Научная статья на тему 'Системно-модельный метод обучения иностранным языкам - инновация 3-го тысячелетия'

Системно-модельный метод обучения иностранным языкам - инновация 3-го тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЯЗЫКАМ / СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМНАЯ ГРАММАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушникова Т.Г.

В статье излагаются особенности системного подхода к обучению иностранным языкам, позволяющего во много раз сократить время обучения языкам, повысив при этом уровень владения им (совершенное владение языком за 3-4 месяца).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-модельный метод обучения иностранным языкам - инновация 3-го тысячелетия»

СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - ИННОВАЦИЯ 3-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

© Трушникова Т.Г.*

Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург

В статье излагаются особенности системного подхода к обучению иностранным языкам, позволяющего во много раз сократить время обучения языкам, повысив при этом уровень владения им (совершенное владение языком - за 3-4 месяца).

Ключевые слова: системно-модельный метод, системный подход к обучению языкам, система моделей предложений, базисная модель предложения, системная грамматика.

Раздел 1. Понятие о системно-модельном суперэкспресс-методе обучения языкам Тамары Трушниковой

Свободное владение хотя бы одним иностранным языком, а также совершенное владение родным в наши дни становится все более актуальным для все большего числа людей.

Существенно сократить время обучения и облегчить сам процесс усвоения материала предлагается с помощью системно-модельного метода, представляющего собой качественно новый подход к обучению языкам (родному и иностранному).

Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения языкам - это новейший логический метод изучения языков, позволяющий с помощью системы типовых, базисных, основных и ситуативных моделей предложений, а также особым образом систематизированной лексики в предельно сжатые сроки создать у обучаемого способность мышления на изучаемом языке, снять все психологические проблемы общения на нем и достичь автоматизма речи.

Метод не имеет аналогов в мире, уже четырнадцать лет (с 2000 г.) имеет статус международного открытия, высоко оценен специалистами (как отечественными, так и зарубежными) и прекрасно зарекомендовал себя на практике в течение более двадцати лет.

1.1. Особенности метода

Системно-модельный метод разработан на стыке двенадцати наук, таких, как философия, логика, психология, нейропсихология, лингвистика, ней-ролингвистика, системотехника, кибернетика и др. Он дает серьезное зна-

* Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.

ние языка в оригинальной форме, резко облегчающей и ускоряющей процесс усвоения материала, что позволяет изучить язык в совершенстве за короткий период [3].

Пригоден как для самостоятельного изучения языка, так и для группового, для всех категорий обучающихся (независимо от возраста и профессии).

Метод позволяет всего за 2-8 недель (в зависимости от начального уровня владения языком) научиться не только бегло говорить на иностранном языке, но и мыслить на нем, причем даже не изучая грамматику, а русский освоить в совершенстве за 1-2 месяца.

При изучении языка по данному методу убирается самый трудный момент в изучении любого языка - его грамматика, так как на первом этапе обучения она детально теоретически вообще не изучается, а усваивается неосознанно, в виде уже правильно грамматически и лексически оформленных моделей смысла. И лишь после того, как человек научится бегло говорить и даже мыслить на изучаемом языке, когда тот стал ему почти родным, он начинает изучать грамматику, но тоже очень легко и быстро (поскольку ему предлагается заниматься по системной грамматике - грамматике нового типа).

И вообще, следует заметить, что изучение языка идет не через усвоение слов и грамматических правил, а посредством овладения характером отношений человека с окружающим миром. В этой связи в методе предусмотрены десять типов моделей предложений, отражающих характер отношений, например, субъектно-назывные модели (то есть я или кто-то кем-то являемся или не являемся), определительные модели (то есть я или кто-то обладает или не обладает каким-то качеством), личностные модели (то есть модели, содержащие информацию о человеке) и т.д.

Суть метода заключается в том, что на базе создаваемой при помощи специальных правил для любой пары языков системы моделей, которые по форме хотя и являются предложениями, но, по существу, представляют собой систему моделей смысла, у человека в кротчайший срок одновременно происходит усвоение информации и правил её применения и, таким образом, сразу целенаправленно (с первых же занятий) формируется система мышления на изучаемом языке, параллельная родной, в которой каждое новое понятие тождественно уже имеющемуся образцу (эталону).

