Научная статья на тему 'Две задачи формирования системы целей. 1. Анализ целей'

Две задачи формирования системы целей. 1. Анализ целей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕЙ / ЗАДАЧА АНАЛИЗА ЦЕЛЕЙ / МЕТОД АНАЛИЗА И ПОЛАГАНИЯ ЦЕЛЕЙ / INDUSTRIAL SPHERE / AN ANALYTICAL STRUCTURE OF GOALS / A TASK OF GOALS ANALYSIS / A METHOD OF GOALS ANALYSIS AND SETTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

Рассматривается задача анализа целей производственного объекта и метод ее решения, основывающийся на использовании ситуационного управления и семиотической модели логико-лингвистического типа. Метод обеспечивает объективирование аналитической структуры целей, формируемой лицом, принимающим решения, и имитацию логически правильного анализа и полагания целей в случае ее некорректности или неполноты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two tasks of formation the system of purpose. 1. Analysis of purposes

A task of goals analysis in industrial object and a method of its solving based on using of the semiotic system of logical-and-linguistic type are described. The method provides objective analysis carried out by decision-maker and simulating of logically right goal setting in cases of incorrectness and incompleteness of subjectively formed analytical structure of goals.

Текст научной работы на тему «Две задачи формирования системы целей. 1. Анализ целей»

78

УДК 621.396

Л. М. Лукьянова

ДВЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕЙ 1. АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ

Рассматривается задача анализа целей производственного объекта и метод ее решения, основывающийся на использовании ситуационного управления и семиотической модели логико-лингвистического типа. Метод обеспечивает объективирование аналитической структуры целей, формируемой лицом, принимающим решения, и имитацию логически правильного анализа и полагания целей в случае ее некорректности или неполноты.

A task of goals analysis in industrial object and a method of its solving based on using of the semiotic system of logical-and-linguistic type are described. The method provides objective analysis carried out by decision-maker and simulating of logically right goal setting in cases of incorrectness and incompleteness of subjectively formed analytical structure of goals.

Ключевые слова: производственная сфера, аналитическая структура целей, задача анализа целей, метод анализа и полагания целей.

Key words: industrial sphere, an analytical structure of goals, a task of goals analysis, a method of goals analysis and setting.

Введение

Эффективность относят к интегральным свойствам целенаправленных процессов и рассчитывают с помощью таких частных свойств, как результативность, ресурсоемкость, оперативность [1].

В изменяющихся целенаправленных процессах, характерных для целеустремленных (в частности, организационных) систем [2], указанные частные свойства могут иметь различную значимость. Так, наивысшая значимость среди них свойства «результативность» определена в целевом управлении и программно-целевом планировании и управлении ведущей ролью целей — в процессе целеполагания у лица, принимающего решения (ЛПР), возникает образ результата функционирования организационной системы, представляющий ценность для ЛПР и описываемый им естественно-языковой формулировкой цели. При этом результаты, намечаемые целями ЛПР, определены содержательно.

В сложных системах целеполагание реализуется, в частности, в процессе анализа целей. Результат такого анализа — иерархическую аналитическую структуру целей (АСЦ) — называют в традиции, восходящей к методу ПАТТЕРН, «деревом целей» [3]. При этом как сам анализ, так его результат субъективны и зависят от системы ценностей ЛПР, его генетических программ, интуиции, психических механизмов (мышле-

© Лукьянова Л. М., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Физико-математические и технические науки. 2016. № 2. С. 78 —

ние, предвидение, ценностное оценивание, эмоции и др.), ресурсов (воля и др.) и явлений (ориентационные, мотивационные и др.). Следствия субъективности целей и свойств психики ЛПР — возможная ложность целей, логическая некорректность и неполнота АСЦ, выявляемые во время или даже после целедостижения, и цена устранения таких просчетов часто оказывается слишком высокой (до 10% от общей стоимости затрат на целедостижение [4]). Все это вызывает вопрос: столь ли важны ли ресурсоемкость и оперативность достижения целей, намечающих осуществление не совсем тех или совсем не тех результатов? Ответ на него подтверждает ведущую роль результативности в группе частных свойств эффективности целенаправленных процессов.

