ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
і
Ю.М. АВАНЕСОВ, доцент Московский государственный университет культуры и искусств
Система полиинструментального параллельного обучения
В статье раскрываются методологические и теоретические подходы и принципы формирования педагогической системы, основанной на интеграции двух методических направлений обучения музыке и двух областей инструментального искусства.
Ключевые слова: системный подход, концепция межпредметных связей, теоретическая вербально-образная модель интеграции, полиинструментальное обучение.
Профессиональное мастерство музы- фортепиано, таки на аккордеоне исполни-
канта характеризуется сегодня не только глубокими познаниями в узкой дисциплинарной области, умениями и навыками в ограниченной специальностью сфере, но также такими параметрами, как мобильность мышления, способность к интеграции знаний, умений и навыков, их трансформации в изменяющихся условиях профессиональной сферы и социального взаимодействия, к формированию универсального профессионализма в нескольких (в определенной степени смежных) областях. Между тем в системе художественного образования эти тенденции пока не получили концептуального осмысления. Так, например, уже не одно десятилетие аккордеон является дополнительным инструментом к фортепиано в системе музыкального образования всех ступеней, а многие профессиональные исполнители и педагоги в равной степени владеют и фортепианным, и аккордеонным исполнительским искусством. Однако специальных научно-исследовательских работ, направленных на методическую интеграцию данных областей инструментального творчества, до сих пор не проводилось Ш-
Фортепиано и аккордеон, благодаря своим неограниченным исполнительским (жанровым) и интерпретационным возможностям, выступают универсальными средствами массового музыкального воспитания и просвещения. Оба рассматриваемыхинстру-мента являются полифоническими. Как на
тель может играть одновременно и мелодию, и аккомпанемент, что очень важно с музыкально-эстетической, образовательной и физиологической точек зрения. Сходством является также то, что фортепиано и аккордеон относятся к точно настраиваемым инструментам (по камертону). Некоторые отличия в устройстве и исполнительских возможностях фортепиано и аккордеона не являются, на наш взгляд, помехой для организации «интегрированного » междисциплинарного параллельного обучения. Напротив, например, устройство басовой механики аккордеона способствует развитию гармонического слуха, что, в свою очередь, позволяет быстрее и легче осваивать на фортепиано подбор аккомпанемента.
Проанализировав методики обучения игре на этих инструментах, цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, основные методы, а также типовые структурные и содержательные особенности преподавания и перспективы в области концертной и педагогической деятельности пианистов и аккордеонистов [2], мы пришли к выводу о необходимости и возможности разработки единой методической системы полиинструментального параллельного обучения фортепианному и аккордеонному исполнительству. Теоретико-методологический фундамент экспериментальной работы составили системный подход, концепция межпредметных связей и моделирование.
Художественное образование 39
Искомая система должна обладать характеристиками целостности,структурной и временной упорядоченности, способностью к эволюционному развитию. При ее разработке необходимо учитывать следующие факторы: принципы единства целей, методологических и дидактических основ, методов, приемов, форм, средств обучения; принципы эстетического, воспитательного, социального и психологического потенциала выразительных средств различных видов музыкального искусства (фортепианного и аккордеонного); особенности способов, форм, средств применения результатов (учебная, исполнительская, просветительская, педагогическая деятельность музыканта), а также акмео-логический принцип модели универсального специалиста, обладающего сложнокомпонентным, полифункциональным профессиональным мастерством. Все эти принципы являются главными отличительными чертами системы музыкального образования, содержание которого тесно связано как с особенностями различных видов искусств, так и с общими закономерностями музыкальной науки.
Присущая системе характеристика целостности предполагает возможность выделения в ней частей, слияние которых и приводит к образованию целого. В аспекте решения нашей проблемы это означает организацию процесса параллельного обучения игре на клавишных инструментах, в основу которого положена единая музыкальная теория, методология музыкальной педагогики, дидактика (общая теория обучения). Категория части воплощена в уникальных авторских методиках обучения фортепианному и аккордеонному искусствам, а также в отдельных тематических раз-делахтеоретических дисциплин, включение которых обусловлено целями реализации системы полиинструментального обучения.
Для разработки методической системы полиинструментального обучения необходимо было в первую очередь упорядочить, сопоставить, а затем соединить, интегриро-
вать структуры, а также, соответственно, содержание двух ее основных компонентов - методик обучения фортепианному и аккордеонному исполнительскому искусству, что позволило представить систему полиинструментального обучения как единое целое.
Дальнейшим исследовательским шагом после разработки единой структуры поли-инструментального обучения стала детальная проработка каждого ее элемента в отдельности. В нашем случае исходными элементами, своеобразными «атомами » моделируемой методической системы стали учебные темы, которые должны занимать определенное место в логически выстроенной, взаимосвязанной и взаимообусловленной последовательности. В результате соблюдения данного условия отдельные темы способны выполнять соответствующие организационно-методические, дидактические и образовательные функции, отвечать требованию постепенного усложнения учебного материала.
Процесс изучения исходных элементов и преобразования их в единую систему тесно связан с реализацией категории времени. Временной фактор определил ретроспективный анализ в качестве метода исследования процесса становления, изменения, совершенствования теории и методики обучения игре на клавишных инструментах, позволил установить основные хронологические периоды развития фортепианной и аккордеонной педагогики. В результате такого сравнительного анализа учебно-методических составляющих двух процессов обучения (фортепианному и аккордеонному исполнительству) и было разработано тематическое содержание системы полиин-струментального обучения.
