Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЯТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПЛАНОВ'

СИСТЕМНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЯТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПЛАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственный травматизм / анализ несчастных случаев / причины несчастных случаев / ведомственные планы мероприятий / охрана труда / правила по охране труда. / occupational injuries / accident analysis / causes of accidents / departmental plans / labor protection / labor protection regulations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвина Мария Сергеевна

Предмет исследования – системные причины производственного травматизма в организациях реального сектора экономики, выявленные в процессе анализа реализованных ведомственных отраслевых планов мероприятий, направленных на снижение (предупреждение) несчастных случаев. Актуальность и научная новизна работы состоят, во-первых, в выявлении системных причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями по видам экономической деятельности в РФ, во-вторых, в предложенных рекомендациях по корректировке ведомственных отраслевых планов по снижению производственного травматизма с помощью плановой профилактической работы. Конечная цель исследования – досконально разобраться в причинах несчастных случаев с тяжелыми последствиями и разработать действенные рекомендации по корректировке и оптимизации ведомственных отраслевых планов мероприятий по снижению производственного травматизма. Результаты исследования подтвердили авторскую гипотезу о том, что повторяющиеся из года в год системные причины несчастных случаев на производстве требуют уточнения обязательных требований по охране труда, содержащихся в НПА, и учета специфики конкретных производств соответствующих отраслей. Полученные в ходе анализа выводы могут лечь в основу проводимой работы по пересмотру эффективности принимаемых мер и плановой профилактической деятельности по разработке дополнительных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC CAUSES OF OCCUPATIONAL INJURIES IN ORGANIZATIONS OF FIVE FEDERAL MINISTRIES: RECOMMENDATIONS FOR ADJUSTING DEPARTMENTAL SECTORAL PLANS

This study focuses on identifying the systemic causes of occupational injuries in organisations within the real sector of the economy, identified in the process of analyzing the departmental sectoral action plans implemented to reduce and prevent accidents. The relevance and scientific novelty of the paper lie in identifying the systemic causes of severe accidents by economic activity type in the Russian Federation and proposing recommendations for adjusting departmental sectoral plans to mitigate occupational injuries through planned preventive measures. The ultimate goal of the research is to comprehensively understand the causes of severe accidents and develop effective recommendations for adjusting and optimizing departmental sectoral action plans to reduce occupational injuries. The study's results confirm the hypothesis that systemic causes of recurring workplace accidents necessitate a review of mandatory labor protection requirements in regulations and consideration of industry-specific characteristics. The conclusions drawn from the analysis can serve as a basis for ongoing efforts to assess the effectiveness of implemented measures and plan additional preventive activities to reduce occupational injuries.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЯТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПЛАНОВ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-78-88 УДК 331.46 ^ ^1; ^0

СИСТЕМНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЯТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПЛАНОВ

М.С. Москвина

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - системные причины производственного травматизма в организациях реального сектора экономики, выявленные в процессе анализа реализованных ведомственных отраслевых планов мероприятий, направленных на снижение (предупреждение) несчастных случаев. Актуальность и научная новизна работы состоят, во-первых, в выявлении системных причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями по видам экономической деятельности в РФ, во-вторых, в предложенных рекомендациях по корректировке ведомственных отраслевых планов по снижению производственного травматизма с помощью плановой профилактической работы. Конечная цель исследования - досконально разобраться в причинах несчастных случаев с тяжелыми последствиями и разработать действенные рекомендации по корректировке и оптимизации ведомственных отраслевых планов мероприятий по снижению производственного травматизма. Результаты исследования подтвердили авторскую гипотезу о том, что повторяющиеся из года в год системные причины несчастных случаев на производстве требуют уточнения обязательных требований по охране труда, содержащихся в НПА, и учета специфики конкретных производств соответствующих отраслей. Полученные в ходе анализа выводы могут лечь в основу проводимой работы по пересмотру эффективности принимаемых мер и плановой профилактической деятельности по разработке дополнительных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма. Ключевые слова: производственный травматизм; анализ несчастных случаев; причины несчастных случаев; ведомственные планы мероприятий; охрана труда; правила по охране труда.

Для цитирования: Москвина М.С. Системные причины производственного травматизма в организациях пяти федеральных министерств: рекомендации по корректировке ведомственных отраслевых планов. Социально-трудовые исследования. 2024;55(2):78-88. DOI: 10.34022/26583712-2024-55-2-78-88.

