Научная статья на тему 'Композиционный анализ рыночных площадей исторических городов Галичины'

Композиционный анализ рыночных площадей исторических городов Галичины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА ГАЛИЧИНЫ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОМПОЗИЦИОННАЯ ОСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплинская М.В.

Статья посвящена комплексному многоуровневому анализу композиционной организации рыночных площадей исторических городов Галичины, которые рассматриваются в последовательности «от общего к частному». Предложены уровни рассмотрения: макро; мезо-1; мезо-2; микро-1; микро-2; микро-3 (от анализа ансамбля рынка на градостроительном уровне к архитектурным деталям его зданий). На макроуровне особое внимание уделено путям адаптации более давней градостроительной структуры к требованиям композиционной модели «магдебургского» образца; взаимосвязи двух исторических композиционных центров города рыночной площади и замка, а также влиянию топографической ситуации на их композиционную организацию. На мезоуровне разным этапам развития композиционной модели рыночной площади; типам объёмнопространственной композиции ансамбля рынка и типам застройки его кварталов. На микроуровне типологии фронтов застройки прирыночных кварталов и их силуэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционный анализ рыночных площадей исторических городов Галичины»

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ ГАЛИЧИНЫ

М.В.Каплинская

Национальный университет «Львовская политехника», Львов, Украина Аннотация

Статья посвящена комплексному многоуровневому анализу композиционной организации рыночных площадей исторических городов Галичины, которые рассматриваются в последовательности «от общего к частному». Предложены уровни рассмотрения: макро; мезо-1; мезо-2; микро-1; микро-2; микро-3 (от анализа ансамбля рынка на градостроительном уровне к архитектурным деталям его зданий). На макроуровне особое внимание уделено путям адаптации более давней градостроительной структуры к требованиям композиционной модели «магдебургского» образца; взаимосвязи двух исторических композиционных центров города - рыночной площади и замка, а также влиянию топографической ситуации на их композиционную организацию. На мезоуровне - разным этапам развития композиционной модели рыночной площади; типам объёмно-пространственной композиции ансамбля рынка и типам застройки его кварталов. На микроуровне - типологии фронтов застройки прирыночных кварталов и их силуэтов.

Ключевые слова: рыночная площадь, исторические города Галичины, композиционный анализ, композиционный центр, композиционная ось

COMPOSITIONAL ANALYSIS OF THE MARKET SQUARES IN THE HISTORIC TOWNS OF GALYCHYNA

M. Kaplinska

National University «Lviv Polytechic», Lviv, Ukraine Abstract

The article is devoted to the complex and multi-level analysis of the compositional organization of the market squares in the historic towns of Galychyna in the sequence «from the general to the particular». The next levels of consideration are proposed: macro, meso-1, meso-2, micro-1, micro-2, micro-3 (from the analysis of the market square ensemble at the town planning level to the architectural details of its buildings). Analysis at the macro level focuses on the ways an older urban structure was adapted to the requirements of the «Magdeburg» pattern; the correlation between the two compositional centers in a historic town - the market square and the castle, as well as the influence of topographic situation on it. At the meso level the study focuses on different stages of a market square compositional model development; types of volumetric and spatial composition of both market square ensemble and its quarters. At the micro level - on the typology of the market square quarters fronts and their silhouettes.

Keywords: market square, historic town of Galychyna, compositional analysis, compositional center, compositional axis

Актуальность. Вместе с внедрением в XIV веке магдебургского права в Галичине1 получила распространение и новая модель планировочной организации города, в которой композиционным центром и обязательным градостроительным элементом стала рыночная площадь. Поскольку городам региона было свойственно преемственное развитие, рыночная площадь продолжала оставаться чрезвычайно стойким градостроительным элементом вплоть до середины ХХ века, когда не только большинство рынков галицких городов были разрушены, а была прервана с тех пор сама градостроительная традиция. Во многих современных городах рыночные площади подверглись кардинальным перепланировкам, идеологическая мотивация социалистической реконструкции которых не разрешала сохранять исторически сложившуюся композиционную структуру. В то же время, несмотря на потери в объёмно-пространственной организации, рыночные площади, в большинстве сохраняя свою историческую градостроительную структуру, репрезентируют целую эпоху в градостроительной культуре и требуют охраны и реставрации. Это в особой мере касается исторических городов Галичины, историко-культурный потенциал которых признан на государственном уровне, и для которых базовым методом сохранения исторической градостроительной среды и приспособления ее к современным потребностям признана регенерация. Поскольку, одной из главных задач регенерации является восстановление пространственной структуры градостроительного объекта [1], следовательно, композиционный анализ - важная часть исследования рыночных площадей исторических городов в целях их регенерации.

Научный контекст исследования представлен корпусом источников, среди которих можно условно выделить несколько групп, посвященных вопросам: формальной, архитектурной и градостроительной композиции (О. Чернышев, А. Иконников, Г. Степанов, З. Яргина); истории и теории градостроительства, в частности, Галичины (С. Кравцов, Г. Петрышин, Б. Посацкий, П. Рычков); развития планировочной и пространсвенной структуры городов Галичины (М. Бевз, У. Иваночко, О. Рыбчинский, С. Топылко); типологии градостроительных структур (М. Бевз, Е. Грушка, Ю. Идак, М. Ксенжек, К. Куснеж, Я. Пудэлко); охраны и регенерации исторических градостроительных комплексов (М. Бевз, В. Вечерский, О. Пламеницкая, Л. Прибега); непосредственно формированию и развитию рыночных площадей в городах Галичины (С. Кравцов, О. Рыбчинский, П. Рычков).

В частности, М. Бевз, анализируя западноукраинские вновь заложенные «ренессансные» города, приводит следующие схемы кварталов застройки их главных площадей: «площадь с "П"-образным укладом застройки, открытая к замку, 2) замкнутые по всему периметру застройкой площади (квадратной или прямоугольной в плане схемы) с улицами в углах» [2].

Архитектурно-планировочную структуру малых городов («местечек») Галичины, заложенных во второй половине XVI-XVII веков, анализирует С. Топылко. Изучая их композиционную организацию, автор сравнивает планировочные схемы рыночных площадей средневекового и «идеального ренессансного» города; также разрабатывает типологию рыночных площадей за способом использования (застройки) их территории, выделяя незастроенные площади, площади с ратушей, с посреди рыночной застройкой, с одним или несколькими посреди рыночными кварталами [3, с.297]. Анализируя расположение сакральных объектов в планировочной структуре города, в частности, касательно рыночных площадей, выделяет следующие типы: в угловом квартале рыночной площади; в пределах прирыночной застройки; вне рынка на композиционной оси города [3, с.298].