Усвоение правил применения (благодаря системе моделей смысла) происходит через лингвистический тренинг, который в этом случае весьма прост и становится основой знания, максимально сокращая стадии осмысления и накопления опыта (самые длительные стадии).

1.2. Понятие о системе моделей предложений

В основе системно-модельного суперэкспресс-метода обучения языкам лежит модельный принцип, позволяющий в довольно короткий срок выра-

ботать автоматическую систему мышления на изучаемом языке и получить навыки автоматического разговора и автоматического (беспереводного) понимания устной и письменной речи.

Это становится возможным благодаря использованию нового понятия -«базисной (основной) модели предложения».

Базисная (основная) модель предложения - это устойчивая структурная единица речи, отображающая основные отношения системы мировосприятия, представляющая собой построенные в соответствии с грамматическими правилами какого-либо естественного языка одно или несколько предложений, входящих в систему понятий данного языка, обладающих строго определенной мерой смысла и являющихся образцом для создания бесконечного множества других предложений [3].

Рассмотрим, каким образом модели выстраиваются в многоуровневую систему. Для этого необходимо выделить основные типизации, входящие в область знания, составляющих представления о внешнем мире, то есть представить процесс программирования жизненного опыта, которое является необходимым условием существования общества.

Как видно из схемы, представленной на рис. 1, сознание и бытие теснейшим образом связаны между собой системой моделей предложений, которая является выражением программирования человеческого опыта (седиментации). Она завершается конструированием бьггия как объективного мира в вербальных моделях. Этот процесс лежит в основе «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения языкам Тамары Трушниковой». Используя его, изучающий иностранный язык индивид получает возможность действительно научиться адекватно отражать мир в своей речи (в том числе на русском как родном и как иностранном), а не придумывать какие-то бессмысленные фразы, далекие от реальной жизни.

На базе системы моделей устанавливается идеальное взаимооднозначное смысловое соответствие для пары языков - родного и иностранного (например, русского и английского). Никакими другими средствами достичь этого невозможно!

1.3. Виды моделей предложений любого естественного языка

По наполнению, составу и степени формализации модели предложений делятся на 5 основных видов - типовые, стержневые, базисные, основные и ситуативные.

Типовые и стержневые модели предложений отражают отношения человека с окружающим миром; базисные - облекают эти отношения в конкретные модели фраз, учитывающие все богатство выразительных средств какого-либо конкретного языка (и в первую очередь, все основные грамматические правила); основные модели - это те же базисные, но взятые для каждой конкретной жизненной ситуации (в основном, с изменением по-

следнего слова моделей); ситуативные модели - это те фразы-предложения, которые может составить каждый человек для выражения своих личных чувств и мыслей по любому поводу.

Кроме того, модели предложений различаются по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по форме высказывания (утвердительное, отрицательное), по составу (простое, сложное), по степени сложности грамматических структур (легкие, трудные), по частоте употребления в речи (коммуникабельные, сверхкоммуникабельные) и по другим основаниям деления.

Все виды моделей предложений взаимосвязаны между собой, и одна может легко переходить в другую: типовая - в стержневую, стержневая - в базисную, базисная - в основную, основная - в ситуативную, утвердительная - в вопросительную и т.д. (см. рис. 1).

Движение может идти как по нисходящей, так и по восходящей линии, а это свидетельствует о том, что указанные модели образуют систему мышления и, следовательно, могут формировать её и у обучающегося (см. рис. 1).

Рис. 1. Архитектура общего смысла в языках, принадлежащих общей материальной культуре народов

На основе анализа модели группируются особым образом через систему отношений человека с окружающим миром так, чтобы сформировать

взаимооднозначное соответствие между группами смыслов на двух языках. Ядром этого соответствия является формула базисной модели.

Как видно из схемы, сознание и бытие теснейшим образом связаны между собой системой моделей предложений, лежащей в основе системно-модельного суперэкспресс-метода обучения языкам, и, благодаря этому, изучающий иностранный язык (а также и родной) получает возможность действительно научиться адекватно отражать мир в своей речи, а не придумывать какие-то бессмысленные фразы, далекие от реальной жизни.

