УДК 374.1 DOI: 10.17238^П1998-5320.2020.14.3.17
Е. С. Самойлова1
1Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация
Системно-синергетический подход в обосновании модели формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея. Рассматривается понятие «этнокультурные ценности», особенности подросткового возраста, тип музея, благоприятный для реализации данной цели. Цель статьи - осветить потенциал использования системно-синергетического подхода в основании модели формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея. В статье даётся подробное описание системно-синергетического подхода и обосновывается его применение при решении данной проблемы. Результаты заключаются в построении модели формирования этнокультурных ценностей подростков. Представлено ёмкое описание блоков модели: целевого, организационно-содержательного и технологического. Делаются выводы о том, что системно-синергетический подход обладает высоким потенциалом в решении проблемы формирования этнокультурных ценностей подростков.
Ключевые слова: этнокультурные ценности, подростковый возраст, этнографический музей, этнопарк, системно-синергетический подход, педагогическая модель.
Дата поступления статьи: 23 июля 2020 г.
Для цитирования: Самойлова Е. С. (2020). Системно-синергетический подход в обосновании модели формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 3. С. 140-148. DOI: 10.17238^п1998-5320.2020.14.3.17.
Проблема и цель. Проблема формирования этнокультурных ценностей подростков не теряет своей актуальности ни в педагогике, ни в теории, методике и практике социально-культурной деятельности ввиду государственной политики в сфере образования, распространённости межэтнических конфликтов и набирающих обороты процессов глобализации, влияющих на стирание культурных границ. Ориентация государства на образование, основанная на принципах исторической преемственности, равноправия народов требует педагогических исследований, обладающих достаточным потенциалом для устранения возникающих трудностей.
Цель статьи - осветить потенциал использования системно-синергетического подхода в основании модели формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея, обосновать, почему этот подход является эффективным.
В современной гуманитарной науке этнокультурные ценности рассматриваются с позиций психологии (А. А. Крылов), фило-
софии (Ц. А. Бадмаева), педагогики (Н. М. Бадгалахгаева). Проблема формирования этнокультурных ценностей тесно связана с исследованиями полиэтнической культуры, этнокультурного образования, вопросами этнопедагогики как науки, обобщающей образовательный опыт и воспитательные традиции народных культур. Этнокультурные ценности имеют два основных аспекта: материальный (язык, традиции, культура музыки, танцев, устное народное творчество, ремесла и т. д.) и духовный (нравственные понятия, такие, как преемственность поколений, семейственность, любовь к труду, природе, Родине и т. д.). В нашем исследовании мы представляем этнокультурные ценности на трёх уровнях, что отражает нашу концепцию единства национальной интеграции и этнической идентификации. Итак, этнокультурные ценности базируются прежде всего на гуманистических ценностях, семейных и природных ценностях, и затем на ценностях исторических (интеграция) и этнических (идентификация) [1].
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Процесс становления личности подростка сложен и противоречив. Подростковый возраст имеет большое значение для становления личности, ведь именно в этом возрасте закладываются ценности, которые определяют нравственный облик человека на всю последующую жизнь. В этот период идёт освоение норм и правил поведения, происходит формирование самооценки, самосознания, возникает потребность в самоидентификации и самовоспитании.
Ввиду возрастных особенностей подростков необходим учёт их эмоциональной нестабильности, т. к. это может затруднять процесс воспитания и формирования нравственных ценностей. Соответственно, необходимо уделять внимание развитию эмоционального интеллекта подростков, т. к. это напрямую влияет на психологическое здоровье, восприимчивость и способность личности адаптироваться и социализироваться в современном открытом глобальном и постоянно изменяющемся мире. В основе эмоционального интеллекта (Д. Гоулмен) лежат такие компоненты, как умение распознавать свои эмоции, управлять ими, проявлять эмпатию, самомотивацию и идентифицировать эмоции других людей. Что касается способности к социальной адаптации, то эмоциональный интеллект имеет даже большее значение, чем классические интеллектуальные способности [2].
