Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КРУПНЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ)'

ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КРУПНЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
306
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / МИКРОРАЙОННАЯ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ПАНЕЛЬНОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ / ГИБРИДНЫЙ МИКРОРАЙОН / HISTORICAL AND CULTURAL IDENTITY / INDUSTRIALIZATION / MICRO DISTRICT PLANNING STRUCTURE / PANEL-HOUSING CONSTRUCTION / HYBRID MICRO DISTRICT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дембич Александр Алексеевич, Орлова Наталия Геннадьевна

Постановка задачи. Цель исследования - определение, выявление и сохранение историко-культурной идентичности индустриального города для градостроительной реконструкции городской архитектурно-пространственной среды 70-80-х годов XX века крупных индустриальных городов на примере территории Междуречья города Набережных Челнов, посредством выделения позитивных качеств архитектуры и принципов градостроительства, характерных для рассматриваемого периода, и их сохранения и использования в новом строительстве. Результаты. Основные результаты исследования состоят в формировании методики сохранения и адекватного развития историко-культурной идентичности крупных индустриальных городов на примере города Набережных Челнов. Выводы. Значимость полученных результатов для современной архитектурной и градостроительной отрасли состоит в возможности использования сформированной методики в реальной практике градостроительного развития сложившихся городских систем в индустриальный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дембич Александр Алексеевич, Орлова Наталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRESERVING THE HISTORICAL AND CULTURAL IDENTITY OF LARGE INDUSTRIAL CITIES (ON THE EXAMPLE OF NABEREZHNYE CHELNY)

Problem statement. The purpose of the study - definition, identification and preservation of the historical and cultural identity of the industrial city to urban reconstruction urban, and architectural spatial environment of 70-80ies of XX century the large industrial cities on the example of the Mesopotamian city of Naberezhnye Chelny by highlighting the positive qualities of architecture and urban planning principles, typical for this period, and their conservation and use in new construction. Results. The main results of the research are to form the methodology for preserving and adequate development of the historical and cultural identity of large industrial cities on the example of the city of Naberezhnye Chelny. Conclusions. The significance of the results obtained for modern architectural and urban planning industries is to allow using the developed methodology in real practice of urban development of existing urban systems in the industrial period.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КРУПНЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ)»

УДК 711.581

Дембич Александр Алексеевич

кандидат архитектуры, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Орлова Наталия Геннадьевна

техник-архитектор

E-mail: natasha-131 @mail.ru

ЗАО «АртПроект»

Адрес организации: 420012, Россия, г. Казань, ул. Достоевского, д. 8

Особенности сохранения историко-культурной идентичности крупных индустриальных городов (на примере г. Набережных Челнов)

Аннотация

Постановка задачи. Цель исследования - определение, выявление и сохранение историко-культурной идентичности индустриального города для градостроительной реконструкции городской архитектурно-пространственной среды 70-80-х годов XX века крупных индустриальных городов на примере территории Междуречья города Набережных Челнов, посредством выделения позитивных качеств архитектуры и принципов градостроительства, характерных для рассматриваемого периода, и их сохранения и использования в новом строительстве.

Результаты. Основные результаты исследования состоят в формировании методики сохранения и адекватного развития историко-культурной идентичности крупных индустриальных городов на примере города Набережных Челнов.

Выводы. Значимость полученных результатов для современной архитектурной и градостроительной отрасли состоит в возможности использования сформированной методики в реальной практике градостроительного развития сложившихся городских систем в индустриальный период.

Ключевые слова: историко-культурная идентичность, индустриализация, микрорайонная планировочная структура, панельное домостроение, гибридный микрорайон.

Для цитирования: Дембич А. А., Орлова Н. Г. Особенности сохранения историко-культурной идентичности крупных индустриальных городов (на примере г. Набережных Челнов) // Известия КГАСУ. 2020. № 3 (53). С. 84-95.

1. Введение

Актуальность темы исследования

Каждая эпоха характерна своим неповторимым архитектурным и градостроительным наследием. Так XX век стал важным периодом для развития советских городов. Процесс индустриализации дал мощный толчок для строительства многочисленных промышленных предприятий и фабрик, которые, в свою очередь, потребовали большого числа рабочих. Это привело к созданию обширных промышленных районов и новых городов.

На сегодняшний день в нашей стране существует большое количество городов, которые по своей градообразующей функции опираются на индустриальные объекты. Значительная часть таких поселений (более 320) является моногородами. Актуальность вопроса сохранения идентичности и культурного наследия новых городов и производственно-селитебных зон в исторических городах становится все острее из-за спорного вопроса об эстетических качествах и уникальности архитектуры и градостроительства этого периода.

Отличительными особенностями процесса индустриализации стали быстрота и простота строительства как жилых, так и промышленных зданий, так как использование

ограниченного количества типовых проектов зданий обеспечивало более высокую скорость строительства. Что в свою очередь привело к многократному повтору планировочных и объемно-пространственных решений и, соответственно, к однообразию городской среды.