Указанную систему моделей предложений можно графически представить и в ином виде, еще более наглядно передающем картину связующих нитей между бытием и сознанием, которые выполняет в языке система моделей.

Приведенные графики подтверждают, что не только бытие определяет сознание, но и сознание, в свою очередь, корректирует бытие, и создается единое космическое пространство: объективный мир и его адекватное отражение в сознании.

Рис. 2. Схема перехода одних видов моделей в другие

Рис. 3. Схема механизма перехода одних видов моделей в другие («модельные гроздья»)

1.4. Типы моделей предложений любого естественного языка

Существует десять типов моделей предложений. В совокупности эти десять типов моделей предложений в точности передают все многообразие

связей окружающего мира и, следовательно, являются объективными. Они отражают физическую, духовную и социальную сущность человека и поэтому способны выразить все типы отношений между людьми и тем самым дать возможность одному человеку понять другого.

В основе деления моделей на типы лежит принцип отношения человека к миру (т.е. сознания к окружающей действительности).

Конкретизация отношений человека и окружающего его мира не может быть выполнена в полной мере, поскольку она бесконечна, как бесконечен сам мир, а для практических целей, как показало моделирование и подтверждает практика, вполне достаточно тех типов моделей, которыми оперирует системно-модельный метод (десять типовых моделей и сто пятьдесят три базисных модели предложений).

Типы моделей, характерные для всех, без исключения, естественных языков, представлены в схеме 3 и в нижеприведенной таблице.

Таблица 1

Пример базисной модели предложения:

Ъ - любое личное местоимение

В - глагол со значением «быть», «являться»

Тип I Констатация факта о том, ^Ъх^Ъох] в нужной грамматической форме (или гла-

Субъектно-назыв- является ли субъект кем- Варианты: 2Ъх/2Ъох гол связка)

ные модели то или не является (Ъ) zx? X - любое одушевлённое существительное О - грамматические средства выражения отрицания

Как уже говорилось, эти типовые модели предложений в каждом конкретном языке принимают форму базисных моделей данного языка (содержат его лексику, его грамматические правила), и именно они служат для практических целей обучения этому языку.

Для перехода от базисных моделей к обычным фразам необходимо лишь усвоить несложные правила трансформации базисных моделей в обычные предложения; а для беспереводного понимая речи и текста - идентификационные таблицы.

Система алгоритмов помогает овладеть всем этим быстро и легко, а многоуровневая система моделей позволяет привести в соответствие все остальные аспекты речи (произношение, чтение, грамматику и т.д.).

1.5. Особенности обучения языку (иностранному и родному) по системно-модельному суперэкспресс-методу

Кратко особенности обучения языку по системно-модельному методу можно сформулировать так:

1. Используется системный подход к обучению языкам.

2. В качестве ведущего применяется модельный принцип обучения.

3. Обучение иностранному языку начинается с закладки фундамента мышления на нем и формирования параллельной системы мышления на изучаемом языке.

4. Обучение автоматической речи (без изучения грамматики) начинается только после того, как у человека уже сформировались основы мышления на изучаемом иностранном языке (а также и на родном).

5. Грамматика начинает изучаться лишь после того, как человек уже научился бегло говорить и думать на языке, т.е. грамматика изучается уже на знакомом языке, а не на чужом. Грамматика изучается в два этапа:

- первый этап (неосознанно) - в моделях предложений;

- второй этап - детальное изучение идет по спирали: ключевая грамматика, системно-модельная, коммуникативная, ситуативная, системная.

6. Вырабатывается автоматический навык беспереводного понимания речи и текста.

7. Разговорный язык изучается сначала в модельном варианте, затем -тематическом, потом - в совершенном владении (всего за 3-4 месяца).

8. Деловой язык изучается после того, как человек овладел мышлением и повседневной речью.

9. Фонетическое письмо предшествует буквенному и чтению.

10. Чтению обучаются по таблицам автоматического экспресс-чтения за одно-два занятия.

11. Отсутствие зубрёжки вследствие широкого использования алгоритмов.