С. Кравцов предложил типологию регулярных градостроительных композиций, которую он, в том числе, классифицирует за ориентацией рыночной площади по сторонам света;

Территориальные рамки исследования включают исторический регон Галичины в пределах современной Украины.

за построением плана рынка; устройством его углов; взаимным расположением рыночной площади и площади костела; за способом деления прирыночного квартала на строительные участки [4].

Архитектуру застройки рыночных площадей кон. XVIII - нач. XX веков северо-западной части украинской Галичины изучал О. Рыбчинский. Автор отмечает, что в этот период «сооружение и объемно-пространственное расширение застройки создали качественно новый образ рыночных площадей»; выделяет следующую типологию домов рыночных площадей: «поперек дома - двойного или тройного деления, с подсенем; в длину дома -два-, три- или многотрактовая, с официнами и тыльными домами» [5, с.10,11]. В результате композиционно-стилистического анализа в работе определены типы фасадов: «два-, три-, четыре- и пятиосевые, за уровнями - одно- и двухэтажные, за функцией - с подсенем, с передпорожьем, с крыльцом; за характером кровли - с щитом, с причелком, с уклонной кровлей, с рядовой кровлей, с угловой кровлей, с кровлей для двух парцель» [5, с.10,11].

Цель: исследовать на разных уровнях рассмотрения композиционную организацию рыночных площадей исторических городов Галичины.

Согласно с целью поставлены следующие задачи исследования:

• рассмотреть различные способы развития рыночной площади исторического города, проанализировать взаимосвязь двух композиционных центров - рыночной площади и замка зависимо от топографической ситуации;

• конкретизировать типологию рыночных площадей по решениям объемно-пространственной композиции;

• разработать типологию прирыночных кварталов (тип застройки квартала, тип фронта квартала);

• выявить основные приемы композиционного построения ансамблей рыночных площадей в исторических городах Галичины.

Ансамбль рыночной площади представляет собой разные виды композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную композицию, в сложной, синтетической форме, которую человек воспринимает по-разному, в зависимости от временного и пространственного масштаба. Фронтальная композиция фасада становится элементом объемной композиции архитектурного сооружения, сооружение - частью объемно-пространственной композиции ансамбля рыночной площади, а чтобы взглянуть на рыночную площадь в структуре целого города, выявить функциональные, видовые связи, снова обращаемся к фронтальной композиции - графическому плану (Рис. 1).

Рис. 1. Уровни рассмотрения композиционной организации рыночной площади исторического города

Комплексный подход требует анализа композиционной организации рыночных площадей с позиции различных уровней и условий восприятия городского пространства человеком. Следуя методологической последовательности «от общего к частному», выделяем три уровня композиционного анализа с подуровнями (Рис. 1): макро - анализ планировочной композиции рыночной площади на градостроительном уровне; мезо - анализ объемно-пространственной композиции рыночной площади (мезо-1) и объемно-пространственной композиции застройки кварталов (мезо-2); микро - анализ фронтальной композиции внешней оболочки рыночной площади - фронтов застройки (микро-1), фасадов зданий (микро-2) и непосредственно архитектурных деталей фасадов (микро-3).

Композиционный анализ на макроуровне

В композиционном анализе рыночных площадей на градостроительном уровне ретроспективный подход позволяет учесть трансформации урбанистической структуры на протяжении исторического развития городов и определить способы взаимодействия исторической композиционной модели рыночной площади в случае вмешательства в ранее сформированную градостроительную среду. Это важно, ведь рыночная площадь -это специфическое градостроительное образование, отображающее парадигму нового общественно-политического строя, связанную с внедрением магдебургского права. А из около 100 исторических городов региона, при переходе на это право, которое, среди прочего, предусматривало и пространственную перестройку города [6], по крайней мере, половина их подверглась адаптации более ранних градостроительных композиций. Перестройка начиналась с планировки и построения рыночной площади, и как показывает анализ, могла быть реализована путем преемства, интеграции или регуляции давней структуры, а также переноса ядра города на новое место.

Примеров преемственности планировки рыночной площади при переходе на магдебургское право не много. Среди них следует упомянуть Галич, Толстое, Ходоров (Рис. 2, Рис. 3 ^,Ь)). В этих городах рынки по сей день сохранили устойчивые признаки древних русских треугольных площадей-торгов. Если же сравнить картографические материалы начиная от второй половины XVIII века с картами следующих периодов, увидим, что первоначальная планировочная организация рыночной площади каждого из них практически не изменялась до второй половины ХХ века.

Рис. 2. Рыночная площадь города Галича на кадастровом плане сер. XIX века [7]

а) Ь)

Рис. 3. Рыночные площади на кадастровых картах: a) в Толстом (вторая половина XIX века); Ь) в Ходорове (1846 год) [8, 9]

К городам, в которых рыночная площадь была интегрирована в давнюю планировочную структуру, относятся Бережаны, Глиняны (Рис. 4), Комарно, Обертин, Олесько, Тернополь, Судовая Вишня. Для этой группы можно выделить следующие характерные признаки планировки: рыночная площадь заложена на месте древнего композиционного ядра, в градостроительном каркасе города сохраняются реликтовые планировочные элементы, в общем, прослеживается архаичность планировочного уклада города. Обнаружено два подхода в планировке рыночных площадей: регуляция сторон древней площади и "вписание" независимого плана новой рыночной площади в пределы русской. В результате первого подхода сформировались вытянутые прямоугольные рыночные площади в Болехове, Глинянах, Збараже, Комарно, Олесько, Скалате, Скале Подольской, Судовой Вишне. Примером второго подхода являются рыночные площади Бережан, Мостиск, Обертина, Тернополя.

Рис. 4. Рыночная площадь в Глинянах на кадастровой карте 1845 года [10]

К городам, у которых планировочная структура была отрегулирована в целом относятся: Городок, Дрогобыч, Золочев, Рогатын. Примером городов, рынки которых были заложены со смещением от русского центра, могут быть Бучач, Львов.

Отдельную группу объектов представляют рыночные площади, сформированные в результате заложения нового города (на свободной территории или на территории

бывшего села), появление основного количества которых связано с волной урбанизации XVI -XVII веках [11], например: Добромиль, Калуш, Косов, Сколе, Станислав, Турка.