Объекты архитектуры и градостроительства в тот период в значительной степени создавались не столько с целью формирования комфортной жилой среды, сколько для обеспечения рабочего класса жильем с минимальной, но приемлемой степенью комфорта.

Примером подобного индустриального города, самого крупного среди моногородов РФ, является Набережные Челны, где главным градообразующим предприятием стал завод «КамАЗ» - производитель большегрузных автомобилей.

Застройка Набережных Челнов осуществлялась исключительно с применением строительства типовых объектов посредством микрорайонирования, которое решало задачу комплексности застройки и пешеходной доступности образовательных учреждений и объектов повседневного обслуживания [1]. К тому же, ориентируясь на набирающую темпы активную автомобилизацию, специально создавались широкие автомагистрали, способные принять большое количество автомобилей. Это привело к возникновению гипертрофированных уличных пространств.

Однако специфика микрорайонной застройки в Набережных Челнах имеет свои недостатки, главным из которых является укрупнённая размерность планировочных единиц, которая влекла за собой не масштабные человеку, чрезмерно обширные дворовые пространства. Эти гипертрофированные уличные пространства и завышенные пространства дворовых микрорайонных территорий привели к укрупнению планировочной сетки, что в свою очередь отразилось на снижении комфортности пешеходного движения. Кроме этого, для соответствия темпов жилищного строительства, темпам возведения КАМАЗа был создана мощная домостроительная инфраструктура, одним из объектов которой стали Завод Ячеистых Бетонов (ЗЯБ) и Завод силикатных кирпичей, расположенных в непосредственной близости со строительной площадкой. Специфика данной промзоны требовала непосредственного подхода железнодорожного транспорта, а поскольку уже существовала ж/д ветка до хлебного элеватора, было принято решение разместить ЗЯБ между старой и новой частями города. В результате данная промзона отделила старый город и возникший ранее поселок ГЭС от Нового города при автозаводе. Набережные Челны оказались разделенными на три плохо взаимосвязанные части (Старый город, посёлок ГЭС и Новый город), что в конечном итоге повлияло на отсутствие цельной системы общественных пространств и объектов озеленения, существенно затруднило транспортную связность частей города.

На данный момент Набережные Челны позиционируются как территория опережающего развития (ТОР) и центр Камской агломерации. Функции города и уклад жизни меняются, активизируется проявление постиндустриальных тенденций - развитие сферы обслуживания. Однако, в настоящее время для города характерно бессистемное, непродуманное размещение объектов обслуживания, основанное на сиюминутных возможностях и интересах бизнеса, а также отсутствие системной градостроительной политики часто сменяемого муниципального руководства. Между планировочной системой города и хаотичным разрастанием системы обслуживания все сильнее и заметнее нарастают противоречия. В связи с этим городу необходимо выработать новую градостроительную политику, способствующую развитию эстетической и функциональной целесообразности организации городской среды, индивидуальности и уникальности города.

Проблема исследования

Города индустриального периода, в частности Набережные Челны, характерны однообразием среды, использованием ограниченного набора типовых проектов домов массовых серий, что является характерной проблемой для городов и районов данного периода [2]. Кроме этого в городе Набережных Челнах существуют проблемы с транспортной инфраструктурой, пешеходными связями и отсутствием ландшафтно-рекреационного каркаса. Также не сформирована целостная система городских общественных пространств, формирующих городскую активность и образующих каркас общественной жизни города.

Проблема историко-культурного наследия индустриального города теоретически связана с оценкой художественно-эстетических качеств однообразной архитектурной среды города, в частности объемно-пространственных и стилистических особенностей индустриальной застройки, спорным вопросом о необходимости её сохранить (при регенерации уже сложившихся территорий) и возможностей её использования при осуществлении нового строительства [2].

Жилой фонд города сегодня составляет более 11 млн м2 жилья, физическое состояние которого вполне удовлетворительно, поэтому предлагается сохранение и постепенная реконструкция существующего жилого и административного фонда, что значительно продлит срок эксплуатации зданий, постепенно трансформируя внешний облик. Также проектом предлагается вести новое строительство по мере возможностей исследуемого города. Остро стоит вопрос баланса сохраняемой, преобразуемой и новой застройки.

Внедрение разнообразных архитектурно-планировочных приемов жилой и общественной застройки поможет преобразовать и разнообразить существующее пространство.

В предшествующих исследованиях, проводимых в рамках разработки Генерального плана города Набережных Челнов, как и в настоящей работе затронуты все вышеперечисленные проблемы, однако особое внимание уделяется вопросам преодоления однообразия городской среды и степени повышения её комфортности.

Тем самым, правильно выстроив градостроительную политику, осуществив реновацию промышленной зоны и обеспечив разнообразие жилой застройки города Набережных Челнов можно сохранить дух индустриального места и продолжить его развитие в постиндустриальное время.

Объект исследования: планировочная структура, пространственные и художественно-эстетические характеристики городской среды города Набережных Челнов.