12. Широкое применение лингвистического тренинга в учебном процессе.

Раздел 2. Использование системно-модельного метода

Что принципиально нового в обучении языкам (родному и иностранным) предлагает системно-модельный метод в теоретическом плане?

1. Впервые в мире теория обучения иностранным языкам, да и родному тоже, идет непосредственно от общения, т.е. от главной цели, для чего язык вообще создан.

2. Найдены самые короткие пути общения - «модели мысли».

3. Даны способы коррекции развития и совершенствования мышления, памяти, речи, т.е. самых основных психологических функций человека, делающих его действительно развитым, образованным, культурным человеком.

4. Впервые в мире теория обучения языку (родному и иностранным) идет не от схоластики, а от самой жизни, что делает ее поистине объективной, а речь, которой обучают, - живой.

5. Теория (т.е. Метод) опирается на тончайшие наблюдения за языком, его функционированием в обществе, на психологию развития человека, поведения и т.д., что делает ее строго научной, а предлагаемые ею методы обучения - необычайно эффективными.

6. Метод постигает логику всех существующих естественных языков мира, поэтому он универсален, и его эффективность вне конкуренции.

7. Системно-модельный метод обучения языкам - самый передовой в мире в настоящее время (официально признан Международным открытием)

и будет оставаться им еще, по крайней мере, ближайшие сто лет, а может быть и больше, пока не возникнут совершенно новые языки, с новой организацией мышления.

8. Впервые язык стал рассматриваться в своей собственной среде - в конкретной жизненной ситуации, а обучение - максимально приближенным к ней.

9. Метод гармонизирует личность, учитывает психологию личности, психологию общения, психологию развития личности, законы ее совершенствования, законы существования языка, его связи с объективной действительностью (жизнью), а значит, является максимально результативным.

10. Метод - самый современный, т.к. в нем впервые использованы такие науки, как системотехника, соционика, кибернетика.

11. Впервые даны типовые ситуации общения, основанные на объективных ситуациях, существующих в жизни, т.е. смоделирован окружающий мир.

12. Впервые смоделирован процесс овладения речью на любом естественном языке и в соответствии с этим даны принципы обучения ему (за 24 недели).

13. Впервые смоделирован процесс мышления на любом естественном языке и предложен весьма простой в овладении и чрезвычайно эффективный способ перехода от мышления на одном языке (например, родном) к мышлению на другом языке (иностранном), причем всего за 12 часов.

14. Впервые вместо грамматических правил предложено использовать систему алгоритмов.

15. Впервые предложены способы формирования автоматического навыка беспереводного понимания речи и текста.

16. Впервые предложены пять принципиально новых видов грамматик, нацеленных на быстрое и легкое овладение речью: системная, системно-модельная, ситуативная, коммуникативная и структурно-семантическая.

17. Впервые найден путь одномоментного изучения нескольких иностранных языков со способностью думать на них (за 1-2 мес.).

18. Предложено сто четыре новых понятия - терминов для обучения языкам.

19. Изучение языка, как иностранного, так и родного, по системно-модельному методу позволяет говорить: быстро, уверенно, правильно, образно, красиво, следуя собственным интересам, вкусам, взглядам, характеру, т.е. метод представляет уникальное сочетание типических черт (модели), но в индивидуальной «упаковке».

2.2. Практическое применение Метода Для обучения иностранным языкам

На основе Метода создана «Самообучающая система английского языка», базирующаяся на строгой логике и обладающая свойством самозапо-

минания. Она реализована в виде монографии и учебно-справочных пособий (книги, аудио- и компьютерные курсы) под общим названием «Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам Тамары Трушниковой. Теория и практика в 4-х томах» [3].

Метод апробирован на практике в течение более 20 лет. Продумана система обучения (уровни овладения языком, этапы обучения, пособия, сроки, необходимые средства обучения, методики). Апробация выявила высокую эффективность как при очном обучении, так и при самообучении (в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, на курсах и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты без преувеличения можно назвать внушительными, несмотря на наличие разнообразных факторов - разная базовая подготовка, возраст, образовательный и культурный уровень и т.д. Достижение поставленной цели во всех случаях гарантировано.

