Научная статья на тему 'Системно-параметрический анализ теории научных революций Т. Куна'

Системно-параметрический анализ теории научных революций Т. Куна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадигма / система / системные закономерности / парадигма / система / системні закономірно

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дели-Славов Д. С.

Категориальный апарат Параметрической ОТС позволяет рассмотреть теорию научных революций Т. Куна как систему, с выявлением системных параметров. С помощью системных закономерностей определить значения атрибутивных параметров, тем самым выявить некоторые трудности и закономерности теории Т. Куна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Системно – параметричний аналіз теорії наукових революцій Т. Куна

Категоріальний апарат Параметричної ЗТС дозволяє розглянути теорію наукових революцій Т.Куна як систему, з виявленням системних параметрів. За допомогою системних закономірностей знайти значення атрибутивних параметрів, тим самим визначити деякі труднощі і закономірності теорії Т.Куна.

Текст научной работы на тему «Системно-параметрический анализ теории научных революций Т. Куна»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. № 2. С. 38-43.

УДК 146

СИСТЕМНО-ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т. КУНА

Дели-Славов Д.С.

Категориальный апарат Параметрической ОТС позволяет рассмотреть теорию научных революций Т. Куна как систему, с выявлением системных параметров. С помощью системных закономерностей определить значения атрибутивных параметров, тем самым выявить некоторые трудности и закономерности теории Т. Куна.

Ключевые слова: парадигма, система, системные закономерности.

Предметом исследования выступает теория научных революций. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить системные параметры теории научных революций.

Философия науки возникла в первой половине 20-го века. Гносеология позитивистов потерпела крах не только в теоретическом плане, но и в практическом плане. Ученые и их теории постепенно стали приобретать своего рода «товарный вес». Стали организовывать НИИ, а «университетские лаборатории все чаще теперь зависят от промышленных заказов» [5, с. 34]. Начинается конкуренция между научными группами. Возникла проблема адекватности описания теории и истории науки. Огромный интерес вызывают такие явления: влияние на ученого окружающей среды, предпосылки выдвигаемых теорий и гипотез, явное и неявное знание, природа научного знания, борьба научных сообществ за приоритетные области исследований, логика научного открытия. Данные проблемы получили теоретическую разработку в трудах целого поколения философов и методологов науки. Отдельное место занимает философское течение критического рационализма и эволюционной эпистемологии. Во главе данного направления был философ и методолог К.Р. Поппер. Большая часть его последователей, как и он сам, стали основателями одного из современных направлений западной методологии науки - эволюционной эпистемологии. Учениками К. Поппера и одновременно критиками его основных положений стали И. Лакатош, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин, Дж. Холтон, Т. Кун. Теория Т. Куна, которая получила название «теория научных революций», представляет собой интересное переплетение идей философии, истории науки и положений критических рационалистов.

Сложность рассматриваемой концепции и стремление её автора к целостному описанию исторического развития науки, - актуальной в настоящее время проблеме, позволяет рассмотреть концепцию Т. Куна в рамках Параметрической общей теории систем (ОТС). Сложность, и в противоположность её, простота стали темой коллективной монографии [4], а также получили развитие в ряде работ [8, 9]. Эти исследования дают представление о сложности как об одном из системных

параметров в рамках Параметрической ОТС [6, 7, 10, 11]. Рассмотрение концепции научных революций Т. Куна предполагает построение системной модели с выделением таких системных дескрипторов, как концепт, структура и субстрат. А следующий этап исследования - выделение атрибутивных системных параметров. С помощью выделенных параметров и общесистемных закономерностей появится возможность исследовать теорию научных революций Т. Куна с точки зрения адекватности её историческому развитию науки и внутренней непротиворечивости (системные закономерности).

Суть системного подхода: исследуемый объект представляется в виде системы, т.е. строится системная модель. На системной модели исследуются системные характеристики и системные закономерности. Особенность таких закономерностей состоит в том, что отыскиваются необходимые системные связи между особыми свойствами - системными параметрами. Исследование этих закономерностей позволяет выделить бинарные атрибутивные системные параметры. Это позволяет отнести объект к классу объектов, которые обладают некоторым свойством или нет. Построение системной модели базируется на трех категориях - вещах, свойствах и отношениях. В Параметрической ОТС любой объект может быть представлен в виде системной модели с выявлением системных дескрипторов - концепта, структуры и субстрата. И в зависимости от того, каков характер концепта - это свойство или отношение - в Параметрической ОТС разработано двойственное системное моделирование. Это системы с атрибутивным концептом и реляционной структурой и второй вид - с реляционным концептом и атрибутивной структурой [9]. Системные дескрипторы играют разные роли в системной модели научной теории. Концепт системы - это всегда некоторый способ представления объекта как системы. Он всегда является фиксированным, представляя собой знание, которое предпосылочно для теории. Концепт не всегда явный, но при анализе содержания объекта значение концепта становится явным. Другой элемент системной модели - структура, значения которой определяются концептом системы. Так же выделяют субстрат системы, т.е. понятийный состав исследуемого объекта. Атрибутивные системные параметры характеризуют систему саму по себе, указывают на отношения второго порядка между системными параметрами.

