Научная статья на тему 'Системный анализ конкурентоспособности и экономическая безопасность государства'

Системный анализ конкурентоспособности и экономическая безопасность государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SYSTEM ANALYSIS / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / WORLD TRAID ORGANIZATION / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильенкова Н. Д.

В статье поставлена задача и предложен системный подход к анализу конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий как условия обеспечения экономической безопасности России в связи с ее вступлением в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильенкова Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS SYSTEM ANALYSIS AND THE STATE ECONOMIC SECURITY

In this paper the task and proposed a systematic approach to the analysis of national products and companies competitiveness as a condition for ensuring the economic security of Russia in connection with accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Системный анализ конкурентоспособности и экономическая безопасность государства»

Как и в случае с территориями базирования цветной металлургии, для оценки устойчивости города мы рассмотрели уровень развития малого бизнеса и структуру местного бюджета.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от политики региональных властей. Так, почти все города Челябинской области по данному показателю оказались в лидерах, поселения Свердловской области — в числе отстающих.

По городам Челябинской области более крупный город показывает и более высокие среднедушевые объемы выручки малых предприятий. В Свердловской области ситуация однозначно охарактеризовать нельзя.

Аутсайдерами стали города, расположенные на севере Свердловской области (Серов и Нижняя Салда), характерные проблемы наблюдаются в Качканаре. Север Свердловской области уже может быть отнесен к территориям дисперсного расселения, ядрами которых преимущественно являются малые горнозаводские города, хотя формально эта территория в группу регионов Крайнего Севера не входит.

Формированию в горнозаводских городах уральского севера полноценных зон обслуживания и сбыта препятствуют следующие факторы: а) малая численность населения; б) относительно невысокий уровень доходов; в) пространственная изолированность от крупных населенных пунктов; г) низкая плотность населения на прилегающих территориях.

Все это необходимо учитывать властям субъекта Федерации при выработке региональной политики.

Проблематичным в кризисных условиях видится сохранение стабильности доходов местных бюджетов моногородов. Всего в двух городах — Новотроицке (Оренбургская область) и Ревде (Свердловская область) — доля налоговых поступлений в бюджете превышала долю безвозмездных перечислений.7 Основную часть налоговых доходов местных бюджетов составляют федеральные и региональные трансферты и остающиеся на территории доли расщепляемых федеральных налогов на прибыль и доходы физических лиц.

Наиболее проблемные с точки зрения зависимости от градообразующего предприятия среди рассматриваемых городов — Нижние Серги и Качканар. Это малые города с несамостоятельными бюджетами, сильно зависящие от единственного крупного предприятия и практически не имеющие в структуре экономики предпри-

нимательского сектора для сглаживания негативных процессов в черной металлургии. Также высока степень зависимости и в челябинской Сатке, однако здесь развит непромышленный сектор, кроме того, размещение головного предприятия группы компаний «Магнезит» становится для города положительным фактором. Замыкают группу зависимых городов Чусовой в Пермском крае, Но-вотроицк в Оренбургской области и Аша в Челябинской.

Города Нижний Тагил и Магнитогорск в соответствии с Градостроительным кодексом относятся к разряду крупных (более 250 тыс. жителей) и являются крупнейшими населенными пунктами после областных центров, в обоих — металлургические комбинаты полного цикла.

Высокая численность населения с достаточно стабильным уровнем доходов создает хорошие предпосылки для развития емких внутренних рынков этих городов. Однако анализ роли городов-про-мышленников и областных центров демонстрирует наличие существенных диспропорций.

Магнитогорск приближается к областному центру (Челябинску) по объему работ в строительстве и инвестициям, а по номинальной среднемесячной начисленной зарплате (в 2008 г.) опережает его на 20%. При этом по показателю доли в общеобластном вводе жилых домов и обороте розничной торговли разрыв с областным центром, напротив, достаточно большой. Все это свидетельствует о дисбалансе между покупательной способностью населения и уровнем развития потребительского рынка, о недоиспользовании городского потенциала.

Литература:

1. Бойко И.П. (2005) Процессы концентрации производства в промышленности РФ: оценка уровня и динамики // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 5: «Экономика». Вып. 4

2. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2010.

3. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретическое и практическое аспекты государственного регулирования. - М.:Эдиториал УРСС, 2002.

4. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. - Смоленск: Ойкумена, 2005.

5. Эксперт-Урал. 2009. - № 1-2-(359).

