Научная статья на тему 'СИСТЕМНОЕ ПОНИМАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА'

СИСТЕМНОЕ ПОНИМАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
292
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиционный каркас / композиционное единство / целостность / композиционный акцент / композиционные узлы и оси

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.В. Доманчук

Основной вклад, который вносит архитектурное знание в теорию градостроительства, связан с понятиями композиция и ансамбль. Эти фундаментальные архитектурные понятия оказались не только пригодны, но и весьма продуктивны для градостроительства. И суть дела значительно глубже, чем простое смысловое расширение понятий путем переноса с отдельного сооружения на город в целом и соответствующей замены определений (вместо «архитектурной» градостроительная композиция или вместо «архитектурный» градостроительный ансамбль). Понятие «композиция» в приложении к городу оказывается более емким и сложным, и это заслуживает специального анализа. Архитектурная композиция города – это достижение его внутренней целостности, которая, в свою очередь, выражает единство функционального, технического и эстетического содержания города. Принимая архитектурную композицию города как выражение его пространственной организации, можно сделать упор на творческом начале градостроительной деятельности, усовершенствовать путь формирования пространственной среды, идти не от создания структурных схем к их пространственному выражению, а в обратной последовательности – от богатства формообразующих составляющих в градостроительстве к многообразию их воплощения в виде социальных, экономических, природно-экологических и эстетических задач искусства планирования . Композиция города в своем архитектурно-художественном выражении и содержании реализуется через систему композиционного каркаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНОЕ ПОНИМАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА»

А.В. Доманчук

СИСТЕМНОЕ ПОНИМАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА

Основной вклад, который вносит архитектурное знание в теорию градостроительства, связан с понятиями композиция и ансамбль. Эти фундаментальные архитектурные понятия оказались не только пригодны, но и весьма продуктивны для градостроительства. И суть дела значительно глубже, чем простое смысловое расширение понятий путем переноса с отдельного сооружения на город в целом и соответствующей замены определений (вместо «архитектурной» - градостроительная композиция или вместо «архитектурный» - градостроительный ансамбль). Понятие «композиция» в приложении к городу оказывается более емким и сложным, и это заслуживает специального анализа.

Архитектурная композиция города - это достижение его внутренней целостности, которая, в свою очередь, выражает единство функционального, технического и эстетического содержания города.

Принимая архитектурную композицию города как выражение его пространственной организации, можно сделать упор на творческом начале градостроительной деятельности, усовершенствовать путь формирования пространственной среды, идти не от создания структурных схем к их пространственному выражению, а в обратной последовательности - от богатства формообразующих составляющих в градостроительстве к многообразию их воплощения в виде социальных, экономических, природно-экологических и эстетических задач искусства планирования .

Композиция города в своем архитектурно-художественном выражении и содержании реализуется через систему композиционного каркаса.

Ключевые слова: композиционный каркас, композиционное единство, целостность, композиционный акцент, композиционные узлы и оси

Композиционный каркас - основа целостной и выразительной композиции города

В композиционной структуре городского плана наиболее важное значение имеют: общегородской центр, центры градостроительных образований, наиболее важные культурные, зрелищные, общественные комплексы и пространственные связи между ними.

Главные архитектурно-градостроительные ансамбли города, совместно с объединяющими их пространственными связями - проспектами, эспланадами, бульварами - образуют композиционный каркас города, включающий важнейшие композиционно-пространственные элементы городской среды.

Композиционный каркас - это система планировочных осей и узлов, определяющая замысел и принципиальную основу композиции того или иного градостроительного образования (района, улицы, системы площадей и т.д.). Рисунок композиционного каркаса города взаимосвязан с его планировочным каркасом и дополняется композиционными доминантами (рис. 1) [1].

© А.В. Доманчук, 2022.

Научный руководитель: Шевелев Владимир Петрович - профессор, член союза архитекторов России, почетный архитектор России, Воронежский государственный технический университет, Россия.

Рис. 1. Композиционный каркас центральной части Москвы

Композиция городского плана видна только на аэрофотоснимках и картографических чертежах, но это важный аспект построения композиции города.

С помощью геометрической формы плана градостроители с древних времен пытались создать идеальные модели городов. Форма круга и квадрата наиболее соответствовала таким представлениям. Города Хеттской империи имели круглую форму плана, существовали за 2 тысячи лет до нашей эры. Форму плана в виде квадрата имели древние города Китая, Индии, Римской империи. При этом город рассматривался в нескольких аспектах: как место жительства и как некая модель мироустройства.

Примером построения композиционного каркаса (плана) города в качестве модели мироустройства является градостроительный ансамбль Императорского города в Пекине. План Пекина, ставшего в 1421 году столицей Китайской империи, имел близкую к квадратной форме и представлял собой три изолированных друг от друга района, каждый из которых размещался один в другом.

