Научная статья на тему 'Развивающиеся сельские информационные системы'

Развивающиеся сельские информационные системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающиеся сельские информационные системы»

будет защищена от предоставления на вебпредставительствах, входящих в ее состав, недостоверной информации как общего характера, так и о конкретных разработках сельскохозяйственного профиля, нецелесообразных, по мнению Россельхозакадемии и Министерства сельского хозяйства РФ, к использованию в сельскохозяйственном производстве на территории Российской Федерации. В то же время это абсолютно открытая система для любого пользователя Интернета, в том числе товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, ученых и специалистов сельскохозяйственного профиля, широких слоев населения, заинтересованных в ознакомлении со знаниями агронауки и их использовании в своей практической деятельности.

На интегрирующем сайте система группирования и поиска интересующей пользователей информации реализована таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять запросы самых различных групп пользователей, обращающихся в Агроакадемсеть.

Для удовлетворения запросов товаропроизводителей сельхозпродукции в Агроака-демсети должны быть сведения обо всех основных прикладных разработках НИУ РАСХН, представленных на сайтах НИУ, с простой и удобной системой поиска разработок, сгруппированных с учетом возможных направлений деятельности сельхозтоваропроизводителей.

Для удовлетворения запросов ученых и специалистов сельского хозяйства должна быть предусмотрена эффективная система доступа к научной информации, представленной в

виде различного рода веб-публикаций, сосредоточенных на сайтах Агроакадемсети и в различного рода электронных библиотеках.

Для специалистов управленческого звена должен быть организован доступ к распределенной системе нормативно-методической и статистической документации, реализуемой на сайтах Агроакадемсети и соответствующих специализированных сайтах-коррес-пондентах (включая сайты Госкомстата и Мин-сельхоза РФ и т.п.).

Для широкого круга населения, желающего детально ознакомиться с достижениями современной агронауки и ее историей, в частности, для учащихся сельских школ, должна быть предусмотрена возможность дистанционного обучения с привлечением преподавателей и студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений.

Пользователю Агроакадемсети предоставляется возможность консультации по интересующим его вопросам не только через информационно-консультационную службу, но и, учитывая широкое использование Интернета, непосредственно через раздел информационно-консультационной деятельности ведущих специалистов организаций, входящих в Агроа-кадемсеть, по актуальным вопросам сельских товаропроизводителей в онлайновом режиме.

Доведение результатов научных исследований до широкого круга потребителей посредством новых информационных технологий значительно сокращает время на получение необходимой научной информации.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СЕЛЬСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

О.В. Медведев, к.т.н., ст. науч. сотр., Е.П. Никифорова, к.э.н., доц. Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

1. Направления информатизации сельских территорий

Информационно-консул ьтационное обеспечение является одним из важнейших направлений развития сельских территорий, включающего развитие сельхозпроизводства, улучшение качества жизни сельского населения и поддержание экологического равновесия. До настоящего времени основной деятельностью Минсельхоза России было в этом направлении создание информационно-консультационных служб (ИКС) и системы информации о рынке (СИР). В настоящее время в Минсельхозе России формируется Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой сельхозпроизводители и прочие лица, живущие или работающие в сельской местности (далее - сельские лица), могут получить своевременную и

качественную информацию по государственной политике, условиям кредитования, налогообложению, субсидированию, объемам торговли, ценам и т.д. Она создается на основе органов управления АПК и центра рыночной информации на муниципальном, региональном и федеральном уровнях [1].

Информатизацией сельской местности занимаются также Министерство информационных технологий и связи, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникации РФ. Результаты их деятельности можно оценить на примере Новгородской области. В настоящее время здесь созданы 40 пунктов коллективного доступа к Интернету на базе сельских почтовых отделений и 15 - на базе сельских библиотек, организующих локальные информационные сети. Сельские жители могут в этих пунктах за плату

от 10 до 30 р. в час самостоятельно работать в Интернете, пользоваться электронной почтой, получать консультации по работе на компьютере. До 2010 г. планируется создание таких пунктов во всех почтовых отделениях области. В текущем году планируется подключить к Интернету все средние и основные школы области, уже созданы 30 пунктов дистанционного обучения информационным технологиям, в которых сотрудники сельских школ проходят практику на своем рабочем месте, подключившись к Интернету.

