УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ
А. В. Востроилов, В. И. Белоусов, В. Е. Шевченко
ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОПЫТ РАЗВИТИЯ
A. V. Vostroilov, V. I. Belousov, V. E. Shevchenko Innovative university: the experience of its development
This article presents the experience of innovative development of Voronej State Agricultural University. The principles of innovative university, its mission, goals and conception of strategic development are shown. The technopark self-financing structure of innovative development of the agricultural university is described; 10-years experience of its start complex functioning is also given.
Инновационный университет — это, во-первых, вуз предпринимательского типа, для которого основными видами деятельности являются научная и образовательная на основе инновационных подходов и методов управления. Во-вторых — это вуз, создающий условия для формирования у выпускников стиля жизни, деловой культуры, способности решать сегодняшние проблемы и готовить свои организации к будущему в условиях и на основе непрерывных изменений (инноваций), обеспечивающих их конкурентоспособное развитие. В-третьих — это вуз, который на основе эффективного использования интеллектуального потенциала непрерывно создает точки роста, обеспечивающие привлечение финансовых ресурсов для собственного развития и конкурентоспособное развитие потребителей инноваций, инициированных университетом. В-четвертых—это вуз, научный и профессорско-преподавательский состав которого занимает лидирующие позиции в своих областях деятельности, способен обеспечить научное и консультационное сопровождение предпринимательских структур.
Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки (ВГАУ) является первым высшим сельскохозяйственным учебным за-
ведением Центрального Черноземья, основан указом императора Николая II от 9 июня 1912 г., а 11 января 1991 г. приказом № 5-К Государственной комиссии Совета министров СССР по продовольствию и закупкам преобразован в государственный аграрный университет. Создание Воронежского сельскохозяйственного института явилось следствием и одним из важнейших результатов инновационной аграрной политики Российского государства, проводимой со времен императора Петра I. Государственная политика, направленная на инновационное обеспечение сельского хозяйства, несмотря на периоды отступления, была и остается характерной для России. Эта политика осуществлялась одновременно в двух направлениях: образовательном и консультационном. Именно эти два направления остаются ключевыми для Воронежского госагроуниверситета с момента его основания по настоящее время.
В университете готовят агрономов, агрохимиков, экологов, инженеров, экономистов, юристов, землеустроителей, ветеринарных врачей, зоотехников и других специалистов. На его десяти факультетах обучается свыше 14 тыс. студентов. Престиж вуза обусловлен сложившимися научными, педагогическими школами, способными обеспе-
5 А. В. Востроилов, В. И. Белоусов, В. Е. Шевченко, 2006
чить высокое качество подготовки специалистов. Среди выпускников — сотни профессоров и докторов наук, тысячи руководителей районного и областного масштабов. Из стен университета вышло более 70 тыс. специалистов сельского хозяйства (рис. 1).
Что предопределило постановку задачи по развитию ВГАУ как инновационного вуза?
Создание национальной инновационной системы, как известно, является стратегической целью экономического развития страны, достижение которой предполагает более эффективное использование интеллектуальных ресурсов регионов.
В настоящее время существуют ряд проблем инновационного обеспечения устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса, связанных с использованием в Воронежской области интеллектуального потенциала Воронежского агроуниверситета. С одной стороны, Воронежский агроуниверситет испытывает
затруднения в подготовке специалистов, владеющих или хотя бы знакомых с современными оборудованием (сельскохозяйственными машинами и механизмами, механизмами по переработке сельхозпродукции, энергетическими установками и устройствами, строительными машинами и механизмами и т.д.), аграрными технологиями, с созданием базы практики для изучения современных аг-ротехнологий. С другой стороны, предприятия агропромышленного комплекса региона (как производители сырья, так и переработчики) испытывают затруднения с получением информации и консультационной помощи по стоящим перед ними проблемам инновационно-технологического развития, что существенно сказывается на качестве и конкурентоспособности продукции и услуг в регионе.
