из эффективных методов абилитации детей с ОВЗ. На начальном этапе их изобразительная деятельность соответствует стадии «предварительной» изодеятельности, хаотичного выражения чувств. При этом развитие навыков у них отстает по сравнению с их сверстниками. В заключение цикла реабилитации в Центре дети адаптируются, расширяется объем активного внимания, оформленные совместно с мамой работы обеспечивают успешное самовыражение и коммуникацию ребенка. Дети умеют рассматривать и узнавать свои работы среди работ других детей на итоговой выставке. Список использованной литературы:
1. Ибука Масару, После трех уже поздно: Краткая версия для пап. 3-е изд. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 128с.
2. Ларчина Е.В., Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года).- СПб.: Речь, 2015-172с.
3. Рау М.Ю., Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР: методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014. - 143с.
© Малышева С. Н.,Шворак О.В., 2019
УДК 37
Полупан К.Л.,
доцент, к.п.н.
БФУ им. И.Канта, г. Калининград, РФ E-mail: [email protected]
СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ЦЕЛЕЙ
Аннотация
На данном этапе системно-целевая модель формирования целей является актуальной и формирует многошаговый процесс перехода от сложных целей к менее сложным. Структурно-целевая методология непрерывного технологического образования может быть использована при формировании, например, учебно-исследовательских задач и т.п.
Ключевые слова
Синтез целей, критерий оценивания системы, процесс реализации, элемент
Системно-целевая модель формирования целей включает следующие этапы: анализ, синтез целей и согласование системно-целевых структур целей и структурных схем целедостижения [1-4].
Анализ целей - это многошаговый процесс перехода от сложных и не всегда точно определенных целей, начиная, с конечных, к менее сложным и обычно более определенным целям. Системообразующая процедура анализа целей представляет собой процесс синтеза стратегий анализа цели, оценивания логической корректности подцелей и их совокупностей, представлении цели и выбранной совокупности подцелей в виде системно-целевого куста целей G£. В результате формируется иерархическая системно-целевая структура целей, представляемая в виде графа целей Ga.
Синтез целей - это многошаговый процесс перехода от менее сложных целей (начиная с самых простых) к более сложным целям данных систем. В представленной системно-целевой модели формирования систем целей синтез целей рассматривается как двухэтапный процесс. Синтез целей на
первом этапе представляет формирование структуры целей, в виде семантического графа Са, который преобразуется в начальную системно-целевую структурную схему цел достижения (граф С№) путем добавления цели сст. Системообразующая процедура второго этапа синтеза целей представляет собой синтез цели СС>а на основе целей ,•••, ^(¿+1) уточняющих соответствующую цель
СС(а 1),й, семантического графа . Результат этапа синтеза целей - конечная системно-целевая структурная схема цел достижения, представляемая в виде семантического графа целей СКС .
Согласование структур целей и структурных схем целедостижения в системах целей - это многошаговый процесс согласования результатов анализа и синтеза целей. Системообразующая процедура согласования основывается на проверки совместимости целей кустов G£(GNj¿) и соответствующих остовов семантического графа СКС и исправлении выявляемых логических ошибок.
Формирование систем целей в рамках предложенной, системно-целевой модели формирования системы целей, осуществляется в процессе человеко-машинного взаимодействия и состоит из следующих этапов:
- осуществляется выбор базовой стратегии анализа (синтеза) цели и разработка плана целеполагания. Результат данного этапа - куст целей (куст или более сложный остов СК^);
- осуществляется проверка логической корректности сформированного куста (или более сложного остова СКЦ и совместимости его целей с целями куста в случае логической некорректности куста (логической некорректности куста или более сложного остова С^С и/или несовместимости его целей с целями куста разрабатываются рекомендации и проводиться исправлении некорректных подцелей (цели). Результат данного этапа - логически корректные и совместимые кусты целей (куст или более сложный остов вК)С).
В таблице 1 представлены основные показатели, рассматриваемой модели оценивания системы целей
[5].
