Научная статья на тему '«Черноземная продовольственная долина»: Региональный научный и инновационный комплекс повышения продуктивности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности России'

«Черноземная продовольственная долина»: Региональный научный и инновационный комплекс повышения продуктивности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Воронежская область / черноземы / конкурентные преимущества территории / аграрный университет / интеграция учебных и научных учреждений / инновационные технологии / научно-инновационный комплекс / малые инновационные предприятия / агротехнополис / черноземная продовольственная долина / voronezh region / black soil / competitive advantages territory / Agricultural University / the integration of academic and research institutions / innovative technology / research and innovation complex / small innovative enterprises / agrotehnopolis / Black Soil Region (chernozem) Food Valley.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В И. Белоусов, A В. Белоусов, B Е. Шевченко

Изложен опыт и проект создания инновационного комплекса «Черноземная продовольственная долина». Раскрыты, направления формирования региональной инновационной инфраструктуры в аграрной сфере на базе интеграции научно-образовательного потенциала университета, учебных, научно-исследовательских и проектных учреждений региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В И. Белоусов, A В. Белоусов, B Е. Шевченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BLACK SOIL REGION FOOD VALLEY”: A REGIONAL RESEARCH AND INNOVATION SET TO INCREASE AGRICULTURAL PRODUCTIVITY AND FOOD SECURITY OF RUSSIA

The experience and an innovative project to create complex “Black Soil Region Food Valley ”. The directions offormation of a regional innovation infrastructure in the sphere of agriculture based on the integration of scientific and educational potential of university teaching,

Текст научной работы на тему ««Черноземная продовольственная долина»: Региональный научный и инновационный комплекс повышения продуктивности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности России»

В.И. Белоусов, доктор экономических наук, профессор

A. В. Белоусов, доктор экономических наук, профессор

B. Е. Шевченко, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор (г. Воронеж)

«ЧЕРНОЗЕМНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ДОЛИНА»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация. Изложен опыт и проект создания инновационного комплекса «Черноземная продовольственная долина». Раскрыты направления формирования региональной инновационной инфраструктуры в аграрной сфере на базе интеграции научно-образовательного потенциала университета, учебных, научно-исследовательских и проектных учреждений региона.

Ключевые слова: Воронежская область, черноземы, конкурентные преимущества территории, аграрный университет, интеграция учебных и научных учреждений, инновационные технологии, научно-инновационный комплекс, малые инновационные предприятия, агротехнополис, черноземная продовольственная долина.

УДК 631.

Решая задачу выживания и социально-экономического развития каждый регион обязан обеспечить приток на территорию необходимого капитала, опираясь прежде всего на выявление и использование своих конкурентных преимуществ. Для Воронежской и других Центрально-Черноземных областей такими преимуществами является ориентация на продажу высококачественного и экологически чистого продовольствия с одновременным повышением эффективности использования инновационного потенциала территории: научного, промышленного, образовательного. Какие новые возможности открываются здесь в связи с принятым курсом руководством России на модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности.

В последние годы в агропромышленном комплексе Центрального Черноземья наблюдается спад инновационной активности. Широкий и открытый доступ к иностранным технологиям, с одной стороны, полезен для модернизации страны, с другой, в какой-то мере подавляет развитие национальной инновационной системы и прикладной науки в аграрной сфере и создает реальную опасность возникновения технологической зависимости от зару-

бежных разработок. В Воронежской области в направлении развития собственного интеллектуального потенциала осуществлялись научные и прикладные наработки. Речь идет о накопленном опыте формирования инновационной инфраструктуры Воронежского госагроуниверси-тета им.К.Д. Глинки (ВГАУ), нацеленной на освоение высоких технологий в агропродоволь-ственной сфере Центрально-Черноземного региона. Здесь с 1993 года сформулирована и шаг за шагом реализуется концепция инновационного развития вуза в направлении создания регионального научно-образовательного комплекса, способного взять на себя научное и кадровое сопровождение процессов технологического и социального сопровождения инновационных процессов в повышении продуктивности черноземов и обеспечение прорыва в обеспечении устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. Именно здесь впервые в России сделана попытка создать интеграционную инновационную региональную инфраструктуру аграрного профиля.