Третья проблема связана с развитием промышленности Воронежской области. Главным ресурсом области, создающим ей конкурентные преимущества и обеспечивающим быструю отдачу капитала, является продовольствие. Отсюда овновные, запускающие экономику области от-
Индекс соответствия
критериям аккредитации j = 1,71
Процент штатных преподавателей
Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента
1,1
Число отраслей /
науки по специаль- д д ^ ностям аспирантуры
Число отраслей науки, в рамках которой , выполняются НИР Шт
10,0
Число профилей реализуемых основных ОЦ 5,0
Основные значения ф значения показателей пороговые значения
Объем НИР на единицу ППС 14,£
15,0
Процент в ППС докторов наук, профессоров
71,2 Процент в ППС с учеными степенями и/или званиями
Объем фундаментальных и прикладных иссследований 14,1
Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС)
Количество монографий 3,2 (на 100 человек ППС)
3 ц Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС)
Рис. 1. Лепестковая диаграмма (эпюра) показателей ВГАУ на фоне статистики показателей
государственной аккредитации
расли — сельское хозяйство и переработка сель-хозсырья. Промышленность, которая потеряла военные и гражданские заказы и продукция которой неконкурентоспособна, должна переориентироваться на:
• обслуживание потребностей сельского хозяйства (машины, механизмы, запчасти и т.д.);
• заполнение собственного потребительского рынка простыми промышленными товарами;
• высокие технологии (продукция, способствующая обеспечение экологической безопасности, производству экологически безопасного продовольствия), информатизацию;
• развитие промышленных производств, обеспечивающих импортозамещение по товарам, которые можно освоить на имеющейся научно-технической и технологической базе
Для реализации этих приоритетных направлений, по мнению ученых агроуниверситета, прежде всего следует создавать инновационные точки роста, центры ускоренного экономического развития через развертывание технопарковой инфраструктуры вуза.
В агропромышленной сфере региона отсутствуют бизнес-инкубаторы, инновационные предприятия и другие формирования, обеспечивающие инфраструктурную поддержку инновационного и традиционного предпринимательства, что создает трудности с обеспечением научно-технического развития, внедрением современных технологий, созданием и сохранением рабочих мест, повышением уровня оплаты труда и достижением других достойных показателей качества жизни как сельского, так и городского населения.
В агропромышленном комплексе региона остро стоит проблема кадров, способных обеспечивать конкурентоспособное развитие своих организаций. Решение кадровой проблемы требует серьезной перестройки региональной системы аграрного образования, которая ныне оторвана от современной интеллектуальной подпитки и не имеет современного приборного и учебно-методического обеспечения. При этом в регионе недостаточно эффективно используется интеллектуальный потенциал Воронежского агроуниверситета, отраслевых научно-исследовательских институтов, сельскохозяйственных техникумов как в решении задачи подготовки и переподготовки кадров (образование), так и в создании новых знаний (проведение НИОКР, изобретательство) и продвижении основанных на современном знании технологий в практику (трансляция знаний).
И наконец, находящиеся в зоне влияния учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров для агропромышленного комплекса региона (сельскохозяйственные техникумы, профтехучилища), а также научно-исследовательские организации ныне не составляют единого комплекса. Округ аграрного образования создан формально и функционирует на основе отдельных договоров о сотрудничестве. Это затрудняет создание в регионе системы профессионального образования, отвечающего современным требованиям, в том числе и подписанному Правительством России Болон-скому соглашению о развитии многоуровнего образования.
Осознание этих проблем, стремление найти механизм обеспечения выживания и развития заставили нас в экспериментальном режиме в течение ряда лет вести поиск современных методов решения, что привело к идее формирования интеллектуальной инфраструктуры развития агропромышленного комплекса не вокруг производств, как это было принято, а вокруг агроуни-верситета.
Сегодня в регионе отсутствует комплексное решение проблемы информационно-консультационного сопровождения АПК. Отдельные частные консалтинговые фирмы не покрывают потребности в подготовке и переподготовке кадров для инфраструктуры агробизнеса и сельскохозяйственного производства, что обусловило нынешний кадровый кризис в регионе; недостаточно эффективная система развертывания инновационно-технологической деятельности не способствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению на предприятиях АПК кадров, располагающих современными знаниями. Слабо используются возможности промышленного комплекса г. Воронежа для технологического перевооружения села.