А. С. Гормин предлагает психологические основы обучения подростков на основе концепции, которую он назвал «барьерной педагогикой». Согласно этой концепции, внешний барьер - это та задача, которая ставится перед подростком, и воспринимается им как непреодолимая, и представляет собой затруднение на пути к чувству удовлетворения от деятельности. Внутренний барьер - это «осознание противоречия между внешним препятствием и отсутствием достаточных сил на его преодоление». Принципы барьерной педагогики предполагают необходимость интуитивной оценки эмоционального состояния подростка с целью грамотного варьирования внешних задач, умения соблюсти баланс, поддерживая высокую мотивацию, что обусловливает периодическое ощущение успеха и дозирование стресса от внешних барьеров [3].
Рассматривая вопросы социализации, инкультурации личности подростка, исследователи Е. П. Белинская и Т. Г. Стефанен-ко отмечают, что формирование этнической идентичности происходит на микро-, мезо-и макроуровнях. На микроуровне подросток принимает духовно-нравственные ценности своего микросоциума - семьи, в результате чего приобщается к этнической культуре, приобретая определённые формы понимания этнокультурных ценностей на элементарных примерах традиционного творчества, ремесла, обычаев. Мезоуровень связан с постижением культуры различных этнических обществ, проживающих в родном регионе подростка. На этом уровне выявляется единство социокультурных устремлений этнических групп и происходит постижение разнообразия средств этнохудожественной выразительности, традиций, нравственных устоев, формируется ценностное отношение к культуре других народов. На макроуровне приобщение к этнокультурным ценностям обеспечивает постижение подростком общечеловеческих ценностей через осознание единства, а не разности ценностей народов своей страны. [4]
Музей как социально-культурный институт, призванный служить обществу и способствующий его развитию и удовлетворению его духовных потребностей, является замечательной площадкой для реализации поставленной цели. Наряду с функцией документирования, что включает в себя хранение и исследовательскую деятельность, музей выполняет также образовательно-воспитательную, коммуникационную и репрезентативную функцию.
Таким образом, музей представляет собой благоприятную среду для формирования этнокультурных ценностей подростков. По сравнению со школьным обучением, которое представляет собой обязательный и регулярный процесс, музей не может быть регулярным транслятором ценностей, однако обладает своими преимуществами. Обучение и воспитание на его базе проводятся в свободное для подростка время и, в зависимости от подачи, могут восприниматься как развлечение и вызывать позитивный эмоциональный отклик. Отсутствие регулярности также может повысить собственную мотивацию
подростка в изучении предмета экспозиций, исторических источников, может послужить толчком к самостоятельной исследовательской деятельности, вовлечению в ценностно наполненный досуг (например, кружки народных ремесел, клубы исторической реконструкции, фольклорные клубы и др.).
Безусловно, необходимо развитие музейной педагогики, занимающейся исследованием образовательного и воспитательного потенциала музея, главным образом для того чтобы решить вопрос подготовки специалистов образовательных служб музея, чтобы развивать эти перспективные направления. Передача смыслов и ценностей посредством музейных форм и каналов представлена музейной коммуникацией как разновидностью социальной коммуникации. [5]
Наша экспериментальная работа проводится на базе парка исторической реконструкции «Гардарика», который можно определить как этнопарк в любительском варианте реконструкции, согласно классификации этнографических музеев под открытым небом В. В. Тихонова [6]. По классификации П. В. Глушковой его можно отнести к живым, музеефицирующим историко-культурную среду в развитии. [7] Такой тип музея имеет свои достоинства и недостатки, но в нашем случае возможность находиться на свежем воздухе, активно передвигаться и наблюдать живое общение и подачу информации вызывает позитивный эмоциональный отклик и способствует формированию устойчивого интереса к предмету. С одной стороны, трансляция этнокультурных ценностей в музее происходит на когнитивном уровне, т. к. транслируются знания об обычаях и традициях, с другой стороны, происходит формирование эмоционального и оценочного отношения к этнической идентичности. [8]
В рамках теоретико-методологической стратегии в отношении исследуемой проблемы избраны следующие подходы: си-стемно-синергетический, аксиологический и паритетно-ролевой. В данной статье остановимся на основных особенностях систем-но-синергетического подхода.
