Научная статья на тему 'Специфика управления научно-образовательным процессом университета при подготовке студентов экономических специальностей'

Специфика управления научно-образовательным процессом университета при подготовке студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MARKETING COMMUNICATING / INTERNET MARKETING / WEB-SITES OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / CHARACTERISTICS / WEB-TECHNOLOGIES / MODERN TOOLS OF MARKETING / QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна

Обоснована актуальность системно-синергетического подхода к управлению научно-образовательным процессом в университете. Особое внимание уделено признакам научно-образовательного процесса и специфике управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of scientific-educational process management at university while teaching the students of economic specialties

In the article the authors release the peculiarities and principles of communication process organization with the help of Internet-marketing means. The aims, tasks and functions of informative resources of an institute are determined as well as modern tendencies and approaches to organization of WEB representations of institutions.

Текст научной работы на тему «Специфика управления научно-образовательным процессом университета при подготовке студентов экономических специальностей»

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

ББК Ч481.00 + Ч489.53

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ю.В. Подповетная

Обоснована актуальность системно-синергетического подхода к управлению научно-образовательным процессом в университете. Особое внимание уделено признакам научно-образовательного процесса и специфике управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.

Ключевые слова: научно-образовательный процесс, системно-синергетический подход, принцип гуманизма, субъекты управления.

Для современных университетов характерна паритетность функций обучения, воспитания и исследования, научного познания. Это обусловлено спецификой требований к образованности выпускников университета, неотъемлемой частью которой являются готовность к самостоятельному осуществлению исследований и традиции становления отечественной науки в стенах университета. В университетском образовании происходит интеграция процессов образования и исследования. Результатом такой интеграции является научнообразовательный процесс университета.

В научно-образовательном процессе обучение, воспитание и исследование выступают как взаимосвязанные стороны целого. Обучение и исследование направлены на воспитание необходимых качеств специалиста с университетским образованием (инициативность, креативность, нравственность ученого). Воспитание в студенте качеств, благоприятствующих учению (трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, добросовестность и др.), способствует повышению уровня обучения и исследований в научнообразовательном процессе. Исследование, в свою очередь, может выступать как средство обучения и воспитания студентов.

Таким образом, научно-образовательный процесс представляет собой «не механическое соединение научного и образовательного процессов, а их синтез» [4]. Синтез означает, что признаки научнообразовательного процесса не повторяют признаков научного и образовательного процессов. Он имеет собственную специфику, отличающую его и от образовательного, и от научного процессов.

Научно-образовательный процесс имеет свои отличительные признаки, которые выявлены с позиции гуманно ориентированной системносинергетической методологии [4]. Для него характерны:

• научно-педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава;

• высокая методологическая культура профессорско-преподавательских кадров;

• педагогическое партнерство в реализации единого методического замысла;

• интеграция педагогически сопровождаемой научной и образовательной деятельности студентов;

• паритетные начала учебно-научно-педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов [1].

Учебно-научно-педагогическое взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов представляет собой совместное и согласованное осуществление субъектами деятельностей учения, преподавания (само) воспитания и научного исследования.

Содержательный компонент научно-образовательного процесса имеет следующие особенности [4]:

1) в содержании отражаются научные достижения (по средствам авторских курсов, ограниченного включения соответствующих разделов в читаемые дисциплины);

2) в содержание следует включать элементы социального опыта научно-исследовательской деятельности (задания для подготовки студентов к научному исследованию, к которым предъявляются требования преемственности, межпредметно-сти, взаимосвязи с курсовыми и дипломными работами);

3) решение образовательно-исследовательских задач (предполагает научно-педагогическое содействие студентам в их решении);

4) предъявляются для обсуждения актуальные проблемы научных исследований (связанные с выбранной специальностью).

Также особенностью научно-образовательного процесса является единая направленность учебной, профессиональной педагогической и научной деятельности на достижение гуманных целевых приоритетов, на реализацию университетской образовательной программы.

Субъектами научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и студенты.

Во взаимодействии профессорско-преподавательского состава и студентов реализуются различные функции. Профессорско-преподавательским составом осуществляются управленческая, содейственная, образовательная, преподавательская, поисковая, гносеологическая и др. функции. Для студентов характерны образовательная, исследовательская, коммуникативная функции, а также функция самоуправления.