Создание инновационной инфраструктуры как базовой структуры системы аграрного образования и инновационного сервиса на базе Воронежского госуниверситета имеет следующие преимущества:
1. Большинство наиболее квалифицированных кадров агропромышленного комплексарегиона сосредоточено в агроуниверситете ирасположенных в регионе техникумах и профтехучилищах. Сотрудники агроуниверситета имеют высокий уровень подготовки, компетентны в практических и исследовательских проблемах. Кроме того, именно агроуниверситет готовит кадры для сельхозпро-
изводства и агропромышленной инфраструктуры. Наряду с этим сотрудники агроуниверситета и других профессиональных учебных заведений более чем кто-либо знакомы с различными методами передачи знаний, а потому изначально более готовы к возможности возникновения дифференцированного спроса на знания со стороны предприятий.
2. Агроуниверситет может предложить весь комплекс услуг производителю через свое подразделение сельскохозяйственного инновационного сервиса, образовательные, консультационные, исследовательские и информационные услуги. Другие учреждения могут предлагать лишь какую-либо одну из перечисленных услуг (как правило, или консультационные, или исследовательские работы, или информационное обеспечение). Исследовательские учреждениями, консалтинговые фирмы, как правило, не имеют даже лицензии на образовательную деятельность.
3. Агроуниверситет более гибок в использовании финансовых ресурсов. Частные консалтинговые фирмы имеют ограниченные финансовые ресурсы и не могут использовать государственный бюджет в своей работе на регулярной основе. Они ориентированы на получение прибыли, платят по всему списку налогов и потому назначают полную плату за свои услуги. Напротив, университет имеет государственную финансовую поддержку, может прибегать к услугам спонсорства и частного бизнеса, обеспечивая недорогой или вовсе бесплатный инновационный сервис в сельском хозяйстве. Это обстоятельство чрезвычайно важно для развития системы сельскохозяйственного инновационного сервиса Воронежской области, поскольку подавляющее большинство сельхозпроизводителей не может платить за информационно-консультационные услуги из-за дефицита средств в условиях экономического кризиса.
4. Агроуниверситет в административном и финансовом отношении независим от регионального руководства сельским хозяйством и переработкой сельхозсырья, что активизирует поиск эффективных форм взаимодействия с потребителями инновационной продукции, способствует коммерциализацииразработок.
5. Создание системы сельскохозяйственного инновационного сервиса на базе агроуниверситета потребует сравнительно невысоких затрат. Дело в том, что университетские специалисты могут быть вовлечены в работу подразделения сельскохозяйственного инновационного сервиса на
условиях частичной занятости. Это делает бюджет системы сервиса меньшим в сравнении с консалтинговой фирмой, вынужденной полностью оплачивать своих работников даже в условиях отсутствия заказов на услуги. Зоной обслуживания регионального центра сельскохозяйственного инновационного сервиса может быть область или несколько областей (например, Центрально-Черноземный регион). Аграрный университет должен обеспечивать сервис и одновременно поддерживать связи со своими выпускниками для более эффективного функционирования системы сельскохозяйственного инновационного сервиса в регионе.
Преобразование ВГАУ в инновационный университет обусловлено возникновением на новом этапе развития региональной экономике следующих проблем:
—возрастание сложности агропромышленного производства в связи с современным инновационным наполнением агропромышленных технологий;
— острый дефицит кадров, способных к овладению современным мышлением, агропромышленными технологиями, машинами и оборудованием;
— нарастание отставания сельских территорий в интеллектуальном и культурном развитии и, как следствие, усиление невосприимчивости кадров к овладению современным мышлением и профессиональными навыками;
— низкая закрепляемость в сельских районах специалистов (не более 20 %), подготовленных на дневных отделениях ВГАУ;
—кадровый голод (нехватка квалифицированных рабочих, специалистов и др.);
—невысокая оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений из-за вялого распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте;
— невысокий уровень сельскохозяйственного информационно-консультационного сервиса, медленное развитие интеллектуальной и культурной среды в сельских районах;
—возрастание затрат на получение образования при тенденции снижения доходов сельских семей относительно жителей крупных университетских городов;
— высокая активность негосударственных образовательных структур, выдвинувшихся в сельскую местность и осуществляющих ложную трудовую ориентацию сельской молодежи;
— свертывание переподготовки и повышения квалификации кадров, подготовки резерва руководителей, слабая ее инновационность;
— ослабление научного обеспечения устойчивого развития сельских территорий и муниципальных образований
Являясь системообразующим образовательным учреждением, Воронежский государственный университет им К. Д. Глинки выработал новое стратегическое видение, в соответствии с которым были скорректированы его основные функции: —культурная; —социальная; —научная; —профессиональная; —инновационная.
