Научная статья на тему 'Перспектива разработки арктических стандартов для повышения конкурентоспобности российских компаний в полярных регионах'

Перспектива разработки арктических стандартов для повышения конкурентоспобности российских компаний в полярных регионах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
556
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / АРКТИЧЕСКИЙ ГОСТ / ARCTIC / TECHNICAL COMMITEE / STANDART

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куприков Никита Михайлович, Доронин Денис Олегович, Журавский Данила Михайлович

Показано, что Российская Федерация активно развивает свое присутствие в полярных регионах. В целях развития приоритета Российской Федерации в ходе исследований и присутствия в полярных регионах в структуре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее Росстандарт) сформирован Технический комитет по стандартизации «Проведение исследований в полярных регионах» (далее -ТК) согласно приказа №139 от 27.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Куприков Никита Михайлович, Доронин Денис Олегович, Журавский Данила Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL QUESTIONS OF IMPLEMANTATION OF ARCTIC STANDART FOR POLAR REGIONSACTIVITY

It should be noted that until 2017 there was no profile «polar» committee within the scope of Rosstandart, which could organize, svstematize and monitor this work.According to the order № 139 of 27 Januarv 2017, the Technical Committee for Standardization №187 under the title «Scientific Research in the Polar Regions» (TC 187) was established under the authority of Rosstandart in order to maintain the priority of the Russian Federation in the field of scientific and applied research and affirm its presence in the polar regions.

Текст научной работы на тему «Перспектива разработки арктических стандартов для повышения конкурентоспобности российских компаний в полярных регионах»

УПРАВЛЕНИЕ КА ЧЕСТВОМ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

УДК 338.4

ПЕРСПЕКТИВА РАЗРАБОТКИ АРКТИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ

Н.М. Куприков, Д.О. Доронин, Д.М. Журавский

Показано, что Российская Федерация активно развивает свое присутствие в полярных регионах. В целях развития приоритета Российской Федерации в ходе исследований и присутствия в полярных регионах в структуре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — Росстандарт) сформирован Технический комитет по стандартизации «Проведение исследований в полярных регионах» (далее -ТК) согласно приказа№139 от 27.01.2017.

Ключевые слова: Арктика, технический комитет, стандартизация, арктический гост.

В XXI веке Арктический регион занимает стратегическое положение и является объектом развивающейся конкуренции. Перспективы присутствия в данном регионе многогранны, связанные с политическими, военными, инфраструктурными аспектами хозяйственной деятельности. Разработка и производство новой и высокотехнологичной продукции для деятельности в Арктике имеет первоочередное значение, так как здесь находятся как национальные границы, так и спорные территории, а также одни из самых крупных запасов углеводородов в мире, проходит маршрут Северного Морского пути, использование которого позволит в разы увеличить объемы мировой торговли [1].

Полярные регионы - это не только географически определённые регионы и районы в северном и южном полушариях, Арктике и Антарктике, но и примыкающие к ним области, простирающиеся вплоть до зон средней полосы, по границе вечной мерзлоты, трассы Северного морского пути, полярного круга или в целом относящихся к северным труднодоступным районам.

В Антарктическом правовом поле существует международный Договор об Антарктике, заключенный в городе Вашингтоне 01.12.1959, обширный комплекс конвенций и договоров в его развитие, а также национальный закон РФ от 05.06.2012 №50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российский юридических лиц в Антарктике». Антарктическая нормативная база предписывает исключительно проведение научных исследований в полярных регионах без нанесения вреда и техногенных последствий для южного полярного региона.

РФ в лице государственного оператора Российской антарктической экспедиции ГНЦ «Арктический и антарктический НИИ» неукоснительно соблюдает все строгие требования международного договора и федерального закона.

В Арктике ситуация выглядит сложнее - отсутствие общепризнанного международного договора (дорожной карты) и национального законодательства, специализированной нормативно-правовой базы по арктическим вопросам с 90-х формирует целый комплекс задач и проблем требующих решения, в том числе за счет механизмом стандартизации и технического регулирования.

К Арктике приковано внимание не только арктических стран, но и крупнейших игроков всего мира, среди которых неарктические государства и международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) и высокотехнологичные компании (ВК).