ORIGINAL PAPER

SYSTEMIC CAUSES OF OCCUPATIONAL INJURIES IN ORGANIZATIONS OF FIVE FEDERAL MINISTRIES: RECOMMENDATIONS FOR ADJUSTING DEPARTMENTAL SECTORAL PLANS

M.S. Moskvina

All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia

ABSTRACT

This study focuses on identifying the systemic causes of occupational injuries in organisations within the real sector of the economy, identified in the process of analyzing the departmental sectoral action plans implemented to reduce and prevent accidents. The relevance and scientific novelty of the paper lie in identifying the systemic causes of severe accidents by economic activity type in the Russian Federation and proposing recommendations for adjusting departmental sectoral plans to mitigate occupational injuries through planned preventive measures. The ultimate goal of the research is to comprehensively understand the causes of severe accidents and develop effective recommendations for adjusting and optimizing departmental sectoral action plans to reduce occupational injuries. The study's results confirm the hypothesis that systemic causes of recurring workplace accidents necessitate a review of mandatory labor protection requirements in regulations and consideration of industry-specific characteristics. The conclusions drawn from the analysis can serve as a basis for ongoing efforts to assess the effectiveness of implemented measures and plan additional preventive activities to reduce occupational injuries.

Keywords: occupational injuries; accident analysis; causes of accidents; departmental plans; labor protection; labor protection regulations.

For titation: Moskvina M.S. Systemic causes of occupational injuries in organizations of five federal ministries: Recommendations for adjusting departmental sectoral plans. Social and labor research. 2024;55(2):78-88. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-78-88.

© Москвина М.С., 2024

ВВЕДЕНИЕ

В рамках исполнения п.7 «Комплекса мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 833-р1, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроем России), Министерством промышленности и торговли РФ (Минпром-торгом России), Министерством транспорта РФ (Минтрансом России), Министерством энергетики РФ (Минэнерго России), Министерством сельского хозяйства РФ (Минсельхозом России) реализуются ведомственные отраслевые планы мероприятий по снижению производственного травматизма, рассчитанные на период 20192024 гг.

Ожидаемым результатом реализации является внедрение профилактической модели управления охраной труда в организациях реального сектора экономики.

АНАЛИЗ ВЕДОМСТВЕННЫХ ПЛАНОВ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА

В 2022 г. в организациях Минпромторга России произошло 1520 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в результате которых погибли 363 человека (оформленных актом формы Н-1):

• 73 человека погибли в результате 66 групповых несчастных случаев на производстве;

• 290 человек в результате 1159 несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом. Несчастные случаи со смертельным исходом

зафиксированы: в торговле оптовой (кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) - 33 случая; производстве прочей неметаллической минеральной продукции -31 случай; добыче металлических руд - 26 случаев; производстве металлургическом - 22 случая; производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - 18 случаев; обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производстве изделий из соломки и материалов для плетения - 11 случаев; производстве чугуна, стали и ферросплавов - 7 случаев.

1 Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 833-р «Об утверждении комплекса мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников».

700 600

к « а ^

ю * 500

К О

§ | 400

В & 200

0

2020 2021 2022

Рис. 1 / Fig. 1. Количество пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в отраслях, находящихся в сфере ведения Минпромторга России за 2020-2022 гг. / Number of victims of fatal accidents in industries under the jurisdiction of the Ministry of Industry and Trade of Russia in 2020-2022 Источник/Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation

Исследование показало, что основными причинами несчастных случаев на производстве были неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, а также технологического процесса и правил дорожного движения.

Вместе с тем, общее количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в организациях, относящихся к сфере ведения Минпромторга России, в 2022 г. сократилось на 37,93% по сравнению с 2021 г. На 36,6% снизилось за этот период и число погибших, оформленных актом Н-1 (рис. 1). Уменьшилось количество несчастных случаев со смертельным исходом в металлургическом производстве (на 19 случаев) и производстве готовых металлических изделий кроме машин и оборудования (на 9 случаев).

Отмеченные положительные сдвиги являются результатом целенаправленной работы Мин-промторга России по реализации мероприятий ведомственного плана по снижению производственного травматизма, совершенствованию правовых механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В частности, Минпромторг России на регулярной основе осуществляет рассмотрение законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда и промышленной безопасности при выполнении определенных видов работ, вносит соответствующие дополнения и изменения в документы, инициированные Правительством РФ, работо-

Рис. 2/ Fig. 2. Количество пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в организациях сельского хозяйства за 2020-2022 гг. / Number of victims of fatal accidents in agricultural organisations in 2020-2022

Источник/Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

40 20 0

53

21

41

40

5

Растениеводство

Животноводство

Рыболовство

Кол-во погибших всего,

оформленных актом Н-1

2020

2021

2022

6

дателями, профсоюзными организациями, что, бесспорно, даёт положительный эффект, приводит к снижению несчастных случаев на производственных площадках.

