14
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
4. Крыговская А.С. Развитие математической деятельности и роль задач в этом развитии // Математика в школе. - 1966. - № 6. - С. 26.
5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под ред. П.И. Пидкастистого. - М.: Просвещение, 1984. - С. 32.
БОЖЕСТВЕННЫЙ материализм -ИННОВАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ПЕДАГОГИКИ
© Трушникова Т.Г.*
Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург
В статье рассмотрены принципы мировоззрения нового типа - Божественного материализма, на котором базируется инновационное направление в педагогике - системная педагогика. Указаны его преимущества в воспитании молодого поколения.
Ключевые слова Божественный материализм, системная педагогика, системная лингвистика, переход на системное образование.
Понятия о Божественном материализме
Наступило третье тысячелетие, и это не простая констатация факта текучести времени [2]. Стремительно меняется уклад жизни, соответственно, возникают и новые требования к человеку. Традиционная педагогика уже продемонстрировала свою неспособность справиться с теми глобальными проблемами, которые накопились в обществе. И тем более, она не в состоянии решать задачи воспитания и образования нового поколения, которое должно глобально отличаться от предыдущего. Налицо кризис традиционной педагогики, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это доказала и проводимая в стране реформа образования - за прошедшие 10 лет никаких качественных сдвигов не произошло и требования «Концепции модернизации российского образования» в ближайшие годы не будут выполнены, если только не будут предприняты решительные меры - в буквальном смысле революция в образовании.
Это очевидно всем: и педагогам, и чиновникам от образования, и ученым и школьникам, и их родителям, студентам, но никто не рискует сказать об этом, потому что нечего предложить взамен. Но ведь мы идем к краху в образовании, и есть способ этого избежать - перейти к принципиально к новой педагогике - системной, основные положения которой впервые в мире разработаны академиком, лауреатом Международных и отечественных премий Тамарой Георгиевной Трушниковой уже много лет назад, и она объ-
Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.
Общая педагогика
15
явлена основоположником данного направления в педагогике. Как явствует из названия, системная педагогика знаменует собой переход к системному обучению - самому прогрессивному и современному виду обучения, использующему современные технологии и компьютерное обеспечение.
Что такое системная педагогика
Системная педагогика - это инновационное направление в педагогике, исследующее сущность и закономерность воспитания и обучения как единую систему педагогического процесса, как комплекс взаимосвязанных мер по формированию мировоззрения и системы понятий основ наук, а также способы целенаправленного формирования системного мышления на родном и одном или нескольких иностранных языках как основы творческого развития личности.
Системная педагогика обладает воистину неисчерпаемыми потенциальными возможностями по сравнению с традиционной педагогикой, поэтому ей по плечу решение самых сложных задач, которые ещё в недалеком прошлом казались фантастикой: это и сокращение сроков обучения в несколько раз (особенно языков) с одновременным повышением качества обучения, и формирование системного мышления не только на родном языке, но и на иностранном, и беспереводное понимание устной и письменной речи при обучении иностранным языкам (в том числе и русскому как иностранному), и многое другое.
Системная педагогика представляет собой инновационную системную технологию обучения и воспитания, внедрение в практику образования которой позволяет совершить поистине революционные изменения в самом образовании: повысить его результативность, резко снизив сроки обучения: среднюю школу можно оканчивать в 13-15 лет, высшую - в 15-18.
Главная цель системной педагогики - сформировать системное мышление на родном и одном или нескольких иностранных языках как основы творческого развития личности и воспитать качественно новое мировоззрение, которое помогает сформировать личность.
Среди множества преимуществ системной педагогики следует отметить необычайно быстрое усвоение учебного материала и, как следствие этого, максимальное сокращение срока обучения какому-либо предмету с гарантированно высоким качеством обучение и уровнем знаний.
Краткие сведения о «Системно-модельном суперэкспресс-методе обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой»
В основе инновационной педагогической системы Тамары Трушниковой - системой педагогики - лежит «Системно-модельный суперэкспресс метод обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой», признанный международным открытием ещё в 2000 г.
16
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Метод базируется на:
- многоуровневой системе моделей для обучения языкам (родному и иностранным) как основы обучения. Главной из них является система моделей предложений, представляющая собой «эталоны мысли» и позволяющая говорить на иностранном языке, не думая о грамматических правилах. Сюда же относятся фонетические модели, базисные модели чтения, грамматические модели и др.;
- системе алгоритмов (алгоритмы общения, алгоритмы речи, алгоритмы мышления, и т.д.);
- системе языкового тренинга (Тренинг базисных моделей предложений, грамматический тренинг с помощью алгоритмических таблиц, тренинг беспереводного понимания речи и текста и др.).
