Научная статья на тему 'Создание консультационно-информационных отделов в муниципальных районах'

Создание консультационно-информационных отделов в муниципальных районах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание консультационно-информационных отделов в муниципальных районах»

ЧАСТИЧНО ВОЗМЕЗДНЫЕ ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ

Рис. 1. Взаимоотношения субъектов агробизнеса по распределению транзакционных издержек

СОЗДАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТДЕЛОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ

С.А. Суслов, асп. Нижегородского государственного инженерно-экономического института

В последние десятилетия в агропромышленном комплексе происходят глубокие социально-экономические преобразования. Реорганизованные предприятия превратились в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Коренным образом изменились функции органов управления агропромышленным комплексом и их взаимоотношения с сельхозтоваропроизводителями.

Переход на принципы многоукладной рыночной экономики обусловил создание новых структур, в том числе информационных, призванных обеспечить сельхозтоваропроизводителей информацией, необходимой для их устойчивого функционирования в условиях рынка. При этом требования сельхозтоваропроизводителей к тематическому диапазону и качеству информации адекватно возрастали по мере

формирования рынка в АПК.

На начальном этапе перехода на рыночные отношения сельхозтоваропроизводители вполне удовлетворялись информацией о рынках сбыта продукции, ценах на семена, химикаты, технику и др. С углублением рыночных отношений и, соответственно, усилением конкурентной среды ими была востребована информация о современных научно-технических разработках и передовом производственном опыте, а также информация в сфере маркетинга, бизнес-планирования, налогообложения и т. д. Далее, на более позднем этапе, возникла объективная потребность в информационно-консультационной службе, обеспечивающей не только оперативное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, но и оказываю-

щей им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта.

Сформированные региональные и районные информационно-консультацион-ные службы, несмотря на кризисное положение в отрасли, стали основным проводящим каналом законченных научно-технических разработок в производство и обеспечили реальную обратную связь сельхозтоваропроизводителей с научными организациями. В большинстве регионов они стали необходимой частью формирующегося рынка в АПК, обеспечивая практическое взаимодействие науки, производства и органов государственного управления агропромышленным комплексом.

В Нижегородской области также была создана консультационная служба, которая в первые годы своей работы достигла достаточно высоких результатов: проводила консультации в 43 районах области из 48; выпускала свой журнал с периодичностью примерно раз в два месяца; издавала методические рекомендации по проблемным вопросам АПК. Однако в последние года из-за сокращения финансирования консультационная служба свернула почти всю свою работу и теперь существует, можно сказать, только формально. Свертывание работы информационно-консультационных служб также связано с утратой силы приказом Мин-сельхоза РФ от 15.04.2002 г. № 398 «О совете информационно-консультационной службы АПК России».

С развитием многоукладности на селе формирование информационно-консультационных служб должно происходить повсеместно. Для этого предлагается создать отделы консультационно-информационного обеспечения в каждом муниципальном районе области, или передать данные функции отделам управления сельского хозяйства в муниципальных районах. Данное размещение информационных отделов позволит формулировать более точно рекомендации для каждого участника АПК вследствие того, что эксперты будут находиться непосредственно в данном районе, а не в областном центре, как это было прежде. Созданные консультационно-информационные отделы

должны оказывать следующие виды услуг.

В растениеводстве:

- подбор наиболее благоприятных сортов сельскохозяйственных культур для данной местности;

- помощь в защите растений химическими и биологическими средствами;

- разработка технологий по минимизации обработки почв;

- составление системы севооборотов и др.

В животноводстве:

- анализ структуры стада и его оптимизация;

- анализ кормовой базы;

- оптимизация кормления сельскохозяйственных животных;

- управление воспроизводством стада;

- помощь в ведении первичного и племенного учета в хозяйствах;

- помощь в содержании животных и контроллинге;

- оказание помощи в приобретении племенных животных, кормов, кормовых добавок;

- оценка материально-технической базы животноводства и предложения по ее модернизации;

- определение экономической эффективности и оптимизация отрасли мясного, молочного скотоводства, свиноводства, овцеводства и др.