7 Там же.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Ильенкова Н.Д., д.э.н. профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье поставлена задача и предложен системный подход к анализу конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий как условия обеспечения экономической безопасности России в связи с ее вступлением в ВТО.

Ключевые слова: системный анализ, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, Всемирная торговая Организация, экономическая безопасность.

COMPETITIVENESS SYSTEM ANALYSIS AND THE STATE ECONOMIC SECURITY

Ilienkova N., Doctor of Economic Sciences, Professor

In this paper the task and proposed a systematic approach to the analysis of national products and companies competitiveness as a condition for ensuring the economic security of Russia in connection with accession to the WTO.

Keywords: system analysis, competitiveness, competitive advantage, World Traid Organization, economic security.

Летом 2012 года Россия присоединится к странам - членам Всемирной торговой организации (ВТО), которых на сегодня насчитывается более 150.

Сторонники этого акта говорят об открытии возможности более широкого доступа отечественным предприятиям на международный торговый рынок. В качестве основных плюсов называют:

• появление для России возможности участвовать в выработке правил международной торговли и отстаивать свои интересы на международном рынке

• рост экономики (за счет притока инвестиций и повышения

конкурентоспособности российских товаров)

• снижение цены на большинство товаров за счет усиления конкуренции на рынке.

Не оспариваем очевидное первое преимущество. По второму заметим, что приток инвестиций связан далеко не только с открытостью товарного рынка. Но поскольку данный вопрос не относится прямо к проблематике статьи, не будем останавливаться на нем подробнее.

Отметим противоречие между предполагаемым повышением конкурентоспособности российских товаров и снижением цен на

большинство товаров за счет усиления конкуренции на рынке. Во-первых, возможна неценовая конкуренция. Тогда конкурентная продукция по причине ее лучшего качества может оказаться более дорогой. Для одних групп покупателей это не имеет решающего значения, для других в зависимости от категории потребителя приведет к ухудшению финансового состояния, падению уровня жизни и иным негативным последствиям. Во-вторых, приток массы товаров создаст конкуренцию вне зависимости от качества. Чем шире и глубже ассортимент, чем больше предложение, тем, соответственно, и выбор у покупателя. Тогда чтобы реализовать продукцию, продавец будет вынужден снижать цену. Возникают два связанных вопроса:

1) Кто может себе это позволить?

2) Кто от этого выиграет?

Попытаемся ответить на них чуть в данной статье.

Противники вступления в ВТО предрекают российским товаропроизводителям исключительно негативные последствия в связи с неконкурентоспособностью отечественной продукцией по сравнению с зарубежной. Вот далеко не полный перечень «негативов»:

• в ряде отраслей, следовательно и регионов, может подскочить безработица, если наши компании не выдержат конкуренции с иностранными;

• лицензионная продукция (фильмы, музыка, компьютерные программы) подорожает, поскольку с «пиратами» станут бороться жестче;

• некоторые сельхозпроизводители, которым не достанутся гос-субсидии, могут обанкротиться.

Проанализируем научно-практическую составляющую проблемы и последствий вступления России в ВТО.

Принятие нашей страны в эту организацию действительно имеет как плюсы, так и минусы.

Очевидное преимущество заключается в том, что появляется возможность реальной организации свободного конкурентного обмена на международном рынке. Но надо понимать, что этот процесс не является спонтанным и требует управления.

Конкуренция побуждает настраивать производство на удовлетворение спроса, высокий уровень качества продукции, создание новой конкурентоспособной продукции, использование современных технологий, снижение затрат. Она вызывает соперничество товаров и предприятий, направленное на овладение вниманием потребителя. Ее отсутствие ведет к снижению технического уровня продукции и производства, росту цен и другим негативным явлениям, угрожая экономической безопасности. Снятие многих ограничений по торговле и тарифам, имевшихся ранее, после вступ-

ления России в ВТО приведет к притоку импортных товаров на отечественный рынок. Снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа на товары с 10% в 2011 году до 7,8%, среднего сельскохозяйственного тарифа с 13,2% до 10,8%, средневзвешенной импортной пошлины на промышленные товары с 9,5% до 7,3% приведет к поступлению на российский рынок, прежде всего, сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности, автомобилестроения, фармацевтической промышленности, техники, содержащей средства шифрования (криптографии). Нетрудно заметить, что возникает угроза потери уровня экономической безопасности страны, причины которой будут рассмотрены ниже.

