Научная статья на тему 'Системная педагогика как инновационное направление в педагогике'

Системная педагогика как инновационное направление в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ПЕРЕХОД НА СИСТЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушникова Т. Г.

В статье изложены основы инновационного направления в педагогике системный педагогики и рекомендованы пути ее внедрения в российское образование. Обоснована необходимость перехода на системные обучение в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная педагогика как инновационное направление в педагогике»

Общая педагогика

21

СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

© Трушникова Т.Г.*

Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург

В статье изложены основы инновационного направления в педагогике - системный педагогики и рекомендованы пути ее внедрения в российское образование.

Обоснована необходимость перехода на системные обучение в России.

Ключевые слова: системная педагогика, система моделей предложений, переход на системное обучение, лингвистический тренинг.

Не подлежит сомнению утверждение, что английскому и русскому языкам как системам надо обучать тоже системно, т.е. использовать для этих целей системно-модельный метод обучения, т.к. традиционным подходом к обучению языку с этой задачей не справиться.

Системно-модельный метод обучения, являющийся инновационным по самой своей сути, положил основу новому направлению в педагогике - системной педагогике, а автор Метода признан её основоположником [7].

Что такое системная педагогика

Системная педагогика - это инновационное направление в педагогике, исследующее сущность и закономерность воспитания и обучения как единую систему педагогического процесса, как комплекс взаимосвязанных мер по формированию мировоззрения и системы понятий основ наук, а также способы целенаправленного формирования системного мышления на родном и одном или нескольких иностранных языках как основы творческого развития личности.

Даже при беглом взгляде на Системную схему 1 [1] становится очевидным, какими огромными, воистину неисчерпаемыми потенциальными возможностями обладает системная педагогика по сравнению с традиционной педагогикой, поэтому ей по плечу решение самых сложных задач, которые ещё в недалеком прошлом казались фантастикой: это и сокращение сроков обучения в несколько раз (особенно языков) с одновременным повышением качества обучения, и формирование системного мышления не только на родном языке, но и на иностранном, и беспереводное понимание устной и письменной речи при обучении иностранным языкам (в том числе и русскому как иностранному), и многое другое.

Системная педагогика представляет собой инновационную системную технологию обучения и воспитания, внедрение в практику образования ко-

Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.

22

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

торой позволит совершить поистине революционные изменения в самом образовании: повысить его результативность, резко снизив сроки обучения: среднюю школу можно оканчивать в 13-15 лет, высшую - в 15-18.

Системную педагогику как инновационную технологию обучения отличают:

1. Использование системного подхода к обучению (к методам, учебникам, организации обучения).

2. Органичное совмещение трех форм обучения:

- обучение под руководством преподавателя;

- самообучение;

- дистанционное обучение.

3. Использование совершенно новых принципов обучения.

4. Применение принципиально новых методов обучения.

5. Использование совершенно новых форм организации обучения и воспитания:

- не по классам, а по навыкам;

- сверхускоренное обучение (за 1-1,5 месяца);

- сверхинтенсивное обучение (за 2 недели).

6. Широкое применение алгоритмов:

- вместо грамматических правил при обучении языкам (родному и иностранным);

- в организации учебного процесса (алгоритмы долговременного запоминания материала, алгоритмы повторения материала перед экзаменом, алгоритмы проведения урока, тренинга, подготовки к ЕГЭ и т.д.).

7. Использование моделей мысли - базисных моделей предложении.

8. Использование модельного принципа обучения.

9. Использование системы понятий изучаемого предмета.

10. Формирование системного мышления.

11. Совершенное владение иностранными языками со способностью думать на них.

12. Применение лингвистического тренинга.

13. Применение ситуативных игр.

14. Широкое использование современных технических средств.

15. Возможность постоянного совершенствования знаний.

Основные задачи, стоящие перед системной педагогикой

Перед системной педагогикой как инновационным направлением в педагогике стоят поистине грандиозные, но тем не менее вполне выполнимые задачи, которые уже проверены на практике:

1. Формирование у обучающихся (студентов, школьников, взрослых) системного мышления не только на родном языке, но и на нескольких ино-

Общая педагогика

23

странных (мировоззрение Божественного материализма, концепция которого построена автором системно-модельного метода).

2. Совершенное знание основ наук.

3. Совершенное владение родным языком как основой обучения.

4. Совершенное владение одним или несколькими иностранными языками.

