Научная статья на тему 'Системно-синергетический подход к обучению музыке: полиинструментальное параллельное обучение игре на двух музыкальных инструментах - фортепиано и аккордеоне'

Системно-синергетический подход к обучению музыке: полиинструментальное параллельное обучение игре на двух музыкальных инструментах - фортепиано и аккордеоне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ШИРОКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ПОЛИИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО И АККОРДЕОНЕ / СИСТЕМНОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ / INITIAL TEACHING / THE EMERGENCE OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / SPECIALIST A BROAD MUSICAL PROFILE / THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENT SKILLS / POLYINSTRUMENTAL PARALLEL PIANO AND ACCORDION TRAINING SYSTEM / THE SYNERGETIC PRINCIPLE IN TEACHING MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесов Ю. М.

В статье рассматриваются цели, задачи подготовки музыканта в учебных заведениях, различные подходы к обучению и воспитанию музыканта. Отмечается, что современные выпускники творческих вузов, учебных заведений культуры и искусств должны быть специалистами широкого профессионального музыкального профиля, специалистами творчества. Для этого автор предлагает опираться в профессиональной подготовке такого специалиста на системно-синергетический подход, который предполагает создание синергетической модели методической системы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM AND SYNERGETIC APPROACH TO TRAINING IN MUSIC: POLYINSTRUMENTAL PARALLEL PIANO AND ACCORDION TRAINING SYSTEM

The article discusses about of the problems of training of the musician in educational institutions, various approaches to training and education of the musician are considered. It is noted that modern graduates of creative higher education institutions, educational institutions of culture and arts have to be experts of a wide professional musical profile, experts of creativity. For this purpose the author suggests to rely in vocational training of such expert on system and synergetic approach who assumes creation of polyinstrumental parallel piano and accordion training system and offered the use of system and synergetic approach to training in music.

Текст научной работы на тему «Системно-синергетический подход к обучению музыке: полиинструментальное параллельное обучение игре на двух музыкальных инструментах - фортепиано и аккордеоне»



ИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ: ПОЛИИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДВУХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ - ФОРТЕПИАНО И АККОРДЕОНЕ

УДК 372.878:37.02 Ю. М. Аванесов

Нортвиллский колледж искусств

В статье рассматриваются цели, задачи подготовки музыканта в учебных заведениях, различные подходы к обучению и воспитанию музыканта. Отмечается, что современные выпускники творческих вузов, учебных заведений культуры и искусств должны быть специалистами широкого профессионального музыкального профиля, специалистами творчества. Для этого автор предлагает опираться в профессиональной подготовке такого специалиста на системно-синергетический подход, который предполагает создание синергетической модели методической системы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне.

Ключевые слова: начальное обучение, зарождение профессионального музыкального образования, специалист широкого музыкального профиля, развитие самостоятельных навыков, полиинструментальное параллельное обучение игре на фортепиано и аккордеоне, системно-синергетический принцип в обучении музыке.

Yu. M. Avanesov

Northville, Michigan, 48167, USA

SYSTEM AND SYNERGETIC APPROACH TO TRAINING IN MUSIC: POLYINSTRUMENTAL PARALLEL PIANO AND ACCORDION TRAINING SYSTEM

The article discusses about of the problems of training of the musician in educational institutions, various approaches to training and education of the musician are considered. It is noted that modern graduates of creative higher education institutions, educational institutions of culture and arts

АВАНЕСОВ ЮРИЙ МЕЛКУМОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор Нортвиллского колледжа искусств, сертифицированный педагог от штата Мичиган, член Ассоциации педагогов США

AVANESOV YURY MELKUMOVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Northville, Michigan (USA), certified teacher from Michigan, a member of the Association of teachers USA

e-mail: [email protected] © Аванесов Ю. М., 2017

have to be experts of a wide professional musical profile, experts of creativity. For this purpose the author suggests to rely in vocational training of such expert on system and synergetic approach who assumes creation of polyinstrumental parallel piano and accordion training system and offered the use of system and synergetic approach to training in music.

Keywords: initial teaching, the emergence of professional music education, specialist a broad musical profile, the development of independent skills, polyinstrumental parallel piano and accordion training system, the synergetic principle in teaching music.

