Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент - стратегический фактор снижения рисков для секторов специализации юфо в условиях ВТО'

Инновационный менеджмент - стратегический фактор снижения рисков для секторов специализации юфо в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ОКРУГ / СЕКТОРЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ВТО / РИСКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И. В.

В статье исследуются социально-экономические риски секторов специализации Южного федерального округа, обусловленные вхождением России в состав Всемирной торговой организации (ВТО); в качестве основного фактора снижения рисков такого рода рассматривается активизация инновационного менеджмента на разных уровнях национальной хозяйственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент - стратегический фактор снижения рисков для секторов специализации юфо в условиях ВТО»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.02

инновационный менеджмент — стратегический фактор снижения рисков для секторов специализации юфо в условиях ВТо

и. в. Митрофанова,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: mitrofanova@volsu. ru институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

В статье исследуются социально-экономические риски секторов специализации Южного федерального округа, обусловленные вхождением России в состав Всемирной торговой организации (ВТО); в качестве основного фактора снижения рисков такого рода рассматривается активизация инновационного менеджмента на разных уровнях национальной хозяйственной системы.

Ключевые слова: регион, округ, секторы специализации, ВТО, риски, инновационная политика, инновационный менеджмент.

В настоящее время не только уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию секторов промышленности определяет перспективу их развития, структурные изменения основных производственных фондов, но и факт членства России в ВТО.

Фактор риска для экономики регионов ЮФО — это последствия вступления в ВТО базовых секторов экономики, формирующих бюджет и обеспечивающих рабочие места (см. таблицу).

Россия в ВТО — это свершившийся факт, но острота проблемы определения выгод и рисков для российской экономики в целом, ее округов и

регионов лишь усиливается. Членство России в ВТО призвано помочь модернизировать экономику страны, оптимизировать условия свободного обмена товарами, услугами и технологиями, это позволит пересмотреть существующие ограничения для российских экспортеров и производителей, обеспечив им выход на новые рынки. Главным плюсом от присоединения России к ВТО на первом этапе станет участие в разработке правил международной торговли, что позволит стране ощутить себя полноценным членом мирового сообщества. Облегчается доступ на международные рынки для предприятий, производящих детали для современного оборудования. В первую очередь выиграют предприятия, работающие на внешний рынок. Эти компании заинтересованы, чтобы на их продукцию не повышались пошлины и к ней не применялись нетаможенные меры регулирования.

Конкурентные преимущества российских компаний:

- знание местной специфики, в том числе законодательства и особенностей ведения бизнеса;

- наличие наработанных деловых связей;

- административный ресурс;

основные виды экономической деятельности и важнейшие секторы специализации субъектов ЮФо

Субъект ЮФо Тип региона* основные ВЗД Секторы специализации

Краснодарский край Регион - локомотив роста, центр федерального значения Промышленность, строительство, ТЭК, информациионные и коммуникационные технологии Агропромышленный комплекс, транспортный, курортно-рекреационный и туристический комплексы

Ростовская область Опорный старопромышленный регион Обрабатывающие производства, оп-тоая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь Агропромышленный комплекс, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, торговля

Волгоградская область Опорный старопромышленный регион Обрабатывающее производство, торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь, предоставление рыночных услуг Черная металлургия, тракторное маши-ностоение, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность, сельское хозяйство

Астраханская область Депрессивный фоновый регион Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля Газодобывающая, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, судостроение, транспортный комплекс

Республика Калмыкия Депрессивный кризисный регион Сельское хозяйство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля Сельское хозяйство (отгонно-паст-бищное скотоводство (тонко-рунное овцеводство), разведение крупного рогатого скота)

Республика Адыгея Депрессивный кризисный регион Сельское и лесное хозяйство, обрабатывающее производство, торговля Производство продукции АПК, лесопромышленного комплекса и машиностроения

* Согласно типологии субъектов РФ, предложенной Министерством регионального развития РФ. Источник: [16, 17, 24].

- дешевая рабочая сила;

- дешевые энергетические ресурсы;

- научный потенциал;

- мягкие экологические требования.