Очевидно, что так или иначе, субъектами научно-образовательного процесса оказывается

влияние на него. С одной стороны, педагогические работники профессионально подготовлены к управлению научно-образовательным процессом. Они опираются на собственную профессиональную квалификацию, базирующуюся на профессиональной образованности, на личном опыте педагогической и научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, студенты имеют личные ресурсы управления, которые ограничены природоопределенными задатками, развившейся образованностью и приобретенным личным опытом участия в научно-образовательных процессах. С третьей стороны, ректорат, его управляющие подразделения создают условия, в которых осуществляется научно-образовательный процесс с участием студента. Это нормативно-регламентиру-ющие, перспективно-ориентирующие, деятельно-стно-стимулирующие и коммуникативно-информационные условия, в которых взаимодействуют друг с другом профессорско-преподавательский состав и студенты университета.

Профессорско-преподавательский состав,

действуя в рамках своей компетенции, выстраивает и внедряет в практику научно-образовательного процесса различные управленческие траектории. Студент как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) преподавателей, но и определяется со своей самореализацией в рамках научно-образовательного процесса. Прежде всего, он управляет самообразованием. Субъекты внешнего управления (профессорско-преподавательский состав, ректорат) содействуют ему в этом.

Каждый субъект управления по-своему (специфично) трактует управление научнообразовательным процессом в университете. В соответствии с этим он и выстраивает свою управленческую деятельность во взаимодействии с партнерами. Субъекты внешнего управления научно-образовательным процессом сталкиваются с фактами разного толкования одних и тех же явлений. В этом случае не всегда возможно прийти к

согласию. Это препятствует осуществлению управленческого взаимодействия.

Таким образом, практика управления научнообразовательным процессом университета характеризуется явным намерением субъектов влиять на данный процесс. Однако в педагогике не разработано целостной концепции управления научнообразовательным процессом университета. Поэтому нам представляется необходимым в рамках данной статьи рассмотреть некоторые аспекты управления научно-образовательным процессом в университете.

Управление какими-либо процессами осуществляется с определенной целью. Управление научно-образовательным процессом университета нацелено на подготовку специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и способных к самостоятельным научным исследованиям. Очевидно, что достижение этой цели значимо только при условии здоровьясбережения участников данного процесса [5].

Следует отметить, что управление научнообразовательным процессом университета имеет уровневую вертикаль. Можно выделить по вертикали следующие уровни: административный уровень (ректорат, управляющие подразделения), педагогический уровень (профессорско-преподавательский состав, вспомогательный персонал), студенческий уровень (уровень самоуправления). Между уровнями имеют место вертикальные взаимосвязи. В них явно выражена иерархическая соподчиненность уровней сверху вниз.

Если вертикальные взаимосвязи управления научно-образовательным процессом представляются достаточно четко, то с горизонтальными дела обстоят менее определенно, так как взаимосвязи управления между субъектами одного и того же уровня практически не регламентированы. Решение этой проблемы необходимо, так как взаимное согласование способов управления научно-образовательным процессом университета способствует целостному влиянию на научно-образовательную деятельность студентов по сравнению с разрозненными и фрагментарными способами влияния.

Поэтому необходимо направить управление научно-образовательным процессом университета на единение управленческого взаимодействия между его субъектами. А в идеале трансформировать управленческое взаимодействие субъектов управления научно-образовательным процессом университета в управленческое взаимосодействие друг другу, направленное на достижение общих целей и осуществляемое в соответствии с единой стратегией. Действуя в рамках своей компетенции, субъекты управления научно-образовательным процессом выстраивают и внедряют в практику университета различные средства влияния на профессиональное образование студента.

Итак, практика управления научно-образовательным процессом университета характеризуется

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

явным намерением субъектов влиять на этот процесс. Осуществление научно-образовательного процесса происходит путем управленческого взаимодействия различных участников образования, которые по-своему воспринимают установленные ориентиры. Понятна значимость сотрудничества (синергизма) между ними. Сотрудничество субъектов управления научно-образовательным процессом сопровождается и самоорганизацией. Поэтому реализацию управления научнообразовательным процессом университета имеет смысл соотносить с проявляющейся общностью намеренного влияния и самоорганизацией в управленческом взаимодействии субъектов, ориентирующихся на системно выраженные средства осуществления научно-образовательного процесса. Это выражает системно-синергетическую стратегию управления образованием человека [2, 3, 6-8 и др.].