Для цитирования: Аванесов Ю. М. Системно-синергетический подход к обучению музыке: полиинструментальное параллельное обучение игре на двух музыкальных инструментах -фортепиано и аккордеоне // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2 (76). С. 181-188.

Фортепианным педагогам и их ученикам известно, что методика начального обучения игре на фортепиано была тщательно рассмотрена и разработана Е. Ф. Гне-синой. Также много внимания игре на фортепиано уделял в своих методических трудах Г. Г. Нейгауз, связывая всю эту работу с вопросами пианистического аппарата [см.: 8]. Так зарождалось профессиональное исполнительское искусство обучения игре на клавишных музыкальных инструментах. Здесь, на наш взгляд, уместно привести слова современного учёного — методиста и практика - А. П. Мансуровой о том, «что высокая музыкальная педагогика начинается там, где искусство и талант являются единым творческим сплавом, что и составляет главную жизненную основу музыкального искусства, а вместе с этим и профессиональное мастерство, которое и составляет педагогическое и творческое древо [7, с. 165]».

Европейские музыканты, композиторы и педагоги XVIII века, такие, например, как К. Ф. Э. Бах, Ж. Ф. Рамо, Ф. Купе-рен и другие, фундаментально разрабатывали технологические вопросы клавишного исполнительства, формулировали принципы, методы, приёмы свободного звукоизвлечения, формировали основы

техники виртуозного исполнительства, искали научно обоснованные методы профилактики мышечной зажатости, заболеваний рук у профессиональных исполнителей.

В первой половине XX века Анна Абрамовна Шмидт-Шкловская разработала «здоровьесберегающую» методику развития исполнительской техники пианиста [см.: 10]. Перед началом работы за инструментом, а также в течение занятия А. А. Шмидт-Шкловская рекомендует использовать комплекс обязательных гимнастических упражнений, выполняемых стоя или сидя за инструментом. Предлагаемый ею гимнастический комплекс объёмен, он аккумулирует многолетний опыт педагога в области лечения профессиональных заболеваний рук музыкантов.

В целях накопления музыкального опыта многие авторы-методисты с первых же уроков рекомендуют обращаться к учебникам сольфеджио, нотный материал которых отвечает классическим музыкальным правилам и закономерностям, выстроен в соответствии с дидактическими принципами постепенного усложнения. Пианист-педагог С. С. Ляховицкая разработала «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах дет-

ских музыкальных школ» [см.: 6]. Уже на начальном этапе вводится обязательная игра по нотам, обучение различным приёмам, с одновременным изучением скрипичного и басового ключей: ноты читаются сразу в двух ключах и исполняются двумя руками.

Так, постепенно, в российской пианистической школе, которая была сформирована за прошедшие годы, происходит устойчивое становление и развитие принципов воспитания и обучения игре на фортепиано юных музыкантов. В процесс обучения дошкольников и младших школьников вводится импровизационное творчество, обучение игре на фортепиано в рамках общего музыкально-теоретического и эстетического развития (В. Н. Говор и Ю. В. Плетенецкая). Развивая теорию и методику фортепианного искусства, обучения игре на фортепиано, мы предлагаем одновременно вести работу по обучению игре на аккордеоне, проводить так называемое параллельное обучение.

В 30-е годы XX столетия аккордеон, как мы знаем, получил широкое применение в Европе, а несколько позже увлечение им охватило всю Северную Америку. В середине 30-х годов XX века в России был налажен массовый фабричный выпуск аккордеонов, что дало толчок к одновременному развитию аккордеонной культуры во всех аспектах (концертного аккордеонного исполнительства, аккордеонной педагогики, формированию специального аккордеонного репертуара). В конце XX века было издано большое количество объёмных учебно-методических трудов, школ и учебных пособий, представляющих большой исследовательский и профессиональный педагогический интерес.

Развивается методика формирования умения импровизировать и подбирать мелодию, выстраивать, в соответствии с мелодией, необходимый аккомпанемент, отрабатывается навык транспонирования, аранжировки и сочинения мелодий и даже целых произведений. Всё сказанное является современным требованием системы профессионального музыкального образования, самостоятельным желанием и целью практически каждого учащегося музыканта, что обусловливается нуждами профессиональной деятельности - педагогической, концертмейстерской и кон-цертно-исполнительской, потребностями социокультурной сферы при организации личного и коллективного досуга, а следовательно, требованиями учебных заведений культуры и искусства к дальнейшей современной творческой работе выпускников вузов.