Немаловажный аспект, композиционного анализа на макроуровне, заключается в исследовании подчиненности градостроительных элементов таким составляющим градостроительной композиции, как рельеф и гидрографическая сеть, которые из всего множества природных факторов (кроме названных, микроклимат, почвенный, растительный покров) непосредственно связаны с формообразованием города. Среди исследуемых объектов обнаружено два типа топографического расположения городов: мысовые и террасные (на основе классификации по Томашевскому).

К мысовым относятся: Белз, Бережаны, Большевцы, Борщев, Буск, Глиняны, Городок, Гримайлов, Гусятин, Жидачов, Заложцы, Збараж, Каменка Бугская, Комарно, Поморяны, Скала Подольская, Скалат, Старая Соль, Судовая Вишня, Турка, Угнев, Червоноград, Чертков. Топографическая обособленность таких городов обусловлена расположением поселения у места впадения притоки в реку, разветвления реки на рукава, в петле меандра, реже - возвышением берега над речной поймой, болотистой местностью. Такое расположение было выгодным для обеспечения обороноспособности города. Обычно в участке, не ограниченном рекой, прокапывали канал или ров таким образом, чтобы город был со всех сторон окружен водой.

Сопоставление современных топогеодезических подоснов с кадастровыми планами XIX -начала ХХ века показало, что для таких городов свойственно расположение рыночной площади в наивысшей области мысового холма. Иногда, в пределах мыса могла поместиться одна лишь рыночная площадь с прирыночными кварталами (рыночная площадь Турки ограничена с трех сторон меандром реки Яблоньки) и еще одним-двумя рядами застройки (Городок, Заложцы, Судовая Вишня).

Обнаружено два способа организации таких композиционных центров, как рыночная площадь и замок в городах мысового типа. В первом случае рыночная площадь и замок заложены на двух разных мысах, разделенных рекой, каналом, рвом или поймой (Белз, Бережаны, Городок, Бучач, Збараж, Комарно, Скала Подольская, Сокаль). Во втором -рыночная площадь и замок занимают два холма в пределах одного мыса (Гримайлов, Гусятин, Поморяны, Скалат, Турка).

Примером террасного города является Бучач, Галич, Львов, Теребовля. Эти города расположены на первых надпойменных террасах, причем закономерности в экспозиции склонов не прослеживается. Склоны Бучача в целом ориентированы на юг, Теребовли -на восток, Галича и Львова - на запад. Для этого типа характерно расположение замка на высокой горе над городом, рыночные площади занимают сравнительно пологие участки.

В общем, форма города почти всегда подчинена конкретной топографической ситуации. Это характерно даже для тех объектов, которые были распланированы на принципах "идеального" ренессансного города, ведь мыс или терраса ограничены в пространстве, и контур городских укреплений обычно не выходит за пределы коренного берега, который выступает над поймой. Поэтому строго правильный абрис города - редкое явление в градостроительстве Галичины. К таким городам можно отнести Богородчаны, Броды, Ивано-Франковск, Калуш, Лешнев, Новые Стрелища, насколько позволили природные условия, такие планы реализованы в Жолкве, Бережанах, Мариамполе. В то же время, планировочная организация рыночной площади остается почти полностью независимой от этого фактора. Правда, признаки композиционной подчиненности особенностям рельефа обнаружены в рыночных площадях, последовательно резвившихся из древних торговых мест без изменения композиционного решения планировки (Галич, Ходоров), а также отдельных рынков, сформировавшихся в результате интеграции с давней планировочной структурой (Глиняны, Комарно, Олесько, Судовая Вишня).

Композиционный анализ на мезоуровне

Задача анализа объемно-пространственных композиций рыночных площадей заключается в том, чтобы выявить принципы построения различных типов исторических композиционных моделей, применение основных приемов планировки, средств формообразования и гармонизации рыночных площадей. Композиционный анализ на мезоуровне проводится с двух позиций: выявления закономерностей в планировочных структурах рыночных площадей, а также выявление закономерностей их пространственной организации, которая вытекает из конкретного планировочного типа рынка.

В анализе объемно-пространственных композиций рыночных площадей важно учитывать историческую последовательность их развития. Ведь в их ансамблях, которые продолжали формироваться до середины ХХ века, можем найти синтез композиционных приемов различных культурных периодов.

В основе построения плана рыночной площади лежит квадрат или прямоугольник. Типичной первоначальной моделью рынка считается квадратная площадь, ограниченная по периметру четырьмя прирыночными и четырьмя угловыми кварталами, которые внутри пространства человек воспринимает как сплошное кольцо застройки. Саму этимологию рынка выводят из этого слова кольцо, которое в ряде европейских языков переводится как ring [12]. В середине площади обычно расположена городская ратуша, может быть и средирыночный квартал, из углов рынка исходит 8 улиц. Такую модель рыночной площади связывают с классической средневековой градостроительной традицией, в основном, готической.

В эпоху ренессанса композиционная модель рыночной площади претерпела некоторые трансформации. В этот период начинают больше внимания уделять геометрической организации пространства, его эстетике, ясности. Важное значение имеют симметрия, центричность, целостность, уравновешенность и статика пространственной композиции. Композицию рыночной площади дополняют оси улиц, исходящих из центров прирыночных кварталов и образующих т. н. "крест" дорог [13]. Расположение ключевых объектов - ратуши, сакральных сооружений - геометрически аргументировано. Обычно архитектурные доминанты несколько развернуты от основных композиционных осей рыночной площади, - такой прием был заимствован из античного градостроительства и позволял продемонстрировать сооружение с более эффектного ракурса. Пространственная композиция, как и в предыдущий период, тяготеет к замкнутости.

Свойственное для градостроительства эпохи барокко переосмысление городского ансамбля как неотъемлемого от конкретного рельефа, сформированной градостроительной среды, выразилось в большей открытости городских площадей, "перетекании" и многоакцентности пространств. Отныне в градостроительную композицию включен еще один фактор - время. Барокко учитывает, что только во времени, в движении можно обнаружить композиционные связи внутри города. Барочное осложнение, динамика проявились в незавершенности, не замкнутости объемно-пространственной композиции - пространственное влияние барочной площади выходит далеко за ее пределы. Характерным признаком композиции рыночной площади этого периода становится подчеркивание композиционного влияния доминант ансамбля, расположение которых образует строгие композиционные оси. Барокко не стремится также к расположению города на равнинном участке, а скорее, на пологих склонах или на возвышении и из практических, и из эстетических соображений [14, с.69].