В связи с повышением доступности подключения к Интернету и значимости получаемой через эту сеть информации многие предприятия, предприниматели и другие сельские лица подключаются к Интернету по своей инициативе. Например, в Новгородском районе Новгородской области имеется более 10 эффективно работающих фермерских хозяйств, которые имеют выход в Интернет и могут распространять полученную информацию среди других сельских лиц.

Таким образом, происходит стихийный процесс информатизации сельских территорий в сочетании с малосогласованными действиями вышеуказанных Министерств в данном направлении. Выяснилось, что на основе большинства информатизируемых государственных организаций и частных лиц возможно создание локальных пунктов информационно-консультационного обслуживания сельского населения. Эти пункты могут быть также использованы для приведения стихийной информатизации сельской местности в регулируемое состояние, координации деятельности перечисленных министерств и создания в ЕСИО АПК нижнего сельского уровня (сельхозпроизводителей, населения и прочих сельских лиц). Для этого предлагается создание развивающихся сельских информационных систем.

2. Описание развивающихся сельских информационных систем (РСИС)

РСИС предназначена для выполнения и развития информационно-консультационного обслуживания сельхозпроизводителей и других сельских лиц, а также для объединения усилий различных организаций и физических лиц в информатизации сельской местности. Данная система может быть создана на региональном или муниципальном уровнях, далее рассматривается региональный вариант.

РСИС состоит из пользовательских, служебных и служебно-пользовательских пунктов, локальной сети консультантов и системного центра (СЦ), объединенных информационными и телекоммуникационными связями. Пользовательские пункты/ создаются на основе сельских лиц, имеющих выход в Интернет и использующих информацию только в своей деятельности. Служебные пункты/ предназна-

чены для информационно-консультационного обслуживания сельских лиц и поддержания функционирования информационной системы в целом. Они создаются на основе действующих информационно-консультационных служб (центров), учебных заведений, отделений почтовой связи, сельских библиотеке, административных органов и других организаций и физических лиц. Эти пункты выполняют информационно-консультационное обслуживание сельских лиц и обучение их в области информатизации, а также содействуют созданию и деятельности пользовательских и служебно-пользовательских пунктов. Важнейшая роль в организации служебных пунктов принадлежит информационно-консультационным службам (ИКС), имеющим необходимые средства и опыт для выполнения данных функций. Служебно-пользовательские пункты сочетают функции служебных и пользовательских пунктов и создаются, как правило, на основе эффективно действующих субъектов агробизнеса (предприятий, предпринимателей, личных подсобных хозяйств). Эти субъекты агробизнесав рамках информационноконсультационной деятельности, распространяют и свои собственные достижения.

Системный центр (СЦ) целесообразно создавать на основе информационной службы администрации региона (комитета по сельскому хозяйству), учитывая необходимость координации деятельности разных ведомств по информатизации сельских территорий. Он выполняет следующие функции: координацию и поддержку деятельности и развития локальных пунктов; обеспечение сельских лиц информацией, которую они не смогли получить самостоятельно через Интернет или из других источников; организацию служебных и служебно-пользовательских пунктов и содействие в создании пользовательских пунктов; организацию телекоммуникационных связей между локальными пунктами; поддержку и развитие связей с другими информационными системами (локального, муниципального, регионального, федерального и международного уровней). Для выполнения этих функций в СЦ организуется системный сайт (сайты), специализированные базы данных и прикладные программы, техническая поддержка пользователей сети. Таким образом, СЦ объединяет служебные пункты различных ведомств, а также служебно-пользовательские и пользовательские пункты региона, которые регистрируются на сайте РСИС.

Локальная сеть консультантов - это группа высококвалифицированных специалистов в определенных разделах знаний, имеющая надежную двухстороннюю связь с СЦ. Данная сеть должна войти в состав единой сети консультантов АПК России.

