Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЙ КАРКАС / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Доманчук А.В.

В настоящее время, анализируя область градостроительства, важно обеспечить высокий уровень градостроительных решений, как в эстетическом аспекте, так и с рациональной пространственной точки зрения организации городской среды. В связи с этим исследование объективных предпосылок формирования композиции города является актуальной задачей теории и практики градостроительства, значение которой возрастает в условиях быстрого развития городов. Изучать многочисленные вопросы в области композиции городского пространства можно при помощи научной литературы, исследующей отдельные разделы градостроительства: теории архитектуры, ландшафтной архитектуре, транспорту, но несмотря на это, большинство вопросов по композиции города не исследованы, в частности, недостаточно изучена зависимость композиции города от изменения его функциональной организации. Актуальность темы исследования определяется возросшими требованиями к эстетическому качеству создаваемой городской среды в современных условиях решения значительных по масштабам задач по преобразованию городов и недостаточной изученностью вопросов влияния функциональной организации города на его композицию. Ввиду того, что изменения функциональной организации прежде всего отражаются в плане, являющемся общей основой композиции, определило то, что в качестве объекта исследования нами выделена планировочная композиция крупного исторически сформировавшегося и развивающегося города. Город - есть воплощение изменяющейся с течением времени пространственной системы [1]. Анализ закономерностей развития подобных систем и их подробное изучение целесообразно проводить на конкретных моделях, способных выделить лишь самые существенные особенности данных систем, ввиду значительной сложности исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

А.В. Доманчук

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КОМПОЗИЦИОННОГО КАРКАСА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время, анализируя область градостроительства, важно обеспечить высокий уровень градостроительных решений, как в эстетическом аспекте, так и с рациональной пространственной точки зрения организации городской среды. В связи с этим исследование объективных предпосылок формирования композиции города является актуальной задачей теории и практики градостроительства, значение которой возрастает в условиях быстрого развития городов.

Изучать многочисленные вопросы в области композиции городского пространства можно при помощи научной литературы, исследующей отдельные разделы градостроительства: теории архитектуры, ландшафтной архитектуре, транспорту, но несмотря на это, большинство вопросов по композиции города не исследованы, в частности, недостаточно изучена зависимость композиции города от изменения его функциональной организации.

Актуальность темы исследования определяется возросшими требованиями к эстетическому качеству создаваемой городской среды в современных условиях решения значительных по масштабам задач по преобразованию городов и недостаточной изученностью вопросов влияния функциональной организации города на его композицию. Ввиду того, что изменения функциональной организации прежде всего отражаются в плане, являющемся общей основой композиции, определило то, что в качестве объекта исследования нами выделена планировочная композиция крупного исторически сформировавшегося и развивающегося города.

Город - есть воплощение изменяющейся с течением времени пространственной системы [1]. Анализ закономерностей развития подобных систем и их подробное изучение целесообразно проводить на конкретных моделях, способных выделить лишь самые существенные особенности данных систем, ввиду значительной сложности исследования.

Ключевые слова: композиционный каркас, функциональная структура, градостроительная композиция, композиционная структура, проектирование городской среды

Функциональная обусловленность градостроительной композиции

Реальный город как пространственная система имеет ряд форм организации, в том числе функциональную и композиционную [1]. Функциональная организация по отношению к композиции выступает в роли наиболее существенного фактора. Она определяет принципиальную основу композиционного построения и позволяет отметить определенное соответствие функциональной организации города и его композиции, которое является необходимым условием создания городской среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека.

Существенным для характеристики функциональной структуры города является понятие «функциональный процесс», позволяющее описать пространственную систему города в функциональном аспекте [1]. Это понятие дает возможность множество одинаково проявляющих себя в образовании структуры процессов (труда, быта, отдыха и т. д.) свести в несколько основных типов, которые условно будем рассматривать как элементы, заменяющие все их многообразие в качестве модели. Таким образом, функциональная организация может быть выражена более общими категориями—«функциональными процессами» и различающимися количественными и качественными характеристиками в их пространственной организации.

Признаки, позволяющие объединять и различать типы функциональных процессов, следующие:

© Доманчук А.В., 2021.

Научный руководитель: Шевелев Владимир Петрович - ВГТУ, профессор, член союза архитекторов России, почетный архитектор России, Россия.

—влияние функциональной структуры на образование отдельных видов масс людей, то есть локализация и поведение людских скоплений в пространстве [5];

—характер проявления социальной активности людей — ритм жизнедеятельности, связанный с определенным видом размещения людей в пространстве;

—тип размещения людских потоков в пространстве и качество их концентрации, определяемые локализацией объектов (процессов) в пространстве (плане) города [5].