Методология. Системно-синергетиче-ский подход рационально сочетает в себе два подхода: системный и синергетический. Сначала разберём каждый из них в отдельности.
Системный подход позволяет теоретически обосновать построение модели, т. к. предмет нашего исследования представляет собой сложный, многоплановый процесс, включающий диагностику, прогнозирование, развитие, оценку и коррекцию формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея, а также рассматривает объект как целое, выявляя структурные и диалектические связи между его элементами.
Базовым для системного подхода является понятие системы, которая определяется Е. В. Яковлевым и Н. О. Яковлевой как «целостная совокупность элементов, харак-теризирующаяся рядом следующих необходимых признаков»: 1) отделённость от окружающей среды; 2) взаимосвязь элементов; з) взаимодействие элементов; 4) существование элементов лишь за счёт существования целого; 5) несводимость свойств в совокупности к свойствам составляющих элементов; 6) невыводимость свойств в совокупности из свойств составляющих элементов; 7) несводимость функционирования совокупности к функционированию элементов; 8) существование системообразующих факторов. [9, с. 47] Данные признаки наглядно показывают связь понятия системы с понятиями элемента, целостности, связи и системообразующих факторов.
Элемент является минимальным, неделимым далее компонентом системы, выполняющим определённую функцию. Целостность представляет собой фактор, зависящий от наличия связи между элементами, направленный на системную постановку вопроса и выработку стратегии исследования. Необходимым условием состоятельности системы являются такие факторы, как целостность и структурированность. Важно упомянуть об эмерджен-тых свойствах, т. е. о свойствах системы, не присущих элементам самим по себе и образующихся при объединении системы. [10, с. 277]
С философских позиций связь выступает как объективная форма бытия материи, взаимообусловленность различных явлений. Подробная типология связей дана в работе И. И. Новинского [11], который разделил их на связи исходного, обратного, относительно самостоятельного, встречного, параллельного и других направлений.
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Явления, процессы, связи, силы, приводящие к формированию системы, называются системообразующими факторами. Внешними факторами являются те, которые «способствуя образованию системы, в то же время выступают чуждыми для её элементов, не обусловливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению». [12, с. 53] Внутренние системообразующие факторы «порождаются объединяющимися в систему отдельными элементами, группами элементов (частями) или всем множеством» [12, с. 57].
Теория самоорганизации, или синергетика (И. Пригожин, Г. Хаген, А. Баблоянц, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Николис и др.), свидетельствует о смене парадигм в естественных и социальных науках и касается самоорганизующихся систем, а синер-гетический подход представляет собой новый этап развития системного подхода.
Принципы и закономерности синергетики были выведены в естественно-научном знании, а именно в физике и химии; путём абстрагирования они были перенесены также в область социально-гуманитарного знания. Правомерность такого переноса по-прежнему ставится под сомнение определённым кругом исследователей; также стоит оговориться, что данные принципы работают, когда речь идёт о сложных самоорганизующихся системах.
Такие факторы, как реформирование системы образования, возникновение концептуальных противоречий, неоднозначный, подвижный социальный заказ, указывают на перспективность использования синер-гетического подхода в педагогике.
Центральным понятием подхода являются открытые, сложные, динамические, самоорганизующиеся системы, обладающие способностью в зависимости от внутренних и внешних изменений либо сохранять, либо модифицировать свою организацию. Общеметодологическое значение имеют основные положения синергетического подхода.
Стоит также остановиться на базовых принципах теории самоорганизации, таких как сохранение гомеостаза, минимизация энтропии, кооперация и внутривидовая борьба.