Страны и заинтересованные группы стремятся усилить здесь свое влияние и закрепить собственное физическое присутствие или инфраструктурное участие в проектах, осуществить поставку продукции или применение технологий, пролоббировать внедрение узкопрофессиональных и национальных отраслевых правил, стандартов и технических регламентов, используя как мирные дипломатические методы в формате научно-технического сотрудничества и кооперации, так и агрессивные приёмы, потенциально несущие угрозу безопасности или независимости проекта.

Арктические страны - РФ, США, Канада, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия, Норвегия - заинтересованы в активном участии в делах региона, и это т.н. национальный уровень управления Арктикой.

США, так и не ратифицировавшие Конвенцию ООН по морскому праву в 1982 году, проявляют стойкий интерес к арктическому региону. Упор в политике страны делается на продвижение американских интересов в этом регионе всевозможными способами - путем активного участия в арктических форумах, влияние через НАТО, поддержка союзников [2].

Основной задачей Канады в Арктике является на данный момент отстаивание своего права на хребет Ломоносова, и именно по этому вопросу проявляются наибольшие противоречия российско-канадских отношений [3]. Данный вопрос обостряет отношения и Дании с Россией.

228

В Дании также чувствителен вопрос независимости Гренландии, и именно его в скором будущем и придется решать властям [4]. Как и другие арктические государства, страна усиливает свой арктический военный потенциал. Объявлено о планах создания в течение ближайших лет Арктического военного командования - так, в 2012 году Дания ввела специализированное военное командование своих арктических территорий. В северной части Гренландии разворачивается военная база. Формируется Арктическая группировка сил реагирования [5].

Норвегия же, после частичного удовлетворения своей заявки в комиссии по границам континентального шельфа, сейчас развивает свою деятельность на основе своей арктической стратегии, особое внимание уделяя вопросу разработки нефтегазовых запасов [6]. Этому же вопросу уделяют своё внимание Финляндия и Швеция.

Помимо основных арктических государств, к арктическому региону проявляют интерес и внерегиональные игроки, среди которых Индия, КНР [7], Япония [8] и Южная Корея [9]. Они не претендуют на огромные запасы арктического шельфа, но при этом изучают возможные перспективы использования морских транспортных путей для улучшения собственного экономического благополучия. С каждым годом их влияние все сильнее ощущается в регионе.

Для комплексного решения возникающих вопросов в арктическом регионе страны формируют региональные организации, и это следующий уровень управления Арктикой - региональный.

Ведущее место занимает в международной политической арене -Арктический Совет, в который был образован в приарктическими странами в Оттаве в 1996 году по инициативе Канады. Главной целью Арктического Совета было объявлено содействие сотрудничеству, координация взаимодействия государств-участников прежде всего в сферах защиты окружающей среды и способствование устойчивому развитию [10]. Ранее, будучи скорее «местом для дискуссий», сегодня он вполне может превратиться в место для принятия решений, и процесс реформирования уже запущен [11]. Однако, присутствуют различные международные полярные организации, созданные как альтернативные или узконаправленные политические или научные дискуссионные площадки.

В современных принципах ведения хозяйственной деятельностью можно явно выделить несколько направлений деятельности высокотехнологичных компаний в полярных регионах, в том числе: проведение исследований в полярных регионах, обеспечение безопасности и охрана границ в полярных регионах, инфраструктурная деятельность в полярных регионах, добыча минерально-сырьевых ресурсов в полярных регионах, навигация вдоль Северного морского пути и трансполярные перелеты гражданских самолётов и др.

Российская Федерация активно расширяет свое присутствие в полярных регионах. Поддержание приоритета РФ в Арктической зоне базируется на развитии научных исследований и образовательных инициатив академических институтов и университетов, государственных научных центров, высокотехнологичных компаний и корпораций.

Для развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) необходимым и важным является установление «научного приоритета» в данном регионе путем разработки специальных инструкций, технических регламентов, национальных стандартов и нормативных документов. Таким образом национальная практика технического регулирования инфраструктурной деятельности в данном регионе может послужить основанием для повышения качества жизни в АЗРФ.

В августе 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил: «Россия должна больше внимания уделить укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредоточение интересов страны во многих сферах. Арктика является важнейшим и очень перспективным регионом России, а помимо сырья, он ещё и исключительно удобен для развития транспортной инфраструктуры» [12].

Политика РФ в АЗРФ осуществляется согласно двум основным документам - «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на последующий период», принятый в 2008 году, и «Стратегия развития Арктической зоны России на период до 2020 года» [13], принятый в 2013 году. К основным национальным интересам России в Арктике относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике [14].