Исходя из этих показателей, многообразие функций можно свести к трем основным типам функциональных процессов:

—генерирующим потоки людей и предполагающим социально-активный ритм жизнедеятельности; для них характерна точечная локализация при «материализации в пространстве» [5];

— организующим потоки людей и предполагающим социально-активный ритм жизнедеятельности; для них характерна линейная протяженность при «материализации в пространстве» [5];

— равномерно распределяющим потоки людей по определенной территории и предполагающим менее социально-активный ритм жизнедеятельности; для них характерна зональная локализация при «материализации в пространстве» [5].

Названные процессы лежат в основе формирования функциональной структуры. Если первые два процесса являются основой функциональных элементов, соответственно функциональных узлов и осей, образующих функциональный каркас — точки и линии концентрации, то третий — составляет основу функционального элемента, представляющего собой зоны относительно равномерного освоения, — «функциональные поверхности».

В связи с тем, что элементам функциональной структуры города—каркасу и поверхности—должны соответствовать элементы композиционной структуры, в качестве предварительной модели описания композиции города по аналогии с функциональной структурой назовем следующие элементы: композиционный каркас, состоящий из композиционных узлов и осей, и композиционную поверхность.

Композиционный каркас — это структурная основа планировочной композиции (шире — пространственной). Часть же города, не отнесенная к каркасу, представляет собой вид генерализованной поверхности. Следует отметить, что в пределах поверхности при ее дальнейшем структурном анализе также выделяются каркас и поверхность, но уже на другом уровне: понятие «каркас» определяется для каждого уровня пространственных систем [1]. Характерной особенностью этой модели на уровне города является размытость границы между каркасом и поверхностью, т. е. можно говорить о существовании меры концентрации, позволяющей осуществить постепенный переход из одного качества в другое [10]. Эта особенность модели требует определения критериев выделения каркаса (рис.1).

Из соответствия элементов функциональной и композиционной структур города следует, что значимые в функциональном отношении элементы — объекты должны быть значимы и в композиционном отношении. Так, чем больше тот или иной объект в городе привлекает людей, тем большую значимость он должен иметь и в композиции города.

В то же время нельзя искать полной адекватности функциональной и композиционной структур, так как не во всех случаях функциональные элементы могут получить соответствующее композиционное значение. Например, функциональный узел не всегда получает значение композиционного акцента, что особенно характерно для транспортно-коммуникационных узлов, формирующихся при освоении подземного пространства [7]. В связи с этим важно понять, в силу каких причин и в каких случаях функциональным элементам соответствуют композиционные и чем объяснить их соответствие или несоответствие.

Причины неадекватности функциональной и композиционной структур в наиболее общем виде заключаются в относительной их самостоятельности и специфике.

Самостоятельность структур, вызывающая неадекватность элементов, проявляется как противоречие между ними в процессе развития города [2]. В силу инерции, свойственной большим системам, город в своем развитии наследует старую пространственную форму для размещения новых функциональных процессов, т. е. развитие композиционной структуры не всегда соответствует развитию функциональной структуры.

Неадекватность функциональной и композиционной структур и их элементов связана и с организационной стороной создания и проектирования городской среды, а именно с несогласованностью градостроительного и объемного проектирования, выраженной, в частности, в размещении отдельных объектов вне связи и вне зависимости от их потенциальной роли в формировании функциональных и композиционных узлов [7].

Градостроительная композиция - пространственное отражение структурного построения города

Композиция — термин, нарочито ярко использующийся в отношении произведений искусства. Градостроительство также выступает и в роли творческой деятельности, которая направлена на создание визуального контакта между исполнителем (архитектором, градостроителем) и смотрящим (человеком), то есть на создание среды не только инфраструктурно оснащенной, но и эстетически комфортной для жизни [6]. Это позволяет нам использовать такие понятия, как «градостроительное искусство», «художественный образ города», «градостроительная композиция».

Градостроительная композиция — это взаимное упорядоченное расположение объектов городской среды в соответствии с эстетическими и художественными требованиями, формируемых архитектором [3].

Одной из важнейших особенностей градостроительной композиции является то, что ее художественный образ необходимо рассматривать совместно с функциональными, социальными, экономическими качествами объекта градостроительства. Невозможным является создание города лишь с точки зрения эстетической составляющей, нельзя забывать о его экономической функции, организации процессов жизнедеятельности, функционирования социальной, производственной, транспортной, инженерно-технической инфраструктуры.

Город воспринимается как пространственная единица [1]. Он динамичен в своем развитии, поэтому не может представлять собой законченное композиционное решение, как, к примеру, архитектурный ансамбль, состоящий из определенных групп зданий. Чем крупнее город, тем в большей степени изрезано и рассеяно его пространство, и сложнее сохранить его композиционную целостность.

Формируя композиционную целостность градостроительных объектов, создаются акценты-ориентиры визуального восприятия - пространственные доминанты - и фоновый «холст», на котором они ярко выражены [2]. Как правило, человеческий взгляд фиксируется на ярких высотных объектах архитектуры, а прилегающая застройка остается незамеченной.