5. Владение системой понятий родного языка, иностранных языков и основ наук как необходимого условия постижения любой специальности.

6. Воспитание нового мировоззрения, признающего системную организацию объективной действительности и наличие духовного мира.

7. Воспитание патриотизма и человеколюбия.

Все указанные задачи достигаются посредством формирования «правильного» сознания и мышления - через овладение системой базисных моделей предложений.

Основные дидактические принципы системной педагогики

Ведущими принципами системного обучения являются:

1. Обучение от общего к частному (т.е. прямо противоположно принципам традиционной педагогики, располагающей учебный материал от частного к общему).

2. Опора на сознание, мышление, речь.

3. Формирование системного мышления.

4. Строжайшая систематизация учебного материала.

5. Использование системы понятий изучаемого предмета.

6. Использование системы понятий родного языка и изучаемых иностранных языков.

7. Признание приоритета родного языка в обучении как основы развития мышления и речи - необходимого условия познания.

8. Строгая логичность в изложении материала на уроке, в учебнике, в организации учебного процесса.

9. Строгая преемственность в овладении знаниями:

- на одной и той же основе изучаются циклы предметов;

- на одной и той же основе изучается родной язык и иностранные языки - на основе общей для них системы моделей предложений с эквивалентной лексикой;

- использование системно-модельного метода обучения на всех ступенях образования: детский сад - школа - вуз - послевузовское обучение.

10. Использование для обучения до предела сжатой информации (формулы, модели, системные схемы, алгоритмические таблицы и т.д.).

11. Использование алгоритмов вместо правил (в языке, математике и т.д.).

24

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

12. Использование тренинга вместо зубрежки.

13. Ориентация на совершенное знание, на чёткое владение учебным материалом.

14. Ориентация на достижение необычайной эффективности обучения и результативности.

15. Стремление к резкому сокращению сроков обучения всем дисциплинам на всех ступенях образования (к сжатию сроков обучения).

16. Использование блочного метода обучения.

17. Расширение знаний по спирали как внутри темы предмета, так и внутри всей системы образования.

18. Стремление к практическому применению знаний - не только овладение теорией, но и выработка твёрдых навыков на практике.

19. Гуманитаризация образования - родной язык должен стоять на первом месте как основа развития мышления и речи.

20. Обязательное знание двух-трех иностранных языков, совершенное владение ими со способностью думать на них.

21. Формирование системного мышления на иностранных языках.

22. Широкое использование технических средств обучения.

23. Внедрение телекоммуникационной системы обучения и образования.

24. Международный обмен, практика, контакты.

25. Высокая духовность образования

26. Идейность образования.

27. Нравственность образования. Воспитание высоких моральных устоев.

28. Воспитание патриотизма.

29. Воспитание гуманизма.

30. Внедрение богословия в школы.

31. Раскрытие всех способностей обучаемого.

32. Разносторонность обучения. Энциклопедичность образования.

33. Использование для обучения моделей мысли - базисных моделей предложений как наикратчайшего пути к знаниям в любых областях.

34. Гармонизация личности (соединение интеллекта, нравственного и физического совершенства).

35. Внедрение окрыляющего, вдохновляющего обучения (за счет внедрения системно-модельного метода, позволяющего быстро увидеть результаты).

36. Использование принципов трех «р»:

- разум (программы, учебные пособия, отбор учебного материала и способы его подачи);

- радость (желание учиться, быстрый успех, вера в свои силы, снятие страха);

Общая педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

- рационализм (организация учебного процесса - комплектование групп, время занятий, организация процесса обучения дома и в учебном заведении).

Иными словами:

Кого учить? - радостных людей.

Чему учить? - разумному.

Как учить? - рационально.

А поможет это всё осуществить в России переход на системное обучение, в основе которого лежит принцип системной педагогики. Следует заметить, что введение в России системного подхода к обучению позволит настолько поднять уровень ее образования, что Россия будет вправе претендовать на роль ведущей мировой державы в области образования. Все предпосылки к этому созданы, необходимо лишь преодолеть чиновничьи препоны и косность мышления как самих педагогов, так и руководителей органов образования.

Таблица 1

Что сделано В каком виде

Разработаны и научно обоснованы теоретические Монография в 4-х тт. [2].

положения Метода. Написаны и изданы системные учебники по рус- Монографии и учебники [1-5].

