Научная статья на тему 'Проблема классификации универсалий культуры в категориях параметрической ОТС'

Проблема классификации универсалий культуры в категориях параметрической ОТС Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системно-параметрический метод / концепт / структура / субстрат / системный дескриптор в ОТС / универсалии культуры / системно-параметричний метод / концепт / структура / субстрат / системний дескриптор в ЗТС / универсалія культури

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синько Т. И.

В статье предлагается попытка дать системно-параметрическое определение понятия универсалии культуры и применить к этому понятию формальный аппарат общей теории систем. С помощью указанного аппарата мы решим проблему выделения некоторых типов универсалий культуры. Это откроет для нас возможность построения системной классификации универсалий культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Проблема классифікації универсалій культури в категоріях параметричної ЗТС

У роботі автор розглядає системно-параметричне визначення поняття універсалії культури і застосовує для цього поняття формальний апарат параметричної загальної теорії систем. За допомогою зазначеного апарату намагається вирішити проблему виділення деяких типів універсалій культури, які відкриють можливість побудови системної класифікації універсалій культур.

Текст научной работы на тему «Проблема классификации универсалий культуры в категориях параметрической ОТС»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 1. С. 265-269.

УДК 130.2:101.8

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ УНИВЕРСАЛИЙ КУЛЬТУРЫ В КАТЕГОРИЯХ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ОТС

Синъко Т. И.

В статье предлагается попытка дать системно-параметрическое определение понятия универсалии культуры и применить к этому понятию формальный аппарат общей теории систем. С помощью указанного аппарата мы решим проблему выделения некоторых типов универсалий культуры. Это откроет для нас возможность построения системной классификации универсалий культур.

Ключевые слова: системно-параметрический метод, концепт, структура, субстрат, системный дескриптор в ОТС, универсалии культуры.

Предметом исследования является классификация универсалий культуры. Цель исследования - раскрыть возможность построения классификации универсалий культуры в категориях параметрической ОТС.

В «Философской энциклопедии» культура определяется как «совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемые обществом и составляющие культурные традиции, и служащие дальнейшему прогрессу человечества» [1, с. 118].

Но чаще всего мы видим, что существует многозначность понятия «культуры». Американские антропологи А. Кребер и К. Клахон в работе «Зеркало для человека. Введение в антропологию» [2] дают следующие определения культуры: «Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности». Мы видим, что в этом определении культура как способ мышления, передаваемая с помощью образов и символов, передаваемых из поколения в поколение. Чтобы получить представление о многозначности понятия «культура», обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:

• «комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества» [3].

• «социальное наследование» [4].

• «культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения» [5].

• «способ человеческой деятельности» [6].

Как отмечает Ойзерман Т. И. возникает множество вопросов о классификации универсалий культуры и занимаемом их месте в мировом культурном процессе, необходимо определиться с рядом присущих моментов. «И, прежде всего, с тем, существуют ли культурные универсалии как таковые. Такой вопрос ставится неспроста. В самом деле, какие черты могут объединять различные культуры, разбросанные во времени и пространстве? Иначе говоря, существует ли нечто общее между культурами, отдалёнными друг от друга тысячелетиями истории человечества, между культурами разных народов, существующих в одну и ту же историческую эпоху, но существенно отличающихся друг от друга как вследствие природных условий своей жизни, так и вследствие значительного разрыва в уровне развития производительных сил, науки, образования и т. д. При этом, как справедливо отмечено, нечто существенно общее, присущее культуре как специфически человеческой деятельности и её предметной и институциональной объективации, именно то, что делает человека человеком» [7, с. 53-54]. Следовательно, что здесь не только проблема бытия культурных универсалий, но и определения понятия, в дальнейшем это поможет нам в исследовании классификации универсалий культуры. На наш взгляд мы можем согласиться с Ойзерманом Т. И., что биологически все люди в целом одинаковы и уже в этой части известная часть культур будет идентичной. Например: «Скажем, в известной мере похожи древние наскальные рисунки и современные рисунки маленьких детей: при изображении человека в обоих случаях используются одинаковые типы его образного представления, основанные на его биологическом строении, на том, что человек имеет две руки, две ноги, туловище, голову (лицо). Пропорции древнегреческих статуй навеяны реальными пропорциями здорового человеческого тела; эти же пропорции используются и в современном искусстве. Литературное описание человеческих эмоций отличается во времени разве что принятыми литературными нормами и оборотами. Что же говорить о такой части человеческой культуры, как эротическая культура, которая в целом идентична в различных временах и пространствах. Кроме того, как наиболее широкую культурную универсалию можно рассматривать и саму культуру» [8, с. 280]. Здесь возникает явная аналогия элементов универсалий культуры. На данном этапе это вызывает проблему общности универсалий культуры. Мы можем только признать существование культурных универсалий. В энциклопедической литературе встречается следующее определение культурных универсалий: «универсалии культуры - общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отражённые в эйдетической памяти, образно-мировоззренческих конструкциях, этимологических ценностях языка» [8, с. 280]. «В этом определении содержится важное положение о символьном содержании универсалий, но вместе с тем такая дефиниция признаётся нами неудовлетворительной в силу её общего характера и отсутствия указания на конкретные черты, по которым культурные универсалии можно отделить от других явлений. В этой связи нам кажется более удачным другое определение, по которому культурными универсалиями являются наиболее распространённые в социокультурной практике культурные формы