Таблица 1
Показатели модели оценивания системы целей
Обозначение Свойства
LRproc(i) Правильно выполненный этап формирования систем целей
LJ^Jrez(i) Логически корректный результат этапа формирования систем целей
^Кргос(1),ргос(1+1),...,ргос(Ы) Правильно выполненные два или более этапа формирования систем целей
$Сгег(1),гег(1+1),...,гег^) Логически корректный результат двух или более этапов формирования систем целей
Обозначим через причинно-следственные связи между показателями модели оценивания
системы целей:
LRproc(i) ¿LCrez(i)
ЬЯрГ0С(1),рГ0С(1+1),ш ,рГ0С(м) ^ $Сгег(1)гег(1+1),...,гег(М)
{{ЬЯртоф) ^ ЬСгег(1))) ^
^ (5Кргос(0,ргос(1+1),...,ргос(М) ^ ^Сгег(Г),гег(1 + 1),...,гег(М))
Процесс оценивания системы целей состоит из следующих этапов:
1. Оценивание системы целей и выбор соответствующего критерия;
2. Оценивание системы целей и выбор >го этапа синтеза системы целей;
3. Оценивание системы целей на основе соответствующего критерия выполнения двух или более
~ 127 ~
2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2019
этапов выработки систем целей;
4. Оценивание и выбор посредством соответствующего критерия логического значения результатов двух или более (а в итоге всех) этапов синтеза системы целей.
Сформулируем критерий оценивания системы целей в процессе выполнения ьго этапа синтеза системы целей:
С"И"- если ргос(1) выполнен правильно;
ькг
ргос(\) { "Л" - в противном случае.
ЬКргос(0 = "И" .
Сформулируем критерий оценивания системы целей в процессе выполнения N (где N>2) этапов синтеза системы целей:
!"И" - если ргос(1),... ,ргос^) выполнены правильно;
"Л" - в противном случае.
$Кргос(1),...,ргос(М) = И .
Критерий оценивания системы целей в процессе выполнения >х этапов и соответствующего N этапного синтеза системы целей, представим следующей формальной схемой:
^Кргос(1) А ^^ргос(2) А ... Л ЬКрГ0С(м) А $Кргос(1),..,ргос^) = " И" .
Оценку логической корректности результата выполнения >го этапа синтеза системы целей, представим следующей формальной схемой:
££ _ ("И"- если гег(Г) логически корректен;
^гег(1)
"Л" - в противном случае.
ЬСгег(1) = "И" .
Оценку логической корректности результатов N (N>2) этапов синтеза системы целей, представим следующей формальной схемой:
££ _ С "И"- если гег(1),..., гег(Ы) логически корректен;
-гег(1),...,гег(Ы)
"Л" - в противном случае.
$Сгег(1),...,гег(М) И
Оценку логической корректности результатов >х этапов и результата соответствующего ^этапного процесса синтеза системы целей представим следующей формальной схемой:
^СГег(1) А ЬСгег(2) Л ... Л ЬСгег(м) А $Сгег(1), ,гег(М) = "И" .
При разработке системно-целевых семантических графов целей прежде всего необходимо сформулировать системно-целевые семантические отношения, связывающие вершины в С1 и в Сс [6, 7].
В первую очередь сформулируем формальное представление отношений, связывающих вершины в С1 и в Сс, как результат анализа и синтеза целей. Подобные структуры системно-целевых семантических графов являются иерархическими, что отвечает каноническим принципам целевой системности.
Граф выступает формальной моделью структур данного типа, на вершинах которого определено отношение иерархического (древесного) порядка (рис. 1).
Будем оценивать системно-целевые структуры целей как логически правильные (ЬСгег = "И") и представлять их в виде семантических системно-целевых графов сСа.
а
Рисунок 1 - Системно-целевой граф целей С1 (результат анализа и синтеза целей): а- т-уровневый системно-целевой граф целей; б- двухуровневый граф (куст) целей
Отношение подчинения целей сЯп определим в качестве условия вывода >х подцелей, из целей в кустах сС£ системно-целевого семантического графа сСа .
