Научная статья на тему 'Интеграция России в вто: особенности обеспечения экономической безопасности отдельных отраслей промышленности (на примере лесопромышленного комплекса )'

Интеграция России в вто: особенности обеспечения экономической безопасности отдельных отраслей промышленности (на примере лесопромышленного комплекса ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / ИНТЕГРАЦИЯ / ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ / ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / СЕРТИФИКАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / INTEGRATION / IMPORT DUTIES / WOOD / RUSSIAN TIMBER COMPLEX / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова М. А., Гаджиев Ш. А.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при вступлении России в ВТО, в частности, конкурентные преимущества для нашего государства и стран-участниц, а также возможные угрозы экономической безопасности Российской Федерации; состояние лесной отрасли промышленности и проблемы предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК). Авторы излагают различные точки зрения на будущее лесопользования, акцентируя внимание на обеспечении экономической безопасности в условиях интеграции России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF RUSSIA IN THE WTO: FEATURES OF ECONOMIC SECURITY OF SELECTED INDUSTRIES (ON EXAMPLE OF TIMBER INDUSTRY)

The article deals with the problematic issues arising from Russias accession to the WTO, in particular, the competitive advantage for our state as a whole and the participating countries, as well as possible threats to economic security of the Russian Federation, the state of the forest industry and the problems of forestry enterprises (TIC). The authors present different perspectives on the future of forest management, focusing on economic security in terms of integrating Russia into the WTO.

Текст научной работы на тему «Интеграция России в вто: особенности обеспечения экономической безопасности отдельных отраслей промышленности (на примере лесопромышленного комплекса )»

Булгакова М. А., адъюнкт Академии управления МВД России, г. Москва,

mbulgackova@yandex.ru

Гаджиев Ш. А., адъюнкт Академии управления МВД России, г. Москва, Sgadgiev@maii.ru

интеграция россии в вто:

особенности обеспечения экономической безопасности

отдельных отраслей

промышленности

(НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при вступлении России в ВТО, в частности, конкурентные преимущества для нашего государства и стран-участниц, а также возможные угрозы экономической безопасности Российской Федерации; состояние лесной отрасли промышленности и проблемы предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК). Авторы излагают различные точки зрения на будущее лесопользования, акцентируя внимание на обеспечении экономической безопасности в условиях интеграции России в ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), интеграция, импортные пошлины, изделия из древесины, лесопромышленный комплекс России, сертификация.

Введение

Современное общество стремительно развивается, стирая экономические, культурные и социальные различия между государствами и народами. Этому явлению способствует процесс глобализации: всемирной культурной, политической и экономической интеграции и унификации. Глобализация экономики неразрывно связана с миграцией, концентрацией трудовых и производственных ресурсов, накоплением капитала и увеличением темпов его перемещения, а также ростом международной торговли. В этой связи важнейшими задачами всех государств является, с одной стороны, реализация как можно большего количест-

ва преимуществ, связанных с интеграцией и унификацией законодательства, таких как увеличение размеров рынка сбыта, улучшение условий торговли и инфраструктуры, распространение новейших производственных технологий и развитие отечественных отраслей промышленности. С другой стороны — недопущение отрицательных экономических последствий: оттока ресурсов или их перераспределение в пользу более сильных стран-партнеров.

Направления анализа последствий

Присоединение какой-либо страны к торгово-экономическому союзу, по мнению раз-

личных специалистов1, даже в самой простейшей его форме неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования. При этом принято выделять два основных направления, по которым может осуществляться рассмотрение последствий вступления страны в интеграционный союз: статическое и динамическое.

Статический анализ включает два варианта последствий:

1. Потокообразующий эффект (эффект создания торговли), означающий переключение (вследствие присоединения страны к интегральной группировке) ее спроса и, соответственно, потребления от отечественного производителя с более высокими издержками к зарубежному производителю с менее высокими издержками. Импорт определенного товара выгоден обеим странам, в связи со снижением пошлин, как стране импортеру, так и стране-потребителю, увеличивается количество потребляемого товара, снижается его стоимость.