В отчете о выполнении ведомственного плана Минсельхоза России за 2022 г. указано, что по ВЭД, относящимся к АПК: (А 01-03.22.9 Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; А 01-01.70 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг соответствующих услуг в этих областях; А 01.1-01.30 Растениеводство; А 01.4-01.70 Животноводство; А 03-03.22.9 Рыболовство и рыбоводство; А 03.103.12.4 Рыболовство; А 03.2-03.22.9 Рыбоводство; С 10-10.92 Производство пищевых продуктов; С 11-11.07.2 Производство напитков; С 12-12.00.3 Производство табачных изделий), число погибших, оформленных актом Н-1, составляет 130 человек, что на 6,6% больше, чем в 2021 г., но на 20,7% меньше, чем в 2020 г.

Наибольшее число погибших (рис. 2) зафиксировано: в растениеводстве (А 01.1-01.30) - 60 человек; животноводстве (А 01.4-01.70) - 40 человек; производстве пищевых продуктов (С 10-10.92) - 16 человек; рыболовстве (А 03.1-03.12.4) - 5 человек; производстве напитков (С 11-11.07.2) - 5 человек; рыбоводстве (А 03.2 - 03.22.9) - 4 человека.

Число погибших, оформленных актом Н-1, уменьшилось по сравнению с 2021 г. в следующих субъектах РФ: Красноярском крае - на 33%, Нижегородской области и Воронежской области, соответственно, - на 20 и 16%.

Наибольшее количество погибших по 6 основным отраслевым ВЭД зафиксировано в следующих регионах:

• А 01.1-01.30 Растениеводство: Волгоградская область - 6; Красноярский край - 4; Липецкая область - 4; Удмуртская Республика - 4.

• А 01.4-01.70 Животноводство: Ленинградская область - 6; Нижегородская область - 4; Республика Мордовия - 3.

• С 10-10.92 Производство пищевых продуктов: Республика Марий Эл - 3; Республика Мордовия - 2.

• А 03.1-03.12.4 Рыболовство: Мурманская область - 2.

• С 11-11.07.2 Производство напитков: Республика Крым - 3.

• А 03.2-03.22.9 Рыбоводство: Мурманская область - 2.

Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями в организациях АПК (в зависимости от его типа) приходится на:

1) транспортное происшествие на наземном транспорте (17,7%);

2) падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (13,8%);

3) воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д.

(11,5%);

4) падение пострадавшего с высоты (10%);

5) утопление и погружение в воду (7%);

6) повреждения в результате контакта с растениями, животными, насекомыми и пресмыкающимися (3,1%).

Основными причинами несчастных случаев являются:

• неудовлетворительная организация производства работ (33%);

• нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (17,7%);

• прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,2%);

• нарушение правил дорожного движения (13,8%);

Рис. 3/ Fig. 3. ТОП-10 субъектов РФ по количеству пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2022 г. / TOP 10 regions of the Russian Federation by the number of victims of fatal accidents in the construction, housing and communal services sector in 2022

Источник/Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

г. Москва Республика Башкортостан Свердловская область г. Санкт-Петербург Челябинская область Краснодарский край Московская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Омская область Новосибирская область

0 5 10 15 20 Количество погибших на производстве, чел.

• нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (7%);

• неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории (7%);

• нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения (5,3%).

Анализ состояния смертельного травматизма в организациях сельского хозяйства показал, что количество областей, краев и республик, в которых не зафиксировано ни одного погибшего от несчастного случая на производстве, увеличилось до 13 субъектов РФ, в числе которых: Амурская, Архангельская, Калининградская, Калужская, Магаданская, Омская, Смоленская, Тверская, Томская области, Камчатский и Пермский края, Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика. По сравнению с 2021 г. уровень смертельного травматизма в 2022 г. в субъектах РФ сократился по следующим ВЭД: А 01.4-01.70 Животноводство - на 2,4%, А 03.103.12.4 Рыболовство - на 1,6%.

Приоритетным направлением государственной поддержки в регионах является техническая и технологическая модернизация отрасли, ставшая основой улучшения условий и обеспечения безопасности труда работников АПК. Реконструкция производственных объектов и замена оборудования помогают максимально механизировать производственный процесс, исключить тяжелый ручной труд и обезопасить работника от многих производственных травм.

За 11 месяцев 2022 г. в строительных организациях и в жилищно-коммунальном хозяйстве Минстроя России в результате несчастных случа-

ев, связанных с производством, погибли 229 работников, из них: 214 человек - в строительстве; 9 - при обслуживании зданий и территорий; 6 -при сборе, обработке и утилизации отходов.

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются:

• допуск к работе пострадавших без прохождения обучения безопасным методам труда и проверки знаний по охране труда вследствие отсутствия организованного учебного процесса;

• недостатки в организации и проведении обучения работников безопасным методам труда;

• необеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, в том числе предохранительными поясами со страховочным канатом, жилетами оранжевого цвета, кислородными и изолирующими или шланговыми противогазами.

