ББКЧ 481.2+ Ч 481.4+ 4481.43
СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ВУЗЕ
Н.Ю. Бахарева ОТИ МИФИ (ГУ)
В статье описана организация в образовательном процессе вуза учебнопедагогического взаимодействия, направленного на становление готовности студентов первого курса к образованию в вузе, на основании системного подхода: представлена структура, основные функции участников взаимодействия, а также описан генезис системы учебно-педагогического взаимодействия педагогических работников и первокурсников.
Современные тенденции «омассовле-ния» высшего образования, предоставления вузами платных образовательных услуг актуализировали проблему недостаточной готовности студентов первого курса к образованию в вузе. Это обусловило необходимость осуществления в вузе специальным образом организованного учебнопедагогического взаимодействия педагогических работников и первокурсников, в ходе которого педагогические работники смогут за короткий промежуток времени помочь первокурсникам в реализации их намерений образовываться в вузе в плане становления и развития интегративных способностей студентов к образованию в вузе.
Попытаемся выявить и описать свойства и закономерности организации учебнопедагогического взаимодействия студентов и преподавателей, направленного на становление готовности студентов к образованию в вузе, на основании системного подхода.
В нашем исследовании организация учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление готовности студентов к образованию в вузе, представляет образовательную систему со следующими элементами: входная величина - выявленное состояние готовности первокурсников к образованию в вузе; выходная величина - измененное состояние готовности студентов к получению образования в вузе; связующие компоненты - деятельность педагогических работников и студентов в учебнопедагогическом взаимодействии: оказание педагогического содействия и самоуправление студентами образовательной деятельностью, направленные на становление проектируемой готовности к образованию в вузе.
Педагогическая модель, направленная на содействие студентам в становлении го-
товности к образованию в вузе, основывается на взаимодействии преподавателей, студентов и органов педагогического самоуправления. Педагогическое содействие становлению готовности осуществляется посредством учебно-педагогического взаимодействия. Это означает создание на первом курсе специальных условий образования, которые будут способствовать быстрой «вживаемости» студентов в новые условия обучения и воспитания. Создание условий осуществляется педагогическими работниками вуза: преподавателями, кураторами, кафедрами, деканатами, методическим советом и администрацией вуза.
Преподаватели выполняют ряд функций: организаторскую, обучающую, воспитывающую, научную, непосредственно общаясь со студентами. Создание условий образовательного процесса на первом курсе кафедрой (деканатом, метод, советом) заключается в выполнении функции управления преподавателями, оказывающими педагогическое влияние на студентов. Следовательно, организация учебно-педагогического взаимодействия осуществляется двумя основными группами исполнителей: преподавателями - оказание непосредственной помощи, содействия студентам, и кафедрами (деканатом, метод, советом) - управление педагогическими работниками. Кафедры, деканат и методический совет, опираясь на теорию управления образованием, обобщим понятием органы педагогического самоуправления.
Поэтому учебно-педагогическое взаимодействие представим в виде совокупности трех направлений деятельности педагогических работников и студентов: преподаватели оказывают педагогическую помощь и содей-ствие первокурсникам; органы педагогиче-
ского самоуправления оказывают педагогическое содействие первокурсникам; органы педагогического самоуправления осуществляют управление преподавателями, работающими на первом курсе.
Управление преподавателями осуществляют органы педагогического самоуправления. Будем рассматривать управление преподавательским составом вуза, работающим на первом курсе, органами педагогического самоуправления, поскольку организация в образовательном процессе вуза учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление готовности студентов к образованию в вузе, требует объединения усилий педагогических работников. В связи с этим целесообразно наладить взаимодействие преподавателей.
Рассматривая взаимодействие, как форму организации деятельности преподавателей, определимся с моделью организации совместной деятельности: при оказании педагогического содействия студентам в становлении готовности к образованию в вузе целесообразно определить деятельность преподавателей различных дисциплин как взаимодействие каждого преподавателя отдельной дисциплины с остальными преподавателями [10].
В психологии и педагогике установлено, что на успешность организации совместных действий партнеров влияет мера понимания ими друг друга. Выработка одинакового понимания ситуации, единой стратегии и тактики действий, совместное принятие решений возложены на органы педагогического самоуправления. Поэтому укажем, опустив подробное описание, ряд функций управления, которые выполняют органы педагогического самоуправления: согласование мнений преподавателей об особенностях их взаимодействия; координация деятельности преподавателей; систематизация деятельности; контроль изменений становящейся готовности первокурсников и качества педагогического содействия; стимулирование и побуждение преподавателей к самообразовательной деятельности.