Развитие присутствия РФ в Арктике оправдано ресурсами, логистикой и стратегическими возможностями, которые открывает для экономики АЗРФ. Таким образом, разрабатываемая система обслуживания инфраструктуры требует, в свою очередь, решения ряда стратегических задач, связанных с труднодоступностью регионов АЗРФ.

В данный момент идет активное осуществление поставленных стратегических задач. В рамках реализации утвержденной Президентом РФ Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.

Всего более 100 объектов капитального строительства, расположенных в российской Арктике, планируется ввести в эксплуатацию до конца 2017 г. Сдаваемые объекты расположены на территориях Земли Франца Иосифа, Новой Земле, острове Среднем (архипелаг Северная Земля), мысе Шмидта, островах Врангеля и Котельный [15].

230

МЧС России также планирует увеличить техническую оснащенность подразделений и существующих шести арктических центров. В настоящее время безопасность помимо арктических центров также обеспечивается мощными пожарно-спасательными гарнизонами, прикрывающими населенные пункты и объекты экономики. В состав группировки МЧС России входят 98 пожарно-спасательных подразделений и 3 военизированных горно-спасательных части, которые оснащены новой техникой, экипировкой для работы в северных широтах [16].

Возможность осуществления хозяйственной и инфраструктурной деятельности в полярных регионах и является объектом постоянной конкуренции. В условиях глобальной конкуренции и сложных (многоуровневых) интегральных межгосударственных экономических связях, основными участниками активной деятельности в полярных регионах сегодня становятся в большей степени высокотехнологичные компании и транснациональные корпорации, и уже в меньшей степени национальные и федеральные органы исполнительной власти, министерства и национальные агентства, а также силовые ведомства.

Между участниками полярной деятельности происходит конкуренция за передовые технологии охраны границ и поддержания безопасности, морской и геологоразведки, космических исследований и методов дистанционного зондирования земли, за новые материалы и сплавы, а также за информационно-техническую поддержку инфраструктурной деятельности на уровне создания перспективной инновационной продукции и технологий. В современной практике научно-технического развития обладателями технологий и правами на результаты интеллектуальной деятельности являются научные и производственные подразделения высокотехнологичных компаний [17], ведущие свою деятельность вне национальных границ одной или даже нескольких стран и зачастую исключительно в коммерческих интересах.

Такое разнообразие игроков в полярных регионах, имеющих при этом собственные интересы, реализуемые по отдельности, ведет к тому, что система взаимоотношений становится многоуровневой и слишком сложной, запутанной и децентрализованной. Наличие международных организаций, созданных в первую очередь для унификации действий в полярных регионах, не устраняет проблему отсутствия координации действий между участниками полярной деятельности.

Раскоординированность деятельности становится особенно явной при проведении научных исследований и образовательных инициатив академическими институтами и университетами, государственными научными центрами, необходимых как для установления социально-экономического развития полярных регионов и границ шельфов, так и для поддержания устойчивого науки и технологий [18].

231

Главной причиной этого является отсутствие унифицированных подходов к деятельности в Арктике, в том числе при проведении полярных исследований, отсутствие единых правил и стандартов, на которые могли бы равняться как региональные, так и международные игроки. Наличие подобных стандартизированных норм, в свою очередь, послужит повышением конкурентоспособности и качества как высокотехнологической продукции, используемой при проведении полярных исследований, так и в целом положительно повлияет на развитие данного региона. Разработка арктических стандартов на национальном и международном уровнях будет способствовать повышению конкурентоспособности и качества высокотехнологической продукции, что также является основой повышения конкурентоспособности России.

Таким образом, главная задача международного и национального аспектов управленческого подхода в полярных регионах на сегодняшний момент заключается в необходимости рассмотрения вопросов повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции за счет применения национальных и международных стандартов, что является залогом высокого качества и надежности, и в разработке унифицированных подходов и единых стандартов как на национальном, так и на международном уровнях.

В июне 2016 года Государственная комиссия по вопросам развития Арктики заявила о необходимости и важности разработки специальных арктических ГОСТов. Вице-премьер Правительства РФ Д.О. Рогозин, отметил, что «Арктический ГОСТ качества — любая техника, если она проходит испытание в Арктике, годится, естественно, и для любого другого региона» [19].