Градостроительство Галичины в период классицизма связано с регуляционными мерами, регламентированными на государственном уровне [15]. Цель регуляций заключалась в усилении пожарной безопасности, санации, благоустройстве городов. В планировочной структуре регуляции проявлялись в выравнивании, расширении улиц. Рыночные площади подверглись изменениям в большей части относительно объемно-пространственной

композиции: замена деревянной застройки на каменную, замена кровельных материалов, выравнивание фронтов застройки кварталов. Магдебургское право было отменено в Галичине в 1786 году, и рыночная площадь, теряя свое первоначальное значение градостроительного планировочного модуля, становится мировоззренческим и градостроительным архетипом. В структуре города происходит функциональная дифференциация площадей: определение мест для торговли, общественной жизни, досуга. Для рыночных площадей галицких городов пытаются сохранить репрезентативную функцию административного и общественного центра города.

Реакцией и ответом на рационалистические идеи классицизма стал романтизм, его рефлексии на тему исторического, национального прошлого вылились в архитектурные стилизации, эклектичность. Именно в этот период окончательно сформировались большинство ансамблей рыночных площадей Галичины, известных нам из почтовых открыток начала ХХ века. В то время как в градостроительных процессах продлеваются такие основные принципы, которые можно очертить словами практичность и санация, архитектура рыночных площадей повсюду приобретает черты эпохи романтизма. Особенно отчетливо эту тенденцию можно проследить в небольших городах Галичины, застройка которых к началу ХХ века оставалась деревянной, поэтому часто горела. Отстраивали рынки уже в камне, преимущественно в стиле историзма или модерна. Основным требованием к градостроительному пространству периода романтизма становится его живописная упорядоченность. Яркого выражения она приобретает в новом типе рыночной площади, ориентированной композиционно на дворцово-парковый комплекс. Барочный принцип перетекания пространства, учета роли ландшафта, пейзажа трансформируется в трактовку природной и рукотворной составляющих как равноправных в формировании романтического ансамбля.

Таковы были основные градостроительные концепции, определяющие композиции рыночных площадей в городах Галичины. Развитие этих идей не всегда было линейным, наоборот, их взаимная борьба, инертность градостроительных процессов, конфликт между теоретическими схемами и практичной целесообразностью привели к формированию широкой палитры планировочных типов и объемно-пространственных решений рыночных площадей в городах Галичины.

Первый признак, по которому мы различаем планировочные типы рыночных площадей -геометрическая форма плана. Причем, в графическом плане мы воспринимаем форму мгновенно и объективно, а восприятие планировочной формы в пространстве, обусловленное особенностями физиологической оптики, связано более с отнесением ее к определенному прототипу: треугольнику, квадрату, прямоугольнику и т.д. В то же время, форма плана имеет решающее значение для образа ансамбля, - неслучайно градостроительные теоретические разработки различных эпох уделяли ей так много внимания.

В общем, было выявлено применение таких основных геометрических форм рыночных площадей: треугольник, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, многоугольник неправильной конфигурации, и соответствие этих форм определенным способам освоения территории. Треугольная форма - редкое явление среди галицких рыночных площадей нового времени, реликт русского градостроительства, присущая городам, развивавшимся преемственно. Как уже упоминалось, до сих пор сохранились такие уникальные рынки в Галиче, Ходорове Толстом. Древняя планировочная структура треугольной площади дошла до наших дней в градостроительном каркасе Бережан, Бучача, Жидачева, Хирова. Квадратный рынок - это площадь готического и ренессансного города, распланированного способом регуляции или заложения на новом месте. Типичной формой площади для ренессанса также является прямоугольник с пропорцией сторон 2:3 и 1:2. Формы трапеции и удлиненного прямоугольника присущи рыночным площадям, интегрированным в структуру русских рынков, треугольных или веретенообразных (Бережаны, Болехов, Глиняны, Скала Подольская, Скалат, Старый Самбор, Судовая Вишня). Кроме того, прямоугольник и трапеция соответствуют барочной

концепции композиционной организации площади (можно вспомнить такие хрестоматийные примеры, как барочные площади дель Кампидолио, Фарнезе, Скала ди Спанья в Риме [14, с.88,110,117]). Элементы барочного решения объемно-пространственной композиции рынка можно найти в Городке, Комарно, Кристинополе (Червонограде), Тартакове, Угневе. Квадрат и прямоугольник отвечали практически каждой градостроительной концепции на протяжении всего времени функционирования рыночных площадей. В городах Галичины в эпохи классицизма и романтизма не было поиска принципиально новых их планировочных решений - циркульных, звездчатых, осложненных криволинейных планировочных форм среди исследуемых объектов не обнаружено.

Застройка. Основу объемно-пространственной композиции рыночной площади составляют кварталы застройки, которые ее ограничивают и формируют открытое городское пространство. В массе застройка кварталов имеет жилищно-торговое назначение, но в большинстве рассмотренных случаев часть квартального пространства обязательно отведена под общественные здания, которые по своему архитектурному решению и семантической нагрузке играют, в основном, роль композиционных доминант. Таким образом, торгово-жилая застройка является базовым формообразующим и одновременно композиционно подрядным элементом рыночной площади.

Тип застройки кварталов, архитектурное решение зданий - вот основные средства формы объемно-пространственной композиции рыночной площади. Опираясь на классификацию типов городской ткани, разработанную Ю. Идак для Львова кон. XVIII -начале XX века [16, с.104], а также на типы застройки, которые она приводит по И. Бриксу и Ф. Генумеру [16, с.100], можем выделить следующие типы застройки кварталов рыночных площадей в исторических городах Галичины: сплошная, высокоплотная; фронтальная (сплошная рядовая, фрагментарно-рядовая, открытая рядовая) (Табл. 1). На объемно-пространственную композицию рыночной площади влияют именно такие характеристики, как целостность, фрагментарность или открытость застройки ее периметра. На протяжении развития городов эти характеристики изменялись, в общем, с тенденцией к уплотнению застройки и геометризации границ кварталов. В XIX веке в подавляющем большинстве рядовая застройка рыночных площадей все еще оставалась деревянной фрагментарного или открытого, реже сплошного типа. Как пример деревянной сплошной рядовой застройки можно привести рыночные площади в Богородчанах, Зборове, Угневе; фрагментарно-рядовой - рынки в Галиче, Обертыне; открытой рядовой - в Букачевцах, Копычинцах, Толстом. Каменная застройка представлена в основном в высокоплотном (Львов, Броды) и фронтальном сплошном рядовом (Бурштын, Городок, Золочев, Микулинцы, Яворов) типах. Реже встречается каменная фрагментарная (Рогатин) или открытая (Гримайлов) рядовая застройка рыночной площади.