Тем не менее, инновационный путь развития, по которому сегодня идет Россия, невозможен без международного сотрудничества во всех сферах экономики. И товарообмен между странами, входящими в систему ВТО, стимулирует техническое развитие.

В результате вступления в ВТО для России будут открыты внешние рынки и ликвидированы многие препятствия в области международной торговли и технологий. Одновременно и российский рынок будет открыт для внешнего мира.

При этом отечественные предприятия окажутся в жесткой конкурентной среде. По мнению российских экспертов и предпринимателей в связи с высокой трудо- и энергоемкостью производства, превышающей зарубежные аналоги, устаревшими основными фондами наши предприятия будут неконкурентоспособны. Предполагается, что, прежде всего, пострадают предприятия автомобильной промышленности, гражданское авиастроение и сельское хозяйство. Очевидно, что последнее повлечет за собой перерабатывающую и пищевую промышленность. Кроме того, под удар попадает и без того слабый малый бизнес, особенно те предприятия, которые связаны с переработкой продукции сельского хозяйства и пищевым производством. Отсюда со всей ясностью видна угроза экономической безопасности в части продуктовой безопасности. По сравнению с европейскими странами, где при гораздо более благоприятных природно-климатических условиях сельское хозяйство датируется из бюджета на 20%, или с США, где дотации составляют 30%, в России они весьма скромны - 2%*.

По мнению автора, следует обратить внимание еще на одну проблему - квалификации кадров. Не секрет, что на российских предприятиях всех сфер деятельности широко применяется низко оплачиваемый труд мигрантов из стран ближнего зарубежья. Большинство из них не имеет не только профессионального образования, но и должной квалификации. Это не позволяет говорить ни о культуре производства, ни о гарантии качества продукции. Более того, использование неквалифицированного труда является одной

Таблица 1. Плюсы и минусы вступления России в ВТО по областям деятельности2

Отрасль/сфера «+» «-» Комментарий

Потребительские товары Расширение ассортимента, предложения товаров, увеличение доли импорта Низкая конкурентоспособность отечественных товаров Несоответствие качества отечественных продуктов требованиям ВТО. Это требует изменения принципов производства, обновления основных фондов и усиления контроля качества

Сельское хозяйство Расширение рынка зерна и технических культур Усиление давления иностранными производителями. Упадок отрасли Отечественное сельское хозяйство без инноваций и переоснащения не способно конкурировать с дешевой иностранной сельхозпродукцией

Розничная торговля Расширение торговых площадей, повышение качества обслуживания Усиление конкуренции для российских сетей со стороны иностранных игроков Российские торговые сети опасаются сильной конкуренции и поглощения иностранными крупными торговыми сетями

1 Reg-vesti.ru/arhives/9962

2 Источник: http://mygeog/ru/vstuplenie-rossii-v-vto-vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-plyusy-i-minusy/

Таблица 2. Плюсы и минусы для российской экономики от вступления в ВТО по отраслям производства3

Отрасль/сфера «+» «-» Комментарий

Черная металлургия Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин Возможность применения компенсационных мер со стороны стран-импортеров Страны-импортеры могут применять протекционистские меры. Для успешной деятельности необходимо сократить неконкурентоспособные составляющие отрасли для ее успешного функционирования при новых тарифах на энергоносители. Однако, это повлечет за собой безработицу

Алюминиевая промышленность Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин Высокое энергопотребление отрасли и повышение тарифов на энергоносители до мирового уровня снизит конкурентоспособность Возможно изменение конъюнктуры внутреннего рынка алюминия при увеличении тарифов на энергоносители

Химическая промышленность Развитие уже имеющихся и новых производств Снизится конкурентоспособность за счет изношенных основных фондов и новых тарифов на энергоносители Преимуществом является близкое наличие источников сырья

Машиностроение Приток качественного оборудования с внешнего рынка Изношенные основные фонды и низкий контроль качества снизят конкурентоспособность отрасли Перспектива закрытия доли предприятии или их поглощения более жизнеспособными. Рост уровня безработицы. Усиленный поток импортного оборудования. Существует возможность сохранения отрасли при поддержке государства и системы госзаказов

Тарифы на энергоносители Переход к международным ценам и стандартам на энергоносители Повышение издержек действующих предприятий. Сокращение количества предприятий в российской промышленности и прочих сферах Рост безработицы, падение сектора производства