Принцип сохранения гомеостаза можно переформулировать как принцип сохранения
основной структуры системы, заключающийся в постоянном стремлении системы сохранить свою основу за счёт борьбы с противоречащими ей новообразованными структурами. Однако парадокс заключается в том, что новые структуры повышают жизнеспособность системы в борьбе с внешними факторами, а становясь жёсткой и неизменной, она подвергается опасности исчезновения.
Принцип минимизации энтропии по-другому может быть сформулирован как принцип максимальной эффективности использования всей совокупности ресурсов для достижения целей системы. Эффективность использования ресурсов определяется заданной первоначально целью системы.
Как можно заметить, оба принципа входят в противоречие друг с другом, потому что для того, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, т. е. сократить их расход до минимума, необходимы специальные структуры, которые будут сконцентрированы на этой цели. Эти же структуры находятся в поисках изъяна системы, чтобы его устранить, усовершенствовав ее, поэтому она, в свою очередь, стремится уничтожить враждебные структуры. Таким образом, существуют две противоречащие тенденции: тенденция к стабильности и тенденция к поиску новых, более эффективных форм.
В обществе также существуют две тенденции: к сохранению традиционных ценностей, нравственных и культурных, и к поиску новых, более совершенных путей существования и развития. В образовательной политике, соответственно, наблюдается постоянное противоречие между попытками сохранения устоявшихся воспитательных традиций и попытками введения инноваций, поиска более эффективных способов подачи информации, также возможностей подготовки подрастающего поколения к нуждам постоянно и быстро меняющегося мира.
Следующие принципы касаются взаимоотношений между частями системы. Стремясь укрепиться, структуры объединяются, и можно говорить о принципе кооперации; в то же время, когда у подсистемы появляется собственная, независимая от общей цели системы стратегия, имеет место принцип внутривидовой борьбы. Таким образом, существует постоянная борьба и противо-
речие между целым и частным, между стабильным и новым, более совершенным, и существуют две стратегии развития системы: адаптационная и бифуркационная.
Адаптационный путь предполагает движение согласно изначально заданной цели системы; в данном случае система развивается «в рамках, заданных набором параметров, определяющих сущность системы», достаточно предсказуемо, а изменение внешних условий приводит либо к гибели системы, либо к её коренной трансформации, потому что жизнеспособность данной системы минимизирована.
Бифуркационное развитие характеризуется потерей устойчивости системы: существует теоретически бесконечное множество направлений дальнейшего развития системы, определённых жизнеспособными структурами, сформировавшимися на этапе адаптационного развития. На данном этапе эти структуры «начинают организовывать всю систему по своему подобию», почему носят название «структуры-аттракторы». На бифуркационном этапе дальнейшее развитие определяется случайными причинами, поэтому незначительное воздействие, соответствующее текущему состоянию системы, оказывается гораздо эффективнее жёсткого и сильного воздействия [9].
Системно-синергетический подход к моделированию формирования этнокультурных ценностей представляется оптимальным ввиду того, что музей как социально-культурная среда формирования этнокультурных ценностей подростков представляет собой открытую самоорганизующуюся систему. Процесс и результат обучения и воспитания подростков во многом зависят от усилий и способностей, от изначального уровня сформированности ценностей у подростков. Согласно этому подходу, существует несколько альтернативных путей развития, и успех и процесс будут зависеть во многом от субъектов образования и воспитания, в нашем случае - от подростков [13]. Музей как систему образования и воспитания личности можно считать открытой системой, потому что в ней постоянно происходит процесс обмена информацией, меняется содержание, «постоянно увеличивающееся информационное пространство выводит систему из равновесия». Проявление фактора
случайности мы наблюдаем в отходе от жёстких программ, в импровизации, интуиции, адаптации запланированного под конкретных людей в конкретных обстоятельствах, в гибкости педагога. В. И. Писаренко подчёркивает, что хаос выступает в качестве механизма самоорганизации и самодостраивания структур, что системно-синергетический подход ориентирует на многомерность, мно-гокомпетентность и вариативность [14].