2. Потокоотклоняющий эффект (эффект отклонения торговли), который означает вызываемое вступлением в торгово-экономический союз переключение спроса и, соответственно, потребления от производителя за пределами союза, имеющего более низкие издержки, к производителю, имеющему более высокие издержки, но являющемуся членом союза. Импорт определенного товара из страны, которая в настоящее время не является членом союза; при этом одна из стран-участниц производит подобный товар, и его теперь выгоднее импортировать без пошлин внутри союза. В результате — отказ от поставок из страны-нерезидента, и, соответственно, отклонение импорта товаров одной страной у другой и снижение эффективности использования ресурсов в мировой хозяйственной системе.

1 Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: учеб. для техн. вузов. М.: Высш. шк., 2001. С. 369.

Кроме статического эффекта, торгово-экономические союзы имеют и динамические эффекты, такие как:

1. Увеличение размеров рынка, позволяющее различным фирмам получить эффект от увеличения масштабов производства, уменьшения его издержек, более полное использование заводских мощностей, повышение уровня квалификации труда и управляющих кадров.

2. Расширение интеграционных контактов между странами и, как следствие, улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран — участниц союзов; долгосрочные выгоды от сотрудничества, снижение расходов, связанных с проведением экспортно-импортных операций.

3. Позиции стран-участниц, по сравнению со странами-нерезидентами, более выгодные. Возрастает конкуренция между странами.

4. Увеличение объемов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц союзов.

Попытки нашей страны вступить во Всемирную торговую организацию начались с середины 90-х гг. XX в. Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995 г. Оно велось на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994 г. С тех пор власти и представители бизнеса в стране раскололись на два лагеря, на тех, кто прочит вступлению в ВТО огромные перспективы, и тех, кто говорит о невозможности существования отечественной продукции в условиях свободного мирового рынка. К концу 2011 г. соглашение было достигнуто: рабочая группа по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации на прошедшем в Женеве 10 ноября 2011 г. заседании рекомендовала принять Россию. Спустя месяц, 16 декабря 2011 г., наша страна стала полноправным членом этой международной организации, заключив 30 двусторонних соглашений о доступе

на рынок услуг и 57 — о доступе на рынок товаров, а также договорившись о снижении средней ставки импортных пошлин на всю продукцию с нынешних 10% до 7,82.

Тарифные уступки

Основная идея работы организации — ВТО дает новые рынки, при этом страна теряет свои рынки. Тарифные уступки являются своеобразным вступительным «взносом» страны-соискателя, который должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации. По сути, речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым.

Россия согласилась снизить тарифы на широкий ассортимент продукции. Для трети товаров снижение пошлин должно произойти уже с момента подписания договора о вступлении в ВТО, на четверть импортных товаров тарифы будут снижены спустя 3 года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок — 8 лет (для птицы) и 7 лет (для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов)3. При этом с момента вступления Российской Федерации в ВТО вводятся ограничения экспортных пошлин на некоторые продукты рыбной промышленности, минеральных то-плив и масел, кожевенной отрасли, цветных металлов, древесины и целлюлозы.

По данным Всемирной торговой организации, в начале нынешнего века и вплоть до мирового финансово-экономического кризиса среднегодовые темпы прироста стоимостного объема товарного экспорта России составляли 21%, импорта — 26%, экспорта и импорта услуг — 23% и 21% соответственно. Россия в период кризиса ста-

2 URL: http://www.consultant.ru/obj/file/doc/wto, otchet.pdf.

3 Там же.

ла безусловным лидером по темпам падения торговли товарами: ее экспорт и импорт сократились соответственно на 36% и 34%4.

Правила ВТО

ВТО — это не только организация, но и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний, крайне запутанный торговый договор (соглашение), определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Основополагающими являются следующие принципы и правила ГАТТ/ВТО:

— торговля без дискриминации, т. е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

— регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;

— транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т. д.

Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение высокого уровня доходов и прозрачность экономики, способствование экономическому росту и повышение экономического благосостояния. Страны — члены ВТО решают эти задачи путем контроля над выполнением многосторонних соглашений, проведением торговых переговоров, урегулированием

4 Оболенский В. П. Россия в международной торговле после кризиса: нужно ли снижать степень участия? // Научные труды Вольного экономического общества. Т. 139. 2010. № 4. С. 13-16.

торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также путем оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения в ВТО принимаются всеми государствами-участницами обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО, это более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Последний путь тоже возможен, но в ВТО такой практики пока не было. Далее, одобренные и принятые сторонами соглашения ратифицируются в парламентах стран — участниц ВТО. Несмотря на то что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет. Таким образом, механизм ВТО призван обеспечивать равные возможности для правительств всех стран-участниц. Однако на практике к несогласным странам-участницам ВТО со стороны развитых стран могут применяться различные меры воздействия(политические, экономические, торговые, военные) для получения необходимого согласия, но уже не в рамках членства в указанной организации.

Преимущества ВТО

Основные преимущества для стран-участниц от членства в ВТО заключаются в следующем:

— создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами — членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

— доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, следовательно, устранение дискриминации;

— возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в раундах при выработке новых правил международной торговли.

Выгоды для потребителей выражены понижением стоимости и повышением качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг.

Внутренние политические выгоды включают: защиту от лоббирования — государство берет на себя определенные четко обозначенные международные обязательства, и борьбу с коррупцией — отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности.

Внешнеполитические выгоды детерминированы: во-первых, обеспечением равных прав с более развитыми государствами, что повышает конкурентоспособность страны на мировой арене; во-вторых, тем, что сама система ВТО создает эффективный механизм разрешения споров; в-третьих, укреплением международной стабильности через систему договоров.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

1. Получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки (в настоящее время для экспортных товаров России действуют высокие штрафы в связи с отсутствием последней в составе ВТО).

2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров.

3. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.

4. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО, в частности, в банковской сфере.

5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечест-

венной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.

6. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

7. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли, в связи с чем на переговорах о присоединении к ВТО стоит задача добиться наилучших условий для России, т. е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Имеются следующие выгоды и преимущества для России после вступления в ВТО:

• интеграция в мировую экономику (эффективное развитие возможно только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг);

• Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения;

• разрешение торговых споров с использованием специальных механизмов ВТО;

• создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;

• ослабление дискриминационных влияний международных рынков в отношении России, в связи с международным признанием статуса рыночной экономики, распространение в отношении России как страны-участницы принципа наибольшего благоприятствования (сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая);

• развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законо-

дательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО;

• стимулирование экономики (повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности российской продукции);

• доступ к новым международным рынкам (на некоторых из них российские товары не конкурентоспособные, что, в свою очередь, послужит дополнительным стимулом для развития таких производств, как среднее и тяжелое машиностроение, оборонная промышленность, интеллектуальные и инновационные технологии;

• рост производства в следующих областях: энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность, сфера услуг, туризм;

• рост уровня жизни, который повлечет за собой рост рабочих мест, занятости, зарплат; повышение культуры производственных отношений; рост демографии; снижение уровня преступности;

• приход новых технологий в российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий;

• повышение деловой активности;

• рост инвестиционной привлекательности, что повлечет за собой приход западных финансовых корпораций в Россию и откроет источники получения дешевых длинных кредитных линий для населения и частного капитала;

• возможность улучшить наполняемость бюджета страны за счет увеличения товарооборота (увеличение доли дешевой импортной продукции);

• повышение прозрачности работы среднего и крупного бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам, что существенно повысит деловую активность в реальном секторе экономики;

• создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и другие формы международного сотрудничества;

• ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов;

• прогнозированное снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил игры5.