Анализ показал, что основным средством достижения целостности ансамбля рыночной площади был единый принцип построения объектов торгово-жилой застройки. В каждом из типов застройки квартала, при условии применения одного и того же конструктивного материала, дома должны были быть одинаково ориентированы на рынок и иметь примерно одинаковую высоту. Такой прием позволял достичь пространственной статики замкнутых центричных рынков и подчиненности доминантным объектам открытых композиций. Классический пример - сохранившиеся рынки Бережан, Львова, Стрыя. До второй мировой войны на рыночной площади в Белзе сохранился западный квартал сплошной рядовой застройки, сформированный одноэтажными деревянными домами с каменными фронтальными фасадами [17], ориентированными скатом крыши на рынок, одинаковой высоты, с подсеньями. В начале XX века южный квартал рыночной площади Угнева был сформирован сплошной деревянной застройкой одинаковой высоты, ориентированной фронтоном на рынок, с подсеньями. Постепенная замена деревянной застройки рынков на каменную привела к некоторой дисгармонии объемно-пространственной композиции ансамбля, ведь новые дома отличались от традиционной застройки по типу архитектурного решения, стилистике, силуэту и размеру. В то же время,

в этой перестройке было сразу заложено подчинение новых объектов общей композиции рыночной площади. Дома возводились одинаковой высоты и этажности (преимущественно в 2 этажа), и их архитектурная выразительность не была противопоставлена архитектурной выразительности доминантных объектов рынка. Отдельным объектам могла быть отведена роль акцентов - это преимущественно дома угловые или на пересечении осей, расположенные в узлах композиции рыночной площади, или же таким образом выделялись сооружения общественного назначения.

Таблица 1. Типы застройки прирыночных кварталов в исторических городах Галичины

Характерным явлением в объемно-пространственных композициях рыночных площадей исследуемых исторических городов были подсенья, которые традиционно выполнялись и по периметру застройки рынка, и иногда, по периметру ратуши или среди рыночного квартала. Истоки такой модели освоения пространства главной городской площади следует искать еще в античном перистиле. Рыночные площади, окруженные галереями, "аркады которой почти полностью замыкают площадь, оставляя лишь узкие проходы по углам" известны в западноевропейском градостроительстве готической эпохи [18, с.348]. Как утверждает А. Бринкман: "квадратный, опоясанный аркадами двор палаццо является самым чистым выражением пространственной концепции Ренессанса" [14, с.64]. Уникальные ренессансные подсенья сохранились в северном квартале рыночной площади Жолквы.

Подсенья были включены в структуру рыночных площадей Бэлза, Бродов, Копычинцев, Львова, Микулинцев, Тернополя, Кристинополя, Угнева, Язловца.

Решающее значение для объемно-пространственной композиции любого градостроительного ансамбля имеет расположение, архитектурное решение композиционных доминант и, соответственно, подчиненность им других элементов композиции. Такими господствующими объектами на рыночной площади обычно выступали ратуша и сакральные сооружения (церковь и костел), а также замок. При этом, если ратуша могла быть построена как на середине площади, так и в одной из ее сторон, даже иногда в угловом квартале, то случаев расположения церкви или костела посреди рынка не обнаружено вплоть до второй половины XX века, когда традиционная композиция рыночной площади перестала учитываться.

Ратуши. Известно несколько приемов расположение ратуши на рынке (Рис. 5 (а)). Определенным местом для ратуши во времена средневековья был центр площади. Семантика такого расположения одновременно выражала роль и права городского общества, и упорядоченность города как модели мироздания. В то же время, можно вспомнить пример из западноевропейского градостроительства, когда, как отмечают И. Маца и И. Эри, в небогатых французских городах, "вольности которых рано были утрачены в связи интенсивным процессом централизации страны... ратуши не играли той ведущей роли в политической жизни города, которая принадлежала им во Фландрии или Северной Германии", поэтому иногда ратушу могли устроить в обычном городском доме [18, с.403]. Столь давних ратуш в городах Галичины не сохранилось, а имеющиеся источники не позволяют подтвердить или опровергнуть возможное расположение ратуш этого периода в прирыночном квартале.

Для ренессансной модели центр рыночной площади как лучшее место для построения ратуши был определен, кроме христианской семантики, строгой геометрией и центричностью композиции. Анализ архивных кадастровых карт показал, что к концу XIX -началу XX века ратуши в геометрическом центре рынка были в Дрогобыче, Добромиле, Ивано-Франковске, Бережанах, Гусятине, Львове, Магерове, Николаеве, Немирове, Олеське, Перемышлянах, Поморянах, Раве Руськой, Роздоле, Самборе, Сколе, Турке, Угневе, Xодорове. Ратуши, расположенные на рыночной площади, но смещены от геометрического центра, обнаружены в Белзе, Жидачеве, Бибрке, Бурштыне, Бучаче, Комарно, Отыне. При этом часто пятно ратуши условно делит плоскость рынка на две части в пропорции 38/62 или 44/56 (первого или второго золотого сечения). Такие планировочные особенности обнаружены, в частности, в Белзе, Жидачеве, Комарно. Кроме того, на карте Ф. фон Мига [19] второй половины XVIII века ратуши на территории рыночной площади, вероятно, показаны в Богородчанах, Болехове, Буске, Городке, Гримайлове, Долине, Залещиках, Збараже, Зборове, Золочеве, Коломые, Кутах, Мостисках, Рудках, Старом Самборе.

Ратуша также могла быть сооружена в одной из сторон рыночной площади. Известно, что в Городке каменная ратуша была построена на месте старой деревянной в первой половине XVIII века. Расположена она в южном углу восточного прирыночногого квартала. Примеры расположения ратуш в пределах одной из сторон рыночной площади можно найти в Болехове, Галиче, Жолкве, Подгайцах, Старой Соли, Старом Самборе, Скалате, Судовой Вишне, Яворове. В Коломые ратуша была построена в 1877 году в угловом квартале рынка.

В XX веке возникает новая тенденция не включать ратушу в объемно-пространственную композицию рыночной площади. В 1930 году на месте бывшего уездного суда строят новую ратушу в Черткове. После Второй мировой войны ратушу в Раве Руськой устроили в здании бывшей пожарной вышки в нескольких кварталах к югу от рынка. В 1999 году на месте бывшего уездного суда возвели ратушу в Буске.