В философии науки существует большое количество концепции развития науки. Также несколько методологических представлений об истории развития науки. Здесь можно выделить кумулятивизм и антикумулятивизм. В основе кумулятивизма лежит представление о непрерывности развития знания. Как правило, исключается возможность качественных изменений знания. Развитие знания представляет собой последовательность теоретических систем, в которой каждая последующая включает в себя предшествующую в качестве своего частного случая. Существует линейный прогресс: последующие теории более общие, они объясняют все, что объясняли их предшественницы, а также дополнительные факты. Т1 - Т2-.. Тп связаны между собой так, что каждая последующая теория включает предыдущую как частный случай [10, с. 121]. Кумулятивизм принадлежит к цепным системам. Цепной является система, структура которой соотносит каждый элемент не более чем с двумя другими элементами. Каждая новая теория - соотносится только с предшествующей и

является базой для новой, только на ней основанной теории, но дополнительно объясняющей ещё некоторые факты. Предельным случаем цепной системы является система замкнутая. Но теорию кумулятивизма нельзя отнести к таким системам. В замкнутой системе каждый элемент соотносится непосредственно с двумя и только двумя другими элементами системы. Некумулятивистские модели связаны с критическим рационализмом и эволюционной эпистемологией. Отдельный пункт концепции Т.Куна - критика кумулятивизма. Т. Кун считает, что он (кумулятивизм) «не отвечает на основные и существенные вопросы развития науки». [1, с. 80]. Для кумулятивизма характерно простое описание накопления научных фактов. Тем самым его последователи описывают прогресс науки. Т. Кун считает, что прогресс науки происходит совершенно иначе. Поэтому и системная модель концепции научных революций выглядит следующим образом.

Данная системная модель обладает реляционным концептом и атрибутивной структурой. Концепт: отношение изменения, конкуренции между разными научными парадигмами. Структура: научная парадигма, способы исследования, присущие данной парадигме, научные революции, головоломки, нормальная наука, а так же «учебниковая наука». Субстрат: научные факты, теории, данные эксперименты, парадигма и т.д. При этом нечеткое понимание или описание Т.Куном понятия «парадигмы» приводит к тому, что его можно отнести как к субстрату, так и к структуре данной системной модели.

Системная модель концепции Т. Куна обладает свойством быть не цепной. Так же эта системная модель обладает свойством авторегенеративности по отношениям, т.к. в заданной парадигме методы решения задач воспроизводятся автоматически. В Параметрической ОТС, когда исследователю известны значения некоторых атрибутивных параметров, есть возможность выявить значения остальных параметров при помощи общесистемных закономерностей. Закономерности были выявлены статистическим методом, а позже было доказано их существование аналитическим методом в рамках Языка тернарного описания [9, с. 172 - 191]. Очень важно использование системных закономерностей для проверки теории по значениям параметров. Т. е. системные закономерности позволяют выявить внутреннюю противоречивость исследуемой системной модели. Используя системные закономерности, можно выявить, что системы, которые авторегенеративны по отношениям, авторегенеративны и по элементам. В рамках действующей парадигмы, т.е. в рамках принятого и автоматически воспроизводимо способа решения научных задач, автоматически воспроизводится и тип фактов, на которых реализуется и соответствующая научная концепция. Пока не произойдет смена парадигмы, не удастся обнаружить и новой области исследования. Вот почему иногда так важно прорабатывать уже известный научный материал с помощью новых методологических средств, не известных ранее. Тем самым появляется возможность в результате такой деятельности открытия новых законов и принципов. Так, исходя из системных закономерностей, следует, что система, которая авторегенеративна по элементам не может быть цепной.

Системы авторегенеративные по элементам являются стабильными системами: «парадигмы вымирают только по мере естественной убыли их приверженцев» [10, с.