Актуальность системно-синергетическо-го подхода возрастает, т. к. традиционный подход, принятый в образовании, предполагающий учёт многих факторов, чёткое планирование, требует совершенствования ввиду изменений, происходящих в мире. Современному обществу требуется модель социально-культурного развития, опирающаяся «на понимание механизмов самоорганизации природы», что «повысит воспитательный потенциал образования, его культуросообразность». Системно-си-нергетический подход с теоретико-методологической точки зрения подтверждает целесообразность хаоса, рождающего «упорядоченную сложность», что позволяет «проиллюстрировать нераздельность всего сущего, показать единство в многообразии и многообразие в единстве, т. е. продемонстрировать целостную картину мира, в которой духовная жизнь человека и его деятельность неразрывно связаны с развитием природы». Эти положения соотносятся с нашим представлением об этнокультурных ценностях, строящихся на основе общих нравственных ценностей и различных этнических и культурных особенностей [15].
Выделяя принципы системно-синерге-тического подхода применительно к нашему исследованию, определяем следующие принципы: системности, целостности и самоорганизации.
Принцип системности ориентирует на рассмотрение музея в качестве социально-культурной среды формирования этнокультурных ценностей подростков как системы организаций и отношений, находящихся в неразрывной взаимосвязи.
Принцип целостности означает, что система представляет собой единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем, а также подсистему вышестоящего уровня.
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Принцип самоорганизации акцентирует внимание на том, что открытая самоорганизующаяся система развивается в соответствии со своими основными принципами, напрямую не поддаётся воздействию, состояние среды с большей степенью свободы является положительным фактором её развития и существует лишь вероятность поддержки её самоорганизации.
Принцип дополнительных стратегий означает возможность варьировать программы и сложность в зависимости от потребностей и нужд участников процесса.
Результаты. На основе сформулированных теоретико-методологических подходов нами была разработана модель формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея. Наша модель состоит из целевого, организационно-содержательного, технологического функциональных блоков.
Целевой блок включает в себя цель, задачи, социальный заказ, определяемый нормативно-правовыми документами. Цель -формирование этнокультурных ценностей в социально-культурной среде музея. Задачи - развитие общей культуры в сфере народной этики, повышение этнокультурной компетентности, эмоциональное воздействие на личность через средства художественной выразительности, актуализация творческой направленности, формирование нравственных качеств личности, ориентация на развитие рефлексии и саморегуляции.
Организационно-содержательный блок включает в себя теоретико-методологическую основу исследования (системно-си-нергетический, аксиологический и паритетно-ролевой подходы), компоненты основного понятия, выделенные критерии и функциональные особенности этнокультурных ценностей подростков. Мы выделили следующие компоненты основного понятия: когнитивно-деятельностный, эмоционально-нравственный и ценностно-смысловой. Этнокультурные ценности выполняют следующие функции: активизирующую, коммуникативную, интегрирующую, преобразующую и рефлексивную.
В технологическом блоке нашей модели описаны этапы педагогической деятельности, направленные на формирование
этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея, представлены соответствующие методы, формы и средства. Важную роль в организации данного процесса играет соблюдение педагогических условий. В качестве этапов формирования этнокультурных ценностей подростков мы выделяем диагностико-сти-мулирующий, творческо-деятельностный, коммуникативно-рефлексивный.
На диагностико-стимулирующем осуществляется подготовительная работа, диагностика начального уровня сформи-рованности этнокультурных ценностей подростков, проводятся первичное ознакомление с содержанием дальнейшей работы и мероприятия, нацеленные на то, чтобы заинтересовать подростков, вдохновить на дальнейшую активную вовлечённость. Цель данного этапа - стимулировать проявление инициативы, заинтересовать.
На творческо-деятельностном этапе осуществляется основная работа по формированию компонентов этнокультурных ценностей, которая проводится параллельно средствами этнопедагогики и музейной педагогики. Осуществляются приобретение знаний этнокультурной направленности, знакомство с традиционными народными ремеслами, декоративно-прикладным и музыкальным народным творчеством, с произведениями искусства с выраженным этнокультурным содержанием, нравственное воспитание на основе пословиц, поговорок, народных песен, игр.