В Воронежской области расположены Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки ( является первым высшим сельскохозяйственным учебным заведением Центрального Черноземья, основан

Указом Императора Николая II от 9 июня 1912 г. И в ознаменование вклада региона в создание военно-морского флота России носившего при учреждении имя Петра Первого), ряд научно-исследовательских институтов (ГНУ НИИСХ ЦЧП им. В.В. Докучаева, НИИ экономики и организации АПК ЦЧР РФ, ВНИИ сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова, ВНИ ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии, Всероссийский НИИ защиты растений), 7 сельскохозяйственных техникумов и других учебных и научных учреждений. Попытка объединить эти подразделения в 2002 году в единый научно-образовательный комплекс (центр) сделана Распоряжением администрации Воронежской области в соответствии с постановлением Правительства РФ и совместным приказом Министерства сельского хозяйства РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук путем создания ассоциации, в которую на добровольных началах вошли 17 научных и учебных организаций без потери статуса юридического лица. В дальнейшем это интеграционное объединение развивалось вяло, несмотря на то, что ситуация требовала активизировать совместные исследования и разработки в следующих проблемных и приоритетных областях аграрной сферы региона:

1. Борьба с эрозией почв, прекращение деградации и повышение плодородия знаменитых черноземных почв.

2. Обеспечение развития животноводства и кормопроизводства с целью импортозамеще-ния.

3. Применения в отраслях регионального АПК современных ресурсосберегающих, информационных и других высоких технологий, включая нанотехнологии, биотехнологии, пре-цезионного (точного) земледелия.

4. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

5. Развертывание региональной инфраструктуры развития инновационного и традиционного предпринимательства на сельских территориях региона.

Имеются проблемы в управлении научно-техническим развитием аграрного сектора ре-

гиона, в системе подготовки кадров, в философии мышления и деятельности. Так, от кадров в АПК в настоящее время требуются познания не только в области финансов и институциональных основ развития рынка, но и высокая инженерная компетенция и способности быть организаторами дел. Сегодня практике управления развитием сельского хозяйства нужны специалисты, хорошо понимающие логику технологических сдвигов, инженеры системотехники, интеграторы научно-технических и организационных решений, освоившие современное технологическое наполнение отраслей сельского хозяйства и переработки сельхозсырья. Значит в АПК должна быть проведена ломка привычной начетнической системы как в подготовке, так и повышении квалификации и переподготовке кадров. Современные образовательные технологии позволяют показать передовой опыт и в растениеводстве и животноводстве. Поэтому явно неэффективны и трудозатраты нынешние тягомотные лекции и семинары в аудиториях, основанные на традиционных образовательных технологиях. При современном развитии инновационной инфраструктуры представляется возможность показать и объяснить все на экране в аудитории, а затем в лаборатории и поле, ферме.

Отсюда проблема образовательного комплекса регионального АПК прежде всего в том, что он испытывает затруднения в подготовке специалистов, владеющих или хотя бы знакомых с современным оборудованием (сельскохозяйственными машинами и механизмами, механизмами по переработке сельхозпродукции, энергетическими установками и устройствами, строительными машинами и механизмами и т.д.), аграрными технологиями, с созданием базы практики для изучения современных агротехнологий. Все это существенно влияет на качество подготовки специалистов, делает неэффективной современную практику повышения квалификации и переподготовки кадров.

Одновременно предприятия агропромышленного комплекса региона (как производители сырья, так и переработчики) испыты-

вают затруднения с получением информации и консультационной помощи по стоящим перед ними проблемам инновационно-технологического развития, что существенно сказывается на качестве и конкурентоспособности их продукции и услуг. В настоящее время агробизнес фактически безучастно, пассивно наблюдает за деятельностью образовательного блока. В то время как он должен ставить образовательным структурам задачи и участвовать в работе системы подготовки кадров. Но для решения такой задачи должна быть создана инфраструктура и правовое поле, обеспечивающие взаимовыгодное взаимодействие науки и производства. Успешное решение кадровой проблемы требует серьезной перестройки региональной системы аграрного образования, которая ныне оторвана как от современной интеллектуальной подпитки, так и не имеет современного аппаратурного и учебно-методического обеспечения.

Остро стоит также проблема взаимодействия промышленного и агропромышленного комплексов Воронежской области и всего Центрально-Черноземного района. Прежде всего слабо используются возможности промышленного потенциала региона для технологического перевооружения села. Ибо, главным ресурсом, например, Воронежской области - центра черноземья, создающим ей конкурентные преимущества и обеспечивающим быструю отдачу капитала, является продовольствие. Отсюда основные запускающие экономику области отрасли, - сельское хозяйство и переработка сельхоз сырья. Промышленность, частично потерявшую военные и гражданские заказы, а также в результате политики, приведшей к нарастанию неконкурентоспособности ее продукции, целесообразно в регионе запускать прежде всего:

□ поворотом на обслуживание потребностей сельского хозяйства (машины, механизмы, сооружения, запчасти и т.д.);

□ заполнением собственного потребительского рынка как простыми, так и отвечающими современным потребностям граждан и сельской экономики промышленными товарами;

□ поворотом в сторону высоких технологий (продукция, способствующая обеспечению экологической безопасности, производству экологически безопасного продовольствия), информатизации аграрного сектора экономики;

□ развитием промышленных производств, обеспечивающих импортозамещение по товарам, которые можно освоить на имеющейся научно-технической и технологической базе.