Предмет исследования: историко-культурная идентичность городской среды.

Границы исследования

Территориальные границы исследования включают в себя город Набережные Челны в существующих границах поселения (современные административные границы города Набережных Челнов).

Хронологические границы исследования - период второй волны индустриализации городов Советского Союза (60-70-е годы) - по настоящее время.

Типологические границы исследования - городские территории, застраиваемые в период индустриализации страны типовыми проектами панельных жилых домов, общественных зданий и промышленных сооружений.

Цель исследования

Целью данной работы является выявление и сохранение историко-культурной идентичности крупного индустриального города, построенного в 70-80-х годах XX века, на примере города Набережных Челнов, посредством оценки позитивных качеств архитектуры и градостроительства рассматриваемого периода и возможностей их сбалансированного использования в дальнейшем градостроительном развитии территории.

Задачи исследования

1. Анализ теоретических основ градостроительных подходов к сохранению историко-культурного наследия индустриального периода, исходя из отечественного и зарубежного опыта.

2. Историко-градостроительный анализ выбранной территории с целью установления этапов формирования и развития, а также научного определения ценности индустриальных объектов в системе (структуре) территории поселения, особо выделить композиционный и архитектурно-морфологический аспект анализа, определяющий характерные черты города 70-80-х годов.

3. Формирование системы существующих знаковых объектов локальной идентичности территории (семантическая карта).

4. Формирование методики сохранения историко-культурной идентичности пространственной среды Набережных Челнов, включая приёмы реконструкции существующей застройки и нового строительства.

5. Разработка принципов регенерации территории «Междуречья» с сохранением историко-культурной идентичности города на трёх уровнях: планировочная структура, характер архитектуры зданий и сооружений, дизайн-код элементов, формирующих городскую среду.

Гипотеза

Сложившаяся планировочная структура города даёт возможность, используя специально разработанную методику выборочной реконструкции фасадов и внутренних планировочных преобразований существующих многоквартирных зданий, кардинально преобразовать существующую систему благоустройства, а также локальные «вторжения» новой, уникальной по своим образным характеристикам, застройки, с целью изменить в сторону разнообразия визуальное и функциональное качество городской среды.

Теоретическая база исследования

Степень научной проработанности темы по изучению идентичности индустриального периода достаточно мала, особенно это касается отечественного опыта, однако представлен и систематизирован ряд источников, включая зарубежные, освещающие данную тему:

В диссертационной работе использованы материалы Градостроительного кодекса РФ, Генерального плана г. Набережных Челнов 1972 и 2005 годов, Проект землепользования и застройки, Стратегия социально-экономического развития г. Набережных Челнов 2030, а также:

Исследовательские работы:

- анализ понятия «идентичность» основан на трудах Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева, А. Тойнби, О.А.Г. Шпенглера и К. Ясперса;

- наибольший интерес из современных исследований представляет работа Барбары Энгель, представленная в книге «Типовая жилая застройка в социалистическом городе. Наследие, ценности и перспективы», где собраны материалы исследования городов Германии, России и Украины;

1. Диссертационное исследование Т.В. Вавилонской на тему «Архитектурно-историческая среда самарского Поволжья: формирование, состояние, концепция устойчивого развития».

Научные статьи:

- А.А. Скалкин «Архитектурная идентичность города: понятие и методология исследования»; //Architecture and Modern Information Technologies. - 2018;

- Марк Меерович, Анастасия Малько, Валерий козлов и др. (Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Том 7, № 1, 2017) «Опыт реновации панельной застройки 1960-1980 годов в Германии»;

- Е.С. Котова (Новейшая история России, № 3, 2015) «Особенности репрезентации проблем градостроительства в СССР и Великобритании. 1950-1970-е гг.».

Методика исследования: критический анализ проектной практики регенерации и редевелопмента территорий, застроенных в 60-70-е годы XX века; обобщенный анализ истории архитектуры индустриального периода стран социалистического лагеря; комплексное натурное исследование города, данные социологических опросов, структурно-типологическое обследование, историко-хронологический анализ, системно-структурный анализ.

Научная новизна исследования: комплексный анализ территорий, застроенных в индустриальный период, позволяет сформировать общую концепцию - методику (систему) развития и сохранения историко-культурной идентичности индустриальных городов.

Опираясь на ключевые принципы, адаптируя их для реорганизации локальных фрагментов, с учетом особенностей и ограничений территории, можно разработать программы сохранения идентичности для каждого фрагмента. Все разработанные программы

градостроительного развития должны коррелироваться между собой, а также формировать целостный план реновации селитебных и производственных территорий в городе.

2. Материалы и методы

Первая часть

В первой части исследования сформирована теоретическая база, выявлен основной философско-идеологический генезис основных терминов и понятий, а также рассмотрен мировой и отечественный опыт регенерации территорий, застроенных в индустриальный период.