Конкурентные преимущества зарубежных

компаний:

- культура ведения бизнеса;

- культура организации управления производством, контроль за качеством;

- использование маркетинговой информации при принятии решений;

- широкое использование инноваций и разработок (стратегии выхода на новые рынки и многое другое);

- больший управленческий опыт;

- накопленные бизнес-компетенции в сфере современных управленческих технологий;

- превосходство в производительности труда (использование инновационных технологий, экономичных и эффективных, приводит к многократному (до четырех раз) превосходству американских компаний над российскими по производительности труда;

- упрощенный доступ к более длинным и дешевым финансовым ресурсам;

- прямое субсидирование некоторых видов деятельности, например таких как сельское хозяйство;

- более дешевая и привлекательная для потребителей продукция, способная захватить национальный и региональные рынки.

Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены) при выходе на новые рынки связана с использованием современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и «бренд» — показатель признания потребителей, то в России «бренд» — это в первую очередь показатель качества.

Россия и ее округа получат выходы на новые рынки, которые в настоящее время фактически закрыты. Это послужит сильным стимулом развития производства, преимущественно крупных предприятий (предприятия среднего и тяжелого машиностроения, оборонной промышленности, интеллектуальных технологий, инновационные предприятия, предприятия по производству минеральных удобрений, химические концерны,

РЕгионлльнляэкономика: теория и практика

3

крупные торговые сети). Следует ожидать роста производства в таких конкурентных секторах, как энергетика, сырьевые и перерабатывающие секторы, рыбная промышленность, сфера услуг, туризм (т. е. в крупных компаниях тех секторов, которые поставляют свою продукцию преимущественно на экспорт).

Другие плюсы:

- расширение возможностей для развития производственной кооперации (создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т. п.);

- ослабление секторального и отраслевого и регионального лоббирования новых законов;

- снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил игры.

Однако в результате вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, а уже работающие - усилят свое присутствие. В итоге в связи с ликвидацией защитных барьеров вырастет конкуренция во всех секторах экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержку рыночных позиций. В связи с этим наметились значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Всемирная торговая организация запрещает проводить промышленную политику, т. е. политику целенаправленного и прагматичного протекционизма.

По прогнозам, вполне реально падение конкурентоспособности продукции следующих секторов России:

- аграрный сектор (в первую очередь сельскохозяйственный);

- металлургическая промышленность (из-за высокой энергоемкости);

- машиностроение;

- транспорт;

- розничная торговля;

- общественное питание;

- обрабатывающая промышленность;

- текстильная промышленность;

- химическая промышленность;

- автомобилестроение (не будет защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок);

- авиастроение;

- электронная промышленность,

- легкая промышленность;

- фармацевтическая промышленность;

- пищевая промышленность.

Эти виды деятельности — самые уязвимые, главным образом потому, что за последние 20 лет они не модернизировались. Многие из предприятий этих секторов фактически разрушены или находятся в состоянии деградации (крайне изношены основные фонды) [1, 3, 6, 7].

С какими проблемами столкнется экономика ЮФО на первых этапах членства России в ВТО?

Агропромышленный комплекс. По данным экспертов, в сельском хозяйстве наибольшие потери от вступления в ВТО понесут свиноводство и молочное животноводство. В настоящее время самообеспечение свининой в России составляет около 70 %. На условиях членства России в ВТО может произойти быстрое падение этого производства до 2 млн т (объем в 2012 г. — 2,6 млн т) и свертывание деятельности до 60 % свинокомплексов по всей России [2, 5, 14, 25].

С одной стороны, обнулившаяся ставка по импорту свинины способствует притоку более дешевого сырья на внутренний рынок, что может иметь благоприятный эффект для мясоперерабатывающей промышленности и для конечного потребителя. С другой стороны, многие региональные свиноводческие проекты могут оказаться в затруднительном положении. Это же можно сказать и о производителях мяса птицы, говядины, которые являются большими потребителями зерна, а значит, проблемы могут возникнуть и у растениеводческого сектора Юга России. Согласно аналитическому обзору «Эрнст энд Янг», прогнозируется определенное (в пределах 1,2 %) сокращение объемов производства в сельском хозяйстве в целом по России, и несколько меньшее снижение, на 0,5 %, в ЮФО. Делать вывод, много это или мало, следует исходя из того, что, например, в животноводстве одно рабочее место создает около 10 рабочих мест по всей стране: в логистике, переработке и т. д., т. е. суммарные потери занятости в секторе могут составить сотни тыс. чел. [11, 27].