Целесообразность опоры на системно -синергетическую стратегию управления образованием человека обусловливается не только значимостью учета закономерностей, свойственных системам, человеку в целом и социальным группам. Системно-синергетическая стратегия управления научно-образовательным процессом университета предполагает выдвижение человека в целом на передний план. Это означает, с одной стороны, что управление научно-образовательным процессом университета осуществляется во имя студента. С другой стороны, в управлении научнообразовательным процессом ведущая роль принадлежит его управленческому взаимодействию с партнерами (с другими участниками образования в университете).

Выдвижение человека на передний план в управлении научно-образовательным процессом университета вполне согласуется с принципом гуманизма. Базируясь на целостном отношении к отдельному человеку, к людям, в разных трактовках гуманности рассматриваются различные соотношения между ценностями отдельного человека, групп людей, общества в целом. Ясно, что содержательный смысл гуманности существенно зависит от того, как представляются соотношения между соответствующими ценностями.

Учитывая целесообразность соотношения социальных и личных ценностей, компромисс между ними видится в социальной приемлемости тех или иных личных ценностей различных людей. Тогда гуманность в отношении человека трактуется как социальное признание его права руководствоваться социально приемлемыми личными ценностями.

Опираясь на указанную выше определенность в трактовке гуманности по отношению к человеку, Г.Н. Сериковым предложен образ гуманного образования [6-8 и др.]. Соответствующее представление о гуманном управлении научно-образовательным процессом университета базируется на идее педагогической поддержки природоопределенной склонности студента к самореализации.

При этом предполагается, что гуманно ориентированное управление научно-образовательным процессом университета характеризуется следующими признаками.

Гуманно ориентированное управление научнообразовательным процессом университета базируется на иерархической приоритетности сущностных свойств субъектов управления. Приоритет сущностных свойств предполагает управление научнообразовательным процессом в зависимости от специфики выявляемых свойств субъектов от обнаруживаемых тенденций их развития. Именно от этого зависит выбор средств педагогического влияния на научно-образовательную деятельность студента, выбор целей гуманного образования [4, 8].

Другим признаком гуманного управления научно-образовательным процессом университета является четко выраженная его направленность на позитивно ориентированное развитие готовности студентов к самореализации в социально приемлемом русле. Это означает, что цели гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета, соподчиняясь проявляющейся в этом процессе специфики студента, оказываются четко сориентированными на педагогическое содействие развитию его готовности к самореализации.

Третий признак гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета касается характеристики особенностей взаимодействия участников соответствующего процесса. Так как основными участниками научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав университета и студенты, то фактически речь идет, прежде всего, о характеристике учебно-научно-педагогического взаимодействия участников этого процесса. При этом каждый участник гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета наделяется такими управленческими функциями, которые он в состоянии выполнить.

Последний признак гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета состоит в целесообразности пользоваться системно выстраиваемыми средствами осуществления научно-образовательного процесса. При этом ведущим основанием конструирования педагогических средств управления научнообразовательным процессом университета признаются не цели, а выявленные тенденции в образовании студента университета [4, 8].

Имея в виду вышесказанное, становится возможным связать между собой системно-синергетическую стратегию управления научно-образовательным процессом университета с принципом гуманизма. Тогда уже речь идет о системносинергетической стратегии управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.

В условиях гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета студент оказывается нацеленным на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Его участники побуждаются к проявлениям себя так, чтобы не навредить ни себе, ни другим людям, ни окружающей природе. В создаваемых условиях гуманно ориентированного научно-образовательного процесса университета каждому человеку предоставляется значительная субъектная компетенция. Содействие студенту в намерениях самореализации своих сущностных свойств способствует становлению его собственной гуманно ориентированной «Я-концепции». В соответствии с ней он проявляет свою гуманность.

Рассматривая гуманно ориентированный научно-образовательный процесс университета, остановимся на специфике управления им. Она обусловливается замыслами системно-синергетической стратегии управления научно-образовательным процессом университета.