В работе [4] предложен возможный путь решения проблемы некорректности АСЦ сложной системы, состоящий в дополнении процесса их анализа целей явно реализуемым их синтезом, результатом которого является сетевая синтетическая структура целей, или структурная схема целедостижения (ССЦ). Диалектически единый процесс формирования взаимообусловленных АСЦ и ССЦ (вместо традиционного «дерева целей») создаст возможность для обеспечения системности (логической корректности и полноты) целей за счет «перецелеполагания», реализуемого во взаимообратном по отношению к анализу целей процессе их синтеза).

Учитывая, с одной стороны, что результативность целенаправленных процессов зависит от системности целей сложных объектов, а с другой — слабую формализуемость целеполагания вследствие его недостаточной изученности и трудностей объективирования, по предложенному пути решения проблемы корректности целей логично двигаться в направлении разработки методов анализа и синтеза целей конкретных классов систем и сфер деятельности.

В статье рассматривается метод анализа целей применительно к классу организационно-технических комплексов производственной сферы.

79

Постановка задачи анализа целей

Представим аналитическую структуру целей в виде т-уровневого семантического графа С :

с =< с, и >,

где С — множество вершин, обозначающих цели г-х уровней, г = 0(1)(т - 1)описываемые в лингвистической и соответствующей ей логической форме; и — множество дуг графа, которому поставлено в соответствие множество семантических отношений подчинения Я, связывающих цели вышележащих уровней АСЦ с целями ее ближайших нижележащих уровней, выражающих средства целедостижения, понимаемые в широком смысле.

1 г = 0(1)(т - 1) означает изменение переменной г от 0 до (т - 1) с шагом, равным 1.

80

Рассмотрим кортеж

С =< г г0 г1у1 гт-2)''т-2 >

образуемый целями данного графа, начиная с цели г 0 нулевого уровня (конечная цель системы) и заканчивая целями нижнего (т - 1)-го уровня, где = {г^-1^у'-1} — множество -х целей г-го уровня (г = (1)(т-1), = 1(1)Щ, Щ — число целей г-го уровня), подчиненных уг-1-м целям (г - 1)-го уровня (]г-1 = 1(1)пг-1; пг-1 — число целей (г - 1)-го уровня). Множество семантических отношений R будем записывать как

к = {(г(1-1), -1 гг, )}

Упорядочив во времени уровни графа Са, то есть поставив в соответствие каждой цели момент времени окончания ее полагания ^, г = 0(1)(т-1), получим граф С[, Са =<С, К, ^ >, отображающий процесс целевого планирования. Этот процесс идет от вершины г0 графа С^ в направлении вершин г^-^)7"-2 его нижнего уровня.

Выделим в процессе анализа целей повторяющиеся (ядерные) процессы формирования кустов С графа Са, ц = 1(1)р :

С =< ся, к, >,

где С— кортеж целей ц-го куста;

с =< г('-1),Ь л,а г,а > г('~1),Ь —

^а Li.a ' i+1),I¡' L(i+1),(с+1 ) Ча

подчиняющая цель;

г ,а г ,а

г(г+1)4, 2, г( 1+1),(г+(р) '

подцели; а е щ , Ь е пг-1, й е пм; — количество подцелей в кусте С,;

К — множество дуг, выражающих отношение подчинения целью г('1-1),Ь подцелей

г,а г ,а

г(1+1),й ,..., г(1+1),(г+(р). •

В задаче формирования графа Са выделим две типа подзадач оценивания ц-го куста Са :

1) логические (качественные, содержательные);

2) математические (количественные).

