неформальную институциональную систему (неформальные отношения, нормы и правила, дополняемые формальными административными отношения и т.д.), находящуюся вне сферы закона.
Криминально-коррупционные финансы имеют тесную взаимосвязь и с другими угрозами экономической безопасности. Они, являясь частью теневых экономических отношений, одновременно являются и одним из основных инструментов сокрытия фактов теневой экономической деятельности, обеспечения функционирования всей теневой, в том числе и криминальной экономики. Между криминально-коррупционными финансами и другими составляющими теневых экономии-ческих отношений, реализуемых в различных теневых процессах, наблюдается сложная взаимосвязь и взаимозависимость. С одной стороны, с помощью широкомасштабного и всепроникающего подкупа участники теневых процессов оказывают воздействие на государственных служащих с целью получения и сокрытия доходов от незаконной деятельности. С другой стороны, часть доходов, полученных от теневой экономической деятельности, направляется на подкуп чиновников.
Таким образом, криминально-коррупционные финансы возникают и развиваются на базе сформированных и развивающихся иных теневой экономических отношений; в современных условиях они становятся своего рода инструментом управления теневыми процессами в экономике.
Криминально-коррупционные финансы, являясь противоправным феноменом, играют и криминогенную роль, становясь фактором, способствующим совершению экономических и иных правонарушений и преступлений, в том числе и террористической направленности.
Опасность криминально-коррупционных финансов для экономики страны, и в целом для национальной безопасности России в настоящее время усиливается в связи с происходящим мировым финансовым кризисом и связанным с ним расширением масштабов криминализации теневых экономических отношений в условиях глобализации отношений в мировой экономике. Перераспределение с помощью криминально-корруп-
ционных финансов государственных средств и установление на этой основе контроля над предприятиями, отраслями и целыми регионами позволяет организованной преступности формировать свои фонды, которые в дальнейшем используются не только для оплаты неправомерных услугх чиновников, но и для «встраивания» коррумпированных государственных служащих в общий механизм организованной преступности в сфере экономики, и внедрения в органы государственной власти преступных элементов.
Именно криминализация денежных отношений, сопряженная с коррупцией различных ветвей власти, тормозит развитие социально-экономических реформ, производственную сферу, отпугивает инвесторов, подстегивает инфляцию, лишает бюджеты всех уровней значительной части доходов, ставит под угрозу не только экономическую безопасность страны, но и национальную безопасность в целом.
Теневые процессы в экономике являются не только формами объективного проявления криминальнокоррупционных финансов, но и питательной средой для их развития. Предприниматели, участники теневых экономических процессов, используют незаконные услуги чиновников, как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их «труд». Тем самым криминально-коррупционные финансы обеспечивают денежную подпитку чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, что в условиях объективной ограниченности предложений приводит к росту равновесной цены на данный вид услуг, при этом повышается привлекательность коррупционного бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. Деятельность недобросовестных чиновников приводит к увеличению непроизводительных издержек для предприятий легального сектора, например, ставя последних в условия, когда они вынуждены давать взятки. Тем самым снижается конкурентоспособность предприятий легального сектора и стимулируется их уход в теневой сектор. Таким образом, создается положительная обратная связь между криминально-коррупционными финансами и другими составляющими теневых общественных отношений, которая делает неустойчивой всю национальную экономику и систему государственного управления.
Другим, не менее значимым негативным фактором со стороны криминально-коррупционных финансы, является финансирование терроризма. Живучесть терроризма, тесно связана с криминальнокоррупционными денежными отношениями, обеспечивающими противоправное формирование денежных доходов, поступлений и накоплений у отдельных лиц и их дальнейшее используемые для решения задач в сфере террористической деятельности. «Коррупция и некоторые проявления теневой экономики «создают благоприятную среду для разворачивания террористических операций»,10 подчеркивается в 24-й Рекомендации, содержащейся в Письме Генерального секретаря ООН на имя Председателя Генеральной ассамблеи ООН и Председателя Совета Безопасности ООН от 1 августа 2002 г.
Средства, получаемые в результате реализации криминально-коррупционных денежных отношений (так же, как и средства, получаемые в результате осуществления иных теневых экономических отношений)
10 Письмо Генерального секретаря от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности. ООН. ГА. СБ. Л/57/273-8/2002/875.
могут широко применяться в целях «политического ин-вестирования»11 для финансирования террористических операций. Коррумпированные чиновники расходуют часть средств, незаконно изъятых из государственных фондов или полученных в качестве взяток, на оплату полукриминальных групп, терроризирующих население.
Еще одна серьезная угроза в борьбе с терроризмом и организованной преступностью связана с тем, что криминально-коррупционные финансы способствуют и деградации государственных структур, подрыву их авторитета и способности обеспечивать защиту гражданского населения от различного рода противоправных посягательств.
Коррумпированные политики и чиновники на верхних уровнях власти могут формировать международные коррупционные сети, также становящиеся частью международной организованной преступности. Так, например, по данным ФСКН России, международные «корпорации наркодельцов» ежегодно расходуют до 100 млрд. долларов США на подкуп политиков и журналистов (в том числе и на заказные убийства неподкупных).
Таким образом, криминально-коррупционные финансы в современных условиях превратились в системную угрозу национальной безопасности, стали определенной нормой соответствующих отношений в политике, экономике и общественной жизни, поскольку:
• государственная политика может прямо диктоваться частными и корпоративными интересами олигархических групп;
• теневые доходы могут составлять основную и необходимую часть доходов значительной части чиновников;
• чиновниками могут не соблюдаться нормы законов, а отдельные из таких норм могут использоваться в антисоциальных целях;
• исполнительная власть имеет возможность использования различных неформальных и нелегальных («теневых») форм мобилизации доходов и стимулирования граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников для достижения желаемых результатов;
• как социальный феномен российские криминально-коррупционные финансы возникают и поддерживаются на уровне неформальных социальных связей, образующих организационную основу общества;
• коррупция проявляется на всех уровнях управления государством, бизнесом и обществом;
• фактически криминально-коррупционные денежные отношения в России стали частью образа жизни общества.