Концепция стратегического развития ВГАУ как инновационного высшего учебного заведения
В соответствии с новым стратегическим видением в Воронежском агроуниверситете в 1993 г. была выработана концепция его развития, которая постоянно дополняется.
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА
• Преодоление отставания в технологическом, интеллектуальном и культурном развитии сельских территорий на основе расширения своего инновационного влияния на процессы социально-экономического и кадрового развития села.
• Многоуровневая подготовка для агропромышленного комплекса кадров, владеющих современными технологиями и способных к их совершенствованию на основе достижений научно-технического прогресса.
• Ориентация в научной, образовательной и предпринимательской деятельности на инновационные подходы и методы управления.
• Создание условий для формирования у выпускников стиля жизни, деловой культуры, способности решать сегодняшние проблемы и готовить свои организации к будущему на основе непрерывных изменений (инноваций), обеспечивающих их конкурентоспособное развитие.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
• Обеспечение конкурентоспособного развития агроуниверситета на региональном образовательном рынке.
• Овладение стилем инновационного руководства учебным, научным и предпринимательским процессами.
• Повышение эффективности и качества образовательного процесса.
• Создание в агроуниверситете таких условий, которые сделают продуктивные изменения (инновации) естественным образом жизни коллектива.
• Создание условий и возможностей для реализации крупных проектов и программ образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.
• Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования.
• Повышение роли агроуниверситета в социальном, образовательном, технологическом и культурном развитии сельских территорий.
• Вовлечение в образовательные, научные и инновационные процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, аспирантов, докторантов и студентов.
• Обеспечение адаптации университета и его выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам региона и изменениям рынка труда.
• Реализация на базе университета единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для агропромышленного комплекса региона по профессиональным образовательным программам различных уровней.
• Осуществление университетом, его подразделениями совместной инновационной, издательской, спортивно-оздоровительной, культурно-массовой деятельности.
• Обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для развития образовательной и ннновационной деятельности.
• Развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, в том числе для зарубежных стран, выполнении совместных научных и инновационных проектов.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАСШИРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ АГРОУНИВЕРСИТЕТА НА ПРОЦЕССЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
1. Расширение направлений и программ образовательной деятельности:
• Выход на потребителя с хозрасчетными образовательными услугами в сельские населенные пункты региона.
• Создание сети стационарных дистанционных образовательных центров и представительств ВГАУ, преимущественно на базе сельскохозяйственных техникумов и профессионально-технических училищ.
• Развертывание филиальной сети аграрного образования.
• Развертывание на основной базе и в региональных представительствах программ дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров.
• Расширение количества образовательных программ и услуг, развитие дистанционного обучения.
• Создание учебно-методических комплексов для заочного и дистанционного образования.
• Организация подготовки инновационных менеджеров для структур управления агропромышленным комплексом.
• Введение в учебные курсы гуманитарного и специального профиля элементов инноватики, формирующих современную культуру делового обеспечения.
• Введение в региональные и внутривузовский компоненты учебных планов дисциплин «Иннова-тика», «Инновационный менеджмент», «Инфраструктура инновационного предпринимательства».
2. Создание и развитие инновационной структуры агроуниверситета технопаркового типа, способствующей оснащению факультетов университета современными технологиями и техникой и подготовке кадров инновационного типа:
— экспоцентр;
— учебные, сервисные центры по направлениям в соответствии со спросом на образовательные и другие услуги;
—учебные лаборатории и представительства промышленных предприятий;
—сервисно-торговые центры предприятий;
— сервисно-торговые центры и представительства дистрибьюторов и другие формирования;
— инновационные бизнес-единицы как на основной базе, так и в региональных представительствах.
3. Интеграция с образовательными, научными и проектными организациями агропромышленного профиля:
• Создание регионального округа аграрного образования и повышения квалификации посредством вовлечение в свою орбиту научных и образовательных учреждений разного уровня, имеющих сельскохозяйственный профиль: научно-исследовательских и проектных институтов, техникумов, профтехучилищ.
• Создание образовательных комплексов для реализации образовательных программ различного уровня:
—базовое высшее образование (бакалавр, специалист, магистр);
—дополнительное образование;
— среднеспециальное образование;
—подготовка рабочих кадров;
—повышение квалификации и переподготовка на образовательных программах всех уровней.
