ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
УДК 374.1 DOI: 10.17238^П1998-5320.2020.14.3.18
К. Т. Ибрагимов1
1Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация
Подготовка педагогов к формированию творческих способностей подростков в системе дополнительного образования
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к формированию творческих способностей подростков в системе дополнительного образования. Раскрыто содержание современного дополнительного образования и определены проблемы в проектировании содержания образования, что становится основой для программы курсов педагогов. Цель статьи - представить разработанную программу курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по формированию у подростков творческих способностей. В статье даётся описание системно-деятельностного подхода и обосновывается его применение к решению данной проблемы. Результаты заключаются в представлении разработанной программы курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по формированию у подростков творческих способностей. Делаются выводы о том, что данная программа курсов обладает высоким потенциалом для решения проблемы формирования творческих способностей подростков в системе дополнительного образования
Ключевые слова: подросток, дополнительное образование, творческие способности, содержание образования, системно-деятельностный подход.
Дата поступления статьи: 23 июля 2020 г.
Для цитирования: Ибрагимов К. Т. (2020). Подготовка педагогов к формированию творческих способностей подростков в системе дополнительного образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 3. С. 149-156. DOI: 10.17238^1998-5320.2020.14.3.18.
Проблема и цель. В настоящее время происходят динамичные преобразования во всех сферах жизнедеятельности человека. В постоянно изменяющихся условиях актуальной остаётся проблема формирования творческих способностей подрастающего поколения. Творческие способности для подростков имеют высокую значимость в структуре личности, поскольку определяют возможности её развития и социализации, позволяют осуществлять эффективную коммуникацию, пристраивать проекции и перспективы саморазвития и самореализации личности, связаны с психолого-педагогическими характеристиками возраста.
Творчество представляет собой один из фундаментальных факторов, влияющих на развитие личности. Л. С. Выготский говорил о том, что «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует. Изменяет и воплощает» [1].
Исследователь А. Панкова говорит о том, что творчество представляет собой завершающую стадию развития интеллекта, способствующую конструктивному решению внутриличностных конфликтов, в основе которой лежит стремление адаптироваться к окружающей среде. В качестве ключевых вопросов при анализе процесса творчества она выделяет природу творчества, процесс творчества, способности к творчеству и качества творческой личности, метод получения исходных данных [2].
Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей подростков определена переходом от детства к взрослости, формированием организма, развитием коммуникативных навыков в одно-возрастной группе, поиском интересов и возможностей проявления индивидуальности. Характерной чертой самосознания подростков является потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и самовоспитанию. Г. П. Щедровицкий указывал, что «универсу-
му социальной человеческой деятельности сначала противостоит каждому подросток: чтобы стать действительным человеком, подросток должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности он становится человеком и личностью» [3, с. 112].
В этот период важно помочь подростку разобраться с ценностными ориентация-ми, научить контролировать своё поведение и отвечать за свои поступки, определять вариативность разрешения проблем через проявление творческих способностей [4, с. 202]. В данном возрасте наиболее важную роль играет среда и структура общения подростка; при этом обязательная образовательная среда общеобразовательного учреждения уходит на второй план, как и роль родителей и педагогов в формировании мировоззрения подростка.
Важно, что досуговая среда, среда учреждений дополнительного образования, как и педагоги данных учреждений, играет важнейшую роль в становлении личности подростка. Именно условная свобода образовательного процесса в учреждении дополнительного образования позволяет разрешить центральные противоречия подросткового возраста, на которые указывают в своём исследовании Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко [5]. К таким условным противоречиям относятся:
- соотношение требований современного общества с личностью гражданина и индивидуальными механизмами личности, её потребностями, мотивами;
- противоречие между желанием подростка быть социально ответственным, социально востребованными и его желанием включаться в общественную деятельность вне проявления инициативы; при этом сама инициатива, как правило, развивается во включённости в деятельность.
Данные противоречия указывают на необходимость обращения к результативности деятельности личности, её социальности и направленности на саморазвитие в подростковом возрасте.
Актуальной становится идея, заключающаяся в том, что формирование творческих способностей подростков необходимо рассматривать не как нечто частное, локализованное в отдельном направлении системы образования, не как некий проект, спущенный из вышестоящих органов управления образованием, а в широком социально-культурном контексте, в ходе взаимодействия всех институтов социализации подрастающего поколения, занимающихся духовно-нравственным воспитанием (семья, школа, организации дополнительного образования и др.).