Организация педагогического содействия студентам опосредованно осуществляется органами педагогического самоуправления. Помощь первокурсникам в становлении готовности к образованию в вузе определим, как педагогическое содействие. Перечислим основные функции педагогического содей-
ствия: выявление и анализ выявленных состояний готовности первокурсников; проектирование методов педагогического содействия; осуществление промежуточной аттестации студентов.
Педагогическое содействие студентам осуществляется непосредственно преподавателями и является приоритетным направлением деятельности педагогических работников.
Опираясь на толкования понятия педагогического содействия, данные Г.Н. Сериковым и Т.А. Мельниковой [9], применительно к организации образовательного процесса вуза на первом курсе, определимся с понятием педагогического содействия студентам в становлении готовности к образованию в вузе.
Педагогическое содействие студентам в становлении готовности к образованию в вузе - это деятельность педагогических работников по организации форм и методов учебно-воспитательного процесса с целью оказания помощи (поддержки) студентам первого курса в реализации их намерений учиться в вузе в плане становления интегративных способностей к образованию в вузе.
Будем видеть задачу педагогов в побуждении и активизации самоуправления первокурсниками учебной деятельностью, актуализации опыта школьной образовательной деятельности, воспитании ценностного отношения к образованию, содействии снижению утомляемости студентов. Деятельность преподавателей должна быть направлена на подбор форм и методов образования, с учетом потребностей студентов в получении высшего образования и требований вуза к готовности студентов. Перечисленные аспекты деятельности преподавателей входят в педагогическое содействие становлению готовности студентов к образованию в вузе.
Характерной особенностью учебнопедагогического взаимодействия является его зависимость от согласия между преподавателями и учащимися о предмете их совместной деятельности, распределения полномочий между ними и складывающихся межличностных отношений [9]. Установка на сотрудничество между преподавателями и студентами трансформирует учебнопедагогическое взаимодействие во взаимо-содействие преподавателей и студентов друг другу. Осуществление взаимосодействия
происходит через самоуправление, управление и саморегуляцию.
Самоуправление студентами учебной деятельностью проявляется в намеренно осуществляемом влиянии студентов на себя и предмет учебной деятельности. Опираясь на теорию самоуправления в образовании, укажем следующие основные компоненты студенческого самоуправления учебной деятельностью: самоорганизацию, самопобуж-дение, самоконтроль [2, 4, 9].
Кратко опишем функциональное назначение каждого компонента студенческого самоуправления учебной деятельностью в учебно-педагогическом взаимодействии студентов и преподавателей.
Самоорганизация студентами учебной деятельности осуществляется в несколько этапов: студент интериоризирует ориентиры (план) предстоящей деятельности, предложенной преподавателем; определяется с целью, задачами деятельности; определяет, выявляет собственные потребности, возникающие в ходе учебного процесса и соотносит их с предлагаемым преподавателем планом деятельности; подбирает средства реализации потребностей с учетом личных особенностей и в соответствии с планом, предложенным преподавателем.
Самопобуждение в осуществлении студентами учебной деятельности включает самоубеждение и самостимулирование.
Самоконтроль направлен на систематическую фиксацию первокурсником своих действий и их последствий с целью предотвращения нежелательных проявлений. Самоконтроль является внутренним регулятором собственного участия студента в учебно-педагогическом взаимодействии и показателем его самостоятельности.
Педагогическое содействие осуществляется в процессе учебно-педагогического взаимодействия студентов и педагогических работников. Содержательно связь данных компонентов происходит на основе развития интеллектуальной просвещенности в формах, методах, приемах образования; убеждении в значимости образования в жизнедеятельности человечества и, в частности, студентов, убеждении в альтруистичном характере образования; ознакомлении с идеями оздоровительной медицины в аспектах предупреждения и снятия психологического и умственного напряжения и переутомления.
Руководствуясь ведущими основаниями проектирования образовательных систем с позиций системного подхода, опираясь на положения теории гуманно ориентированного образования, имеет смысл на разных этапах организации учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление готовности студентов к образованию в вузе, расставить приоритеты в деятельности участников образования. На начальных этапах образования в вузе роль главного элемента системы играет профессиональнопедагогическая деятельность педагогических работников, на последующем - приоритетной является учебная деятельность студентов. В соответствии с этим, опишем структуру организации учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление готовности первокурсников к образованию в вузе.