В этих направлениях, прежде всего, целесообразно создание инновационных точек роста, узлов ускоренного экономического развития, подразделений аккумулирующих инновации и способствующих их продвижению в учебный процесс и практику. Одним из инструментов такого инновационного развития является развертывание агротехнопарковой инфраструктуры в направлении создания агро-технополиса, который явится главным инновационным звеном «Черноземной продовольственной долины».

Осознание этих проблем, а также поиск механизма обеспечения выживания и развития, заставило Воронежский госагроуниверситет в 90-е годы в экспериментальном режиме в течение ряда лет вести поиск современных методов решения этих проблем, что привело к идее формирования интеллектуальной инфраструктуры развития агропромышленного комплекса не вокруг производств, как это было принято Минсельхозом России в 90-х годах прошлого столетия, а вокруг агроуниверситета. В 1995 году, с целью наращивания конкурентных преимуществ ВГАУ, было принято решение о начале практической работы по созданию в регионе университетского комплекса аграрного образования, о развертывании инновационных плацдармов на базе сельскохозяйственных техникумов, выставочного центра и информационно-консультационной системы. Накопленный опыт позволил выдвинуть идею технопар-кового развития агроуниверситета и приступить к ее реализации собственными силами. Это решение было продиктовано следующими обстоятельствами:

□ Необходимостью поиска современных форм выживания и развития в условиях сокращающегося бюджетного финансирования.

□ Возрастанием сложности производства в связи с современным инновационным наполнением агропромышленных технологий.

□ Острым дефицитом кадров, способным к овладению современными агропромышленными технологиями, машинами и оборудованием.

□ Нарастанием отставания в интеллектуальном и культурном развитии сельских территорий и как следствие усилением невосприимчивости к овладению современным мышлением и профессиональными навыками.

□ Низкой закрепляемостью (не более 15 процентов) специалистов, подготовленных на дневных отделениях ВГАУ, в сельских районах.

□ Нарастанием «кадрового голода»: от квалифицированных рабочих и специалистов до кадров управленцев.

□ Невысокой оперативностью и эффективностью принимаемых управленческих решений ввиду вялого распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте, невысоким уровнем сельскохозяйственного информационно-консультационного сервиса, медленным развитием интеллектуальной и культурной среды в сельских районах.

□ Возрастанием затрат на получение образования при тенденции снижения доходов сельских семей относительно жителей крупных университетских городов.

□ Высокой активностью негосударственных образовательных структур, выдвинувшихся в сельскую местность и осуществляющих ложную трудовую ориентацию сельской молодежи и формирующих социальную напряженность.

□ Свертыванием переподготовки и повышения квалификации кадров, подготовки резерва руководителей, слабой ее инновационнос-тью.

□ Ослаблением научного обеспечения социально-экономического развития сельских муниципальных образований

□ Резким, в силу финансовых затруднений, ослаблением комплектования учебного процесса современными машинами и оборудованием, что практически исключает подготов-

ку кадров на современном научно-техническом уровне.

В результате за ряд лет без использования бюджетного финансирования шаг за шагом был создан стартовый комплекс университетского агротехнопарка, включающего первый в России (да и в мировой практике) выставочный центр в учебном заведении, самофинансируемые инновационные бизнес-единицы, периферийные инновационные звенья в 12 районах Воронежской и Липецкой областях, на базе сельхозтехникумов. В результате такой инициативной деятельности учебный процесс обогатился доступом к современной технике и аграрным технологиям, в районах закрепилось более 6000 специалистов, агробизнес в значительной мере освоил новые технологии, ежегодно в АПК региона создавалось или сохранялось не менее 40 тысяч рабочих мест.