В основе развития творческих способностей подростков мы опираемся на теорию Л. С. Выготского о том, что творчество рассматривается как создание нового, а значит, творчество может быть в жизни каждого [6], может стать основой развития личности подростка.
Система дополнительного образования детей направлена на развитие творческих способностей подростков, связанных в первую очередь с потребностью в самореализации и проявляющихся в умении мобильно реагировать на поиск выхода из проблемных ситуаций, что определяет мобильность личности подростка в современном обществе. При этом творческие способности проявляются в выстраивании коммуникативных процессов в системе онлайн- и офлайн-общения.
Отметим, что творческие способности подростков направлены на освоение действительности, её преломление в соответствии со своими ценностными ориентация-ми. Творческие способности проявляются в научной, художественной, квазипрофессиональной и других видах деятельности, организованных в дополнительном образовании. При этом развитие творческих способностей подростков должно соотноситься с позициями гармоничной личности и осуществляться в эмоционально комфортной деятельности.
Творчество носит дуальный характер, поскольку изменяет как объект творческой деятельности, так и субъект, что говорит о высоком педагогическом потенциале творческой деятельности и об его относительной независимости [7 с. 17].
Формирование творческих способностей подростков основано на задатках личности, определяется мотивами и потребностями, а
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
также ценностными и целевыми её установками, зависит от среды формирования, педагогических условий и социальных обстоятельств.
Исследователь Г. П. Стулова, говоря о формировании творческих способностей учащихся, делает попытку проанализировать условия, которые необходимы для формирования творческих способностей личности. Формирование творческих способностей происходит эффективно, с одной стороны, при наличии определённых знаний, с другой стороны, при развитых личностных качествах, среди которых она выделяет способность к саморазвитию, любознательность, наблюдательность, внимание, воображение, скептицизм, настойчивость, энтузиазм, память, волю, эмоциональность и физическое здоровье [8].
Раскрывая психолого-педагогические условия развития индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования, исследователь К. Л. Кряжева говорит о том, что творчество включает в себя индивидуальный мыслительный процесс, который зависит от индивидуальных способностей, среды, воспитательных взаимодействий и от личности педагога [9]. Выделяются следующие критерии индивидуально-творческих способностей: когнитивный, мотивацион-но-потребностный, деятельностный, эмоционально-волевой.
Учреждения дополнительного образования обладают значительным потенциалом для формирования творческих способностей детей, однако педагогический коллектив должен постоянно повышать компетентность в данном вопросе, поскольку это связано с изменением как мотивации подростков, так и педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании.
Дополнительное образование создаёт «ситуацию успеха», помогает становлению подростка как успешной личности. В исследовании А. В. Кисляковой, А. В. Щербаковой и др., указано, что «педагогам дополнительного образования удается снять стереотип однозначного восприятия подростка, помочь ему в личностном развитии, противостоять перенасыщению подростка информацией, избежать потерь в эмоционально-образном восприятии мира, столь
значимом в данном возрасте» [10, с. 14]. Все это не противоречит теории творчества в гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, по мнению которых цель творчества есть самосовершенствование.
Возникает необходимость пересмотра содержания дополнительного образования, готовности педагогов к реализации формирования творческих способностей подростков.
Цель статьи - представить разработанную программу курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по формированию у подростков творческих способностей.
Для достижения цели определим содержание дополнительного образования как совокупность мотивационных факторов (в т. ч. средств, методов и приёмов получения знаний) для формирования у подростков потребности в постоянном саморазвитии и самообразовании [11].
Системно-деятельностный подход определяет стратегии деятельности в процессе формирования творческих способностей подростков: способствует направленности на выстраивание мотивации деятельности, обеспечивает вариативность и диску-тивность при выборе ценностных ориента-ций, требует соотношения применяемых в дополнительном образовании методик и технологий, способствует выстраиванию взаимодействия родителей, подростков, педагогов, общественности как субъектов творческого процесса.
К компонентам содержания дополнительного образования следует отнести:
- систему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, технике;
- опыт осуществления способов деятельности, соответствующих развитию современного общества;
- опыт эмоционально-ценностного отношения личности к себе, другим и окружающему миру;
- опыт творческой деятельности.
Обновление содержания дополнительного образования заключается в предлагаемых подросткам видах деятельности и осуществляется за счёт введения новых образовательных программ, а также путём изменения и усовершенствования существующих программ.