Россия и ее аграрные регионы могут стать еще более зависимыми от импорта продовольствия. Будет наблюдаться резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, усилится сырьевая специализация ряда регионов ЮФО. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно. Наиболее важными позициями

для продовольственной безопасности, нуждающимися в защите, являются:

- мясо;

- сахар;

- растительное масло;

- пшеница.

В лучшем положении после вступления России в ВТО окажутся именно те предприятия АПК, которые модернизировали свой агробизнес, у которых меньше себестоимость производства, ниже издержки и более конкурентоспособная продукция. Рост цен на зерно и энергоносители скажутся на росте цен на продукты питания, и это объективные условия, на которые регион никак не влияет, но краевые власти должны искать возможности смягчить последствия этого процесса для местных жителей [28, 29].

Кроме того, Россия (как член ВТО) лишена действенных прав на запрет ввоза продуктов с ГМО, а маркировка ГМО рассматривается ВТО как дискриминация производителей таких продуктов. Всемирная торговая организация также способствует снижению стандартов по безопасности питания. Между тем уже доказано, что ГМО оказывают негативное воздействие на природную среду, являясь причиной деградации и неплодородности почвы [23, 25, 26].

Помимо АПК на первых этапах членства России в ВТО столкнутся с масштабными проблемами и другие секторы экономики ЮФО.

Так, снижение пошлин на промышленную продукцию болезненно скажется на большинстве секторов промышленности ЮФО, исключая сырьевые секторы низких переделов. Причина в том, что существенная часть предприятий промышленности ЮФО и других регионов РФ работает при низкой рентабельности, многие из них (особенно в моногородах) убыточны и в буквальном смысле выживают за счет государственной поддержки (субсидии, льготы, погашение кредитов, долговые амнистии и др.). Снижение пошлин для иностранных конкурентов и недоступность господдержки в условиях членства в ВТО могут привести в течение ближайших двух-трехлет к банкротству 30-40 тыс. промышленных предприятий по всей России. Обязательное при вступлении в ВТО повышение внутренних цен на энергоносители и сырье для предприятий усилит этот процесс. А моногорода ЮФО могут оказаться зонами наиболее масштабного социально-экономического бедствия.

В секторе производства сельхозтехники пошлина на ввоз новых импортных комбайнов будет снижена в 3 раза, а пошлина на бывшую в употреблении сельхозтехнику будет уменьшена в 5 раз. При этом ввоз иностранной сельхозтехники будет сопровождаться доступностью ко всем разрешенным видам субсидирования [20].

Комбайновый завод «Ростсельмаш» является крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники на Юге России. За последние 10 лет новые собственники «Ростсельмаша» заметно расширили ассортимент, дилерские сети, укрепили свои позиции на мировом рынке. По данным правительства Ростовской области, «Ростсельмаш» в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличил производство зерноуборочных комбайнов в 1,5 раза, тракторов для сельского и лесного хозяйства - в 1,7 раза. Оборот компании в 2010—2011 гг. вырос в 1,9 раза.

В условиях членства России в ВТО возможный наплыв иностранной техники способен снизить долю отечественной сельхозтехники в России с 52 % в 2011 г. до 12 % в 2015 г. и до 30 % к 2020 г. Кроме того, обязательства РФ перед ВТО предусматривают снижение уровня государственной поддержки сельского хозяйства с 9,9 до 4,4 млрд долл. к 2018 г. и ограничивают поддержку экспорта. Этот период будет наиболее трудным для отечественных заводов сельхозтехники.

Летом 2012 г. руководство завода «Ростсельмаш» заявило о вынужденной приостановке производства. Основной причиной стала проблема сбыта сельхозтехники. Общая численность нереализованной продукции составила 1,8 тыс. ед. Предприятие объявило о перспективах масштабных сокращений. Для Ростовской области, где не так давно было объявлено о сокращении порядка 2,5 тыс. чел. на Таганрогском автомобильном заводе, это негативно значимое событие.

Между тем сельхозтоваропроизводители требуют от отечественного машиностроения самую высокотехнологичную технику, которая по всем показателям соответствует международным стандартам. Такую технику они находят в первую очередь у тех западных компаний, которые имеют свое производство в России.