РСИС должна взаимодействовать с другими информационными системами различных уровней, в частности, с действующей системой информации о рынке, в дальнейшем она может войти в состав ЕСИО АПК в качестве сельского (нижнего) уровня. С другой стороны, она может иметь локальные подсистемы, организованные на основании производственных, территориальных, административных и других связей между элементами. Целесообразно создание региональной информационной подсистемы малого агробизнеса, которая может иметь собственный сайт, специальное программное обеспечение и сеть консультантов с учетом возможностей РСИС.

Процесс общения субъектов РСИС между собой и с прочими субъектами можно организовать при помощи электронной почты и других коммуникационных сервисов Интернета. Например, сервис Skype позволяет пользователям, вне зависимости от их места нахождения, бесплатно (если не считать стоимость доступа к Интернету) обмениваться письменными сообщениями, разговаривать и видеть друга. Пока наиболее отлажена передача письменных сообщений, голосовая и видеосвязь требуют повышенного качества передачи информации. При отсутствии проводной связи сельские лица могут воспользоваться сотовой связью, применив мобильный телефон в качестве модема.

Используя телекоммуникационный сервис, сельские лица могут получать и передавать нужную информацию или оформить документы, обратившись в локальный пункт РСИС, в СЦ или в локальную сеть консультантов. С другой стороны, административные органы могут оперативно общаться с сельскими лицами, зарегистрировавшимися на сайте РСИС.

Служебные и служебно-пользовательские пункты совместно с СЦ содействуют созданию новых аналогичных пунктов. В свою очередь, новые пункты, включившись в РСИС, содействуют созданию следующих пунктов, т.е. количество их прогрессивно увеличивается. Это дает основание называть данную систему РСИС развивающейся и позволяет создать на ее основе расширяющейся инкубатор и систему развитию малого агробизнеса (МАБ).

3. Развивающийся агробизнес-инкубатор и Система развития МАБ

На основе РСИС можно создать систему индивидуальной подготовки кадров малого агробизнеса, рационально сочетающую практическую и теоретическую их подготовку. Для этого на служебно-пользовательских пунктах РСИС, организованных эффективно работающими субъектами МАБ, создаются учебно-производст-венные предприятия (УПП), в которых руководители и специалисты МАБ проходят практику. Она сочетается с теоретиче-

ским их обучением в специальных учебных заведениях, которые можно организовать на основе действующих учебных заведений (вузов, институтов дополнительного профессионального образования, техникумов и т.д.). Системный центр РСИС приобретает дополнительные функции, связанные с координацией и поддержкой деятельности УПП и специальных учебных заведений. Объединение УПП, специальных учебных заведений и системного центра представляет собой систему, целью деятельности которой является не только подготовка кадров, но и поддержка их на ранней стадии деятельности, т.е. данная система, является бизнес-инкубатором кадров МАБ. Выпускники данного инкубатора после соответствующей деятельности могут организовать новое УПП или образовать демонстрационный субъект МАБ, например, фермерское хозяйство. Новое УПП включается в состав агробизнес-инкубатора, т.е. оно является развивающимся (расширяющимся), причем в стабильном режиме, число эффективно работающих субъектов МАБ прогрессивно увеличивается. Используя РСИС, можно организовать дистанционное обучение обучающихся и постоянную поддержку выпускников данного агробизнес-инкубатора.

Далее может быть создана система развития МАБ, включающая развивающийся инкубатор, а также демонстрационные и другие эффективные субъекты МАБ, не вошедшие в данный инкубатор. РСИС организует и поддерживает связи между субъектами данной системы, обеспечивая их совместную деятельность. Кроме подготовки кадров в данной системе инициируются и поддерживаются производственная и потребительская кооперация субъектов МАБ, социальное обустройство села, охрана и развитие окружающей среды, взаимодействие с внешними лицами, в частности, с крупным бизнесом, и другие системные мероприятия. Координацию и поддержку данных мероприятий осуществляет СЦ, входящий в состав развивающегося инкубатора [2].