Через ЬС^ег С обозначим логически корректную выводимость подцелей из целей системно-целевого семантического графа сСа по высоте.
Через ЬС™ег обозначим логически корректную выводимость подцелей из целей системно-целевого семантического графа сСа по ширине.
Зададим п-арное семантическое отношение полноты сЯал как условие вывода подцелей в кустах сСЦ графа целей сСа.
В случае если системно-целевой семантический граф целей сСа, обладающий свойствами ЬС™ег , а также соответствует критериям как по ширине, так и по высоте логической корректности, в этом
~ 129 ~
случае он считается логически корректным. Логически корректный системно-целевой семантический граф целей сСа, обладающий свойством СМРЬгег и соответствующий критерию полноты, является полным.
Переход от иерархической модели целей (граф С1) к системно-целевой графо семантической модели (системно-целевой семантический граф сСа) осуществляется на основе до определения имен отношений, заданных на вершинах графа С1. В системно-целевом семантическом графе целей сСа будем использовать, следующие отношения:
• сЯп — системно — целевое (семантическое) отношение подчинения целей.
• сЯса — системно — целевое (семантическое) отношение сопоставления сЯса подцелей в кустах
целей.
• с^ал — системно — целевое (семантическое) отношение полноты подцелей в кустах целей.
Таким образом, системно-целевой семантический граф целей сСЦ будет формироваться на основе
отношений семантического иерархического (древесного) порядка, следующий образом [6,7]:
1) на основе семантических отношений подчинения целей сЯа;
2) на основе семантических отношений сопоставления соподчиненных целей сЯса;
3) присутствием наименьшего элемента с0 во множестве целей С (т. е. во множестве вершин системно-целевого семантического графа сСа).
В качестве дополнительных семантических отношений в системно-целевом семантическом графе целей сСа определим:
• сЯа — семантическое отношение, определяющее наличие логических ошибок в системно-целевом семантическом графе целей сСа;
• сЯа - семантическое отношение, определяющее процедуры исправления логических ошибок в системно-целевом семантическом графе целей сСа;
• сЯз — семантическое отношение, определяющее значимость (относительную важность целей), в системно-целевом семантическом графе целей сСа.
Таким образом, логическая правильность процесса синтеза системно-целевого семантического графа целей сСа обеспечивается как множеством основных семантических отношений, так и множеством дополнительных семантических отношений.
Сформулируем теперь понятие системно-целевого семантического отношения на целях СЯЧ.
Определим в качестве R п-арное множество отношений, Я={Я1,Я2,...,Як}. Зададим пару равномощных множеств: 1={°1, д1}={11, ¡2, .■■, ¡к} - множество имен отношений на целях (точнее, на фразах предложений - целей); Р={Р1, Р2, .■■, Р^} - множество «-местных предикатов; Q :I ^ Р, так что ^=< I, Р >.
Таким образом, семантическое отношение на целях с1,..., сп Е С, где С - множество вершин графа целей сСа, представляет собой пару <1д,Яч>, где 1д Е I, Е Я, а 2, ...^к) Е , (^ Е Ф(), если и только если предикат Р^ принимает значение «истинно».
Для того чтобы обеспечить логически правильный синтез структур целей СТРЦсцавнуг и системно-целевых схем целедостижения (начальной СТР5^сцсвнут и конечной СТР5^сцсвнуг) необходимо задать системно-целевые семантические графы сСа,сС№ и сСКс соответственно, а также определить для них свойство полноты.