Если конкуренция с более дешевой и не новой зарубежной техникой станет ощутимой, возможно развертывание ситуации по сценарию, когда «Рост-сельмаш» больше не станет развивать российскую площадку, а займется своими североамерикански-

ми, вполне состоятельными активами. В таком случае «Ростсельмаш» трансформируется в среднюю компанию, имеющую небольшое, но эффективное производство в России и в ряде других стран. Другой сценарий: тройственный союз с государством и банками, при котором завод имеет шансы стать равным среди крупнейших профильных ТНК. Таким образом, лидер сельскохозяйственного машиностроения в ЮФО завод «Ростсельмаш» одним из первых среди российских предприятий оказался в исторически новой ситуации. Присоединение к ВТО обозначило предел, за которым заканчивается собственно рынок. И из этой ситуации завод выйдет либо полноценным мировым игроком, либо средним российским предприятием [4, 8].

Членство России в ВТО может спровоцировать неконкурентоспособность большинства базовых отечественных химических производств. Так, в настоящее время хлорное производство удовлетворяет внутрироссийские потребности в поливи-нилхлориде (ПВХ) на 50 %, остальное импортируется, но в России строятся новые производства. 70 % себестоимости ПВХ составляет электроэнергия, которая для российского производителя стоит 2,5-3 руб. за кВт-ч, а в Китае — 30—40 коп. за кВт-ч. При снижении ввозных пошлин на ПВХ рынок становится абсолютно открытым, цена энергии вырастет [15, 18, 21, 22].

По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ, потери легкой промышленности в результате членства России в ВТО составят не менее 2,7 млрд руб. в год, а компенсация потерь за счет господдержки не превысит 600 млн руб. в год.

По ЮФО наибольшее сокращение объема производства ожидается в легкой промышленности (4 %), машиностроении (2,4 %), на воздушном транспорте (2 %). При этом в результате тарифной реформы и улучшения доступа российских экспортеров на международные рынки прогнозируются изменения объема реального потребления населения южного региона на 0,56 %. Изменение реальной заработной платы квалифицированных рабочих ожидается на уровне 0,62 %, неквалифицированных - 0,33 % [27].

В сфере услуг оптовой и розничной торговли Россия взяла на себя обязательства по допуску зарубежных компаний на российский рынок на условиях национального режима с тремя ограничениями:

- коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица РФ;

- может быть введена недискриминационная государственная монополия на алкогольсодержа-щую продукцию;

- обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки в отношении торговли ремесленными и иными товарами и объектами, относящимися к национальной культуре и самобытности.

Оптовая и розничная торговля является основной сферой деятельности российского среднего и малого бизнеса (на нее приходится 70-75 % оборота всех малых и средних компаний России), это основной состав российского так называемого «среднего класса» в том числе и в субъектах ЮФО.

Поскольку доступ к кредитам для российских торговых компаний является крайне ограниченным, широкая экспансия на наш рынок зарубежных торговых сетей — это недалекая реальность. При этом торговля оказывается практически отрезанной от отечественных товаропроизводителей, поскольку иностранные торговые сети, как правило, привязаны к иностранным поставщикам товаров и, соответственно, создадут барьеры для допуска российских товаров на наш внутренний рынок. В результате падение доходов и потеря значительной доли рынка отечественными торговыми компаниями могут вызвать резкий рост безработицы как в самой торговле, так и в российских секторах, которые занимаются поставкой товаров (поразным оценкам, от 200 до 600 тыс. рабочих мест по России) [9, 12, 23].

В сфере строительства и связанных с ним ин-женерныхуслуг Россия взяла обязательства предоставить зарубежным компаниям национальный режим деятельности на своей территории с единственным ограничением: обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки в части объектов национальной самобытности и/или зданий и объектов культурного наследия, обозначенных в официальных регистрах. Следствие -снижение таможенных пошлин и технологических ограничений на ввоз импортных стройматериалов, экспансия в Россию зарубежных инвестиционных и девелоперских компаний, а также расширение объемов операций зарубежных финансовых институтов на отечественном рынке недвижимости.

В силу доступа к дешевым «длинным» кредитам иностранные девелоперы готовы работать при гораздо более низких нормах прибыли, чем отечественные. Кроме того, зарубежные компании имеют возможность ввозить более дешевые (в том числе

дотируемые и некачественные) стройматериалы и оборудование, а также привлекать к проектам в России и ее регионах относительно дешевые и квалифицированные зарубежные кадры. В связи с этим высоковероятно поглощение иностраными девелоперами значительной части отечественных строительных и смежных компаний. По расчетам, все секторы стройиндустриирегионов ЮФО, кроме производства огнеупоров, керамической плитки и цемента, на принятых условиях членства России в ВТО конкуренцию вряд ли выдержат.