скому языку. Написаны и изданы как у нас в стране, так и за Системные учебники и учебно-справочные

рубежом системные учебники по английскому пособия («модельные кубики Тамары Труш-

языку: никовой для обучения автоматическому чте-

- для взрослых; нию, беглой речи и мышлению на английском

- для школьников; языке).

- для дошкольников, Изданы аудио-курсы Аудиокурсы (8 различных курсов в формате

- для взрослых; MP3).

- для школьников; - для детей. Разработаны компьютерные курсы. Обучающие программы для ПК и мобильных

Разработаны методические рекомендации по устройств.

использованию Метода для обучения Опубликованы в статьях, монографиях автора.

- взрослых; - школьников; - детей; - самостоятельно. Разработана программа сверхинтенсивного обу- Системные учебники «Системная грамматика

чения русскому языку русского языка» (Издан в России и Индии) [4].

Разработаны программы сверхинтенсивного обу- «Системный справочник по русскому правописанию» (см. список литературы) [5].

чения английскому языку: 1. для взрослых; Системные учебники «Системная грамматика

2. для студентов: русского языка» (Издан в России и Индии) [4].

26

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 1

Что сделано

В каком виде

3. для школьников;

4. для дошкольников.

Проведена экспертная оценка Метода и учебносправочных пособий.

Проведен педагогический эксперимент:

Внедрено:

- создана лаборатория системной лингвистики при государственном научном учреждении «Институт образования взрослых Российской Академии наук»;

- создана кафедра системной лингвистики при Международном университете;

- открыт лингвистический факультет в Институте Внешних Экономических связей (ИВЭСЭП) - в Бокситогорском филиале;

- автор метода вошел в Президентскую программу «Год русского языка в России»;

- разработана авторская концепция «Националь-

ного проекта «Образование» с позиции системного подхода», получившая высокую оценку ведущих педагогов страны и представленная в Правительство РФ.________________________

«Системный справочник по русскому правописанию» (см. прилагаемый список литературы) [5].

Министерство образования (департамент государственного развития (декабрь 2005 - июль 2006).

1. Российская Академия образования. Институт образования взрослых (июнь 1998 - февраль 2000).

2. 151 школа г. Санкт-Петербург.

3. Институт Внешних экономических связей (Бокситогорский филиал ИВЭСЭП) использует данный Метод обучения как основной для обучения английскому языку уже в течение семи лет.

4. Академия иностранных языков Тамары Трушниковой создана, работает на основе этого Метода, имея блистательные результаты.

Для внедрения системной педагогики предлагается сначала осуществить пилотный проект на территории Санкт-Петербурга согласно предлагаемой схеме, а затем провести широкомасштабный эксперимент по всем регионам России с привлечением Министерства образования и науки РФ и Российской Академии образования.

Предварительно необходимо издать системные учебники по разным предметам и разработать «Стандарты системного обучения» (автору метода известно, как это надо сделать), поскольку именно он впервые в мире сформулировал принципы системной педагогики - педагогики третьего тысячелетия, за которой, несомненно, огромное будущее.

Общая педагогика

27

Рис. 1. Системная схема внедрения системной педагогики в российское образование

28

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Трушникова Т.Г. Русский язык как единая комплексная система. Теория и практика русского языка с позиции системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспорту», 2007

2. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка», вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003. - Т. 1. Теория. Английский язык; Т. 2. Практика. Думай и говори по-английски! (Модельный курс повседневной и деловой английской речи); Т. 3. Практика. Новейшие практические грамматики английского языка: коммуникативная, ситуативная, системно-модельная, структурно-семантическая и системная; Т. 4. Практика. Свободное общение на английском языке.

3. Трушникова Т.Г.: Русский язык как единая комплексная система. Теория и практика: в двух томах. - Казань, Паспарту, 2007.

4. Трушникова Т.Г. Системная грамматика русского языка. - New Delhi Sanbun Publishers, 2014.

5. Трушникова Т.Г. Системный справочник по русскому правописанию. -New Delhi: Sanbun Publishers, 2014.

6. Tamara Troushnikova. Model English. System-Model Superexpress-Method of Teaching Foreign Languages by Tamara Troushnikova. Theory and Practice: in 2 Volumes. - New Delhi: Sanbun Publishers, 2013. - Vol. 1 Theory. Course for Beginners; Vol. 2 Practice. Everyday and Business Intercourse.

7. Энциклопедический справочник «Великая Россия. Имена». - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.