На коммуникативно-рефлексивном этапе осуществляется анализ проделанной работы, сравнительный анализ традиций и обычаев народов, собственного мировоззрения в контексте мировой культуры и родной эт-нокультуры. Обратная связь анализируется, и на её основе создаётся альтернативная программа для углублённого погружения, рассчитанная на тех, кому интересно и кто обладает высоким уровнем этнокультурных знаний (родного народа и других народов страны), и базовая программа для тех, кто обладает низким уровнем знаний. Проводятся дополнительные мероприятия, стимулирующие дальнейшее самостоятельное развитие и углубление полученных знаний - самообучение и самовоспитание подростков. Мероприятия определяются в зависи-
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Раздел 2. Педагогические науки
мости от обстоятельств, личностных характеристик конкретных подростков.
Нами выделяются следующие педагогические условия: использование этнокультурных технологий в социально-культурной среде музея, вовлечение подростков в историческую реконструкцию как вид куль-турно-досуговой деятельности, обучение подростков приёмам эмоционально-нравственной саморегуляции.
Выводы. Таким образом, проведённый теоретико-методологический анализ позволяет сделать вывод о том, что системно-си-нергетический подход является перспективным подходом в социально-культурной деятельности, а в особенности в процессе
формирования этнокультурных ценностей подростков, т. к.:
1) музей как социально-культурная среда формирования этнокультурных ценностей подростков представляет собой открытую сложную самоорганизующуюся систему;
2) одной из особенностей подросткового возраста является эмоциональная нестабильность, поэтому необходим учёт нелинейности процесса воспитания и образования;
3) в социально-культурной деятельности актуальными являются ориентация на импровизацию, проявление интуиции и эм-патии для повышения эффективности педагогического процесса и стимулирования самообучения и самовоспитания.
Источники
1. Самойлова Е. С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогическое образование в России. Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2018. № 3. С. 20-25
2. Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. М. : Изд-во РУДН, 2007. С. 92-99
3. Гормин А. С. Барьерная педагогика - педагогика обучения одаренных подростков // Инновации в образовании. Саранск : Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2003. № 4. С. 103-108.
4. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М. : МПСИ, 2000. 208 с.
5. Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования дефиниций и их содержание // Общество: социология, педагогика, психология. Научный журнал. Краснодар: ХОРС, 2017. № 1. С. 75-78
6. Тихонов В. В. Методические рекомендации по формированию и развитию этнографических музеев под открытым небом. Иркутск : Репроцентр А 1, 2013. 80 с.
7. Глушкова П. В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово : Изд-во Кем. гос. ун-та, 2015. № 1. С. 59-63
8. Рудецкий О. А. Образовательный потенциал музея в аспекте этнической культуры // Высшее образование в России. М. : Изд-во Мос. политех. ун-та, 2011. № 3. С. 121-125
9. Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
10. Рузавин Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.
11. Новицкий И. И. Понятие связи в марксисткой философии. М. : Высшая школа, 1961. 200 с.
12. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М. : Политиздат, 1985. 263 с.
13. Филатов С. Г., Сухорукова Н. Г. Непрерывное образование: системно-синергетиче-ский подход // Вестник НГУЭУ. Новосибирск. : Изд-во НГУЭУ, 2015. № 1. С. 18-27
14. Писаренко В. И. Синергетические идеи в педагогике // Известия ЮФУ. Серия : Технические науки. Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2012. С. 111-119
15. Игнатова В. А. Проблемы использования системно-синергетического подхода в педагогике // Образование и наука. Екатеринбург : РГППУ, 2013. № 10. С. 3-16
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Информация об авторе
Самойлова Елизавета Сергеевна
Старший преподаватель кафедры иностранного языка, аспирант кафедры педагогики и психологии. Челябинский государственный институт культуры (454091, РФ, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а). ORCID ID: http://0rcid.0rg/0000-0002-2365-7019. SPIN-код: 3559-0412. РИНЦ Author ID: 827654. E-mail: [email protected]
E. S. Samoilova1
1Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation
Systems and synergetic approach validating the model of adolescents ethnocultural values formation in the museum social and cultural
environment
Abstract. The article is devoted to the problem of the adolescents ethnocultural values formation in the social and cultural environment of a museum. The concept of ethnocultural values, the features of adolescence, the type of museum favorable for the implementation of this goal are considered in the article. The purpose of the article is to highlight the potential to use the systems and synergetic approach as the basis of the ethnocultural values model formation for adolescents in the social and cultural environment of a museum. The article gives a detailed description of the systems and synergetic approach and substantiates its application solving this problem. The model definition for the adolescents ethnocultural values formation are considered as study results. A comprehensive description of the model blocks is presented: goal, organizational and substantive, technological blocks. It is concluded that the systems and synergetic approach has high potential to solve the problem of the adolescents ethnocultural values formation.
Keywords: ethnocultural values, adolescence, ethnographic museum, ethno park, systems and synergetic approach.
Paper submitted: July 23, 2020
For citation: Samoilova E. S. (2020). Systems and synergetic approach validating the model of adolescents ethnocultural values formation in the museum social and cultural environment. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 3, pp. 140-148. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.17.
References
1. Samoilova E. S. The problem of the formation of ethnocultural values in modern pedagogical science. Pedagogical Education in Russia, 2018, no. 3. pp. 20-25.
2. Davydova Yu. V. Features of the emotional intelligence of adolescents . Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia, Series: Psychology and Pedagogy, 2007, pp. 92-99.
3. Gormin A. S. Barrier pedagogics - pedagogics for the training of gifted adolescents. Innovations in Education, no. 4, 2003, pp. 103-108.
4. Belinskaya E. P., Stefanenko T. G. Ethnic socialization of a teenager. Moscow, MPSI Publ., 2000. 208 p.
5. Sapanzha O. S. Museum education and museum pedagogy in the Russian academic tradition and practice of museum business: the boundaries of the use of definitions and their contents. Society: sociology, pedagogy, psychology: Science Magazine, 2017, no. 1, pp. 75-78.
6. Tikhonov V. V. Methodological recommendations on the formation and development of ethnographic open-air museums. Irkutsk, Reprocentre A 1 Publ., 2013, 80 p.
7. Glushkova P. V. Classification of open-air museums in the aspect of updating intangible cultural heritage. Bulletin of the Kemerovo State University, 2015, no. 1, pp. 59-63.
8. Rudetsky O. A. Educational potential of the museum in the aspect of ethnic culture. Higher education in Russia, 2011, no. 3, pp. 121-125.
9. E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva Pedagogical concept: methodological aspects of construction. Moscow, VLADOS Publishing Center, 2006, 239 p.
10. Ruzavin G. I. Methodology of scientific research. Manual for universities. Moscow, UNITY-DANA Publ., 1999 , 317 p.
11. Novitsky I. I. The concept of communication in Marxist philosophy. Moscow, Higher School, 1961, 200 p.
12. Averyanov A. N. Systemic knowledge of the world: Methodological problems. Moscow, Politizdat Publ., 1985, 263 p.
13. Filatov S. G., Sukhorukova N. G. Continuing education: a system synergetic approach. Bulletin of NSUU, 2015, no. 1, pp. 18-27.
14. Pisarenko V. I. Synergetic ideas in pedagogics. Bulletin of the Southern Federal University, Technical science series, 2012, pp. 111-119.
15. Ignatova V. A. Problems of using the system synergetic approach in pedagogics. Education and Science, 2013, no. 10, pp. 3-16.
Information about the author
Elizaveta S. Samoilova
Postgraduate student of the department of pedagogy and psychology, senior lecturer of the department of foreign languages. Chelyabinsk Institute of Culture (36a Ordzhonikidze St., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-2365-7019. SPIN-код: 3559-0412. РИНЦ Author ID: 827654. E-mail: [email protected]
© Е. С. Самойлова, 2020