Рейтинг субъектов РФ (Т0П-10) по количеству пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в строительной сфере и в организациях жилищно-коммунального хозяйства в 2022 г. приведен на рис. 3.

В целях сокращения производственного травматизма в субъектах РФ осуществляется систематический мониторинг выполненных профилактических мероприятий, ведется активная информационная работа по формированию культуры безопасного труда, внедрению принципов нулевого травматизма и управлению производственными рисками, выполнению корпоративных программ и планов по улучшению условий труда и сохранению здоровья работников на рабочем месте. Подве-

домственные структуры Минстроя РФ постоянно консультируют подрядные и субподрядные организации, производящие работы на объектах капитального строительства, и организуют мероприятия по снижению производственного травматизма с соблюдением всех правил техники безопасности.

В отчете о выполнении ведомственного плана Минтранса России за 2022 г. в части автомобильного и городского наземного электрического транспорта указано, что в подведомственных организациях города Санкт-Петербурга, Костромской, Владимирской, Кемеровской, Калининградской, Иркутской, Омской, Калужской областей, республик Карелия и Крым, а также Алтайского, Краснодарского, Хабаровского и Ставропольского краёв случаи производственного травматизма со смертельным исходом не выявлены. Стоит отметить, что многие субъекты РФ не предоставили сведения о случаях травматизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дорожном хозяйстве Вологодской области в 2022 г. зарегистрированы: один случай смертельного травматизма (причина - наезд проезжающего легкового автомобиля) и один тяжелый несчастный случай на производстве по причине нарушения правил дорожного движения.

На предприятиях автотранспорта (в том числе дорожного хозяйства) Ханты-Мансийского автономного округа выявлены 16 случаев травматизма (17 пострадавших работников, 6 смертельных исходов). Причина: нарушение эксплуатации транспортных средств.

Всего же по данным Роструда от 03.11.2022 № 0725-3-1 за 9 месяцев 2022 г. в организациях, связанных с грузовыми автотранспортными перевозками и оказанием услуг по перевозкам, погибло 44 водителя.

В целях снижения производственного травматизма в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта Минтранс России издал 2 приказа:

• от 11 января 2022 г. № 1 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов» .

2 Приказ Минтранса России от 11 января 2022 г. № 1 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов».

• от 12 января 2022 г. № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424»3.

После 2,5 лет со дня принятия данных приказов трудно делать какие-то выводы о их эффективности - прошло слишком мало времени, но получаемая предварительная информация из отдельных регионов внушает оптимизм.

В отчете о выполнении ведомственного плана Минтранса России на железнодорожном транспорте указано, что в 2022 г. по отношению к

2021 г. уровень общего производственного травматизма снижен на 4% (со 163 до 157 человек). Травматизм со смертельным исходом снижен на 7% (с 27 до 25 погибших). На рис. 4 представлено отсутствие существенных изменений в ежегодных данных в период 2020-2022 гг.

Основные виды случаев гибели работников в

2022 г.:

• дорожно-транспортные происшествия - 4 погибших (все случаи произошли на автотрассах по вине сторонних лиц);

• наезд подвижного состава - 7 погибших;

• поражение электротоком - 8 погибших.

В основе всех несчастных случаев на производстве - причины организационного характера, в числе которых:

• неудовлетворительная организация и контроль за производством работ;

• нарушение правил дорожного движения.

В отчете о выполнении ведомственного плана Минтранса России в сфере дорожного хозяйства указано, что в 2022 г. в подрядных организациях, осуществляющих выполнение дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, произошло 58 несчастных случаев (из них со смертельным исходом -11), в том числе по видам деятельности:

• строительство - 8 (из них 2 со смертельным исходом);

• реконструкция - 6 (из них 2 со смертельным исходом);

• капитальный ремонт - 12 (из них 1 со смертельным исходом);

• ремонт 5 - (из них 1 со смертельным исходом);

3 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424».

160 140 120 100 80 60 40 20 0

2022

2020 2021

I | Общий травматизм | Травматизм со смертельным исходом

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

58

17

11

2021 2022 I | Общий травматизм | Травматизм со смертельным исходом

Рис. 4/ Fig. 4. Производственный травматизм на железнодорожном транспорте за 2020-2022 гг. / Occupational injuries in railway transport in 2020-2022

Источник/Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

• содержание дорог - 26 (из них 5 со смертельным исходом).

По информации, представленной территориальными органами управления дорожным хозяйством субъектов РФ, в 2022 г. были зафиксированы единичные случаи со смертельным исходом при выполнении дорожных работ. При этом основными причинами несчастных случаев были следующие:

• нарушение правил дорожного движения, как работниками подрядных организаций, так и другими участниками движения;

• нарушение требований безопасности и правил по охране труда при производстве дорожных работ;

• нарушение технологического процесса;

• неудовлетворительная организация производства работ, в том числе производство работ без наряд-допуска;

• экстремальные погодные условия. Основные источники несчастных случаев:

• воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов;

• сдавление и удары технологическим оборудованием;

• дорожно-транспортные происшествия с участием сторонних автомобилей;

• падение с высоты;

• травмы от работы с горячим битумом и газосварочным оборудованием.