Метод можно использовать для одновременного изучения нескольких иностранных языков. Он может сочетаться с любой методикой обучения иностранным языкам, но предпочтительнее начинать обучение по данному методу, поскольку именно он дает фундаментальные знания в форме, легкой для усвоения.

Для обучения русскому языку

На основе Метода написаны и изданы следующие учебные пособия для обучения русскому языку:

1. Русский язык как единая комплексная система. Теория и практика русского языка с позиций системного подхода [4].

2. Системная грамматика русского языка [5].

3. Системный справочник по русскому правописанию [6].

Два последних учебника изданы также в Индии.

Метод может быть положен в основу дистанционного обучения, которое только начинает внедряться в стране, так как полностью отвечает тем требованиям, которые предъявляются к этой форме обучения. Учебные пособия уже написаны и частично изданы (свыше 150 учебно-справочных пособий и монографий). Более того, разработаны принципы уникальной «Международной телекомпьютерной системы обучения и образования «МТКСО и О» - Интернета нового типа - обучающего, и ведутся работы по практическому созданию указанной системы [9].

Внедрение изложенного Метода в практику российского образования позволит коренным образом изменить отношение к изучению русского и иностранного языков, сделать его доступным для каждого, резко повысить результативность обучения (при существенном сокращении сроков), решить проблему переподготовки педагогических кадров и ликвидировать их дефицит, принести колоссальный экономический эффект.

При всех достоинствах системно-модельный суперэкспресс-метод удивительно прост, доступен и обладает поистине неисчерпаемыми возможно-

стями применения (в системах машинного перевода, в автоматизированных информационно-поисковых системах, в работах по созданию искусственного интеллекта, в дефектологии, в медицине - для быстрого восстановления речи после инсультов и травм мозга и в других областях).

Выводы

1. В России впервые в мире открыт метод обучения любым предметам в школе и в вузе, в том числе русскому и иностранным языкам, уникальный по своей природе и обладающий принципиально новыми возможностями -«Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой».

2. Впервые применен системный подход к обучению языкам (как родному - русскому, так иностранным). Написано и частично опубликовано свыше 150 монографий, системных учебников - учебников нового типа - и учебно-справочных пособий.

3. Метод - строго научный (основан на двенадцати науках) и сам стал основой пяти новых направлений в науке: системной лингвистики, системной педагогики, алгоритмики, Божественного материализма и системной социологии; автор Метода объявлен их основоположником [8-9].

4. Метод позволяет совершить качественный скачок в Российском образовании и сделать его недосягаемым для других развитых стран на многие десятилетия.

5. Метод позволяет чрезвычайно сократить сроки обучения и в то же время максимально повысить его результативность.

6. Поскольку Метод по своей сути является инновационным, он может служить критерием для отбора школ и вузов в качестве инновационных, что предусмотрено Концепцией модернизации Российского образования.

7. Метод позволяет эффективно заполнить компьютерную сеть системы среднего и высшего образования.

8. Созданные на основе Метода «Самообучающая система английского языка» и «Телекомпьютерная система обучения и образования», системные учебники и учебно-справочные пособия не имеют аналогов в мире по эффективности обучения [1-7].

9. Системно-модельный суперэкспресс-метод целесообразно как можно быстрее внедрить в государственную систему образования, чтобы остановить кризис образования (как в России, так и за рубежом).

10. Логическая «канва» системно-модельного метода:

- Суть метода - целенаправленное формирование системы мышления на изучаемом языке (как на родном, так и на иностранном).

- Система моделей предложений - основа для формирования системы мышления.

- Базисная модель предложения - основа системы моделей предложений.

- Грамматический строй языка представлен в виде системной грамматики (в пяти вариантах - градациях) и системы алгоритмов.

- Фонетическая система представлена фонетическими моделями.

- Лексическая система представлена в виде системы понятий изучаемого иностранного и родного языков.

11. Использование иных категорий (пластов) языка как знаковой системы, чем при классическом (традиционном) подходе:

- понятия вместо слов;

- базисные модели предложений вместо предложений; алгоритмы вместо грамматических правил;

- беспереводное понимание вместо перевода (за счет совершенно нового понятия «идентификация базисных моделей предложений»);

- системная грамматика вместо классической;

- тренинг вместо зубрежки.