Для реализации этой задачи было создано структурное подразделение агроуниверси-тета - Учебно-деловой центр агробизнеса (входил в состав известного в России «Моро-зовского проекта»), одна его часть, оказывая образовательные услуги, организовывала значительный финансовый поток ( до 60 млн.руб. в год), часть которого инвестировалась в создание (строительство и оснащение) инновационной инфраструктуры агроуниверситета, то есть в развитие инновационных точек роста. Ввиду существенного ограничения бюджетного финансировании инновационного развития агроуниверситета и существенных ограничений в финансирования текущей учебной деятельности первоочередная задача нового инновационного подразделения состояла в организации принципиально нового финансового потока для реализации указанной стратегии. Эта задача была решена организацией образовательных услуг на коммерческой основе и развертыванием выставочного центра на территории агроуниверситета. Особенность развиваемой ВГАУ технопарковой структуры, в отличие от традиционных, состоит в том, что она строится на принципах саморазвития посредством создания самоокупаемых инновационных бизнес-единиц, являющихся первичными ячейками развиваемого инноваци-

онного комплекса. В вузе фактически создавались не являющиеся юридическими лицами инновационные структуры (сейчас на развитие такой практики ориентирует Постановление Правительства РФ № 217, предусматривающее при вузах создание инновационных предприятий, то есть наша практика опережала принятие соответствующих государственных норм).

Получив финансовую поддержку рынка, учебно-деловой центр приступил к реализации следующей фазы изложенной выше инновационной стратегии развития: выдвижение с образовательными услугами в районные центры Воронежской и Липецкой области, а также созданию на базе выставочного центра регионального агротехнопарка. Накопленный опыт в дальнейшем был использован в аграрных вузах Орла, Белгорода, Курска и других.

Опираясь на накопленный опыт предложено было пойти дальше - создать Воронежский агротехнополис как разновидность свободной экономической зоны (агронаукоград) с благоприятной инфраструктурой и правовым статусом для развития основанного на высоких технологиях агробизнеса, то есть создать по сути «Черноземную продовольственную долину», обеспечивающую необходимые инновационные прорывы в агросфере.. Цель проекта - создание центров (узлов) инновационного развития и экономического роста в Центрально-Черноземном агропромышленном комплексе РФ. Задачи создания Воронежского агротехнополиса - организовать инновационное и кадровое обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий в черноземном регионе, способствовать выполнению национальных образовательных проектов «Сельское хозяйство», «Образование». Проект предусматривает дальнейшее развитие существующей инновационной инфраструктуры, включающей университетский агротехнопарк, региональную систему аграрного образования, бизнес -инкубатора для студентов, аспирантов и научных работников, других точек роста: центра коммерциализации разработок, учебно-сервисных центров современных аграрных технологий и тех-

ники, школа инновационных менеджеров для агропромышленного комплекса и т.д. Проект нацелен на создание на базе ВГАУ инновационного агропромышленного технополиса, цель которого - комплексное научное и инновационное обеспечение ускоренного социально-экономического развития села.

Концепция проекта: Воронежский агро-технополис предлагается развернуть на трех площадках. Новизна подхода в том, что предлагается идея развития агротехнополиса не только на части земель агроуниверситета в г.Воронеже. Предлагается развернуть агротехнопо-лис и на землях примыкающего к городу Воронежу сельского района, где также расположены земли агроуниверситета, других научно-исследовательских и образовательных учреждений аграрного профиля.

Представляется, что для дислокации Воронежского агротехнополиса может быть избран Рамонский район Воронежской области. В Рамонском районе расположены Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы им. А.Л. Мазлумова и Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений. Там же расположены опытные земли Воронежского госагроуниверсите-та (учебное хозяйство «Березовское», располагающее 7,5 тыс.га земли). Имеется в р.п. Ра-монь и планируемый к присоединению Правительством РФ к агроуниверситету Березовский сельхозколледж с солидной материальной базой. В городе Воронеже расположены Международный институт компьютерных технологий, политехнический, строительно-архитектурный и классический университеты, Воронежская государственная технологическая академия, институт незаразных болезней и другие научные и учебные организации, имеющие интересы в АПК.

Первая площадка - территория и земли госагроуниверситета в Воронеже. На этой площадке предлагается реконструировать и радикально расширить действующий Экспоцентр «Агробизнес-Черноземья», создать бизнес-инкубаторы для студентов, аспирантов и научных работников, развернуть систему исследовательских лабораторий и опытные поля, а также опытные фермы на

территории опытного хозяйства агроуниверсите-та. На первой площадке целесообразно развернуть следующие технопарки аграрного профиля, подразделения которых будут сосредоточены по всей территории агроуниверситета:

1. Технопарк высоких технологий в земледелии.

2. Технопарк биотехнологий.

3. Технопарк высоких технологий в животноводстве и ветеринарной медицине.

