Голиков Виктор Андреевич, аспирант, Россия, Орел, ОГУ им. И. С. Тургенева
BIG DATA - NEW APPROACH TO BUSINESS KNOWLEDGE CREATION
V. A. Golikov
Dedicate to the topic of creation of business knowledge with usage of new heterogeneous information sources and specific technologies, united under the concept - "big data". Analyzed various definitions of the "Big data" term as well as specifics of that particular technology. It was formulated some key differentiations of "Big data" from traditional technologies. Based on that analysis it was made a conclusion regarding the value of this technology for gaining a competitive advantage.
Key words: Big data, analytics, data sources, traditional data, internet-technologies, methods of data sourcing, data types, structural data, unstructured data, data processing, data analysis.
Golikov Victor Andreevich, postgraduate, Russia, Oryol, regional public institution of I.S. Turgenev
УДК 621.833
СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЯРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ АРКТИКИ
Н.М. Куприков, А.М. Горохов
Рассматривается геополитическое положение Арктической зоны Российской Федерации. Для выявления системных требований к деятельности за полярным кругом наиболее актуальными представляются исследования возможностей и условий развития научно-технического прогресса в глобальном масштабе. Рассматриваются общие предпосылки для осуществления успешного «рывка» в научно-технических направлениях деятельности российских участников освоения и развития Арктических территорий. Качественное содержание «рывка» раскрывается в терминах и определениях, охваченных российским нормативно-методическим обеспечением полярной деятельности, разработка которого ведется под контролем ТК187 «Проведение исследований в полярных регионах».
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, полярная деятельность, научно-технический прогресс, сотрудничество, техническая политика.
Арктика сегодня - цивилизационный сдвиг политического внимания. С научной точки зрения, если цивилизации обозначают свое пространства и время, не заключая договоров и дипломатических обяза-
тельств, то государства используют все средства. В этом состоит отличие в политическом поведении государств и цивилизаций как субъектов, с научной точки зрения. В этом человеческое восприятие цивилизации выражается в мировой политике присутствием интересов к установлению форм сотрудничества, видов деятельности, технологий взаимодействия между собой и развитии способов освоения государственной территории. В современных рамках между мировой политикой, мировой экономикой, всемирным здравоохранением, экологией и т.д. расширяются глобальные ролевые структуры, как например, мировое информационное пространство, мировой рынок или всемирный научно-технический прогресс.
Тенденции и перспективы изменений мирового порядка формируется из ряда стабильных этнических, культурных и материально-технических социальных отношений в существующих территориально-государственных пределах [1,2]. По аналогии межцивилизационными зонами на стыках цивилизаций (как Северный Кавказ, Восточная Индия, Юго-Восточная Европа, Ближний Восток) в реальности на мировой карте существуют и геополитические регионы на стыках государств - Арктика.
Допустимо считать, что в конце XX века территории Арктики, как геополитическое целое, пребывали в тени Балтийского, Североевропейского и Канадско-Североамериканского регионов. Сравнительно освоенная и развитая в экономическом плане транспортная артерия Арктической зоны Российской Федерации - Северный морской путь - в настоящее время так же пребывает в тени транспортных инфраструктур и экономических возможностей государств Индийского океана. Сегодня транспортные возможности Арктики, позволяют развивать возможности государственных систем управления и бросать вызов традиционным транспортным маршрутам южных широт. Таковыми являются Северный морской путь вдоль северного побережья России, и Северно-Западный проход, который соединяет Тихий океан с Атлантикой и расположен в границах Канадского Арктического архипелага.
Сохранение за широтами Северного Ледовитого океана и Северным морским путем роли стратегического маршрута от Евразии до Северной Америки и от Азии до Европы является комплексной задачей, решение которой успешно обеспечит развитие Арктических регионов РФ. В соответствии с действующей «Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» крайне необходима консолидация ресурсов и усилий всех заинтересованных субъектов государственной политики Российской Федерации в Арктике (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций) для решения
ключевых проблем развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и обеспечения национальной безопасности в Арктике [3, 4].