4. Результаты внедрения РСИС

Подводя итоги, отметим, что внедрение РСИС будет способствовать: регулированию

стихийного процесса информатизации сельских территорий, объединению усилий различных государственных органов и частных лиц; значительному увеличению в сельских территориях информационно-консультационных служб и удешевлению стоимости их создания на базе сельских лиц; удобному общению сельских жителей друг с другом и с другими лицами, что будет способствовать их производственной и потребительской кооперации; широкому внедрению программно-аппаратных средств и информационных технологий в среду сельских лиц и использованию их для производственной

деятельности и ведения личного хозяйства (бухгалтерского учета, планирования, расчетов и т.д.), а также для оформления документации без выезда из места проживания; созданию нижнего сельского уровня в ЕСИО АПК; усовершенствованию системы подготовки кадров и системному развитию малого агробизнеса.

Эти результаты повысят привлекательность сельского образа жизни, будут способствовать развитию малого агробизнеса, закреплению и привлечению в сельскую местность квалифицированных кадров и внесут существенный вклад в развитие сельских территорий России.

Литература

1. Целевая ведомственная программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России». - М.: МСХ, 2005.

2. Киркорова, Л.А., Медведев, О.В. Развивающиеся системы малых предприятий в АПК / Л.А. Киркорова, О.В. Медведев // Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве: тенденции развития, проблемы, перспективы. - М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова, Энциклопедия российских деревень, 2006. - С. 339341.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ЦИКЛА «ИССЛЕДОВАНИЕ-ПРОИЗВОДСТВО»

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В.В. Козлов, д.э.н., рук. Центра устойчивого развития сельских территорий Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А.Тимирязева

В настоящее время в регионах России только зарождаются механизмы масштабного распространения новшеств в аграрном производстве, которые более чем в 120 странах мира реализуются сельскими консультационными и обучающими службами, службами экстеншн. При этом наиболее острой проблемой остается финансирование деятельности этих служб. Многие региональные лидеры пока не очень охотно решают эти вопросы.

Результаты деятельности прикладной науки и высшего образования, к сожалению, не отвечают требованиям аграрного производства, и это также связано с необходимостью разработки и реализации новых механизмов финансирования их деятельности. Преподаватели должны участвовать в научных исследованиях, а ученые - в подготовке высококвалифицированных кадров. Те и другие должны участвовать во внедрении новшеств. Опыт аграрных университетов Канады, США, Шотландии и других стран это подтверждает. Хотя возможны и другие варианты обеспечения связи науки с высшим образованием и производством, которые реализуются, как правило, за счет применения специфических механизмов финансирования этих работ. В Дании, например, прекрасно скоординированное влияние на науку, образование, включая среднее специальное, консультационную деятельность оказывает Фермерский союз, который обеспечивает значительный вклад в финансирование работ цикла «исследование-производство». Наиболее активные представители фермеров участвуют во всех комиссиях, принимающих решения по финансированию перечисленных выше работ.

Исследования показали, что все отмеченные российские проблемы тоже целесообразно решать в единстве цикла работ «иссле-

дование-производство», и в первую очередь исходить из необходимости развития интереса к этому отечественных аграрных производителей, повышения интереса и ответственности за это органов управления АПК субъектов РФ, с одной стороны.

С другой стороны, аграрное производство обусловлено зональными агроклиматическими условиями, поэтому на необъятных просторах России могут быть наиболее эффективны механизмы государственной поддержки аграрной науки и инновационной деятельности, реализуемые на уровне субъектов РФ. Объемы поддержки не регламентируются условиями членства в ВТО и не требуют централизованного регулирующего воздействия на уровне страны, как, например, меры «желтой корзины».

Поэтому предлагается, придав на уровне Федерации необходимый импульс развитию региональных консультационных и обучающих служб, обеспечить поэтапную передачу от центра к территориям полномочий по развитию прикладной аграрной науки, систем информационной, консультационной и обучающей поддержки инновационного развития аграрного бизнеса в их взаимосвязи в рамках субъектов РФ. При этом предлагается переходить к следующему:

1) предоставлению на конкурсной основе заказов и грантов вузам и творческим коллективам (с участием НИИ и других научных организаций) на проведение научных исследований, предусматривающих использование получаемых новшеств в учебном процессе и в инновационной деятельности региональных сельских консультационных и обучающих служб;

2) целевой адресной поддержке аграрных товаропроизводителей на конкурсных условиях в форме грантов по наиболее эффек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.