В то же время ожидается, что в результате тарифной реформы и облегчения доступа российских экспортеров на международные рынки наибольший рост объема производства будет происходить в металлургии, в химическом и нефтехимическом производстве ЮФО. В частности, прогнозируется рост объема производства на предприятиях цветной металлургии на 31,2 %, черной металлургии — на 9,8 %, в химическом и нефтехимическом производстве — на 1,27 % [27].

Жизнеспособные предприятия ЮФО вынуждены в настоящее время наращивать уровень конкурентоспособности производимой продукции, инвестировать значительные средства в развитие и маркетинг. Это подразумевает реализацию следующего комплекса мер:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

антикризисные меры — характерны для предприятий с неэффективным менеджментом (это бывшие советские предприятия, которые сумели выжить в ходе рыночных реформ) — применяются по мере возникновения проблем со сбытом (сокращение производства, увольнение сотрудников, снижение цен на продукцию);

стратегические меры — свойственны предприятиям с эффективным менеджментом, применяются заблаговременно (снижение себестоимости) — перевод производства на новые технологии или его переоборудование, направленное:

— на повышение производительности и эффективности работы оборудования;

— на оптимизацию бизнес-процессов в целях повышения производительности;

— на уменьшение энергопотребления (переход на энергосберегающие технологии);

— на повышение качества (контроль за качеством (TQM), сертификация по ISO);

— на удовлетворение спроса (повышение роли маркетинга в деятельности компании, повышение удовлетворенности клиентов, борьба за лояльность клиентов);

- на активное создание сильных торговых марок, продвижение брендов;

- на инвестиции в продвижение товара и в рекламу;

- на повышение эффективности работы с маркетинговой информацией.

Государство должно определить приоритетные секторы и защитить их от дешевого импорта. Например, инвестировать средства Инвестиционного фонда РФ, других фондов развития для качественного рывка в наименее конкурентоспособных и уязвимых секторах, имеющих наименьшие шансы на выживание в условиях ВТО (сельское хозяйство — продовольственная безопасность). Необходимо стимулировать в российской экономике увеличение расходов на маркетинг и интеллектуальный потенциал (управленческие технологии, ноу-хау и т. д.), создавать образовательные программы.

В целях минимизации негативных последствий вступления в ВТО на региональном уровне необходимо конкретизировать меры социальной политики, направленные на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий округа в секторы, имеющие потенциал роста.

Для того чтобы выдержать конкуренцию с более качественной и дешевой импортной продукцией, предприятиям базовых секторов ЮФО необходимо фокусироваться не только на сокращении затрат, но и на повышении качества выпускаемой продукции, на соответствии ее экологическим нормам, на применении новых технологий, на сертификации производств по международным стандартам. Чтобы успешно конкурировать с западными производителями в долгосрочной перспективе, необходимо внедрять новые технологии, делать производство более инновационным. Кроме того, нужно выявлять и поддерживать те конкурентные преимущества, которые имеет собственное производство.

Поэтому важнейшим условием снижения социально-экономических рисков в настоящее время становится реальная, а не декларируемая активизация инновационной политики в субъектах ЮФО, появление эффективного инновационного менеджмента на предприятиях в первую очередь базовых секторов.

Виды деятельности ЮФО, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективнос-

ти производственного потенциала. Другие секторы, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение, АПК), нуждаются в государственной поддержке. Большего внимания требует третья группа секторов, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). Инновационная политика в отношении этих групп секторов отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации достижений науки и техники.

Современная инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе ЮФО (Краснодарский край) должна быть ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, на повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также на развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

В нефтегазовом комплексе ЮФО (Астраханская область) необходимо:

- повышать эффективность геолого-разведочных работ;

- увеличивать дебит и извлекаемость на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах;

- углублять переработку газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также создавать высоконадежные, экологически безопасные и низкоэнергоемкие системы транспортировки.

В нефтеперерабатывающей промышленности ЮФО (Волгоградская область, Астраханская область) необходимо:

- увеличивать производства моторного и реактивного топлива за счет развития процессов глубокой переработки нефти;

- разрабатывать и создавать катализаторы нового поколения, высокооктановые и кислородсодержащие добавки, а также повышать экологическую безопасность и уменьшать энергоемкость.