Авиационная промышленность Сохранение конкурентоспособности за счет производства отдельных комплектующих высокого качества Износ основных фондов, ухудшение качества, снижение объемов производства До настоящего времени производится готовый авиационный транспорт. Власти не принимают мер для переориентирования и модернизации производства

Автомобильная промышленность и специальная техника Выбор направления специализации (т.е. сокращения видов выпускаемой продукции) для повышения конкурентоспособности Продажа собственного производства иностранным компаниям Охват всего спектра автопрома приведет к неэффективному расходу ресурсов и низкой конкурентоспособности продуктов. Для сохранения отрасли есть возможность продажи производств иностранным компаниям, а также развитие собственной более успешной специализации

из причин высокого уровня трудоемкости продукции, и в тоже время оно тормозит технический прогресс и переход на инновационный путь развития.

Таким образом, в качестве внутренних причин угрозы экономической безопасности отечественной экономической системе

предприятиеа отрасльагосударствоа,

действие которых необходимо немедленно начать устранять, следует назвать:

1. изношенные основные фонды, в том числе оборудование;

2. использование устаревших технологий;

3. высокая трудоемкость производства;

4. высокая энергоемкость производства;

5. применение неквалифицированного труда;

6. недостаточная развитость малого бизнеса

7. отсутствие государственной поддержки предпринимательства.

Предполагается, что переходный период вступления в ВТО обычно составляет 5 - 6 лет. Вряд ли за это короткое время Российские предприятия справятся со столь значительными угрозами их экономической безопасности и выйдут на конкурентоспособный уровень. Это означает, что страна попадает в еще большую зависимость от экспорта сырья, чем сейчас. Вероятность же притока качественных импортных товаров на наш рынок весьма невелика.

В табл.1 показаны плюсы и минусы вступления России в ВТО по областям деятельности, выделенные российскими экспертами.

Заметим, что в каждом виде деятельности конкуренция выступает не со стороны двигателя прогресса, а, напротив, - фактора, «минусующего» эффект вступления в ВТО, являющегося угрозой экономической безопасности.

Из табл. 2 видно, что не лучше ситуация в разрезе отраслей производства.

Эксперты включают в перечисленные нами и другие негативные последствия вступления в ВТО и развития конкуренции по деструктивному типу, с чем следует согласиться.

Одним из путей выхода из создавшейся ситуации, на наш взгляд, является системный анализ конкурентоспособности всех звеньев отечественной экономической системы.

С этой целью каждое предприятие должно определить тип рынка, на котором оно работает, и вид конкуренции. При этом надо понимать, что чистой конкуренции в реальности не существует. Рынки всех товаров в той или иной мере регулируются государством посредством прямых или косвенных мер воздействия. Более того, один из наиболее важных эффектов глобализации состоит во взаимозависимости рынков. Национальные рынки внедряются в региональные и мировые. Достаточно вспомнить пример распространения эпидемий свиного гриппа, коровьего бешенства и птичьего гриппа с их последствиями для сельского хозяйства, пищевой отрасли, фармацевтических компаний и других участников глобального рынка.

Для разработки стратегии повышения конкурентоспособности и целей ее количественного анализа можно выделить три вида конкуренции:

1. функциональная - когда разные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность;

2. видовая - побуждающая удовлетворять потребность в товарах с более высоким потребительским качеством;

3. межфирменная - конкуренция за овладение вниманием потребителя.

Различие видов конкуренции предполагает анализ рыночной ситуации и дифференциацию конкурентной политики. В качестве инструмента анализа можно использовать модель конкуренции М.Портера4, очерчивающую круг игроков на рынке и показывающую дальнейшие направления анализа в связи с потенциальными угрозами экономической безопасности.

После анализа видов конкуренции, характерной для отрасли или предприятия, следует выработать маркетинговую стратегию на ближайший период. Ее роль заключается в том, чтобы не только продвигать «свой» товар, но и участвовать в организации свободного конкурентного обмена, эффективно приводящего в соответствие спрос и предложение товаров и услуг.

Маркетинговая деятельность осуществляется с использованием ценовых и неценовых методов. Очевидно, что ценовые методы

в сложившейся ситуации крайне ограничены, так как, во-первых, при большом объеме предложения товаров в соответствии с законом спроса цены снижаются. Во-вторых, ни один продавец не может позволить себе демпинговать. В-третьих, нельзя снижать цену ниже «качественной» нормы. В-четвертых, при высокой себестоимости отечественной продукции снижение цены на нее во многих случаях невозможно. Неценовые методы являют собой широкий круг приемов активной деятельности на рынке таких, как:

• расширение ассортимента

• повышение качества обслуживания

• использование современных технологий продажи

• организации рекламы

• обеспечение послепродажного обслуживания товаров и др.