167]. В современной гносеологии получило распространение учение о сателлитах знания. Одни из таких сателлитов - вера - мнение и вера - убеждение. Данные понятия проникают в методологию науки из социальных и психологических наук. Одесский методолог науки А.Ю. Цофнас в своей работе «Гносеология» в разделе «Знание и его сателлиты» выделяет и доказывает существование таких гносеологических операций как: понимание, описание, воображение, вера и др [10, с. 17-61]. Одним из сателлитов знания, по мнению А.Ю. Цофнаса, является вера. При этом существует два вида веры: вера-мнение и вера-убеждение. Вера-мнение - это совокупность некоторых сведений или знаний, от которых, при определенных внешних обстоятельствах, можно отказаться. Вера - убеждение же, наоборот, представляет собой совокупность знаний или сведений, от которых личность практически никогда не освобождается. Причем вера - убеждение не нуждается во внешнем оправдании. А.Ю. Цофнас показывает, что вера не всегда может существовать без знания. В таблице 2.1 на странице 55 указанной монографии это можно отчетливо проследить: если есть знание, то может быть и вера, но никак не наоборот. Такое различие между верой-мнением и верой-убеждением следует всегда держать в поле зрения, когда рассматривается концепция научных революций Т. Куна.

Концепция Куна относиться к не стабильным системам. Стабильные системы допускают определенные изменения своей структуры без того, чтобы превратиться в другую систему. Кун четко определил элементы структуры. Без них, по Куну, мы не сможем адекватно описать развитие науки. Если система не стабильна, то она не может быть всецелонадежной. Т.е. всегда существует некоторое количество элементов, изъятие которых ликвидирует систему.

Идея К. Поппера о прогрессе науки путем принципа фальсификации субстратна по своему характеру, т.е. прогресс происходит благодаря пересмотру элементов субстрата научной теории. Т. Кун также выделяет ещё и реконструкцию в рамках данной парадигмы как один из вариантов развития науки. Это возможно в период так называемого «нормального развития науки». В свою очередь, можно предположить и изменения структуры как вариант развития науки. Т.е. такое явление, когда некоторые элементы структуры системы получают своё уточнение, развитие или изменения. Такое явление ведет за собой изменения системных характеристик в целом. Например, Энрико Ферми и его группа не знали, что ими было открыто ядерное явление. Не знали, пока другой физик, повторив опыт группы Ферми, не изменил его структуры. «Эксперимент Фриша был сходен с экспериментом Ферми. Однако этот эксперимент имел одно существенное отличие: на этот раз не было полоски алюминиевой фольги, которая скрывала атомный вулкан...» [3, с. 48]. Кун считает, что « технические факты и теории. функционируют скорее как парадигмы, чем как внутренние полезные куски информации» [1, с. 39]. Факты и исторические данные науки мы во многом используем как парадигмы в смысле «образец», «пример» [10, с. 195]. Но, ведь получается, что других-то и нет. Кун является одним из первых мыслителей, который обратил внимание на учебниковую науку. Наука как застывшее явление, которое смотрит на нас со страниц учебника. Большая часть людей именно такой науку и знают. За рамками остаётся большое количество фактов,

действительно существенно повлиявших в свое время на развитие науки. Получается, что факты, выступая в качестве субстрата любой научной теории, не зависят от структуры системы. Структуру системы, особенно, концепт исследователь конструирует свои. Или он отталкивается от предшествующих теорий философии науки, критикуя их, или исследователь привносит их из других наук, сфер деятельности человека.

В Параметрической ОТС выделяют свойства бинарные, линейные и многозначные. Концепции истории науки также можно поделить на исследования, в которых эти концепции рассматриваются с бинарными, линейными или многозначными свойствами. Бинарными исследования бывают, когда историк или философ рассматривает историю развития науки как появление или отсутствие какого-либо свойства в науке. Линейные параметры означают наличие свойств в истории науки, которые можно охарактеризовать как более или менее. Особенность линейных параметров заключается в том, что они создают некую шкалу интенсивности свойства. Зачастую ни бинарные, ни линейные исследования не встречаются в чистом виде. Представляется возможным говорить о бинарно -линейном характере большинства исследований истории науки. На примере значения авторитета церкви для науки можно говорить о бинарно - линейном характере анализа. В теоретическом построении концепции кумулятивизма наличие прогресса является не бинарным, а линейным. Сам прогресс науки не отвергается, а ставится вопрос: в какой мере одна научная теория прогрессивнее той, которая была до нее. Строится теория прямого прогресса науки, благодаря линейным параметрам рассмотрения самого прогресса. Прогресс выступает как концепт самой системы. Многозначное значение параметра - наличие 3 и более свойств объекта, но при этом количество свойств ограничено. К таким исследованиям истории науки можно отнести теорию научных революций Т. Куна: для определения научных революций требуется найти в рассматриваемый период науки некоторые характерные свойства. Об их наличии можно говорить строго определенно, то есть как о бинарных свойствах. Но при этом их больше, чем два.