На территории уже существующего Экспоцентра ВГАУ целесообразно осуществить:

Строительство офисного центра площадью не менее 20000 квадратных метров для создания и развития инновационных бизнес-инкубаторов для студентов, аспирантов и молодых ученых по аграрной тематике, размещения информационно-консультационной инфраструктуры развития малого и среднего агробизнеса:

□ Информационно-консультационная газета «Земельные вопросы».

□ Центр «Агроинформ» с лабораториями агроинформатики, геоинформационных технологий, точного земледелия и подразделением дилерских (в том числе международных) операций, а также консультирования сельхозпроизводителей.

□ Центры бухгалтерского обслуживания.

□ Центры правового обслуживания.

□ Лизинговый центр.

□ Центр дистанционного продвижения на рынках сельхозпродукции региона.

□ Центры обслуживания компьютерной и офисной техники и другие.

□ Центр содействия в трудоустройстве выпускников.

□ Дискуссионный молодежный клуб.

□ Информационный центр высоких технологий.

□ Строительство офисного центра для организации инновационных бизнес-инкубаторов, конгресс центра.

□ Строительство выставочного павильона (демонстрационной площадки) площадью не менее 5000 квадратных метров для демонстрации и хранения сельскохозяйственной техники, в том числе используемой в учебном процессе.

□ Строительство выставочного павильона животноводства и птицеводства площадью не менее 5000 квадратных метров.

□ Строительство демонстрационного павильона (ринга) животноводства, площадью 3500 квадратных метров.

□ Строительство выставочного павильона технологий и оборудования для переработки сельхозсырья.

□ Строительство демонстрационного полигона (центра) для почвообрабатывающих машин.

□ Строительство автотракторного сервисного учебно-производственного комплекса с 5 боксами для диагностики техники и классами для подготовки и переподготовки кадров.

□ Строительство подъездных путей и стоянок автомобилей, спортивных площадок, комплекса социально-бытового обслуживания, площадью не менее 30000 кв. метров.

□ Строительство и обустройство инфраструктуры бытового обеспечения функционирования выставочного комплекса (туалеты, кафе, торговые павильоны, игровые павильоны для детей и т.д.).

□ Строительство гостиницы на 350 мест.

□ Строительство испытательного полигона для сельхозтехники.

□ Центр реабилитации сотрудников и студентов (оздоровительный профилакторий).

В учебно-опытных хозяйствах (на территории опытной станции ВГАУ) целесообразно осуществить:

1. Строительство лаборатории технологии кормления животных.

2. Обустройство имеющихся и развертывание опытных полей для проведения научных исследований и демонстрации современных сельскохозяйственных технологий в рамках проведения «дней поля», проведения семинаров и других мероприятий обучения и повышения квалификации специалистов.

3. Центр племенной работы.

4. Селекционный центр зерновых, зернобобовых и масличных культур.

5. Полигон испытаний современных сортов и технологий.

6. Селекционный центр плодовых и овощных культур

7. Картофельный центр первичного семеноводства.

На территории факультетов агроуниверситета целесообразно развернуть исследовательские лаборатории и центры по направлениям деятельности ученых и преподавателей факультетов:

□ Научно-производственный центр предпосевной обработки семян.

□ Центр агрохимического и экологического обслуживания сельхозпредприятий.

□ Центр информационного обеспечения рационального использования плодородия почв.

□ Центр современных технологий защиты растений.

□ Зооветцентр.

□ Автосервисный учебно-производственный комплекс (центр).

□ Инновационно-технологический центр «Агротехнологий».

□ Учебно-производственный центр хлебопечения.

□ Соевый консорциум (центр) «Соя Черноземья».

□ Региональный центр подготовки кадров для работы в условиях Всемирной торговой организации.

□ Региональный учебно-методический центр научного обеспечения устойчивого развития сельских территорий и муниципальных образований.

□ Центр эколого-ландшафтного земледелия.

□ Гидромелиоративная лаборатория.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Региональный научно-исследовательский центр инженерного обустройства сельских территорий.

□ Научно-производственная лаборатория мембранно-сорбционной очистки природных и сточных вод и другие центры и лаборатории

□ Ботанический сад.

На территории Института повышения квалификации и инноваций агроуниверси-тета целесообразно создать или модернизировать:

1. Центр развития малых инновационных предприятий.

2. Центр коммерциализации и трансфера аграрных технологий.

3. Региональный центр дистанционного обучения.

4. Факультет среднеспециального агрооб-разования.