Таким образом, подчеркнём ещё раз: сегодня полиинструментальное параллельное обучение игре на фортепиано и аккордеоне (что мы предлагаем и практикуем в своей педагогической и творческой работе, и это, как показывает наша практика, даёт высокие необходимые результаты) является жизненным и необходимым для нашего общества. Современные выпускники творческих вузов, учебных заведений культуры и искусств должны быть специалистами широкого профессионального музыкального профиля, специалистами творчества, а не узкими специалистами, как это было в нашей недавней практике, всё это должно уйти в прошлое, ибо такой узкий специалист в рыночных условиях не найдёт себе применения. Эта главная педагогическая и творческая мысль должна быть заложена и постоянно присутствовать в творческой

работе специалиста широкого музыкального профиля.

Современный учёный А. П. Мансурова по проблеме универсальности музыканта - творческого работника широкого профиля, в своих научных трудах отмечает: «На основании обзора и установления периодизации развития теории универсализма, изучения содержания категории универсальности в научных трудах представителей различных философских и методологических школ можно прийти к следующим выводам в контексте нашей исследовательской деятельности, основной проблемой которой является универсальная подготовка профессионала широкого музыкального профиля [7, с. 166]».

Следует сказать ещё об одном важном направлении, которое надо, по нашему мнению, вводить в профессиональное музыкальное образование. Речь идёт о си-стемно-синергетическом принципе обучения музыке. Все новшества, которые предлагает современная жизнь, мы попытались разработать и описать в наших научных исследованиях, которые мы проводили на протяжении десятилетий нашей творческой, научно-методической и учебно-практической работы.

Нами издано несколько монографий, учебных пособий [см.: 1-3], а также были публикации статей в различных изданиях. Мы искренне надеемся, что наш голос по данной современной проблеме в музыкальном мире будет услышан, а поставленная научная, методическая и учебно-практическая задача по подготовке специалиста широкого музыкального профиля будет успешно решаться в наших российских вузах культуры и искусства на основе использования системно-синер-гетического принципа обучения музыке.

Системно-синергетический принцип обучения музыке в системе музыкального образования позволяет специалистам достигать профессионального исполнительского мастерства одновременно в нескольких родственных видах инструментального искусства, что ведёт к универсализации (многофункциональности, мно-гопрофильности) их профессиональной исполнительской, музыкально-просветительской, культурно-досуговой, педагогической деятельности.

Профессиональное мастерство специалиста характеризуется сегодня не только глубокими познаниями, умениями и навыками в рамках музыкальной специальности, её научно-практической сферы, но и такими способностями, как мобильность мышления, интеграция знаний, умений и навыков, их трансформация в изменяющихся условиях профессиональной и социальной сферы, стремление к формированию универсального профессионального мастерства в нескольких (в определённой степени смежных) областях.

В связи с этим А. П. Мансурова отмечает: «Учитывая стремительные изменения в социально-экономических, политических отношениях современных государств, которые существенно влияют на политику, стратегии, содержание социальных сфер, в частности образования, можно прийти к выводу, что универсальная подготовка профессионала должна обеспечивать выпускников такой системой качеств, способностей, знаний, умений, навыков, которые обеспечат стабильность в любой нестабильной обстановке. Что касается методологической основы, то мы уверены, что универсальность подготовки структурно и технологически, на уровне предметной организации обра-

зовательного процесса, может быть реализована с помощью инструментария модульного подхода и выражена в комплексе образовательных модулей, совокупность которых обеспечивает достижение универсальности как социальной характеристики, обозначающей фактически неограниченный профессионализм [7, с. 166]».

Профессиональный музыкант в настоящее время выступает в обществе в нескольких ипостасях, востребованность которых обусловлена современными социальными взаимоотношениями, культурными приоритетами, образовательными потребностями.

В связи с тенденцией к универсализации образования естественным путём формулируется необходимость осуществления процедур междисциплинарной интеграции для достижения высоких педагогических и социокультурных результатов широкого спектра приложения. Чтобы противостоять информационно-временному переизбытку, характеризующему современный учебный процесс, часто проявляющемуся в виде дублирования содержания теоретических дисциплин и практических учебных курсов, необходимо осуществить их структурно-содержательный анализ и выявить возможности разработки наиболее современного научно-методологического инструментария и создания на его основе новой усовершенствованной модели обучения музыке на основе междисциплинарной интеграции.