• Создание единой информационной среды образовательного комплекса агроуниверситета.
• Создание современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и социальной сферы.
4. Создание внутривузовской системы (института) саморазвития: некоего множества точек роста (инновационных бизнес-единиц), формирующих новые ресурсы для развития (новые специальности, факультеты, центры и т. д.).
5. Продвижение (трансляция) знаний и технологий: развертывание на базе инновационной (технопарковой) структуры региональной системы сельскохозяйственного сервиса (представительств ВГАУ) в районах влияния со следующей программой действий:
• Создание на базе агротехнопарка деловой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства:
— современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов по новым направлениям: центр подготовки кадров для деятельности в условиях Всемирной торговой организации, учебно-методический центр социально-экономического развития сельских муниципальных образований и др.;
—профильных инновационно-технологических центров;
— информационно-консультационного обслуживания;
—выставочного обслуживания;
—правового обслуживания;
— бухгалтерского обслуживания и аудита;
— бизнес-инкубирования;
—финансового обслуживания (лизинг, кредиты и др.).
• Продвижение технологий и консалтинг по направлениям:
— семена;
—почвообрабатывающие машины;
—упаковочно-расфасовочное оборудование;
—удобрения;
— пищевые добавки;
—переработка сельхозсырья;
—ветеринарные технологии и препараты;
— зоотехнические технологии;
— энергетическое оборудование и т. д.
Опираясь на эту концепцию, в агроуниверси-тете выдвинута и с 1996 г. реализуется следующая модель проекта развития университетского регионального агротехнопарка (рис. 2). Согласно этой модели, структура агроуниверситета приобретает инновационную составляющую матричного типа, которая, накладываясь на существующую организационную структуру вуза, формирует самостоятельный проект его развития, управляемый из единого центра (ректором). В университете, таким образом, сосуществуют две структуры — обеспечения текущей деятельности иразвития университета, делающие его инновационным, способным оказывать существенное влияние на обеспечение устойчивого научно-технического и социального развития сельских территорий. Приведенная модель проекта развития университетского регионального агротехнопарка включает комплекс инновационных бизнес-единиц образовательного и научно-технологического направлений, составляющих некое единство, позволяющее продвигать инновации в практику и учебный процесс (повышение квалификации действующих специалистов и базовая подготовка студентов и будущих абитуриентов). Приведенные в модели структуры агротехнопарка блоки отвечают направлениям развития, сформулированным в концепции стратегического развития агроуниверситета.
Практической работой, связанной с созданием и реализацией обозначенной выше инновационной стратегии развития Воронежского государственного аграрного университета, стала органи-
зация учебно-делового центра (факультета) агробизнеса. При этом традиционные инновационные подразделения (научно-исследовательская часть, опытная станция и учебное хозяйство, факультеты и кафедры) также осуществляли и совершенствовали свою деятельность, внося весомый вклад в повышение качества учебного процесса и развитие агроуниверситета как инновационного вуза.
Учебно-деловой центр агробизнеса Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки был основан 2 февраля 1993 г. приказом ректора № 36 как хозрасчетное подразделение ВГАУ с целью экспериментальной отработки методов выживания и развития агроунивер-ситета в условиях постоянно сокращающегося бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений. Постановлением главы администрации Воронежской области № 1404 от 24 ноября 1994 г. учебно-деловой центр агробизнеса ВГАУ получил статус областного центра консультирования сельхозпроизводителей и в настоящее развивается как региональный агротех-нопарк. В дальнейшем на этой базе распоряжением главы администрации Воронежской области № 357-р от 28.02.2002 г. сформирован Воронежский региональный университетский округ аграрного образования с целью максимального использования имеющегося в Воронежской области интеллектуального, научного, кадрового, информационного, культурного потенциала для конкурентоспособного развития сельских муниципальных образований, малых городов Воронежской и прилегающих областей Центрального округа РФ (рис. 3).
Ввиду отсутствия бюджетного финансировании инновационного развития агроуниверситета и существенных ограничений в финансировании текущей учебной деятельности первоочередная задача нового инновационного подразделения состояла в организации финансового потока для реализации указанной стратегии. Эта задача была решена за счет организации образовательных услуг на коммерческой основе и развертыванием выставочного центра на территории агроунивер-ситета.
