Научная статья на тему 'Системное развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве'

Системное развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве»

СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

О.В. Медведев, к.т.н., доц., ст. науч. сотр. Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого

Малый и средний бизнес является двигателем экономики развитых стран, в ЕС на его долю приходится около двух третий рабочих мест и добавочной стоимости. Он является источником предпринимательского духа и инноваций, конкурентоспособности и занятости экономики страны, поэтому его развитие является важнейшим направлением выхода из создавшегося экономического кризиса. Данная проблема особенно важна для нашего сельского хозяйства в связи с упадком сельскохозяйственного производства и оттоком активной части населения из сельской местности. Многочисленные меры, принимаемые для развития малого и среднего бизнеса в сельской местности, не дали желаемого результата, в частности из-за отсутствия системного подхода к решению этой проблемы.

В данной работе предлагается системный (комплексный) подход к развитию малого агробизнеса, далее (МАБ), но основные его положения применимы и для среднего агробизнеса. Под агробизнесом понимается предпринимательская деятельность в сельской местности (сельскохозяйственных и не сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств, предпринимателей, занимающихся строительством, ремонтом техники и т.д.).

Важнейшей проблемой развития МАБ является обеспечение его квалифицированными кадрами, понимая под обеспечением подготовку кадров и закрепление их в сельской местности. При подготовке кадров особое внимание следует уделить приобретению практических навыков с учетом опыта развитых стран. Например, в Германии фермер для получения доступа к многочисленным программам поддержки фермерских хозяйств и другим льготам должен получить звание «фермер с государственным признанием» [1]. Для этого он должен изучить теорию в специальном учебном заведении и пройти практику в двух-трех фермерских хозяйствах, руководители которых имеют звание (статус) мастера.

Важнейшее значение имеет также инвестирование развития и поддержки МАБ. Размеры инвестиций должны быть соизмеримы с принятыми в развитых странах, но для этого необходимо обеспечить надежность и эффективность их результатов. Большое значение для решения данной проблемы имеют развитие информационного и правового обеспечения, инновационная деятельность, кооперация субъектов МАБ и взаимодействие их с крупным бизнесом [2]. Под субъектами МАБ здесь и далее понимаются юридические и физические лица, занимающиеся малым агробизнесом.

Комплексное развитие МАБ на региональном уровне предлагается осуществлять путем создания информационно-инкубаторной системы (далее Система) с учетом вышеуказанных факторов, влияющих на это развитие.

Основу данной системы составляют агробизнес-инкубаторы (АБИ), специальные учебные заведения (СУЗ), информационная система МАБ (ИС МАБ) и системный центр (СЦ). В состав ее также входят демонстрационные (ДС) и аттестованные производственные (АПС) субъекты МАБ. Производственная деятельность в Системе сочетается с подготовкой кадров, информационно- инновационной

деятельностью, а также созданием и поддержкой новых субъектов МАБ.

Подготовка кадров заключается в обучении кандидатов на деятельность в МАБ (далее кандидатов), а также в выявлении и рациональном использовании их способностей. Обучение ведется по дуальной системе сочетания теории и практики, при чем большая часть времени уделяется практике [1]. Выполняются четыре стадии подготовки теоретическая, практическая, тестовая и приобретение статуса.

На первой стадии кандидаты получают теоретические знания в специальном учебном заведении (СУЗ), где делается их первоначальное тестирование. СУЗ создаются на основе имеющихся учебных заведений (высших, средних, профессиональных) с учетом сочетания обучения с практикой в агробизнес-инкубаторах (АБИ).

На второй стадии кандидаты проходят практику в одном или нескольких агробизне-инкубаторах, продолжая изучение теории в СУЗ по специальным дисциплинам. На этой стадии определяются способности кандидатов в агробизнесе и целесообразность прохождения следующей стадии. Агробизнес-инкубаторы создаются, как правило, на основе успешных субъектов МАБ (предприятий сельскохозяйственного и иного профилей, крестьянских хозяйств и т.д.), руководители их должны иметь аттестацию, аналогичную вышеупомянутому званию «мастер». Здесь используется современная техника и технология, ведется информационно-консультационная и инновационная деятельности.

На третьей (тестовой) стадии кандидаты самостоятельно возглавляют (осуществляют) деятельность в МАБ. На этой стадии определяется их способность и возможность возглавлять субъект МАБ. Эта стадия может проходить в действующем субъекте например в подразделении предприятия, либо в специально созданном для этой цели субъекте, например в фермерском хозяйстве.

На четвертой стадии (приобретение статуса) кандидаты сдают экзамен и, с учетом отзывов руководителей практики, получают право возглавить аттестованный производственный субъект МАБ (предприятие, подразделение предприятия, крестьянское или лично подсобное хозяйство), в котором ведется эффективная производственная и инновационная деятельность. На этой стадии продолжается информационно- консультационное сопровождение субъекта со стороны СУЗ. После успешной работы в течение контрольного срока глава аттестованного субъекта МАБ может получить статус главы демонстрационного субъекта МАБ, ведущего эффективные производственную инновационную и информационно-консультационную деятельности. После дополнительной практической работы и сдачи экзаменов руководитель аттестованного субъекта МАБ может получить статус руководителя агробизнес-инкубатора (АБИ).

На любой стадии кандидату может быть предложена работа в качестве исполнителя (менеджера, экономиста, инженера, механика и др.), что способствует рациональному использованию их способностей.