Проблема классификации универсалий культуры

(нормы, образцы, стереотипы сознания и поведения), отличающиеся сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов» [9, с. 483]. «Универсалиями называют общие понятия, категории, прежде всего, а также формы всеобщности, поскольку они признаются присущими не только мышлению, но и независимой от него реальности. Проблема универсальности занимает не только философов, в особенности логиков, но и лингвистов, а также математиков» [7, с. 51]. Поэтому для рассмотрения универсалий культуры как таковых мы будем использовать системно-параметрический метод А. И. Уемова. Это можно констатировать тем, что каждая универсалия несет в себе определенный смысл системы, суть того или иного понятия. В системно-параметрическом методе смысл будет пониматься как некий концепт системы. Так, как значения системных параметров связаны между собой общесистемными законами, имеющими как статистический, так и аналитический характер. Последние устанавливаются путем применения специального логико-математического аппарата - языка тернарного описания. Таким образом, достигаются вполне достоверные результаты.

«Любой объект является системой по определению, если в этом объекте реализуется какое-то отношение, обладающее определенным свойством», формально это выглядит так:

иА)Я81=<1Г([а(ЧА)№

Только фиксируя концепт можно понять смысл культурного феномена. Мы можем основываться на том, что любое явление культуры что-то означает. Заранее фиксированное, определенное свойство назовем атрибутивным концептом системы. Отношение, имеющее это свойство, т.е., удовлетворяющее ему, назовем реляционной структурой. И наконец, сам объект, на котором реализуется структура, будет субстратом системы. Понятия «концепт», «структура» и «субстрат» объединяются в понятие системного дескриптора. [10, с. 37-38]. Возникает проблема, которую можно сформулировать так: как оценить универсалии культуры в значениях атрибутивных системных параметров. Для этого будем использовать идеи параметрической ОТС (общая теория систем). Системные параметры - это свойства, которые могут быть отнесены к любой системе, в том числе к универсалиям культуры. Существуют специфические системные свойства, которыми можно охарактеризовать объекты, рассматриваемые только как системы. Такие свойства и называется значениями атрибутивных системных параметров [12, с. 49-50]. В параметрической общей теории систем выделены реляционные системные параметры - это набор некоторых отношений, а именно таких, что любые системы находятся в каком-то отношении из этого набора [12, с. 132]. Примем позицию, что системные дескрипторы отражают, эксплицируют универсалии культуры обозначенные Мердоком. Структура системы - это второй системный дескриптор, способ связи структуры, свойств или отношений на субстрате системы. Системный дескриптор, концепт - системная универсалия подобна универсалии культуры. Тогда мы можем предположить, что культура это системный дескриптор в ОТС, а универсалии культуры объединяют это понятие с помощью таких инструментов в ОТС, которые предлагает нам Уемов А.П., как «концепт», «структура» и «субстрат» системы. Но опять же если мы предполагаем, что культура как таковая есть концепт системы, то что тогда говорить об универсалиях цивилизации и универсалиях культуры? Мы сейчас не рассматриваем