В первую очередь проведена систематизация и анализ источников исследования на тему «идентичности» и сформулировано содержание основных терминов исследовательской работы [3]. Понятие идентичности пришло в архитектуру из психологии, и все точные определения даны известными психологами и философами. Одним из первых ученых, кто раскрыл понятие «идентичности» был Н.Я. Данилевский (1822-1885). Он ввел понятие культурно-исторического типа, которое подразумевает отношение того или иного народа (цивилизации) к определенным, характерным именно для него, признакам. Проанализированы труды таких ученых как А. Шпенглер, Л.Н. Гумилев и А.Дж. Тойнби. Таким образом, идентичность представляет собой совокупность факторов, присущих конкретному месту, природный ландшафт, события и деятельность, опыт, материальное и духовное наследие этого поселения, а также временной отрезок, в котором рассматривается территория. Совокупность этих составляющих формирует культурные ценности и традиции данной территории. При этом все составляющие напрямую зависят друг от друга и влияют на психологию и восприятие человека. В 1982-ом году на Всемирной конференции ЮНЕСКО культурная идентичность была названа одной из важнейших проблем современного поколения. Существующая глобализация и унификация сильно повлияли на самобытность культуры населения.

Основываясь на теоретической базе, были рассмотрены якорные проекты регенерации и реконструкции индустриального домостроения и территорий.

Ведущей страной, занимающейся разработкой и реализацией проектов регенерации индустриальных территорий, является Германия. Она имеет большое количество успешных реализованных проектов в этой области. Особенно это широко представлено в городе Лайнефельде, расположенном в бывшей ГДР, застроенным большим количеством типовых панельных домов [4, 5]. Были проанализированы такие проекты как:

1. «ZukunftsWerkStadt» в Лайнефельде - проект восстановления и развития района;

2. «Physikerquartier» в Лайнефельде - проект реконструкции жилых домов, а также их частичного сноса и переоборудования;

3. Реконструкция дома без выселения местных жителей в г. Пфорцхайм;

4. Озелененная высотка в г. Хойерсверда.

Все рассмотренные проекты направлены на достижение устойчивого развития территорий, которое включает в себя меры по созданию новых рабочих мест, улучшению условий жизни, городской инфраструктуры и окружающей среды; увеличению доступности и привлекательности жилья; повышению социальной и экономической стабильности и стимулированию активной общественной жизни. Кроме того, все реализованные проекты в городах Западной Европы учитывают контекст места и максимально возможно сохраняют идентичность территории [6-8].

Отечественный опыт регенерации жилых зданий не велик, предпочтение отдается сносу и новому строительству. Однако в столице имеется несколько ярких реализованных проектов:

1. Реновация здания по ул. Берзарина в Москве;

2. Реновация жилого дома № 32 по ул. Мишина в Москве.

Как показывает практика, в Москве с экономической точки зрения реконструкция и реновация имеют гораздо больше преимуществ, чем снос и новое строительство, однако разногласия жильцов сильно затрудняют этот процесс.

На основе изученного материала мирового и отечественного опыта регенерации индустриальных зон и домостроения, опираясь на теоретические разработки и модели А.Э. Гутнова «каркас-ткань-плазма» [9], методики изучения и модели идентичности городской среды, предложена «трёхуровневая система сохранения идентичности»,

основанная на пространственно-временном измерении жизненного цикла объекта и его пространственном масштабе.

1. Изменения планировочной структуры, отображающие иерархическую систему стационарных планировочных элементов поселения и транспортно-пешеходных связей между ними. Это самый постоянный уровень из всех 3-х.

2. Изменения объемно-пространственных характеристик архитектуры, дизайн-код отдельных объектов, подверженные актуальным эстетическим предпочтениям. Этот уровень менее устойчив к изменениям, чем планировочная структура.

3. Изменения обустройства среды - благоустройство, малые архитектурные формы и художественно-декоративные элементы города - наименьший по масштабу элемент городской среды и наиболее подверженный изменениям во времени.

Разработанная система позволяет всесторонне изучить индустриальное наследие и помочь сохранить историко-культурную идентичность и сформировать стратегию устойчивого развития индустриального поселения в будущем.

Вторая часть

Вторая часть исследования посвящена детальному изучению города Набережных Челнов.

Проведено комплексное изучение территории города, учитывающее особенности формирования застройки, их спецификацию и влияние на прилегающую территорию. Был проведен исторический анализ, который позволил проследить формирование селитебных территорий на тех или иных фрагментах. Изучив события, играющие важную роль в жизни города, были выявлены этапы развития городской территории:

1. Застройка до 1969 года, сохранившаяся до наших дней без изменений (территории Элеваторной горы, Красных Челнов, 9-го комплекса (ГЭС), Мироновки, Орловки и Завода ячеистого бетона, которые были выявлены благодаря историческому спутниковому снимку 1967-го года).

2. Территория «Нового города», застроенная в период с 1970-х по 1990-е годы.

3. Застройка отдельных микрорайонов и комплексов с 1990-х гг. до нашего времени.