12. Основные навыки, достигаемые с помощью системно-модельного метода:

а) При изучении иностранного языка:

- Мышление на иностранном языке (за 2-4 недели).

- Беглая автоматическая речь (за за 2-3 недели).

- Беспереводное понимание устной и письменной речи.

- Автоматическое экспресс чтение (за 2 занятия).

- Совершенное знание грамматики (за 2 недели).

- Совершенное владение языком (за 3-4 месяца).

б) При изучении русского (родного) языка:

- Корректировка существующего мышления.

- Целенаправленное формирование системного мышления.

- Совершенная грамотность.

- Совершенная речь.

13. Базовую основу системно-модельного суперэкспресс-метода обучения языкам (родному и иностранному) составляют:

- система моделей предложений;

- система алгоритмов;

- системная грамматика;

- многоуровневая система моделей;

- система идентифицирующих элементов;

- система разговорных формул;

- система лингвистического тренинга.

14. Особенности процесса обучения по системно-модельному методу:

- Сознательный отказ от чтения, перевода, упражнений и диалогов как средств обучения речи.

- Использование в качестве основного инструмента познания языка мышления на изучаемом языке и базисной модели предложения.

- Обучение мышлению - раньше, чем обучение речи; фонетическому письму - раньше, чем чтению; основам грамматического строя языка - раньше, чем изучению грамматики; системно-модельной грамматике - раньше, чем системной.

- Главный методический прием обучения - лингвистический тренинг с помощью различного рода моделей и системных и алгоритмических таблиц, а также ситуационных игр, моделирующих реальную жизнь (без предварительной подготовки, без расписывания и зазубривания ролей).

Практическое использование системно-модельного метода в течение более 20 лет доказало его необычайную эффективность, не сопоставимую ни с отечественными, ни с зарубежными разработками. Основные положения метода и его практическая реализация в российском образовании изложены в авторской «Концепции национального проекта «Образование» с позиций системного подхода».

Список литературы:

1. Трушникова Т.Г. Русско-английский и англо-русский разговорник. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 1. - СПб.: Экстерн, 1995.

2. Трушникова Т.Г.: I'd like to Know English Perfectly! (Я хочу знать английский в совершенстве!). Универсальный систематизированный курс английского языка: в 8 томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 2. - СПб.: Российская академия образования, Институт образования взрослых, 2000. - Т. 1. Введение в английский; Т. 2. Системная грамматика английского языка; Т. 3. Разговорная речь. Повседневное общение; Т. 4. Разговорная речь. Деловое общение; Т. 5. Разговорная речь. Религиозное общение; Т. 6. Разговорная речь. Этикет общения; Т. 7. Справочник по практическому английскому; Т. 8. Хрестоматия для чтения на английском языке.

3. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003. - Т. 1. Теория. Английский язык; Т. 2. Практика. Думай и говори по-английски! (Модельный курс повседневной и деловой английской речи); Т. 3. Практика. Новейшие практические грамматики английского языка: коммуникативная, ситуативная, системно-модельная, структурно-семантическая и системная; Т. 4. Практика. Свободное общение на английском языке.

4. Трушникова Т.Г. Русский язык как единая комплексная система. Теория и практика русского языка с позиции системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспорту», 2007.

5. Трушникова Т.Г. Системная грамматика русского языка. Русский язык с позиции системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспорту», 2007.

6. Трушникова Т.Г. Системный справочник по русскому правописанию. -Казань: ООО Производственное объединение «Паспорту», 2007.

7. Tamara Troushnikova. Model English. System-Model Superexpress-Method of Teaching Foreign Languages by Tamara Troushnikova. Theory and Practice in 2 Volumes. Sanbun Publishers, New Delhi, 2012 (Vol. 1), 2013 (Vol. 2): Vol. 1 Theory. Course for Beginners; Vol. 2 Practice. Everyday and Business Intercourse.

8. International Who's Who of Professional and Business Women. Seventh Edition. The American Biographical Institute, 2000.

9. Энциклопедический справочник «Велика Россия. Имена». - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.