Сакральные объекты (Рис. 5 (Ь)). Xарактерной для раннеготической эпохи является ориентация продольной оси рыночной площади на ось церковь-замок или церковь-

церковь (такие принципы планировки обнаружены в Бережанах Глинянах, Комарно, Олеське, Скалате, Толстом). Расположение храмов в последующие периоды одновременно отображает соответствующие композиционные приемы и межэтнические, межконфессиональные отношения, а также положение общин города. Свойственное для готической градостроительной традиции расположение костела в одном из угловых кварталов рынка обнаружено в Белзе, Бережанах, Буске, Дрогобыче, Коломые, Львове, Стрые, Щирце. Равнозначное расположение храмов восточного и западного обряда относительно рыночной площади обнаружено в Дрогобыче (в двух угловых кварталах с западной стороны рынка), Гримайлове (за пределами рынка, на оси его восточного квартала), Збараже (за пределами рынка, обратно-симметрично относительно его западной композиционной оси), Зборове (за пределами рынка, симметрично на оси, параллельной его главной композиционной оси), Комарно (церковь и костел расположены симметрично относительно поперечной композиционной оси рыночной площади, эту же ось с севера замыкает синагога), Магерове (в противоположных углах рынка), Мостисках (за пределами рынка, симметрично вдоль его западной композиционной оси). Сакральные объекты не были включены в структуру рыночных площадей Бибрки, Болшевцов, Бродов, Глинян, Золочева, Добромиля, Козовы, Копычинцев, Микулинцев, Немирова, Нового Ярычева, Самбора, Скалы Подольской, Сколе, Ивано-Франковска, Судовой Вишни, Подгайцев, Подкамня, Рави Руськой, Роздола, Турки, Яворова. Расположение храма на центральной оси одной из сторон рыночной площади обнаружены в Бережанах (церковь Св. Троицы в западной стороне рыночной площади образует с замком композиционную ось), Зализцах, Краковце, Старом Самборе. В Богородчанах, Обертине, Рогатине, Скалате, Тисменице христианские храмы расположены в одной из сторон рыночной площади без привязки к центру.

а)

1 1 1

4 1 1 1

ш

1 1 1

1 1 1

ш

ш

ш

ь)

Рис. 5. Ратуша и христианский храм в композиционной организации рыночной площади. а) слева направо: в центре площади (или со смещением от центра); в центре прирыночного квартала; в стороне рыночной площади без привязки к центру; в углу прирыночного квартала; в угловом квартале; вне рыночной площади; Ь) слева направо: в угловом квартале; в центре прирыночного квартала; в стороне рыночной площади без привязки к центру; вне рынка на композиционной оси; вне рынка; на территории рыночной площади (связанно с разрушением рыночной площади)

Иногда сакральный объект мог быть "посажен" за пределами рыночной площади, но композиционная связь с ним не была потеряна. Этого достигали таким образом, что объект должен был быть "привязан" к дороге, исходящей из стороны рынка, или же он выступал очень активной высотной доминантой, включенной за счет этого в объемно-пространственную композицию площади. В первом случае таким объектом могла выступать синагога (Золочев, Жовква, Комарно, Тысменица, Яворов), иногда христианский храм (Городок, Рогатин). Довольно часто встречаеться расположение

синагоги во втором после прирыночного ряде застройки (Букачевцы, Золочев, Комарно, Краковец, Подкамень, Тысменица). Второй случай можно проиллюстрировать примерами рыночных площадей в Бережанах (монастырь о. Бернардинцев), Стрые (костел Рождества Богородицы).

Из числа исследуемых объектов отдельно следует выделить такой тип объемно-пространственной структуры, в котором целый прирыночный квартал отведен под сакральный комплекс и который играет роль центральной пространственной доминанты: ансамбль костела Успения Пр. Девы Марии формирует целую восточную сторону рыночной площади Жидачева; костел Св. Марка в Варяже формирует основную часть западной стороны рынка.

Замки. Кроме ратуш и сакральных объектов в структуру некоторых рынков включен замок, формируя одну из его сторон, что позволяет говорить об отдельном типе композиции рыночной площади - замковой ориентации (в Жолкве, Скалате).

В общем, среди сложившихся в конце XIX - начале ХХ века композиций рыночных площадей исторических городов Галичины, можем выделить следующие основные типы (Рис. 6): замкнутая центричная; замкнутая нецентричная; открытая, композиционно ориентирована: на замок, на сакральный комплекс, на дворцово-парковый комплекс.

Рис. 6. Типы объемно-пространственных композиций рыночных площадей исторических городов Галичины

Композиционный анализ на микроуровне

Если композиционный анализ рыночной площади на мезоуровне может дать ответ, как именно должна быть организована масса ансамбля в пространстве, какое место и какой объем должен занимать каждый его объект, то основной вопрос анализа рыночной площади на микроуровне - архитектурно-пластическое решение массы, в основном, фронтов застройки и отдельных фасадов.

Учитывая состояние сохранности рыночных площадей, такой анализ имеет важное значение при обосновании и принятии проектных решений в местах утраченной застройки или реновации фасадов. Сегодня хорошо сохранившиеся фасады жилой застройки рыночной площади - исключительное явление, в основном даже те рынки, которые имеют сохранившуюся объемно-пространственную структуру, потеряли исторический

силуэт и пластику фасадов. О былом богатстве отделки или даже просто о былом композиционном решении фасадов многих домов сегодня напоминают лишь отдельные элементы: ограждения балконов, сандрики, карнизы и т.д. Основную базу для анализа фронтальной композиции рыночных площадей составляют иконографические материалы (фото, открытки) конца XIX - начала ХХ века, а также изображения межвоенного периода ХХ века, фиксирующие последний этап преемственного развития их архитектурной среды. В этом временном срезе в числе исследуемых городов можем наблюдать различные фазы архитектурно-пространственного развития рыночных площадей, и в частности, формирование фронтов застройки. Рыночные площади таких городов, как Бережаны, Броды, Дрогобыч, Жолква, Коломыя, Львов, Самбор, Стрый сформированы фронтами блочного типа (по Ю. Идак [16, с.108]) сплошной рядовой застройки, двух- и трех-, редко четырехэтажными домами. Рыночную площадь в Микулинцах, застройка которой была уже с середины XIX века почти полностью каменная, в начале ХХ века составляют сплошные ряды одноэтажных домов (блочного типа). Застройка рыночной площади Глинян 1845 года фронтальная, фрагментарно-рядовая, часть деревянных домов в то время заменена каменными, - в 1905 году стороны рыночной площади состоят из сплошной рядовой одноэтажной застройки (блочного типа). Появляются отдельные двухэтажные дома. В Болехове в этот период часть сплошной рядовой одноэтажной застройки рыночной площади заменяют двухэтажной. Такую же ситуацию можем наблюдать в Заболотове, Залещиках, Збараже, Кутах, Надворной, Раве Руськой, Старом Самборе: одноэтажные каменные дома двух-, трех, четырех-, пьятиосевые, с рядовыми крышами. Архитектурное решение упрощено: фасады плоские; крыши или чердачные окна-продухи отграничены карнизами простого профиля, иногда присутствуют карнизы над окнами или обрамления, часто - деревянные ставни. Композиции более поздних многоэтажных домов значительно богаче, разнообразнее. Дома двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестиосевые. В общем, для сплошного рядового типа застройки, представляемого каменными домами, характерно было поднятие силуэта и осложнения пластики фасадов с сохранением блочного типа фронта.