Выбор методов зависит от множества причин: типа и состояния рынка, вида конкуренции, потребительского поведения, политики конкурентов, конкурентоспособности товаров и т.д.

Однако, на наш взгляд, для разработки, как ценовых методов, так и маркетинговой стратегии, являющейся базой для формировании конкурентной стратегии, выпуска конкурентоспособной продукции одним из наиболее действенных инструментов служит управленческий анализ. Он позволяет наиболее точно определить затраты на производство и реализацию продукции, что дает возможность выявить пути снижения ее себестоимости и, в конечном счете, цены, как инструмента конкурентоспособности товара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под конкурентоспособностью товара принято понимать преимущество, способствующее его успешному сбыту. В аналитических целях конкурентоспособность раскрывается посредством системы показателей, среди которых главенствуют показатели качества продукции и суммарные затраты потребителя. Под качеством понимается не только полезность для потребителя, но и соответствие стандартам. В настоящее время применяются международные стандарты качества серий 1БО 9000-10000. Страны, вступившие в ВТО, обязаны соблюдать стандарты качества, что относится не только к продукции, но и технологии производства, доставке и другим составляющим звеньям цепочки «производство-продажа-обслуживание». Отметим, что наряду с невысоким качеством отечественной продукции, в преддверии вступления в ВТО ее обязательная сертификация была отменена. Это повышает уровень угроз экономической безопасности. Что касается показателя суммарных затрат потребителя, определяемого как сумма затрат на приобретение товара и затрат на его эксплуатацию в период всего срока службы, то и здесь наша продукция проигрывает зарубежной. Например, энергопотребление отечественной бытовой (и не только) техники значительно выше, чем у зарубежных аналогов.

Поскольку конкурентоспособность продукта - такая характеристика, которая отличает его от аналогичной и по степени удовлетворения потребностей, и по затратам, необходимо обеспечить наибольший эффект по сравнению с затратами. Это и будет свидетельствовать о более высокой конкурентоспособности товара. В теории конкурентного преимущества рассматриваются инструменты сочетания преимуществ цены и эффекта5. Как поддержание, так и увеличение этого эффекта требует дополнительных затрат. Их, в свою очередь, необходимо окупить, что невозможно сделать в короткий срок. Следовательно, в стратегическом плане возникает риск потери конкурентного преимущества и, как следствие, угроза экономической безопасности.

В отличие от конкурентоспособности продукта конкурентоспособность предприятия - это его сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Предприятие (организация, компания, фирма и т.п.) является системообразующим звеном экономики страны. Уровень его конкурентоспособности надо рассматривать с позиции угроз экономической безопасности не только данному субъекту, но государству в целом.

При оценке конкурентоспособности предприятия возникает ряд проблем. Основные из них:

• выбор объекта сравнения

• определение критериев продуктивности используемых ресурсов

• мониторинг рынка.

3 http://www.rway.ru/txtprint.asp?txt=15938&rbr=8

4 Michael E. Porter,” How Competitive Forces Shape Strategy”, Harvard Business Review, Vo.57,No2 (March-April 1979), pp. 137-145.

5 Экономическая стратегия фирмы/ под ред. Градова А.П. - Спб.: Спец Лит, 2000.

Выделяют два основных вида конкурентных преимуществ: внешние, базирующиеся на рыночной силе товара, вызванной тем, что покупателю предлагают продукцию повышенной ценности, и внутренние, основанные на производительности и, следовательно, более низких издержках.

Кроме того, для поддержания конкурентных преимуществ необходимо учитывать постоянное изменение и вести мониторинг внешних и внутренних факторов. Не углубляясь в подробности теории конкурентного преимущества, отметим, что при появлении негативных явлений в любой детерминанте может произойти снижение конкурентоспособности, потеря конкурентных преимуществ и возникнуть угроза экономической безопасности. Для поддержания уровня экономической безопасности необходимо постоянно оценивать его на соответствие определенным критериям. Причем на разных этапах жизненного цикла продукта или предприятия конкурентные преимущества могут различаться, и это будет влиять на конкурентный статус фирмы, который служит измерителем ее положения на рынке. Продукция отечественных предприятий по сравнению с продукцией других стран не отличается новизной, техническим преимуществом, что предопределяет низкий конкурентный статус российских товаропроизводителей. Можно предположить, что при выходе на международный рынок она не только не повысит конкурентный статус предприятия-производителя, но окажется неконкурентоспособной. Одновременно на российский рынок хлынет поток конкурентоспособных иностранных товаров. Это приведет к снижению уровня безопасности всей отечественной экономической системы.