Информационная система (ИС МАБ) может являться составной частью (подсистемой) развивающейся сельской информационной системы, описанной в [3]. Основу рассматриваемой системы со-

ставляют служебно-пользовательские пункты, объединенные информационными и телекоммуникационными связями между собой и с системным центром (СЦ). Данные пункты создаются, как правило, на основе вышеописанных агробизнес-инкубаторов и демонстрационных субъектов МАБ, использующих информацию, полученную из данной системы, через Интернет, или из других источников в своей учебнопроизводственной деятельности и для информационно- консультационного обслуживания других сельских лиц. На базе субъектов МАБ, использующих информацию только в своей деятельности, могут создаваться, пользовательские пункты ИС МАБ. Наличие пользовательских и служебно-пользовательских пунктов в составе субъектов МАБ позволяет организовывать дистанционное обучение кандидатов. Эти пункты могут также служить основой для создания интегрированных поселковых информационно-консультационных систем и нижнего (производственного) уровня системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [4].

Деятельность Системы в целом координируется системным центром (СЦ). Он организует и поддерживает деятельность информационной системы МАБ, инновационную деятельность, развитие кооперации между субъектами МАБ и их взаимодействие с крупным бизнесом, инвестирование и материальное обеспечение субъектов МАБ, сбыт их продукции. Системные центры могут создаваться на основе центров развитие МАБ, информационноконсультационных центров, учебных заведений, научных учреждений, административных органов. СЦ может состоять из нескольких территориально разделенных частей, объединенных информационно-коммуникационными связями.

Таким образом, информационно-инкубаторная система готовит проверенные квалифицированные кадры, что обеспечивает надежность и эффективность работы возглавляемых ими субъектов МАБ. Устойчивость и эффективность деятельности Системы повышает наличия системного центра, информационной системы, возможности замены руководителей и специалистов МАБ на короткие и длительные сроки. Система расширяется за счет создания аттестованных субъектов МАБ. Агробизнес-инкубаторы и демонстрационные субъекты МАБ распространяют научно-технические достижения (включая собственные) и требуемую информацию среди сельских лиц. В результате в регионе создается устойчивая расширяющаяся основа развития МАБ.

В Новгородской области проведены исследования путей реализации рассматриваемой информационно-инкубаторной системы. Установлено, что в области имеется более 30 субъектов МАБ (сель-хозяйствееных, фермерских и личных подсобных хозяйств) на основе которых можно создать агробизнес-инкубаторы и информационно- консультационные пункты. В соседней Ленинградской области в ряде районов (например в Лицейнопольском) созданы демонстрационные фермерские и личные подсобные хозяйства, ведущие информационноинновационную деятельность.

Специальные учебные заведения в соответствии с требованиями Системы могут быть организованы на базах Новгородского института переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов АПК, Новгородского института сельского хозяйства и природных ресурсов, Новгородского и Валдайского аграрных техникумов.

Тестовые субъекты МАБ могут быть созданы на базе нескольких успешных фермерских хозяйств, требующих замены руководителей по возрасту и не имеющих преемников.

Информационная система МАБ может быть создана на базе Новгородского центра сельскохозяйственного консультирования, Новгородского филиала центра рыночной информации, вышеупомянутых эффективных субъектов МАБ, информационных пунктов поселковых администраций и других поселковых информационных пунктов [4].

Системный центр может создаваться на основе упомянутого Новгородского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК, Новгородского центра сельскохозяйственного консультирования, Новгородского государственного университета, Новгородского филиала центра рыночной информации.

Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов АПК имеет 14 базовых хозяйств (12 сельскохозяйственных предприятий и 2 фермерских хозяйства), в которых проводится практические занятия обучающихся. Новгородский центр сельскохозяйственного консультирования имеет 8 филиалов (7 в районах области и один на базе Новгородского института сельского хозяйства и природных ресурсов). Устанавливаются информационные связи данного центра с сельскими поселковыми администрациями, при чем все 18 сельских поселковых администраций Новгородской области оснащены компьютерами, имеют выход в Интернет и электронную почту. Все это является значительным заделом для создания рассматриваемой информационно-инкубаторной системы.

При проектировании Системы следует разработать ряд правовых положений, в частности права и обязанности субъектов МАБ в зависимости от их статуса, процедуру присвоения статуса, правовое положение Системы и ее составных частей .

В заключении отметим, что в результате внедрения информационно-инкубаторной системы в регионе создается устойчивая расширяющаяся основа развития МАБ. Это повышает доверие к малому агробизнесу со стороны государственных органов и частных лиц, что способствует привлечению необходимых ему инвестиций. Развитие МАБ неразрывно связано с социальным развитием села, повышает занятость сельского населения и содействует преодолению создавшегося экономического кризиса.

Источники

1. Александров А.А. Профессиональное обучение и консультирование в сельском хозяйстве Германии. Учебное пособие // Москва: Российская Академия кадрового обеспечение агропромышленного комплекса, 2002. - 22 с.

2. Узун В.Я. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве России: адаптация к рынку и эффективность. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - 184 с.

3. Медведев О.В., Никифорова Е.П. Развивающиеся сельские информационные системы. // В сборнике «Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий», М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007.- С. 435-437.

4. Медведев О.В. Интегрированные поселковые информационно-консультационные системы. // В сборнике «Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса», М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2008. - С. 504-507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.