Начальная структурная схема цел достижения - системно-целевой граф GNC - образуется в результате специального преобразования графа Ga, на основе древесного порядка и определяется на множестве CN = и ССт, ССт={сст}, где ССт- одноэлементное множество целей. Такой особый иерархический (древесный) порядок синтезируется на отношениях обратного подчинения целей, при котором наименьшим элементом является со, а дуги связывают начальную цель ССт с концевыми вершинами в графе Ga (рис. 49). Основываясь на вышеизложенном, найдем соответствующий системно-целевой семантический граф CGNC как результат следующих преобразований соответствующего семантического графа целей cGa посредством:
1) инверсии отношений сЯп на (сЯп)'1, заданных на множестве целей С;
2) определения набольшего элемента со, 3) определения начальной вершины сст и дуг, связывающих ее с концевыми вершинами в графе cGa .
j/T\t ссь
Я— / / \
Рисунок 2 - Синтез системно-целевого графа цель достижения
Список использованной литературы
1. Клачек П. М., Полупан К. Л., Корягин С. И., Либерман И. В. Гибридный вычислительный интеллект. Основы теории и технологии создания прикладных систем//Монография. Изд-во БФУ им. И. Канта, Калининград, 2018. - 183 с.
2. Либерман И. В., Полупан К. Л., Корягин С. И., Клачек П. М. Основы искусственного интеллекта, учебное пособие. Изд-во БФУ им. И. Канта, Калининград, 2018. - 165 с.
3. Клачек П.М., Корягин С. И.,Лизоркина О.А. Интеллектуальная системотехника//Монография. Изд-во БФУ им. И. Канта, Калининград, 2015. - 214с.
4. Клачек П.М., Корягин С. И., Колесников А.В. и др. Гибридные адаптивные интеллектуальные системы. Теория и технология разработки//Монография. Изд-во БФУ им. И. Канта, Калининград, 2011. - 375 с.
5. Клачек П.М. Математические основы искусственного интеллекта//Монография. Изд-во КГТУ, Калининград, 2011. - 254 с.
6. Полупан К. Л., Либерман И. В., Корягин С. И., Клачек П.М. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования интеллектуального развития обучаемых (IntellAnalitic.Sys.IED). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018615698, 15.05.2018.
7. Полупан К. Л., Либерман И. В., Корягин С. И., Клачек П.М. Интеллектуальная информационная система
непрерывного образовательного процесса (IntellSys_Educational). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2018616137, 23.05.2018
© Полупан К.Л., 2019
УДК 796/799
И.Е. Прокофьев
зам. директора спортивного клуба ЕГУ им. И.А. Бунина
г. Елец, РФ E-mail: [email protected] В.И. Лавриненко
ст. преподаватель кафедры ТиМФВ ЕГУ им. И.А. Бунина
г. Елец, РФ E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, посвященные проблеме определения оптимального объема тренировочных средств, направленных на развитие скоростных качеств футболистов 12-13 лет, в рамках одного занятия подготовительного этапа годичного цикла спортивной подготовки.
Ключевые слова:
скоростные качества, средства, футболисты, этап начальной специализации.
ВВЕДЕНИЕ. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих возможности достижения высоких спортивных результатов в современном футболе является уровень развития скоростных качеств спортсменов, а совершенствование средств и методов развития данного двигательного качества в отечественной науке рассматривается как важный потенциальный резерв повышения их спортивного мастерства.
Несмотря на это можно констатировать, что вопросами развития быстроты юных футболистов, хотя и занимался большой круг ученых, до сих пор остаются пробелы в данном направлении:
- недостаточно изучена степень влияния отдельных упражнений на развитие быстроты, используемые средства не всегда соответствуют задачам скоростной подготовки и не всегда позволяют достигать ожидаемых результатов. Отсюда следует, что направленность воздействия этих средств и их применение зачастую не соответствует поставленным задачам и, особенно, на начальных этапах подготовки;
- недостаточно разработаны и рекомендации по применению упражнений, направленных на развитие скоростных способностей на различных этапах годичного цикла подготовки футболистов 12-13 лет.
Всё это указывает на актуальность проведения комплексных исследований, направленных на оптимизацию тренировочных средств развития скоростных качеств, обоснование их оптимального объема в подготовке футболистов групп начальной специализации 1-го года обучения, а также обоснование эффективности методики использования данных тренировочных средств в годичном цикле спортивной подготовки.