Центричное построение плана города Пекина отражало устройство Поднебесной (Серединной) империи, именуемой китайцами, которая, по их представлению, располагалась в самом центре мира. Доминантное место в городе занимал комплекс тронных залов. Таким образом, в системе мироздания подчеркивалось центральное положение императора. Вокруг комплекса тронных залов располагался Запретный или Пурпурный (по цвету стен) город, далее - Императорский город с парками, государственными храмами, складами, резиденциями сановников, а непосредственно вокруг него - остальной Пекин (рис. 2).

В XVI-XVII вв. планировка европейских городов подчинялась правилам фортификации своего времени: города имели в плане форму круга, полукруга, квадрата и регулярную планировку улиц; по периметру располагались о боронительные рвы и валы с равелинами и бастионами (рис. 3).

Рис. 3. План венецианского города-крепости Пальма Нуова, 1593 г.

В большинстве городов регулярная планировка улиц как бы «накладывалась» на крутой рельеф. Мало учитывались не только природно-ландшафтные условия, но и местоположение замчищ, монастырей

(рис. 4).

Рис. 4. «Образцовый» план города Мстиславля, 1778 г.

Поиски так называемой идеальной городской планировки ведутся на протяжении всего периода существования самих городов. Композиционные решения городского плана достаточно многообразны. Наряду с простыми геометрическими формами - круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные градостроительные решения.

Широко известна, например, композиционная схема плана города Бразилиа, созданная архитекторами Л. Коста и О. Нимейером, напоминающая летящую птицу. Проектный план, разработанный для г. Канберра в Австралии архитектором У. Гриффином, напоминает строение кристалла (рис. 5).

Рис. 5. Город-«кристалл» - проектный план города Канберра (архит. У. Гриффин), Австралия

В связи с ростом урбанизации появились динамичные модели планировки городов, предусматривающие перспективу их территориального развития (рис. 6).

Рис. 6. Динамичная модель планировки города - «парабола» арх. Н. Ладовского, конкурсный проект развития Москвы, 1932 г.

Реализация «идеальных» планировочных моделей городов - скорее исключение, чем правило. В реальном проектировании градостроители имеют дело не с чистым листом бумаги, а с конкретной градостроительной и ландшафтной ситуацией, сложившейся планировочной структурой города.

При формировании композиционного каркаса города также учитываются особенности природно-ландшафтных условий: ориентация по странам света, направление господствующих ветров, другие.

Целостность планировочной композиции города

Определенные закономерности развития и формирования планировочной структуры города в процессе его территориального развития позволили перейти к определению признаков целостности планировочной композиции города — одного из важнейших критериев его качества.

Композиционная целостность - объективное качество планировочного и архитектурного решения, выражающее свойства связности, согласованности частей и цельности принятой композиции города, композиции городского плана, композиции застройки и т.д. [1].

Целостность планировочной композиции города (равно, как и любой другой системы) достигается взаимодействием составляющих ее частей и элементов (в нашем случае — каркаса, его узлов и осей, а также поверхности).

Рассмотрение упорядоченности как наиболее общего признака целостности объясняется психологической особенностью восприятия человека, которая связана с его глубинной потребностью в правильной, закономерно организованной среде, т. е. в определенном порядке. Данная особенность восприятия проявляется в вычленении на каждом уровне организации пространственной среды определенных элементов, причем наблюдается стремление к уменьшению их числа.

Упорядоченность планировочной композиции имеет целью приведение взаимодействия композиционного каркаса и поверхности к единому организующему принципу, прослеживаемому как закономерность [7]. Если обратиться к истории русского градостроительства, то регулярные планы русских городов, разработанные в XVIII в., представляют собой масштабную работу по упорядочению их планировочной структуры, которое проводилось по единому организующему принципу. Характерными его чертами являлись прямоугольная сетка улиц, регулярность, модульность, однотипность кварталов. Русские города и до этого времени были упорядочены как в отношении планировочной, так и объемно-пространственной композиции. Но это была упорядоченность другого рода, подчиненная иному организующему принципу. Разница между ними заключается в различии планообразования.

Упорядоченность планировочной композиции города раскрывается в признаке соразмерности. Данный признак предполагает равновесие между элементами композиции. Различие городов и общих параметров их территорий определяет и различие соразмерности элементов планировочной композиции каркаса и поверхности, т. е. можно говорить об оптимальности соразмерности элементов планировочной композиции для городов с различной структурой и общими параметрами территории.

Соразмерность элементов композиции достигается пропорциональными членениями и модульной координацией, являющимися основными средствами ее установления.