Таким образом, «Арктика должна стать «тестом» для последних образцов высокотехнологичной продукции, в частности, для «специальной экипировки, технологиях сохранения тепла, строительных материалов, материалов для передвижной техники от самолетов до вездеходов до техники для преодоления торосов, авиационной техники на лыжном шасси и многого другого» [20].

Данное стремление Правительства РФ поддерживать отечественное производство и стимулировать стандартизацию арктической деятельности является показателем того, что с течением времени актуальность регулирования в Арктике будет лишь возрастать.

Разработка подобных стандартов на национальном уровне позволит консолидировать подходы и механизмы межведомственного взаимодействия национальных участников полярных исследований, что благотворно скажется на дальнейшем развитии арктического региона. Более того, разработка стандартов для Арктики - задача, которую ранее не предпринимала ни одно государство. Этот фактор критически важен в усилении

232

влияния в регионе, так как именно национальные стандарты могут и должны стать основной для международных стандартов полярных исследований, которым будут следовать все мировые игроки, заинтересованные в присутствии в арктическом регионе.

В международных высокотехнологичных корпорациях понимают, что невозможно добиться решительного превосходства над конкурентами по всем направлениям деятельности. Именно поэтому они придают особую важность тем направлениям деятельности, которые являются основополагающими для них, утеря контроля и лидерства в них влечет к краху компании. Однако в условиях инфраструктурно-климатических ограничений или особых условий деятельности такой подход не применим. Для ряда высокотехнологичных компаний, помимо коммерческих интересов, создается ряд приоритетных и инфраструктурных проектов, отвечающих национальных интересам.

Российская Федерация, как одна из полярных стран, которые обеспечивают собственное присутствие в Арктике на постоянной основе, как арктическое государство и член Арктического совета уделяет особое внимание подготовке используемой в регионе технике к условиям, в которых ее работа будет гарантирована.

На текущий момент, в РФ, как и в других странах, входящих в Арктический совет или претендующих на участие в полярной деятельности, не существует комплекса документов и стандартов, которые могут всесторонне регулировать деятельность за полярным кругом. Это приводит к определенным сложностям, когда возникает необходимость инфраструктурной деятельности или применения высокотехнологичной продукции в Арктике.

Вся проектируемая и создаваемая продукция не является по умолчанию пригодной для использования в арктическом регионе и удовлетворяет лишь требованиям действующих внутренних СТО и ГОСТов, которые устанавливают лишь общие тактико-технические характеристики продукции.

По этой причине, когда возникает потребность в продукции, которую можно применять в Арктике, уже существующие образцы техники подвергаются переоборудованию и модернизации. Это негативно сказывается на конкурентоспособности высокотехнологичных компаний в первую очередь за счет лишних затрат на разработку, внедрение, тестирование и производство необходимой «арктической» продукции.

Ещё со времен СССР отечественные стандарты, относящиеся к использованию объектов в полярных областях, воспринимались во всем мире едва ли не эталонными. Однако время не стоит на месте: изменяются технологии, активное освоение полярных территорий порождает новые вопросы. Высокий научно-технический потенциал стандартизации заключается в том, что при его разработке обычно учитываются все самые передовые инновационные разработки и технологии отрасли, существующий научно-технический задел.

Актуальность создания именно комплекса арктических стандартов для деятельности высокотехнологичных компаний и применения производимой ими продукции обуславливается тем, что он, будучи созданным при участии ведущих экспертов и компаний, задает высокую планку производимой с учетом этого стандарта продукции и осуществляемой ими деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд стандартов на продукцию, отправляемую в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в части упаковки, маркировки, транспортирования и хранения (например, ГОСТ 15846-2002 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркирование, транспортирование и хранения»), однако в первую очередь высокотехнологические компании должны стать инициаторами процесса создания полноценного комплекса арктических стандартов, необходимых для повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, разработав методику применения таких стандартов как на национальном, так и на международном уровнях.

Разработка комплекса арктических стандартов является необходимым шагом при осуществлении успешной деятельности в полярном регионе. Реализовав национальный приоритет, можно перейти к формированию международного приоритета, путем интеграции национальных арктических стандартов в рамках Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Кстати, это послужило одной из причин для того, что в рамках Генеральной сессии Международной Электротехнической Комиссии, проходящей в октябре текущего года во Владивостоке, одной из центральных тем станет стандартизация повышенных требований к климатической стойкости электротехнических изделий - именно на основе отечественного опыта стандартизации.