Таким образом, перед отечественными учеными и практиками стоит сложнейшая научно-практическая задача разработки системного подхода к анализу сложившейся ситуации и разработке путей по выводу российских предприятий на конкурентоспособный уровень в целях нивелирования угроз экономической безопасности, требующая незамедлительного решения. А задача государственной власти заключается в создании для российских предприятий благоприятной конкурентной среды.

Литература:

1.Ильенкова Н.Д Спрос: анализ и управление. - М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2008.

3.Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. - М.: БИНОМ, 1998.

4.Экономическая стратегия фирмы/ под ред. Градова А.П. -Спб.: Спец Лит, 2000.

5.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: ГНОМ и Д, 2001.

6.Michael E. Porter,” How Competitive Forces Shape Strategy”, Harvard Business Review, Vo.57,No2 (March-April 1979), pp. 137-145.

7.Reg-vesti.ru/arhives/9962.

8.http://mygeog/ru/vstuplenie-rossii-v-vto-vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-plyusy-i-minusy/

9. http://www.rway.ru/txtprint.asp?txt=15938&rbr=8

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Кычкин Д.Е., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и предпринимательства Московского университета им. С.Ю. Витте Паутова А.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и предпринимательства Московского университета им. С.Ю. Витте Золотарев В.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и предпринимательства Московского университета им. С.Ю.

Витте

В статье анализируется инновационная деятельность, как ведущий механизм, непосредственно воздействующий на формирование сознания субъектов профессиональной деятельности, который в современных условиях реально меняет качество профессиональной деятельности, напрямую влияя на развитие кадрового потенциала организации. Обоснованы основные направления инновационного развития кадрового потенциала организации.

Ключевые слова: кадровый потенциал, трудовые ресурсы, инновации.

INNOVATIVE MANAGEMENT HUMAN RESOURCE DEVELOPMENT ORGANIZATION

Kychkin D., Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Economics and Business, Witte Moscow University Pautova A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Economics and Business, Witte Moscow University Zolotorev V., Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Economics and Business, Witte Moscow University

This article analyzes the innovation as a mechanism leading directly impacting to the formation of consciousness of subjects of professional activity, which in modern terms actually variables changes the quality of professional activities, directly influencing to development human resources organization. Substantiated the main directions of innovative development of human resources organization.

Keywords: human resources, human resources, innovation.

В условиях инновационной экономики приоритетное значение приобретают механизмы, непосредственно воздействующие на формирование сознания субъектов профессиональной деятельности. Инновационная деятельность является тем ведущим механизмом, который в современных условиях реально меняет качество профессиональной деятельности, напрямую влияя на развитие кадрового потенциала. С переходом к экономике знаний основной прирост занятости приходится на профессии с преобладанием интеллектуального труда. Динамично возрастающий темп глобальных и локальных перемен предъявляет все возрастающие требования и к результатам профессионального образования, и эта система становится все более сложной. Как следствие - возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах.

Многие отечественные и зарубежные ученые, рассматривая вопрос о месте человека в современном экономическом пространстве, отмечают, что наиболее характерным признаком труда современного работника является его интеллектуализация, поскольку

основным содержанием труда становится его умственный компонент, основанный не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме творческих и специальных знаний и навыков, дающих возможность творческого осмысления складывающейся ситуации [1].

Инновационный процесс как объект управления представляет собой открытую систему, имеющую как внутренний, так и внешний контур управления. Учитывая как различные источники, так и различные механизмы компенсации рисков, меры по их компенсации могут быть сгруппированы по двум основным категориям: меры, реализуемые во внутреннем организационном пространстве (группировка задач по значимости и трудоемкости; оптимизация сроков их выполнения; разработка системы мотивация кадрового состава на достижение поставленных целей; оперативный анализ отклонений в выполнении мероприятий и актуализация графиков выполнения работ и т.д.), и меры, требующие внешнего взаимодействия (корректировка и дополнение содержания установочных и опера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.