В угольной промышленности ЮФО (Ростовская область) необходимо:

- улучшать потребительские свойства угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащения и брикетирования углей;

- решать проблему приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии;

- повышать эффективность открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии;

- повышать эффективность и безопасность подземных работ на базе автоматизации комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

Инновационная политика в сфере электроэнергетики (Краснодарский край, Астраханская область) должна быть сконцентрирована:

- на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе;

- на развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики;

- на решении проблемы захоронения отходов АЭС;

- на получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива;

- на разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии;

- на повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортном комплексе ЮФО (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Республика Калмыкия) инновационная политика должна быть преимущественно ориентирована:

- на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры и применение прогрессивных технологий;

- на повышение технического уровня всех видов транспорта.

Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

Ориентирами в металлургическом комплексе ЮФО (Ростовская область, Волгоградская область) являются:

- создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ре-сурсо- и энергосбережение на всех стадиях;

- расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности (Астраханская область, Волгоградская область) являются:

- материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений;

- технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

Предприятия машиностроительного комплекса ЮФО (Ростовская область, Волгоградская область) должны быть ориентированы на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации [19].

Для подъема АПКЮФО (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Адыгея) необходимо внедрять передовые технологии. Мировое сельское хозяйство переживает новый виток развития: растения теперь можно выращивать без земли, из отходов сельхозпродукции создают биотопливо, а кратного повышения урожайности и продуктивности можно достигнуть за счет применения био- и нанотех-нологий. Именно этим характеризуется новый технологический уклад, который в последние годы формируется в сельском хозяйстве развитых стран. Российский, в том числе и южный, АПК пока сильно отстают в этих вопросах, сохраняя в основном доиндустриальный уклад.

В ЮФО сельскохозяйственное производство неустойчиво по годам из-за влияния нестабильных природно-климатических условий, болезней растений и т. д. В развитых странах государство уже несколько десятилетий использует политику стабилизации производства и доходов в сельском хозяйстве. При масштабной поддержке государства в течение XX в. агротехнологии в этих странах достигли уровня, позволяющего нивелировать

негативное воздействие природно-климатических факторов на производство. В России же и ее регионах возможности наращивания производства на основе использования традиционных агротехноло-гий исчерпаны или ограничены.

Новые технологии производства в сельском хозяйстве в настоящее время связывают с развитием биоинформатики, генетического тестирования, генного программирования, с расшифровкой геномов растений, с нанотехнологиями. Эти направления науки могут существенно повысить продуктивность растений, животных и обеспечить ускорение роста предложения вслед за растущим спросом. Причем затраты на такого рода исследования должны быть значительно больше, чем в настоящее время (необходимо успеть разработать безопасные технологии, которые в силах нейтрализовать негативные последствия и наращивать позитивный эффект). Такие возможности существуют: надо часть мер «желтой корзины» перевести в «зеленую» (по условиям ВТО, это так называемая разрешенная поддержка). Меры «зеленой корзины» не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений - это инвестиции, направленные на повышение конкурентоспособности сектора, на поддержку науки, образования, инфраструктуры [2, 10, 13, 19, 23, 29].

Несмотря на то, что из-за снижения ввозных пошлин на мясо и птицу растут массовые поставки на наш рынок дешевой зарубежной говядины, индейки и курятины, очевидно, что потребители охлажденного мяса вряд ли изменят свои предпочтения в пользу мороженой продукции, независимо от ее цены. Поэтому самая реалистичная стратегия на первом этапе следующая: местным предприятиям ЮФО необходимо модернизировать производство охлажденной продукции, поскольку логистически невозможно доставлять на наш рынок качественное охлажденное мясо из Бразилии или США [27].

Экологические приоритеты инновационной деятельности приобретают в настоящее врмя особое значение во всех без исключения секторах.

Кроме того, в рамках совершенствования инновационной политики на федеральном, окружном и региональном уровнях должна совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций необходимы

эффективные инструменты привлечения средств из дополнительных источников (собственные средстве организаций, частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, заемные средства международных кредитно-финансовых организаций и пр.) для модернизации секторов специализации ЮФО.