Специфика управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом видится в явно выраженной направленности на поддержку самоуправления студентов [6, 7, 9]. Студент как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) внешних субъектов (профессорско-преподавательского состава и ректората), но и определяется с самореализацией в рамках научно-образовательного процесса. Прежде всего, он управляет самообразованием. Профессорско-преподавательский состав в рамках своей компетенции призван содействовать студенту в этом. В частности, решение образовательноисследовательских задач студенты выполняют при научно-педагогическом содействии.

Самоуправление не всегда является успешным в плане его готовности к самореализации. Поэтому в управлении научно-образовательным процессом необходимо сделать акцент на паритете субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии. Паритетность в данном случае понимается как предоставление субъектам взаимодействия (преподавателям и студентам) равных возможностей реализации их компетенций. Реально же наблюдаются различия компетенций, способностей, уровней готовности к осуществлению образования и исследования, к управлению и самоуправлению ими.

Передавая студенту функции в учебнопедагогическом взаимодействии, выполнение которых требует активного проявление его самоуправления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом, профессорско-преподавательский состав и ректорат содействуют становлению способностей студента к самоуправлению.

Кроме того, понятно, что гуманно ориентированный научно-образовательный процесс в университете предполагает создание таких условий, в

которых нагрузки на образующегося человека не сказывались бы на здоровье участников учебно-научно-педагогического взаимодействия. Поэтому одна из целей управления заключается в том, чтобы в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе здоровье студента не ухудшалось, а по возможности улучшалось по каким-то показателям.

Также необходимо отметить, что управление научно-образовательным процессом университета предъявляет новые требования к компетентности научно-педагогических кадров. Во-первых, готовность преподавателя высшей школы сочетать научную и педагогическую деятельность. Во-вторых, владеть современными технологиями научно-образовательного процесса, в том числе технологиями оказания педагогического содействия становлению готовности студентов к исследованию. В-третьих, развитие готовности профессорско-преподавательских кадров к организации и осуществлению научно-образовательного процесса.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, системно-синергетическое управление гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета обеспечивается:

• паритетом субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии;

• совершенствованием управленческого взаимодействия субъектов управления научно-образовательным процессом, направленным на взаимо-содействие друг другу в реализации своих полномочий в рамках управления научно-образовательным процессом университета;

• научно-педагогическим содействием становлению способностей студента к самоуправлению научно-образовательной деятельностью.

Целостность управления научно-образовательным процессом достигается за счет выстраивания «управленческой вертикали», базирующейся на общей стратегии. Руководящие субъекты управления создают условия (нормативно-регла-ментирующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативно-информационные).

Кроме того, необходимо расширение и углубление горизонтальных взаимосвязей субъектов управления научно-образовательным процессом, занимающих в «управленческой вертикали» иерархически одинаковый уровень. Этому способствует:

• создание условий для развития профессиональной управленческой квалификации профессорско-преподавательского состава университета, способствующей осуществлению его функций в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе;

• внедрение системных средств, используемых в управлении гуманно ориентированным научно-образовательным процессом;

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

• обеспечение социальной защиты участников гуманно ориентированного научно-образовательного процесса;

• объединение научно-образовательного процесса с организованными формами досуга и отдыха участников гуманно ориентированного научнообразовательного процесса.

Литература

1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 236 с.

2. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук-ей образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

3. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 357 с.

4. Котлярова, И.О. Научно-образовательный процесс в университете // Методология и мето-

дика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. 17-19 мая 2004 г. / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.

5. Рузавин, И.Г. Синергетика и системный подход / И. Г. Рузавин // Философские науки. -1985. - № 5. - С. 48-55.

6. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.

7. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4-х ч. Ч. 1: Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. - 169 с.

8. Сериков, Г.Н. Системность и гуманность в управлении образованием / Г.Н. Сериков // Наука и образование Зауралья. -1999. - № 1-2(4-5). - С. 8-9.

9. Сериков, Г.Н., Сериков, С.Г. Здоровьесбе-режение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 199. - 242 с.

Поступила в редакцию 14 апреля 2009 г

Подповетная Юлия Валерьевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика торговли» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - управление образовательным процессом в высших образовательных учреждениях. Контактный телефон (351) 267-93-03. E-mail: [email protected]

Podpovetnaya Yuliya Valerievna. Candidate of Pedagogy, associate professor at the Trade Economics department of the Commerce faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests - educational processes management in institutions of higher education. Тelephone 007-351-267-93-03. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.