Почему меняется парадигма? В системной модели атрибутивные системные параметры вступают в противоречия на основании общесистемных закономерностей. В определенный момент развития науки структура системы вступает в противоречие с концептом. Т.е. правила научных исследований, принятые в данном научном сообществе, парадигме идет врозь с самой концепцией научных исследований. Или субстрат системы вступает в противоречие с одним из системных дескрипторов. Тогда появляются факты, противоречащие существующей парадигме. На начальных этапах такие факты привносятся в субстрат системы, не разрушая её. Ученый решают головоломки. Разрушения не происходит благодаря теоретическим противоречиям внутри самой системы. Начинают создаваться гипотезы ad hoc. Субстрат парадигмы обладает свойством гомогенности относительно концепта системы. Т.е. концепт и структура распространяются только на однородные факты. С появлением гетерогенных, относительно данной системы, фактов разрушается и сама система. Это ведет к научным революциям. Получается, что из старой парадигмы устраняются концепт и большая часть структуры системы.

Вывод. Гетерогенный по отношению к старой парадигме субстрат или становиться гомогенным, благодаря новому концепту и структуре, или элементы субстрата старой системы отделяются от элементов субстрата новой системы. Здесь можно привести классические примеры алхимии и химии, эвклидовой и неэвклидовой геометрий, классической и квантовой механик, ламаркизма и дарвинизма.

Список литературы

1. Критика современных немарксистских концепций философии науки / [ отв. ред. Ракитов А. И.]

- М.: Наука, 1987. - 238 с.

2. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1975 - 327 с.

3. Лоуренс У.А. Люди и атомы. Открытие, использование и будущее атомной энергии / У.А. Лоуренс; [под ред. В.С. Емельянова; сокращ. перев. с англ. яз. Ю.В. Емельянова.] - М.: Атомиздат, 1967.

- 296 с.

4. Мамчур Е.А. Принцип простоты и меры сложности / Е.А. Мамчур, Н.Ф. Овчинников, А.И. Уемов. - М.: Наука, 1989. - 304 с.

5. Политика США в области науки / [под общ. ред. Гвишиани Д.М.] - М.: Прогресс, 1971. - 406 с.

6. Терентъева Л.М. Системно-параметричний анатз структури i розвитку науково! теорп: Препринт / Л.М. Терентьева. - Ки!в: НМК ВО, 1991. - 51 с.

7. Уемов А.И. Системные аспекты философского знания / А.И. Уемов. - Одесса: Студия «Негоциант», 2000. - 160 с.

8. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов. - М.: Мысль, 1978. - 258с.

9. Уемов А.Общая теория систем для гуманитариев / А. Уемов, И. Сараева, А. Цофнас; [под. общ. ред. А.И. Уемова.] - Варшава: Universitas Rediviva, 2001. - 276 с.

10. Цофнас А.Ю. Гносеология: учеб. пособие / А.Ю. Цофнас. - Одесса: Изд. «Алерта», 2005. - 225 с.

11. Цофнас А.Ю. Теория систем и теория познания: Монография / А.Ю. Цофнас. - Одесса: Астропринт, 1999. - 308 с.

Дет-Славов Д.С. Системно - параметричний аналiз теорп наукових революцш Т. Куна //

Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Серш: Фшософш. Культурологш. Политологи. Соцюлогш. - 2010. - Т. 23 (62). - № 2. - С.38-43.

Катеп^альний апарат Параметрично! ЗТС дозволяе розглянути теоргю наукових революцш Т.Куна як систему, з виявленням системних параметрiв. За допомогою системних закономiрностей знайти значення атрибутивних параметр1в, тим самим визначити деяю труднощi i закоимрностп теорп Т.Куна.

Ключов1 слова: парадигма, система, системш закоимрносп.

Deli-Slavov D.S. System-parametric analysis of the theory of scientific revolutions T. Kuhn //

Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2010. - Vol. 23 (62). - № 2. - P. 38-43.

Categorical apparatus of Parametric GTS allows to consider the theory of scientific revolutions T. Kuhn as a system, with the identification of system parameters. To determine the value of attribute parameters with the help of regularities of the system, thereby identifying some of the difficulties and regularities of the theory T. Kuhn.

Keywords: paradigm, system, system regularities.

Поступило в редакцию 13.10.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.