В сравнении с Арктикой проигрывают все остальные мировые океаны - Атлантический, Индийский, Тихий - здесь сосредоточены основные углеводородные запасы мирового океана (58 %), значительные запасы медно-никелевых руд, олова, оптического сырья, редких металлов и редкоземельных элементов [5]. Наиболее весомый экономический вклад в формирование образа Арктики, как спорного геополитического региона вносят и результаты геологоразведочных работ иностранных государств.
Рассматривая глобальное значение АЗРФ, цивилизационные особенности и их противоречия целесообразно учитывать в осознании роли государств заинтересованных в целях достижения целей освоения и использования ресурсных возможностей Арктики. Обновление взаимосвязей между ресурсными, территориально-временными, социальными и но-осферными задачами многих Арктических государств не может не оказывать влияния на концепции разработки перспективных решений государственных задач в данном направлении. В частности, иммунитет государства, охраняющий своими функциями и территориальную целостность, и суверенитет государства, принято понимать как правовой обычай, диктуемый международной вежливостью [6]. К концу ХХ столетия в законодательстве и судебных практиках ряда развитых стран получила распространение тенденция непризнания иммунитета иностранного государства в тех случаях, когда оно заключало внешнеэкономические сделки. Проблема государственного иммунитета многие годы являлась и является предметом теоретических споров, однако, существующие доктрина абсолютного иммунитета в международном праве и концепция функционального иммунитета в нашей стране диктуют продолжение сложного дискурса по упомянутому вопросу.
В современном формате внешнеполитическая ситуация предъявляет вниманию международных сообществ инновации и риски глобализации. Инновации и риск — это формы описания современного общества, которые не являются больше особенностями отдельных его подсистем (экономики, научной политики и т.п.), а относятся ко всей структуре общества и отражают изменчивые обстоятельства, то есть представляют две половины одной определенной ситуации [7]. Под инновацией допустимо понимать процесс решения, в котором решается сделать нечто иное, чем ожидалось -таким образом, инновации призваны скорее менять ожидания. Под риском же допустимо понимать решение, при котором речь идет о возможном ущербе - таким образом, риск привлекает внимание к неопределенным, но более или менее вероятно или невероятным фактам. Сложность глобали-стического уклада проявляется в одновременном стремлении ряда иностранных государств осуществлять концепцию устойчивого развития и соблюдать на международном уровне доктрину абсолютного иммунитета,
используя который вынуждено замедляется межгосударственное сотрудничество, так как задачи защиты своих хозяйствующих субъектов требуют внимательных и обстоятельных решений.
Следовательно, в современных условиях международных отношений с государствами, которые выражают отчетливый интерес к использованию арктических территорий в своих целях, российские проекты и результаты исследований должны учитывать все тенденции глобализации международного общества. Очевидно, что динамика цивилизационных укладов определенно включает неравномерность ритмов, взлетов и спадов, включает прогрессивный механизм совершенствования технологий и отношений в сферах жизнедеятельности человека. Первоисточники таких «замедлений» и «ускорений», предопределенные общественными явлениями человеческой цивилизации, социокультурными группами, системами и подсистемами территориально-временной основы государств и т.д., сегодня представляют собой фактическую реальность [8]. Однако, фактические международные условия и правовые рамки указывают на ощущаемые риски прогрессивного роста российской деятельности в АЗРФ.
С научной точки зрения Арктические регионы РФ следует, предварительно, рассматривать, как государственные территории, поддерживающие собственными экономическими, политическими и социальными и другими возможными видами функциональных ресурсов прогрессивное национальное и государственное развитие. С одной стороны, в современном периоде российской экономики и производства наравне с традиционными решениями активное распространение получают инновационные модели деятельности и инновационные подходы к попыткам развития российской промышленности и высокотехнологичных предприятий [9]. С другой стороны, отсутствие комплекса документов или стандартов, которые могли бы быть использованы для всестороннего регулирования деятельности за полярным кругом, показательно характеризует зависимость научно-технического, международного экономического и международного политического сотрудничества по вопросам Арктики от существующих и предстоящих рисков глобализующего мирового сообщества [10].