Упорядоченность планировочной композиции города проявляется в признаке иерархичности. Этот признак является основной характеристикой целостности.

Анализ планировочных композиций показывает, что признак иерархичности неизменно обнаруживается в композициях известных своей целостностью городов, независимо от их величины, будь то малый город, такой как Суздаль, или крупнейший город, такой как Москва. Причем чем крупнее город, тем этот признак приобретает большее значение в характеристике целостности его планировочной композиции.

Упорядоченность планировочной композиции города характеризуется признаком «сложность», который предполагает её насыщенность нестандартными элементами и ситуациями. Из этого общего определения данного признака следует, что не всякая сложность приводит к целостной композиции, т. е. здесь также речь идет об оптимальной сложности композиции, о степени ее насыщения нестандартными элементами. В преувеличенном разнообразии элементов планировочной композиции содержится риск нарушения ее целостности, так как порядок пространственной организации города перестанет восприниматься, в свою очередь, в недостаточном разнообразии заключается опасность монотонности пространственной организации города.

Оптимальность сложности планировочной композиции города определяется принципом соответствия сложности планировочной композиции размерам городского плана.

Сложность планировочной композиции города достигается ее упорядочением, во-первых, в отношении числа нестандартных композиционных узлов и осей, во-вторых, в отношении числа типов поверхностей, в-третьих, в отношении распределения нестандартных элементов в плане города.

Указанные признаки характеризуют целостность планировочной композиции города в статическом аспекте. При рассмотрении планировочной композиции города в динамическом аспекте существенное значение имеет поведение этих признаков в процессе развития города, в частности, в изменении общих параметров его территории.

Рассмотренные нами признаки целостности планировочной композиции города позволяют определить понятие «целостность планировочной композиции города» как обобщенную характеристику, которая отражает оптимальность соотношений каркаса и поверхности, выраженную в мерах компактности, соразмерности, иерархичности, сложности и приводящую к появлению интегративных качеств, не свойственных элементам или отдельным частям планировочной композиции города.

Композиционное единство - главное качество композиции города

К числу важнейших понятий теории градостроительной композиции (и вообще теории композиции) относится понятие «единство». Поэтому особый интерес представляет анализ литературных источников с точки зрения характеристики и определения единства композиции.

Композиционное единство города - главное качество композиции города, выражающее общую согласованность его частей и определяющее функциональную и художественную, композиционную целостность города [1].

Понятие «единство» в градостроительстве выступает как одно из основных компонентов системного подхода. Использование его в архитектуре традиционно связано с таким понятием, как ансамбль, означающем целостность архитектурного объекта в композиционном художественном отношении. Понятие композиционного единства используется многими авторами, исследующими вопросы композиции города, для характеристики ее качества, а также выделяется как цель при постановке и решении композиционных задач. В настоящее время интерес к этому понятию связан с процессом становления системных представлений при изучении и анализе композиции города.

На уровне непосредственного визуального восприятия единство композиции города определяется преимущественно для малых поселений (городов) и отдельных градостроительных комплексов. В то же время единство композиции градостроительного комплекса характеризуется как единство видового кадра, единство силуэта, единство панорамы застройки. Для более крупных градостроительных систем единство композиции определяется на концептуальном уровне.

На концептуальном уровне о композиционном единстве можно судить лишь на основе отдельных впечатлений, которые в процессе познания города складываются в целостное представление о нем. Возможность формирования композиционного единства крупного города связывается прежде всего с тем, что в структурных элементах, которые визуально обозримы, отражается структура целого и на основе восприятия этих структурных элементов и формируется представление о целом. То есть единство композиции крупного города предполагает ясность, четкость, упорядоченность и выявленность структурной организации, опознаваемость главных и второстепенных элементов и их взаимосвязь, что в целом должно способствовать ориентации человека в городском пространстве.

Композиционный акцент - главный элемент, объединяющий планировочную композицию и придающий ей композиционную целостность

Композиционный акцент - главный или один из основных элементов (узлов) планировочного или архитектурного решения, объединяющих всю планировочную композицию и придающих ей композиционную целостность [1].

Индивидуальность облика городов определяется индивидуальностью входящих в их состав градостроительных образований.

Разнообразие облика города достигается путем разнообразия объемов и пространств, их конфигурации, размеров, цвета, фактуры, ракурсов восприятия.

Композиционные акценты градостроительных образований создаются с помощью соответствующих приемов планировки и застройки.

При построении градостроительных концепций учитываются условия обозреваемости градостроительных образований. Например, водное зеркало раскрывает дальние перспективы, увеличивает зону обзора.