Организация среды жизнедеятельности современного человека имеет упорядоченный пространственно-структурированный характер. Но при этом она многогранна и включает в себя пространства разные по масштабу, несущие свою функциональную принадлежность, составляющие определенную культурную, информационную, экологическую ценность, что оказывает существенное влияние на структурное построение города.

Композиционная структура города

Композиционная структура плана есть планиметрическое отражение (шире — пространственное) функциональной структуры. Одна из характеристик планировочной (шире — пространственной) структуры города». То есть композиционная структура определяется как совокупность взаимосвязанных элементов [7].

Элементы описания композиционной структуры, независимо от аспекта рассмотрения композиции, полноты набора элементов описания, терминологического их обозначения, представляют собой совокупность элементов узлового, линейного, зонального характера. Мы можем назвать их в качестве первичных элементов описания композиции города. Таким образом, модель, формируют следующие элементы:

—композиционный каркас, образующийся из композиционных узлов и композиционных осей;

—композиционная поверхность.

Эти элементы позволяют описать, исследовать, конструировать композицию города, в совокупности отразить многообразие и индивидуальность, общность и своеобразие пространственных решений. В конструктивном отношении они обеспечивают единство подхода к изучению и рассмотрению композиции города и открывают возможности ее создания с заранее заданными в принципиальном отношении характеристиками, например, с заведомо выраженными контрастами. Они позволяют также охватить проблему композиции города в целом и тем самым обеспечить основу для разработки конкретных объектов, формирующих узел, ось, поверхность, определить их параметры и учесть очень важные в условиях бурного развития городов структурный и динамический аспекты [9]. В первом случае мы получаем возможность анализировать статический срез, во втором, — отразить характер композиции во времени, в количественном и качественном отношениях.

Анализ описаний композиции города, выполненных различными авторами, позволяет определить и область применения модели описания планировочной композиции города как область, которая включает в себя фиксацию композиционного решения или состояния, а также обеспечение перехода от описания к объяснению, лежащему в основе анализа и поиска.

Выводы

Проведенное в работе исследование позволило получить следующие результаты и выводы.

На основе изучения и систематизации теоретического материала по проблемам композиции города выявлены подходы к анализу композиции города (функциональный, формальный, композиционный) и сконструирован понятийный аппарат, включающий в себя:

—основные типы функциональных процессов («А», «Б», «В»), находящие отражение в соответствующих элементах функциональной и композиционной структур города;

—модель описания планировочной композиции города, позволяющая интерпретировать ее как соотношение нескольких основных первичных элементов (каркас, ось, узел и поверхность);

—понятие «целостность», определяемое как устойчивость оптимальных соотношений каркаса и поверхности, выраженных в мерах компактности, соразмерности, иерархичности, сложности и сохраняющихся в процессе развития и трансформации системы;

—понятия «порог», «пороговое ограничение», отражающие скачкообразный характер развития планировочной композиции города;

—понятие «ситуация», означающее исторически сложившуюся обстановку или совокупность условий в окружающей среде, обусловливающих взаимодействие компонентов этой среды, которое позволяет рассмотреть управленческий аспект планировочной композиции города;

Библиографический список

¡.Трофимов А.М. Город: опыт композиционного анализа // Издательство Казанского университета, 1990. - с. 101-105.

2.Дробышевская Т.В. Драматургия города // Градостроительство, 2016 - с. 27-35

3.Яргина З.Н. Эстетика города // З.Н. Яргина - М.: Стройиздат, 1991 - 385 с., с. 287 - 292.

4.Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре // А.В. Иконников - М.: Стройиздат, 1986 - 286 с., с. 132 - 144.

5.Кострикин Н.Д. План города как основа формирования его художественного образа: Автореф. канд. дисс. арх. наук. — М.: МАРХИ, 1977.

б.Чесноков Г.А. Образ города в истории градостроительства XVI - XIX вв. (на примере городов Западной Европы): метод. указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «История градостроительства и дизайна» // Воронеж. гос. арх. - строит. ун - т; сост.: Г.А. Чесноков - 2010 - 27 с., с. 5 - 13.

7. Лавров В.А. Основы советского градостроительства. Том IV // М.: Стройиздат, 1969 - 162 с., с. 41-55.

8.Шевелёв В.П., Ушатова А.В. Системное понимание транспортного каркаса города. Научный журнал «Архитектурные исследования», 2019 г. - 100 с.

9.Шевелев В.П., Кияшко К.Д. Классификация и характеристика транспортно - градостроительных узлов. Научный журнал «Архитектурные исследования», 2019 г. - 100 с.

10.Шевелев В.П., Гольянова А.О. Формирование и развитие городской транспортной системы города Воронежа. Научный журнал «Архитектурные исследования», 2018 г. - 120с.

ДОМАНЧУКАННА ВИТАЛЬЕВНА - ВГТУ, магистр по специальности градостроительство, направления «Архитектурно - градостроительные исследования и проектирование экологических систем «население- среда»», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.