Математические задачи состоят в выборе рациональной альтернативы цели

С = ВД)

и совокупности подцелей

1 ,о 1,о 1,о

с(1+1),Л' 2 ' с(1+1),М' 2 ' с(1+1),(с+!,)

по количественным критериям эффективности целедостижения. Решение данных задач трудностей не представляет и далее не рассматривается.

Логические задачи заключаются в содержательном анализе ЛПР цели с(а1)/Ь и полагании подцелей

1,0 1,0 с( 1+1)4, 2, с(1+1),(с+(р).

Критерии, используемые при ее решении (качественный критерий результативности АСЦ), — логическая корректность подцелей

1,0 1,0 с( 1+1)4, 2, с( 1+1),(с+(р)

по подчинению цели с(1-1)/Ь, сопоставленность их между собой по выбранной ЛПР стратегии анализа, полнота стратегий анализа, определяемых предметной областью. Еще один, не менее важный и первичный по времени использования критерий, — логическая правильность анализа цели с(1-1),ь и полагания подцелей с^^, 2, сг("+1)/{с+1), определяемый известными правилами логики.

Эмпирическое исследование [6] позволило определить основные классы целей организационных систем производственной сферы, соответствующие направлениям их деятельности (в скобках даны примеры формулировок целей):

• социальные (удовлетворять потребности экономики и населения в производимой продукции и социальные потребности работников);

• экономические (повышать эффективность функционирования и развития и использования ресурсов);

• управленческие (обеспечить устойчивость функционирования и развития);

• производственные (удовлетворять потребности рынка в производимой продукции);

• экологические (улучшать использование ресурсов);

• научно-технические (повышать научно-технический уровень производства и его результатов).

С учетом предложенной классификации при формировании АСЦ вначале могут быть построены соответствующие компоненты семантического графа О', О' =< О],Я> (У= 1(1)6). При этом цели каждого д1.-го куста 1-го компонента графа О' должны быть семантически увязаны

81

82

между собой связями подчинения и отношениями сопоставленности и полноты. Аналогично должны быть увязаны компоненты графа О' (соответствующие страты целей организационной системы).

В результате указанного исследования установлено также, что для улучшения управляемости системами, функционирующими в условиях высоко динамичной окружающей среды, целесообразно использовать и другие классификации целей, построенные по таким дополнительным признакам, как:

• постоянные — временные (постоянные — это цели, установленные на весь «жизненный цикл» производственной системы, а временные — на его конкретную стадию или период управления);

• долговременные — кратковременные (долговременные — это цели, установленные на период времени, в пределах которого влияние объективных факторов на целеполагание и целедостижение выше, чем субъективных, а кратковременные — на период времени в пределах влияние субъективные факторов соизмеримо или выше, чем объективных);

• глобальные — локальные (глобальные — всеобщие цели, а локальные — местного характера);

• главные — неглавные (главные — это цели, имеющие высший приоритет, а неглавные — менее приоритетные);

• конечные — начальные (конечные — это цели, намечающие конечные результаты производственной системы, а начальные — те, с которых начинается достижение конечных целей и для достижения которых имеются средства);

• сложные — простые (сложные — это многоаспектные членимые цели, а простые — одноаспектные нечленимые);

• определенные — неопределенные (определенные — заданные точкой в пространстве измеримых свойств результатов функционирования производственной системы, а неопределенные — заданные областью или направлением движения в этом пространстве).

Единообразное толкование дополнительных признаков, способствуя правильной идентификации классов целей, позволит оперативно формировать и переформировывать соответствующие АСЦ (постоянные и временные, долговременные и кратковременные, главные и дополнительные) и соответствующие планы и программы действий.

Метод анализа целей

При разработке метода использованы ситуационный и семиотический подходы к формированию АСЦ.