На первом этапе происходит выявление потребностей первокурсников, возникших при переходе с одного этапа образования на другой. На втором этапе - определение той совокупности действий, которые необходимо предпринять, чтобы удовлетворить выявленные потребности студентов. Первые два этапа реализуются в процессе ознакомления с учебным материалом и той совокупностью средств поддержки, которую предлагают педагогические работники. Третий этап реализация потребностей (принятие помощи) происходит в процессе учебно-воспитательных занятий, во внеаудиторной работе, на консультациях.
Организация учебно-педагогического взаимодействия направлена на оказание педагогическими работниками педагогического содействия студентам в становлении готовности к образованию в вузе. Содержание педагогического содействия представлено в виде совокупности трех инвариант: гуманноориентированная направленность проектирования форм и методов образовательной деятельности; обучение методам и приемам учебной деятельности; контроль деятельности студентов. Определенные таким образом инварианты представляют собой содержательную основу взаимодействия преподавателей и студентов на основании преемственности вуза и школы и включают в себя составляющие: формы и методы учебнопедагогического взаимодействия. Каждый инвариант (блок) должен учитывать сущностные свойства первокурсников, поэтому
включает в себя совокупность методов учебно-воспитательного влияния, соответствующую возможностям и потребностям студентов в становлении и развитии готовности к образованию вузе.
Блок 1 - гуманно-ориентированная направленность проектирования методов и форм образовательной деятельности - функционально направлен на создание индивидуально-ориентироданных условий учебнопедагогического взаимодействия студентов и преподавателей. Данный элемент модели сориентирован на обеспечение положительного эмоционального настроя посредством усиления мотивации, убеждения и создания ситуаций успеха в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента.
Блок 2 - обучение методам и приемам образовательной деятельности - функционально направлен на овладение теоретическими знаниями и практическими умениями ведения образовательной деятельности на первом курсе, поскольку обучение является одним из методов влияния на образующегося человека. Знания и умения в овладении методами и приемами образовательной деятельности вуза составляют основу дальнейшей образовательной деятельности студентов, позволяют активизировать освоение различных учебных дисциплин, способствуют развитию познавательной активности. Освоение и овладение методами и приемами ведения образовательной деятельности происходит в процессе лекционных, семинарских и практических занятий, лабораторных практикумов, а также во время консультаций, коллоквиумов, во внеаудиторной работе.
Блок 3 - контроль деятельности студентов - предназначен для получения информации преподавателями и студентами об уровне становления готовности к образованию в вузе, состоянии ее компонентов, эффективности используемых методов и средств содействия становлению готовности, качестве образовательного процесса вуза на первом курсе.
Строго устанавливать соподчиненность блоков, как компонентов педагогического содействия, считаем нецелесообразным, поскольку индивидуальные потребности и способности студентов, предопределяющие их готовность к образованию вузе, различны.
Отбор форм, методов и приемов обучения и воспитания в аспекте становления го-
товности студентов к образованию в вузе, осуществляется с учетом следующих требований: стимулирование учебной деятельности студентов, создание ситуаций, позволяющих пережить радость достижения положительного результата деятельности; вовлечение студентов в образовательный процесс вуза; активизация учебной деятельности студентов и взаимодействия с педагогическими работниками.
Выявленное состояние готовности студентов к образованию в вузе влияет на подбор содержательного наполнения учебнопедагогического взаимодействия, состав педагогических средств, характер образовательных отношений студентов и преподавателей, характер самоуправления студентами учебной деятельностью, характер профес-сионально-педагогических отношений преподавателей и органов педагогического самоуправления. На этой основе прогнозируется проектируемое состояние готовности студентов к образованию в вузе.
На следующем этапе становления готовности студентов к образованию в вузе измененное состояние готовности предыдущего этапа становится выявленным состоянием готовности последующего этапа. Вновь выявленное состояние готовности к образованию в вузе влияет на отбор содержательного наполнения форм и методов учебнопедагогического взаимодействия, состав педагогических средств, характер образовательных отношений студентов и педагогических работников, характер самоуправления студентами учебной деятельностью, характер профессионально-педагогических отношений преподавателей и органов педагогического самоуправления. На их основе прогнозируется проектируемое состояние готовности студентов к образованию в вузе. Таким образом осуществляется генезис организации учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление готовности студентов к образованию в вузе.
Педагогическое содействие студентам в становлении готовности к образованию в вузе происходит в три этапа. На каждом этапе блоки функционируют в системе.
На первом этапе, когда готовность к образованию в вузе имеет низкие показатели и является социально-неприемлемой, основное внимание уделяется актуализации школьного опыта образовательной деятельности и информационной реабилитации. При этом в
учебно-воспитательном процессе преимущественно используются объяснительноиллюстративный и репродуктивный методы. Учебный материал целесообразно доносить в понятной для студентов данного уровня готовности форме.