Перечень основных видов деятельности по степени убывания числа несчастных случаев со смертельным исходом в 2022 г. включает в себя:

1. Содержание дорог;

2. Капитальный ремонт;

3. Строительство.

Рис. 5/ Fig. 5. Производственный травматизм в сфере дорожного хозяйства за 2020-2022 гг. / Occupational injuries in the public road system in 2020-2022

Источник / Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

Всего в подрядных организациях, осуществляющих дорожные работы на федеральных автотрассах общего пользования, в 2022 г. произошло 58 несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом - 11 (в 2021 г. - 89 несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом - 17) (рис. 5).

Для того, чтобы исключить основные повторяющиеся причины и виды несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, Федеральное дорожное агентство и органы управления дорожным хозяйством субъектов РФ занимаются формированием соответствующих типовых организационных решений в сфере дорожного хозяйства.

В настоящее время на некоторых дорожных предприятиях проводятся: внеплановый инструктаж; внеочередное обучение работников правилам безопасности дорожного движения; планирование профилактических мер; пред-рейсовые и послерейсовые осмотры водителей; регулярный контроль и мониторинг исправности оборудования, правильного использования средств индивидуальной защиты, организации работ в период, когда чаще всего возможны несчастные случаи (в первые часы рабочей смены, в предвыходные и предпраздничные дни), а также на участках с повышенной опасностью (погрузо-разгрузочные работы, управление и ремонт машин и механизмов, строповочные работы).

В рамках проведения мониторинга состояния условий и охраны труда в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Минтранса России) случаев производственного травматизма в 2022 г. не выявлено. Установлено, что на предприятиях морского и речного транспорта разработана и внедрена система управления охраной труда (СУОТ), направленная на обеспечение:

• приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

• соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

• выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками.

В отчете о выполнении ведомственного плана Минтранса России (в части воздушного транспорта) указано, что в 2021 г. произошел 21 несчастный случай со смертельным исходом, в том числе 20 работников организаций воздушного транспорта погибли в результате авиационных происшествий. Анализ производственного травматизма и охраны труда ежегодно проводится по поступающим непосредственно в Росавиацию и ее территориальные органы копиям форм статистического наблюдения № 7-травматизм, № 1-Т (условия труда), копиям актов расследования несчастных случаев на производстве по форме Н-1, перечню выполнения основных работ по охране труда. Таким образом, в 2022 г. для подготовки анализа обрабатывалась информация за 2021 г.

В отчете о выполнении ведомственного плана Минэнерго России определены коэффициенты смертельного травматизма в разрезе ВЭД, динамика показателей смертельного травматизма, доминирующие причины и виды несчастных случаев на производстве.

В структуре показателей производственного травматизма отмечается снижение количества несчастных случаев на производстве по итогам III квартала 2022 г. на 4,9% (в 2022 г. - 117 несчастных случаев, в 2021 г. - 123 несчастных случая), при этом численность пострадавших при несчастных случаях на производстве по итогам III квартала в 2022 г. уменьшилась на 8,3% (в 2022 г. - 121 человек, в 2021 г. - 132 человека). Коэффициент производственного травматизма (Ктр = (Числ. пострадавших * 1000)/Числ. среднесписочная) (далее - Ктр) уменьшился с 0,238 до 0,218 (ср. спис. числ. за III квартал) (- 0,02).

Численность пострадавших со смертельным исходом за 9 месяцев 2022 г. уменьшилась на 13% (численность погибших на производстве за 9 месяцев 2022 г. - 20 человек, за 9 месяцев 2021 г. - 23 человека). Ксм снизился с 0,041 до 0,036 (-0,005 по отношению к 2021 г.) при сред-

несписочной численности работников по ВЭД в 2022 г. - 556 293 человека (данные III квартала), в 2021 г. - 555 261 человек (данные III квартала).

Наиболее частые виды происшествий, повлекшие за собой возникновение несчастных случаев со смертельным исходом в 2022 г. (данные за 9 месяцев) в электроэнергетике:

• падение пострадавшего с высоты - 40 человек (33,1% от общей численности пострадавших в электроэнергетике);

• поражение электрическим током - 31 человек (25,6% от общей численности пострадавших в электроэнергетике);

• воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей - 16 человек (13,2% от общей численности пострадавших в электроэнергетике).