Угрозы ВТО

Угрозы экономической безопасности России при вступлении в ВТО связаны с рисками следующего плана:

• существенный рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками — ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке — P&G, Mars, CocaCola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие;

• поглощение зарубежными компаниями относительно слабых производств на территории России;

• закрытие слабых и не конкурентоспособных отраслей экономики за счет невозможности конкуренции с дешевым импортом, что приведет к повышению роста безработицы, а также росту социальной напряженности в промышленных моногородах;

• рост цен на энергоносители и транспортные тарифы, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности;

5 URL: http://newsland.ru/News/Detail/id/670252/.

• отток капитала из России (имеется в виду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов). Этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в российскую экономику;

• запрет на проведение целенаправленного и прагматичного протекционизма в отношении промышленных предприятий России;

• возникновение угроз для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барь-еров6.

Перечислим наиболее уязвимые отрасли:

1. Низкая производительность приведет к падению конкурентоспособности продукции ряда отраслей (аграрный сектор; металлургия; обрабатывающая промышленность; текстильная, химическая промышленность; машиностроение; автостроительная, авиастроительная, электронная, легкая, фармацевтическая и пищевая промышленность; транспорт; розничная торговля; общественное питание).

2. Автомобильная промышленность лишится защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок, в том числе не новых, и запчастей к ним.

3. Финансовые услуги. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом их очень высокого уровня капиталоемкости.

4. Страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщика-

6 Там же.

ми, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.

5. Рынок услуг. Западные страны и руководство ВТО настаивают на том, чтобы Россия реально открыла рынок консалтинговых, юридических, медицинских услуг.

6. Снижение наполняемости бюджета в связи со снижением или отменой ряда таможенных пошлин.

7. Российская промышленность не сможет воспользоваться открывающимися возможностями в полной мере. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и т. д., в связи с отсутствием достаточных современных высокотехнологичных производств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Угроза для развития малого и среднего бизнеса.

9. Угроза продовольственной безопасности в связи с увеличением еще большей зависимости от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет крайне сложно (страны-участницы).

10. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, что еще более усилит сырьевую специализацию России.

11. Возможное ухудшение торгового и платежного баланса, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долгов.

12. Возникновение серьезных проблем в области интеграционных процессов стран — членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг7.

7 URL: http://mygeog.ru/vstuplenie-rossii-v-vto-vsemimaya-torgovaya-organizaciya-plyusy-i-minusy/.

Следует отметить, что расстановка сил между российскими и зарубежными компаниями неравнозначна (табл. 1).

Лесопромышленный комплекс

В лесной отрасли промышленности работают более 22 тыс. предприятий. Общая численность занятых в отрасли — свыше 1 млн человек. Ежегодно заготавливается 180-190 млн м3 леса. Доля в объеме ВВП — 3%. Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России по праву имеет преимущество перед другими странами за счет богатой сырьевой базы и возможности обеспечения отечественных и иностранных потребителей изделиями из древесины по сравнительно низкой стоимости.

В то же время в отрасли существует ряд проблем. Так, переход к демонополизации экспорта леса и появление свыше 11 тыс. экспортеров разрушило российское конкурентное превосходство, так как в этих условиях невозможно удерживать выгодные цены и отстаивать государственные интересы. Мелкие фирмы стремятся продать за бесценок продукцию, чтобы быстрее вернуть деньги в производство. Экспортом занимаются тысячи фирм, как правило, реализующих ле-сопродукцию по демпинговым ценам.

Лес экспортируют по цене 120-140 долл. США за м3 древесины, в то время как цена реализации этой древесины на рынках Китая составляет до 180 долл. США, а в Японии — 340 долл. США. Экспортируя более 50 млн м3 древесины в год, Россия получает около 5 млрд долл. США, тогда как Финляндия экспортирует в несколько раз меньше древесины, а получает более 10 млрд долл. США. Данное обстоятельство наносит существенный урон как самой лесопромышленной отрасли, так и государству, недополучающему доходы.