Концепция межпредметных связей воспринимается современными дидактами, методистами, педагогами как одна из наиболее прогрессивных, педагогически эффективных, высокоэвристичных теоретических систем [3]. Решение проблемы организации параллельного обучения игре на
40
Высшее образование в России • № 2, 2009
двух клавишных музыкальных инструментах с учетом концепции межпредметных связей предполагает синтез содержания двух педагогических объектов с целью получения нового полноценного педагогического объекта, представляющего собой целостный образовательный процесс, в рамках которого возникающие дидактические и методические проблемы, теоретические вопросы, практические задачи решаются быстро, всеобъемлюще, исчерпывающе. Воплощение концепции межпредметных связей в процессе параллельного обучения игре на клавишных инструментах позволяет формировать у начинающих музыкантов качественно новый, синтетический тип мышления. В дальнейшей учебной самостоятельной работе и творческой исполнительской деятельности опора на выделенные общие основы облегчает процесс выявления и уточнения отличий, знание которых, в свою очередь, позволяет быстрее усваивать особенности отдельных предметов, объединенных в учебном курсе. Знания, получаемые в процессе освоения интегрированных курсов, обладают характеристиками целостности, упорядоченности, они приобретаются учащимися систематизиро-ванно и последовательно, без необоснованного дублирования (как показывают педагогические наблюдения, последнее тормозит учебный процесс и притупляет учебнопознавательный интерес).
Параллельное обучение игре на двух музыкальных инструментах является сложнокомпонентной, многоуровневой задачей. Необходимым условием ее решения является создание соответствующей модели педагогической системы. С учетом характера, содержания, целей, принципов и результатов экспериментальных действий процесс моделирования в нашем случае представляет собой образную, вербально-описательную форму (графическое отображение смысловых конструкций, идей, результатов анализа). Описание является наиболее оптимальной формой моделирования социальных (педагогичес-
ких, психологических, культурологических) объектов (процессов, механизмов, явлений). С помощью такого рода вербально-образной модели нами было осуществлено проектирование новой системы по-лиинструментального обучения, определены её внешние и внутренние параметры (фундамент, структура, уровни, компоненты, функции).
В структуре процесса моделирования можно выделить следующие этапы исследовательских действий:
1) формулирование исходных установок (целей, задач, гипотезы), а также утверждение тематического содержания и структуры учебного курса в методическом, дидактическом и художественном аспектах в качестве основных компонентов для анализа и моделирования;
2) анализ основных компонентов моделируемой системы - педагогических систем обучения игре на фортепиано и аккордеоне;
3) формирование понятийного аппарата, уточнение прикладного содержания основных теоретико-методологических категорий (принципов системного подхода и теории межпредметных связей);
4) эвристическое планирование - разработка «сценария» учебного процесса (определение компонентов, требующих преобразования согласно конечным целям экспериментального моделирования, синтез и модификация основных единиц анализа -компонентов структуры и тематического содержания, распределение «ролей» и функций);
5) прогнозирование результатов внедрения модели в широкую образовательную практику, рекомендации по методическому и дидактическому сопровождению моделируемого учебного процесса;
6) проверка устойчивости модели к внешним воздействиям.
Процесс моделирования представляет собой формирование желаемого образа, воссоздание перспективы конечного результата его функционирования, что сопровождается тщательным, скрупулезным
Художественное образование 41
описанием всех его качеств, свойств, функций, внутренней структуры, содержания с детализированным описанием всех элементов, внешней формы.
Поскольку модель параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне предполагает интеграцию двух видов искусств и двух педагогических курсов, формирование взаимосвязей между ними происходит в двух плоскостях - «по вертикали » (точки соприкосновения педагогических курсов)и «по горизонтали» (общие тенденции развития видов искусства). В качестве системообразующих элементов музыки теоретически выделяются следующие: звук, мелодия, гармония и ритм. Анализ теоретико-методического содержания данных музыковедческих категорий позволил провести параллели между процессами обучения фортепианному и аккордеонному исполнительскому искусству, подтвердить предположение о возможности их объединения, разработать в итоге единую систему полиинструментального обучения, предложить концепцию подготовки специ-алиста-универсала по музыкальному воспитанию и досугу детей, подростков и взрослого населения.
YU. AVANESOV. POLYINSTRUMENTAL PARALLEL PIANO AND ACCORDION TRAINING SYSTEM
The author exposes methodological and theoretical principles, approaches, methods of creating the new pedagogical system based on two spheres of instrumental art and two musical schools.
Key words: theoretical model of polyinstrumental parallel piano and accordion training, system approach to creating integral pedagogical system, the conception of intersubject relations in the basis ofintegral system. Литература
1. Аванесов Ю.М. Реализация концепции
межпредметных связей в музыкальной педагогике // Высшее образование в России. 2008. №10. С. 151-153.
2. Арчажникова Л.Г. К вопросу исследования
функциональной структуры музыкальнопедагогической деятельности // Вопросы фортепианной педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.М. Гохфельда. М.: МГПИ, 1980. С. 19-31.
3. Осуществление межпредметных связей в
процессе обучения: Метод. рекомендации / Сост. В.Н. Федорова и др. Владимир: ВГПИ, 1982. 132 с.
И.Э. РАХИМБАЕВА, доцент СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Критерии качества педагогического художественного образования
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. обеспечение высокого качества образования как главная задача образовательной политики осуществляется на основе поддержания его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В этих условиях особо значимой становится проблема управления качеством образования. В широком смысле качество выс-
шего образования определяется как «сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [1, с. 11]. По опыту международных организаций, в частности ЮНЕСКО, качество образования можно описывать и улучшать через характеристики:
1) учащихся (их здоровье, мотивация к обучению и, безусловно, результаты обучения, которые они демонстрируют);