Большей вариативностью отличаются фронты каменной застройки фрагментарно- и свободно-рядового типа. Фронты в основном блочные, комбинированные различными силуэтами домов: рядовыми, пирамидальными, щитовыми, вальмовыми, полувальмовыми (Гримайлов).

В сплошном рядовом типе деревянной застройки можно выделить три типа фронтов: рядовой (Белз, Угнев); щитовой (Букачевцы, Зборов, Угнев); полувальмовый (Галич); вальмовый (Жидачов). Три последних наблюдаем и в фрагментарно-, и в свободно-рядовых типах деревянной застройки рыночной площади (Букачевцы, Галич, Толстое).

Обнаружено четыре типа решения угловых объектов фронтов застройки рыночных площадей: простой - объем углового дома не отличается от рядовых; доминантный - в угле расположено композиционную доминанту рыночной площади (ратуша в Городке); акцентированный - угловой объект выполнен с наращиванием вертикального объема; рецессионный - угловой объект выполнен с уменьшением вертикального объема.

Заключение

Сопоставив результаты композиционного анализа на каждом из рассмотренных уровней, можно выделить основные закономерности композиционной организации рыночных площадей исторических городов Галичины.

На макроуровне: в композиции рынков, сформировавшихся путем преемственности, в наибольшей мере задействованы факторы рельефа и гидрографии; признаки композиционной подчиненности этим факторам обнаружены в рыночных площадях, сформировавшихся в результате интеграции с более давней планировочной структурой; в наименьшей мере они влияют на композиционную организацию регулированных и вновь заложенных рыночных площадей. В общем, выявлено три способа взаимодействия

композиционных центров рынок - замок: в городах мысового типа на отдельных мысах или в пределах одного мысового холма (часто с образованием оси); в городах террасного типа - замок расположен на высокой горе, полностью контролируя рынок.

На мезоуровне: выявлено соответствие формы плана рыночной площади определенному способу освоения территории. Треугольную форму сохраняют отдельные рынки, резвившиеся путем преемства. Квадратная и прямоугольная площадь отвечает градостроительным концепциям от готики до романтизма. Трапеция и удлиненный прямоугольник присущи объектам, интегрированным в структуру русских рынков, а также соответствуют барочным принципам построения пространства. Разнообразие объемно-пространственных решений исследуемых объектов представлено такими типами композиций: замкнутая центричная; замкнутая нецентричная; открытая, ориентированная на: замок; сакральный комплекс или объект; дворцово-парковый комплекс. Обнаружены разные способы расположения композиционных доминант, в частности ратуш: в центре рынка; на площади со смещением от центра; в центре одной из сторон рыночной площади; в прирыночном квартале без привязки к центральной оси; в углу прирыночного квартала; в угловом квартале рынка; вне пределов рыночной площади. Выделено следующие типы застройки кварталов рыночных площадей: сплошная; высокоплотная; фронтальная (сплошная рядовая, фрагментарно-рядовая, открытая рядовая).

На микроуровне выявлена подчиненность решений фронтов застройки и отдельных фасадов единству композиции. Выявлены фронты преимущественно блочного и углового типов (по Ю. Идак [16, с.108]). Силуэты разнообразные: рядовые, пирамидальные, щитовые, вальмовые, полувальмовые; в каждой исторической композиции построены по единому принципу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Прибега Л. Охрана и реставрация архитектурно-градостроительного наследства Украины. - Киев: Мыстецтво, 2009. - С. 252.

2. Бевз М.В. Методологические основы сохранения и регенерации заповедных архитектурных комплексов исторических городов (на примере Западной Украины): автореф. дис. докт. арх.: спец. 18.00.01. - Харьков, 2004. - С. 19.

3. Топылко С.И. Композиционно-пространственная организация местечек Галичины, заложеных во второй половине ХVI-XVII в. // Вестник Национального университета «Львовская политехника». Архитектура. Вып. 716. - Львов: НУ «Львовская политехника», 2011. - С. 297.

4. Кравцов С. Принципы регулярного градостроительства Галичины Х^-^И вв. // Вестник ынститута «Укрзахыдпроектреставрация». Вып. 17. - Львов, 2007. - С. 167168.

5. Рыбчинский О.В. Архитектура периметральной застройки рыночных площадей городов и городков Галичины в конце XVIII - начале XX веков: автореф. дис. канд. арх.: спец. 18.00.01. - Львов, 2000. - С. 10-11.

6. Лозинский Р. Урбанизация Галичины во времени и пространстве // Независимый культурологический журнал «ЙИ». Вып. 36. - Львов, 2005. - С. 35-40.

7. Коэсю1у I klasztory rzymskokatolickie dawnego wojew6dstwa ruskiego. - Krak6w, 2006. Tom 14. Rys. 74.

8. Tluste Center Cadastral Map [Сетевой ресурс]. - URL: http://maps.geshergalicia.org/cadastral/tovste-tluste-nd/

9. Кадастровая карта г. Ходоров 1846 г. ЦГИАЛ. Ф. 186. Оп. 4. Д. 494.

10. Кадастровая карта г. Глиняны 1845 г. ЦГИАЛ. Ф. 186. Оп. 6. Д. 202.

11. Топылко С.И. Архитектурно-планировочная структура местечек Галичины, заложеных во второй половине XVI-XVII веках: автореф. дис. канд. арх.: спец. 18.00.01. - Львов, 2003. - С. 3.

12. Мельнычук О.С. Этимологический словарь украинского языка. Т. 5. - Киев, 2006.

- С. 79.