Необходимо в работе организации дополнительного образования предусматривать си-стемно-деятельностный поход, смысл которого заключается в подготовке к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире (через погружение в деятельность).
Методология. Системно-деятельност-ный подход к формированию творческих способностей подростков избран как уравновешивающий подход по отношению к информационной цивилизации, связанной с установкой у современного поколения на клиповое мышление и деятельность, направленность на быстрый результат, образность и медийность как замену реальных действий. Системно-деятельностный подход позволяет включаться в реальное продуктивное общение, формировать ответственность за творчество и видеть отсроченные результаты своей деятельности.
В соответствии с трудами Я. А. Пономарева, творчество является деятельностью, которая направлена на поиск нового решения [12]. Системность при этом не противоречит творчеству, а предполагает его наращивание по спирали как восхождение к наивысшим достижениям и самореализации личности.
Основоположники системно-деятель-ностного подхода А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и др. заложили в его основу ценности коммуникации, рефлексии, планирования и проецирования, что сегодня соотносится с необходимыми действиями в творческих достижениях подростков.
Системно-деятельностный подход к формированию творческих способностей подростков реализуется на нескольких уровнях:
- мировоззренческом (способствует формированию ценностных ориентаций подростков, системы эффективной деятельности и взаимодействия, направленности на разрешение проблемных ситуаций, определение требуемых и дефицитных индивидуально-личностных качеств подростков, формирует позицию педагога дополнительного образования с точки зрения определения вариативности деятельности подростков);
- методологическом (обеспечивает методологическую основу процесса формирования творческих способностей подростков, систематизирует и упорядочивает данный процесс, инициирует разработку теоретиче-
ских основ педагогической деятельности в дополнительном образовании);
- процессуально-технологическом (предполагает обеспечение процесса необходимыми технологиями деятельности подростков, использование в процессе дополнительного образования технологических приёмов и методов, а также педагогических средств, направленных на самореализацию личности, формирование проектных действий в аспекте жизнедеятельности личности);
- нормативном (обусловливает применение гуманистических норм и принципов в процессе активного включения подростков в деятельность, детерминирует основные закономерности, правила и положения организации вариативной деятельности).
Целью деятельности подростка в систем-но-деятельностном подходе возможно считать формирование и развитие критического мышления и способности к самореализации.
Стратегией этой деятельности послужит индивидуальная образовательная траектория субъекта образования (деятельность).
Механизм системно-деятельностного подхода - самопроектирование в пространстве смыслов и деятельности.
Содержание образования следует определить как наличное социальное бытие субъекта образования (жизнь, существование, опыт, деятельность).
Основным способом реализации образования является универсальная деятельность субъектов данного процесса.
Результатом системно-деятельностного подхода послужит индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личности подростка.
При этом педагоги дополнительного образования при реализации системно-дея-тельностного подхода должны опираться на систему дидактических принципов:
- деятельности как поиска знания;
- непрерывности;
- целостного представления о мире;
- минимакса как позиции потока деятельности относительно требований подростка, а не относительно ограниченности представления возможностей;
- психологической комфортности;
- вариативности;
- создания ситуации успеха [9].
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
В связи с тем, что педагоги дополнительного образования должны владеть научно-методическими основами обучения и воспитания одарённых детей, эффективно раскрывать творческий потенциал и задатки ребёнка, повышать мотивацию каждого ребёнка в выборе занятия по интересам, формировать у подростков духовно-нравственную культуру, возникла необходимость в разработке программы курсов повышения квалификации по данной тематике.
Результаты. На основе данных теоретического обоснования разработана программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей подростков в системе дополнительного образования», в которую включены разделы по изучению:
- нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих деятельность организаций дополнительного образования;
- психолого-педагогических особенностей современных подростков;
- технологических механизмов развития творческих способностей современного подростка;
- регулятивных и рефлексивных механизмов формирования творческих способностей у подростков.
Поскольку в процессе повышения квалификации педагогов дополнительного образования ставятся специальные задачи, предлагаемая программа строится таким образом, чтобы педагоги могли полностью усвоить содержание, сущность и принципы педагогической деятельности по формированию творческих способностей подростков.
Разнообразие форм учебного процесса способствует становлению профессионального творческого отношения к решению педагогических проблем и развивает у педагогов потребность в самообразовании на методологическом уровне. В программе рассматриваются вопросы изучения психофизиологических особенностей подростков. Индивидуальный подход, регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. Ситуация успеха, высокая мотивация формируют положительную «я»-концепцию личности подростка.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность в рамках основных направлений деятельности, его ориентация на развитие творческого потенциала каждого ребёнка в избранной им области деятельности: научно-познавательной, культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой, технической - и на воспитательную работу с подростками по месту жительства.