Между этими, застроенными в разное время, территориями остались пустующие зоны

в черте города, которые можно назвать буферной зоной вокруг исторической застройки.

Подводя итог, можно сделать вывод, что территории города Набережные Челны развивались неоднородно, местами стихийно, отчасти изолировано и обособленно друг от друга в силу ряда причин: временные рамки, антропогенные воздействия и ландшафт территории.

Далее были определены основные проблемы города, которые могут быть связаны с сохранением идентичности рассматриваемой территории. Было выделено 6 проблем:

1. Высокая степень однообразия, невыразительность и гомогенность городской среды и жилых массивов, усугубляемая промышленными зонами [10].

2. Отсутствие организованного пространственного выхода к побережью р. Камы и практически отсутствие обустройства Камской набережной. Отсутствие городского зеленого каркаса.

3. Отсутствие развитой и привлекательной системы общегородского центра и общественных пространств [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Транспортная ориентированность города и слабая приспособленность городской среды к пешеходному движению, которые были детально рассмотрены в статье Исмагиловой С.Х. и Залетовой Е.А. «Вопросы структурно-планировочных преобразований районов массовой жилой застройки». Известия КГАСУ, 2015, № 4 (34). С. 129-134.

5. Однообразие планировочной структуры города, сформированного крупноразмерными межмагистральными территориями (ММТ) - микрорайонами.

6. Несоответствие общественной инфраструктуры города миссии и статусу ядра Камской агломерации - необходимость диверсификации городской экономики, непосредственно связанной с ограниченной строительной базой, заложенной при основании города.

3. Результаты

Для полного видения ситуации были изучены особенности, заложенные при проектировании индустриальных городов и районов, в том числе и Набережных Челнов, характерные только для периода индустриализации 1950-1980-х годов, и касающиеся, предложенной в первой главе, трехуровневой системы сохранения идентичности, а именно планировочной структуры, характера архитектуры и устройства среды [2, 12].

Одним из прототипов, сформировавших градостроительную практику модернизации 60-70-х годов в СССР был город Чандигарх, построенный в 1950-1952 годы архитектором Ле Корбюзье. Город Чандигарх имел строго разграниченные функциональные зоны, дифференцированную систему транспортных артерий и общественных пространств, разделяющих город на микрорайонную структуру. Все это характерно и для идей руководителя авторского коллектива архитектора Б.Р. Рубаненко при проектировании города Набережных Челнов, использовавшего функционально-поточную систему Н. Милютина.

Немаловажную роль при формировании художественных предпочтений в оформлении городской среды советских городов и районов 70-90-х годов XX века сыграла «Сенежская студия» под руководством Е.А. Розенблюма. Группа занималась проектированием городской среды и сформировала направление городского дизайна в современном его понимании. В июне 1974 года «Сенежская студия» занималась разработкой наглядной агитации и благоустройства территории Камского автомобильного завода в Набережных Челнах, но эти разработки не были реализованы, так же, как и проект музея КАМАЗа Б.Р. Рубаненко.

Далее в ходе исследования раскрывается существующее положение «трёхуровневой системы», предложенной в первой главе - современное состояние планировочной структуры, характера застройки и устройства среды, выявление сохранившихся до наших дней особенностей.

Район Нового города Набережных Челнов формировался на основе идей линейного города - параллельного размещения функциональных зон вдоль водохранилища, образованного Камским гидроузлом.

В настоящее время можно увидеть, что существует ряд несоответствий реальности с задуманной концепцией проектировщика Б.Р. Рубаненко:

1. Территория вдоль Камского водохранилища, предназначенная для отдыха горожан, на данный момент не благоустроена, не имеет выходов и подъездов к акватории в Новом городе, и застроена промышленными предприятиями в Старом городе на территории Междуречья и ГЭС;

2. Территория санитарно-защитной полосы предзаводской зоны не озеленена, что так необходимо для защиты жилой зоны от промышленных предприятий. На сегодняшний день здесь располагается большое количество гаражных кооперативов, состоящих из боксовых гаражей.

3. Межмагистральные территории (микрорайоны) из которых состоит Новый город, слабо насыщены объектами общественного обслуживания [13, 14].

4. Транспортный каркас города сформирован не полностью.

Можно выделить положительный аспект. Большинство микрорайонов Нового города содержат бульвары, заложенные Б.Р. Рубаненко, которые можно использовать в дальнейшем устройстве бульварной сетки в микрорайонной структуре.

При застройке Набережных Челнов активно использовалась суперграфика -идеологические и национальные рисунки на торцах зданий, как средство визуального разнообразия городской среды. Для этого города суперграфика является важным и, наверное, единственным средством разнообразия на данный момент. Существующие немногочисленные рисунки на фасадах жилых домов отображают историю данного места: это грузовик «Камаз», рисунки образов первостроителей. Первоначальная суперграфика при строительстве города не сохранилась, но существуют фотографии, по которым возможно восстановить рисунки, характерные именно для данного места.