Важное значение имеет «ощущение места». Существующая планировочная и природно-ландшафтная ситуации не создадут подобного впечатления. Должны быть «знаки» - характерные элементы, которые ассоциируются с данным местом и отличают его от других.

Особую роль для обеспечения ориентации в городском пространстве выполняют доминанты (от лат. ^тпапЙБ - господствующий) - господствующие в пространстве архитектурные сооружения, контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом [1].

Роль доминант могут выполнять высотные объекты, купола, шпили, хорошо видимые с больших расстояний, архитектурные сооружения нестандартной формы.

Размещение архитектурных доминант позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. При построении градостроительной композиции важно эстетически осмысленное использование природно-ландшафтных особенностей местности. Распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на высоких отметках рельефа - на вершинах холмов, на бровках крутых откосов. При этом увеличивается зона визуального восприятия архитектурного объекта и, соответственно, зона его композиционного влияния. Набольший композиционный эффект достигается при размещении архитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств - на высоких берегах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий.

Композиционный анализ городского пространства позволяет выявить геометрию ландшафта, его объемно-пространственные характеристики [5]. При формировании композиционного замысла учитываются крупные пространственные формы ландшафта - доминирующие возвышенности, крутые откосы, террасы, акватории, массивы зеленых насаждений. В дальнейшем, при проработке проектного решения используются более детальные данные о ландшафтных условиях.

Композиционные узлы и оси - основа формирования композиционного каркаса города

В композиционной структуре городского плана наиболее важное значение имеют: общегородской центр, центры градостроительных образований, наиболее важные культурные, зрелищные, общественные комплексы и пространственные связи между ними.

Главные архитектурно-градостроительные ансамбли города, совместно с объединяющими их пространственными связями - проспектами, эспланадами, бульварами - образуют композиционный каркас города, включающий важнейшие композиционно-пространственные элементы городской среды.

Композиционные центры (узлы) - компактные градостроительные комплексы и объекты, хорошо обозреваемые и служащие ориентирами в пространстве [1].

Композиционные оси - основные направления обзора градостроительной композиции, ориентированные на композиционные узлы. Композиционные оси могут быть урбанизированными (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зелененый коридор») [1].

Композиционная структура городов усложняется по мере увеличения их территориального развития.

В небольших городах, имеющих компактную планировку, существует непосредственная композиционная связь между главной улицей и главной площадью.

В крупных городах формируются системы архитектурно-градостроительных ансамблей, располагаемых на определенном расстоянии друг от друга. Их композиционные центры и оси обычно образуют иерархически соподчиненную систему.

Выводы

Проведенное в работе исследование позволило получить следующие результаты и выводы.

При планировании композиционного каркаса городов важно создание условий комфортной ориентации в городском пространстве.

Для этого в архитектурной и градостроительной практике все шире используются новые художественные приемы. Изменения связаны как с появлением новых технологий и материалов, так и с изменением мышления архитекторов и градостроителей. Рассмотрены основные понятия, составляющие композицию городского пространства, его планировочную структуру.

Рассмотрены особенности формирования архитектурных и градостроительных ансамблей, качества, характеризующие ансамблевую застройку, возможности интеграции архитектурных объектов в городской и природный ландшафты, формирования комфортной и эстетически выразительной архитектурно-пространственной среды населенных мест.

Выявлена необходимость дальнейшего изучения и анализа архитектурной композиции города, его композиционного каркаса.

Библиографический список

1.Потаев, Г. А. Градостроительное искусство: традиции и инновации / Г. А. Потаев. - Минск: БНТУ, 2016. -220 с. - ISBN 978-985- 550-887-9.

2.Дробышевская Т.В. Драматургия города // Градостроительство, 2016 - с. 27-35

3.Яргина З.Н. Эстетика города // З.Н. Яргина - М.: Стройиздат, 1991 - 385 с., с. 287 - 292.

4.Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре // А.В. Иконников - М.: Стройиздат, 1986 - 286 с., с. 132 - 144.

5.Кострикин Н.Д. План города как основа формирования его художественного образа: Автореф. канд. дисс. арх. наук. — М.: МАРХИ, 1977.

б.Чесноков Г.А. Образ города в истории градостроительства XVI - XIX вв. (на примере городов Западной Европы): метод. указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «История градостроительства и дизайна» // Воронеж. гос. арх. - строит. ун - т; сост.: Г.А. Чесноков - 2010 - 27 с., с. 5 - 13.

7.Лавров В.А. Основы советского градостроительства. Том IV // М.: Стройиздат, 1969 - 162 с., с. 41-55.

ДОМАНЧУКАННА ВИТАЛЬЕВНА - магистрант, Воронежский государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.