Всё это позволяет за 3-4 недели (всего за 12-16 часов занятий) научиться не только бегло говорить на иностранном языке, не изучая грамматики, но и думать на нём, а за 3-4 месяца - знать язык в совершенстве.
Так же эффективно метод позволяет изучать любой предмет в школе и в вузе и овладевать родной речью и мышлением и даже формировать системное мышление на родном и иностранных языках.
Системно-модельный метод - инновационный по своей сути, вне зависимости от того, признают его таковым или нет: он создан на стыке двенадцати наук, таких, как философия, логика, лингвистика, нейролингвистика, педагогика, психология, нейропсихология, системотехника, математика, кибернетика, информатика и сам стал основой нового направления в педагогике - системой педагогики, двух новых областей языкознания - системой лингвистики и алгоритмики, нового направления в философии - Божественного материализма, нового направления в социологии - системной социологии (а автор метода объявлен основоположником этих инновационных направлений) [2].
Как уже говорилось, системная педагогика формирует системное мышление, а, следовательно, и системный взгляд на мир, т.е. мировоззрение нового типа.
При работе над теорией системно-модельного метода обучения автором была предпринята попытка смоделировать мир, чтобы найти оптимальные пути обучения языкам, т.е. речи и мышлению, и возникла картина бытия.
Она помогает чётко анализировать конкретные жизненные ситуации, а, следовательно, приводит к правильным выводам и, соответственно, к необходимым правильным поступкам и действиям, обеспечивающим положительный результат.
Из модели бытия (и модели мышления), разработанной на основе системно-модельного метода, (см. схему), можно сделать следующие выводы:
1. Мировоззрение Божественного материализма - это системный взгляд на мир, при котором признается существование не только мате-
Общая педагогика
17
риального, вещественного мира, но и духовного, т.е. не просто Бытие, а осознанное Бытие, Бытие с высоким сознанием, восходящим к Абсолютному Разуму.
Рис. 1. Модель бытия
2. Макрокосмос, т.е. Вселенная, - это не хаотичное материальное нечто, а целостная гармоничная, стройная Система, объединяющая в единое неразрывное целое духовную и материальную субстанции, созданная и управляемая Абсолютным Разумом, или Абсолютным Сознанием, или Богом, вечно живущая, вечно движущаяся в пространстве и времени и развивающаяся по законам, предписанным Самим Совершенным Разумом, а человек - её органичная частичка, одно из ключевых звеньев этой Системы, наделенная Богом неисчерпаемыми потенциальными возможностями и полномочиями.
3. Возможен переход духовного в материальное, т.к. оба этих мира существуют и взаимодействуют между собой. В образовании, в педагогике это особенно важно сознавать и правильно использовать.
4. Схема подтверждает правильность слов Библии «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
5. Из схемы ясно, что человек может жить тремя способами:
- только духовной жизнью, общаясь напрямую с Абсолютным Разумом (как живут, например, монахи-отшельники);
18
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- жить гармонично, т.е. духовной и материальной жизнью (как живут лучшие представители Человечества крупнейшие учёные, гении, священнослужители);
- жить обычной жизнью, ориентированной на приобретение материальных благ, не помышляя ни о чём духовном, запредельном (как живет, к сожалению, большинство населения Земли).
И любой из этих образов жизни человек выбирает сам. Задача системной педагогики - помочь ему осознать, как достойнее жить, чтобы он сделал свой выбор осмысленно.
6. Мир меняется через сознание, сознание - через мышление и речь, следовательно, с помощью системно-модельного метода можно формировать правильное сознание, совершенствовать человека и строить правильный мир.
7. Человек может приблизиться к Богу, совершенствуя своё Сознание, которое является частичкой Абсолютного Разума (подтверждаются слова Библии о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему).
Рис. 2
Общая педагогика
19
8. Рай на Земле возможен - через овладение идеальным, совершенным сознанием всеми людьми Земли: именно в этом случае не будет ни войн, ни голода, ни болезней. Библия не обманывает человека, говоря о Рае - он может быть достигнут самим человеком и зависеть только от него (но не от одного человека-одиночки, а от множества людей, сознательно совершенствующих своё сознание, возможно, под воздействием системной педагогики).