Заложенная в проекте 1972 г. система общественных пространств не была реализована. Однако был реализован бульвар Энтузиастов со скульптурами известного архитектора Ильдара Ханова, характерными только для данного города.

Впервые в монументальном искусстве Татарстана в работах Ханова, выполненных для Казани и Набережных Челнов в 1960-80-е годы, явственно проявились черты постмодернизма - не строгость и выверенность, а намеренная эклектичность и абстрактность. Благодаря творчеству Ильдара Ханова, монументальное искусство республики оказалось включенным в контекст не только российского, но и мирового процесса развития художественной культуры, отразив передовые тенденции ее развития в ХХ веке.

Особенности, заложенные при проектировании городов, и существующее положение городской среды непосредственно взаимосвязаны между собой. Сопоставляя их, можно сказать, что многие проекты не были осуществлены полностью или были выполнены некорректно в силу ряда обстоятельств, как экономических, так и политических. Существуют серьезные расхождения между теорией и реальностью, которые, в основном, негативно отразились в городской среде индустриального периода.

4. Обсуждение

После анализа территории, благодаря социологическому опросу местных жителей города, была сформирована система существующих знаковых объектов локальной идентичности территории (семантическая карта) города, на основе теории американского градостроителя Кевина Линча , который рассматривал город «как воплощение в образах заключенного в нем смысла, понимаемого по характеру образов читателями (местными жителями) этого города».

Таблица

Приоритетные идентификаторы существующей среды г. Набережных Челнов

1. Природно-ландшафтный 2. Градостроительный 3. Архитектурно-исторический 4. Этнографический

- река Кама; - набережная Тукая; - Камская Набережная им. Табеева (пляж БипОак + Буквы Яр Чаллы); - парк Гренада; - парк Победы; - пл. Азатлык; - бульвар Энтузиастов. - параллельное размещение функцональных зон; - планировочная единица: микрорайон, квартал (в ист. части); - 4 оси города: Чулман -Сююмбике - Мира -Московский; - Тюбетейка (2/18); - мэрия; - мечеть Таубе - церковь С. Саровского; - Боровецкая церковь; - ДК Энергетик, стадион Строитель. - многонациональность и многоконфессиональность

5. Функциональный 6. Фортификационный 7. Литературно-художественный и событийный 8. Ментальный

- вокзал; - ПАО «КамАЗ»; - театр Мастеровые; - Торговый квартал; - Омега; - Палитра; - Ситимолл; - Санрайз-сити; - шахматно-шашечный клуб; - бассейн Дельфин; - Форт Диалог; - органный зал; - бумажный комбинат. - гидроэлектро-станция, шлюзы; - Боровецкий мост. - Родина Мать + Вечный огонь; - скульптуры И. Ханова; - идеологические рисунки на торцах жилых зданий. - первостроители (первопроходцы), новаторы.

Было опрошено 20 человек разного возраста и профессий, которые называли значимые и важные для них объекты, образы, характерные черты города. Все ответы идентифицировали этот город и были систематизированы.

1Кевин Эндрю Линч (1918-1984) - американский градостроитель и автор, известен своими работами по «перцептуальной» форме городской среды и был одним из первых сторонников ментального картирования.

Ответы-идентификаторы были разбиты на 8 групп, согласно методике «приоритетных идентификаторов среды» Т.В. Вавилонской [15] (табл.).

Благодаря семантической карте города были определены городские элементы, предлагаемые к сохранению, развитию или усилению в проектном предложении как непосредственные элементы историко-культурной идентичности рассматриваемой территории.

В результате формирования семантической карты территории, был введен и рассчитан «коэффициент выразительности городской среды» г. Набережных Челнов, а именно количество знаковых уникальных архитектурных объектов на единицу территории, и сопоставлен с рядом других городов:

1. В г. Елабуге - 0,08 на 1 га (рассматривается историческая часть).

2. В г. Арзамасе - 0,04 на 1 га (рассматривается историческая часть).

3. В г. Гавиржове (Чехия) - 0,03 на 1 га, при этом этот город интересен тем, что он почти ровесник Челнов, основан в 1955 году, и частично имеет микрорайонную структуру.

4. Город Литомержице (Чехия) - 0,04 на 1 га (рассматривается историческая часть).

5. Город Набережные Челны - 0,006 на 1 га (рассматривается район Нового города с его уникальными архитектурными объектами).

Исходя из значений коэффициента, можно наглядно увидеть одну из проблем города - отсутствие разнообразия городской застройки.