Гуманно-ориентированная направленность форм и методов предполагает усиление мотивации активного участия в образовательном процессе; настойчивое убеждение в необходимости посильного участия в образовательном процессе; требование выполнения необходимого минимума, предусмотренного образовательной программой; частую смену форм и видов деятельности на занятии, дозирование нагрузки; использование приемов психологической разгрузки.
Взаимодействие педагогических работников и студентов характеризуется тем, что студенты поставлены «в некоторые рамки реализации своей деятельности» [6, с. 12], т.е., преподаватели и органы педагогического самоуправления предлагают студентам определенный порядок учебной деятельности. Деятельность студентов сопровождается интенсивным контролем [5, 7] и ориентирована на ознакомление и освоение элементов самоуправления учебной деятельностью.
Взаимодействие педагогических работников заключается в оперативном проектировании методов содействия становлению готовности студентов к образованию в вузе в соответствии с результатами регулярной диагностики изменений в состоянии готовности.
На втором этапе, когда готовность к образованию в вузе характеризуется неудовлетворительным состоянием отдельных ее компонентов (или удовлетворительным состоянием всех компонентов), целесообразно применять проблемный метод, развивать устойчивый познавательный интерес. На этом этапе идет интенсивное становление готовности первокурсников к образованию в вузе.
Гуманно-ориентированная направленность форм и методов педагогического содействия опирается на идеи самоусовершенствования, саморазвития, самообразования. Стимулирование и мотивация направлены на развитие и обогащение интегративных способностей студентов к образованию в вузе в плане их качественных изменений. В контроль деятельности первокурсников целесообразно вносить элементы самоконтроля,
что позволяет перейти к более высокому уровню организации образовательной деятельности.
Взаимодействие педагогических работников и студентов отчасти сохраняет определенный порядок учебной деятельности студентов, предлагаемый преподавателями. Одновременно поощряются попытки студентов самостоятельно реализовывать учебную деятельность. Осуществляется интенсивное развитие самоуправления учебной деятельностью.
Профессионально-педагогические отношения педагогических работников заключаются в усилении функций систематизации деятельности преподавателей и контроле качества деятельности преподавателей.
На третьем этапе, когда готовность к образованию в вузе достаточно высокая и является социально-приемлемой, необходимо удержать ее на достигнутом уровне, не допустить снижения или продолжать содействовать становлению готовности.
В учебно-воспитательном процессе целесообразно применять частично-поисковый и исследовательский методы наряду с репродуктивным и продуктивным. Целесообразно ставить перед студентами задачу, чуть превышающую их возможности, но требование посильности задачи сохранить.
Гуманно-ориентированная направленность форм и методов педагогического содействия опирается на идею «альтруистичности образования» [1]. Стимулирование и мотивация направлены на обогащение опыта самостоятельной реализации учения студентов в направлениях.
Регулярному явному контролю следует предпочесть самоконтроль и неявный контроль со стороны преподавателя.
Взаимодействие преподавателей и студентов заключается в самостоятельной реализации студентами учения, направляемого педагогическими работниками. Приоритет принадлежит самоуправлению студентами учебной деятельностью. Перед студентами ставятся посильные задачи, выполнение которых позволит реализовать их намерения учиться в вузе. При этом в учебно-воспитательном процессе наряду с объясни-тельно-иллюстративным и репродуктивным методами применяются частично-поисковый и вводятся элементы исследовательской деятельности.
Таким образом, в представленной модели отдельные части находятся в функциональной зависимости, изменение одних элементов ведет к изменению других, то есть можно утверждать, что модель является целостной системой.
Литература
1. Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). - Екатеринбург: Сократ, 1995. -152 с.
2. Гарунов М.Г. и др. Самостоятельная работа в вузе: Беседы со студентами младших курсов/41 ТУ, МГ. Гарунов, ИМ. Шагов, Т.И. Парубочая. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995.-139 с.
3. Ильясов Д. Ф., Сериков Г.Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 336с.
4. Калугин Ю.Е. Связующие элементы образования и самообразования: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. -104 с.
5. Лебедь И. Использование рейтинговой системы контроля знаний // Первое сентября. Математика. -2003. -№33.- С. 1-4.
6. Пичугина ИВ., Сериков Г.Н. Проектирование образовательного процесса как системы: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 76 с.
7. Радугин А.А. Педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Центр, 2002. -272 с.
8. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган: Зауралье, 1997.-464 с.
9. Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследований. - М.: ВЛАДОС, 2005. 440 с.
10. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.-С. 5-9.
11. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.И. Ковалев, В.Г. Попов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.