Еще одним доказательством того, что повестка арктической стандартизации выходит на первый план является создание в январе 2017 года, в целях развития приоритета РФ в области научных и прикладных исследований и присутствия в полярных регионах, Технического комитета №187 «Проведение исследований в полярных регионах» в структуре Рос-стандарта согласно приказа №139 27.01.2017.

Это крайне важное событие для российской системы стандартизации, так как в структуре Росстандарта до 2017 г. не было профильного «полярного» комитета, который бы мог организовать, систематизировать и контролировать данную работу.

В состав ТК 187, перед которым была поставлена задача разработать целый ряд национальных стандартов, касающихся полярных исследований, вошли более 40 организаций, в том числе Государственная корпорация «Ростех», АО «Российские космические системы» (ГК «Роскос-мос»), АО «Вертолеты России», АО «Росэлектроника», АО «РТ-

234

Химкомпохит», АО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАК), Министерство Обороны РФ, структуры МЧС РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ГНЦ РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», МГИМО МИД России, Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, САФУ имени М.В. Ломоносова, Институт наук о Земле Санкт-петербургского государственного университета,, институты РАН, отделения Русского географического общества и Ассоциации полярников, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и другие [21].

Особую важность представляют организации, входящие в состав ГК «Ростех». Согласно Стратегии развития Государственной Корпорации «Ростех» до 2025 года, корпорация и ее организации должны расширять свое технологическое присутствие как на национальном, так и на международном уровнях. В виду того, что Арктическая зона является одним из приоритетных направлений развития деятельности, более десятка организаций изъявили желание участвовать в развитии комплекса стандартов, который будет непосредственно влиять на их конкурентоспособность как в Арктике, так и в целом на мировом рынке.

Согласно положению о ТК 187, проведение исследований в полярных регионах - комплекс работ (научно-исследовательских и опытно-конструкторских или их этапов) и мероприятий (экспедиции, научные станции и др.), направленный на изучение и научное описание полярных регионов (в т.ч. и в Российской Федерации) и создание образцов высокотехнологичной продукции, предназначенных для функционирования в условиях полярных регионов, а также изучения выработки рекомендаций по организации деятельности человека в условиях полярных регионов. ТК 187 работает над тем, чтобы поддерживать приоритетные позиции России в этих вопросах - ни в одной другой стране мира подобных компетенций на сегодняшний день нет.

На современном этапе политического и экономического развития для Российской Федерации сложились наиболее удачные условия для завоевания и удержания подобного превосходства. Выработанная в ходе исследования методика позволяет уже в самой ближайшей перспективе начать процесс повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, применяемой в Арктике.

В долгосрочной же перспективе, выступив в качестве инициатора международных стандартов на основе собственных национальных, Российская Федерация имеет все шансы заполучить конкурентное преимущество как в научно-технической области, так и в системе мировой стандартизации, по сути предложив миру собственную эффективную систему международных арктических стандартов.

235

Список литературы

1. Путин предложил новый способ использования Северного морского пути [Электронный ресурс]. URL: http://pro-arctic.ru/15/05/2017/news/26606 (дата обращения: 31.07.2017).

2. National Strategy For The Arctic Region May 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat arctic strategy.pdf (дата обращения: 31.07.2017).

3. Canada's Northern Strategy. our North, our heritage, our Future, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf (дата обращения: 31.07.2017).

4. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://um. dk/en/~/media/UM/English-site/ Doc-

uments/Politics-and-diplomacy/Greenland-and-The-Faroe-Islands/_Arctic

%20strategy.pdf (дата обращения: 31.07.2017).

5. Новая мировая война может начаться в Арктике [Электронный ресурс]. URL: http://nvo.ng.ru/gpolit/2012-11-23/1 artic.html (дата обращения: 31.07.2017).

6. Norway's Arctic Policy [Электронный ресурс]. URL: https://www.regieringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/nord/nordk loden en.pdf (дата обращения: 31.07.2017).

7. Политика Китая в Арктике [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/politika-kitaya-v-arktike/ (дата обращения: 31.07.2017).

8. Политика Японии в Арктике [Электронный ресурс]. URL: https://moluch .ru/archive/129/3 5694/ (дата обращения: 31.07.2017).

9. Южная Корея в Арктике: Партнер или соперник [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2192056.html (дата обращения: 31.07.2017).