Безусловно, что географическое расположение Российской Федерации ярко выделяет АЗРФ. Позиционирование на мировой политической арене арктических территорий, как исключительной экономической зоны Российской Федерации, требует развития всех предполагаемых видов мероприятий по подготовке инфраструктуры и сферы потребления результатов необходимой продукции, требует конкретных показателей параметров специально создаваемой техники и технологий и т.д. для арктических условий эксплуатации.
В периоды политических конфронтаций на полярные инициативы и научные исследования приходится концентрированный поток неопределенностей, который осложняет координацию, замедляет и ослабляет
фактические научно-исследовательские действия и другие характеристики научно-технического прогресса (НТП). Условия для смены подходов к выработке показателей логической сложности или стереотипности проводимых научных работ в ходе полярной деятельности принимают на себя исходящую от сопредельных с РФ в Арктике государств волну обновленных экономических политических и социально-информационных императивов [11].
Все это только с технических позиций задает необходимость «рывка» в направлениях, которые открывают вопрос специального научно-технического задела (НТЗ). Мировой научный опыт по созданию научно-технического задела содержит неопровержимые доказательства, что научная деятельность без функционального заказчика проходит сложный путь до появления критических технологий или опытных демонстраторов. А именно неточными являются решения задач взаимодействия существующих систем; задач влияния отдаленности сроков применения системы, что вызвано длительностью сроков создания системы; задач обработки обобщенной информации по всем этапам эксплуатации системы после ее старта в форме всевозможных правомерных требований и технологических ограничений [12].
Соответственно, формирование устойчивой и продолжительной возможности по совершенствованию существующих государственных систем управления и по выработке научно-технических предложений обеспечивает освоение и сохранение потенциала за Арктическими регионами РФ. Именно поэтому реализацию системных требований Стратегии развития АЗРФ целесообразно осуществлять силами и посредством успешного научно-технического прогресса российских организаций.
Научная деятельность, в том числе для обеспечения устойчивого развития, предопределяется НТП как при наличии, так и при отсутствии НТЗ или повышенного стимулирования исследовательских коллективов. Политика менеджмента полярной деятельности в условиях выполнения автономных полярных инициатив и научной деятельности на территории АЗРФ формирует единое пространство для оценок соответствия всех необходимых элементов и характеристик НТП целям цивилизационного и правомерного применения полярной деятельности в ходе общего НТП государства. Сегодня сохраняется возможность совпадения потребностей, предопределенных НТП или системными требованиями функционального заказчика, по реализации устойчивого развития с потребностями автономных инициатив и научных исследований в Арктической зоне РФ, которые способны реализовать в своих интересах российские организации. Элементы и процессы НТП дополняют исходную композицию научной деятельности, в том числе в пространстве, которое сегодня правомерно именуется пространством проведения исследований в полярных регионах [13]. Наличие нововведений, как в структурах НТП, так и в системе менеджмента
полярной деятельности несет качественное изменение результатов управления. Система менеджмента полярной деятельности в изучении аспектов необходимого НТЗ регулирует интерпретации интенсивности появления нововведений в облике всемирного НТП, а также пики и снижения общей частоты технологических нововведений в полярной деятельности на территории АЗРФ и арктических территориях других государств. В частности эффективный инструмент нормативного обеспечения полярной деятельности открывается в перспективе учета и устранения влияний глобальных неопределенностей на современный НТП РФ.
Существующий научный и практический опыт показывает, что деятельность допускающая внедрение стандартизации (как добывающая промышленность, пищевая промышленность, транспортная промышленность, сфера социальных услуг и др.), не зависит от перспектив радикальных изменений в затратах на нее в том числе из-за изменчивости и развития задач общей эффективности задействованных средств или объектов [14]. Однако, с точки зрения истории современной России стандартизация полярной деятельности и, прежде всего, исследований в полярных регионах является инновационным путем, отклоняющим участников полярной деятельности от рутины и открывающим дополнительные перспективы.