Обеспечение системно-деятельностного подхода в организации дополнительного образования способствует достижению поставленных результатов с учётом склонностей, мотивированности каждого подростка, удовлетворения потребностей, интересов, развития способностей личности в творческой и инновационной деятельности.
Мониторинг образовательного процесса в условиях дополнительного образования позволит определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по развитию творческих способностей, уровня духовности и нравственности, усилит мотивацию детей к творческой деятельности, также поможет выстроить траекторию повышения уровня профессионального мастерства педагогу дополнительного образования.
Программа направлена на использование инновационных технологий в процессе формирования творческих способностей подростков: проектного обучения, коллективно-группового взаимодействия, игровых технологий, дебатов, дискуссий, технологий профориентации, мониторинга процесса обучения и воспитания и других современных технологий взаимодействия подростков в группах, способствующих саморазвитию, самореализации.
Данная программа направлена на углубление теоретической и методической подготовки педагога дополнительного образования, ориентирована на формирование компетентностного подхода в профессиональной деятельности.
Программа основана на понимании организации подготовки педагогов дополнительного образования на основе теории Д. Е. Яковлева, который говорит, что «эффективность работы педагога дополнительного образования зави-
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Раздел 2. Педагогические науки
сит от наличия достаточно глубоких психолого-педагогических знаний в целом и методики воспитательной работы, культурологии, социальной педагогики в частности. Представляется, что эта эффективность диалектически обусловлена и во многом будет определяться активизацией и совершенствованием различных форм деятельности педагога» [13]. Задачами данной программы в этом случае являются направленность деятельности педагогов на поиск новых знаний и умение принять как педагогически, так и методологически верное решение при построении программы формирования творческих способностей подростков.
Выводы. Таким образом, проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что система дополнительного образования обладает значительным потенциалом для творческой
самореализации подростков. Для реализации данного процесса необходимо опираться на системно-деятельностный подход как технологическую и методологическую стратегию педагогической деятельности, обеспечивающую индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личности подростка.
Подготовка педагога дополнительного образования к организации формирования творческих способностей подростков должна осуществляться по специальной программе, которая построена в соответствии с современными требования к деятельности и особенностями современных подростков и не только носить практико-ориентирован-ный характер, но и активизировать методологическое и проективно-творческое мышление педагогов.
Источники
INI III III II III III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III мм
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. : Изд-во Акад. пед. наук, i960. 237 с.
2. Панькова А. Развитие творческих способностей учащихся как фактор их адаптации // Сибирский психологический журнал. Томск : Изд-во НИ ТГУ, 2001. № 14-15. С. 132-133
3. Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Избранные труды. М., 1995. 800 с.
4. Социально-культурный феномен детства : монограф. / под общ. ред. Р. А. Литвак, ред.-сост. М. Е. Дуранов ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2013. 355 с.
5. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М. : МПСИ, 2000. 208 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1967. 237 с.
7. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. 3-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 319 с.
8. Стулова Г. П. О формировании творческих способностей учащихся // Наука и школа. М. :. Изд-во МПГУ, 2015. № 4. С. 95-99
9. Кряжева К. Л. Развитие индивидуально-творческих воспитанников объединений дополнительного образования // Перспективы науки и образования. Воронеж : ООО «Научно-образовательная инициатива, 2018. № 5. С. 118-124
10. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы востребованности, привлекательности, результативности: мат. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск. В 2-х ч. Челябинск - Москва, 30 октября - 2 ноября 2013 г.Ч. 1: ЧИППКРО, 2013. 340 с.
11. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 144 с.
12. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1976. 304 с.
13. Цапкова Т. И., Гулевская Н. В., Морозова Е. Е. Построение учебного занятия в концепции системно-деятельностного подхода // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXVII Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во ООО ГиК, 2020. С. 97-99.