С целью повышения доходности экспорта леса в 1999 г. на 10% были увеличены вывозные квоты на лесопродукцию от общего уровня заготовки. Это привело к тому, что увеличился экспорт необработанной дре-

Таблица 1

Конкурентные преимущества компаний

Российские компании

1. Знание местной специфики, в том числе законодательства и особенностей ведения бизнеса.

2. Наличие наработанных деловых связей.

3. Административный ресурс, которым российские компании традиционно пользуются.

4. Дешевая рабочая сила. По уровню средней зарплаты страны СНГ прочно удерживают последнее место в Европе.

5. Дешевые энергетические ресурсы. Несмотря на грядущее повышение внутренних цен, компании еще будут продолжать несколько лет, в режиме переходного периода, пользоваться относительно дешевыми энергоресурсами.

6. Научный потенциал. Несмотря на отсутствие развития и даже вымирание многих областей науки в годы реформ, в России еще остаются квалифицированные научные специалисты и сохраняются остатки былого научного и творческого потенциала.

7. Мягкие экологические требования. Чтобы наладить вредное производство, не нужно строить дорогих очистных сооружений и платить высокие налоги

Зарубежные компании

1. Культура ведения бизнеса, накопленная за века развития капиталистического общества. Это касается

и культуры организации управления производством, контроля качества, и использования маркетинговой информации при принятии решений, и широкого использования инноваций, и разработок стратегии выхода на новые рынки, и др.

2. Больший управленческий опыт, накопленный бизнес-компаниями в сфере современных управленческих технологий.

3. Превосходство в производительности труда. Использование инновационных технологий, экономичных и эффективных, приводит к многократному (до 4 раз) превосходству американских компаний над российскими в сфере производительности труда.

4. Упрощенный доступ к более длинным и дешевым финансовым ресурсам.

5. Прямое субсидирование некоторых отраслей, например, сельского хозяйства.

6. Как результат всего перечисленного, более дешевая и привлекательная для потребителей продукция, способная захватить российский рынок

весины из России, который на сегодняшний день составляет 18% официального объема заготовки древесины. Подобная структура экспорта ЛПК сформировалась еще в 1998 г., когда стала преобладать продукция низкой степени переработки, поэтому доля круглого леса к 1999 г. достигла уже 70% всего экспорта древесины и изделий из нее. Кроме того, тогда же были повышены таможенные пошлины на вывоз лесо-продукции глубокой переработки и понижены — на вывоз круглого леса. В результате непродуманности этих мер дальневосточные порты оказались заполнены необработанной древесиной, а зарубежные контрагенты снизили цены.

Западные импортеры предпочитают вывозить российское сырье для переработки и ввозить затем в Россию мебельную продукцию, оконные рамы и двери. При этом наряду с Финляндией большой интерес к российскому лесу стали проявлять страны

Балтии и Германия, хотя ранее наша продукция на Западе не котировалась как несоответствующая международным стандартам. Европейские партнеры зачастую диктуют российским экспортерам свои условия.

Растут и потребности Китая в российском древесном сырье, позволяя получать немалую прибыль. Но, увеличивая объемы экспорта российской древесины, китайское правительство приняло решение о развитии переработки леса.

Таким образом, инвестиции в лесопромышленный комплекс и создание в России производств по переработке древесины не входит в планы иностранных партнеров, так как связано с крупными затратами, сложными технологиями и поддается финансовому контролю.

Другой важнейшей проблемой для отечественного лесопромышленного комплекса является устаревшая производственная база. Отрасль характеризуется ярко выра-

женной сырьевой направленностью, обеспечивая ресурсной базой зарубежные лесопромышленные предприятия. Основное преимущество иностранных компаний — использование современных производственных и управленческих технологий. Не секрет, что в развитых странах конкуренция настолько высока, что использование новейших производственных технологий становится вопросом выживания компании.

Материальная база лесопромышленников далека от совершенства и также, как на большинстве предприятий российской промышленности, нуждается в модернизации. Этому могло бы способствовать внедрение в практику предприятий ЛПК механизма ускоренной амортизации, что позволило бы не просто увеличить затратную часть, но и повлиять на формирование цен на лесопродукцию.

Структура экспорта и импорта

Выше перечислены основные преимущества и недостатки отечественного лесопромышленного комплекса, известные еще с 1993 г., — когда наша страна только начала предпринимать попытки вступить во Всемирную торговую организацию.

По мнению профессора Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) В. П. Оболенского, существенное сокращение экспорта и импорта России в сравнении с другими странами связано главным образом с различиями в структуре их вывоза и ввоза. Если в странах, входящих в число наиболее значимых экспортеров и импортеров, которые перечисляются в ежегодных докладах ВТО о состоянии международной торговли, экспорт состоит главным образом из готовой продукции (75-88%), то у России на продукцию обрабатывающей промышленности приходится всего 20% экспорта, а остальное — на топливо, полуфабрикаты и сельскохозяйственное сырье. В российском импорте более 80% — готовая продук-

ция, в том числе более половины — машины и оборудование, включая потребительские товары длительного пользования8.

В связи с этим еще в 2009 г. другой профессор ВАВТ А. Н. Спартак утверждал, что «экспорт должен превратиться из главного во второстепенный фактор экономического развития России» и необходимо «начать последовательную борьбу за отвое-вание внутреннего рынка у импорта, его рациональный (экономически обоснованный) передел в пользу отечественных компаний»9.

Авторы согласны с утверждением А. Н. Спартака, ведь хорошо известно, что Россия экспортирует более половины добываемой нефти, нефтепродуктов, первичного алюминия, химических удобрений, целлюлозы, фанеры и необработанного леса. Готовая продукция занимает в отечественном экспорте лишь пятую часть10.

Среди предприятий обрабатывающих отраслей, в частности, пищевой, текстильной, деревообрабатывающей, металлургии и машиностроении, половина ориентирована только на внутренний рынок, 30% из них сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона и не конкурируют с иностранными производителями11. Но будут ли эти предприятия конкурентоспособными после вступления России в ВТО, не известно.

Скорее всего, после завершения ратификационных процедур иностранные компании начнут активное массовое освоение отечественного рынка, тем самым усиливая конкуренцию во всех отраслях экономики, в особенности пищевой, фармацев-

8 URL: http://mygeog.ru/vstuplenie-rossii-v-vto-vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-plyusy-i-minusy/.

9 Спартак А. К новой парадигме экономического роста. БИКИ. 2009. № 65. 11 июня.

10 Оболенский В. П. Указ. соч. С. 26.

11 Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. 2007. № 3. С. 17.

тической, химической, легкой промышленности. Еще в более тяжелых условиях будет находиться малый и средний бизнес.

Опыт вступивших в Европейский Союз стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики12. Подобная угроза существует и для России в связи со вступлением в ВТО, поэтому в настоящее время отечественным предприятиям необходимо подготовиться к приходу на рынок сильных нерезидентов, использующих современные производственные и управленческие технологии.

Заключение

Каковы перспективы у отечественной лесной отрасли промышленности в связи со вступлением в ВТО? В отличие от нефтегазовых и металлургических корпораций, отечественные компании лесной промышленности не являются крупными игроками на мировом рынке и, следовательно, не имеют значимого влияния на ценовую конъюнктуру. На внутреннем рынке их позиции также защищены куда хуже, чем у машиностроителей, энергетиков, предприятий пищевой промышленности. При этом конкурентоспособность компаний российского ЛПК до последнего времени обеспечивалась заделом, созданным еще в эпоху СССР13.

В связи с вышеизложенным, в первую очередь, руководству лесоперерабатывающих и целлюлозно-бумажных и мебельных комбинатов необходимо рассмотреть возможность ликвидации технологического отставания. Производственные технологии требуют больших финансовых вложений, и не все предприятия способны привлечь ресурсы для комплексной модернизации. Но об отсутствии современных техниче-

12 URL: http://martex.ru/2938.

13 URL: http://www.raexpert.ru/researches/lesprom/lpk/.

ских средств, предназначенных для валки, транспортировки, обработки и глубокой переработки древесины, стало известно не вчера, а ведь уже с нового года российским лесопромышленным компаниям придется на равных конкурировать с крупнейшими западными производителями мебели, целлюлозы и бумаги. Для тех руководителей, кто игнорировал эту проблему, возможен только негативный вариант развития предприятия — потеря бизнеса и долги или в лучшем случае его продажа. По мнению экспертов14, с приходом нерезидентов многим отечественным предпринимателям захочется продать свой бизнес, поскольку они будут резко терять рентабельность. Предложение превысит спрос, из чего следует, что выгодно реализовать свои активы получится не у всех.

Необходимо также сказать об экологической составляющей рассматриваемого вопроса. В развитых странах мира «зеленые» имеют значительное представительство в законодательных органах, и это накладывает дополнительную экологическую нагрузку на бюджет предприятия. В странах со стабильной и развитой экономикой все чаще возникают вопросы об экологически чистых продуктах и товарах. В Европе и Америке становится все больше потребителей, которые начинают ценить все натуральное, не наносящее вред окружающей среде. Американские исследователи, помогающие компаниям разрабатывать и внедрять «зеленые» стратегии и новые бизнес-модели, отмечают: «По результатам последних исследований в США 3/4 людей, ищущих работу, считают социальную ответственность и приверженность делу сохранения окружающей среды значимым критерием при выборе потенциального места трудоустройства, так как экономика в нынешнем виде создает слишком большую нагрузку для нашей планеты, обслуживая при этом не более четверти населения мира. А в бли-

14 Там же.

жайшие десять лет количество потребителей и производителей удвоится»15.

В ч. 1 ст. 9 Конституции РФ определено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Незаконная рубка деревьев, согласно ст. 260 Уголовного кодекса РФ относится к категории экологических преступлений, т. е. характеризуется нарушением установленных государством правовых норм экологической направленности, которые должны обеспечивать экологическую безопасность населения. В данном случае объектом посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ре-сурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Понятно, что вступление в ВТО сопряжено с интеграцией российского законодательства с нормами международного права. В сложившейся ситуации значительное преимущество будут иметь те компании, комбинаты, предприятия, представители малого и среднего бизнеса, чья продукция, пусть даже малая ее часть, экспортировалась или была сертифицирована по системам лесной сертификации, признанным в Европе и США.

Применительно к изделиям из древесины международное признание получили система ответственного управления лесами (Forest Management) и система отслеживания цепочек поставок от производителя и потребителю (Chain of Custody — CoC), как отвечающие всем требованиям управления качеством продукции. На обе системы Лесным попечительским советом (Forest Stewardship Council — FSC) выдается сертификат, который свидетельствует о том, что продукция происходит из леса, в котором

15 Нидумолу Р., Прахалад С., Рангасвами М. Экология — золотая жила для бизнеса // Harvard Business Review Россия. Май 2011 г. С. 66.

ведется экологически и социально сбалансированное ответственное лесное хозяйство. Он выдается независимым аудитором на основании строгой ежегодной проверки мест заготовки древесины16. По состоянию на январь 2009 г. 65 российских предприятий имели сертификаты на управление лесами по схеме FSC и 68 — сертификаты на цепочку поставок, в 2010 г. — уже 150 и 106 соответственно17. Они сосредоточены в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах и ориентированы на экспорт российской древесины и продукции из нее.

Несомненно, вступление Российской Федерации в ВТО окажет существенное влияние на дальнейшее развитие отечественного лесопромышленного комплекса, возможно, это событие повлечет за собой не только поступление на внутренний рынок страны огромного количества различных относительно дешевых изделий и материалов из древесины, но и смену собственников крупнейших российских предприятий. Малому и среднему бизнесу придется довольствоваться производством и реализацией сувениров, паркета, ДВП и малогабаритной мебели на региональном уровне, при условии, что качество изготовленной продукции не уступит импортной, а их стоимость будет ниже.

В свою очередь, В. П. Оболенский считает, что экспорт позволит преодолеть сравнительную узость национальных рынков и реализовать эффект масштаба, а экспортные поставки послужат дополнительным источником средств для модернизации производства18. Не соглашаясь с такой позиций, профессор В. В. Бушуев (МГТУ «Станкин»), утверждает, что «сколько бы мы не снижали физический объем поставок газа, неф-

16 Птичников А. Лесная сертификация по схеме Лесного попечительского совета: общие сведения // Устойчивое лесопользование. 2009. № 1 (20). С. 2-3.

17 По материалам сайта www.fsc.ru.

18 Оболенский В. П. Указ. раб. С. 26.

ти и т. д. в пользу других перерабатывающих отраслей, к сожалению, это не приведет к какому-то значимому изменению структуры доходов страны, потому что на мировом рынке никакие другие товары российские не пользуются тем масштабным спросом, которым пользуется сырье»19.

Какой вектор развития предпочтителен для отечественных лесопромышленников, и какие шаги они должны предпринимать, чтобы быть конкурентоспособными с учетом выполнения Россией обязательств по снижению средней ставки импортных пошлин на древесину и бумагу до 8%, с нынешних 13,4%, зависит не только от воли самих лесопользователей, но и от политических решений руководства страны, и защиты национальных интересов. В целом, вопросы обеспечения экономической безопасности государства должны быть при этом первоочередными.

Список литературы

1. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 69-р) (в ред. распоряжения Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 1305-р).

19 Бушуев В. В. Научные труды Вольного экономического общества. Т. 139. 2010. № 4. С. 40.

2. Бушуев В. В. Научные труды Вольного экономического общества. Т. 139. 2010. № 4.

3. Кузнецов Э. А, Сорокожердьев В. В. Конкурентная стратегия России: проблемы и перспективы реформирования // Современная конкуренция. 2011. № 4.

4. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: учеб. для техн. вузов. М.: Высш. шк., 2001.

5. Нидумолу Р., Прахалад С., Рангасвами М. Экология — золотая жила для бизнеса // Harvard Business Review Россия. Май 2011 г.

6. Оболенский В. П. Россия в международной торговле после кризиса: нужно ли снижать степень участия? // Научные труды Вольного экономического общества. Т. 139. 2010. № 4.

7. Птичников А. Лесная сертификация по схеме Лесного попечительского совета: общие сведения // Устойчивое лесопользование. 2009. № 1 (20).

8. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. 2007. № 3.

9. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008.

10. Спартак А. К новой парадигме экономического роста // БИКИ. № 65. 11 июня. 2009.

11. Фатхутдинов Р. А. Развитие конкурентных преимуществ объектов в конкурентоспособной экономике // Современная конкуренция. 2010. № 1.

12. URL: http://www.consultant.ru/obj/file/doc/wto_ otchet.pdf.

M. Bulgackova, Graduate student Academy of Management Russian Interior Ministry, mbulgackova@yandex.ru

Sh. Gadjiev, Graduate student Academy of Management Russian Interior Ministry, Sgadgiev@maii.ru

INTEGRATION OF RussiA iN THE WTO:

features of economic security of selected industries

(on example of timber industry)

The article deals with the problematic issues arising from Russia's accession to the WTO, in particular, the competitive advantage for our state as a whole and the participating countries, as well as possible threats to economic security of the Russian Federation, the state of the forest industry and the problems of forestry enterprises (TIC). The authors present different perspectives on the future of forest management, focusing on economic security in terms of integrating Russia into the WTO.

Key words: World Trade Organization (WTO), integration, import duties, wood, russian timber complex, certification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.