Нормативное обеспечение полярной деятельности человека и в том числе научных исследований в АЗРФ целесообразно начинать с исследования и структурирования научно-технического прогресса, который осуществляется производственными и научно-исследовательскими инициативами и действиями в упомянутых районах РФ. Указанная необходимость выражается в потребности уделять внимание и усилия качественным характеристикам и нормативному формированию управления темпами обновления и продукции, и технологий в тех областях, которые являются составными частями территориально-инфраструктурного, технического и социально-экономического осуществления стратегии защиты Арктических интересов Российской Федерации сегодня [15].
Следовательно, учитывая объективную обстановку на геополитической арене международных отношений, сторонние воздействия на успешность российских проектов исследований и деятельности в АЗРФ системные основы разработки нормативного обеспечения полярной деятельности заключаются в следующем. Во-первых, инструментальное применение арктических стандартов и расширение системы арктического менеджмента качества поддержит автономность российских организаций и циркумполярных цивилизаций от воздействий неопределенностей со стороны всемирного научно-технического прогресса. Во-вторых, возрастающее внимание и ответственность российских ученых по вопросам объединения связей с исследователями, производственниками, управленцами и всеми участниками российской полярной деятельности, активизированной в
пространстве АЗРФ, требует публичной формы сотрудничества с реализацией специфических компетенций и научного опыта.
В заключение необходимо указать, что множественность сфер применения показателей частной эффективности каких-либо технических и технологических средств иностранных государств может быть специализирована путем управленческих технологий для освоения и использования потенциала арктических районов. Логично рассматривать такие факты, как вызов качеству осуществляемых расчетов, используемых методических приемов, используемой исходной научной информации со стороны крупнейших российских производственных и исследовательских объединений в своем НТП. Специфика двух направлений научно-технического прогресса в рамках усиления арктического вектора научно-исследовательской деятельности в АЗРФ предполагает обеспеченный контроль со стороны РФ минимум на двух стадиях: на стадии создания и осуществления деятельности или исследования, и на стадии использования результатов проведенной исследовательской научной деятельности. Следовательно, особенности современной инновационной логики позволяют поставить на первое место эффективную сочетаемость обновления российского научно-технического прогресса и обновления российских технологий в рамках усиления экономического развития Северного морского пути, арктического вектора социально-инфраструктурной политики государства в полярных регионах для совершения необходимого технологического рывка российской науки [16].
Таким образом, обоснование системных задач арктического менеджмента и обеспечение эффективности нормативно-методического обеспечения - арктических стандартов и процедурных наставлений -принципиально важны и могут быть скорректированы посредством решения задач учета и устранения неопределенностей, эмпирический массив которых уточняется анализом пропорций научно-технического прогресса в направлениях деятельности международных сообществ, вовлеченных в изучение и освоение Арктических районов.
Список литературы
1. Послание Президента Федеральному Собранию (в 2018 году) [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 13.05.2018).
2. Полная речь Владимира Путина на инаугурации 7 мая 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/26826.5/3865499/ (дата обращения: 22.05.2018).
3. Загорский А.В., Никитин А.И. Международное сотрудничество в Арктике: проблемы безопасности и развития. М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2013. С. 83-86.
4. Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://minec.gov-murman.ru/upload/iblock/b36/ strategy_azrf.pdf (дата обращения: 13.05.2018).
5. Александров О. Б. Северный вектор внешней политики России: внешняя политика России на Балтике, в регионе Северной Европы и в Арктике: Монография. М.: Изд-во «Спутник +». 2012. С. 128-167.
6. Большая Российская энциклопедия. М.: 2001.
7. Горохов В.Г. Проблема принятия решений в условиях технологических рисков в глобальном сообществе. М.: Изд-во «Пространство и Время». 2015. С.12. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25032264.