5. Заключение

1. Важнейшим аспектом формирования и развития идентичности города, определяющим новизну данного исследования и позволяющим достичь реальной идентичности городской среды является использование следующих принципов:

- Принцип локализации характерных архитектурных решений фрагментов городской среды. Выработка конкретных адресных предложений по комплексной методике сохранения идентичности городской территории, застроенной в индустриальный период;

- Принципы сохранения и модернизации планировочной структуры индустриального города;

- Принципы и приемы расширения разнообразия характера архитектуры индустриального периода, при сохранении архитектурно-градостроительной идентичности городской среды;

- Принципы реорганизации существующего благоустройства среды крупного индустриального города [6-8];

- Систематизация уровней градации по степени сохранения историко-культурной идентичности для локальных территорий крупного индустриального города. Данная иерархия поможет понять, какие территории нуждаются в комплексной регенерации и реконструкции, а какие - только в благоустройстве.

2. Научное и практическое значение работы заключается в разработке научно-обоснованной концептуальной модели сохранения и развития историко-культурной идентичности крупных индустриальных городов в современных социально-экономических реалиях. Проведенное исследование позволит расширить научное значение в изучении вопросов регенерации индустриальной застройки.

Тем самым, правильно выстроив градостроительную политику, осуществив реновацию и реконструкцию промышленной и жилой зон, обеспечив разнообразие застройки города Набережных Челнов, сохранив и приумножив идентичность и

2Татьяна Владимировна Вавилонская - заведующая кафедрой Реконструкции и реставрации архитектурного наследия и директор научно-проектного центра «Архиград» в Академии строительства и архитектуры СамГТУ. Доктор архитектуры, доцент, член Союза архитекторов России. Автор раздела по сохранению наследия в Генеральном плане Самары, получившем золотую медаль Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), и Схемы территориального планирования Самарской области, вошедшей в четверку лучших в России по рейтингам Министерства регионального развития.

историческую основу города, можно сохранить дух индустриального места3, создать успешный бренд города и продолжить его успешное развитие в постиндустриальное время.

Список библиографических ссылок

1. Philipp Meuser. Die Ästhetik der Platte. Wohnungsbau in der Sowjetunion zwischen Stalin und Glasnost. DOM publishers, Technische Universität, Diss, Berlin, 2015. 728 s.

2. Mariusz E. Sokolowicz, Zbigniew Przygodzki. The value of ambiguous architecture in cities. The concept of a valuation method of 20th century post-socialist train stations // Cities. Vol. 104. 2020. P. 1-15. DOI: 10.1016/j.cities.2020.102786.

3. Скалкин А. А. Архитектурная идентичность города: понятие и методология исследования // Architecture and modern information technologies (Архитектура и современные информационные технологии). 2018. № 2 (43). С. 87-97.

4. Барбара Энгель. Типовая жилая застройка в социалистическом городе. Наследие, ценности и перспективы. Предметные исследования городов Германии, России и Украины. Берлин : DOM publishers, 2019. 240 с.

5. Иванов Д. С. Анализ опыта реновации индустриальной жилой застройки некоторых постсоциалистических стран // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 7. С. 54-58.

6. Меерович М. Г., Малько А. В., Козлова Л. В., Гладкова Е. А. Реновация панельной застройки 1960-1980-х гг. в Германии // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1. C. 111-119.

7. Хендрикс А., Волович Н. В. Реновация в Восточной Германии: программа поддержки «исчезающих» городов // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 5 (200). С. 28-42. DOI: 10.24411/2072-4098-2018-15002.

8. Закирова Ю. А. Трансформация планировочной структуры индустриальных городов Республики Татарстан : сб. ст. XIV Международной конференции -Российские регионы в фокусе перемен / УрФУ. Екатеринбург, 2020. С. 591-593.

9. Гутнов А. Э., Лежава И. Г. Будущее города. Творческая трибуна архитектора. М. : Стройиздат, 1977. 126 с.

10. Öffentliche Räume in der postsowjetischen Stadt. Stadt- und Freiraumplanung in Russland vor neuen Herausforderungen. Общественные пространства в постсоветском городе. Градостроительное планирование и планирование общественных пространств в России перед новыми требованиями. Под ред. Энгель Б. Dresden : TUDpress, 2006. 149 s.

11. Alan Tate. Urban parks in the Twentieth century // Environment and History. № 1. Vol. 24. 2018. P. 81-101 (21). DOI: 10.3197/096734018X15137949591855.

12. Engel B., Rogge N., Malko A., Frantseva Iu. Unloved heritage socialist city? / VW Foundation, KIT Karlsruher Institut für Technologie, Institut IESL-Institut Entwerfen von Stadt und Landschaft, 2016.

13. Schnur O., Schlüter S., Rosemann T. Quartiere neu denken. Seminarberichte. Berlin: Geographisches Institut Humboldt-Universität zu Berlin, 2011. 301 s.

14. Jahrbuch / Kompetenzzentrum Großsiedlungen - 2015. Perspektiven großer Wohnsiedlungen / [Red. und Layout Dagmar Weidemüller]. 2015. 216 p.

15. Вавилонская Т. В. Система универсалий - идентификационная система архитектурно-исторической среды Самарского Поволжья // Промышленное и гражданское строительство. 2017. № 3. С. 16-22.