конкретную классификацию универсалий на примере того, что нам предлагает Дж. Питер Мердок, более 70-ти универсалий всей мировой культуры. Например: универсалии цивилизации имеют точное свойство как, информация и стандарт, в свою очередь к универсалии культуры, мы можем отнести коммуникацию и уникальность. И в полной мере эти части создают общее понятие системного дескриптора. Системный дескриптор, концепт - системная универсалия подобна универсалии культуры. «Понятие системы относительно. Вещь, являющаяся системой по одному концепту, может не оказаться таковой по другому. Важно лишь, чтобы к этой вещи мы пришли после того, как зафиксировали концепт системы» [10, с. 39]. Сам объект, на котором реализуется структура, является субстратом системы. Понятия «концепт», «структура» и «субстрат» объединяются в понятие системного дескриптора. Каждую универсалию культуры мы можем рассматривать в категориях системных дескрипторов. Сами дескрипторы в процессе значимости культурных универсалий они меняются, в соотношении с принципом относительности. «Политика как культурная универсалия возникла, с одной стороны, из желания каких-то людей выделиться над другими и осуществлять руководство, и, с другой стороны, из желания людей доверить разрешение части своих проблем другим с целью удовлетворения каких-то своих потребностей, то есть опять-таки из-за своей пользы. В принципе, стремление к пользе (выгоде), по-видимому, одно из основных человеческих (и не только) свойств и одновременно -универсалий. В этой связи можно заметить некоторое дробление, точнее -конкретизацию универсалий. Начинается процесс с самой общей, по-видимому, универсалии, говорящей, что человек - есть. Бытие человека переживалось и переживается на самых различных уровнях социального и культурного развития, и переживается именно образно, абстрактно, а не конкретно. Именно с абстрактного осознания бытия начинается образное мышление человека» [11, с. 359-360]. Мы видим отношение от общего к частному, как и в ОТС.

Выводы. Таким образом, мы приходим к выводу, что культурные универсалии как таковые основаны на осмыслении человеком себя и окружающего мира и переводе этого осмысления в абстракцию, в устойчивый образ, наделённый, как правило, отдельными различными чертами и имеющий разные возможности для развития, которые создаются в систему, которую мы переводим на системно-параметрический метод с помощью таких элементов системы, как концепт, структура и субстрат системы.

Список литературы

1. Философская энциклопедия [Текст]: В 4 т. - М.: Советская энциклопедия. 1964. - Т. 3. -584с.

2. Клакхон. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию [Электронный ресурс] / Клакхон. К., Кребер А. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Вик8/Си11жеМакЬ/ш1го.

3. Тейлор. Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Тейлор. Э.Б. - М.: Политиздат, 1989,- 573 с.

4. Малиновский Б. Научная теория культуры [Текст] / Малиновский Б. ; [пер. И. В. Утехин]. - 2-е изд. испр. - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. — 184 с.

5. Сорокин П. Социальная и культурная динамика [Текст] / Сорокин П. - М., Астрель Изд-во ООО, 2006. - 675 с.

Проблема классификации универсалий культуры ...

6. Маркарян Э. С. Антология исследований культуры. Культурология XX века [Текст] / Маркарян Э. С. - Т.1. - Спб.: 1997. - 728 с.

7. Ойзерман Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? [Текст] / Ойзерман Т. И. -Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 53 - 54.

8. Культурология. XX век : энциклопедия [Текст]. - Т. 2. - СПб., 1998. - 280 с.

9. Культурология. XX век : словарь [Текст]. - СПб., 1997. - 483 с.

10. Уемов А. И. Общая теория систем для гуманитариев: учебное пособие [Текст] / Уемов А. П., Сараева П., Цофнас А. - Польша, 2001. - 257 с.

11. Седов JI. А. Универсалии эволюционные [Текст] / Седов JI. А. // Современная западная социология : словарь. - М., 1990. - С. 359 - 360.

12. Уемов А. И. Общая теория систем для гуманитариев: учебное пособие [Текст] / Уемов А. П., Сараева П., Цофнас А. - Польша, 2001. - 257 с.

Синько T.I Проблема классифжащ!' универсалш культури в катеюршх параметрично!" ЗТС

// Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролопя. Полгголог1я. Соцюлог1я. -2011. - Т. 24 (63). - № 1. - С. 265-269. У робот автор розглядае системно-параметричне визначення поняття ушверсали культури i застосовуе для цього поняття формальний апарат параметрично! загально! теорп систем. За допомогою зазначеного апарату намагаеться вирпнити проблему видшення деяких тишв ушверсалш культури, яю в1дкриють можливють побудови системно! класифжаци ушверсалш культур.

IGii040Bi слова: системно-параметричний метод, концепт, структура, субстрат, системний дескриптор в ЗТС, универсал1я культури.

Sinko T.I. The problem of classification of cultural universal« in the categories of the UTS //

Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2011. - Vol.24 (63). - №1. - P. 265-269.

In this paper the author considers the system-parametric definition of universal culture and applies to this notion formal apparatus of the parametric general systems theory. With the help of this device is trying to solve the problem of allocating certain types of universale of culture, which will open the possibility of constructing a system of classification of universale cultures.

Keywords: system-parametric method, concept, structure, substrate, the system descriptor in the UTS, universale of culture.

Статья поступила в редакцию 16.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.