13. Топылко С.И. Композиционно-пространственная организация местечек Галичины, заложеных во второй половине XVI-XVII в. // Вестник Национального университета «Львовская политехника». Архитектура. Вып. 716. - Львов: НУ «Львовская политехника», 2011.- С. 294.

14. Бринкман А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - С. 69.

15. 1ваночко У.И. Развитие архитектурно-планировочной структуры городов Галичины в условиях урабанизационного процесса 1772-1918 гг.: автореф. дис. канд. арх.: спец. 18.00.01. - Львов, 2004. - 22с.

16. Идак Ю.В. Методика исследования городской ткани (на примере города Львова) // Исторические архитектурно-градостроительные комплексы: научные методи исследования. - Львов: НУ «Львовская политехника», 2006. - С. 104.

17. Бойко О., Слободян В. Белз, уничтоженный первой мировой войной и регуляционный план послевоенного восстановления // Белз и Белзкая земля. Вып. 1. - Белз, 2004.

- С. 125-126.

18. Маца И.Л., Эри И.В. Архитектура Франции // Архитектура Западной Европы: средние века. - Ленинград-Москва, 1966. - С. 348.

19. Петришин Г.П. «Карта Ф. фон Мига» (1779-1872 гг.) как источник к градоведению Галичины. - Львов: НУ «Львовская политехника», 2006. - 292 с.

References

1. Pribega L. Ohorana i restavraciya architecturno-mistobudivnoyi spadshchyny Ukrayiny [Protection and Restoration of Architectural and Urban Heritage of Ukraine]. Kiev, 2009, P. 252.

2. Bevz M.V. The Methodological Basis for the Preservation and Regeneration of Protected Architectural Zones of Historical Towns (The Example of Western Ukraine). Abstract of the PhD Thesis Paper. Kharkiv, 2004, 19.

3. Topylko S.I. Kompozyciyno-prostorova organizaciya mistechok Galychyny, zakladenyh u drugiy polovyniXVI-XVII st. [Compositional and Spatial Organization of the Towns of Galychyna, Founded in the Second Half of 16-17 centuries]. Visnyk NU «Lvivska Politechnika» - National University «Lviv Polytechnic». Lviv, 2011, P. 297.

4. Kravtsov S. Pryncypy regularnogo mistobuduvanna Galychyny 14-17 st. [Regular Urban Planning Principles of Galychyna in 14-17 centuries]. Visnyk instytutu «Ukrzahidproektrestavraciya» - «Ukrzahidproektrestavraciya» Institute. Lviv, 2007, pp. 167168.

5. Rybchynsky O. Architecture of Market Squares Ribbon Buildings in Towns and Cities of Galychyna at the End of 18th - Beginning of 20th. Abstract of the PhD Thesis. Lviv, 2000, pp. 10-11.

6. Lozynsky R. Urbanizaciya Galychyny v chasi I prostori [Urbanization of Galychyna in time and space]. Nezalezhny kulturologichny chasopys «Yi» - Independent culturological journal «Yi». Lviv, 2005, pp. 35-40.

7. Koscioty I klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodstwa ruskiego. Krakow, 2006, Vol. 14: Rys. 74.

8. Tluste Center Cadastral Map. Available at: http://maps.geshergalicia.org/cadastral/tovste-tluste-nd/

9. Cadastral Map of Khodorow. TsDIAL [Central State Historical Archives in Lviv]. 186. 4. 494.

10. Cadastral Map of Glyniany. TsDIAL [Central State Historical Archives in Lviv]. 186. 6. 202.

11. Topylko S.I. Architecturno-planuvalna struktura mistechok Galychyny, zakladenyh u drugiy polovyniXVI-XVII stolit [Architecture and Planning Structure of the Towns of Galychyna, Founded in the Second Half of 16-17 centuries]. Abstract of the PhD Thesis. Lviv, 2003, P. 3.

12. Melnychuk O.S. Etymologichny slovnyk ukrayinskoyi movy [Etymological Dictionary of the Ukrainian language]. Kiev, 2006, P. 79.

13. Topylko S.I. Kompozyciyno-prostorova organizaciya mistechok Galychyny, zakladenyh u drugiy polovyni XVI-XVII st. [Compositional and Spatial Organization of the Towns of Galychyna, Founded in the Second Half of 16-17 centuries]. Visnyk NU «Lvivska Politechnika» - National University «Lviv Polytechnic». Lviv, 2011, P. 294.

14. Brinkman A.E. Ploshchad I monument kak problema hudozhesvennoy formy [A Square and a Monument as a Problem of the Artistic Form]. Moscow, 2010, P. 69.

15. Ivanochko U.I. Rozvytok arhitecturno-planuvalnoyi struktury mist Galychyny v umovah urbanizaciynogo procesu 1772-1918 rr. [Development of Architecturally Planned Structure of Galicia Cities under Conditions of the Urbanization Process of 1772-1918]. Abstract of the PhD Thesis Paper. Lviv, 2004, 22 p.

16. Idak Y.V. Metodyka doslidzhenna miskoyi tkanyny (na prykladi mista Lvova) [Technique to Study the Urban Fabric (Lviv the Town as an Example)]. Istorychni architecturno-mistobudivni kompleksy: naukovi metody doslidzhen - Historical A rchitectural and Urban Complexes: Scientific Methods of Research. Lviv, 2006, P. 104.

17. Boyko O., Slobodian V. Belz znyshcheny pershoyu svitovoyu viynoyu I regulaciyny plan pislavoyennoyi vidbudovy [Belz Destroyed by the First World War and the Post-war Reconstruction Regulation Plan]. Belz I Belzka zemla - Belz and Belz Land; 1: 125-126.

18. Maca I.L., Eri I.V. Architectura Francii [Architecture of France] Architectura Zapadnoy Evropy: sredniye veka - Architecture of Western Europe: the Middle Ages. Leningrad, Moscow, 1966, P. 348.

19. Petryshyn G.P. «Karta F. von Miega» (1779-1872 rr.) yak dzherelo do mistoznavstva Galychyny [F. von Mieg's Map (1779-1782) as a Source for Urban Studies]. Lviv, 2006, 292 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Марьяна Васильевна Каплинская

Аспирант, кафедра «Реставрация и реконструкция архитектурных комплексов», институт архитектуры, Национальный университет «Львовская политехника», Львов, Украина e-mail: mkaplinska@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Maryana Kaplinska

The PhD Student, Chair «Restoration and Reconstruction of Architectural Complexes», National University «Lviv Polytechnic», Lviv, Ukraine e-mail: mkaplinska@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.