Таким образом, быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловили трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности страны. К таковым на сегодняшний день могут быть отнесены и криминально-коррупционные финансы, которые сформировались как системный феномен и представляют масштабную угрозу не только экономической безопасности страны, но и национальной безопасности России в целом. Без принятия эффективных мер противодействия криминально-коррупционным финансам и осуще-
11 Гевелинг Л.В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма/ Под редакцией С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. - М.: Изд-во МнЭпУ, 2005.
ствления соответствующих государственных реформ, особенно в сфере экономически и финансов, тенденция слияния организованной преступности, терроризма, с одной стороны, и коррупционеров во власти, с другой стороны, будет лишь усиливаться.
В сложившейся обстановке необходима безотлагательная разработка эффективной государственной финансовой политики, объективно способствующей формированию устойчивого противодействия криминально-коррупционным денежным отношениям, как в кредитно-финансовой сфере, так и в других областях экономической деятельности и обеспечивающей создание необходимых институциональных, материально-финансовых и организационно-управленческих условий для эффективного противодействия коррупции во всех ее проявлениях.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» / "Российская газета", N 79, 15.04.2010, "Собрание законодательства РФ", 19.04.2010, N 16, ст. 1875.
2. Конвенциях «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 27 января 1999 г.) / Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. N 20. Ст. 2394. Бюллетень международных договоров. 2009. N 9. - С. 15 - 29. Совет Европы и Россия. 2002. N 2. С. 46 - 55.
3. Конвенция Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (ETS N 174) (Страсбург, 9 сентября 1999 г.).
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" / "Собрание законодательства РФ",
29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228, "Российская газета", N 266,
30.12.2008, "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008.
5. Криминология: Учебник для юр. вузов/Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: 1997.
6. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.
7. Волженкин Б.В. Коррупция / Серия: современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. - СПб.: 1998.
8. Шершнев Л.И. Путь из «болота всеобщей коррупции» / Информационный сборник «Безопасность». - М.: 2003, № 3 -4.
9. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, ор-
ганизационные и правовые проблемы / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-
практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / Под. ред. В.В. Лунеева [Corruption: political, economical, organizational and legal problems. Collected Materials of International Scientific Practical Conference (Moscow, 9-10 September 1999) / Ed. by V. Luneev]. - М.: Юрист, 2001.
10. Хабибулина А.А. Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы). / Вестник АЭБ МВД России № 9, 2010 г.
11. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунеева. - М.: 2004.
12. Письмо Генерального секретаря Совета Безопасности ООН от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности ООН. - ГА. СБ. A/57/273-S/2002/875.
13. Гевелинг Л.В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма/ Под редакцией С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. - М.: МНЭПУ, 2005.
РЕЦЕНЗИЯ
Коррумпированность чиновников органов государственной власти в последнее время привлекает все большее внимание общества. Средства массовой информации изобилуют фактами продажности отдельных государственных служащих, свидетельствующих о неэффективности деятельности правоохранительных органов в этом направлении.
Актуальность представленной статьи обусловлена, на что справедливо обращает внимание автор, с одной стороны, нарушением должностными лицами служебного долга в личных корыстных интересах, что, конечно же, самым отрицательным образом сказывается на доверии граждан к органам власти и представляет серьезную общественную опасность, с другой -серьезными недостатками в практике борьбы с этим явлением, в том числе (если не особенно) в области законодательного обеспечения борьбы с этим явлением.
В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся современных определений коррупции, ее социальноправовой характеристики, вполне обоснованно значительное внимание уделяет общим тенденциям эволюции коррупционных отношений в России. Довольно обстоятельно автором анализируются проблемы имплементации в российское законодательство отдельных норм и положений международных конвенций, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней.
На основе анализа научных трудов (А.И. Долговой, Б.В. Волженкина, Л.И. Шершнева, В.Л. Римского и др.) и нормативно правовых актов автор выделяет ряд факторов оказывающих непосредственное влияние на состояние финансовой безопасности Российской Федерации.
Рассматривая эту проблему, автор не ограничивается традиционным, характерным для многих подобных исследований, анализом лишь сущности этого социально-правового явления, им детально и последовательно анализируется исследуемое социальноэкономическое явление, что позволяет определить причины существования коррупционно-криминальных отношений в финансовой сфере.
В статье достаточно точно выделена одна из главных социально -экономических причин существования коррупционно-криминальных денежных отношений в органах государственной власти, к которой автор относит резкую социально-экономическую поляризацию в обществе, глубокие различия в экономическом положении различных субъектов Федерации, краев и областей, дифференциация населения по уровню доходов. Совокупность таких денежных отношений, исходя из объективной сущности и содержания, автор обоснованно рассматривает как криминальную составляющую финансов или как сектор криминальных финансов, который можно называть «как коррупционнокриминальные финансы» или, более компактно -«коррупционные финансы».
В целом, содержание представленной статьи демонстрирует глубокое понимание авторами обстановки, складывающейся на территории страны в сфере противодействия коррупции.
Данная статья выполнена на высоком научном уровне, отвечает требованиям ВАК, предъявляемым к работам подобного рода, поэтому заслуживает положи-
тельной оценки и может быть рекомендована к опубликованию.
АЭБ МВД России
д.т.н. В.Н. Анищенко