10. Arctic Council Charter [Электронный ресурс]. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/en/documents (дата обращения: 31.07.2017).

11. Arctic Council Reform [Электронный ресурс]. URL: http://www.arcticathabaskancouncil. com/aac/?q=node/12 (дата обращения: 31.07.2017).

12. Выступление Владимира Путина на форуме "Селигер" [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/1408577 (дата обращения: 31.07.2017).

13. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://minec.gov-murman.ru/ activities/ strat plan/arkticzone/ (дата обращения: 31.07.2017).

14. Об Основах государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/18359/ (дата обращения: 31.07.2017).

236

15. В 2017 году в российской Арктике завершится строительство более 100 объектов военной инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: http://function.mil.ru/news_page/ country/more.htm?id=12109324@egNews (дата обращения: 31.07.2017).

16. МЧС откроет в Арктике дополнительные центры [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/03/30/reg-szfo/mchs-otkroet-v-arktike-chetyre-dopolnitelnyh-centra.html (дата обращения: 31.07.2017).

17. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие высокотехнологичных компаний [Электронный ресурс]. URL: http://inter-legal.ru/intellektualnaya-sobstvennost-i-innovacionnoe-razvitie- vysokotexno logichnyx-kompanij (дата обращения: 31.07.2017).

18. Ю.Ф. Лукин. Арктика: Перспективы устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arktika-perspektivy-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 31.07.2017).

19. Рогозин: правительство разработает специальный арктический ГОСТ качества [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ ekonomika/ 3351471 (дата обращения: 31.07.2017).

20. Тест на шапке мира [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 2016/06/09/pravitelstvo-razrabotaet-arkticheskij-gost-kachestva.html (дата обращения: 31.07.2017).

21. ТК 187 «Проведение исследований в полярных регионах» [Электронный ресурс]. URL: https://russianpolar.ru/tk187/ (дата обращения: 31.07.2017).

22. Моисеев А. Безопасность Арктики: Международно-правовые позиции. М.: Международная жизнь, 2016. № 2.

23. Куприков Н.М. Интеллектуально-инфраструктурное обеспечение Технического комитета по стандартизации «Проведение исследований в полярных регионах» // Сборник научных трудов. Тамбов.: ТГУ, 2017. 332 с.

24. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В. Путиным 20.02.2013г. М.: Правительство РФ, 2013. 18 с.

25. Актуальные проблемы менеджмента высокотехнологичной ПВН / С.В. Чемезов, Л.Г. Попович, Н.И. Турко, Н.Н. Швец // Сборник научных трудов. М.: ВАГШ, 2010. № 58(166).

Куприков Никита Михайлович, канд. техн. наук, директор, kuprikovarussianpolar.ru, Россия, Москва, АНО НИЦ «Полярная инициатива»,

Доронин Денис Олегович, зав. отд. международного научно-технического сотрудничества, doronmden@,gmail com, Россия, Санкт-Петербург, Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового Океана имени И. С. Грамберга,

Журавский Данила Михайлович, руководитель экспедиционного центра, danilazhuravskiy@,gmail. com, Россия, Москва, АНО НИЦ «Полярная инициатива»

ACTUAL QUESTIONS OF IMPLEMANTA TION OF ARCTIC STANDART FOR POLAR REGIONS ACTIVITY

N.M. Kuprikov, D.O. Doronin,D.M. Zhuravskiy

It should be noted that until 2017 there was no profile «polar» committee within the scope of Rosstandart, which could organize, systematize and monitor this work.According to the order № 139 of 27 January 2017, the Technical Committee for Standardization №187 under the title «Scientific Research in the Polar Regions» (TC 187) was established under the authority of Rosstandart in order to maintain the priority of the Russian Federation in the field of scientific and applied research and affirm its presence in the polar regions.

Key words: Arctic, technical commitee, standart.

Kuprikov Nikita Mikhailovich., candidate of technical sciences, director, kupri-kovarussianpolar.ru, Russia, Moscow, ANO Science-information center "Polar initiative ",

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doronin Denis Olegovich, head of the department of International Scientific and

Technical Cooperation, doronindenagmail. com, Russia, Moscow, FSBI "VNIIOkeangeolo-gia",

Zhuravskiy Danila Mikhailovich, head of the expedition center, danilazhuravs-kiya gmail. com, Russia, Moscow, ANO "Science-information center "Polar initiative "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.