Список литературы

1. Абдуллин Р. Профиль России в мировой экономике в свете ее обязательств по вступлению в ВТО // Общество и экономика. 2012. № 5.

2. Анисимов Е. Д. Вступление России в ВТО: проблемы сельхозпроизводителей // Справочник экономиста. 2012. № 2.

3. БратерскийМ. Россия вступила в ВТО: теперь пора подумать, нужно ли было это делать. URL: http:// russiancouncil. ru/inner/?id_4=117.

4. Время «Ч» для «Ростсельмаша». Редакционная статья // Эксперт. 2012. № 26-27.

5. Грицюк М. Аграрии обсудили возможные последствия вступления России в ВТО // Рос. газ. Федеральный выпуск № 5867 (194). 24.08.2012.

6. Гусев А. Вступление России в ВТО: реальные последствия // Обозреватель — Observer. 2012. № 10.

7. Данилин И. М., ГорбуноваМ. С. Россия и ВТО: плюсы и минусы присоединения. URL: http://kraspubl. ru/content/view/62/1.

8. ДементьеваЮ., Козлов В., Ханова В. Под комбайнами загорелась земля // Эксперт. 2012. № 26-27.

9. Жуковский В. Вступление России в ВТО уже столкнуло отечественную экономику в рецессию. URL: http://www. km. ru/economics/2012/08/24/rosstat/ vstuplenie-rossii-v-vto-uzhe-stolknulo-otechestvennuyu-ekonomiku-v-rets.

10. Инкижинова С. От мотыги к нанотехнологиям // Эксперт. № 3 (835). 21.01.2013.

11. Королева А. После вступления России в ВТО импорт продуктов питания стал активно расти // Expert Online. 26.12.2012.

12. Коровин В. Печальные итоги первых двух месяцев членства России в ВТО. URL: http://www. publicpost. ru/blog/id/19107.

13. Кохно П. Страны — участницы Таможенного союза перед выбором: инновационная экономика или рыночная // Общество и экономика. 2012. № 5.

14. Кукол Е. После вступления в ВТО в России вырос импорт свинины и молока // Рос. газ. Федеральный выпуск № 5923 (250).

15. Материалы официального сайта Рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по присоединению России в ВТО. URL: www. rgwto. com.

16. Митрофанова И. В., Батманова В. В. Региональная экономика и политика: учеб. пособ. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2012.

17. Митрофанова И. В., Иванов Н. П., Митрофанова И. А. Регион: экономика, политика, управление: учебник. Пятигорск: ПГЛУ. 2012.

18. Оболенский В. Россия и ВТО: обязательства, возможности, риски // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6.

19. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2008. № 4.

20. Последствия присоединения России к ВТО // ВТО-Информ. URL: http://wto-inform. ru/upload/ brochure/brochure_wto. pdf.

21. Приходько С. В. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО: материалы доклада // Рос. газ. 2009. № 4765 от 10.01.2009.

22. Романов А. ВТО пока не принесло России ничего. Ни хорошего, ни плохого. URL: http://www. km. ru/economics/2012/10/30/peregovory-o-vstuplenii-rossii-v-vto/696185-vto-poka-ne-prineslo-rossii-nichego.

23. Россия в ВТО: закрепление статуса сырьевого придатка или шаг к современной экономике. URL: http://politrash-ru. livejournal. com/94143.html.

24. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г. / Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. Департамент стратегического планирования. URL: http://www. minregion. ru/activities/ territorial_planning/strategy/federal_development/yufo.

25. Суровцев В. Н., Частикова В. Н. Вступление России в ВТО: минимизация рисков в молочном животноводстве // Молочная промышленность. 2012. № 7.

26. Условия и риски присоединения России к ВТО: аналитический доклад (подготовлен Международным общественным фондом «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна). URL: http:// stop-vto. ru/2012/07/16/usloviya-i-riski-prisoedineniya-rus-k-vto.

27. Федичкина С. Инвестиционной политике Юга нужны новые приоритеты // Эксперт ЮГ. 2012. № 35-37.

28. Эльдиева Т.М. Вступление в ВТО: уроки и последствия для аграрной экономики России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Экономические науки». 2012. № 3 (149).

29. Эльдиева Т.М. Аграрная политика в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации: региональный аспект. В. Новгород: Изд-во НовГУ им. Яр. Мудрого. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.