5. Центр подготовки рабочих кадров для села и другие формирования, связанные с повышением квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

6. Центр дополнительного профессионального образования.

7. Центр подготовки управленческих и финансовых кадров высшей квалификации для АПК.

Вторая площадка - в рабочем поселке Рамонь (30 км. от Воронежа) и на прилегающих к нему территориях на землях учебного хозяйства агроуниверситета «Березовское, Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свеклы имении А.Л. Мазлумова и Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений, Березовского сельхозкол-леджа, а также на территории сельских поселений Рамонского района (расположение объектов агротехнополиса в Рамонском районе).

На территории Березовского сельскохозяйственного колледжа целесообразно наряду с имеющимися программами обучения развернуть:

1. Программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для сельской экономики Воронежской области и других прилегающих регионов по направлениям, связанным с применением современных в аграрном производстве информационных технологий:

□ Наладчик (по обслуживанию и ремонту электронного оборудования сельскохозяйственной автотракторной техники).

□ Наладчик (по обслуживанию и ремонту электронного оборудования птицефабрик и механизированных ферм).

□ Наладчик (по обслуживанию и ремонту свиноводческих комплексов и механизированных ферм).

□ Наладчик (по обслуживанию и ремонту овцеводческих комплексов и механизированных ферм).

□ Механик-электроник доильной техники.

□ Наладчик доильной техники.

□ Оператор и наладчик систем космического управления работой сельхозтехники.

2. Создание сервисных центров промышленных предприятий и фирм по направлениям и видам почвообрабатывающей и пищеперера-батывающей техники.

3. Создание бизнесинкубатора «Учебный центр подготовки рабочих кадров (начальное профессиональное обучение) по следующим профессиям: фермер, каменщик, сварщик, сантехник, жестянщик, отделочник и другим.

4. Центр сельскохозяйственного консультирования и продвижения в регионе современных агротехнологий.

5. Центр мониторинга и подготовки кадров по землеустройству.

На землях сельских поселений Рамонс-кого района и землях учебного хозяйства «Березовское» целесообразно развернуть:

1. Технопарк экологически чистого продовольствия, включающего завод по переработке сельхозсырья, сырьевую зону и научную базу, включая научный потенциал Воронежской технологической академии.

2. Семенной завод (сахарная свекла, зерновые).

3. Семенной центр кормопроизводства и озеленения (травы).

4. Фермы детского питания (козы, соевое молоко и т.д.).

5. Бизнес-инкубаторы традиционного и инновационного бизнеса.

6. Создание бизнес-инкубаторов и малых инновационных предприятий по выпуску ремонту и обслуживанию товаров народного потребления: продукты питания, бытовое хозяйство, электротовары, кирпич, плитка, пиломатериалы, сантехника, лакокрасочные изделия, строительные смеси, бетонные растворы.

7. Региональный центр консультирования и переподготовки кадров специалистов по защите растений территориальных филиалов ФГУ «Россельхозцентр», дилеров по продаже

пестицидов и инженерно-агрономических кадров хозяйств по механизации защиты растений с оснащением современными приборами и оборудованием.

8. Центр геоинформационных систем мониторинга особо опасных вредных организмов и прогнозирования потерь урожая от их жизнедеятельности.

9. Совместно с компанией «Агротехга-рант» построить современный завод по предпосевной обработке семенного материала технических и зерновых культур.

10. Предприятия малого инновационного бизнеса по производству и реализации сельхозтоваропроизводителям семян сельскохозяйственных культур, микробиологических и других биопрепаратов, регуляторов роста растений, обеспечивающих получение экологически чистой продукции.

11. Развертывание традиционных бизнес-инкубаторов, в том числе малых инновационных предприятий развития малого бизнеса в сельской местности:

Бизнес-инкубаторов по переработке сельхозпродуктов: хлебопекарни, мини-мельницы, мясная продукция, рыбная продукция, молочные продукты, сыроварение, кондитерские изделия.

Фермерских бизнес-инкубаторов по направлениям: животноводство, свиноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, выращивание зерновых, кормовых, овощей, фруктов, ягод, выращивание грибов, цветоводство.

Бизнес-инкубаторов по жилищно-коммунальным услугам в сельской местности:

Комплексное эксплуатационное обслуживание жилых зданий.

Сельских строительным бизнес-инкубаторов: строительство дач, домов, гаражей и др, содержание парковых зон, ремонт зданий и помещений, изготовление конструкций по заказам, дорожно-строительные работы, устройство скважин и колодцев.