Наиболее частыми причинами происшествий в 2022 г. (данные за 9 месяцев) в электроэнергетике стали:

• нарушение работниками требований и норм охраны труда - 41 пострадавший (33,9% от общей численности пострадавших в электроэнергетике);

• неудовлетворительная организация производства работ - 34 пострадавших (28,1% от общей численности пострадавших в электроэнергетике);

• личная неосторожность - пострадавших 22 пострадавших (18,2% от общей численности пострадавших в электроэнергетике);

• нарушение правил дорожного движения - 34 пострадавших (13,6% от общей численности пострадавших в электроэнергетике);

• нарушение трудовой и производственной дисциплины - 14 пострадавших (5,6% от общей численности пострадавших в электроэнергетике).

Причинами аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на производстве чаще всего являются не недостаточность или несовершенство технических средств, а «человеческий фактор», умышленное игнорирование требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, несоблюдение производственной дисциплины.

По оперативным данным Ростехнадзора, в 2022 г. в организациях угольной промышленности зафиксировано 7 случаев смертельного травматизма на производстве.

По 2 смертельных случая произошло из-за динамических явлений и воздействия машин и механизмов и по 1 смертельному несчастному

Рис. 6/ Fig. 6. Количество пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в угольной промышленности за 2019-2022 гг. / Number of victims of fatal accidents in the coal industry in 2019-2022

Источник / Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

случаю - из-за воздействия электротока, транспорта и прорыва воды. Удельный показатель смертельного травматизма в 2022 г. составил 0,016 чел. / млн т.

Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. № 1582-р, ставит своей задачей снижение в угольной отрасли показателя удельного смертельного травматизма к 2025 г. до 0,02 чел./ млн тонн и к 2035 г. - до 0,01 чел./ млн тонн.

Анализ состояния смертельного травматизма в организациях угольной промышленности показал снижение количества пострадавших со смертельным исходом в 2022 г.: на 53,3% по сравнению с 2019 и 2020 гг., и на 89,5% по сравнению с 2021 г. (рис. 6).

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА Для того, чтобы системно разобраться в причинах производственного травматизма и нарушений требований Правил по охране труда в организациях вышеуказанных ведомств были использованы ресурсы СУБД «RCA», разработанной в ФГБУ «ВНИИ труда». Большую методическую и аналитическую помощь оказали результаты проведенных ранее исследований, посвященных вопросам производственного травматизма [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и др.].

Соблюдение работодателями государственных нормативных требований охраны труда является обязательным условием в процессе обеспечения безопасности работников. Значительная часть обязательных требований охраны

труда содержится в нормативных правовых актах, в том числе и в Правилах по охране труда.

Более половины всех нарушений приходится на нарушения требований следующих трех Правил по охране труда: №782н ПОТ при работе на высоте, №883н ПОТ при строительстве, реконструкции и ремонте, №903н ПОТ при эксплуатации электроустановок. Также большая доля нарушений требований №871н ПОТ на автомобильном транспорте, №746н ПОТ в сельском хозяйстве [1].

Ежегодно, в том числе и в 2022 г., в общей структуре всех причин несчастных случаев со смертельным исходом превалируют организационные, в том числе - не отвечающая утверждённому регламенту организация производства работ, нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, нарушение правил дорожного движения. Только из-за неудовлетворительной организации производства работ в 2022 г. произошел почти каждый третий несчастный случай [2]. Эти же причины отмечаются при анализе отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий по снижению производственного травматизма.

При анализе вопросов, содержащихся в обращениях граждан, направленных в Департамент условий и охраны труда Минтруда России в период 2021-2023 гг., и связанных с соблюдением Правил по охране труда, [1] установлено, что почти треть нарушений требований Правил по охране труда при работе на высоте приходится на раздел «Требования охраны труда при организации работ на высоте с оформлением наряда-допуска»: п. 54 - обязанности должностных лиц, выдающих наряд-допуск; п. 55 - ответственность должностных лиц, выдающих наряд-допуск; п. 56 - обязанности ответственного руководителя работ; п. 57 - ответственность ответственного руководителя работ. Данные пункты также часто фигурируют в материалах расследований несчастных случаев со смертельным исходом при работе на высоте4.