8. Васецкий Н.А., Жириновский В.В. Социология мировой политики. М.: Изд-во «Альма Матер, Академический Проект». 2012. 420 с.
9. Ильичев А., Волков В., Грущанский В. Эффективность элементов сложных систем. М.: Изд-во «Высшая школа». 1982. 280 с.
10. Саваськов П.В. Правовой режим Арктики // Арктика: зона мира и сотрудничества. М.: ИМЭМО РАН. 2011.
11. Шарков Ф.И., Горохов А.М. Применение социальных технологий в исследовании информационных императивов коммуникации (на примере информационного противоборства) // Коммуникология. 2018.Т.6. №2. С. 105-115. DOI: 10.21453/2311-3065-2018-6-2-105-115.
12. Ильичев А. Эффективность проектируемой техники. Основы анализа. М.: Машиностроение. 1991. 336 с.
13. Куприков Н.М., Доронин Д О., Журавский Д.М. Перспектива разработки арктических стандартов для повышения конкурентоспособности российских компаний в полярных регионах. // Сб. науч. тр. Тула: Изд-во ТулГУ. 2017. С.227-238. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30506290 (дата обращения: 20.05.2018).
14. Куприков Н.М. Повышения конкурентоспособности корпораций при проведении исследований в полярных регионах за счет управления качеством и технического регулирования. ГАГАРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2017. Сборник тезисов докладов. М.: МАИ . 2017. С. 1216-1217.
15. Куприков Н.М. Интеллектуально-инфраструктурное обеспечение Технического комитета по стандартизации «Проведение исследований в полярных регионах» // Сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ. 2017. С.246.
16. Канащенков А.И. Корпоративное управление высокотехнологичным предприятием, М.: Изд-во МАИ. 2013. 204с. http://tambov.rosmu.ru/ activity/attach/events/1337/7_1.pdf (дата обращения: 13.05.2018)
Куприков Никита Михайлович, канд. техн. наук, докторант, nkuprikov@yandex.ru, Россия, Москва, Международный государственный институт Международных отношений МИД России,
Горохов Александр Михайлович, аспирант, aeronautic2014@yandex.ru, Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION SYSTEMATIC BASIS FOR REGULATORY STANDARDS AND NORMATIVE GUIDELIENS OF POLAR ACTIVITIES IN THE RUSSIAN ARCTIC REGIONES
N.M.Kuprikov, A. M.Gorokhov
The geopolitical position is considered of the Arctic zone of the Russian Federation. To identify the system requirements for human activity in the Arctic circle, the opportunities and conditions for the development of scientific and technological progress in the global format are the most relevant. The General conditions for the successful breakthrough in the scientific and technical activities of the Russian participants in the development of the Arctic territories are considered. Qualitative content and meaning of the successful breakthrough it is described in terms and definitions covered by the Russian regulatory standards for polar activities, the development of which is under the control of TC187 "Research in the polar regions".
Key words: Arctic zone of the Russian Federation, scientific and technical progress, polar activity.
Kuprikov Nikita Mikhaylovich, candidate of technical sciences, nkuprikov@yandex.ru, Russia, Moscow, International state institute of International relations MGIMO,
Gorokhov Aleksandr Mikhaylovich, postgraduate, aeronautic2014@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian presidential academy of national economy and public administration RANEPA
УДК 338.45
ЗАДАЧА КОМПЕНСАЦИИ НЕГАТИВНОГО ЭФФЕКТА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
Я.В. Медведев
Рассмотрен вопрос эффекта от платы за использование заемных средств на прибыль предприятия. Отражены типовые управленческие решения для возможных соотношений эффективных ставок. Предложен подход к компенсированию платы за использование заемных средств путем управления использованием нераспределенной прибыли.
Ключевые слова: оборотный (рабочий) капитал, выбор источников финансирования, финансовые вложения, рентабельность инвестиций в производство, моделирование финансовых потоков.
Эффективность инвестиций в предприятие традиционно оценивается через показатель рентабельности капитала [3,6]: