Научная статья на тему 'Новосибирская область и ВТО: оценка бизнес-сообщества'

Новосибирская область и ВТО: оценка бизнес-сообщества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / NOVOSIBIRSK REGION / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркелов В.А.

На основании исследований структуры экономики Новосибирской области и изучения мнений предпринимательского сообщества делаются выводы о последствиях вступления России во Всемирную торговую организацию для региона. Даются рекомендации по мерам государственной поддержки отечественного бизнеса и роли Торгово-промышленной палаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Novosibirsk Region and the WTO: an Assessment of the Business Community

Based on the research of the structure of the economy of the Novosibirsk region and the study of the opinions of the business community are making conclusions on the consequences of Russia’s accession to the world trade organization for the region. Recommendations are given on the measures of state support for domestic business and the role of the chamber of Commerce and industry.

Текст научной работы на тему «Новосибирская область и ВТО: оценка бизнес-сообщества»

Новосибирская область и ВТО: оценка бизнес-сообщества

В.А. МАРКЕЛОВ, кандидат технических наук, президент Новосибирской торгово-промышленной палаты

На основании исследований структуры экономики Новосибирской области и изучения мнений предпринимательского сообщества делаются выводы о последствиях вступления России во Всемирную торговую организацию для региона. Даются рекомендации по мерам государственной поддержки отечественного бизнеса и роли Торгово-промышленной палаты. Ключевые слова: Новосибирская область, Всемирная торговая организация, Торгово-промышленная палата

Летом 2012 г. случилось то, чего так долго ждали российские либералы и так боялись сторонники самостоятельного пути российского рынка - вступление России в ВТО. Сейчас в этом международном торговом клубе состоят около 160 стран, дающих порядка 97% международного торгового оборота. Главным условием вступления для нашей страны было снижение импортных таможенных пошлин в среднем на 3% по промышленным товарам и 4,4% - по сельскохозяйственным и продовольственным.

Для потребительского рынка и производственного сегмента вступление в ВТО имеет свои плюсы и минусы. Поговорим о них подробнее.

«Плюсы»

Основные аргументы в пользу вступления России в ВТО - снижение таможенных пошлин, унификация с мировыми стандартами таможенных тарифов и процедур. Теоретически снижение издержек российских экспортеров и облегчение доступа иностранным компаниям на российский рынок должны повысить доходы отечественных экспортеров и усилить конкуренцию внутри страны. За российских экспортеров, которых зачастую ущемляли на внешних рынках, можно порадоваться. Однако преимущества ВТО для многих других отраслей весьма спорны. Например, снижение

ЭКО. - 2013. - №8

МАРКЕЛОВ В.А.

таможенных пошлин на импортные авто государство уже компенсировало введением так называемого «утилизационного сбора».

Ввиду зависимости качества от цены и ограниченной платежеспособности значительной массы населения влияние роста конкуренции на качество товаров и услуг - момент спорный. Также сомнительно, что конкуренция со стороны зарубежных производителей заставит отечественных участников рынка и новых иностранных игроков отказаться от доли прибыли и снижать цены. В российской практике прямой корреляции между падением издержек производителей и снижением розничных цен не наблюдалось. Обычно разница оседала в «карманах» торговых посредников.

«Минусы»

ВТО, созданная в 1987 г., изначально задумывалась с целью объединения рынков и преимуществ крупнейших экономик мира. Хотя пока не выработано единой методологии оценки влияния членства в ВТО на экономику отдельных стран, известно, что наиболее сильно отрицательный эффект ощутили на себе развивающиеся страны. По мнению экспертов, для России негативные стороны присоединения к ВТО таковы.

1. Российским предприятиям придется конкурировать с крупнейшими мировыми игроками. Такие компании, как Henkel, Reckitt Benkiser, Procter & Gamble, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips и LG, уже владеют значительной долей российского рынка. Наиболее уязвимы аграрный сектор, металлургия, обрабатывающая, автомобильная, текстильная и химическая, электронная, легкая, пищевая и фармацевтическая промышленность, машиностроение, авиастроение, розничная торговля, общественное питание и ряд других. В силу большей капитализации и более дешевых (близких к 0%) заемных средств продолжат свою экспансию на российский рынок иностранные производители, банки и страховые компании.

2. При обострении конкуренции неизбежны поглощение слабых российских производств, закрытие убыточных предприятий и рост безработицы.

3. Планы экономического блока правительства РФ по выравниванию внутренних цен на энергоносители и транспортных тарифов с мировыми приведут к дополнительной инфляции и критическому сокращению прибыльности энергоемких производств и низкорентабельных предприятий малого и среднего бизнеса.

4. Экспансия «иностранцев», смягчение таможенного режима (сейчас таможенные пошлины формируют до 50% федерального бюджета) и сокращение доли отечественного бизнеса приведут к увеличению оттока капиталов за рубеж, снижению налоговых поступлений и росту социальной нагрузки на бюджет.

5. Конец самостоятельной промышленной политики.

6. Иностранные компании представляют угрозу малому бизнесу, так как обладают высокими технологиями, традициями, длинными дешевыми кредитами, пользуются эффективной и целенаправленной поддержкой своих государств.

7. Возникает угроза продовольственной безопасности: без повышения пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет нереально. Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия.

8. Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей может привести к спаду производства и усилению сырьевой зависимости России.

9. Ухудшится торговый и платежный баланс - обострятся проблемы обслуживания государственного долга.

10. Произойдет остановка интеграционных процессов внутри СНГ. Членство в ВТО противоречит целям и смыслу Единого экономического пространства и Таможенного союза.

Членство России в ВТО прежде всего выгодно крупным национальным экспортерам и транснациональным корпорациям, заинтересованным в расширении рынков сбыта. А момент, выбранный для вступления (стагнация и кризисные явления в ЕС и США), более благоприятен для новых союзников РФ по ВТО, чем для ослабленной кризисом экономики России. Об этом говорят результаты опроса, проведенного в июне 2012 г. среди членов системы торгово-промышленных палат России (рис. 1).

Рыболовство Сельское хозяйство

Образование

Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Здравоохранение Строительство Услуги населению Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом

Финансовая деятельность

Розничная торговля

Гостиницы и рестораны

Оптовая торговля

Добыча полезных ископаемых

ш:

П 53,3

61

6

1 29 6

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ Положительно □ Никак □ Отрицательно

Рис. 1. Как вступление в ВТО повлияет на бизнес? %

Последствия для Новосибирской области

Если говорить о влиянии вступления России в ВТО на экономику Новосибирской области (НСО), то при нынешней ее структуре основные декларируемые преимущества на ней не скажутся. Область не зависит от нефтегазовых источников бюджетных доходов, а также доходов от добычи и переработки других полезных ископаемых. С одной стороны, это негативно сказывается на доходах регионального бюджета. С другой - экономика области крайне диверсифицирована, что снижает финансовые риски для регионального бюджета. При этом она отличается преобладанием уязвимых неконкурентоспособных на мировом рынке отраслей. А ее основу составляет

43,3

6

малый и средний бизнес, который и так страдает от российских монополистов и с международными корпорациями и сетями конкурировать не сможет.

Рассмотрим последствия вступления России в ВТО для потребительского рынка и для реального сектора области. В 1990-е годы Новосибирск стал крупнейшим оптово-розничным центром Сибири, сложился сдвиг в сторону услуг, которые стали обеспечивать 52,9% (в 2011 г.) валового регионального продукта (ВРП) области. По данным Министерства экономического развития НСО, в структуре ВРП почти четверть занимает промышленность, преобладающая доля которой представлена переработкой. При этом, если производство электроэнергии, газа и воды полностью монополизировано, а производство продуктов питания в значительной степени принадлежит крупным иностранным и федеральным структурам, то некоторые другие сегменты, включая небольшие сельскохозяйственные производства, легкую промышленность, приборостроение и машиностроение, оказываются под ударом.

Наиболее уязвимые отрасли области: аграрный сектор, металлургия, розничная торговля, обрабатывающая, фармацевтическая, пищевая, легкая, химическая, электронная промышленность, общественное питание, туризм, машиностроение и приборостроение, авиастроение.

Министерство экономического развития Новосибирской области возлагает надежды на привлечение инвесторов в сферы производства и строительства, а в развитии сельского хозяйства делает ставку на малый и средний бизнес. Малый бизнес в структуре ВРП, по данным губернатора области, занимает 34%, что выше среднероссийского уровня. В течение нескольких лет его долю планируется довести до 60-65%, но надо сделать все, чтобы он дожил до лучших времен.

Конечно, излишне драматизировать не стоит. Почти наверняка многие российские предприятия воспользуются преимуществами облегченного выхода на внешние рынки. Некоторые средние и крупные отечественные компании уже являются в лучшем смысле этого слова передовыми капиталистическими предприятиями. Состояние других вряд ли что-нибудь еще ухудшит.

При этом не стоит забывать, что у российских компаний есть ряд специфических конкурентных преимуществ.

• Знание местной специфики - в том числе законодательства и особенностей ведения бизнеса.

• Наличие наработанных деловых связей.

•Административный ресурс, поддержкой которого традиционно пользуются российские компании.

• Дешевая рабочая сила: по уровню средней зарплаты страны СНГ прочно удерживают последнее место в Европе.

•Дешевые энергетические ресурсы, которыми, несмотря на грядущее повышение внутренних цен, компании еще несколько лет в режиме переходного периода будут пользоваться.

• Научный потенциал. Несмотря на стагнацию многих областей науки в годы реформ, в России еще остаются квалифицированные научные специалисты и сохраняются остатки былого могучего научного потенциала.

• Мягкие экологические требования: сегодня, чтобы наладить вредное производство, не нужно строить дорогих очистных сооружений и платить высокие налоги.

Тем не менее бизнес уже сейчас видит угрозы для себя и региона. Хотя основной пафос «круглого стола» «Россия в ВТО», организованного в сентябре 2012 г. Международным деловым центром при поддержке ТПП РФ и ЦМТ, заключался в следующем - «Ничего плохого не случилось, а если постараться, то, может, и не случится». Ведь только после окончания переходного периода (для большей части отраслей - два-три года, а наиболее «чувствительных» - до семи лет) станет окончательно ясно, чего в членстве в ВТО для России больше - плюсов или минусов. На рисунке 2 представлены результаты опроса, проведенного по этому поводу ТПП среди ее членов (2012 г.).

Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые (до подведения первых итогов) годы, предприятиям уже сейчас надо работать над оптимизацией издержек, максимальным повышением качества продукции/услуг, расширением ассортимента. Во-первых, это поможет повысить конкурентоспособность. Во-вторых, создать некую «подушку безопасности» на случай прихода «тяжелых времен». А государству стоит подумать, как наилучшим образом поддержать отечественный бизнес. Например, сделать налогообложение менее обременительным, снизить пресловутые «административные барьеры» и уровень коррупции, сдержать цены и тарифы естественных монополий, обеспечить доступ к дешевым и длинным кредитам. А на федеральном и региональном

Другое

Сокращение рабочих мест за счет привлечения зарубежной рабочей силы Крупные зарубежные компании поглотят отечественный средний и малый бизнес Рынок наполнится зарубежными аналогами отечественных товаров, но по более низким ценам Снижение рентабельности продукции в некоторых отраслях Дотационные отрасли свернут свое производство

р5,6

-1 30,6

| 52,8 -1 63,9

I75

I 77,8

Рис. 2. Какие отрицательные моменты для региона Вы видите при вступлении в ВТО, %

уровне - создать «дорожную карту» окончательного перехода наиболее чувствительных отраслей на условия ВТО. Особенно в той части, которая касается мер поддержки небольших предприятий. Нужно и можно использовать то обстоятельство, что Россия не подписала протокол о госзакупках.

Что же ждет бизнес от государства? Результаты опроса, проведенного среди организаций-членов ТПП РФ в 2012 г., показаны на рисунке 3.

Чем реально может помочь государство бизнесу, кроме переговоров с ВТО о размерах пошлин и внутренних ценах на энергоносители?

1. Государство должно определить приоритетные отрасли и защитить их от дешевого импорта. Например, проинвести-ровать средства Стабфонда, чтобы обеспечить качественный рывок в наименее конкурентоспособных и более уязвимых отраслях, таких как сельское хозяйство, имеющих наименьшие шансы на выживание после вступления в ВТО. Инициировать кампанию «Покупайте российское», способствовать поднятию имиджа российского производства, в том числе и через систему госзакупок.

2. Необходимо стимулировать увеличение расходов на маркетинг и интеллектуальный потенциал (управленческие технологии, ноу-хау, образовательные программы и т.д.).

Новосибирская торгово-промышленная палата как общественная организация поддержки предпринимательства, которой делегированы определенные государственные функции, готова консолидировать усилия на данном направлении как через профильные комитеты палаты, так и через общественные советы при различных органах власти.

Другое

Консультационная и правовая поддержка, информобеспечение

Перестройка программ поддержки под требования ВТО

Создание специализированного портала, «горячей линии» по вопросам вступления в ВТО

Обучение для МСП по вопросам вступленияв ВТО и выхода на международные рынки

Расширенная, адресная информационная, правовая и консультационная поддержкаМСП Повышение доступности помещений (перечни в открытом доступе, выкуп, приемлемыецены)

Регулирование цен и тарифов на энергоносители Содействие международному сотрудничеству Создание прозрачного законодательства Снижение коррупции

Снижение административных барьеров для бизнеса

Снижение налогового времени

I 61,1

I 70,3 62,2 36,1 | 62,2 I 70,3

^9,5 43,2 I 47,2

59,5 54,1 66,7

ТЗЗЗ I 43,2

,6 75,7

I 81,1

72,2 75,7 70,3

47,2 59,5

83,8

□ Федеральные щ Региональные □ Местные

Рис. 3. Какие неотложные меры должны предпринять федеральные, региональные и местные власти для снижения нагрузки на бизнес при вступлении в ВТО, %

78,4

Палата готова принять участие в формировании специального консультативного органа, включающего представителей всех заинтересованных сторон и координирующего усилия власти, бизнес-сообщества и общественных объединений предпринимателей по обеспечению нешоковой, постепенной адаптации экономики Новосибирской области к условиям ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.