В Правилах по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте вопросы граждан вызывают в основном следующие пункты: 2, 4, 9, 12, 13, 29, 56, 57, 58, 120, 138. При этом п п. 9 и 13 - требования по организации и проведению строительного производства на объектах капитального строительства и требования по установке защитных ограждений на границах зон с

4 Приказ Минтруда РФ № 782н от 16 ноября 2020 года «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

Рис. 7/ Fig. 7. Причины производственного травматизма в анализируемых отчетах ведомств за 2022 г. / Causes of occupational injuries in the analyzed departmental plan reports in 2022

Источник/Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

Причины НС / Ведомства / Causes of NS / Agencies Минпром-торг России / Ministry of Industry and Trade of Russia Минсельхоз России / Ministry of Agriculture of Russia Минстрой России / Ministry of Construction of Russia Минтранс России(в части авто- и городского наземного эл. транспорта)/ Ministry of Transport of Russia (in terms of road and urban land electric transport) Минтранс России на ж/д транспорте / Russian Ministry of Transport on railway transport Минтранс России в сфере дорожного хозяйства / Ministry of Transport of Russia in the field of road maintenance Минэнерго России / Russian Ministry of Energy

Неудовлетворительная организация производства работ

Нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда

Нарушение технологического процесса

Нарушение правил дорожного движения

Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования НС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда

Неприменение работником средств индивидуальной защиты

постоянным присутствием опасных производственных факторов, сигнальных ограждений и знаков безопасности - наиболее нарушаемые и наиболее часто фиксируемые в качестве причин несчастных случаев5.

Пункты 6, 20, 48, содержащиеся в вопросах, касающихся Правил по охране труда на автомобильном транспорте, также фигурируют в материалах расследований несчастных случаев со смертельным исходом как часто нарушаемые. При этом п. 6 встречается чаще других в обоих случаях. В нем говорится о том, что работодатель обязан обеспечить, в том числе обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда6.

На рис. 7 представлены причины производственного травматизма, указанные в анализируемых отчетах о реализации ведомственных планов мероприятий за 2022 г. Закрашенные ячейки наглядно показывают, что основными являются неудовлетворительная организация производства работ и нарушение правил дорожного движения.

На рис. 8 аналогичным образом представлены причины производственного травматизма, ука-

5 Приказ Минтруда РФ № 883н от 11 декабря 2020 года «Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте».

6 Приказ Минтруда РФ № 883н от 9 декабря 2020 года «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте».

занные в анализируемых отчетах о реализации ведомственных планов мероприятий за 20202022 гг. То есть из года в год ситуация практически не меняется. При этом причина «Неудовлетворительная организация производства работ», по сути, является источником многих нарушений второго уровня - необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины, состоянием территории и оборудования, нарушение допуска к работам с повышенной опасностью, режима труда и отдыха, недостатки в создании и обеспечении функционирования СУОТ и т.д.

Бесспорно, что повторяющиеся из года в год такие причины как «Неудовлетворительная организация производства работ», «Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда», «Нарушение технологического процесса» требуют уточнения обязательных требований по охране труда, содержащихся в НПА, через учет особенностей и специфики конкретных производств организаций соответствующих ведомств.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ производственного травматизма в организациях реального сектора экономики позволил разработать научно-обоснованные рекомендации по корректировке

Причины НС / Ведомства / Causes of NS / Agencies Минпром-торг России / Ministry of Industry and Trade of Russia Минсельхоз России / Ministry of Agriculture of Russia Минстрой России / Ministry of Construction of Russia Минтранс России(в части авто- и городского наземного эл. транспорта)/ Ministry of Transport of Russia (in terms of road and urban land electric transport) Минтранс России на ж/д транспорте/ Russian Ministry of Transport on railway transport Минтранс России в сфере дорожного хозяйства/ Ministry of Transport of Russia in the field of road maintenance Минэнерго России / Russian Ministry of Energy

2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022

Неудовлетворительная организация производства работ

Нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда

Нарушение технологического процесса

Нарушение правил дорожного движения

Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования НС

Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда

Неприменение работни -ком средств индивидуальной защиты

Рис. 8 / Fig. 8. Динамика причин производственного травматизма в анализируемых отчетах ведомств за 2020-2022 гг. / Dynamics of causes of occupational injuries in the analyzed departmental plan reports in 2020-2022

Источник/Source: составлено автором по данным отчетов о реализации ведомственных планов мероприятий / compiled by the author based on reports of departmental plan implementation.

ведомственных отраслевых планов соответствующих федеральных органов исполнительной власти для выработки более адресных и эффективных мер по сокращению производственного • травматизма с учетом особенностей конкретных видов экономической деятельности.

Выявленные лидирующие причины, такие как «Неудовлетворительная организация производства работ», «Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда», «Нарушение • технологического процесса», повторяющиеся из года в год, требуют уточнения обязательных требований по охране труда, содержащихся в НПА, через учет особенностей и специфики конкретных производств организаций соответствующих ведомств.