Бизнес-инкубаторов сельских быгтовыгх услуг: ателье по ремонту бытовой техники, парикмахерские, ателье по пошиву и ремонту одежды, химчистка, ремонт обуви, ремонт ча-

сов, работы на дому, социальные услуги, прокат спортинвентаря, книг, свадебных платьев и др., частный детсад, арендные квартиры, гостиницы и другое.

Бизнес-инкубаторов медицинских услуг на селе: семейный врач, медсестра, аптеки, стоматологические кабинеты, уход за больными и престарелыми на дому, ветеринарная служба, ветеринарная аптека, баня / сауна / бассейн.

Бизнес-инкубаторов транспортных услуг: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, перевозки разового заказа.

Бизнес-инкубаторов туристическихус-

луг: туристические фирмы, создание базы отдыха, гостиницы, организация экскурсий.

Бизнес-инкубаторы народных промыслов: художественная резьба по дереву, изготовление деревянной посуды и кухонной утвари, художественная роспись по дереву, изготовление керамической посуды и сувенирной продукции, мастерские росписи по керамике, изделия из кожи, художественное плетение и вязание, изготовление плетеной мебели, ажурное литье, кузнечные изделия, изготовление национальной одежды, карнавальных и сценических костюмов, изготовление разнообразной сувенирной продукции и другое.

На территориях научно-исследовательских институтов в Рамонском районе целесообразно развернуть бизнес-инкубаторы и научные лаборатории, научные парки, инновационные предприятия малого бизнеса по профилю деятельности с учетом возможной диверсификации инновационной деятельности, а также создание инновационных предприятий и производств по различным направлениям обеспечения устойчивого развития сельских районов. В таблице 1 показаны площади земельных участков для размещения инновационных площадок агротехнополиса. На территориях институтов целесообразно развернуть:

1. Аналитический испытательный центр по определению остаточных количеств пестицидов и других токсических веществ в продукции растениеводства, почве и воде.

2. Предприятия малого бизнеса по производству и реализации сельхозтоваропроизводителям биопрепаратов и регуляторов роста растений, обеспечивающих получение экологически чистой продукции.

3. Региональный центр консультирования и переподготовки специалистов сельхозпредприятий по технологии возделывания сахарной свеклы, хранению и переработке свеклосырья, защите растений от вредителей, болезней и сорняков, кадров территориальных филиалов ФГУ «Россельхозцентра» по вопросам использования пестицидов и семеноводства сельскохозяйственных культур.

4. Региональный центр экспертной оценки гидрометеорологических рисков и экспертизы убытков при страховании посевов сельскохозяйственных культур.

5. Испытательную электрофоретическую лабораторию для сортовой идентификации семенного материала сельскохозяйственных культур по белковым маркерам.

6. Центр микробиологических исследований почвенных и растительных агроценозов для идентификации возбудителей болезней сельскохозяйственных культур.

7. Центр коллективного использования уникального научного оборудования и фитотрона для расширенного использования методов биотехнологии, физиологии и иммунитета при создании, изучении нового селекционного материала различных сельскохозяйственных культур.

8. Испытательный центр для изучения различных типов почвообрабатывающей техники и технологий в зерносвекловичных севооборотах.

9. Центр и полигон пропаганды и внедрения научных разработок в производство.

Таблица 1. Площади земельных участков для размещения инновационных площадок агротехнополиса.

Наименование организации (предприятия), входящего на Площадь

правах члена ассоциации в стартовый комплекс земельного

Воронежского агротехнополиса участка, в

гектарах

Воронежский госагроуниверситет 360

Учебное хозяйство Воронежского госагроуниверситета 7500

«Березовское»

Березовский сельскохозяйственный колледж 27

Всероссийский научно-исследовательский институт 570

сахарной свеклы им.А.Л. Мазлумова

ОПХ ВНИИС 4046

Всероссийский научно-исследовательский институт защиты 96

растений

Рамонский район Воронежской области 1342400

На первом этапе развития Рамонской площадки нет необходимости капитального строительства инновационных формирований. Научные лаборатории, центры, парки целесообразно разместить в незанятых помещениях институтов и колледжа, оснастив их современным научным оборудованием.

Третья площадка (площадки стратегического развития второй очереди Воронежского агротехнополиса): развертывание Воронежского агротехнополиса на других площадках в Воронежской области: на территориях и землях Павловского и Верхнеозерс-кого сельхозтехникумов, которые намечены к присоединению к Воронежскому агроунивер-ситету, также на территории НИИ имени Докучаева, примыкающей к Верхнеозерскому сельхозтехникуму. Там можно создать демонстрационные площадки и сервисные центры производителей сельскохозяйственной техники, а также развернуть программы подготовки и повышения квалификации кадров для агробизнеса.