Получив финансовую поддержку рынка, учебно-деловой центр приступил к реализации следующей фазы инновационной стратегии развития агроуниверситета: выдвижению с образовательными услугами в районные центры Воронежской и Липецкой областей, а также созданию на базе выставочного центра регионального аг-ротехнопарка.
Рис. 2. Структура университетского агротехнопарка
К настоящему времени на базе преимущественно сельскохозяйственных техникумов создано 12 региональных представительств ВГАУ, одновременно являющихся звеньями регионального агротехнопарка. Началось развертывание региональной системы сельскохозяйственного сервиса (инновационное информационно-консультационное обслуживание) и аграрного образования на базе сельскохозяйственных техникумов при использовании потенциала профильных научно-исследовательских институтов, дислоцированных в Воронежской области. Такой синтез среднего специального, высшего образования и отраслевой науки сегодня позволяет выйти на качественно новый уровень интеллектуальной поддержки сельского хозяйства.
Главная задача регионального агротехно-парка ВГАУ — обеспечить доступ руководящим кадрам, специалистам, студентам и преподавателям к обмену знаниями и информацией на глобальном и региональном уровнях по ключевым вопросам агропромышленного развития.
Агротехнопарк в настоящее время включает в свой состав учебно-деловой центр агробизнеса (центр бизнес-образования), экспоцентр, комплекс бизнес-единиц по различным направлениям инновационного обеспечения кадрового, технологического и социального развития села, представительства ВГАУ в населенных пунктах региона для оказания образовательных и консультационных услуг.
Цель создания технопарковой структуры региональной системы аграрного образования состоит в усилении инновационного влияния ВГАУ на своем образовательном рынке через активное развертывание в регионе образовательных, консалтинговых услуг, повышение квалификации и переподготовку кадров АПК, а также продвижение современных технологий производства и переработки сельхозпродукции.
Особенность развиваемой ВГАУ технопарко-вой структуры региональной системы аграрного образования, в отличие от традиционных, состоит в том, что она строится на принципах саморазвития посредством создания самоокупаемых инновационных бизнес-единиц, являющихся первичными ячейками развиваемого инновационного комплекса.
Создание традиционных технопарковых структур обычно ориентировано на внешнее финансирование (за счет средств федерального или регионального бюджета, различных фондов и дру-
гих источников поддержки инновационных бизнес-инкубаторов). Повсеместное отсутствие или недостаток таких источников во многих регионах страны привели к свертыванию работы по созданию и развитию технопарков. Негативный опыт заставил нас обратиться к практике формирования саморазвивающих организаций—бизнес-единиц, использующих следующие принципы в своей работе:
— своя стратегия;
— ответственность за результаты;
— своя продукция или услуга;
— свои рынки;
— один руководитель;
— свой бюджет;
— внутренний контроль;
—отчетность непосредственно перед руководством бизнес-единицы;
— предпринимательский климат;
—своя организационная субкультура.
Опирающаяся на эти принципы структура регионального агротехнопарка ВГАУ включает базовый центр в Воронеже и периферийные его звенья (представительства) в 12 районах Воронежской, Липецкой и Белгородской областей.
Базовый центр занимает площадь более 4 тыс. кв. м и включает следующие самофинансируемые бизнес-единицы: экспоцентр, центр бизнес-образования, центр подготовки управленческих и финансовых кадров, центр продвижения современных технологий, центр агроинженерии, зоовет-центр, экстеншн-центр, учебно-методический центр социально-экономического развития сельских муниципальных образований, центр подготовки профессиональных бухгалтеров, центр упаковочных технологий, центр повышения квалификации ветеринарных врачей, центр подготовки кадров к деятельности в условиях вхождения во Всемирную торговую организацию и др. В базовом центре регионального агротехнопарка ВГАУ функционируют следующие обслуживающие подразделения: компьютерный центр, лаборатория дистанционного обучения, издательский центр, имеются 36 аудиторий, в которых размещены компьютерные классы, лаборатории дистанционной работы, повышения квалификации специалистов АПК. Ряд бизнес-единиц расположен на факультетах ВГАУ: ветеринарном, агроинженерном, технологическом. Все помещения регионального агротехнопарка ВГАУ построены или отремонтированы на внебюджетные средства, заработанные в результате деятельности его бизнес-единиц.