14. Яковлев Д. Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагога дополнительного образования [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Денис Евгеньевич Яковлев. М., 2000. 175 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/rec0rd/01000297625 (доступ зарегистрированным пользователям ; дата обращения : 20.04.2020)
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Информация об авторе
Ибрагимов Камиль Тимергазиевич
Аспирант кафедры педагогики и психологии. Челябинский государственный институт культуры (454091, РФ, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а). Зав. кафедрой инновационного образования и информационных технологий. Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» (110000, Республика Казахстан, г. Костанай). SPIN-код: 3274-5520. Author ID: 943195. E-mail: [email protected]
K. T. Ibragimov1
1Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation
Teachers training for the formation of creative abilities of adolescents
in additional educational system
Abstract. The article considers the problem of training teachers for the formation of creative abilities of adolescents in the system of additional education. The content of modern additional education is revealed and the problems in the design of the content of education are identified, which becomes the basis for the program of teacher courses. The purpose of the article is to present the developed program of advanced training courses for additional education teachers on the formation of creative abilities in adolescents. The article describes the system and activity approach and substantiates its application to the solution of this problem. The results consist in presenting the developed program of advanced training courses for additional education teachers on the formation of creative abilities in adolescents. It is concluded that this course program has high potential in solving the problem of the formation of creative abilities of adolescents in the system of additional education.
Keywords: adolescents, additional education, creative abilities, educational content, system and activity approach.
Paper submitted: July 23, 2020
For citation: Ibragimov K.T. (2020). Teachers training for the formation of creative abilities of adolescents in additional educational system. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 3, pp. 149-156. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.18.
References
1. Vygotsky L. S. Development of higher mental functions. Moscow, Publ. house of Acad. Ped. Sciences, 19606 237 p.
2. Pankova A. Development of students' creative abilities as a factor of their adaptation . Siberian Psychological Journal, 2001, no. 14-15, pp. 132-133
3. Shchedrovitsky G. P. Initial representations and categorical means of activity theory. Selected Works. Moscow, 1995, 800 p.
4. The socio-cultural phenomenon of childhood: monograph. Ed. By R. A. Litvak, M. E. Duranov ; Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, 2013, 355 p.
5. Belinskaya E. P., Stefanenko T. G. Ethnic socialization of a teenager. Moscow, MPSI Publ., 2000, 208 p.
6. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood. Moscow: Education Publ., 1967, 237 p.
7. Creative pedagogy. Methodology, Theory, Practice. Ed. by doctor of technical sciences, prof. V. V. Popova, acad. RAO Yu. G. Kruglov. 3d ed. Moscow, BINOM Publ., Laboratory of Knowledge, 2012, 319 p.
8. Stulova G. P. On the formation of students' creative abilities. Science and School, 2015, no. 4. pp.95-99
9. Kryazheva K. L. Development of individually-creative pupils of further education associations. Prospects of science and education, 2018, no. 5, pp. 118-124
10. Additional education of children in a changing world: prospects for demand, attractiveness, effectiveness. Materials of the International Scientific and Practical Conference. In the 2nd parts of Part 1. Chelyabinsk - Moscow. Ed. By A. V. Kislyakova, A. V. Shcherbakova. Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2013, 340 p.
11. Tikhomirova E. I. Social pedagogy: Self-realization of schoolchildren in a team: textbook. allowance for students. higher textbook. institutions . E. I. Tikhomirova. 2nd ed., Erased. Moscow: Academia Publ., 2007, 144 p.
12. Ponomarev Y. A. Psychology of creativity. Moscow, Nauka Publ., 1976, 304 p.
13. Tsapkova T. I., Gulevskaya N. V., Morozova E. E. Construction of a training lesson in the concept of a system and activity approach. In the collection: Science and education: domestic and foreign experience. Proceedings of the XXVII| International Scientific and Practical Conference. Be4lgorod, 2020. pp. 97-99.
14. Yakovlev D. E. The content of continuing education and retraining of an additional education teacher [Electronic resourse]: a dissertation for the degree of a candidate of pedagogical sciences : 13.00.01 / Denis Yevgeniyevich Yakovlev. Moscow, 2000, 175 p. Available at: https://search.rsl.ru/ ru/record/01000297625 (access for the logged-in users only ; accessed on : 20.04.2020)
Information about the author
Kamil' T. Ibragimov
Postgraduate student of the department of pedagogy and psychology. Chelyabinsk Institute of Culture (36a Ordzhonikidze St., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation). Head of Department of Innovative Education and Information and Communications Technologies/ National Centre for Professional Advancement of the teaching staff 'Orleu' in the Kostanay region (Kostanay, 110000, Republic of Kazakhstan). SPIN-Kog: 3274-5520. Author ID: 943195. E-mail: [email protected]
© К. Т. Ибрагимов, 2020