В рамках ситуационного управления определены классы основных ситуаций на кусте графа 0° :

1) изолированность цели;

2) эквивалентность целей;

3) обратное непрерывное подчинение целей;

4) обратное прерывное подчинение целей;

5) прямое непрерывное подчинение целей;

6) прямое прерывное подчинение целей;

7) перекрещивание целей;

8) сопоставленность целей;

9) несопоставленность целей;

10) противоречие целей;

11) противоположность целей;

12) неполнота сопоставленных целей;

13) полнота сопоставленных целей [6].

Логическую корректность и полноту куста целей характеризуют три класса ситуаций: по подчинению (класс 5), соподчинению (класс 8), полноте (класс 13). Возможные просчеты ЛПР — классы 1—4, 6, 7, 9—12.

В рамках семиотического подхода разработаны следующие средства, объективирующие субъективные модели анализа и полагания целей [6]:

• специфические фреймовые модели формулировок целей, реализованные в частично формальном языке (лингвистические средства),

• графосемантические модели АСЦ и тезауруса предметной области (структурные средства);

• семиотическая модель (система) 5 рассуждений о целях (вырабатываемых ЛПР в процессе формирования АСЦ и представленных в лингвистической форме), которая, имитируя анализ и полагание целей, подтверждает/опровергает логическую корректность и полноту АСЦ формируемой ЛПР (логико-лингвистическое средство вывода целей);

Суть метода состоит в рассуждениях о каждом построенном ЛПР

кусте с, графа Са (о целях текущего куста формируемой ЛПР аналитической структуры целей). В результате таких рассуждений при обнаружении некорректной ситуации на цели и каждой из подцелей, а также всех подцелях каждого построенного ЛПР куста С, графа Са,

осуществляется имитация логически правильного анализа цели и пола-гания полного набора логически корректных подцелей.

В процессе функционирования семиотическая система 5 реализует три схемы рассуждений о целях: о подчиненности целью подцели, о сопоставленности текущей и первой подцелей текущего куста АСЦ, о полноте подцелей текущего куста АСЦ. При выявлении логически некорректных целей 5 делает попытку имитации логически правильного анализа и полагания целей путем вывода логически корректных или недостающих подцелей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Истинность подчиненных целей в кусте С" графа С" считается установленной в случае эквивалентности подцелей, полагаемых ЛПР и выведенных 5. В противном случае сформулированные ЛПР подцели считаются ложными и подлежат корректировке в соответствии с результатами функционирования семиотической системы.

Предложенные средства и метод обеспечивают логическую правильность формирования целей организационно-технического комплекса и корректность результатов данного процесса, что способствует формированию решений по системам класса ОТК, удовлетворяющих требованию полноты и логической корректности.

83

84

Список литературы

1. Петухов Г. Б. Основы теории эффективности целенаправленных процессов. Ч. 1: Методология, методы, модели. М., 1989.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1991.

3. Лопухин М. М. ПАТТЕРН — метод планирования и прогнозирования научных работ. М., 1971.

4. Лукьянова Л. М. Системный анализ проблемы выработки целей рыбохо-зяйственного комплекса и пути ее решения / / Инновации в науке и образовании - 2009 : труды VII Международной научной конференции. Калининград, 2009. Ч. 2. С. 183—185.

5. Исследование систем класса организационно-технический комплекс». Разработка информационной технологии системного анализа регионального рыбохозяйственного комплекса : отчет о НИР / / Рук. Л. М. Лукьянова. Калининград, 2009. Депонир.: ФГАНУ «Центр информацион-ных технологий и систем органов исполнит. власти». Рег. № 01201368272; инв. № 02201458634.

6. Лукьянова Л. М. Семиотические модели и методы анализа и синтеза целей систем производственной сферы / / Известия КГТу. 2008. №13. С. 143—148.

Об авторе

Людмила Михайловна Лукьянова — д-р техн. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About the author

Prof. Ludmila Lukjanova — I. Kant Baltic Federal University, academician of International Informatization Academy.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.