В таком прогрессивном разрешении проблемы совершенствования процесса обучения музыке нуждаются профессиональные исполнители и участники художественной самодеятельности, педагоги, учащиеся, менеджеры-организаторы

культурного досуга, любители музыкального искусства различных демографических групп и категорий.

Мы пришли к выводу о необходимости разработки нового научно-методологического инструментария музыкальной педагогики — системно-синергетического принципа в обучении музыке, а также создания на его основе теоретической модели многопрофильной подготовки музыкантов-универсалов — методической системы полиинструментального параллельного обучения игре на клавишных инструментах.

Несмотря на то, что уже не одно десятилетие в методической и публицистической литературе поднимается вопрос о необходимости решения структурно-функциональных и теоретико-методических проблем взаимодействия инструментальных курсов в системе профессионального музыкального образования, в частности — совершенствования процессов обучения игре на фортепиано как дополнительном инструменте и на аккордеоне как основном, масштабных научно-исследовательских работ по проблеме интеграции процессов обучения игре на клавишных инструментах ранее не проводилось. Единичные попытки решения назревшей проблемы на эмпирическом уровне не переросли в фундаментальные теоретико-методические обобщения.

Однако отдельные вопросы в этом направлении поднимались и решались, в результате был осуществлён ряд фундаментальных теоретико-практических исследований по выявлению эффективности применения системного подхода для решения актуальных задач школьной педагогики, в ходе которых были получены принципиально новые методики об-

учения и воспитания, что подтвердило мысль российского философа И. В. Блау-берга: «Системный подход - это не только сфера отвлечённой науки. Наоборот, он выдвигается на передний план именно там, где возникают особенно острые практические проблемы [5, с. 283]».

В процессе развития системных исследований естественным образом произошло выделение различных категорий системного подхода (структуры, функций и т.д.) в качестве ключевых аспектов, обусловливающих характер, направленность и содержание конкретных научно-практических исследований. Постепенно такие аспекты получили дальнейшее оформление и развитие в виде относительно самостоятельных методологических подходов.

Таким образом, в 70-е годы XX столетия происходит становление новой междисциплинарной науки — синергетики, предметом которой являются сложные, самоорганизующиеся открытые нелинейные системы, индивидуально развивающиеся под взаимодействием внешней среды. Её основоположник — немецкий учёный Г. Хакен в конце 1960-х годов ввёл в научный оборот новый термин «синергетика». И. Пригожин рассматривал возможности создания новых структур, открытия новых путей эволюции в процессе экспериментов по кардинальному изменению качественных параметров среды.

В 70-х годах XX столетия академик П. К. Анохин уже проводил исследования по установлению функциональных связей в процессе самоорганизации систем человеческого организма [см.: 4].

Первоначально синергетический подход к построению и анализу функционирования новых открытых нелинейных систем использовался учёными в точных

и естественнонаучных областях — математике, физике, химии, биологии, медицине. В 1980—1990-х годах синергетиче-ские принципы постепенно переносятся на социальные, гуманитарные сферы.

На основе синергетического подхода анализируются и пересматриваются теоретико-методологические основы методики и практики образования, изучаются, создаются новые модели функционирования систем в области социологии, политики, экономики, искусства, психологии, образования, педагогики, филологии, искусствознания.

Единичные экспериментальные попытки приложения принципов синергетики в гуманитарных научных областях переросли в конце XX века — в первом десятилетии XXI века в основное направление научной деятельности. И сегодня в соответствии с этими принципами си-стемно-синергетического подхода должны планироваться, моделироваться, создаваться и функционировать социальные, психологические, педагогические, образовательные, семиотические и другие системы. Без подобного обновления научно-теоретических, методологических подходов сегодня невозможно создание инновационных систем, моделей, технологий, отвечающих современным потребностям социума.

Системно-синергетические исследования, осуществлённые в гуманитарной сфере в последние годы, можно разделить на искусствоведческие и общепедагогические, при этом системно-синергетиче-ских исследований в области музыкальной педагогики нет.