В организационно-правовом обеспечении и работе с неплатежеспособными организациями АПК:

- анализ финансового состояния и причин неплатежеспособности, разработка схем финансового оздоровления;

- разработка бизнес-стратегии, бизнес-плана для организаций, экономическое обоснование инвестиционного проекта;

- разработка предложений по привлечению инвесторов;

- правовое обеспечение реструктуризации долгов;

- правовое обеспечение деятельности сельскохозяйственных организаций;

- консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогового учета и налогообложения;

- налоговое планирование и оптимизация налогообложения;

- оптимизация структуры управления;

- оформление земельных отношений;

- все виды аудита;

- оценка недвижимости, машин, оборудования, транспортных средств, предприятия (бизнеса) и др.

Прочие работы и услуги:

- проведение обучающих семинаров;

- печатные услуги;

- ксерокопирование;

- работа с программами по подоходному налогу, пенсионному фонду, медицинскому страхованию (запись на магнитные диски).

Таким образом, создание консультационно-информационных отделов в каждом муниципальном районе поможет сельским товаропроизводителям выйти на новый, более высокий уровень развития. Можно также привести

пример, что в большинстве аграрноразвитых дающий высокой квалификацией фермер не

стран информационно-консультационные может владеть всеми необходимыми знаниями

службы существуют десятилетиями и играют по технологии, организации, экономике и бух-

заметную роль в жизни фермеров. Даже обла- галтерскому учету.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПОСЕЛКОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

О.В. Медведев, к.т.н., доц., ст. науч. сотр. Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. поставлена задача интеграции консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с Системой государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (СГИОСХ), в том числе доступа к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участия в их формировании.

Консультационную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и прочим организациям и физическим лицам, живущим или действующим в сельской местности (далее -сельские лица), в настоящее время оказывает информационно-консультационная служба

(ИКС). Она состоит из федерального, регионального и районного уровней. Первые два уровня в основном созданы и решают поставленные задачи, районный уровень пока слабо развит. Он представлен информационноконсультационными центрами (ИКЦ); на начало текущего года числилось 1 385 районов, а создано лишь 385 районных ИКЦ. Между тем районные ИКЦ по замыслу должны быть центральными звеньями в ИКС, так как они наиболее тесно взаимодействуют с сельскими лицами. Важнейшей причиной, тормозящей развитие районных ИКЦ, является отсутствие требуемого финансирования и необходимых кадров.

СГИОСХ создается с целью информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей. На первом этапе (2008-2010 гг.) она создается в соответствии с ведомственной программой Минсельхоза России по созданию Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (ЕСИО АПК) с использованием инфраструктуры, создаваемой по федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».

ЕСИО АПК имеет многоуровневую структуру, охватывающую муниципальные образования, субъекты РФ и федеральные округа, органы управления АПК федерального уровня, и состоит из информационно-телекоммуникационной системы АПК России, автоматизированной информационной системы Минсельхоза России, системы дистанционного мониторинга земель и системы информации о рынке АПК.

Информатизацией сельской местности занимаются также Министерство информационных технологий и связи России, Министерство культуры и массовых коммуникаций России и Министерство образования и науки России. Результаты информатизации можно оценить на примере Новгородской области.

На начало текущего года все 178 администраций сельских поселений области оснащены компьютерными комплексами, имеют доступ в Интернет и электронную почту. Действовали 98 пунктов коллективного доступа в Интернет на базе сельских почтовых отделений и 15 на базе сельских библиотек, организованы локальные библиотечные сети. До 2010 г. планируется создание пунктов коллективного доступа в Интернет во всех почтовых отделениях области. Все средние и основные школы подключены к Интернету, созданы 30 пунктов дистанционного обучения информатике, с помощью которых сотрудники сельских школ учатся на своих рабочих местах. В связи с повышением доступности подключения к Интернету и значимости получаемой через эту сеть информации многие предприятия, предприниматели и другие сельские лица подключаются к Интернету самостоятельно. Таким образом, происходит стихийный процесс информатизации сельских поселений в сочетании с недостаточно согласованными действиями вышеуказанных министерств. Следует отметить, что на основе большинства данных организаций и частных лиц возможно создание локальных пунктов информационно-консультационного обслуживания сельских лиц (далее - ИКП).

Эти пункты могут обмениваться информацией с ИКС районного и других уровней и могут рассматриваться как периферийные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.