Ассоциация
«Воронежский региональный университетский округ аграрного образования» при Воронежском государственном аграрном университете
I
Факультеты ВГАУ
Агроинженерный Агрономический
Агрохимии, почвоведения и экологии Агроэкономический Ветеринарной медицины Землеустроительный Зооинженерный
Профессионально-педагогический Технологический
Учебно-деловой центр агробизнеса
Структурные подразделения ВГАУ
Центр довузовской подготовки Учебно-опытные хозяйства Учебно-методическое управление Экспоцентр
Научно-исследовательская часть
Агротехнопарк
Научная библиотека
Центр агроинженерии
Факультет общественных профессий
Опытная станция
Центр аграрных технологий
Представительства ВГАУ на базе среднеспециаль-ных учебных заведений
Задонское (Задонский сельскохозяйственный колледж)
Лискинское (средняя школа № 12) Нововоронежское (Нововоронежский политехнический колледж)
Острогожское (Острогожский аграрный техникум) Павловское (Павловский сельскохозяйственный техникум)
Таловское (Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум)
Старооскольское (Старооскольский политехнический колледж)
Россошанское (Россошанский колледж молочной промышленности)
Конь-Колодежное (Конь-Колодезьский сельскохозяйственный техникум)
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
т
с
е
ме
в
о
с
о
м
а
р
о
в
о
г
о
д
о
П
НИИ и ИПК по сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности
Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы им. А. Л. Мазлумова ВНИИ защиты растений
НИИ экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ ВНИ ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии Всероссийский институт комбикормовой промышленности
Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧП им. В. В. Докучаева Черноземный институт мониторинга земель и экосистем
Рис. 3. Структура Воронежского регионального округа аграрного образования (на базе ВГАУ)
В составе агротехнопарка ВГАУ действуют бизнес-единицы, являющиеся как структурными подразделениями агроуниверситета, так и юридическими лицами. Последние—это чаще всего представительства разных фирм (промышленных, торговых, консалтинговых и др.), заинтересованные в продвижении своей продукции на предприятия АПК региона. Руководителями региональных звеньев агротехнопарка (представительств ВГАУ) являются директора техникумов или их заместители.
За счет привлеченных средств осуществлены следующие мероприятия.
Значительно укреплена материальная база университетского округа аграрного образования (затраты — 55, 5 млн. руб.):
1. Построен учебно-выставочный корпус, включающий 14 аудиторий, 3 компьютерных класса (один для курсового и дипломного про-ектирования).Общая площадь — 4 тыс. кв. м (затраты — около 30 млн. руб.).
2. Отремонтирован и оснащен учебный центр в главном корпусе площадью 450 кв. м (7 аудиторий, включая один компьютерный класс).
3. Создано транспортное подразделение (5 машин).
4. Оснащен деканат очного обучения.
5. Оснащен деканат заочного (дистанционного )обучения.
6. Создан и оснащен компьютерный центр.
7. Создан и оснащен издательский центр.
8. Создан и оснащен выставочный центр.
9. Создан и оснащен консалтинговый центр.
10. Создан и оснащен центр профильного обучения и дополнительного образования.
11. Произведены капитальные ремонты и оснащены следующие представительства (затраты 9,2 млн. руб.): Лискинское, Россошанское, Острогожское, Павловское, Таловское, Лебедянское.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АГРОТЕХНОПАРКА ВГАУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИЛИ ПЛАНИРУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ
6.1. Центры: —выставочный,
— инновационно-технологический центр аг-ротехнологий,
— учебно-деловой центр агробизнеса,
— агроинженерии, —грибоводства,
—новых информационных технологий.
— учебно-производственный центр хлебопечения,
—консалтинговый,
—соевый консорциум (центр) «Соя Черноземья»,
— учебно-производственный мельничный комплекс,
—довузовской подготовки, —подготовки финансовых и управленческих кадров,
— региональный центр подготовки кадров для работы в условиях Всемирной торговой организации,
— бизнесобразования,
—центр «Агробизнес-школа», —центр «Школьный агроуниверситет», —дистанционного обучения, —региональный учебно-методический центр научного обеспечения устойчивого развития сельских территорий и муниципальных образований,
— повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов,
— международных образовательных проектов,
— научно-производственный центр предпосевной обработки семян,
— зооветцентр,
— автосервисный учебно-производственный комплекс (центр).