3Дух места определяется как материальные и нематериальные, физические и духовные элементы, которые придают территории ее индивидуальный характер, смысл, эмоциональность и таинственность. Дух создает пространство, и в то же время пространство создает и структурирует этот дух (Квебекская декларация, 2008), Принципы Валетты.

Dembich Alexander Alekseevich

candidate of architecture, associate professor

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Orlova Nataliia Gennadyevna

technician and architect

E-mail: natasha-131 @mail.ru

ZAO «ArtProject»

The organization address: 420012, Russia, Kazan, Dostoevsky st., 8

Features of preserving the historical and cultural identity of large industrial cities (on the example of Naberezhnye Chelny)

Abstract

Problem statement. The purpose of the study - definition, identification and preservation of the historical and cultural identity of the industrial city to urban reconstruction urban, and architectural spatial environment of 70-80ies of XX century the large industrial cities on the example of the Mesopotamian city of Naberezhnye Chelny by highlighting the positive qualities of architecture and urban planning principles, typical for this period, and their conservation and use in new construction.

Results. The main results of the research are to form the methodology for preserving and adequate development of the historical and cultural identity of large industrial cities on the example of the city of Naberezhnye Chelny.

Conclusions. The significance of the results obtained for modern architectural and urban planning industries is to allow using the developed methodology in real practice of urban development of existing urban systems in the industrial period.

Keywords: historical and cultural identity, industrialization, micro district planning structure, panel-housing construction, hybrid micro district.

For citation: Dembich A. A., Orlova N. G. Features of preserving the historical and cultural identity of large industrial cities (on the example of Naberezhnye Chelny) // Izvestija KGASU. 2020. № 3 (53). P. 84-95.

References

1. Philipp Meuser. Die Ästhetik der Platte. Wohnungsbau in der Sowjetunion zwischen Stalin und Glasnost. DOM publishers, Technische Universität, Diss, Berlin, 2015. 728 s.

2. Mariusz E. Sokolowicz, Zbigniew Przygodzki. The value of ambiguous architecture in cities. The concept of a valuation method of 20th century post-socialist train stations // Cities. Vol. 104. 2020. P. 1-15. DOI: 10.1016/j.cities.2020.102786.

3. Skalkin A. A. Architectural identity of the city: concept and research methods // Architecture and modern information technologies. 2018. №. 2 (43). P. 87-97.

4. Barbara Engel. Mass Housing in the Socialist City. Heritage, Values, and Perspectives. Case Studies in Germany, Russia, and Ukraine. DOM publishers, Berlin/Germany, 2019. 240 p.

5. Ivanov D. S. Analysis of the experience of renovation of industrial residential development in some post-socialist countries // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V. G. Shukhov. 2016. № 7. P. 54-58.

6. Meerovich M. G., Malko A.V., Kozlova L. V., Gladkova E. A. Renovation of the Panel House-Building of the 1960-1980s in Germany // Izvestiya vuzov. Investment. Construction. Realty. 2017. Vol. 7. № 1. P. 111-119.

7. Hendrix A., Volovich N. V. Renovation in East Germany: a program to support «disappearing» cities // Property relations in the Russian Federation. 2018. № 5 (200). P. 28-42. DOI: 10.24411 / 2072-4098-2018-15002.

8. Zakirova Yu. A. Transformation of the planning structure of industrial cities of the Republic of Tatarstan: collection of articles of XIV International Conference - Russian regions in the focus of changes / UrFU. Ekaterinburg, 2020, pp. 591-593.

9. Gutnov A. E., Lezhava I. G. the Future of the city. Creative tribune of the architect : Stroyizdat. M., 1977. 126 p.

10. Öffentliche Räume in der postsowjetischen Stadt. Stadt- und Freiraumplanung in Russland vor neuen Herausforderungen. Public spaces in a post-Soviet city. Urban planning and planning of public spaces in Russia facing new requirements. Ed. Engel B. Dresden : TUDpress, 2006. 149 p.

11. Alan Tate. Urban parks in the Twentieth century // Environment and History. № 1. Vol. 24. 2018. P. 81-101 (21). DOI: 10.3197/096734018X15137949591855.

12. Engel B., Rogge N., Malko A., Frantseva Iu. Unloved heritage socialist city? / VW Foundation, KIT Karlsruher Institut für Technologie, Institut IESL-Institut Entwerfen von Stadt und Landschaft, 2016.

13. Schnur O., Schlüter S., Rosemann T. Quartiere neu denken. Seminarberichte. Berlin: Geographisches Institut Humboldt-Universität zu Berlin, 2011. 301 s.

14. Jahrbuch / Kompetenzzentrum Großsiedlungen - 2015. Perspektiven großer Wohnsiedlungen / [Red. und Layout Dagmar Weidemüller]. 2015. 216 p.

15. Vavilonskaya T. V. Universaliy System - the identification system of architectural historical environment of the Samara Volga region // Promyshlennoye i grazhdanskoye stroitel'stvo. 2017. № 3. P. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.