На основании полученных результатов исследования предлагается включить в результирующую часть всех ведомственных планов • мероприятий по снижению производственного травматизма, а также по минимизации потерь, связанных с травматизмом и утерей трудоспособности работников, следующие дополнения: • результаты анализа правоприменительной

практики реализации обязательных требова-

ний Правил по охране труда, а также предложения по их актуализации и совершенствованию;

результаты обобщения и анализа правоприменительной практики реализации обязательных требований, вступивших в силу в 2022-2023 гг., в том числе касающихся управления профессиональными рисками в организации;

результаты оказания содействия организациям и группам организаций, где сложилась неблагополучная обстановка с производственным травматизмом, в разработке конкретных мер по снижению уровня производственного травматизма с использованием лучших практик и предоставлению типовых решений по исключению причин несчастных случаев на производстве;

результаты разработки и локализации документов по охране труда в ведомственных организациях, в том числе инструкций по охране труда, положений по СУОТ, применения электронного документооборота в сфере охраны труда, положений по учету микроповреждений.

Полагаем, что предложенная нами корректи-ровкаи ведомственных Планов мероприятий по охране труда, направленных на совершенствование системы управления охраной труда в организациях всех видов экономической деятельности и субъектах РФ, риск-ориентированный подход к управлению безопасностью, здоровьем и благополучием работников позволят повысить

качество и безопасность труда на рабочих местах, минимизировать риски утери работниками трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве, сократить потенциальные убытки и потери организаций и государства, полнее и эффективнее решать задачи, заложенные в Национальных проектах «Производительность труда» и «Здравоохранение».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Москвина М.С., Поляков А.В., Комин А.И. Анализ и систематизация правоприменительной практики по действующим правилам по охране труда // Экономика труда. 2023;10(12):2119-2130. DOI: 10.18334/et.10.12.120182

2. Москвина М.С. Работы в ограниченных и замкнутых пространствах: анализ производственного травматизма и мероприятий по его снижению в субъектах РФ. Социально-трудовые исследования. 2023;53(4):8-15. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-534-8-15

3. Комин А.И. Выявление коренных причин при расследовании несчастного случая со смертельным исходом на предприятии // Экономика труда. 2023;10(5):789-802. DOI: 10.18334/et.10.5.117839

4. Гонтаренко А.Ф., Кловач Е.В., Цирин И.В. Производственный травматизм и инновации в обучении по охране труда // Безопасность труда в промышленности. 2022;(3):84-92. DOI: 10.24000/0409-2961-2022-3-84-92

5. Кузнецова Е.А. Михина Т.В. Производственный травматизм в РФ: анализ состоянии в регионах и по видам экономической деятельности. Социально трудовые исследования. 2022;46(11):8-15. DOI: 10.34022/2658-3712 2022 46-1-8 15

6. Поляков А.В. Корреляционные связи различных макроэкономических показателей с динамикой производственного травматизма. Социально-трудовые исследования. 2022;46(1):16-25. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-16-25

7. Мажкенов С.А. О принципах и направлениях разработки концепции развития безопасности и охраны труда в России // Экономика труда. 2023;10(9):1451-1468. DOI: 10.18334/et.10.9.119220

REFERENCES

1. Moskvina M.S. Polyakov A.S., Komin A.I. Analysis and systematization of law enforcement practice according to the current rules on bark. Russian Journal of Labor Economics. 2023;10(12):2119-2130. DOI: 10.18334/et.10.12.120182 (In Russ.).

2. Moskvina M.S. Work in faceted and nested spaces: analysis of injury and its inheritance in the subjects of the Russian Federation. Social and Labor Research. 2023;53(4):8-15. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-8-15 (In Russ.).

3. Komin A.I. The exposed worker in the settlement of an accident with a modest being on the pretext. Russian Journal of Labor Economics. 2023;10(5):789-802. DOI: 10.18334/et.10.5.117839 (In Russ.).

4. Gontarenko A.F., Klovach E.V., Tsirin I.V. Industrial injuries and innovations in labour protection training. Industrial Safety. 2022;(3):84-92. DOI: 10.24000/0409-2961-2022-3-84-92. (In Russ.).

5. Kuznetsova E.A. Mikhina T.V. Industrial injuries in the Russian Federation: Analysis of the situation in the regions and by type of economic activity. Social and Labor Research. 2022;46(11):8-15. DOI: 10.34022/2658-3712 2022 46-1-8 15. (In Russ.).

6. Polyakov A.V. Correlation relations of various macroeconomic indicators with the dynamics of industrial traumatism. Social and Labor Research. 2022;46(1):16-25. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-16-25. (In Russ.).

7. Mazhkenov S.A. On the principles and directions of the development of the concept of occupational safety and health in Russia. Russian Journal of Labor Economics. 2023;10(9):1451-1468. DOI: 10.18334/et.10.9.119220. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Мария Сергеевна Москвина - младший научный сотрудник Центра исследований охраны труда, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Mariya S. Moskvina - Junior Researcher, Labor Protection Research Center, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia ms_moskvina@vcot.info

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 26.02.2024; после рецензирования 29.03.2024, принята к публикации 03.04.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 26.02.2024; revised on 29.03.2024 and accepted for publication on 03.04.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.