9. Абсолютный Разум дает человеку Слово, а человек через Слово обращается к Богу, т.е. получается «кольцо» (что ясно видно из схемы), и весь мир - духовный и материальный - находится внутри этого кольца, т.е. в кольце Бога, как бы в руках Бога (на схеме это очевидно). Отсюда вытекает вывод: всё бытие - это Бог, и Бог вездесущ (что снова подтверждает библейские заповеди). Абсолютный Разум - многолик, разносторонен. Жизнь как способ существования Абсолютного Разума - бесконечна. Плотская жизнь, к нашему великому сожалению, конечна.
10. Не только Бытие определяет сознание, но и сознание, в свою очередь, определяет Бытие, т.е. новое понимание этого соотношения.
11. Указанная системная схема позволяет сделать массу выводов, которые могут шокировать публику (настолько они идут вразрез с общепринятым расхожим мнением), но, поскольку системно-модельный метод - научный, то все выводы, полученные с его использованием, достоверны. Главный вывод, который следует сделать - это признать системность Бытия, в основе которого лежит Абсолютный Разум, и средствами системной педагогики воспитывать трезвый, научный взгляд на мир, на возможности человека, на его роль и предназначение, т.е. давать ему правильные установки для жизни.
Как видим, мировоззрение Божественного материализма, т.е. признание «одухотворенной материи», открывает новые, поистине уникальные возможности познания мира и человека, в частности, такие, которым под силу наконец-то не только прояснить, но и научно объяснить непонятную в течение тысячелетий (а, может, и миллионов лет) суть вещей.
Теория Божественного материализма впервые дает научное подтверждение существования Бога и Божественного происхождения мира и позволяет понять место человека в мироздании.
Согласно схеме, человек, являясь частью как объективного, так и субъективного мира, несет в себе Божественное начало. Отсюда двойственная природа человека: плоть (материальная субстанция) и сознание, дух (духовная).
Человек может управлять миром, он - выше него, но в определенных рамках, не забывая, что он сам - подчиненное лицо, что над ним - Бог, т.е. не противоречить желаниям Бога (жить по Его заповедям) - тогда это будет успешная деятельность, и наоборот.
Таким образом, системная педагогика является не только самым эффективным методом обучения, но и методом воспитания.
20
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Использование системно-модельного метода на практике в течение уже более 20 лет показало его необычайную эффективность, как при обучении языкам и др. предметам, так и при воспитании (а, вернее, перевоспитании), особенно школьников и подростков, которые в течение недели, не только получали глубокие знания, которые не могла им дать школа за 11 лет, но и коренным образом меняли весь уклад своей жизни, навсегда отказавшись от таких вредных привычек, как алкоголь, наркомания и т.д., и становились совершенно другими людьми, полезными обществу!
Системная лингвистика и мировоззрение Божественного материализма, формирующие сознание человека, являются фундаментом нового направления в социологии - системной социологии.
Системная социология - прогрессивное инновационное направление современной социологии в международном масштабе, независимо от типа общественно-политического строя какой-либо конкретной страны.
Она основана на учёте общечеловеческих принципов Бытия, и в её фундаменте лежит самое передовое мировоззрение - Божественный материализм.
С позиций системного подхода можно дать следующее определение системной социологии.
Системная социология - это наука об обществе как целостной системе, опирающаяся на философию Божественного материализма и преодолевающая на этой основе идейно - теоретический кризис современной социологии.
Теория и методология системной социологии служат истинному научному познанию и преобразованию мира.
Разработка действенных средств манипулирования общественным сознанием в системной социологии опирается на в высшей степени гуманную инновационную научную теорию и уже хотя бы поэтому делает её способной помогать эффективно улаживать социальные конфликты и находить новейшие методы управления обществом, т.е. выполнять главные функции социологии как науки об управлении обществом.
Только системной социологии под силу разработать и осуществить на практике такие принципы построения общества новой формации, в котором действительно будут воплощены лучшие чаяния Человечества и, наконец, превратить в реальность мечту о создании идеального общества Рая на Зем-ле-мирной, спокойной жизни без убийств, войн, разрушений и эпидемий, без революционных потрясений.
Список литературы:
1. Трушникова Т.Г. Русский язык как единая комплексная система: теория и практика русского языка с позицией систем. подхода. - Казань: Паспарту, 2007.
2. Энциклопедический справочник «Великая Россия. Имена» - М., 2003.