6.2. Лаборатории:
—геоинформационных технологий, —ландшафтного землеустройства и проектирования,
—гидромелиоративная,
— биотехнологий,
— кормопроизводства и технологий кормления,
—прогнозов,
—упаковочно-расфасовочного оборудования завода «Термопак»,
— фондовых исследований,
— ботанический сад.
6.3. Формируемая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства:
— филиал страховой компании,
— информационно-консультационная газета «Земельные вопросы»,
— центры бухгалтерского обслуживания,
— центры правового обслуживания, —лизинговый центр,
— фонды взаимного кредитования,
— торговые центры и сети,
— центры обслуживания компьютерной и офисной техники,
— фонд поддержки и развития агроуниверси-тета,
— офисный центр,
—демонстрационный центр животноводства,
— гостиница,
— открытые демонстрационные площадки,
— отоянки машин,
— культурные и бытовые сооружения,
— демонстрационный полигон сельхозтехники.
6.4. Экспериментальные предприятия:
— издательство «Истоки»,
— ООО «Ресурс»,
— ООО «Колос».
6.5. Планируемые в районах бизнес-инкубаторы:
—крестьянско-фермерские хозяйства в районах дислокации представительств агротехнопар-ка по направлениям применений новых технологий: картофелеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство, кролиководство и другие, в том числе комплексные;
— мини-перерабатывающие предприятия в районах дислокации представительств агротехно-парка;
—инновационно-консалтинговые центры на базе представительств ВГАУ;
— малые предприятия по направлениям народных промыслов.
В Воронежском государственном аграрном университете постоянно идет поиск и экспериментальная отработка методов выживания и развития в сложившихся экономических условиях. При определении направления развития ВГАУ мы исходили из следующих внутренних проблем:
• недостаток финансовых ресурсов для обеспечения функционирования и развития;
• потребность в загрузке квалифицированного научного и профессорско-преподавательского персонала и создании дополнительных рабочих мест для основного и вспомогательного персонала;
• необходимость развертывания современной базы практики для студентов и научных исследований для преподавателей;
• необходимость дополнительных учебных площадей, отвечающих современным требованиям, для размещения контингента;
• неизбежность реагирования на демографические тенденции;
• старение профессорско-преподавательского персонала.
Развитие Воронежского госагроуниверситета как инновационного вуза будет осуществляться на основе продолжения совершенствования проекта регионального университетского агротехнопарка (см. рис. 2). К настоящему времени создана стартовая база: построен функциональный корпус с экспоцентром, комплекс аудиторий и офисов для размещения инновационной инфраструктуры развития предпринимательства, созданы, отремонтированы и минимально оснащены представительства агротехнопарка в районах, запущены образовательные и консалтиногвые центры. Предстоит
значительная работа по созданию интегрированных звеньев (комплексов университета, учебных и научных учреждений в зонах действия представительств агротехнопарка), развитию на их базе бизнес-единиц, бизнес-инкубаторов, лабораторий, опытных хозяйств и другой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в аграрной сфере. Предусматриваются следующие направления развития агротехнопарка и ВГАУ как инновационного вуза:
1. Совершенствование дистанционной системы аграрного образования на основе современных информационных технологий.
2. Продолжение работы по открытию специальностей согласно требованиям рынка аграрного образования.
3. Продолжение формирования и развития на факультетах инновационных бизнес-единиц, центров трансфера технологий, лабораторий, формирование кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ.
4. Продолжение работы по интеграции в регионе учебных заведений сельскохозяйственного профиля.
5. Развитие системы целевой подготовки, целевых программ с участием работодателей.
6. Развитие программ международного, федерального и регионального значения, включая программы экспорта инноваций и образовательных технологий.
7. Использование результатов инновационной деятельности в образовательных программах аг-роуниверситета, коммерциализации разработок.
8. Разработка в агроуниверситете системы управления инновационными проектами, инновационной инфраструктурой, системы управления аг-роуниверситетом, системы управления качеством подготовки кадров.
9. Разработка системы обеспечения участия агроуниверситета в приоритетных проектах социально-экономического развития региона, в реализации региональной стратегии развития АПК и сельских территорий.
10. Развитие системы и увеличение программ послевузовского и дополнительного образования.
Решение этих проблем связано с поддержанием постоянной конкурентоспособности высшего учебного заведения на образовательном рынке, что в современных условиях не может быть достигнуто без опоры на инновационную стратегию деятельности.