Создав синергетическую модель методической системы полиинструментального параллельного обучения игре на кла-

вишных инструментах, мы имеем основания предполагать, что моментом истины для новой педагогической системы могут стать координаты слияния теоретико-методических направлений (фортепианного и аккордеонного) и жанровых видов музыкального исполнительства, в частности ключевые учебные темы, в содержании которых тесным образом связаны процессы обучения игре на фортепиано и аккордеоне.

Примером реализации прикладного значения системно-синергетического

принципа в обучении музыке является создание синергетической модели методической системы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне, в которой раскрывается сущность всех заявленных категорий, их функциональная динамика в непрерывном процессе взаимодействия внутри системы и во внешней среде с одновременным сохранением индивидуальных особенностей специализации, что соответствует основным положениям системно-синергетического принципа.

Примечания

1. Аванесов Ю. М. Полиинструментальное параллельное обучение игре на двух инструментах (фортепиано, аккордеоне) : учебное пособие. Москва : МГПУ, 2009. 130 с.

2. Аванесов Ю. М. Системно-синергетический принцип в обучении музыке : монография. Краснодар : КГУКИ, 2009. 184 с.

3. Аванесов Ю. М. Фортепианная педагогика: историко-теоретические и методические аспекты : монография. Москва : МГУКИ, 2007. 152 с.

4. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы : Избранные труды. Москва : Наука, 1978. 400 с.

5. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва : Эдиториал УРСС, 1997. 448 с.

6. Ляховицкая С. С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах детских музыкальных школ. 4-е издание. Ленинград : Музыка, 1979. 50 с.

7. Мансурова А. П. Сущность и специфика универсальной подготовки в вузе в контексте гуманитарных наук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 161-167.

8. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / [Авт. очерка Я. И. Мильштейн, с. 207-239]. 5-е издание. Москва : Музыка, 1988. 240 с.

9. Тышкевич Г. Т. Краткий самоучитель для клавишного аккордеона. Москва; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1948. 31 с.

10. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. Москва : Классика-XXI, 2003. 82 с.

References

1. Avanesov Yu. M. Poliinstrumental'noe parallel'noe obuchenie igre na dvukh instrumentakh (fortepiano, akkordeone) [polyinstrumental parallel piano and accordion training system (piano, accordion)]. Moscow, Publishing House of Moscow City Teacher Training University, 2009. 130 p.

2. Avanesov Yu. M. Sistemno-sinergeticheskii printsip v obuchenii muzyke [The system and syner-getic principle in training in music]. Krasnodar, Publishing house of Krasnodar State University of Culture and Arts, 2009. 184 p.

3. Avanesov Yu. M. Fortepiannaya pedagogika: istoriko-teoreticheskie i metodicheskie aspekty [Piano pedagogics: historical and theoretical and methodical aspects]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2007. 152 p.

4. Anokhin P. K. Filosofskie aspekty teorii funktsional'noi sistemy. Izbrannye trudy [Philosophical aspects of the theory of functional system. Chosen works]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1978. 400 p.

5. Blauberg I. V. Problema tselostnosti i sistemnyi podkhod [Problem of integrity and system approach]. Moscow, Editorial URSS, 1997. 448 p.

6. Lyakhovitskaya S. S. Zadaniya dlia razvitiya samostoiatel'nykh navykov pri obuchenii fortepi-annoi igre v mladshikh klassakh detskikh muzykal'nykh shkol [Tasks for development of independent skills when training in a piano game in elementary grades of children's music schools]. 4nd edition. Leningrad, Publishing house "Music", 1979. 50 p.

7. Mansurova A. P. The essence and specifics of universal training at the university in the context of the humanities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 161-167.

8. Neigauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoi igry. Zapiski pedagoga [About art of a piano game. Teacher's notes]. 5nd edition. Moscow, Publishing house "Music", 1988. 240 p.

9. Tyshkevich G. T. Kratkii samouchitel' dlia klavishnogo akkordeona [The short self-instruction manual for a keyboard accordion]. Moscow, Leningrad, The State Music Publishing House, 1948. 31 p.

10. Shmidt-Shklovskaya A. A. O vospitanii pianisticheskikh navykov [About bringing up of pia-nistic skills]. Moscow, Publishing House «Classica 21», 2003. 82 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.