«Черноземную продовольственную долину» (Воронежский агротехнополис) целесообразно создавать постепенно (в течение 10-15 лет), используя уже имеющиеся возможности территории, научной и образовательной инфраструктуры, посредством поэтапного финансирования проектов инновационной инфра-

структуры, инновационных предприятий и бизнесинкубаторов. На имеющейся в Рамонс-ком районе и агроуниверситете материальной

и научной базе уже сейчас необходимо осуществлять многие из обозначенных выше направлений деятельности.

Воронежский агротехнополис станет запускающим не только агропромышленной сферы региона, но и инновационных программ других отраслей, нацеленных на устойчивое развитие села. Создание Воронежского агротехнополиса позволит сформировать не только агронаукоград - город - спутник Воронежа, но и центр аграрной науки и практики в Черноземной зоне России («Черноземная продовольственная долина»), что и явится мостом для прорыва сельского хозяйства и сельских территорий Черноземья к устойчивому конкурентоспособному развитию.

Развитие стартового комплекса Воронежского агротехнополиса и его инновационной инфрастуктуры на площадке в Воронеже оценивается суммой 1.705 млн.рублей. Развитие структур Воронежского агротехнополиса в Ра-монском районе в стартовых мероприятиях потребует не более 2 млрд. рублей, а реализация полной программы потребует создания проекта развития агронаукограда Рамонь и соответствующих этому проекту инвестиционных вложений, оценить которые на этапе предложения данной инвестиционной идеи даже в прикидочном варианте непрагматично (реализацию строительной части мероприятия планируется осуществлять за счет финансирования со стороны Министерства сельского хозяйства РФ, администрации областей Центрального Федерального округа, входящих в ассоциацию, кредитов банков по отдельному проекту вложений бизнеса, а также за счет

П

средств по результатам участия агроуниверситета в различных конкурсах).

Потребность в земельных ресурсах для реализации проекта оценивается в 50 -100 га в Воронеже и 300-500 га в Рамонском районе Воронежской области. Проект может быть реализован на землях, приданных в оперативное управление сельскохозяйственным учебным и научным заведениям Воронежской области.

Социально-экономический эффект от программы создания Воронежского агротехнопо-лиса прежде всего проявляется в формировании высокотехнологичного сельскохозяйственного производства на черноземах, поскольку в настоящее время высокие технологии и знания становятся "новым стратегическим" ресурсом, едва ли не затмевающим природные ресурсы". Способствуя распространению современных технологий (информационных, нанотехнологий, биологических и других технологий пятого и шестого технологических укладов). Названные подразделения Воронежского агротехнополиса непосредственно содействуют достижению положительной динамики следующих основных индикаторов изменения социально-экономического положения региона как результат реализации программных мероприятий:

1. Увеличение величины валового регионального продукта с черноземов.

2. Увеличение числа созданных и количество сохраненных рабочих мест, в целом и по отраслям агропромышленного комплекса региона.

3. Повышение инвестиционной привлекательности сельской экономики региона.

4. Положительная динамика качества жизни сельских граждан.

5. Увеличение количества малых и средних предприятий и их доли в ВРП региона.

6. Изменение показателя бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации в динамике.

7. Увеличение объема сельскохозяйственного и промышленного производства в отраслевом разрезе.

Опыт Воронежского агроуниверситета (создан стартовый комплекс технопарка без бюджетного финансирования) позволяет думать, что реализация озвученной идеи создания «Черноземной продовольственной долины» на первых этапах не потребует значительных финансовых вложений, если более эффективно использовать уже имеющуюся материальную и интеллектуальную базу. На базе Березовского сельскохозяйственного колледжа, имеющего учебные, офисные помещения и общежитие, а также научно-исследовательских институтов, землях и поселений Рамонс-кого и Новоусманского районов целесообразно прежде всего развивать быстроокупаемые формирования и учебные программы, прежде всего связанные с развитием на селе инновационного и традиционного малого и среднего бизнеса, движущих сил предпринимательства.

Экспериментальная отработка пилотной части проекта создания агротехнопарка ВГАУ показала окупаемость мероприятия (затраты на строительство и оснащение выставочного комплекса агротехнопарка ВГАУ окупились уже в ходе ремонтно-строительных работ за счет поступлений от коммерциализации образовательных, консалтинговых и выставочных услуг созданного на базе стартового комплекса агротех-нопарка Воронежского университетского округа аграрного образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.